Научная статья на тему 'ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЛАСТИ И ЗЕМЛЕДЕЛИЕ В КОКАНДСКОМ ХАНСТВЕ'

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЛАСТИ И ЗЕМЛЕДЕЛИЕ В КОКАНДСКОМ ХАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кугарт / Ферганский хребет / Джалал-абад / чустская культура / кайраккумская культура / земледелие / Эйлатан / Кампир-девол / Канибадам / оазис / хозяйственно-культурные области / аъло – самая лучшая / авсат – средняя / адна – низкая и кайрак-ер / Коканд / Худжанд / Kugart / Ferghana Range / Jalal-abad / Chust culture / Kairakkum culture / agriculture / Eilatan / Kampir devol / Kanibadam / oasis / economic and cultural areas / alo the best / avsat medium / adna low and kayrak-er / Kokand / Khujand

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турсунов Бустон Рахмонович, Маматкулов Джурабек Абдуганиевич

На основе сопоставления археологических и письменных источников и исторической литературы анализируются вопросы возникновения земледельческой культуры в Ферганской долине. Как показывают археологические материалы, долина является одним из очагов зарождения земледельческой культуры в Центральной Азии. Возникновение и существование чустской и кайраккумской культур, их взаимосвязь с соседними областями подробно исследована археологами советской эпохи. Отмечено возникновение первых земледельческих оазисов и поселений в долине Эйлатан, Дальверзине, определены хронология возникновения и период их существования. Как показывают письменные и этнографические источники, земледельческие оазисы эпохи древности отделялись от кочевьев скотоводов искусственным ограждением – стенным валом, названным в народе «Кампир-девол» «Старушечья стена». С развитием земледелия увеличилось число поселений, от натурального хозяйства земледельческая долина переключается на активную региональную и международную торговлю. Отмечается, что формируются земледельческие оазисы, города для них становятся административными, политическими, экономическими, культурными центрами. В эпоху позднего Средневековья и Нового времени происходит объединение земледельческих оазисов в составе хозяйственно-культурных областей. На примере Ферганской долины и области Худжанда освещено формирование хозяйственно-культурных областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND CULTURAL AREAS AND AGRICUL TURE IN THE KOKAND KHANATE

Based on a comparison of archaeological and written sources and historical literature, the issues of the emergence of an agricultural culture in the Ferghana Valley are analyzed. As archaeological materials show, the valley is one of the centers of the origin of agricultural culture in Central Asia. The emergence and existence of the Chust and Kayrakkum cultures, their relationship with neighboring regions has been studied in detail by archaeologists of the Soviet era. The emergence of the first agricultural oases and settlements in the valley is noted: Eilatan, Dalverzin, the chronology of occurrence and the period of their existence are determined. As written and ethnographic sources show, the agricultural oases of the ancient era were separated from the pastoral nomad camps by an artificial fence a wall rampart, popularly called "Kampir-devol" "Old Woman's Wall". With the development of agriculture, the number of settlements increased, the agricultural valley switched from subsistence farming to active regional and international trade. Agricultural oases are formed, cities become administrative, political, economic and cultural centers for them. In the era of the late Middle Ages and the New Age, agricultural oases were united as part of economic and cultural regions. On the example of the Ferghana Valley and the Khujand region, the formation of economic and cultural regions is highlighted.

Текст научной работы на тему «ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЛАСТИ И ЗЕМЛЕДЕЛИЕ В КОКАНДСКОМ ХАНСТВЕ»

УДК 94 (100-87)

DOI:10.51844-2077-4990-2023-4-17-21 ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ Турсунов Бустон Рахмонович, д.и.н., доцент кафедры ОБЛАСТИ И ЗЕМЛЕДЕЛИЕ В истории таджикского народа ГОУ "ХГУ им. акад.

КОКАНДСКОМ Б.Гафурова "; Маматкулов Джурабек Абдуганиевич,

ХАНСТВЕ соискатель кафедры истории и религиоведения ТГУ ПБП (Таджикистан, Худжанд) ВИЛОЯТХ^ОИ ХОЦАГЙ- Турсунов Бустон Рахмонович, д.и.т., дотсенти МАДАНЙ ВА ЗИРОАТКОРЙ кафедраи таърихи халци тоцики МДТ "ДДХ ба номи ДАРХОНИГАРИИ акад. Б.Гафуров"; Маматкулов Джурабек ЦУЦАНД Абдуганиевич, унвонцуи кафедраи таърихи халци тоцик ва диншиносии ДДХБСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

ECONOMIC AND Tursunov Buston Rahmonovich, Doctor of Historical CULTURAL AREAS AND Sciences, docent of the Department of the history of the AGRICUL TURE IN THE Tajik nation, SEI "KSU named after acad. B. Gafurov "

KOKAND KHANATE E-mail:7561172@mail.ru; Mamatqulov Jurabek

Abduganievich, research worker of department of Social Sciences, TSULBP,(Tajikistan, Khujand), E-mail: 7561172@mail.ru

Ключевые слова: Кугарт, Ферганский хребет, Джалал-абад, чустская культура, кайраккумская культура, земледелие, Эйлатан, Кампир-девол, Канибадам, оазис, хозяйственно-культурные области, аъло - самая лучшая, авсат - средняя, адна - низкая и кайрак-ер, Коканд, Худжанд

На основе сопоставления археологических и письменных источников и исторической литературы анализируются вопросы возникновения земледельческой культуры в Ферганской долине. Как показывают археологические материалы, долина является одним из очагов зарождения земледельческой культуры в Центральной Азии. Возникновение и существование чустской и кайраккумской культур, их взаимосвязь с соседними областями подробно исследована археологами советской эпохи. Отмечено возникновение первых земледельческих оазисов и поселений в долине Эйлатан, Дальверзине, определены хронология возникновения и период их существования. Как показывают письменные и этнографические источники, земледельческие оазисы эпохи древности отделялись от кочевьев скотоводов искусственным ограждением - стенным валом, названным в народе «Кампир-девол» - «Старушечья стена». С развитием земледелия увеличилось число поселений, от натурального хозяйства земледельческая долина переключается на активную региональную и международную торговлю. Отмечается, что формируются земледельческие оазисы, города для них становятся административными, политическими, экономическими, культурными центрами. В эпоху позднего Средневековья и Нового времени происходит объединение земледельческих оазисов в составе хозяйственно-культурных областей. На примере Ферганской долины и области Худжанда освещено формирование хозяйственно-культурных областей.

Вожа^ои калиди: Кугарт, цаторкуууои Фаргона, Цалолобод, маданияти Чуст, маданияти Кайроццум, фаруанги кишоварзи, Эйлатан, Кампир девол, Конибодом, воуа, вилоятуои хоцаги -мадани, аъло - беутарин, авсат - миёна, адна - дарацаи паст, цайроц ер -цайроц, Куцанд, Хуцанд

Дар мацола, дар асоси муцоисаи сарчашмауои бостоншиноси, хатти ва адабиёти илми, масъалауои пайдоиши фарщнги кишоварзй таулил мегардад. Кайд шудааст, ки маълумоти бостоншиноси нишон медщанд, водии Фаргона яке аз макощои тамаддун дар Осиёи Маркази мебошад. Пайдоиш ва мавцудияти тамаддуни Чуст ва Кайроццум, алоцаи онуо бо вилоятуои уамсоя, аз цониби бостоншиносони давраи шурави амиц тадциц карда шудааст. Пайдоиши аввалин воуауои зироаткор ва манзилуои ауоли ба монанди Эйлатан ва Дилварзин цайд мегардад, пайдоиш ва давраи вуцуд доштани онуо муайян карда мешавад. Чи тавре, ки сарчашмауои хатти ва этнографи гувоуи медщанд, дар даврауои цадим воуаи зироаткорон аз чорводорони кучи бо деворуои баланд ва дароз, ки онро мардум «Кампир девор(л)» меноманд цудо мегардид. Бо инкишофи зироаткори, шумораи манзилуои ауоли зиёд мегардад, аз хоцагии натурали, водии зираткорон ба савдои уавза ва байналхалци ворид мешавад. Дар давраи охири асруои миёна ва асри нав воуауои кишоварзи уамчун як цузъи минтацауои ицтисоди ва фаруанги муттауид шуданд. . Дар мацола, дар мисоли водии Фаргона ва вилояти Хуцанд, таъсисёбии вилоятуои хоцаги-мадани нишон дода шудааст.

Key words: Kugart, Ferghana Range, Jalal-abad, Chust culture, Kairakkum culture, agriculture, Eilatan, Kampir devol, Kanibadam, oasis, economic and cultural areas, alo - the best, avsat - medium, adna - low and kayrak-er , Kokand, Khujand

Based on a comparison of archaeological and written sources and historical literature, the issues of the emergence of an agricultural culture in the Ferghana Valley are analyzed. As archaeological materials show, the valley is one of the centers of the origin of agricultural culture in Central Asia. The emergence and existence of the Chust and Kayrakkum cultures, their relationship with neighboring regions has been studied in detail by archaeologists of the Soviet era. The emergence of the first agricultural oases and settlements in the valley is noted: Eilatan, Dalverzin, the chronology of occurrence and the period of their existence are determined. As written and ethnographic sources show, the agricultural oases of the ancient era were separated from the pastoral nomad camps by an artificial fence - a wall rampart, popularly called "Kampir-devol" - "Old Woman's Wall". With the development of agriculture, the number of settlements increased, the agricultural valley switched from subsistence farming to active regional and international trade. Agricultural oases are formed, cities become administrative, political, economic and cultural centers for them. In the era of the late Middle Ages and the New Age, agricultural oases were united as part of economic and cultural regions. On the example of the Ferghana Valley and the Khujand region, the formation of economic and cultural regions is highlighted.

Ферганская долина, которая составляла ядро будущего Кокандского ханства, испокон веков являлась одним из очагов земледельческой культуры центральной части Азии. О земледельческих оазисах Ферганской долины в археологической науке имеются ценнейшие материалы. Ещё в середине прошлого века учёные определили распространение земледелия в Ферганской долине в древнейшую эпоху истории человечества. «Исключительно интересным памятником «наступления» земледельческой культуры в Фергане являются наскальные изображения на перевале Кугарт на Ферганском хребте, к востоку от современного г. Джалалабада: изображения пахоты, где люди одеты в птицеподобные костюмы, а в плуги запряжены быки (яки)» [2,с.6]. Возможно, это первое письменное свидетельство о земледельцах древней Ферганы.

Археологические изыскания советских ученых в прошлом веке дали ценнейшие материалы о генезисе земледелия в древнейшую эпоху. В центральной части долины определена и исследована чустская культура земледельцев с центрами Чуст и Эйлатан. Чустская культура открыта и исследована советскими учеными М.Э. Воронцом, В.И. Спришевским, Ю.А. Заднепровским. Исследования последних лет углубляют периодизацию чустской культуры, сегодня стартовый период Чуста отмечается XVI - XV вв. до н.э.[4.;6.;,7,с.17-20] Это была культура племен предгорной и горной части долины. Особенно основательно исследованы этнокультурные отношения и экономическое взаимовлияние чустской культуры с кайраккумской [11], а также взаимосвязь поселенцев чустской культуры с бургулюкской (Ташкентский оазис) [12]. Но достоверные письменные сведения о земледельцах эпохи древности встречается на страницах Авесты, а сведения о земледельцах Ферганы встречаем в памятниках II в. до н.э. благодаря китайским письменным источникам[3,с.147-168].

В результате расширения и развития земледельческих оазисов, с целью защитить оазис от набегов кочевников, земледельцы Ферганы строили защитные сооружения, некоторые из них, хоть и не в первозданном виде, сохранились до наших дней. В народе они получили название «Кампир- девол». Такие сооружения выявлены и изучены исследователями в западной части долины, в Канибадамском оазисе и на окраине Худжандского земледельческого округа - в районе Нау (ныне Спитаменский район)[15,с.201,282,360-361]. Долина, окруженная с четырех сторон горными хребтами, была уязвима с запада - начиная от ходжентских ворот. Строительство защитных сооружений в западной части долины было логичным и служило для охраны от внезапных проникновений кочевников в земледельческий оазис. Но кочевые и оседлые племена проживали в долине испокон веков, об этом свидетельствуют чустская и кайраккумская культуры - культуры земледельцев и кочевых сакских племён. Естественно, взаимосвязь этих культур привела к образованию определённого хозяйственно-культурного типа, а в дальнейшем - к генезису и развитию урабанизационного процесса. Сегодня ученые справедливо выдвигают тезис об образовании городов в эпоху древности осевшими сакскими племенами [9,с.126]. Саки - хаумаварга играли важную роль в формировании населения не только древнего Худжанда, но и во всем этногенезе населения Ферганской долины, областей древнего Илака (в изучаемый период - Курамы) и частично Чача (Ташкента).

В результате появления распределения труда в связи с возникновением и развитием земледелия образуются первые поселения. Некоторые из них, постепенно расширившись и

превративших в города, стали политическими и экономическими, а также культурными центрами. В дальнейшем их число увеличивается, селения, окружающие кольцом городские поселения, составляют земледельческие оазисы. Такие оазисы сформировались в Ферганской долине вокруг относительно крупных городов, таких как Коканд, Маргилан, Андижан, Наманган, Ош, Худжанд, Кандибадам, Исфара, Узген, Касан, и в Аштском районе. Земледельческие оазисы на раннем этапе истории были основаны на натуральной форме хозяйственных владений. Таким образом, поселения сформировались как пункты, обеспечивающие крупные города и населенные пункты необходимыми сельскохозяйственными продуктами и различными товарами. В связи с возникновением и развитием внутреннего рынка и включением регионов в международные торговые отношения через Великий шелковый путь, развивались и земледельческие оазисы. Как показывают этнографические исследования профессора Н.О. Турсунова, в эпоху позднего Средневековья и в Новое время, с возникновением Кокандского ханства, централизованная власть обращала основное внимание на расширение и развитие искусственной оросительной сети. В результате, развивается земледелие, именно в этот период вокруг крупных городов возникает не один, а несколько земледельческих оазисов. Например, в округе Худжанда имелись земледельческие оазисы: Исписар (Исфисар), Костакоз (Хистеварз), Калъача, Овчи, Вешкент (Бешкент), Гулакандоз, Исфана, Нау, Самгар, Карамазар. В окрестностях Исфары существовали земледельческие оазисы Чорку, Ворух, в Аштском районе: земледельческие оазисы с центрами - Ашт, Пангаз, Шайдан и Камышкурган. В Канибадамском районе - Кушкак (Кучкак), Ниязбек, Каракчикум, Махрам[15,с.82-192,333-421].Сформированные вокруг крупных городов земледельческие оазисы создавали условия для возникновения хозяйственно-культурных областей, часть отмеченных оазисов в исследуемый период включилась в область Худжанда.

Земледельческие оазисы испокон веков формировались в предгорной и равнинной части долины в ареале горных рек Нарын, Карадарья и других притоков Сырдарьи. В результате использования притоков или вод Сырдарьи, в ханстве были построены десятки магистральных каналов. Это способствовало тому, что в центральной и восточной части Ферганской долины сформировались хозяйственно-культурные области: Коканд с окрестными селениями, Маргиланская, Шахриханская (относительно поздно - в начале XIX в.), Андижанская, Наманганская, Ошская, Узгенская, Сохская, Булак-башинская, Арабанская, Балыкчинская, Чаартагская, Наукатская, Касанская, Чустская области. Именно эти земледельческие оазисы сыграли весомую роль в развитии экономической жизни Кокандского ханства в XVIII в. В следующем столетии, когда Коканд расширился до территории Дашти- Кипчака, число хозяйственно-культурных областей соответственно увеличилось.

Главная функция земледельческих оазисов была связана с обеспечением продуктами питания населения конкретного округа, главным образом - центральных городов в вилоятах и бекствах, что требовало грамотной организации и развития оросительной системы. Во время существования Кокандского ханства особое внимание было уделено строительству новых, сохранению и расширению старых оросительных сетей, которые существовали испокон веков. Глава государства - в данном случае хан и его наместники - занимались в вилоятах и бекствах строительством новых магистральных каналов и надзором над оросительной системой. Регулярно организовывали расчистку и укрепление существующих каналов, при необходимости расширяя их или строя новые каналы. В исторических хрониках имеются десятки примеров строительства новых магистральных каналов протяжённостью в несколько километров в Ферганской долине и в других регионах ханства.

В Ферганской долине особое внимание уделялось обработке земли, почва которой была очень бедна минеральными удобрениями. Круглый год дехканин бережно обрабатывал почву, от состояния которой зависело плодородие земли и собираемый урожай. Учитывая состояние почвы, выделяли следующие категории земель: аъло - самая лучшая, авсат - средняя, адна -низкая и кайрак-ер [10,с.110]. Последнее определение относилось к земельным площадям, которые невозможно было оросить искусственно, это были богарные земельные площади в предгорных и горных зонах региона.Саркоры - сборщики налогов, при определении земельного налога - хараджа обращали внимание на указанные категории земель и определяли объем налогов.

В земледельческом оазисе также развивалось садоводство, фруктовые сады были везде, где было возможно орошение. Более пяти сортов тутовника - шелковицы выращивалось в долине: хасаки, балхи, шохтут, понгози, аштаки, марваритак [17,с.29-30].

Каждый оазис, крупный или мелкий хозяйственно-культурный центр, был знаменит оригинальными плодами, вкус и цвет которых был неповторим. Например, Худжанд славился своими гранатами, Канибадам - миндалем [1,с.7], область Исфары - абрикосами и орехами.

Важнейшим фактором существования этнической культуры является экологическая ниша, где она развивается, определяя типы хозяйства, домостроительства и пр. Поэтому важное значение имеет введенное М.Г. Левиным и Н.Н. Чебоксаровым (1955) понятие хозяйственно-культурного типа (ХКТ), которое в дальнейшем широко использовалось в археологической, особенно в этнографической, науке [8,с.21].

Земледелие в истории Средней Азии, без сомнения, составляло основу хозяйственной жизни, поэтому историки обратили особое внимание на исследования данного вопроса. Хотя имеются многочисленные труды по данному вопросу, но в сравнении с политической жизнью народов Средней Азии он разработан очень слабо. В советскую эпоху по экономическим вопросам - о хозяйственной жизни Кокандского ханства - имелось всего несколько работ, однако фундаментальных исследований, посвященных земельно-водным отношениям и изучению феодального хозяйственного владения Худаяр-хана, до сих пор не существует. [5.с. 10]. Также сохранились материалы из архива последних ханов Коканда, которые каталогизированы и частично исследованы Л.А. Троицкой [13, с.14]. Архивные материалы в качестве письменного источника, хоть и частично, но достоверно рисуют экономическую ситуацию последних десятилетий Кокандского ханства.

Климатические условия в ханстве благоприятствовали выращиванию различных сельскохозяйственных продуктов. Основными культурами аграрного сектора Ферганской долины были: пшеница, ячмень, просо (тарик, кунак), джугара, или кокандская джугара, кукуруза - макка джугара, горох, маш, фасоль, кунжут (сезам), загир (лен-кудряш), кукнар (мак), кенаф, кендыр, хлопчатник - гуза. Таким образом, земледелие имело комплексный характер, развивалось разносторонне, при этом обеспечивая местный и региональный, а в дальнейшем международный рынок необходимыми сельскохозяйственными товарами.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабур,З. Бабур-наме. Записки Бабура/З.Бабур. - Ташкент,1993. - 464 с.

2. Бернштам, А.Н.Древняя Фергана/А.Н.Бернштам.- Ташкент, 1951. - 49 с.

3. Бичурин, Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Том. 1/ Н.Я.Бичурин.-М.-Л.: Издательство АН СССР, 1950. - 381 с.

4. Воронец, М.Э. Археологические исследования Института истории и археологии и Музея истории Академии наук УзССР на территории Ферганы в 1950-1951 гг./М.Э.Воронец//Музей истории народов Узбекистана.- Ташкент, 1954.-С.53-84.

5. Жуванмардиев, А. Земельно-водные отношения Ферганы XVI -XIX вв./А.Жуванмардиев.-Тошкент,1965. - 182 с.

6. Заднепровский,Ю.А.Древнеземледельческая культура Ферганы/Ю.А.Заднепровский. //МИА.Вып.118.М.-Л., 1962.-328с.

7. Заднепровский,Ю.А. Типология и динамика развития городских поселений древней Ферганы / Ю.А.Заднепровский//Древний город Средней Азии. Тезисы докл. - Л., 1973. - С. 17-20.

8. Кузмина, Е.Е. Арии - путь на юг./Е.Е.Кузмина.- М.: Летний сад, 2008. - 558с..

9. Мирбабаев А.Сакское наследие архаического Худжанда(К этнической истории таджиков)/А.Мирбабаев,Н.Рахимов// Актуальные проблемы культурогенеза таджикского народа./Отв.ред. Аскарали Раджабов. - Душанбе: Дониш, 2016. - С. 121-130.

10.Набиев, Р.Н. Из истории Кокандского ханства(феодальное хозяйство Худаяр-хана)/Р.Н.Набиев. - Ташкент: Фан, 1973. - 388с.

11.Литвинский, Б.А. Древности Кайрак-Кумов. (Древнейшая история Северного Таджикистана)/Б.А. Литвинский, А.П.Окладников, В.А.Ранов.- Душанбе, 1962. - 405с.

12.Торгоев, А.И. Чустская культура/А.И.Торгоев//Большая Российская Энциклопедия. / bigenc.ru https/// bigenc.ru >агЛео^у>. Дата обращения: 8.11. 2022 г.

13.Троицкая, Л.А. Каталог архива Кокандских ханов XIX века/Л.А.Троицкая.- М., 1968. - 481с.

14.Троицкая, Л.А.Материалы по истории Кокандского ханства XIX в. По документам архива Кокандских ханов/Л.А.Троицкая. - М.: Наука, 1969. - 155с.

15.Турсунов, Н.О. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII -начале XX вв./Н.О. Турсунов. - Душанбе: Ирфон, 1991. - 540 с

16.Турсунов, Б.Р. Из истории святыни Канибадамского оазиса/Б.Р.Турсунов. - Худжанд: Ношир, 2007. - 123 с.

17.Шелководство и шелкомотание в Средней Азии/ Отчет Министерству Финансов Агента в Туркестанском генерал-губернаторстве Н.Ф. Петровского. - Тифлис: Типография К.П. Козловского, 1904. - 107с.

REFERENCES:

1. Babur. Babur-name.Notes of Babur/Z.Babur.-Tashkent,1993. - 464 p.

2. Bernshtam, A.N. Ancient Fergana / A.N. Bernshtam. - Tashkent, 1951. - 49 p.

3. Bichurin, N.Ya. A collection of information about the peoples who lived in Central Asia in ancient times. Volume.1/N.Ya.Bichurin-M.-L.:Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1950.

- 381 p.

4. Voronets, M.E. Archaeological research of the Institute of History and Archeology and the Museum of History of the Academy of Sciences of the Uzbek SSR on the territory of Fergana in 1950-1951 / M.E. Voronets // Museum of the History of the Peoples of Uzbekistan. - Tashkent, 1954.-P.53-84.

5. Zhuvanmardiev, A. Land and water relations of Fergana in the 16th - 19th centuries / A. Zhuvanmardiev. - Tashkent, 1965. - 182 p.

6.Zadneprovsky, Yu.A. Ancient agricultural culture of Fergana/Yu.A.Zadneprovsky. //MIA.Issue.118.M.-JI., 1962.-328 p.

7. Zadneprovsky Yu.A.Typology and dynamics of development of urban settlements of ancient Fergana/Yu.A.Zadneprovsky//Ancient city of Central Asia. Abstracts of the report.-L.,1973.-P.17-20.

8. Kuzmina, E.E. Arias - the path to the south. / E.E. Kuzmina. - M.: Summer Garden, 2008. - 558 p..

9. Mirbabaev A. Saki heritage of archaic Khujand (On the ethnic history of the Tajiks) / A. Mirbabaev, N. Rakhimov // Current problems of cultural genesis of the Tajik people. / Responsible editor. Askarali Radjabov. - Dushanbe: Donish, 2016. - P. 121-130.

10.Nabiev, R.N. From the history of the Kokand Khanate. (feudal economy of Khudayar Khan)/R.N. Nabiev. - Tashkent: Fan, 1973. - 388 p.

11.Litvinsky, B.A. Antiquities of Kairak-Kumov. (Ancient history of Northern Tajikistan)/B.A. Litvinsky, A.P. Okladnikov, V.A. Ranov. - Dushanbe, 1962. - 405 p.

12.Torgoev, A.I. Chust culture / A.I. Torgoev // Great Russian Encyclopedia. / bigenc.ru https/// bigenc.ru >archeology>. Date of access: 8.11. 2022

13.Troitskaya, L.A. Catalog of the archive of the Kokand khans of the 19th century / L.A. Troitskaya.

- M., 1968. - 481 p.

14.Troitskaya, L.A. Materials on the history of the Kokand Khanate of the 19th century. According to documents from the archive of the Kokand Khans/L.A. Troitskaya. - M.: Nauka, 1969. - 155 p.

15.Tursunov, N.O. Development of urban and rural settlements of Northern Tajikistan in the 18th -early 20th centuries/BUT. Tursunov. - Dushanbe: Irfon, 1991. - 540 p.

16.Tursunov, B.R. From the history of the shrine of the Kanibadam oasis / B.R. Tursunov. -Khujand: Noshir, 2007. - 123 p.

17. Sericulture and silk weaving in Central Asia/ Report to the Ministry of Finance of the Agent in the Turkestan General Government N.F. Petrovsky. - Tiflis: Printing house K.P. Kozlovsky, 1904. -107 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.