УДК 9 (С 53 ББК 63.3(2 Т)
Б.Р. ТУРСУНОВ, Н.А. ИКРОМОВ
ТАДЖИКИ В СОСТАВЕ КОКАНДСКОГО ХАНСТВА (к истории образования Кокандского ханства)
В историографии таджикского народа подробно исследована и исследуется эпоха Бухарского эмирата. Но о Кокандском ханстве очень мало информации, многие считают, что это государство не имеет ничего общего с таджикским народом и его историей. Но факты показывают, что с первого дня образования этого государства его история тесно связана с таджикским народом. С первых дней образования государства в состав Кокандского ханства вошли: территория нынешнего Аштского района, потом Исфара, Канибадам, Худжанд. Кроме них, некоторое время в составе Кокандского ханства были Ура-Тюбе (Истаравшан), Каратегин, Дарваз, Гиссар и Куляб, Кошгар, Хутан. Поэтому, история Кокандского ханства и есть частица истории таджикского народа, наравне с другими народами Средней Азии.
Образование Кокандского ханства тесно связано с политическим положением Бухарского ханства в конце XVII - в начале XVIII веков. Ослабление централизованной власти династии Аштарханидов (Джанидов) является одним из основных причин усиления сепаратизма и возникновения самостоятельных владений в составе государства. Одним из таких владений в составе относительно огромного государства, охватывавшего весь Мавераннахр и область Балха в Афганистане, была Фергана.
Другая не менее важная причина возникновения самостоятельного владения в Фергане была связана с географическим расположением области. Фергана, как одна из северных областей Мавераннахра, была расположена на границе между земледельческим оазисом и кочевой степью. Вся история Ферганы связана с борьбой оседлых и кочевых народов, с процессом интеграции их в политическом, экономическом, культурном и этническом отношении. Когда в Мавераннахре была централизованная власть, кочевники не осмеливались проникнуть в Фергану, как только произошло ослабление централизованной власти, начались частые набеги, проникновение кочевников в долину. Поэтому последний правитель Тимуридов Захириддин Бабур, характеризуя Фергану, отметил, что «жители Маргинана - сарты; это драчливый и беспокойный народ. Обычай драться на кулаках распространен в Мавераннахре; большинство знаменитых кулачных бойцов в Самарканде и в Бухаре - маргинанцы» (5, 30).
Более подробную объективную характеристику, близкую к нашему изучаемому периоду, читаем в другой географической литературе об Андижане, превратившемся в административный, экономический и культурный центр тогдашней Ферганы. Автор книги «Бахр ул-асрор» (Море тайн) Махмуд Ибн Вали пишет: «...Раньше Андижан был местом собрания ученых и великих шейхов, имел много медресе и школы, но с того момента, когда власть перешла в руки местных населений. Даже во время полевой работы при себе имеют колчак и лук, они искусные воины и так рвутся в бой, как будто рождены для войны» (10, 17).
В такой трудный момент, когда центральная власть была бессильна и оседлый народ был беззащитен, консолидация народов Ферганы, создание нового государства, имеющего возможность защитить народ, было объективной необходимостью времени. Оно и привело к образованию Кокандского ханства во главе с Шахрухбием, вождём племени минг. Таких сепаратистских владений в составе государства Аштарханидов было много (6), но среди них в дальнейшем, только Фергана не только смогла отстоять, но и сохранить самостоятельность, и выросла как государство на равных с Бухарой и Хивой. Это уже была заслуга тех сил, которые объединились вокруг правящей группы, и заслуга представителей династии мингов, в силу и волю которых поверили народы Ферганы и в самом начале борьбы выбрали своими предводителями.
Таким образом, история возникновения Коканда как государства тесно связана с узбекским племенем минг. Историю династии - историю Кокандского ханства условно можно разделить на следующие этапы:
I. Возникновение династии и формирование основы государства - 1709 - 1770 гг.;
II. Образование централизованной власти и расширение территории ханства - 1770 - 1842 гг.;
III. Усиление сепаратизма, политическая раздробленность, ослабление централизованной власти -
1842 - 1864 гг.;
IV. Проникновение Российской империи и распад государства в связи с ее завоеванием - 1864 - 1876 гг.
Шохрухбий и возникновение нового государства. В начале XVIII в., как выше было отмечено,
ослабленная центральная власть государства Аштарханидов не смогла защитить интересы своих подданных, хотя взимала за это определенные налоги. От неожиданных вторжений соседних кочевников особенно сильно страдало население пограничных областей. Если в южных границах Аштарханидов, в область Балха вторгались с, одной стороны, иранцы и, с другой стороны, Бабуриды (в Европе их называли империей Монголов), то на севере - в Фергане, если говорить образно словами Махмуда ибн Вали «...участилось прохождение через эту область киргизских племен» (10,17),киргизы, каракалпаки и казахские племена вливались в состав оседлых, полукочевых и кочевых народов Ферганы. Фергана и до этого во все времена истории народов Средней Азии, была буферной зоной между кочевыми племенами и оседлым оазисом (между - казахской степной зоной (Могулистаном в прошлом) и Мавераннахром). В исторических хрониках процесс образования Кокандского ханства описан по-разному. По рассказу Махмуда Хакима Яйфони, в селении Таргова некий знатный человек организовал свадьбу, на которой собравшиеся гости решили образовать государство. Старого правителя области привезли и казнили, а полководцем выбрали Шахрухбия (7, 205). В другой версии мы встречаем имя правителей, управлявших до прихода Шахрухбия: «... после смерти хакима вилаета Ферганы Хаджи Султана, - пишется в литературе, - придворные провозгласили правителем его младшего брата Ашуркула». Но в Риштане недовольные таким решением подняли мятеж и Ашуркул был убит (7, 205).
Именно такое положение дел, вынуждало население центральной части Ферганской долины определить свою дальнейшую судьбу. Среди разных этнических групп почетная и в тоже время трудная ответственность легла на плечи вождя узбекской племени «минг» (в переводе тысяча) -Шахрухбия. Этот сложный, судьбоносный для него и его потомков, вопрос был решен в присутствии и согласии лидеров различных этнических групп. О названиях этих групп мы читаем в исторических хрониках XIX - XX веков. Группы тарговинцы (таргова), чинкантцы («Чакат», «Чангат»), сараи (сарой) и чадакские ходжи (3, 305), нам кажется, были не только инициаторами возникновения нового государства, они также были основной опорой к моменту прихода и дальнейшего укрепления позиции династии Мингов. Именно они, подняв на войлоке, отнесли на трон Шахрухбия, это было 1709 год -стартовый год в истории возникновения нового государства в Средней Азии. Перечисленные этнические группы не являются названием узбекских или киргизских племен, скорее они являлись родами в составе узбеков племени «минг», и выходит, что эти роды племени «минг» являются основателями новой династии. Здесь уместно говорить о легитимности новообразованного государства. Когда возникает вопрос о легитимизме власти, при изучение истории государств, часто встречаем нереальные доводы господствующей династии доказать законность прихода ее к власти. Как часто можно заметить, для доказательства они приводят разные аргументы. Говоря о возникновении данного вопроса в Кокандском ханстве, Анке фон Кюгельген пишет: «В Коканде предводители династии Минг притязали на этот титул с 1798 г., с тех пор когда бег(бий) Алим приказал украшать пятничную молитву и монеты своим именем; они составляют себе чингизидскую или тимуридскую родословную»(1, 23). Конечно, здесь указанная Анке фон Кюгельгеном дата не совпадает с реальной историей. Из исторических исследований известно, что Алимбий принял титул «хан» (2, 23; 3, 311; 4, 9; 7,207; 8,39) в 1805 году, и после началось составление родословной, связанной с Мирзо Бабуром и через него - с Тимуром и тимуридами.
Что касается этимологического значения самого термина «легитимизм», то слово происходит от латинского слова (от лат. legitimus, фр. légitime, «законный»), в переводе означающего «закон», легитимизм - это следование закону, идеология, провозглашающая своею целью борьбу за законность Верховной власти в стране (1,3; 9).
Глубоко проанализировав вопросы легитимизма на материалах исторических хроник относительно мангитских правителей Бухарского эмирата, немецкий ученый Анке фон Кюгельген пишет: «На аналитическом уровне их можно разделить на шесть категорий: (1) божественная легитимация, (2) генеалогическая легитимация, (3) электоральная легитимация, (4) легитимация посредством ориентации на образец для подражания, (5) легитимация посредством превосходящей силы и (6) легитимация посредством сохранения норм. Целью предлагаемой здесь классификации является, главным образом, на конкретном примере сделать возможным выявление приоритета какого - либо одного из этих факторов легитимации» (1, 53-54).
Учитывая классификацию Анке фон Кюгельген относительно легитимизма, в кокандских исторических хрониках можно встретить факты, подтверждающие и божественную, и генеалогическую легитимацию.В начале XVIII в. усиливается борьба кочевых и полукочевых племен за гегемонию в регионе. Среди них особенно отличались минги, кипчаки и некоторые киргизские племена. С целью укрепить свои позиции аристократы племени минг старались опираться на духовных лидеров, в том числе и суфийского ордена, называемого "ходжагон". На рубеже XVII - XVIII вв. в Ферганской долине и Восточном Туркестане наряду с усилением
авторитета кочевых и полукочевых узбекских племен, также было сильно политическое и духовное влияние суфийского направления (ордена) - «Ходжагон». Шохмастби - один из родоначальников династии мингов был мурюдом Вали Лутфуллоха Чусти. Вопрос узаконивания своей власти у правителей мингов- возникл не сразу, после их прихода к власти, а позже - когда Коканд превратился в ханство и стал претендовать на лидерство среди среднеазиатских государств. Именно в это время в исторических хрониках появляется вопрос легитимизме.
Таким образом, в связи с усилением центральной власти, поднимается вопрос о легитимизме власти мингов в Кокандском ханстве. В результате, в исторических хрониках, появляется предание об «Олтун бешик» - что в переводе означает «Золотая колыбель». Сущность предания заключается в том, что в нем, минги в родственных узах связывают свою генеалогию с Захириддин Мухаммад Бабуром - последним правителем тимуридов в Фергане, и в будущем -основателем государства в Индии - империи монголов. Таким образом, минги - правители Кокандского ханства - своё происхождение связывают с Захириддином Бабуром, через него - с Тимуром и династией Тимуридов. Как отмечается в источниках (12, 43-46; 13, 11-13), однажды, проходя местность Тиргова, Захириддин Бабур, которого преследовали шейбаниды, приказал оставить здесь младенца, своего сына.Здесь, вблизи селения, где проживали полукочевые племена (элотия), вместе с младенцем был оставлен один из приближенных Бабура, который должен был присматривать за младенцем. В это время в этой местности, где протекала небольшая речка, проживали три разные этнические группы - чинкантцы, сарой и таргова. Согласно преданию, в этот день данные группы с целью построения водного сооружения в верховьях речки организовали просмотр местности. По пути обратно в село они увидели золотую колыбель с младенцем, которая была накрыта покрывалом. Старейшины договорились разделить находку между собой следующим образом: золотую колыбель (олтун бешик) получат чинкантцы, принадлежности младенца переходять сараям (сарой), самого младенца получат тарговинцы (таргова). Уполномоченный Бабуром человек, наблюдавший за этим со стороны, догнав Бабура, передал то, что увидел. Успокоенные этим сообщением, Бабур и его спутники продолжили свой путь.
Таким образом, община таргова (таргова), получившая младенца, назвала его Олтун бешик и передала в руки женщины, известной своими хорошими манерами и авторитетом в общине. Женщина с самого начала особое внимание уделила воспитанию младенца, потому что в общине было хорошо известно его происхождение.Как отмечает автор книги «Тарихи Туркистон» -Мирза Олим Махдум ходжи (12, 43-46), когда Олтун Бешик повзрослел, его женили на красавице общины таргова, и у них родился сын, которого назвали Султон Элик. У Султона Элика родился сын, которого назвали Султон Худоёр, у него родился сын -Мухаммадамин. У Мухаммадамина родился сын, которого назвали Абул - Касим, у него тоже родился сын - Шохмастбий (Чамаштбий), у того - Шохрухбий, а у Шохрухбия (Шохрухби I) родился Ходжибий. Далее род продолжил Ходжибий Ашурби, от Ашурбия родился Шохрухби (Шохрухби II), который и стал основателем династии минг. От Олтун Бешик до Шохрухби прошло десять поколений, двести лет, считает автор источника. Таким образом, по данным письменных источников Шохрухби фактически является прямым потомком Захириддина Бабура.
В заключение надо отметить, что в трудные моменты в истории Кокандского ханства всегда основной опорой являлись местное духовенство и феодальная знать. Именно они сыграли главную роль при смене власти Алимхана, они были главными наставниками сепаратистов при Мадалихане и при его свержении Бухарским эмиром.Они и отстранили Мусулманкула мингбаши от власти и организовали «кыпчакскую резню» в 1853 г., показав таким образом на что способна местная феодальная знать и духовенство. Во всей истории Кокандского ханства чувствовалась их мощь, основываясь на их силу, и мингская династия более ста лет правила государством. Захватив Коканд, эмир Насрулла в столице государства организовал кровавую бойню, в которой фактически была истреблена вся аристократическая знать - опора централизованной власти. В результате этого, центральная власть фактически больше не смогла найти такую опору, которая былабы заинтересована в усилении и укреплении центральной власти, в стабильности государства. Вся дальнейшая история государства была внутренней борьбой полукочевых и кочевых кипчакских и киргизских племен, не заинтересованных в усилении центральной власти. Но до этого было ещё далеко, создание государства только начиналось.
Таким образом, было создано новое государство, основная территорией которой были всего несколько районов северной части Ферганской долины. Историческая литература отмечает эти территории новообразованного государства: «...от Намангана до Шахидана и Пансадгази (Пангаз)». Территория Шахидан это Шайдон - нынешний административный центр Аштского района Согдийской области Республики Таджикистан и Пансадгаз - нынешний Понгоз в составе того же Аштского района
(7, 205). Отсюда следует, что с самого начала возникновения Кокандского ханства нынешний Аштский район был в его составе.
Что касается правления Шахрухбия - основателя нового государства, в исторических хрониках XIX -XX веков имеются интересные сведения. Начальный этап правления Шахрухбия полон противоречивых сведений. Первое противоречие связано с взаимоотношением мингов и чодакских ходжей, которые имели огромный авторитет в духовной и в какой-то степени политической жизни народов Ферганы. Данный вопрос освещен в некоторых письменных источниках. Отмечается, что как только образовалось государство, узбекская верхушка мингов заманила лидера ходжей предложением установить родственные отношения: якобы выдавая своих дочерей ходже - тогдашнему правителю Чодака. Как только ходжа, приняв предложение, вместе с сопровождающими сорока джигитами пришёл к ним в гости, Минги по своему обычаю разделили между собой гостей, а после угощения по сигналу всех вместе и убили. После этого минги, переходя Чодак, захватили оружие и казну ходжей, таким образом, отстранив главного претендента власти мингов (12, 46-47). Другой рассказ о смерти Шахрухбия тоже связан с представителями суфизма: во время строительства крепости в нем работал один из последователей мулла Бозор Охунда - учитель Боборахима Машраба. Мулло Бозор Охунд прибыл к Шахрухбию и попросил освободить его ученика. Шахрух отказался и мулла Бозор Охунд вернулся с сожалением. По пути зашел к одному муриду в гости, и здесь, на стене нарисовав Шахруха, начал стрелять из лука в рисунок, приговаривая «Шохрух мурд» - «Шохрух умер». «Это произошло в четверг, а в пятницу на плече хана появляется болячка и он от этого и умер» (12, 46-47).
Среди инициаторов нового государства имена Чодакских ходжей встречаются неслучайно, новая династия, скорее всего, с целью получить духовную поддержку, привлекала их к себе (8, 25-26).
Основные преобразования, которые произошли при Шахрухбие - это распределение власти между этническими группами с учётом их политического положения в обществе. Как только Шахрухбий стал правителем, он начал назначать своих людей на разные должности в центральной власти, а также и в областях. Видимо Шахрухбий (или его советники) успешно справились с этим вопросом, о чём свидетельствует согласие между разными этническими группами и сословиями.
Хотя в исторической литературе Шахрухбий отмечается как организатор системы новоорганизованного государства и армии, конкретных примеров этого мало. В книге «Таърихи Туркистон» отмечается назначение наместников «.от границы Намангана до Шахидона и Понсадгозий, который сейчас называют Понгозом» (12, 47).
По велению нового правителя были назначены способные специалисты для выявления удобной местности для постройки крепости. Так, в местности «Куктунлик» была построена цитадель Шохруха, которая, позднее, когда была построена другая - новая крепость, получила название «Эски кургон» («старая крепость») (12, 47-48). Шахрухбий правил до 1722 года (12, 48), после его смерти у него остались три сына: Абдурахимбий, Абдукаримбий и Шодибий.
Формирование нового самостоятельного владения было результатом ослабления и разложения государства Аштарханидов. Шахрухбий- представитель одного из влиятельных племен Ферганы, пришел к власти, во- первых, при помощи своих соплеменников, во-вторых при весомой поддержке представителей духовенства - суфийского ордена «ходжагон». Через ходжей Шохрухбий приобрел поддержку местной оседлой феодальной верхушки, которая больше всех была заинтересована в формировании сильной, централизованной власти. Шахрухбий и его потомки оправдали доверие выбравших их этнических групп в том смысле, что они не только смогли сохранить самостоятельность Ферганы, но и расширили, укрепили границы государства. Зарождение и формирование нового государства проходило в сложной обстановке борьбы как с внутренними, так и с внешними врагами, борьбы против сепаратистски настроенных наместников. В дальнейшем это ферганское владение получило название Кокандское ханство.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Анке фон Кюгельген. Легитимация среднеазиатской династии мангитов в произведениях их историков (18 - 19 вв.). Алматы.: Дайк-Пресс, 2004. - 516с.
2. Бобобеков, Х,.Н. ^укон хонлигининг кискача тарихи.- Краткая история Кокандского ханства. -Тошкент, 2009. - 76 с.
3.Бобоев,Х.Узбек давлатчилиги тарихи.(11 китоб).-История узбекской государственности/Х.Бобоев, З.Хидиров, Ж.Шодиев, М. Ахмедова.- Тошкент, 2009. - 472 с.
4.Вох,идов Ш., Холикова Р. Марказий Осиёдаги давлат бошкаруви тарихидан/ Ш.Вохидов, Р. Холикова.-Тошкент, 2006. - 72 с.
5.Захир ад-дин Мухаммед Бабур. Бабур-наме. Записки Бабура. - Ташкент: Главная редакция
энциклопедий, 1993. - 464с. 6.История таджикского народа. Том IV. Позднее средневековье и новое время ( - 1917 г.)./ Под общей редакцией академика Р.М. Масова. - Душанбе, 2010. - 1123с.
7. История Узбекистана. Том III. - Ташкент, Фан, 1993. - 476с.
8Досимов, Й. ^укон хонлиги тарихи очерклари. (1709 - 1876 йиллар) - Очерки истории Кокандского ханства. (1709 - 1876 йиллар)/Косимов Й. - Тошкент - Намангон, 1994. - 176 с.
9.Любич, Антон. Легитимизм: содержание, смысл и сущность. http://legitimist.ru/sight/politics/2010/arxivnyie-novosti/legitimizm-soderzhanie-smyisl-i-s.html.
10.Махмуд, ибн Вали. Море тайн относительно доблестей благородных (география). - Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар. Введение, перевод, примечания, указатели Б.А. Ахмедова/В.Махмуд.-Ташкент: Фан,1977.- 167 с.
11.Махмудов, Ш. ^ук,он хони Шохрухбий хусусидаги маълумотлар/Ш.Махмудов// Узбекистан тарихи ёш тадкикотчилар нигохдда. (Ёш тарихчи олимларниниг илмий маколалари туплами.) - Тошкент: «Ozbekiston», 2010. - С. 23-26.
12.Мирзо, Олим Махдум Хожи. Тарихи Туркистон / Сузбоши ва изо^лар муаллифи Ш. Вохддов. Араб ёзувидан табдил Ш.Вохидов ва Р. Холикова/М.Мирзо. -Тошкент: «Янги аср авлоди», 2009.
13.Мирзоолим, Мушриф. Ансоб ус-салотин ва таворих ул-хавокин (^укон хонлиги тарихи -История Кокандского ханства)/М.Мирзоолим. - Тошкент: Гафур Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1995. - 128 с.
REFERENCES:
1.Anke fon Kyugelgen. Legitimization of Middle Asian Manghit Dynasty in their Historians" Works (referring to the XVIII-th - the XlX-th centuries)/K. Anke fon. - Almaty: Dike-Press, 2004. - 516 p.
2.Bobobekov,H.N.Brief of History of Kokand Khanate/H.N.Bobobekov.-Tashkent,2009.-76 p.(in Uzbek)
3.Boboev,H. The History of Uzbek State(Book 2) /H.Boboev,Z.Khidirov,Zh.Shodiev,M.Ahmedova.-Tashkent,2009.-472 p.
4.Vohidov,Sh.From the History of Central Asia's Counties/ShVohidov,R.Kholiqova.-Tashkent,2006.-72p.
5.Baburname. Babur's Notes. - Tashkent; The chief editorial board of encyclopaedias.1993. -464 pp.
6.History of the Tajik Nation. -V.4. Late Mediaeval and New Period (1917). Under the general editorship of R.Masov. - Dushanbe, 2010. - 1123 p.
7.The History of Uzbekistan. - V.3. - Tashkent: Science, 1993. - 476 p.
8.Qosimov, Ye. Sketch on the History of Kokand Khanate. (1709 - 1876)/Qosimov Ye. - Tashkent -Namangan, 1994. - 176 p.
9.Lyubich, Anton. Legitimism: Context, Meaning and Essence. http://legitimist.ru/sight/politics/2010/arxivnyie-novosti/legitimizm-soderzhanie-smyisl-i-s.html.
10. Mahmud, ibn Vali. Sea of Mysteries Related to Noble Valiance (Geography). Introduction, translation, Notes, Indicators by B.A. Ahmedov/V.Mahmud. - Tashkent: Science, 1977. - 167 p.
11. Mahmudov, Sh. Information Concerning Kokand Khan Shohrukhbey/Sh.Mahmudov// From the view point of young Uzbek historians. (Collection of scientific articles by young scholars engaged in historical studies). - Tashkent: Uzbekistan, 2010. - Р. 23 - 26. (in Uzbek)
12. Mirzo,Olim Mahmud Hodi.The History of Turkestan/Introduction and Commentaries: Sh.Vohidov. Translated from Arabic by Sh.Vohidov and R.Kholiqova/M.Mirzo.-Tashkent:New Generations, 2009. (in Uzbek)
13.Mirzoolim, Mushrif. Ansob us-salotin va tavorikh ul-khavoqin (The Histoty of Kokand Khanate)/M.Mirzoolim. - Tashkent: Literature and Art publishing-house named after Ghafur Ghulom, 1995. - 128 p. (in Uzbek)
Тоцикон дар xайати хонигарии Цуцанд (оид ба таърихи ташаккули хонигарии Цуцанд)
Вожахои калиди: хонигарии Куцанд, Фаргона, мингуо, уокимияти цонуни, хоцагони суфи ва уокимияти хонигари
Мацола ба таърихи пайдоиш ва ташаккули хонигарии Куцанд дар водии Фаргона бахшида шудааст. Муаллифон сабаб ва омилуоеро, ки барои пайдоиши давлати нав дар цаламрави Мовароуннаур мусоидат карданд, ошкор месозанд.
Кайд карда мешавад, ки ауолии ашрофи муцими ва рууониён, ки ба як цудрати мутамаркази цави манфиатдор буданд, такягоуи сулолаи нави цабилаи узбакони минг шуданд, ки цодир ба мууофизати воуа аз уамлауои кучманчиён буд. Асосгузори сулолаи нав Шоурухбий шуд. Муаллифон нишон медиуанд, ки барои цонуни кардани уокимияти худ мингуо авлоди худро ба Бобур ва бо воситаи у ба Темур ва Темуриён насб менамуданд. Дар асоси маълумоти сарчашмауои хатти таъкид мегардад, ки дар ибтидо хонигари тануо цисмати шимоли Фаргона, аз Намангон то Аштро фаро мегирифт.
Бо назардошти он ки ахолии ин минтацауо ва аксарияти рууониён тоцикон буданд, муаллифон нацши мууими тоциконро дар ташаккули давлати нав- хонигарии Куцанд дар цаламрави водии Фаргона нишон медщанд.
Таджики в составе Кокандского ханства (к истории образования Кокандского ханства)
Ключевые слова: Кокандское ханство, Фергана, минги, легитимность власти, суфийские ходжи и ханская власть
Статья посвящена истории возникновения и формирования Кокандского ханства в Ферганской долине. Авторы раскрывают причины и факторы, способствовавшие появлению нового государства на территории Мавераннахра. Отмечается, что знать оседлого населения и духовенство, заинтересованные в сильной централизованной власти, стали опорой новой династии из узбекского племени мингов, способной защитить оазис от набегов кочевников. Основоположником новой династии стал Шахрухбий. Авторы показывают, что для легитимизации своей власти минги возводили свой род к Бабуру, а через него - к Тимуру и тимуридам.
На основе данных письменных источников подчеркивается, что ранее ханство включало только северную часть Ферганы, от Намангана до Ашта. Учитывая, что население названных районов и большая часть духовенства являются таджиками, авторы указывают на большую роль таджиков в становлении нового государства - Кокандского ханства на территории Ферганской долины.
Tajiks in the Structure of Kokand Khanate (to the history of Kokand Khanate formation)
Key words: Kokand Khanate, Ferghana, minghis, power legitimation, Sufi hojis and khanate khans power
The article dwells on the history dealing with the rise and formation of Kokand Khanate in the Ferghana valley. The authors reveal the reasons and factors which promoted the new state appearance on the territory of Movarounnahr.
It is underscored that the elite from the settled population and the clergy being interested in strong centralized power turned into a support for the new dynasty which had formed out of the Uzbek tribe of Minghis being able to defend themselves from nomadsл forays. Shohrukhbiy became a founder of the new dynasty. The authors of the article show that for legitimatizing their power Minghis traced their generation back to Babur and through him - to Temur and Temurids.Designing on the premise of the relevant written sources the authors lay an emphasis upon the idea that the early khanate included only the Southern part of Ferghana from Namangan to Asht. Taking into consideration the population of the mentioned districts and the major part of clergy are Tajiks the authors point to the great role of the formers in the establishment of the new state, that of Kokand Khanate, on the territory of the Ferghana valley.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Турсунов Бустон Ра^монович, номзади илмуои таърих, дотсент, мудири кафедраи фануои цамъиятии Донишгоуи давлатии ууцуц сиёсат ва бизнеси Тоцикистон (Цум^урии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: [email protected]
Икромов Назирцон Ашурбоевич, номзади илщои таърих, дотсенти кафедраи таърихи ватани Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail [email protected]
Сведения об авторе:
Турсунов Бустон Рахмонович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой общественных наук Таджикского государственного университета права, бизнес и политики (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected]
Икромов Назирджон Ашурбоевич, кандидат исторических наук,доцент кафедры отечественной истории Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика,Таджикистан,г.Худжанд), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Tursunov Buston Rahmonovich, candidate of historical sciences, Associate Professor, chief of the department of social sciences under the Tajik State University of Law Business and Politics (Tajikistan, Buston), E-mail: [email protected]
Ikromov Nasirjon Ashurboevich, candidate of historical sciences, Assistant Professor of the department of home history under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail:[email protected]