Научная статья на тему 'Хождение за хлебушком'

Хождение за хлебушком Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хождение за хлебушком»

Имевший не одну персональную выставку в художественных музеях и выставочных залах Союза художников, Курзанов шел навстречу людям, вновь и вновь пытаясь сплотить вокруг себя своего зрителя-единомышленника. Без устали выставлялся в районных галереях, в российской глубинке, возбуждал инициативы создания художественных галерей на селе - одна из таких попыток увенчалась успехом создания Картинной галереи при Аннинской средней школе № 1, в которую передал около 20 своих произведений. Работал для зрителя, не пресыщенного многочисленными вернисажами городской художественной жизни, и в этом смысле, как ни банальна эта фраза, его искусство действительно принадлежит и служит человеку, людям, народу. Прежде на подобное подвижничество из любви к искусству и его бескорыстную популяризацию был способен только В. П. Криворучко. Так же и Курзанов по сей день сам везет и с удовольствием сам оформляет свои выставки. Благодаря продуманности экспозиции, имеющей свои сюжетные, временные, характерные для данного места географические «привязки», его картины всегда находятся в орга-

нической связи с той местностью, где они выставляются. А находя визуальную поддержку в окружающей их природной среде, они неизменно находят понимание и благодарную отзывчивость зрителя.

Искуссво Курзанова многоплановое. Рядом с полотнами его излюбленного исторического жанра соседствуют жанровые композиции из современной жизни, раскрывающие одухотворенность человека и природы, портреты и пейзажи, произведения графики. Созданные им образы невымышленно правдивы и лишены каких бы то ни было оттенков комплементарности в отношении участвующих в различных событиях персонажей. В целом же творчество Курзанова, отразившего различные грани исторической и настоящей действительности, в первую очередь характерно слитностью эстетических и нравственных задач, направленных на человечное преобразование мира. И не является ли участие художника в этом процессе его откликом на демократическую традицию отечественного искусства?

УДК 82(092) ББК 76.01(2)6

ХОЖДЕНИЕ ЗА ХЛЕБУШКОМ

На многие вопросы нашей совести пытается ответить тележурналист, режиссёр, публицист, которому, ко всему прочему, даровано быть поэтом

Ефремов Эдуард Петрович,

собственный корреспондент газеты «Сельская жизнь»

WALKING FOR «HLEBUSHKOM»

Yefremov E.P., correspondent of the newspaper «The rural life»

Many questions our conscience tries to respond to the TV journalist, producer, publicist and poet.

Трудно писать о стихах Владимира Шуваева, когда он для тебя, в первую очередь, собрат по журналистскому цеху. Раньше шли в газету, на телевидение не ради гонораров. Понятия о коммерческих, «заказных» материалах вообще представления не имели. Шли служить правде, шли, воспитанные Пушкиным, Некрасовым, Гоголем, Достоевским, Чеховым, Маяковским, Николаем Островским, Шолоховым

102

- всею человеколюбивой русско-советской литературой -защищать униженных и обиженных. Но «овраги» жизни таковы, что «гладкое» писание по бумаге удавалось далеко не всегда. Любая власть в разной степени недолюбливает совестливую и честную публицистику. Нынешняя пошла дальше всех - честь и совесть для неё вообще излишества из излишеств. Дав прессе «свободу», она никоим образом не

Куль турология

реагирует на тех, кто с болью в сердце пишет о царствии лжи, предательства, стяжательства, дикого бескультурия. У власти своя «демократия» - ничего не замечать отрицательного, сказанного в её адрес. Поистине стал свободным тот, кто понял - талант дарован для зарабатытания.

Расцвела «глянцевая», «гламурная» журналистика, кричащая со страниц пригретык у денежных мешков газет, журналов о том, как надо уметь красиво жить. На правде нынче не проживёшь - с достоинством пронищенствуешь.

Когда у Шуваева, уехавшего из Воронежа в Москву, спрашивают, чем он занимается, отвечает: «Хожу за хлебушком». «Хлебушек» на воронежском телевидении, где трудился Владимир Павлович, стал в горле застревать - с журналистами начали обходиться так, как не поступали в самые «застойные» времена «беспредела» цензуры.

Хорошо там, где нас нет. Воронеж лишился талантливого и совестливого человека - разумеется, тем, кто в городе поставил памятник своему жлобовству (речь о стуле, якобы излечивающим от жлобовства, установленном в скверике за зданием областной администрации), жить стало гораздо лучше. Но почему-то от переезда в Москву у Шуваева жизнь лучше не стала. Поэты - они те же дети. Вот, и поверил Владимир, что у подножия трона его голос будет услышан, и «перестройка», у руля которой, бесспорно, есть хорошие люди, обязательно «примет меры».

Что не математик, то не математик: не уразумел простого - от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Стал сотрудничать, действительно, не просто с хорошими людьми из властнык структур, но даже талантливыми - стихи пишут, картины, Есенина любят, печалятся о судьбе России... Многим из них он стал другом. И они его, уверен, считают другом. Даже ценят весьма высоко.

Стала возникать весьма обнадёживающая партия. Ясно, как день, какими делами надо заниматься, чтобы за ней пошёл народ. У Шуваева есть своё видение спасения России, так во многом сходное с видением некоторых лидеров политических партий. С одним «не договорились», с другим... Коль есть Россия - никакой политики. Служи во имя Высшего - вот и вся «партия», «устав» которой изложен в заповедях человечеству Господом.

Нас, представителей средств массовой информации, по нравственным устоям считают равными представителям древнейшей профессии. Не грешите, господа! Это ваше право так считать в силу своего богатства, могущества, стремления подчинить нас себе лестью, сребрениками и прочими мнимыши богатствами мира. Кого-то из нас вам удаётся купить, сломать, растлить, но начинали-то мы не с выкода на панель. В начале своего пути мы шли на свет, оставленный безвестными летописцами, трудами Дмитрия Ростовского, Кирилла и Мефодия, автором «Слова о полку Игореве», правдой Салтыкова-Щедрина, «Репортажем с петлёй на шее» Юлиуса Фучика.

Владимир Шуваев к считающим себя сильными мира сего с одним: буду работать на вас при условии - не посягайте на мои честь и достоинство. Быш убеждён, что кто-то сознательно и умело отделяет Президента от народа, поэтому от имени глубинки, от имени лучших представителей проживающих на территории Центрального Федерального округа пишет «Манифест-обращение», который поддержали более десяти общественных движений России - более двухсот подписей видных деятелей экономики, культуры, науки.

Неужели не видишь, Президент, что хозяевами страны стали «шариковы») и «скотинины»»? Они привели к депрессии просвещённый и образованный народ. Надо идти «от семьи к обществу... бороться за восстановление моральных ценностей, за политическую и экономическую чистоту общества и государства. »

Поначалу прекрасным было сотрудничество с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергеем Мироновым, который от чистого сердца написал предисловие к сборнику Владимира «20 век в стихах.»:

«.В этой книге вам предстоит узнать новую, объединяющую всех Третью Россию. Она во всю пронзительную величину, просвистанная всеми ветрами, стояла в стороне от политических конфликтов и суеты и жила своей вечной, не тронутой распадом жизнью......Увидишь

всю Россию от края и до края во всех трагедиях и изломах её 20-го века, во всех тревогах и ожиданиях первых окраинных времён века 21-го .»

У кого душа не металась и не мечется в поисках покоя и благоденствия? Счастлив, кто интуитивно понял, что в молодости надо не «бежать, задрав штаны, за комсомолом», а задуматься об опыгге старших, мудрык. Сказано: с праведником поведёшься - праведником станешь, с разбойником - понятно, куда заведёт дорога. В девятнадцатилетнем возрасте в одной из первых своих командировок с «волками» воронежской тележурналистики повстречался в Коршево с Егором Исаевым. До рассвета - уха, разговоры и слушанье таких стихов, которые навсегда определили жизненную стезю.

Многие из пишущей братии обрели себе имя на писаниях по поводу «Чёрных камней» Анатолия Жигулина. Почти никто не задумался о том, почему так случилось -два друга, два поэта, вместе отбывавшие срок, вдруг резко разошлись? Почему лучший друг в повести вдруг хоть и под вымышленным именем, но без труда узнаваемым, выведен явным предателем?

Автор этих строк был в то время собкором газеты «Советская культура», одним из первых получил из редакции типографский оттиск завтрашней сенсационной повести - немедленно написать о предателе! Пришёл к Геннадию Луткову и предложил - или дайте интервью, или напишите сами статью-исповедь. Он, не раздумывая, отказался от того и другого:

- Ты прав: с нами не сидел, не Всевышний - ни писать, ни судить не имеешь права, но и оправдытаться я не собираюсь. Грязь на меня польётся - перетерпим. Время всё расставит по местам и каждому воздаст .

Единственным оказался Шуваев, который выступил в защиту оклеветанного. Вскоре Лутков умер и Владимир написал «Некролог на фоне вечности»:

«.Геннадий Лутков умирал достойно, никого ни в чём не виня, ни до чего не опускаясь перед лицом Великого Конца.

Все последние годы мучался человек своею памятью, искал ответы на самые главные вопросы человеческой веры, мучительно сверяя её с сегодняшним днём, с сегодняшней своей совестью .

Ушёл, насмерть придавленный чёрными камнями безжалостной жизненной и человеческой жестокости.

Луткова сживали со свету чистейшими методами 1937 года. Только отстреливали словами и сплетнями.

103

«Кто-то из нас должен был уйти», - сказал, узнав о смерти Луткова, главный оппонент их общего прошлого. Ушёл, похоже, более совестливый...»

Жёстко. Вне времени и его конъюнктуры.

.Приехал «за хлебушком» в один район - предложили снять фильм о здешних людях и местах, дабы фильм пошёл по телеэкранам и узнал бы весь мир о том, какие мы хорошие. Соглашается, но составляет условия договора: ни в чём ему не мешать, «не давить» - дать полную самостоятельность. Если фильм не понравится, автор готов вернуть потраченные на него деньги.

- Да ничуть не рисковал! Что, я Россию люблю меньше, чем кто-либо из чиновников? Не мешайте - увидите, что в этой любви мы все едины.

«Тюрьма души» - философский фильм- поиск ответа, почему России заповедано не отказываться ни от сумы, ни от тюрьмы? Вот и сидит она на нарах то из-за призывов во власть «хорошего царя», то за то, чтобы этого царя «скинуть», то за политику, то за воровство, произошедшее по случаю того, что из-за установившейся «политики» в доме жрать стало нечего. Вопросы, вопросы - голова кругом идёт! За решёткой все со своею правотой и справедливостью. И вдруг сам собою приходит простой ответ - да все, вверху и внизу, Бога забыли, отошли от служения добру и любви.

А насколько важен фильм «Возвращение к истокам»! Владимир Исайчев, бывший заместитель председателя арбитражного суда России, предстаёт тем сыном Отчизны, которым должен быть каждый из нас. Веришь этому герою и сожалеешь, почему он не во власти? Хотя, как сказать... Разве это не власть народная, когда вокруг тебя формируется движение по спасению храмов, малых сёл, культурного наследия России? Не знакомы с Владимиром Николаевичем, но если ему попадётся в руки этот материал, пусть считает меня рядовым не созданной им партии - нас подобных, внепартийцев, верных духовным богатствам, оставленных нам родителями, дедами с прадедами, миллионы.

Под стать фильм «Гимн. Россия - Белоруссия». Кадры, слова и музыка из ряда того влияния на сердца и души, которые оказывают марш «Прощание славянки» или «Славься» из оперы «Жизнь за царя». Славяне, мы едины!

Заказчики доверились и не мешали. Если бы не «диктовали», каким бы значимым был фильм Шуваева о Каменной степи, преобразованиях, сотворённых в ней учениками гения Василия Докучаева! Но нет - вышло обыкновенное научно-методическое пособие по внедрению эколого-ландшафтного земледелия. Подобное сейчас может снять любой владелец мобильного телефона. Да оно и спокойнее, когда такие, как Шуваев, снимают и пишут на уровне «фоток», сделанных «мыльницами» чиновников.

В таких случаях всегда вспоминается давний разговор двух бабушек, невольно подслушанный в Верхнем Мамоне:

« - Где твой-та сынок служа?»

- В Москве.

- И чаго он там делая?

- Шихванеры.

- Дык он у тибе гвоздя забить не умел.

- Дык он сам шихванеры и ня делая - указвая, как делать надо... Он у мине ба-а-альшой начальник!»

Указывать, как шихванеры делать, все мы мастера.

... Сколько было зубодробительных статей о чиновниках, захвативших «власть» в творческих союзах - «пригрели

- Ю4 -|РР-

своих», «не дают хода истинным талантам». В начале «перестройки» просто шквал разоблачительный прокатился по страницам отечественной прессы о «зажиме демократии» среди писателей, артистов, художников... Одному ликующему председателю областного Литфонда Союза писателей по поводу его ликования наступления «демократии» в статье «Мёртвые и живые» даёт отповедь поэт Владимир Шуваев:

«... Мне плевать - какие там власти пришли и придут. Поэт должен оставаться поэтом даже при татаро-монгольском иге, если таковое случилось бы. Другое дело - народ. И не зависит он от того, «с кем будет или был бы Высоцкий». Это далеко не показатель правоты исторического выбора русского народа. Гораздо больший и близкий показатель, чем уставший от себя и от Парижа актёр, для меня - соседская девчонка, дочь спившихся от социального краха родителей -вот в ней, а не в судьбе Высоцкого, ищу я ответы на вопросы своей совести. Мне гораздо важнее, кто будет сейчас с этой девочкой, а не с кем бы сейчас Высоцкий...

... Кто они, которые должны были бы «помогать выжить писателям и регулировать их материальную базу»?

Ну, не Леонид же Ильич и не Никита Сергеевич должны были остановить на полпути к магазину того же Прасолова, Бобоню, Болотова. Никто не остановил, не положил руку на плечо из таких же, как они, членов бедного «союза» .

.Скоро очередное перевыборное собрание. В результате опять «реализуется» бездушие, и нам никогда не реализовать мечту о настоящей русской литературе».

.Мог бы каждый абзац своей обыденной прозы украсить цитатами. К примеру, о том, что нас с ним обоих более всего волнует - Православие, путь к Господу, попытки жить по заповедям. Земное и стремление к идеальному, переход в Вечность. Как же подобная вера раздражает кого-то. Чего обсуждать и «навязывать»? Всегда ухожу в сторону. Как в случае с невозможностью написать статью о Луткове. Не достаёт смелости? Таланта? Совесть засыпает? А Шуваев не в стороне:

«.Купишь всё! Купишь всех! Купишь ночь и рассвет! Купишь Образ Пречистой в серебряной раме! Купишь церковь, в итоге . Но только не Свет, Что парит в этой церкви под куполом ранним. Нет! Не всё в этом мире купить просто так! И я вижу, как с нервною злостью изъяна, Кто-то смотрит в икону, а видит - пятак, Это жизнь отразилась - глазами обмана. »

.Мы все очень много знаем. Но есть нечто выше этого, поэтому просто хочется верить - вот, и верит поэт, что найдётся при власти и при капитале такой же духовно возвышенный и болеющий сердцем о девчонке спившихся родителей, о будущем России. Как это так - не бывает таких чиновников? И мы соглашаемся с Шуваевым, написавшим прощальное слово ушедшему недавно бывшему первому секретарю Воронежского обкома партии Виталию Ивановичу Воротникову, любимого, как оказалось, всеми:

«. Ты уходишь навеки, Как комбаты в бою, Самый честный чиновник В нашем русском краю».

Поиск верующего в положительный итог продолжается. Читай, власть и подчинённый ей народ, стихи Владимира - глядишь, в чём-то сроднимся и объединимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.