Научная статья на тему 'Хотьково. Исторический очерк'

Хотьково. Исторический очерк Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1095
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ ПОДМОСКОВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ / ИСТОРИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА / ИСТОРИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ / LOCAL HISTORY / THE HISTORY OF SUBURBAN MONASTERIES / HISTORY OF APPLIED ART / THE HISTORY OF SMALL TOWNS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аникеев Евгений Семенович, Заикина Анна Владимировна

Статья посвящена краеведческой проблематике истории подмосковного города Хотьково, которая тесно связана с историей Русской Православной Церкви, и в особенности с историей Троице-Сергиевой Лавры, а также с историей русской культуры. В статье уделено внимание развитию народных промыслов, прикладного искусства, развитию территории. Выявлены имена известных деятелей истории, науки, культуры, что подчеркивает значимость места, история которого изучается в статье. Все материалы могут быть использованы для развития туризма в Подмосковье, формирования новых туристских маршрутов, познавательных не только для жителей Подмосковья, но и для всех, интересующихся российской историей и культурой, а также для зарубежных туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аникеев Евгений Семенович, Заикина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to local history issues the history of Khotkovo, the town near Moscow, which is closely linked with the history of the Russian Orthodox Church, and in particular the history of the Trinity-Sergius Lavra, as well as the history of Russian culture. The article paid attention to the development of folk crafts, applied arts, the development of the territory. The authors revealed the names famous figures of history, science, culture, which emphasize the importance of the place, studied in this article. All materials can be significant for the development of tourism in the suburbs, the formation of new tourist routes, which may be in the sphere of interest not only to residents of suburbs, but to all citizens, and also can attract the attention of all who are interested in Russian history and culture, including foreign of tourists.

Текст научной работы на тему «Хотьково. Исторический очерк»

УДК 908

ХОТЬКОВО. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Аникеев Евгений Семенович, сотрудник отдела художественных ремесел музея-заповедника «Абрамцево», olga-double@mail.ru;

Заикина Анна Владимировна, научный сотрудник отдела художественных ремесел музея-заповедника «Абрамцево», avlaziza@mail.ru

Статья посвящена краеведческой проблематике - истории подмосковного города Хотьково, которая тесно связана с историей Русской Православной Церкви, и в особенности с историей Троице-Сергиевой Лавры, а также с историей русской культуры. В статье уделено внимание развитию народных промыслов, прикладного искусства, развитию территории. Выявлены имена известных деятелей истории, науки, культуры, что подчеркивает значимость места, история которого изучается в статье. Все материалы могут быть использованы для развития туризма в Подмосковье, формирования новых туристских маршрутов, познавательных не только для жителей Подмосковья, но и для всех, интересующихся российской историей и культурой, а также для зарубежных туристов.

Article is devoted to local history issues - the history of Khotkovo, the town near Moscow, which is closely linked with the history of the Russian Orthodox Church, and in particular the history of the Trinity-Sergius Lavra, as well as the history of Russian culture. The article paid attention to the development of folk crafts, applied arts, the development of the territory. The authors revealed the names famous figures of history, science, culture, which emphasize the importance of the place, studied in this article. All materials can be significant for the development of tourism in the suburbs, the formation of new tourist routes, which may be in the sphere of interest not only to residents of suburbs, but to all citizens, and also can attract the attention of all who are interested in Russian history and culture, including foreign of tourists.

Ключевые слова: краеведение, история подмосковных монастырей, история прикладного искусства, история малых городов.

Keywords: local history, the history of suburban monasteries, history of applied art, the history of small towns.

История нашей страны как наука и как объект изучения переживает новый этап -возрождение научного интереса к проблемам разного уровня. Растет количество публикаций, основанных на документальных исследованиях. Возрождается интерес и к краеведению, частной исторической науке, имеющей особое отношение к развитию туризма, к поиску новых возможностей расширения туристской деятельности и вовлеченных в нее социальных групп. Сегодня требуется более широкий и системный взгляд на объекты туризма, который позволит возродить внимание и интерес к настоящей истории страны и ее народа у широких слоев населения.

Одним из таких мест Подмосковья, небольших по территории и, в какой-то степени незаслуженно, оказавшихся на периферии туристской деятельности, является

Хотьково - город районного подчинения в Сергиево-Посадском районе Московской области на реке Паже у станции Хотьково на железнодорожной линии Москва-Ярославль в 60 километрах к северо-востоку от Москвы.

Хотьково - старый центр художественных промыслов. На территории, вошедшей в состав современного города, первые поселения появляются в XIV веке. Они постепенно переходят в собственность или зависимость от одного из древнейших монастырей Московского княжества, основанного в 1308 году. Монастырь просуществовал в Хотькове до 1922 года - тогда он был закрыт, и возобновлен лишь в 1992 году как Покровский ставропигиальный женский монастырь.

В 1929 году в подмонастырских слободах проживало 1,3 тысячи человек, а в 1939 г. Хотьково преобразовался в рабочий поселок (в нем по переписи того же 1939 года - уже 7,3 тысячи жителей). С 27 июля 1949 года Хотьково получил статус города районного подчинения, население которого в 1964 году составляло 16 тысяч человек. Сейчас в городе проживает 26,3 тысячи жителей. Площадь, занимаемая городом, - 1076 га.

Покровский Хотьков девичий монастырь является историческим центром города. До середины XVII века он был полностью деревянным и по внешнему облику, видимо, мало чем отличался от типичного сельского поселения. Первоначально в монастыре был только один Соборный храм Покрова Богородицы, холодный, не отапливаемый. С конца XVI века упоминается теплый храм во имя Николая Чудотворца - «клетский, ветхий весьма».

Каменное строительство начинается с 1644 года, когда думный дворянин Василий Федорович Янов с женой своей Марфой Семеновной и сыном Иваном Васильевичем «дали вкладу на церковное каменное строение». В монастыре появилась каменная шатровая церковь и колокольня. Этот храм простоял полтора столетия и в начале XIX века (1811 г.) был разобран, а на его месте построен новый (сохранившийся доныне) храм Покрова Богородицы (1816 г., арх. И. Таманский).

Во второй трети XVIII века монастырь был обнесен каменной оградой с башнями и проездными воротами с севера и юга. Тогда же появился второй каменный храм, также не дошедший до нас и полностью перестроенный в конце XIX-начале XX веков (1898-1904 гг., арх. А. Латков).

В XVIII-XIX веках в монастыре открылись еще два храма (1791 г. - церковь Рождества Иоанна Предтечи над Святыми воротами, 1833 г. - храм во имя Святителя Митрофания Воронежского над южными Водяными воротами), была построена колокольня (1834 г.), Игуменский (1839 г.) и келейный (1900-е гг., арх. А. Латков) корпуса, странноприимный дом за оградой (1850 г.). На ярмарочной площади перед

стр. 187 из 262

южными воротами появились постоялые дворы, трактиры, лавки, был застроен участок между железнодорожной станцией и монастырем (железная дорога Москва-Сергиев Посад была открыта в 1862 году).

Основой интенсивного развития монастыря и окрестных поселений стало паломничество. Жители платили монастырю оброк, распахивали его землю, работали на него «всякое изделие». Располагаясь в отдалении, за оврагами и перелесками, деревни и слободы начинали собою то кольцо застройки, которое со временем образовало город. К XIX столетию отдельные селения (Комякино, Бобылья слобода, Горбуново) сомкнулись между собой, их основные улицы были направлены к монастырю соответственно исторически сложившимся дорогам, а увеличивавшееся в эти годы число паломников привело к росту самих поселений.

Подмонастырских сел и слобод до XVIII века было не так много: села Житниково, Репихово, Радонеж, Павлово на Воре, Ворохобино; деревни Машино, Подушкино, Морозово, Комякино, Кудрино, Золотилово, Жолобово на Паже. Все они были чрезвычайно малы: от двух до восьми дворов. В то же время вблизи монастыря оставалось много пустошей. В середине XVIII века монастырские крестьяне были отобраны в казну (сам монастырь из приписного к Троице-Сергиеву монастырю был определен в III класс), а близ монастыря появились подмосковные села: Ахтырка (принадлежало кн. Трубецким); Абрамцево (владельцами были С.Т. Аксаков, С.И. Мамонтов, А.Д. Самарин); Жучки (принадлежало Майковым).

Монастырь и эти имения создавали ту особую, достаточно широко известную нам усадебную культуру. Чуть более века усадьбы держали в своих руках дворяне, а к концу XIX века владение ими постепенно переходило в руки купечества. Вокруг монастыря росли заводы: фарфоровая фабрика А.Г. Попова (в своих вазах, чашках, фигурках мастерам удалось выразить такие стороны русского художественного темперамента, которые оказались характерными не только для людей XIX столетия, но для русского человека вообще, отсюда особая любовь к поповскому фарфору как в России, так и за её пределами); майоликовый завод С.Г. Дунаева; бумагопрядильная фабрика Н. А. Майковой; ткацкие фабрики Шатровой, Белянкиной и Канторина; меднолитейный завод Шапошникова; лесопильный завод Грюнталя; завод Грюнгауза по производству стеклянной посуды.

Во второй половине XIX века, появились и хотьковские кустари, занимавшиеся не только извозом, добычей камня, выделкой мехов, но и освоившие столярное дело, чем и стали знамениты впоследствии Хотьково и его окрестности.

Монахини же в свою очередь, плели кружево, занимались золотым и лицевым шитьем, иконописанием, делали мягкую игрушку.

Хотьковская волость до 1922 года находилась в составе Дмитровского уезда и лишь с этого времени переходит в состав Сергиевского. Основное занятие жителей волости - кустарные промыслы (извоз, выделка мехов, набойка) и сельское хозяйство. Но наиболее характерным для волости был столярный промысел, связанный непосредственно с Абрамцевским художественным кружком и абрамцевской столярной мастерской.

Вскоре после Октябрьской революции в деревнях вокруг Абрамцева стали возникать артели по художественной обработке дерева: 1918 г. - Мутовкинская (д. Мутовки); 1921 г. - Кудринская (д. Кудрино); 1931 г. - Левковская (д. Левково); 1932 г. -Ахтырская (с. Ахтырка). В 1936 году Кудринская, Мутовкинская и Ахтыркая артели объединились в одну, приняв название последней, а в 1940 году Ахтыркая артель слилась с Хотьковской, образованной в 1908 году, а еще через двадцать лет (1960 г.) была преобразована в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий (1992 г. число работающих - 270 человек). Таким образом, сложился абрамцево-кудринский стиль резьбы по дереву.

После Октября 1917 года в Хотькове продолжали работать меднолитейный завод Шапошникова, фабрика С.Г. и А.С. Дунаевых, в 1930 г. появилась артель «Радуга», а в 1936 г. - экспериментальный лакокрасочный завод и завод электроизоляционных материалов.

В 1939 году, когда Хотьково стал рабочим поселком, в его черту были включены дачи Ново-Абрамцева и Ново-Быкова. Последующие годы город развивался как промышленный центр районного подчинения (АО «Элекстроизолит», Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения, Горбуновская х/б фабрика, ПТО «Спецстанок»), но главное то, что был сохранен статус старого центра художественных промыслов (фабрика резных художественных изделий, Экспериментальные художественные мастерские при Абрамцевском художественно-промышленном училище им. В.М. Васнецова, а также большое количество художников-прикладников, жителей города, работающих по заказам Русской Православной Церкви для храмов и монастырей России и индивидуально). Именно это и еще то, что в Хотькове существует один из древнейших подмосковных монастырей, привлекло и привлекает в город людей искусства и науки.

В Хотькове и его окрестностях бывали, подолгу жили и работали И.Е. Репин, М.В. Нестеров, братья Васнецовы, С.Ю. Жуковский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, В.В. Кандинский, Р.Р. Фальк, Н.В. Кузьмин, Т.А. Маврина, А.В. Туганов, Б.Д. Королев.

Хотьковская профтехшкола, преобразованная в 1960 году в Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова, выпускает мастеров декоративно-прикладного искусства, многие из которых продолжают жить и работать в Хотькове: Н.М. Шипеев, Н.Н. Симанкин, Г.Я. Дегтярев, В.А и Л.Г. Ермиловы, Ю.П. Хмелевской, А.Н. Петров, В.М. Серегин, О.Е. Козлова, Ю.П. Леонов и др.

В селе Ахтырке, родовом имении князей Трубецких, родились и подолгу жили профессора Московского университета Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие, сын Сергея Николаевича - известный лингвист Н.С. Трубецкой, а также его друзья Д.Н. Ушаков и Р.О. Якобсон. Там же в Ахтырке создавались фильмы с участием братьев Мозжухиных и Веры Холодной.

В окрестностях Хотькова монастыря подолгу жили и работали Б.Л. Пастернак, Л.М. Леонов, Б.В. Шергин, Ю.П. Казаков, Ю.В. Трифонов, семья Тарковских, А.Ф. Лосев, Д.Д. Шостакович, Н.И. Бухарин, В.Д. Бонч-Бруевич.

Хотьково до сих пор остается одним из любимых дачных мест российской интеллигенции.

Литература

13. Голубцов С. Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет. М., 1998.

14. Голубцов С. Хотьков монастырь //Московский журнал. 1991. № 6.

15. Горожанина С.В. История Абрамцевского художественного учебного заведения: мастерская, училище, колледж. 1885-2010. М.: Интербук-бизнес, 2011. 320 с.

16. Иванов Н.А., Шаховская А. Д. Природа Сергиевского уезда //Сергиевский уезд Моск. губ. Сергиев, 1925.

17. Любецкий С.М. Московския окрестности, ближния и дальния, со всеми заставами, в историческом отношении и в современном их виде, для выбора дач и гулянья. М., 1877.

18. Некрасова М. А. Место народного искусства в современной культуре как духовного феномена //Народное искусство России в современной культуре ХХ-ХХ1 вв. М.: Коллекция, 2003.

19. Пастон Э.В. Абрамцево. Искусство и жизнь. М.: Изд. дом «Искусство», 2003.

20. Покровский Хотьков монастырь. Обитель родителей Преподобного Сергия. Книга-альбом. М.: Издание Покровского Хотькова монастыря, 2008.

21. Смирнов Л. Кустарное дело в Абрамцеве //Вестник промысловой кооперации. -1928. № 9 (12).

22. Справочная книжка Московской губернии. М., 1890.

23. Хотьково. Очерки истории земли Радонежской. Серия «Малые города России. Сергиев Посад, 2004. 320 с. с илл.

24. Хотьковская волость Моск. губ. Сергиев, 1926.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.