Научная статья на тему '«Резной» промысел в Абрамцеве: диалог кустарей и художников'

«Резной» промысел в Абрамцеве: диалог кустарей и художников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
761
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ИСТОРИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА / КРАЕВЕДЕНИЕ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ ПОДМОСКОВЬЯ / CRAFTS / HISTORY OF APPLIED ARTS / LOCAL HISTORY / TOURIST RESOURCES OF MOSCOW REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аникеева Ольга Александровна, Аникеев Евгений Семенович

Развитие народных промыслов, взаимосвязь промыслов с «высоким» искусством всегда привлекали историков искусства. Внимание к истокам народного творчества и его влияния на общество свойственно переломным эпохам, одну из которых переживает сегодня наше общество. Вместе с тем, обращение к истории Абрамцевской художественно-промышленной мастерской позволяет в малом преломлении увидеть историю страны в другой переломный период в конце XIX-начале ХХ в., рассмотреть модели поведения русской интеллигенции из самых разных сословий в стремлении преобразовать страну. Представленный материал может иметь значение для формирования новых кластеров туризма в Московском регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of handicrafts, the relationship of handicrafts with "fine" art always attracted historians of art. Attention to the origins of folk art and its impact on the society is peculiar to watershed eras, one of which nowadays is actual. However, the appeal to the history of Abramtsevo art and industrial workshop allows to see in a small refraction the history of the country into another period of radical change at the end of XIX and in the beginning of XX century, to consider the behavior Russian intellectuals of the different classes in an attempt to transform the country. The material presented here may be important to the formation of new clusters of tourism in the Moscow region.

Текст научной работы на тему ««Резной» промысел в Абрамцеве: диалог кустарей и художников»

29. Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в. (Ф.И. Карпов) // Учен. Зап. Рос. Ассоц. научно-исслед. ин-тов обществ. наук ин-та истории (РАНИОН). Т.4. М., 1929.

30. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина ХГУ - XVI вв. Ч.

1. Л.: Наука, 1988.

31. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина ХГУ - XVI вв. Ч.

2. Л.: Наука, 1989.

32. Снегирев В.Л. Аристотель Фиораванти и перестройка Московского Кремля // Старая Москва. Вып.2. М., 1914.

33. Beltrami L. Vita di Aristotile da Bologna. - Bologna, 1912.

34. Freydank D. Zu Wesen und Begriffsbestimmung des russishen Humanismus// Zeitschrift fur Slawistik. 1968. Bd 13. S. 98-108.

35. Tugnoli Pattaro S. Le opera bolognesi di Aristotele Fioravanti architetto e ingegnere del secolo quindicesimo // Arte Lombarda. Milano, 1976. P. 35-70.

ЖИВАЯ КАРТА РОССИИ УДК 908

«РЕЗНОЙ» ПРОМЫСЕЛ В АБРАМЦЕВЕ:

ДИАЛОГ КУСТАРЕЙ И ХУДОЖНИКОВ

Аникеева Ольга Александровна, профессор кафедры «Психология и социальная работа», [email protected]

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Аникеев Евгений Семенович, сотрудник отдела художественных ремесел музея-заповедника «Абрамцево», [email protected]

Развитие народных промыслов, взаимосвязь промыслов с «высоким» искусством всегда привлекали историков искусства. Внимание к истокам народного творчества и его влияния на общество свойственно переломным эпохам, одну из которых переживает сегодня наше общество. Вместе с тем, обращение к истории Абрамцевской художественно-промышленной мастерской позволяет в малом преломлении увидеть историю страны в другой переломный период - в конце XIX-начале ХХ в., рассмотреть модели поведения русской интеллигенции из самых разных сословий в стремлении преобразовать страну. Представленный материал может иметь значение для формирования новых кластеров туризма в Московском регионе.

The development of handicrafts, the relationship of handicrafts with "fine" art always attracted historians of art. Attention to the origins of folk art and its impact on the society is peculiar to watershed eras, one of which nowadays is actual. However, the appeal to the history of Abramtsevo art and industrial workshop allows to see in a small refraction the history of the country into another period of radical change at the end of XIX and in the beginning of XX century, to consider the behavior Russian intellectuals of the different classes in an attempt to transform the country. The material presented here may be important to the formation of new clusters of tourism in the Moscow region.

стр. 160 из 262

Ключевые слова: народные промыслы, история прикладного искусства,

краеведение, туристские ресурсы Подмосковья

Keywords: crafts, history of applied arts, local history, tourist resources of Moscow

region.

История народных промыслов изучалась в исторической и краеведческой литературе довольно активно. Множество работ написано и о судьбах российских меценатов, включившихся в изучение и развитие народных промыслов России в конце XIX-начале XX в. [1, 2, 3, 10]. Художественные промыслы Подмосковья представлены семью центрами: Федоскино (миниатюрная живопись и роспись), Жостово

(художественная роспись подносов), Павловский Посад (расписные в народном стиле шали), Гжель (расписная майолика и фарфор), Богородское (резная деревянная игрушка и мелкая пластика, здесь же с течением времени возникла декоративно-прикладная резьба с выжигой и росписью), Хотьково (абрамцево-кудринская резьба по дереву и кости) и Сергиев Посад (матрешка). Так сложилось исторически, что три из названных центра находятся в одном районе (село Богородское, город Хотьково и поселок Абрамцево в настоящее время входят в состав Сергиево-Посадского района). Они развивались в тесном взаимодействии, но один из этих промыслов - абрамцево-кудринская резьба - стал родоначальником нового типа профессионально-технического художественного образования.

С 1880-1890-х годов Московское губернское земство обратило особое внимание на развитие кустарных ремесел и пришло к заключению, что они в кризисном состоянии. Это и побудило земство, а также и отдельных наиболее энергичных и даровитых людей из купечества (Савву Тимофеевича Морозова, Савву Ивановича Мамонтова, Павла Сергеевича Шереметьева) открывать школы для народа (сеть земских школ в Московской губернии появилась в 70-е годы XIX столетия) и школы с профессиональным уклоном. Необходимо было научить крестьянских детей ремеслу, чтобы удержать их в деревне, которая год от года скудела, оттого что молодежь уезжала обучаться ремеслам в город, где и оставалась. Подобная школа была организована в подмосковном имении С. И. Мамонтова его женой Елизаветой Григорьевной Мамонтовой в 1873 году. [7]

Крестьянские промыслы конца XIX века чрезвычайно разнородны. Это и работа крестьянина «на себя», и заказы односельчан, и изготовление изделий на продажу в небольших сельских мастерских, где основой производства являлся ручной труд. Но факты возникновения новых промыслов в это время крайне редки, а примером такого промысла, возникшего в результате совместной работы кустарей и художников, можно считать резной промысел в Абрамцеве. Во многом это - уникальное явление. В этой связи необходимо отметить заслуги как художников, так и кустарей.

Прежде всего, следует сказать о самом Савве Ивановиче Мамонтове, который восхищал современников своей любовью к искусству. Это был музыкант, певец, драматург, режиссер, скульптор, кажется, нет такой сферы искусства, где не проявил бы себя хозяин Абрамцева, не обнаружил своей одаренности. Однако он человек традиции. Савва Иванович наследовал не только дело отца. Именно отцу, Ивану Федоровичу Мамонтову, он был обязан чрезвычайно важными знакомствами с людьми незаурядными, оставившими след в русской истории, прежде всего, с декабристами. Иван Федорович никогда не афишировал знакомств подобного рода, но очень важно обозначить этот круг, чтобы понять убеждения сына.

Кроме традиции, идущей из Сибири, от декабристов, была и собственно купеческая традиция: Савва Иванович Мамонтов никогда не был и не стремился стать выскочкой, «нуворишем». Здесь надо вспомнить о Федоре Васильевиче Чижове, знавшем Аксаковых и Н.В. Гоголя, Александра Иванова и Поленовых, Н. Языкова и семью Мамонтовых. Чижов объединяет «аксаковский» и «мамонтовский» периоды Абрамцева, объединяет тем, что самостоятельно, не разделяя крайностей славянофилов и западников, пришел к серьезной исторической концепции своеобразия славянского участия в мировой истории. Искусство же, по его мнению, способно постичь нравственную сущность истории. Целью же абрамцевской столярной мастерской было общее для кружка направление - обогатить повседневность искусством, связанным с народным творчеством. [5]

Значит, можно и нужно вести речь о расширении возможности бытования искусства, о традиции (в нашем конкретном случае - бережного отношения к старине, к исторической памяти, к вещественным и духовным свидетельствам о прошлом). Однако Савва Иванович ощущал в себе задатки художника, что и привело его к иной, «новой» форме деятельности в сфере искусства, к особой, сравнительно с другими позиции, которая отличает его от К. Солдатенкова, В. Кокорева. М. Погодина, братьев Третьяковых, Щукина, Морозовых... Сферой своей деятельности он делает прямое участие в создании искусства, в создании быта, окрашенного искусством. Необходимо, по его мысли, «братство мастеров», духовное сродство душ, понимающих смысл красоты.

Так же, как Савва Иванович собирал братство художников-профессионалов, Елизавета Григорьевна Мамонтова решилась помочь крестьянам и кустарям: не только внести просвещение в среду подрастающего поколения, но и поднять его материальное благосостояние и нравственный уровень. Она устроила школу и мастерскую, в которой художественные задачи поначалу были минимальны. Мастерская открывала для крестьян возможность работы и заработка в родных местах.

В начале 1880-х годов в Абрамцеве появилась Елена Дмитриевна Поленова, которая поддерживала планы Елизаветы Григорьевны о переустройстве столярной

стр. 162 из 262

мастерской, ходила по окрестным деревням, собирая утварь и предметы крестьянских ремесел, записывала сказки, которые ей рассказывали крестьяне, создавала сотни рисунков, а позднее - чертежей и эскизов изделий столярной мастерской. Первым опытом Елены Дмитриевны был шкаф, расписанный ею и В.М. Васнецовым. Им помогали Елизавета Григорьевна и Андрей Мамонтовы. Образцом служили васнецовские клиросы и мозаичный пол в абрамцевской церкви, привлечены были и альбомы. Первые образцы мебели заказывались Елизаветой Григорьевной в Москве, в Абрамцеве их только расписывали. «Дело разрасталось, - пишет Н.В. Поленова в своих воспоминаниях, - вещи быстро раскупались знакомыми, посыпались заказы. Елизавета Григорьевна и Елена Дмитриевна не могли поспевать с раскраской, и было решено приучить к ней самих мальчиков». [6. С. 62]

Вместе с этим продолжалось и постепенное собирание музея. Слух о том, что Мамонтовы покупают старинные вещи, распространился по округе, и им стали приносить старую утварь расписную и резную, полотенца, рубахи, сарафаны ... Елену Дмитриевну особенно увлекла набойка с её разнообразными рисунками и расцветкой. Нашли набойщика (в Филимонове), пересмотрели образцы, отыскали старые доски. Хотели воскресить и это отживающее производство. Поиски шли постоянно, но наряду с этим, «пользуясь добытым материалом, Елена Дмитриевна стала с увлечением работать над новыми типами вещей для столярной мастерской. Соединяя разные мотивы, виденные по деревням, и вещи, приобретенные для музея, она создала проекты полок, рам, столов, скамеек... Было решено некоторые мелкие вещички, как-то солонки, чайницы, ящички, ввиду их художественности, повторить целиком, воспроизводя и резьбу. Елена Дмитриевна сама тонко изучила формы и приемы этой работы, с жадностью ловила всякий новый мотив и радовалась удавшемуся ей варианту». [6 С. 58]

Мальчики-столяры с увлечением работали. Осенью 1885 года появился знаменитый шкаф с колонкой, имевший многие годы такой успех и спрос, что Елизавета Григорьевна в одном из своих писем шутя называет свою столярную мастерскую мастерской «шкапа с колонкой». Абрамцевские вещи обращают на себя внимание публики, появляются заказы от посторонних лиц. Мастерская была обеспечена работой, столяры, по словам Н.В. Поленовой, едва успевали исполнять заказы, а Елена Дмитриевна - подготавливать рисунки новых «шкапов, столов, скамеек».

В 1885 году мастерская Ворноскова насчитывала всего 6 мальчиков; резьбе и столярному делу их обучал один мастер. Рядом со столярной мастерской возникает и «мастерская женских рукоделий». Две мастерицы учили шесть девочек шитью и вышивке

стр. 163 из 262

по старым русским образцам, в изобилии собранным в мамонтовский дом, здесь же плели кружево, занимались бисероплетением, шитьем стеклярусом. [5]

Елизавета Григорьевна Мамонтова старалась не пропустить ни одной ярмарки в надежде найти что-то интересное. Слава абрамцевской столярной мастерской быстро росла в округе, и родители считали за счастье, когда их мальчик по окончании школы попадал туда. К работе в столярной мастерской со временем были привлечены М.Ф. Якунчикова и Н.Я. Давыдова.

Абрамцевская столярная мастерская процветала, производство расширялось, количество выпускников возрастало с каждым годом, а соответственно, увеличивалось число кустарей, работающих на дому. Дело развивалось и вскоре вышло из скромных рамок школы, общежития и учебной мастерской. Все труднее и труднее становилось Елизавете Григорьевне Мамонтовой руководить им. В это время земство и Кустарный музей приходят на помощь Абрамцеву. Связь с Кустарным музеем дает Абрамцевской школе большой простор, а кустарям - постоянный рынок сбыта их товаров. У самой же Елизаветы Григорьевны появился помощник, Кузьма Федорович Денисов (позже он открыл собственную мастерскую в Хотькове). [8]

В 1898 году умерла Елена Дмитриевна Поленова. Её смерть во многом отразилась на художественной стороне абрамцевских изделий: абрамцевская школа осталась без художника-руководителя. Резьба, совершенствуясь технически, теряла красоту, появились подражания. Кустари, отделяясь от Кустарного музея и не желая с ним связывать свою судьбу, пробуют организовывать собственные мастерские. Рынок во многом формировал их вкус.

В этом же году прекратилось обучение женскому рукоделию, однако мастерская настолько разрослась, а столярное дело в ней так усовершенствовалось, что она вышла из сферы влияния Е. Г. Мамонтовой. Появилась возможность исполнять ответственные крупные заказы: и уже производство перешло в новую стадию развития. Сама абрамцевская учебная мастерская при школе превратилась в хорошую столярную мастерскую с учениками. Ее кустарный характер постепенно сошел «на нет», на постоянную работу были приглашены мастера, окончившие когда-то школу. Исполнялись резные иконостасы, принимались заказы от частных лиц на обстановку столовых, библиотек, спален.

В 1905 году (год 20-летия мастерской) в ней уже было 4 мастера и 24 мальчика. [5] Однако первоначальный характер мастерская утратила. Она давала крупный заработок кустарям, но уже не имела прежнего воспитательного значения для округи, да и вещи потеряли свою творческую индивидуальность.

стр. 164 из 262

Из мастерских, отделившихся от абрамцевской, достойны, на наш взгляд, упоминания мастерская В.П. Ворноскова (д. Кудрино 1906-1914 гг.) и мастерская К.Ф. Денисова (Хотьково 1903-1908 гг.). [4]

Кустарная мастерская Денисова, открывшаяся в 1903 году в Хотькове вблизи Хотьковского Покровского монастыря, в отличие от мастерской Ворноскова, стремилась, прежде всего, к тому, чтобы сохранить ассортимент абрамцевской мастерской, сберечь найденный Е.Д. Поленовой стиль в изготовлении вещей. Поэтому мастера у К.Ф. Денисова копировали изделия мастерской Мамонтовых. Арендовав землю у монастыря и открыв мастерскую, Кузьма Федорович столкнулся с трудностями в продаже своих изделий. Причиной стал конфликт с музейными хранителями Н.Я Давыдовой и Н.Д. Бартрамом (обвинения в плагиате). Изделия мастерской К.Ф.Денисова можно было встретить в Сергиеве, в Дмитрове, его мебель продавалась в Петербурге, за границей, но не в Москве. Конкуренция привела к тому, что мастерской Денисова не удалось сохранить то лучшее, что было в Абрамцеве в последнюю четверть XIX столетия.

Начиная с 1908 года работа в мастерской шла очень вяло, так как вещи практически не продавались, больших заказов не было. В 1919 году умер К.Ф. Денисов, а в 1922 году в Хотькове была организована школа кустарного ученичества, где образцы, кальки, инструмент, материалы, да и мастера, местные, были из денисовской мастерской. Численность мастеров достигла 75. Мастерские рассредоточились по деревням, отчасти стали домашними мастерскими, в них училось уже 150 человек. [2]

В предвоенный период обучение основам промысла продолжалось, и в 1932 году численность учеников достигла 352, но теперь они были объединены в Хотьковской Школе резных художественных изделий; ведущее место занимала столярная мастерская, которая располагалась на территории Хотьковского женского монастыря и насчитывала 102 человека. [12] В послевоенный период школа набирала каждый год в среднем по 25 человек (на 4 года обучения), что в целом давало около 100 человек, обучающихся по специальности «абрамцевско-кудринская резьба по дереву». Впоследствии школа кустарного ученичества слилась с мастерской, расположенной в Абрамцеве, и стала Хотьковской профтехшколой, затем Абрамцевским художественно-промышленным училищем (АХПУ). В училище были открыты и другие специальности: резьба по кости, керамика, художественная обработка металла. Сегодня это Абрамцевский художественнопромышленный колледж, имеющий статус среднего специального учебного заведения, но художественные школы, сформированные на его базе, стали известны всему миру.

Проблема нового дня и нового периода в истории колледжа - это соотношение традиции и инновации: как сохранить лучшее из созданного, из накопленного опыта и

стр. 165 из 262

одновременно не потерять актуальность и востребованность в дне нынешнем. В колледже продолжает действовать музей, который собирает лучшие работы своих учащихся и продолжает выполнять художественно-учебную роль.

Сегодня Абрамцевский художественно-промышленный колледж оказался в маргинальном положении. С одной стороны, интерес к истоками народной культуры и искусства велик, и это понятно, т.к. каждый крупный поворот в истории народа заставляет обращаться к истокам, к корням в поисках новой идентичности. С другой стороны, перевод колледжа в разряд муниципальных учебных заведений снизил статус прославленной школы: появился налет провинциальности. На фоне повышенного интереса падает престиж не только колледжа, но и определенного направления народного прикладного искусства.

Меняются условия, конкретно-исторические обстоятельства развития промысла и профтехобразования, однако неизменными остаются ценности и принципы профессионального художественного образования.

Первый принцип - разработать спектр изделий, несложных в исполнении, но имеющих, с одной стороны, прикладное значение (предметы быта и повседневного использования), с другой - художественно-эстетическое оформление. Второй принцип -художественное оформление соединяет народные традиции прикладного искусства и нормы художественного творчества (этот принцип особенно хорошо вписался в художественные и эстетические искания русской художественной интеллигенции начала ХХ века; Е. Д.Поленовой удалось сформировать свой особенный стиль, в чем-то замечательно соответствующий стилю «модерн»). Третий принцип - максимально развить в студентах чувство стиля, вкус, их композиционные способности. В этом случае развитие традиции происходит в русле современных художественных исканий, но корни не теряются. Соответственно этому искусство живописи и рисунка развиваются не сами по себе, а как воплощение художественно-прикладной традиции.

В этом смысле профтехобразование в Абрамцевском художественнопромышленном колледже реализует уникальный в России опыт единства прикладного и классического искусства. Ни один из центров прикладного искусства в Подмосковье не смог подняться на уровень осмысления и закрепления традиции в таком инновационном формате профессионального образования. Произошло определенное закрепление (фиксация) локальных особенностей художественной культуры региона, соединяющих народные прикладные и классические виды искусства.

В определенном смысле выходом для возрождения промыслов и художественных школ прикладного искусства могло бы стать включение колледжа и его Музея в

артобъекты туризма. Тем более что он находится в городе Хотьково, который имеет древнюю, интересную историю, где расположен Хотьковский Покровский ставропигиальный женский монастырь, а совсем рядом - знаменитая усадьба Абрамцево. Все объекты могут быть связаны в единый комплекс, который вызовет интерес у разных групп населения.

Литература

1. Абросимова А.А., Митлянская Т.Б. Русская народная резьба по дереву и кости: учеб. пособие. М., 1982.

2. Горожанина С.В. История Абрамцевского художественного учебного заведения: мастерская, училище, колледж. 1885-2010. М.: Интербук-бизнес, 2011.

3. Некрасова М. А. Место народного искусства в современной культуре как духовного феномена //народное искусство России в современной культуре XX - XXI вв. М.: Коллекция, 2003.

4. Пастон Э.В. Абрамцево. Искусство и жизнь. М.: Изд. дом «Искусство», 2003.

5. Петров Е.П. Кооперация среди кустарей Московской губернии. Хотьковское складочное общество кустарей столярно-резного производства. М., 1913.

6. Плотникова И.В. Эксперимент продолжительностью в век. Об опыте освоения народного искусства в формировании художественного стиля Абрамцевской столярной мастерской // Сборник материалов Всероссийской конференции «Учебный художественный Музей и современный художественный процесс». СПб., 1997.

7. Поленова Н.В. Абрамцево. Воспоминания. М., 1922.

8. Смирнов Л. Кустарное дело в Абрамцеве // Вестник промысловой кооперации. 1928. № 9 (12).

9. Стругова О. Мебель в русском интерьере конца XIX - начала ХХ веков. М.: Издательский дом Руденцовых. 2006.

10. Супрун Л.Я. Абрамцево-кудринская резьба по дереву. М., 1974.

11. Хотьково. Очерки истории земли Радонежской. Серия «Малые города России. Сергиев Посад, 2004.

12. Хотьковские ремесла // Географический словарь Московской области / под ред. Н.А. Солнцева. М., 1972.

УДК 378 ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В РАМКАХ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО СЕРВИСА Камнева Галина Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и политология», [email protected]

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Феномен «музейная педагогика» во многих странах мира рассматривается как система «параллельного образования», которую можно приравнять к педагогической системе, имеющей определенный контингент, социальный заказ, особенности содержательного компонента, особую структуру дидактического процесса, уникальные возможности обучения. Музейная педагогик - интеграция музея (как основы, базы),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.