Научная статья на тему 'Хоровая деятельность Антона Брукнера. Светские вокальные произведения'

Хоровая деятельность Антона Брукнера. Светские вокальные произведения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
181
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Антон Брукнер / романтизм / светские хоры / австрийская музыкальная культура / Кронсторф / Санкт-Флориан / Линц / Вена / Anton Bruckner / romanticism / secular choirs / Austrian musical culture / Kronstorf / St. Florian / Linz / Vienna

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Диана Евгеньевна Локотьянова

Австрийский композитор Антон Брукнер (1824–1896) занял прочное место на «симфоническом олимпе» в мировой музыкальной культуре, а также еще при жизни снискал славу виртуозного органиста-импровизатора. Сегодня у слушателей вызывают восхищение и его церковные сочинения (масштабные вокально-инструментальные опусы Te Deum, Месса ми минор, мотеты Ave Maria, Locus iste, Os justi), вошедшие в историю хоровой музыки. Именно эти три сферы (Брукнер-симфонист, Брукнер-органист, Брукнер-церковный музыкант) чаще всего попадают в поле внимания исследователей. Светская же хоровая музыка композитора (как и его хоровая деятельность в целом) незаслуженно оказалась в тени. Между тем, данное направление всегда занимало важное место в жизни Брукнера: великий симфонист начинал свой путь как певчий монастырского хора, затем он был участником и руководителем хоровых коллективов, в том числе широко известного Liedertafel Frohsinn. Хоры (как церковные, так и светские) композитор писал на протяжении всей жизни; сохранилось более 40 светских вокальных (хоровых, ансамблевых) произведений, созданных мастером. Эти пьесы варьируются от кратких фанфар без сопровождения до развернутых по форме кантат. По ним сегодня можно судить об эволюции творческих поисков музыканта, о связях его хоровых сочинений с другими областями композиторского наследия. В статье впервые в отечественном музыкознании осуществляется попытка осветить хоровую практику Брукнера (включая создание его светских хоров) в историческом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choral Activities of Anton Bruckner. Secular Vocal Works

The Austrian composer Anton Bruckner (1824–1896) has taken a strong place on the symphonic Olympus in the world musical culture, and even gained life fame both as a virtuoso and an organist-improviser. Today, listeners also admire his church choirs (for example, the famous vocal opuses Te Deum, Mass in E minor, motets Ave Maria, Locus iste, Os justi), which have become manuals in the field of choral music. It is these three areas (Bruckner as an organist, Bruckner as a symphonist, Bruckner as a church musician) that often draw attention of many researchers of his art. Secular choral music, however, like all his choral activities, was undeservedly in the shadow of the artist’s creative biography. Meanwhile, this area in the life of Bruckner always occupied an important place: the great symphonist began his career as a chorister of the monastery choir, then he was a member and leader of choral groups, including the well-known Liedertafel Frohsinn. The composer created (both church and secular) choirs throughout his life. Many secular vocal opuses (more than 40) created by the master have been preserved. These pieces range from short, unaccompanied mottos to extended cantatas. According to them, today one can judge the evolution of the musician’s creative endeavors, the musical ties with other areas of the composer’s heritage. This article is the first attempt in Russian musicology to highlight Bruckner’s choral activities (including creation of his secular choirs) in the historical context.

Текст научной работы на тему «Хоровая деятельность Антона Брукнера. Светские вокальные произведения»

Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 206-231

СТАТЬИ

Научная статья УДК 788.43

doi: 10.26156/OM.2023.15.3.012

Хоровая деятельность Антона Брукнера. Светские вокальные произведения

Диана Евгеньевна Локотьянова

Военный университет имени князя Александра Невского, Москва, Россия, dlokotyanova@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-6932-0758

Аннотация. Австрийский композитор Антон Брукнер (1824-1896) занял прочное место на «симфоническом олимпе» в мировой музыкальной культуре, а также еще при жизни снискал славу виртуозного органиста-импровизатора. Сегодня у слушателей вызывают восхищение и его церковные сочинения (масштабные вокально-инструментальные опусы Te Deum, Месса ми минор, мотеты Ave Maria, Locus iste, Os justi), вошедшие в историю хоровой музыки. Именно эти три сферы (Брукнер-симфонист, Брукнер-органист, Брукнер-церковный музыкант) чаще всего попадают в поле внимания исследователей. Светская же хоровая музыка композитора (как и его хоровая деятельность в целом) незаслуженно оказалась в тени. Между тем, данное направление всегда занимало важное место в жизни Брукнера: великий симфонист начинал свой путь как певчий монастырского хора, затем он был участником и руководителем хоровых коллективов, в том числе широко известного Liedertafel Frohsinn.

Хоры (как церковные, так и светские) композитор писал на протяжении всей жизни; сохранилось более 40 светских вокальных (хоровых, ансамблевых) произведений, созданных мастером. Эти пьесы варьируются от кратких фанфар без сопровождения до развернутых по форме кантат. По ним сегодня можно судить об эволюции творческих поисков музыканта, о связях его хоровых сочинений с другими областями композиторского наследия. В статье впервые в отечественном музыкознании осуществляется попытка осветить хоровую практику Брукнера (включая создание его светских хоров) в историческом контексте.

Ключевые слова: Антон Брукнер, романтизм, светские хоры, австрийская музыкальная культура, Кронсторф, Санкт-Флориан, Линц, Вена

Для цитирования: Локотьянова Д. Е. Хоровая деятельность Антона Брукнера. Светские вокальные произведения // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 206-231. https:// doi.org/10.26156/0M.2023.15.3.012.

© Локотьянова Д. Е., 2023

Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. P. 206-231

ARTICLES

Original article

doi: 10.26156/OM.2023.15.3.012

Choral Activities of Anton Bruckner. Secular Vocal Works

Diana E. Lokotyanova

Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia, dlokotyanova@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-6932-0758

Abstract. The Austrian composer Anton Bruckner (1824-1896) has taken a strong place on the symphonic Olympus in the world musical culture, and even gained life fame both as a virtuoso and an organist-improviser. Today, listeners also admire his church choirs (for example, the famous vocal opuses Te Deum, Mass in E minor, motets Ave Maria, Locus iste, Os justi), which have become manuals in the field of choral music. It is these three areas (Bruckner as an organist, Bruckner as a symphonist, Bruckner as a church musician) that often draw attention of many researchers of his art. Secular choral music, however, like all his choral activities, was undeservedly in the shadow of the artist's creative biography. Meanwhile, this area in the life of Bruckner always occupied an important place: the great symphonist began his career as a chorister of the monastery choir, then he was a member and leader of choral groups, including the well-known Liedertafel Frohsinn.

The composer created (both church and secular) choirs throughout his life. Many secular vocal opuses (more than 40) created by the master have been preserved. These pieces range from short, unaccompanied mottos to extended cantatas. According to them, today one can judge the evolution of the musician's creative endeavors, the musical ties with other areas of the composer's heritage. This article is the first attempt in Russian musicology to highlight Bruckner's choral activities (including creation of his secular choirs) in the historical context.

Keywords: Anton Bruckner, romanticism, secular choirs, Austrian musical culture, Kronstorf, St. Florian, Linz, Vienna

For citation: Lokotyanova D. E. Choral Activities of Anton Bruckner. Secular Vocal Works. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. P. 206-231. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/0M. 2023.15.3.012.

© Diana E. Lokotyanova, 2023

Диана Локотьянова

Хоровая деятельность Антона Брукнера. Светские вокальные произведения

Симфоническое и органное творчество являются наиболее исследованными областями в наследии великого австрийского музыканта XIX в. Антона Брукнера. Между тем, менее изученная в музыкознании хоровая деятельность композитора-романтика образует еще одну важную ветвь его творческого пути.

За рубежом осмыслению хоровой деятельности А. Брукнера посвящено несколько научных трудов. Теодор Альбрехт в своей статье "Anton Bruckner and the Liedertafel Movement" («Антон Брукнер и движение Liedertafel 43») представляет читателям историю развития мужских хоров в Германии и Австрии, а также рассуждает о роли Liedertafel в музыкальной практике Брукнера [Albrecht 1980, 10-19]. Андреа Харрандт в публикации "Bruckner and the Liedertafel Tradition: His Secular Music for Male Voices" («Брукнер и традиция Liedertafel: светская музыка композитора для мужских голосов») раскрывает вопросы исполнительского репертуара, типичного для Liedertafel, представляет читателям сведения о Брукнере как о хоровом дирижере. В ее работе также содержится подробный каталог светских вокальных произведений Брукнера [Harrandt 1996, 15-21]. Множество документальных сведений о хоровой деятельности Брукнера можно почерпнуть из монографии "Anton Bruckner. A Documentary Biography" («Антон Брукнер. Документальная биография») Кроуфорда Хоуи [Howie 2002], а также из диссертации Дж. Нельсо-

43 Liedertafel (лидертафель) — общество любителей хорового пения в Германии. В начале XIX века на немецких землях происходил постепенный сдвиг в социальной структуре общества. Результатом стало учреждение мужского хорового общества, которое разрешало социальные контакты и товарищеские отношения независимо от сословий. Певческие коллективы способствовали поднятию чувства патриотизма в Германии после периода наполеоновского правления. Первый лидертафель был основан в 1809 г. в Берлине Карлом Фридрихом Цельтером. Берлинской модели последовали в Лейпциге (1815), Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Магдебурге (1819), а также в Штутгарте (1824). В 1827 г. в Плохингене (Германия, Баден-Вюртемберг) состоялся первый немецкий фестиваль песен. Следующим крупным событием стал фестиваль в Вюрцбур-ге (Германия, Бавария, 1845). В Австрии Венское мужское хоровое общество (Wiener Männergesang-Verein) было основано в 1843 г. Далее подобные общества возникли в Вайдхофен-ан-дер-Иббс (1843), в Линце (1845), Граце (1846) и Зальцбурге (1847).

на "Songs in the Night: Selected Male Part-songs of Anton Bruckner" («Песни в ночи: избранные мужские хоры Антона Брукнера) [Nelson 2019]. Факты о хоровой деятельности Антона Брукнера содержатся также в двух томах писем, изданных под редакцией Андреа Харрандт и Отто Шнайдера [Harrandt, Schneider 2003], [Harrandt, Schneider 2009]. В отечественном музыкознании специальных исследований, посвященных светской хоровой музыке Брукнера, на сегодняшний день нет.

С детства будущий великий симфонист был связан с хоровой практикой: пел в различных певческих коллективах (организатором некоторых из них являлся сам), руководил ими и создавал для них церковные и светские хоровые шедевры. Сначала это был церковный хор: в 13-летнем возрасте, после смерти отца, мальчика отправили учиться в аббатство Санкт-Флориан. Красивый голос Антона привлек внимание настоятеля монастыря Михаэля Арнета 44, после чего тот определил его певчим в хор мальчиков. Однако будущий композитор пел в хоре недолго, до 1839 г., пока у него не начал мутировать голос [Локотьянова 2018, 18].

В 1841 г., окончив 10-месячный учительский семинарский курс в Линце, Брукнер начал трудовую деятельность в качестве помощника школьного учителя — сначала в Виндхаг-Фрайштадте, а через год в Кронстор-фе. Именно там он впервые познакомился с хоровыми сочинениями для мужских певческих голосов. Новое увлечение оказалось настолько сильным, что молодой музыкант организовал мужской квартет, в котором исполнял партию второго баса. Для своего коллектива 19-летний Антон сочинил свой первый светский вокальный опус An dem Feste («На празднике») 45 WAB 59а на текст Алоиса Кнауэра 4®. Произведение было посвящено Йозефу Риттеру фон Песслеру 4у, получившему от Брукнера хоровую композицию со следующим текстом:

К празднованию дня рождения преподобного настоятеля и приходского священника Эннса 19 сентября 1843 года] 4® [Göllerich, Auer 1932, 221].

44 Michael Arneth (1771-1859) — австрийский римско-католический священник, августинец-каноник, настоятель монастыря Санкт-Флориан.

45 В 1893 г. Брукнер немного изменил партитуру и позволил поэту Карлу Птаку [Karl Ptak; годы жизни неизвестны] добавить к песне другой текст с названием Tafellied («Застольная песня») WAB 59c. Также в 1928 г. компания Anton Böhm & Sohn выпустила новую версию хора Брукнера Festlied WAB 59b (Freudig laßt das Lied erschallen).

46 Alois Knauer (1803-1877) — приходской священник в Кронсторфе.

47 Joseph Ritter von Peßler — приходской священник в Эннсе (годы жизни неизвестны).

48 Здесь и далее перевод выполнен автором статьи.

В 1845 г. там же, в Кронсторфе, Брукнер сочинил кантату Musikalischer Versuch nach dem Kammer-Styl («Музыкальное эссе в камерном стиле») WAB 93 a / b, известную сегодня в трех редакциях [Harten 1996, 296]. В основу произведения была положена поэма В. Добельбауэра «Мать и дитя» (Die Mutter und ihr Kind). Свое хоровое сочинение в первой редакции «кандидат» посвятил коллективу учителей, принимавших у него экзамены в Линце 27 и 28 мая. Вторую редакцию хора Брукнер преподнес А. Кнауэру. Премьера состоялась 21 июня в день его именин. Третья версия, озаглавленная Брукнером как Vergißmeinnicht («Незабудка») WAB 93, была отправлена настоятелю и хормейстеру Санкт-Флориана Фридриху Майеру 49 как напоминание об обещании предоставить ему работу в монастыре после успешной сдачи экзамена на должность старшего учителя (см. Таблицу 1 в конце статьи).

В том же году Брукнер вернулся в Санкт-Флориан, в стенах которого он когда-то пребывал, будучи мальчиком-хористом, теперь уже в новом статусе — школьного учителя. В его обязанности также входило обучение мальчиков пению и игре на скрипке. В родных стенах он организовал мужской певческий коллектив, аналогичный тому, который был инициирован им в Кронсторфе. Этому коллективу оказывал поддержку учитель Брукнера и автор музыки для мужских голосов Ганс Шлегер 50. Членами коллектива, известного как флорианский квартет, стали Антон Эренекер 51, Франц Шефлер 52 и Иоганн Непомук Хубер 53, который, к слову, впоследствии женился на сестре Брукнера Розалии (16 января 1855 г.) [Scheder 2021]. Организатор квартета исполнял в нем партию первого баса.

Сохранились наброски двух вокальных произведений, осуществленные Брукнером в начале его пребывания в монастыре: Mild wie die Bäche

49 Friedrich Mayer (1793-1858) — шведско-австрийский римско-католический священник, августинец-каноник, настоятель монастыря Санкт-Флориан.

50 Hans Schläger (1820-1885) — австрийский дирижер и композитор. Начинал свой путь как певчий монастыря Санкт-Флориан, впоследствии стал там же помощником учителя. Затем изучал композицию у Готфрида фон Прейера (1807-1901) в Венской консерватории, после чего стал директором Венского мужского хорового общества (1854-61). С 1861 по 1867 — директор Дома музыки и Mozarteum в Зальцбурге. Брукнер посвятил ему свое раннее вокальное произведение патриотического характера Das Lied vom deutschen Vaterland («Песня о немецкой родине») WAB 78 (1845).

51 Anton Ehrenecker (1826-1868) — школьный помощник и певец (тенор) монастыря Санкт-Флориан.

52 Franz X. Schäfler (1797-1852) — школьный помощник, органист и клерк монастыря Санкт-Флориан; ученик Брукнера. С 1847 пел в мужском квартете, организованном Брукнером.

53 Johann Nepomuk Hueber (1827-1913) — городской садовник из Фёклабрук.

(«Нежные, как ручьи») WAB 138 на текст Эрнста Маринелли 54 и сопранового дуэта Wie des Bächleins Silberquelle («Как серебристый ручеек») WAB 84.1. На текст дуэта в 1846 г. Брукнер создал Ständchen («Серенада») и посвятил ее госпоже Шлегер, жене настоятеля Санкт-Флориана.

К санкт-флорианскому периоду относится создание Der Lehrerstand («Должность учителя») WAB 77 для хора и мужского вокального квартета. Композиция написана примерно в 1847 г. как обращение к учителям (предположительно на текст Маринелли). Брукнер посвятил ее своему настоятелю, школьному учителю Михаэлю Богнеру. Сочинение было исполнено лидертафелем Санкт-Флориана к празднованию 45-летия Богне-ра. Это было первое крупное произведение Брукнера для мужского хора.

В 1848 г. для собственного квартета Брукнер создал хор Sternsnuppen («Падающие звезды») WAB 73 на текст Маринелли. В этот же период появляются фанфары, сочиненные им в качестве музыкальных приношений хоровым обществам. Фанфары № 1 ре мажор Ein jubelnd Hoch in Leid und Lust («Ликующий в страдании и радости») и № 2 ля мажор Lebt wohl, ihr Sängersbrüder («Прощайте, братья-певцы») (WAB 83.1, WAB 83.2) были написаны в 1851 г. для мужского хора a cappella по просьбе старого друга из Санкт-Флориана, капельмейстера Санкт-Мариенкирхен-ан-дер-Поль-зенц и лидертафеля Sängerfest в Пассау, певца и органиста Йозефа Зай-берля55. Кроме того, в том же году Брукнер сочинил мужской хор Die Geburt («Рождение») WAB 69, а 19 марта 1852 г. он посвятил этот хор Зай-берлю в честь его именин.

Песня Der Mondabend («Лунный вечер») WАB 200 на текст Иоганна Готфрида Кумпфа 56 была посвящена Алоизии Богнер — дочери Михаэля Богнера, которой Брукнер давал уроки игры на фортепиано 5у. В честь ее именин чуть позже, в 1851 г., появилась композиция Frühlingslied («Весенняя песня») WAB 68 на текст Генриха Гейне. В этом же году к именинам И. Н. Паулича 5®, члена санкт-флорианского хора, Брукнер создал произведение Das elde Herz («Благородное сердце») WAB 65 (текст Мари-

54 Ernst von Marinelli (1824-1887) — австрийский писатель, священнослужитель. В 1843-45 изучал право, затем католическое богословие в Университете Граца; в 1845 поступил в Санкт-Флориан, где был рукоположен в священники в 1849 г.

55 Josef Seiberl (1824-1908) — друг Брукнера, с 1843 по 1847 школьный помощник в Хёр-шинге и Эфердинге. C 1856 директор в школе при St. Marienkirchen в Эфердинге.

56 Johann Gottfried Kumpf (1781-1862) — каринтийский врач и публицист, поэт, главный редактор журнала Carinthia и основатель Kärntnerische Zeitung.

57 Эта песня является частью рабочей тетради Lieder für eine Singstimme mit Clavier-Begleitung für Fräulein Louise Bogner, которая была найдена в Landesmuseum Верхней Австрии. Сборник был выпущен в 2015 г. Институтом Антона Брукнера в Линце.

5® Johann Nepomuck Paulitsch — один из участников хора монастыря Санкт-Флориан (годы жизни неизвестны).

нелли). В 1854 г. им была написана праздничная кантата Laßt Jubeltöne laut erklingen («Пусть громко звучит ликование») WAB 76 на текст Хил-лишера 59. Произведение предназначалось для исполнения лидертафелем Frohsinn60 во время въезда Елизаветы Баварской, известной как принцесса Сисси (в то время — невеста Франца Иосифа Австрийского), в Линц 22 апреля 1854 г. Однако сочинение Брукнера не было исполнено.

За три недели до переезда в Линц, в день именин Йодока Штюльца 61, 6 декабря 1855 г., Брукнер сочинил кантату Festgesang («Праздничная песня», известна также под названиями «Прощание с Санкт-Флорианом», «Йодок-кантата») WAB 15. Сочинение является последней крупной работой Брукнера в период пребывания в монастыре Санкт-Флориан.

Прочные связи с мужскими хорами сложились у Брукнера в период жизни в Линце (1855-68). В марте 1856 г. молодой музыкант стал активным членом лидертафеля Frohsinn. Брукнер исполнял в нем партию первого тенора (в архивах певческого коллектива он числится первым басом) 62.

В Линце Брукнер продолжил сочинять светские вокальные опусы. Так, в 1856 г. он создал песню Wie bist du, Frühling, gut und treu («Весна, как ты хороша и верна») WAB 58 на текст Оскара фон Редвитца 63 (Amaranths Waldeslieder). Эту песню Брукнер посвятил М. Арнету. В следующем году произошло еще одно важное событие: друг Брукнера Алоиз Вайнвурм 64 основал хоровой коллектив под названием Sängerbund («Певческое общество»), которым Брукнер порой дирижировал и для которого написал несколько хоров. Так, по просьбе своего друга 5 декабря 1861 г. он создал хор Du bist wie eine Blume («Ты как цветок») WAB 64 на текст Гейне и посвятил его новому певческому коллективу. Это произведение стало одним из первых, написанных Брукнером после завершения теоретических занятий с Симоном Зехтером. Спустя десять дней произведение было исполнено под управлением Брукнера на концерте, посвященном четвертой годовщине хора, 15 декабря. Как утверждает исследователь У. Хартен, сочинение «стало фаворитом Sängerbund» [Harten 1996, 136].

59 Joseph Hermann Hillischer (1825-1897) — австрийский писатель.

б" Хоровое общество Frohsinn («Веселое настроение») — на тот момент самый известный певческий коллектив Линца.

61 Jodok Stülz (1799-1872) — историк, священнослужитель, политик, с 1859 по 1872 — настоятель монастыря Санкт-Флориан.

62 Кроме того, в октябре 1856 г. коллеги избрали Брукнера помощником библиотекаря. В этой должности он смог получить доступ к репертуару лидертафеля (самые известные произведения в исполнении лидертафеля середины XIX века содержались в сборнике, изданном впоследствии мужским хоровым обществом Regensburger Liederkranz).

63 Oskar von Redwitz (1823-1891) — немецкий поэт.

64 Alois Weinwurm (1823-1879) — учитель пения в Линце.

Ил. 1. Мужское хоровое общество Liedertafel Frohsinn. Брукнер второй справа Fig. 1. Men's choir society Liedertafel Frohsinn. Bruckner is second from right

По свидетельству Дж. Нельсона, из-за начавшихся проблем с работой и учебой 2 сентября 1858 г. Брукнер покинул лидертафель Frohsinn [Nelson 2019, 10]. Спустя несколько месяцев после ухода Брукнер и его друг, талантливый певец и органист Энгельберт Ланц 65, обратились к правительству Линца с просьбой основать новый певческий коллектив под названием Gesangsakademie (см. письмо от 17 февраля 1859 г.):

Высокая императорско-королевская резиденция! После переосмысления и обсуждения между собой и другими благоговейно подписавшими петицию, вынуждены обратиться с просьбой о милостивом разрешении на создание певческой академии, поданной 3 января 1859 года, и обратиться к губернатору с просьбой о ходатайстве.

65 Engelbert Lanz (1820-1904) — педагог, композитор, органист, директор Linzer Musikverein и хормейстер лидертафеля Frohsinn в Линце.

Линц 17 февраля 1859 года.

Энгельберт Ланц написано собственноручно

Сверхштатный учитель императорско-королевской нормальной

школы

Антон Брукнер. Написано собственноручно Соборный органист. [Harrandt, Schneider 2009, 19].

Однако вскоре Брукнер и Ланц отказались от своего плана:

Преподобной епископской консистории в Линце. Записка.

Со ссылкой на почтенное письмо от 21 числа сего месяца. З : 44 / Ш имею честь представить Вам, преподобная епископская консистория, что Энгельберт Ланц и Антон Брукнер в соответствии со следующими документами, отклонили намерение построить Певческую академию, и с учетом этого забрали свои заявки обратно. Линц, 26 февраля 1859 года [Harrandt, Schneider 2009; 19].

7 ноября 1860 г. Брукнер сменил А. М. Шторха 66 на посту главного хормейстера Frohsinn. В феврале 1861-го состоялось одно из первых выступлений Брукнера с именитым хоровым коллективом. Линцские новости писали об этом событии следующее:

Пусть хоровое общество установит тесные взаимоотношения со своим опытным дирижером господином Брукнером. Мы видим в нем человека, который может привести музыкантов к славе и почестям [цит. по: Howie 2002, 16].

В том же году Брукнер выступил вместе с Frohsinn на двух крупных хоровых фестивалях — в Кремсе (29-30 июня) и Нюрнберге (19-24 июля). По рассказам участников, Брукнер энергично выполнял свои обязанности и придавал большое значение отчетливой артикуляции, дыханию и точной интонации [Albrecht 1980, 12]:

66 Anton M. Storch (1813-1887) — австрийский композитор, руководитель хоровых коллективов Wiener Männergesang-Verein (1843-51), Frohsinn (1855-60) и Niederösterreichischer Sängerbund (1863-67).

Как хоровой дирижер Брукнер был требовательным и дотошным. Пресса хвалила хор под управлением Брукнера. В 1861 году на первом немецко-австрийском певческом фестивале в Кремсе Брукнер продирижировал сочинением Антона Шторха Waldeinsamkeit и получил положительные отзывы. Альбрехт утверждал, что в одном отзыве их оценка была даже выше, чем у мощного Венского мужского хорового общества под управлением Иоганна Гербека 6'. Кропотливый Брукнер любил делиться своим чувством юмора с группой. Так, для комического эффекта Брукнер появлялся на сцене во время выступления в костюме Наполеона Бонапарта [Nelson 2019, 22].

Однако в сентябре 1861 г. композитор ушел из лидертафеля из-за причин, о которых упомянуто в письме к его другу — хоровому дирижеру, музыкальному педагогу и композитору Рудольфу Вайнвурму 6®, брату Алоиза Вайнвурма б9. Тем не менее композитор продолжал поддерживать теплую связь с хоровым обществом Frohsinn, часто аккомпанируя коллективу на фортепиано во время его концертных выступлений.

В то время как светские хоровые произведения Брукнера с сопровождением создавались в 1863-65 гг., произведения a cappella охватывают почти весь линцский период. В январе 1862 г. из-под пера композитора выходит хор Der Abendhimmel («Вечернее небо») WAB 55, посвященный квартету мужских голосов Антона Мюнша (первый тенор — Антон Мюнш, второй тенор — Антон Штифлер, первый бас — Эдуард Бенони, второй бас — Матиас Эйсманн). Вторая версия, посвященная нижнеавстрийскому Sängerbund (WAB 56 для мужского хора), была завершена 6 декабря 1866 г., почти пять лет спустя.

В июне 1863 г. в двух номерах линцской газеты было опубликовано официальное объявление о проведении конкурса сочинений в рамках первого Верхнеавстрийского хорового фестиваля, который должен был состояться в Линце 14 и 15 августа следующего года. Претендентам было предложено представить свои произведения до 30 ноября 1863 г. Для исполнения на фестивале планировали отобрать восемь композиций, авторам которых полагался денежный приз в размере 50 флоринов. На самом

67 Johann Herbeck (1831-1877) — австрийский дирижер и композитор. Был ярым сторонником музыки Ф. Шуберта и А. Брукнера.

6® Rudolf Weinwurm (1835-1911) — хормейстер и композитор в Вене.. б® Хоуи пишет, что после успеха в Нюрнберге Брукнер обиделся на розыгрыш, который устроили ему и его хору: в нем участвовала официантка ресторана по имени Ольга, которая привлекла внимание композитора. Ее подговорили соблазнить хормейстера. Потрясенный и огорченный Брукнер подал в отставку и покинул свой пост [Howie 2002, 17].

фестивале дополнительные призы в размере 100, 60 и 40 флоринов должны были вручить авторам произведений, удостоенных первой, второй и третьей премий. Однако фестиваль был перенесен на июнь 1865 г. и переименован в Oberösterreichisch-Salzburgisches Sängerbundesfest.

Впервые об интересе Брукнера к конкурсу мы узнаем из письма, отправленного ему писателем Августом Зильберштейном 70. Из этого документа следует, что Брукнер связывался с ним по поводу выбора стихотворения. Зильберштейн приложил свое стихотворение Germanenzug («Германский поезд»), прокомментировал его структуру, высказал несколько предложений о возможном музыкальном решении и пожелал удачи композитору. В своем ответном письме Брукнер, поблагодарив его за стихотворение, попросил совета относительно музыкального размера пьесы, который, по его мнению, должен был быть 4, чтобы соответствовать настроению стихотворения. Ссылка в конце письма на хор Zigeuner-Waldlied («Цыганская лесная песня») WAB 135, написанный в трехдольном метре, как на неподходящий позволяет предположить, что первоначальным намерением Брукнера было использовать это хоровое произведение для конкурса (сегодня оно утрачено). Возможно, Брукнер посчитал, что цыганская песня не подходит для мужского хорового фестиваля, потому попросил Зильберштейна предложить ему что-то более подходящее. В постскриптуме к письму Брукнера Р. Вайнвурму от 1 сентября написано следующее:

Я только что написал хор (Germanenzug) для Верхнеавстрийского Фестиваля [Harrandt, Schneider 2009, 42].

Далее упоминание о хоровом произведении встречается в январе 1864 г. В статье Linzer Zeitung от 20 января сообщалось, что Germanenzug Брукнера вошел в восьмерку лучших композиций, отобранных из 120 работ на заседании фестивального комитета от 10 января. Брукнер был одним из членов жюри, двумя другими стали Ганс Шлегер и Антон Шторх, но личности композиторов были скрыты. Исследователь К. Хоуи утверждает:

...переписка Брукнера с издателем Кранцлем и с его другом Р. Вайнвурмом в период с января по август показывает, что он все еще вносил изменения в работу по состоянию на лето

70 August Silberstein (1827-1900) — австрийский писатель. Его стихотворения легли в основу произведений Иоганна Штрауса-сына и Брукнера.

1864 года. Как указывает Хокшоу, первые три из четырех писем Брукнера Кранцлю «...касаются рутинных вопросов композитора / издателя: 28 января Брукнер предоставил издательские права фирме Кранцля; 5 февраля он отправил Кранцлю фортепианное переложение; а 9 мая он попросил издателя обеспечить, чтобы в полной партитуре у первой валторны был ре-диез в такте 56» [Howie 2002, 87].

Хотя Брукнер 5 февраля отправил Кранцлю фортепианное переложение, в конце февраля и начале марта он все еще изменял инструментовку в средней части хора. 13 августа Брукнер передал корректуры Кранцлю и указал, что не только внес исправления, но и добавил несколько новых изменений.

Из трех рукописных партитур Germanenzug WAB 70 в Кремсмюнстер-ском аббатстве самая ранняя — партитура инструментальных партий с автографом — возможно, является версией, упомянутой в письме Брукнера, отправленном Вайнвурму 1 сентября 1863 г. Две другие — это полная партитура и фортепианное переложение (состоящее в основном из инструментального сопровождения), обе из которых Брукнер подготовил в сотрудничестве с Францем Шимачеком 71:

В письмах к Кранцлю и Вайнвурму в феврале и марте 1864 года Брукнер ссылается на эту версию произведения, которая отличается от более ранней партитуры. Кроме того, наверняка существует «утерянная промежуточная версия, которая, должно быть, находилась в рукописях с партитурой и переложением для фортепиано». Эта промежуточная версия должна была быть написана в октябре или ноябре 1863 года до истечения крайнего срока — 30 ноября. Другими недостающими слоями композиционного процесса являются копии полной партитуры, сделанные гравером, и фортепианное переложение, которое Брукнер упоминал в письме к Кранцлю от 13 августа. Однако мы можем предположить, что они содержали «множество изменений», которые появились в первом издании [Howie 2002, 87-88].

Восемь лучших хоров, прошедших в финальный тур конкурса, были исполнены на фестивале в Линце 5 июня 1865 г. Брукнеровский Germanenzug занял второе место после «Германии» Вайнвурма. Венский критик Эдуард Ганслик, прослушав выступление, подарил Брукнеру авто-

7i Franz Schimatscheck (1812-1877) — линцский переписчик Брукнера.

граф на открытке с изображением самого себя [Nelson 2019, 23]. Linzer Zeitung написала следующую рецензию на хор Брукнера:

Господин Брукнер — эпический композитор в этом хоре. Стихотворение одухотворенное и возвышенное, но требует такого большого декламационного напряжения, что мы не можем считать его подходящим для исполнения на сцене и должны судить о нем, по крайней мере, как об очень проблематичном камне преткновения для композитора [цит. по: Harrandt, Schneider 2003, 88].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на критику, хор неоднократно исполнялся при жизни Брукнера. Медленная средняя часть хора была спета Wiener Akademischer Gesangverein в сопровождении квартета валторн из Венской Оперетты на похоронах Брукнера 14 октября 1896 г.

Сам Брукнер полагал, что его сочинение превосходит композицию его друга. Он решил, что Алоиз Вайнвурм, находившийся в числе судей фестиваля, смог повлиять на окончательное решение. Итогом этой ситуации стал временный разрыв отношений с Алоизом до начала 1866 г.

Работая над Germanenzug, Брукнер написал два светских хоровых произведения с аккомпанементом: Um Mitternacht («В полночь») WAB 89 и Herbstlied («Осенняя песня») WAB 73. Партитура Um Mitternacht для мужского хора, соло-альта и фортепиано была завершена 12 апреля 1864 г. Спустя 20 лет Брукнер внес изменения в хор, сохранив текст Роберта Прутца 72 (Um Mitternacht WAB 90). Партитура с автографом не имеет посвящения, но на экземпляре Ф. Шимачека на титульном листе есть посвящение Linz Sängerbund, подписанное и датированное Брукнером 15 апреля 1864 г. Брукнер дирижировал первым исполнением произведения в Линце 11 декабря того же года на праздновании годовщины Sängerbund [Howie 2002, 89].

Сочинение на слова Фридриха фон Заллета 1Ъ для мужского хора, двух солистов-сопрано и фортепиано — Herbstlied — было написано в марте 1864 г. и посвящено Йозефу Хафферлю i4. Хор был впервые исполнен Frohsinn на особом собрании с участием дам в Линце 24 ноября 1864 г. Одной из двух сопрано была Мари Шимачек i5, старшая дочь Ф. Шимачека:

72 Robert Eduard Prutz (1816-1872) — немецкий поэт, драматург, прозаик и историк литературы, редактор; профессор Университета Галле.

73 Fridrich von Sallet (1812-1843) — немецкий поэт.

74 Joseph Hafferl (1832-1896) — член хора Frohsinn.

75 Marie Schimatscheck / Kerschbaum (1844-1888) в течение 30 лет была знаменитой солисткой-сопрано, выступавшей с лидертафелем Frohsinn, в соборном хоре и в Санкт-Флориане.

Обозреватель Linzer Zeitung от 2 декабря счел пьесу хорошо написанной, но отметил, что начальные звуки сопрано слишком рельефны на фоне хорового pianissimo, изображающего отголоски ранее отзвучавшего пения соловья [Howie 2002, 90].

Остальные светские произведения без сопровождения, написанные Брукнером в линцский период, датированы неопределенно, но вероятно, что фанфара Das Frauenherz, die Mannesbrust («Женское сердце, мужская грудь») WAB 95 a впервые была исполнена объединенными мужским и женским хорами Frohsinn во время весенней прогулки в Кирнбергском лесу 17 мая 1868 г. Слова принадлежат Карлу Кершбауму 76, другу Брукнера и члену Frohsinn.

По словам первого биографа Брукнера Августа Гёллериха, фанфара Des Höchsten Preis («Высшая награда») WAB 95 b на текст А. Миттермайра была написана для лидертафеля Sierning zu Sierninghoven из Зирнинга 77. Однако ее простой гармонический стиль изложения наводит на мысль о более ранней дате создания.

В декабре 1866 г. Брукнер откликнулся на просьбу прежнего хормейстера Frohsinn Шторха создать хоровое произведение для Нижнеавстрийского певческого союза (Sängerbund). 11 декабря он написал письмо Шторху, сердечно поблагодарил его за просьбу и вложил в письмо три пьесы, одна из которых — Vaterlandslied («Песня Отечества») WAB 92) — была посвящена Sängerbund:

У меня не было абсолютно ничего, но я сочинил эти хоры за последние две недели. Я готовлю два — Abendhimmel и Weinlied — выберете на Ваше усмотрение. Но я был настолько дерзок (пожалуйста, простите меня), что вашему превосходному хору посвятил третье произведение O könnt ich dich beglücken, потому что считаю его самым значительным из трех. Меня вообще не интересуют никакие гонорары. Я буду достаточно вознагражден, если добрый Господь позволит исполнить одно из моих сочинений [цит. по: Harrandt, Schneider 2003, 69].

Weinlied («Винная песня») — брукнеровская композиция на текст другого стихотворения Зильберштейна, Vaterländisches Weinlied («Патрио-

76 Karl Kerschbaum (1834-1905) — государственный служащий, бухгалтер муниципалитета Линца, секретарь лидертафеля Frohsinn.

77 Зирнинг — торговый городок между Штайром и Бад-Халлом. Место рождения матери композитора, Терезии Брукнер (урожд. Хельм).

тическая песня о вине») WAB 91, короткая пьеса из двенадцати тактов. А произведение O könnt' ich dich beglücken («О, могу ли я тебя благословить») WAB 92 — патриотический хор для солистов-теноров и баритонов в дополнение к хору мужских голосов — развернутое по форме произведение a cappella.

К линцскому периоду относятся еще два хора, которые были посвящены двум сестрам — ученицам Брукнера. Один из них, Im April («В апреле») WAB 75, имеет посвящение Элен Хофманн, а другой, Mein Herz und deine Stimme («Мое сердце и твой голос») WAB 79, — Полине Хофманн [Harten 1996, 277].

15 января 1868 г. Брукнер был избран хормейстером во второй раз, но в том же году он переехал в Вену. В конце января почетным членом Frohsinn избрали Рихарда Вагнера. Брукнер написал своему кумиру, что исполнит на юбилейном концерте хора в апреле либо предложенную хоровую пьесу, либо новую композицию. В ответ на его письмо Вагнер любезно признал членство и предложил хору Frohsinn исполнить заключительную сцену из его новой оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Так, на юбилейном концерте 4 апреля Брукнеру выпала честь продирижировать этой знаменитой оперной сценой. В программу концерта также были включены хор из второго акта оперы «Тангейзер» и хоровая пьеса Брукнера Vaterlandslied WAB 92.

В августе того же года хорам Frohsinn и Sängerbund было предложено принять участие в благотворительном концерте в пользу жителей Уль-рихсберга, который сильно пострадал от пожара. 12 сентября состоялось последнее выступление Брукнера в качестве хорового дирижера в Линце, где были объединены силы коллективов Frohsinn и Sängerbund. В концерте прозвучала музыка к трагедии «Эдип в Колоне» (по Софоклу) Ф. Мендельсона, хоровое сочинение Lorelei («Лорелея») Ф. Ф. Зильхера и Germanenzug Брукнера.

6 июля 1868 г. Брукнер был назначен преподавателем в Венскую консерваторию. Члены Frohsinn не хотели мириться с потерей:

.. .наша судьба висела в воздухе: вопрос хормейстера! Едва господин Брукнер стал хормейстером, едва он продирижировал ли-дертафелем в нескольких великолепных выступлениях, как нас постигло несчастье, так как мы снова потеряли этого человека, потому что он получил почетное приглашение в Вену. Лидерта-фель выражает ему огромную благодарность за изысканные нюансы и великолепные эффекты, с которыми мы познакомились вместе с ним, а также за точность в произведениях, которыми он дирижировал (цит. по: [Harrandt 1996, 19]).

29 сентября 1868 г. лидертафель Frohsinn устроил прощальный праздник в честь любимого хормейстера. В письме участники извинились за проблемы, с которыми столкнулся Брукнер, будучи их дирижером, а также поблагодарили его за невероятные усилия и пожелали ему удачи в его новой престижной должности [Harrandt, Schneider 2009, 103].

В 1869 г. три хоровых общества избрали Брукнера почетным членом: Männergesangverein (20 мая), Frohsinn (9 июня) и Linz Diözesan-Kunstverein (21 октября). В этом же году он сочинил две фанфары: Im Wort und Liede wahr und frei («В слове и песне истина и свобода») WAB 148.1 и Wir Alle, Jung und Alt («Все мы, молодые и старые») WAB 148.2 как дань памяти своему учителю Симону Зехтеру.

После 1869 г. Брукнер поддерживал менее регулярные контакты с Линцем, но иногда к нему обращались с просьбой написать произведения для особых случаев или сыграть на важных службах. Его хоровая пьеса Mitternacht («Полночь») WAB 80 на слова Йозефа Мендельсона 78 была написана для юбилейного концерта Frohsinn 15 мая 1870 г.

С 70-х годов из-под пера Брукнера вышло еще несколько светских хоровых произведений. 31 декабря 1876 г. композитор сочинил Das hohe Lied («Песнь песней») на текст Генриха фон дер Маттига 79 как дань уважения Wiener Akademisches Gesangverein. Во время репетиций хору было трудно исполнять произведение, поэтому дирижер Рихард Хойбергер 8° попросил Брукнера переработать его. В 1879 г. Брукнер добавил партии струнных и духовых инструментов. 10 декабря 1879 г. под управлением Брукнера состоялась новая репетиция, но публичного выступления за ней не последовало. Первое исполнение состоялось уже после смерти Брукнера, в 1902 г.

19 октября 1877 г. Брукнер написал хор Nachruf («Некролог») WAB 81 a на текст Г. фон дер Маттига в память о своем друге Й. Зайберле, умершем 10 июня того же года. Пьеса была исполнена девятью днями позже ли-дертафелем Sängerbund в монастыре Санкт-Флориан. В 1886 году Р. Вайн-вурм попросил Августа Зайфферта 81, редактора Венской газеты, написать еще один текст, который подошел бы для музыки Nachruf Брукнера.

7® Joseph Mendelssohn (1770-1848) — немецкий банкир еврейского происхождения. Старший сын философа Моисея Мендельсона. Его брат — отец Феликса Мендельсона Авраам Мендельсон-Бартольди.

7® Heinrich Wallman (1827-1898) — немецкий поэт. Heinrich von der Mattig — псевдоним.

80 Richard Heiberger (1850-1914) — австрийский композитор, дирижер, музыкальный критик и педагог. С 1878 дирижировал в Венской певческой академии. С 1902 по 1909 преподавал в Венской консерватории.

August Seiffert (1822-1894) — голландский музыкальный педагог немецкого происхождения.

Вайнвурм исполнил вторую версию с новым названием Trösterin Musik («Утешающая музыка») с Wiener Akademischer Gesangverein в Венской филармонии (Musikvereinsaal) 11 апреля 1886 г.

В Вене (13 января 1878 г.) Брукнер сочинил песню Abendzauber («Вечернее волшебство») WAB 57 на текст Г. фон дер Маттига и посвятил ее Карлу Альмероту 82. Произведение не звучало при жизни композитора из-за трудностей исполнения. Sängerbund («Союз певцов») WAB 82 Брукнер сочинил на текст неизвестного автора (возможно, Г. фон дер Маттига) 3 февраля 1882 г. и посвятил его Августу Гёллериху-старшему. С согласия Брукнера Кершбаум, секретарь Frohsinn, добавил к партитуре другой, более обобщенный текст, чтобы увеличить шансы на исполнение. Произведение впервые было исполнено коллективом Frohsinn в Вельсе во время Пятого Верхнеавстрийского зальцбургского певческого фестиваля (Oberösterreichisch-Salzburgisches Sängerbundfest) 10 июня 1883 г. Песня была любимой композицией Frohsinn; коллектив исполнил ее в сентябре 1890 г. в Пассау, а также 4 сентября 1894 г. по случаю 70-летия почетного председателя Frohsinn.

В венский период, как и в линцский, Брукнер обращался к патриотической тематике. Volkslied («Народная песня») WAB 94 представляет собой патриотическую песню, написанную в 1882 г. для конкурса Hymne für das Deutsche Volk in Österreich (Гимн для немецкого народа в Австрии). Существуют две версии народной песни (Anheben last uns all zusamm («Давайте все вместе поднимемся») для мужских голосов без сопровождения, вторая для голоса и фортепиано. 16 октября 1881 г. Deutsche Zeitung предложила представить текст национального гимна. Из 1750 вариантов текст Йозе-фа Винтера получил 1-ю премию. 1 января 1882 г. поступило второе приглашение для участия в конкурсе Hymne für das Deutsche Volk in Österreich для мужского хора, а также для голоса и фортепиано. Брукнер, как один из 1320 участников, прислал образцы обеих версий этого произведения. Ни по одному из представленных материалов приз не был присужден.

Der deutsche Gesang («Немецкая песня») WAB 63 — еще одна патриотическая песня Брукнера, написанная 29 апреля 1892 г. для Erstes deutschakademisches Sängerfest («Первого фестиваля немецких академических певцов»), который должен был состояться в Зальцбурге в июне 1892 г. Премьера прошла 5 июня и имела большой успех.

82 Carl Almeroth (1852-1906) — промышленник, генеральный представитель главного профсоюза Иннерберга и Alpine Montangesellschaft в Штайре и Вене; член Венской ассоциации художников; друг Брукнера и скульптора В.Тильгнера. Создатель склепа и памятника Й. Верндлю, памятника Брукнеру, бюста Ф. Шуберта. Брукнер был крестным отцом его сына Карла Антона Альмерота. Кроме того, Карл Альмерот публиковал статьи о Брукнере.

Ил. 1. Мемориальная доска А. Брукнеру в Старом соборе Линца

Fig. 1. Memorial plaque to A. Bruckner in the Old Cathedral of Linz

Самым масштабным патриотическим произведением Брукнера стала светская кантата Helgoland («Священная земля») WAB 71 — последнее законченное произведение композитора. Хор был написан в 1893 г. по случаю 50-летия Wiener Männergesang-Verein.

Träumen und Wachen («Сновидение и бодрствование») WAB 87 Брукнер сочинил 15 декабря 1890 г. Хор стал единственным сочинением, которое он написал между 1887 и 1891 гг., и последней хоровой миниатюрой. Текст взят из конца первого акта драмы Франца Грильпарцера «Сон — жизнь». Произведение было исполнено под управлением Брукнера в Grillparzer-Feier в день празднования 100-летия со дня рождения Грильпарцера (15 января 1891 г.) коллективом Wiener Akademisches Gesangverein с Францем Шауманом (тенор) в Венском университете. Брукнер посвятил композицию Вильгельму Риттеру фон Гартелю 83, ректору Венского университета.

Члены Frohsinn не забывали Брукнера после его отъезда в Вену. Весной 1886 г. хоровое общество решило организовать специальный концерт, посвященный 41-й годовщине Брукнера. Особое поэтическое приветствие Брукнеру от Карла Кершбаума появилось в Linz Tagespost во вторник, 13 апреля, а концерт состоялся двумя днями позже. Это был грандиозный авторский концерт, программа которого включала Germanenzug

83 Wilhelm von Hartel (1839-1907) — австрийский филолог и политик. В 1890-91 — ректор Венского университета.

WAB 70, Um Mitternacht WAB 90, Адажио из Третьей симфонии и Te Deum. Дирижировал Вильгельм Флодерер 84, а Брукнер, присутствовавший на концерте, позже написал Frohsinn, что выражает свою сердечную благодарность. После этого события в его честь была проведена специальная церемония, восторженные репортажи появились в Tagespost, Linzer Zeitung и Volksblatt.

Благодаря членству в Liedertafel Frohsinn Брукнер познакомился с такими известными людьми, как Ференц Лист, Иоганн Гербек, Эдуард Ганс-лик, Рудольф Вайнвурм — последний стал связующим звеном между Брукнером и Симоном Зехтером, которого он сменил в Венской консерватории после его смерти. Сегодня сложно представить, как сложилась бы судьба Брукнера, если бы жизнь не свела его с лидертафелем. Помимо собственных концертов, которые включали такие значимые события, как линцские премьеры произведений Шумана («Странствие Розы» — апрель 1860), Вагнера (финальная сцена из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» — апрель 1868), коллектив Frohsinn участвовал в концертах Gesellschaft, а также с успехом выступал на хоровых фестивалях в Германии и Австрии. Кроме того, в Линце было несколько духовых и военных оркестров, которые часто объединялись с членами Frohsinn для проведения различных концертных мероприятий. Светские хоровые сочинения Брукнера образуют одну из важных линий его творческого пути; в то же время, они тесно связаны и с другими жанровыми сферами творчества композитора, в том числе — с церковной музыкой.

Список источников

[1] Локотьянова 2018 — Локотьянова Д. Е. Церковная музыка Антона Брукнера:

к проблеме исторических связей : дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. Москва, 2018. 321 с.

[2] Albrecht 1980 — Albrecht T. Anton Bruckner and the Liedertafel Movement //

American Choral Review. 22, no. 1 (1980), 10-19.

[3] Göllerich, Auer 1922 — Göllerich A., Auer M. Anton Bruckner: ein Lebens- und

Schaffens-Bild. Band 1. Regensburg : G. Bosse, 1932. 348 S.

[4] Harrandt 1996 — Harrandt A. Bruckner and the Liedertafel Tradition: His Secular

Music for Male Voices // The Choral Journal 37, no. 5 (December 1996), 15-21.

[5] Harrandt, Schneider 2003 — Anton Bruckner Gesamtausgabe: Kritische Gesamtausgabe.

Bd. XXIV / 2: Briefe (1887-1896) / Vorgelegt von Andrea Harrandt und Otto Schneider. Wien: Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen BrucknerGesellschaft, 2003. 383 S.

84 Wilhelm Floderer (1843-1917) — чешский композитор и дирижер.

[6] Harrandt, Schneider 2009 — Anton Bruckner Gesamtausgabe: Kritische Gesamtausgabe.

Bd. XXIV / 1: Briefe (1852-1886). Vorgelegt von Andrea Harrandt und Otto Schneider. Wien: Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft, 2009. 369 S.

[7] Harten 1996 — Harten U. Anton Bruckner. Ein Handbuch. Gebundene Ausgabe. Salz-

burg-Wien: Residenz, 1996. 544 S.

[8] Howie 2002 — Howie С. Anton Bruckner: From Ansfelden to Vienna: A Documentary

Biography. Volume II. Edwin Mellen Press, 2002. 356 p.

[9] Nelson 2019 — Nelson J. Songs in the Night: Selected Male Part-songs of Anton Bruck-

ner / Submitted to the Graduate Faculty of Texas Tech University in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Musical Arts, 2019. 72 p.

[10] Scheder 2021 — SchederF. Anton Bruckner Chronologie Datenbank // ABIL, ?-2023. URL:

http://www.abil.at/Datenbank_Scheder/Bruckner_Chonologie.php?we_objectID= 33493&pid=408 (дата обращения: 04.03.2023).

References

[1] Lokotyanova, Diana E. (2018). Tserkovnaya muzyka Antona Bruknera: k probleme isto-

richeskikh svyazey [Church music of Anton Bruckner: to the problem of historical connections]: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Moscow State Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 321 р. (in Russian, unpublished).

[2] Albrecht, Theodor (1980). "Anton Bruckner and the Liedertafel Movement". In Ameri-

can Choral Review. 22, no. 1 (1980), 10-19.

[3] Göllerich, A. & Auer, M. (1922). Anton Bruckner: ein Lebensund Schaffensbild. 2 Band.

Regensburg: Bosse, 1932. 348 S.

[4] Harrandt, Andrea (1996). "Bruckner and the Liedertafel Tradition: His Secular Music

for Male Voices". In The Choral Journal. 37, no. 5 (December 1996), рр. 15-21.

[5] Harrandt, Andrea & Schneider, Otto (2003). Anton Bruckner Gesamtausgabe: Kritische

Gesamtausgabe. Bd. XXIV / 2: Briefe (1887-1896) / Vorgelegt von Andrea Harrandt und Otto Schneider. Wien: Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft, 383 S.

[6] Harrandt, Andrea & Schneider, Otto (2009). Anton Bruckner Gesamtausgabe: Kritische

Gesamtausgabe. Bd. XXIV / 1: Briefe (1852-1886) / Vorgelegt von Andrea Harrandt und Otto Schneider. Wien: Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft, 369 S.

[7] Harten, Uwe (1996). Anton Bruckner. Ein Handbuch. Gebundene Ausgabe. Salzburg-

Wien: Residenz, 544 S.

[8] Howie, Crawford (2002). Anton Bruckner: From Ansfelden to Vienna: A Documentary

Biography. Volume II. Edwin Mellen Press, 356 p.

[9] Nelson, Justin (2019). Songs in the Night: Selected Male Part-songs of Anton Bruckner /

Submitted to the Graduate Faculty of Texas Tech University in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Musical Arts, 72 p.

[10] Scheder, Franz (2021). "Anton Bruckner Chronologie Datenbank". In ABIL, ?-2023.

Available at: http://www.abil.at/Datenbank_Scheder/Bruckner_Chonologie.php?we_ objectID=33493&pid=408 (accessed: 04.03.2023).

Таблица 1. Список светских вокальных произведений Антона Брукнера 43 Table 1. List of secular vocal works by Anton Bruckner

Название хора Номер по каталогу Место создания Год (дата) Автор текста

An dem Feste WAB 59 a Кронсторф 19.09.1843 Алоис Кнауэр Й

Musikalischer Versuch nach dem Kammer-Styl WAB 93 a / b Кронсторф Май-июнь 1845 В. Добельбауэр 12 3

Mild wie die Bäche (эскиз из 31 такта) WAB 138 Санкт-Флориан 1845 Эрнст Маринелли

Wie des Bächleins Silberquelle WAB 84.1 Санкт-Флориан 1845 Неизвестен

Das Lied vom deutschen Vaterland WAB 78 Санкт-Флориан 1845 Неизвестен Г

Ständchen WAB 84.2 Санкт-Флориан 1846 Эрнст Маринелли Ф

Der Lehrerstand WAB 77 Санкт-Флориан 1847 Эрнст Маринелли М

Sternsnuppen WAB 85 Санкт-Флориан 1848 Эрнст Маринелли «

Der Mondabend WAB 200 Санкт-Флориан около 1850 Иоганн Готфрид Кумпф Л

1. Ein jubelnd Hoch 2. Lebt wohl, ihr Sangesbrüder WAB 83.1 WAB 83.2 Санкт-Флориан 1851 Неизвестен Х

Das edle Herz WAB 65 (1-я версия) Санкт-Флориан 1851 Эрнст Маринелли И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Die Geburt WAB 69 Санкт-Флориан 1852 Неизвестен Й

Lasst Jubeltöne LAUT Erklingen WAB 76 Санкт-Флориан 1854 Йозеф Хиллишер В в

Des Dankes Wort sei mir vergönnt WAB 62 Санкт-Флориан 1845-49 или 1854 Эрнст Маринелли Г

Das edle Herz WAB 66 (2-я версия) Линц 1857 Эрнст Маринелли

Wie bist du, Frühling, gut und treu WAB 58 Линц 1856 Оскар фон Редвиц Ф

Du bist wie eine Blume WAB 64 Линц 5-16.12.1861 Генрих Гейне L

Der Abendhimmel WAB 55 (1-я версия) Линц Январь 1862 Йозеф Кристиан Фрайхер фон Зедлиц К А

43 Курсивом в графе «Название хора» выделены фанфары А. Брукнера.

Посвящение Состав Место хранения рукописи

Йозефу Риттеру фон Песслеру Хор ТТВВ Городская и областная библиотеки Вены

1-я версия — учителям в Линце; 2-я версия — Алоису Кнауэру; 3-я версия — Фридриху Майеру Хор 88ЛЛТТВВ — солисты 8ЛТВ, ф-но 1-я и 2-я версии — Австрийская национальная библиотека; 3-я версия — Санкт-Флориан

— Солирующий голос, ф-но Санкт-Флориан

— Дуэт солистов, ф-но Санкт-Флориан, музей г. Вельса

Гансу Шлегеру Квартет ТТВВ Санкт-Флориан

Фрау Шлегер Квартет ТТВВ, солист (тенор) Архив Liedertafel Frohsinn

Майклу Богнеру Хор и вокальный квартет ТТВВ Санкт-Флориан и Австрийская национальная библиотека

«Флорианскому квартету» Квартет ТТВВ Санкт-Флориан

Луизе Богнер Солирующий голос, ф-но Государственный музей Верхней Австрии

Хоровым обществам Квартет ТТВВ Неизвестно

Иоганну Непомуку Пауличу Хор ТТВВ Санкт-Флориан

Йозефу Зайберлю Квартет ТТВВ Музей г. Вельса

Въезд Елизаветы Австрийской в Линц ТТВВ, 2 валторны, 2 трубы, 4 тромбона Oberösterreichisches Landesarchiv

Графу Эрлу Чарльзу О'Хегерти Хор и квартет ТТВВ Австрийская национальная библиотека

— Хор 8ЛТВ Оригинальная рукопись утеряна. Эскиз хранится в архиве Эннсе

Фридриху Майеру Солирующий голос, ф-но Городская и областная библиотеки Вены

Liedertafel Sängerbund Квартет 8ЛТВ Архив г. Линца

Квартету мужских голосов Антона Мюнша Хор ТТВВ Австрийская национальная библиотека

(Продолжение таблицы см. на след. стр.)

(Продолжение)

Название хора Номер по каталогу Место создания Год (дата) Автор текста

Herbstlied WAB 73 Линц 19.03.1864 Фридрих фон Заллет Й

Herbstkummer WAB 72 Линц Апрель 1864 Эрнст Маринелли

Um Mitternacht WAB 89 (1-я версия) Линц 12.04.1864 Роберт Прутц 1

Im April WAB 75 Линц 1865 Эмануэль Гейбель Э

Der Abendhimmel WAB 56 (2-я версия) Линц 06.12.1866 Йозеф Кристиан ^ Фрайхер фон Зедлиц

Vaterlandslied WAB 92 Линц Ноябрь 1866 Август Зильберштейн ^

1. Das Frauenherz, die Mannesbrust 2. Des Höchsten Preis WAB 95.2 WAB 95.1 Линц Около 1868 1. Андреас Миттермайр 1 2. Карл Кершбаум 2

Mein Herz und deine Stimme WAB 79 Линц 1868 Август фон Платен П

1. Im Wort und Liede wahr und frei 2. Wir Alle, Jung und Alt WAB 148.1 WAB 148.2 Вена 1869 Иоганн Каетан С

Mitternacht WAB 80 Вена 1869 Йозеф Мендельсон 2

Freier Sinn und hohe Mut WAB 147 Вена 21.03.1874 Неизвестен Д

Freier Sinn und hohe Mut WAB 147 Вена 21.03.1874 Неизвестен Д

Das hohe Lied WAB 74 Вена 31.12.1876 Генрих фон дер Маттиг \

Nachruf (некролог) WAB 81.a Вена 19.10.1877 Генрих фон дер Маттиг Г

Trösterin Musik WAB 81.b (переиздание) Вена 1886 Август Зайфферт

Abendsauber WAB 57 Вена 13.01.1878 Генрих фон дер Маттиг К

Посвящение Состав Место хранения рукописи

Йозефу Хафферлю TTBB хор, 2 солиста, ф-но Архив Liedertafel Frohsinn

— Солирующий голос, ф-но Австрийская национальная библиотека (копия). Оригинал утерян

Liedertafel Sängerbund TTBB, солист (альт), ф-но Австрийская национальная библиотека

Элен Хофманн Солирующий голос, ф-но В архиве монастыря Санкт-Флориан

Niederösterreichischer Sängerbund Хор TTBB Австрийская национальная библиотека

н Niederösterreichischer Sängerbund Хор TTBB, солисты (тенор, баритон) Оригинал рукописи утерян

йр 1. Liedertafel Frohsinn 2. Liedertafel Sierning 1. Хор SATB 2 .Хор TTBB Неизвестно

Полине Хофманн Солируюший голос, ф-но Копия рукописи хранится в Австрийской национальной библиотеке. Оригинал утерян

Симону Зехтеру Хор TTBB Неизвестно

25-летию Liedertafel Frohsinn Хор TTBB, солист (тенор) Архив Liedertafel Frohsinn

Для певческого коллектива Liederkrans Хор TTBB Неизвестно

Для певческого коллектива Liederkrans Хор TTBB Неизвестно

иг Wiener Akademisches Gesangverein Двойной хор TTBB, 2 солиста (тенор и баритон); 1-я постановка — a cappella, 2-я — с добавлением струнных и духовых Universitätssängerschaft Barden, Вена

иг Памяти Йозефа Зайберля Хор TTBB Библиотека Конгресса, Вашингтон

— Хор TTBB Оригинальная рукопись утеряна. Копия хранится в Австрийской национальной библиотеке

иг Карлу Альмероту Хор TTBB, йодлеры, солисты (тенор и баритон), 4 валторны Wiener Männergesang-Verein

(Окончание таблицы см. на след. стр.)

(Окончание)

Название хора Номер по каталогу Место создания Год (дата) Автор текста

Sängerbund WAB 82 Вена 03.02.1882 Два варианта текста: А Г. фон дер Маттига (?) и Карла Кершбаума

Volkslied WAB 94 Вена 1882 Йозеф Винтер Г А

Um Mitternacht WAB 90 (2-е издание) Вена 11.02.1886 Роберт Прутц 5

Träumen und wachen WAB 87 Вена 15.12.1890 Франц Грильпарцер Е т

Der deutsche Gesang WAB 63 Вена 29.04.1892 Эрих Фельс I 5

Tafellied WAB 59 c (переиздание An dem Feste Вена 22.02.1893 Карл Птак Й

Helgoland WAB 71 Вена 08.10.1893 Август Зильберштейн 1

Посвящение Состав Место хранения рукописи

Августу Гёллериху-старшему ) Хор ТТВВ Liedertafel Frohsinn

Гимн для немецкого населения Австрии 1-я версия: солист и ф-но; 2-я версия: хор ТТВВ Австрийская национальная библиотека, Парижская национальная библиотека

Strassburger Männer-Sangverein Хор ТТВВ, солист (тенор) Австрийская национальная библиотека

Вильгельму Риттеру фон Хар-телю Хор ТТВВ, солист (тенор) Universitätssängerschaft Barden, Вена

Erstes deutsch-akademisches Sängerfest Хор ТТВВ Universitätssängerschaft Barden, Вена

Йозефу Риттеру фон Песслеру Хор ТТВВ Городская и областная библиотеки, Вена

н Wiener Männergesang-Verein Хор ТТВВ и оркестр Австрийская национальная библиотека

Статья поступила в редакцию: 04.03.2023; одобрена после рецензирования: 05.03.2023;

принята к публикации: 14.08.2023; опубликована: 12.09.2023. The article was submitted: 04.03.2023; approved after reviewing: 05.03.2023; accepted for publication: 14.08.2023; published: 12.09.2023.

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.