Научная статья на тему 'HOMO AGENS: С ПРАВОМ НА СЧАСТЬЕ (ИНТЕРВЬЮ О. Н. МАСЛЕННИКОВОЙ С ПРОФЕССОРОМ ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В. И. НАЗАРОВЫМ)'

HOMO AGENS: С ПРАВОМ НА СЧАСТЬЕ (ИНТЕРВЬЮ О. Н. МАСЛЕННИКОВОЙ С ПРОФЕССОРОМ ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В. И. НАЗАРОВЫМ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

56
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Масленникова Ольга Николаевна, Назаров Владимир Иванович

Данное интервью - симбиоз известных интерпретаций жанра интервью как способа получения и как способа предоставления информации. Профессор Ивановского государственного университета, доктор психологических наук Владимир Иванович Назаров достиг высот в академической карьере, известен исследованиями в области социальной психологии, анализом структурных механизмов социальной перцепции в управлении, представляет классический пример единства научно-исследовательской и педагогической деятельности. Интервью - это не только разговор о профессии, это разговор о творческих ориентирах, личных историях, жизненных смыслах профессора В. И. Назарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOMO AGENS: WITH THE RIGHT TO HAPPINESS (INTERVIEW OF O. N. MASLENNIKOVA WITH PROFESSOR OF IVANOVO STATE UNIVERSITY V. I. NAZAROV)

This interview is a symbiosis of well-known interpretations of the interview genre as a way of obtaining and as a way of providing information. Professor of Ivanovo State University, Doctor of Psychology Vladimir Ivanovich Nazarov has reached the heights in his academic career, is known for research in the field of social psychology, analysis of the structural mechanisms of social perception in management, and is a classic example of the unity of research and teaching activities. The interview is not only a conversation about the profession, it is a conversation about creative guidelines, personal stories, life meanings of Professor V. I. Nazarov.

Текст научной работы на тему «HOMO AGENS: С ПРАВОМ НА СЧАСТЬЕ (ИНТЕРВЬЮ О. Н. МАСЛЕННИКОВОЙ С ПРОФЕССОРОМ ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В. И. НАЗАРОВЫМ)»

Интеллигенция и мир. 2022. № 4. С. 90—100. Intelligentsia and the World. 2022. No. 4. P. 90—100.

Интервью

УДК 1:316(378)

DOI: 10.46725/IW.2022.4.5

HOMO AGENS: С ПРАВОМ НА СЧАСТЬЕ (интервью О. Н. Масленниковой с профессором Ивановского государственного университета В. И. Назаровым)

Ольга Николаевна Масленникова

Ивановский государственный университет, Иваново, Россия, onmaslennikova@gmail.com, https://orcid.org/ 0000-0003-1016-3308

Владимир Иванович Назаров

Ивановский государственный университет, Иваново, Россия, vi-nazarov@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-0635-8236

Аннотация. Данное интервью — симбиоз известных интерпретаций жанра интервью как способа получения и как способа предоставления информации. Профессор Ивановского государственного университета, доктор психологических наук Владимир Иванович Назаров достиг высот в академической карьере, известен исследованиями в области социальной психологии, анализом структурных механизмов социальной перцепции в управлении, представляет классический пример единства научно-исследовательской и педагогической деятельности. Интервью — это не только разговор о профессии, это разговор о творческих ориентирах, личных историях, жизненных смыслах профессора В. И. Назарова.

Ключевые слова: психология, научная школа, Ивановский государственный университет, деятельность

Для цитирования: Масленникова О. Н., Назаров В. И. Homo Agens: с правом на счастье (интервью О. Н. Масленниковой с профессором Ивановского государственного университета В. И. Назаровым) // Интеллигенция и мир. 2022. № 4. С. 90—100.

© Масленникова О. Н., Назаров В. И., 2022

Interview

HOMO AGENS: WITH THE RIGHT TO HAPPINESS (interview of O. N. Maslennikova with Professor of Ivanovo State University V. I. Nazarov)

Olga N. Maslennikova

Ivanovo State University, Ivanovo, Russia,

onmaslennikova@gmail.com, https://orcid.org/ 0000-0003-1016-3308

Vladimir I. Nazarov

Ivanovo State University, Ivanovo, Russia, vi-nazarov@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-0635-8236

Abstract. This interview is a symbiosis of well-known interpretations of the interview genre as a way of obtaining and as a way of providing information. Professor of Ivanovo State University, Doctor of Psychology Vladimir Ivanovich Nazarov has reached the heights in his academic career, is known for research in the field of social psychology, analysis of the structural mechanisms of social perception in management, and is a classic example of the unity of research and teaching activities. The interview is not only a conversation about the profession, it is a conversation about creative guidelines, personal stories, life meanings of Professor V. I. Nazarov.

Keywords: psychology, scientific school, Ivanovo State University, activity

For citation: Maslennikova, O. N. and Nazarov, V. I. (2022), 'Homo Agens: with the right to happiness (interview of O. N. Maslennikova with Professor of Ivanovo State University V. I. Nazarov)', Intelligentsia i mir [Intelligentsia and the World], no. 4: 90—100 (in Russ.).

Идея взять интервью у профессора Владимира Ивановича Назарова накануне его юбилейного дня рождения — это не только дань уважения доброй традиции чествования достойного человека, но и приглашение к разговору, на который трудно решиться без внешних поводов.

Глубокое классическое образование, научные достижения, педагогические открытия, высокая культура, академическая карьера в вузе, свой особенный стиль — это известные составляющие успеха профессора Назарова. Безусловно, мы гордимся знакомством и совместной работой с талантливым человеком, профессионалом, интересной личностью. Право приблизиться к этому чувству/знанию имеют и наши студенты, и наши коллеги, и все, кто интересуется живой жизнью академической вузовской среды.

Итак, о творческих ориентирах, личных историях, жизненных смыслах профессора В. И. Назарова читайте в печатной версии интервью.

О. Н. Масленникова: Уважаемый Владимир Иванович, самые сердечные поздравления с 70-летием! Спасибо, что откликнулись на приглашение к разговору. Весьма известна мысль, что в нашей жизни нет ничего случайного. Совокупность каких обстоятельств сделала Вас тем, кем Вы стали, кем Вы являетесь? Кто те авторитеты, чье мнение, знание определили Ваш научный стиль, интерес, область научных изысканий, модель профессионального и человеческого поведения?

В. И. Назаров: Если не о служебной карьере, то надо немного юмора, и я ответил бы в этом случае так. Вам пришло неожиданное наследство. Вот это обстоятельство делает человека таким, каким он становится. То же, если на вас «свалится» что-то очень благоприятствующее, но по значимости равноценное наследству — так тоже может случиться. Но при такой динамике успеха его суть остается одна, неожиданное свалилось на вас и вы стали иным. В моей прошедшей части жизни подобного не случилось. За одним исключением: мне в переломные периоды судьбы выпала удача встретить людей, которые или научили, или подсказали, где и в чем будет выход. Опять же это были не спустившиеся с тучек люди, а те, кто помог находить нужные цели и действия и чего-то тем самым добиваться, не предаваться унынию, а отвечать за свои уже новые поступки и дела во имя «моего» же будущего. Такую психологию во мне, безусловно, заложили родители. Папа с 1938 г. участвовал в 4-х войнах, с его же слов — насмотрелся и навоевался. Так, еще 11. 12. 1941 г. на Калининском фронте, будучи командиром минометной роты,

получил тяжелейшее ранение с перспективой стать инвалидом-ампутантом. Мама — старший военфельдшер в госпитале у нас на ул. Демидова, она тогда же операционная сестра — против всех распоряжений хирургов (требования ВПХ указывали на ампутацию) спасла ему руку. Три раза отвечала особисту госпиталя на вопрос «почему Вы решили помогать именно этому лейтенанту». Прямо как у Владимира Семеновича: «...особист Суэтин — неутомимый наш! — Еще тогда приметил и взял на карандаш.». Отец остался в армии, в 1947 г. был в «командировке» (считай, пятая война) на западе Украины. Его самомобилизация, внутренняя нацеленность и выдержка перед лицом трудностей, ответственность за себя, может быть, немного перешли и ко мне. Говоря о превратностях судьбы, мой дедушка (по линии мамы), которого судьба напрягала не раз, говорил о пережитом: «Учись, внучек, всему, в жизни всё пригодится». Иными словами, как всё сложится — не угадаешь, а надо иметь «арсенал» психологических качеств и навыков, чтобы устоять и двигаться вперед. Говорил осознанно, в 1946 г. ему в суде удалось добиться, чтобы переквалифицировали его политическую статью («статья 58») на не политическую (редкий случай), но срок, хотя и меньший, оставили.

А дальше не могу не назвать моих учителей, ставших родными по судьбе, готовивших меня к «жизни»: доктора медицинских наук Михаила Борисовича Сазонова, доктора психологических наук Роальда Борисовича Гительмахера, заслуженного деятеля науки, профессора Виктора Васильевича Новикова. Конечно, это и многое иное подвело меня только к одному из всех названий человека — HOMO AGENS (человек действующий).

О. Н. Масленникова: Среди важных вопросов бывают такие, которые выглядят банально, однако без них трудно представить историю человека. Владимир Иванович, почему Вы стали психологом, выбрали психологию своей профессиональной стезей?

В. И. Назаров: Хочется отметить, что если я могу называться психологом, то работающим в части научной психологии, в рамках прикладной психологии я не работал. Поэтому при ответе на этот вопрос могу сказать, что на всех этапах трудовой деятельности оставался разработчиком научных вопросов системной организации жизнедеятельности. Иногда эти вопросы поднимаются до философских проблем, но там уже не мое. Психология в этом

плане — поле, поцарапанное плугами, но непаханое. Работать на нем мне очень интересно. Поэтому никаких резких смен вектора интересов у меня не случилось. Если более предметно, то и сейчас меня интересует «прогнозирование изменений отношения сотрудников к непосредственному руководителю».

О. Н. Масленникова: Владимир Иванович, в чем, на Ваш взгляд, задача психологии? В чем назначении психолога?

В. И. Назаров: Роль психологии как науки вижу в раскрытии психологических механизмов, которые являют собой ресурсы для улучшения нашей — и персональной и общей — жизни в социуме. Здесь можно желать только всего, что эту жизнь улучшает. Жизнь меняется одновременно в сторону усложнения и улучшения, но также и негативного влияния на человека. Можем находить массу примеров применения манипулятивных технологий влияния на группы и общности людей, вплоть до телефонного мошенничества и «прочистки мозгов», таковыми являются торговый маркетинг, реклама, смена культурных принципов, уменьшение сплоченности групп в сторону обособления и индивидуальности, обработка массового сознания и многое иное. Это измененное будет во благо или во вред? Такой вопрос для психологов сегодняшнего дня стоит как аналогия вопроса для физиков о «благе» атомной бомбы.

О. Н. Масленникова: Известно, что для формирования научных взглядов исследователя крайне важно его научное окружение, высокий уровень самих исследований и определенная репутация научного коллектива, то, что мы часто обозначаем понятием «научная школа». Что Вы можете сказать об ивановской психологической школе?

В. И. Назаров: Согласен, научное окружение очень важно. Повторюсь, что учителями раз и навсегда для меня стали профессор Р. Б. Гительмахер, а после его непредсказуемо ранней кончины его друг, профессор В. В. Новиков (в тот период лидер научной школы в Ярославле), к сожалению, ушедший из жизни. Здесь же надо сказать, что я в целом воспитанник Ярославской психологической школы (на данном этапе ее работу координирует член-корр. Российской академии образования А. В. Карпов), с которой по сегодняшний день имею творческие связи и совместную деятельность, а также считаю себя в ней «развивающимся учеником». А про Ивановскую психологическую школу я бы ответил так.

Город Иваново в академическом плане — интересный субъект. С 1918 г. в нем началось бурное развитие вузовской среды. В целом доминировали инженерные направления роста. Однако и в тех условиях в нашем городе трудились многие деятели обществоведческой и гуманитарной науки, содействовавшие направленности исследований при становлении Ивановского государственного университета. Так, например, Павел Михайлович Экземплярский, выпускник историко-филологического факультета Московского Императорского университета 1909 г. со знанием трех иностранных языков, имел в дипломе записи о сдаче «испытаний»: по психологии — «весьма удовлетворительно», по политической экономике — «весьма удовлетворительно», по введению в философию — «весьма удовлетворительно». Всего 12 экзаменов. Его многочисленные работы были социологическими, а в ряде положений — социально-психологическими. С 1922 по 1929 г. и позднее тогда еще в Ивановском педагогическом институте работал преподавателем Николай Алексеевич Королев, выпускник Электротехнического института (1904 г., г. Санкт-Петербург, знание 8 иностранных языков). С 1919 по 1938 г. он трудился на разных должностях в вузах и учреждениях Иванова. Среди его монографических изданий ивановского периода многие посвящены краеведению, но при внимательном осмыслении в ряде своих положений они — социально-психологические, а в современных терминах могут быть отнесены к направлениям политической психологии и политической социологии. Этот список можно продолжать, но его персоналии будут едины в одном: они заложили базисные основы обществоведческих и гуманитарных исследований в нашем вузе. Мы помним родившегося на нашей земле Я. А. Пономарева, выдающегося русского психолога, внесшего фундаментальный вклад в изучение психологии интуиции и творческого мышления, который и в зрелый период своей жизни не терял связь с «малой родиной». С 1942 по 1944 г. в Иванове училась и проводила свои ранние научные исследования Н. П. Бехтерева. Ее зачетная книжка хранится в Ивановской медицинской академии. Тесные творческие связи с нашими учеными поддерживает академик Н. В. Кузьмина, ранее значительное время заведовавшая кафедрой в Шуйском педагогическом университете. Также в Ивановском классическом

университете работал профессор В. Н. Куликов, автор одной из первых в нашей стране докторских диссертаций по социальной психологии и учебника по психологии для вузов республики Куба. Яркий след в исследованиях социальных психологов нашего края оставил своим научным творчеством профессор Р. Б. Гительмахер, которого со всеми основаниями можно называть одним из основоположников теории и практики социальной перцепции в управлении. Роальдом Борисовичем на данных производительности труда была доказана необходимость знания руководителем психологии людей на производстве и защищена докторская диссертация. Отмечу: защита прошла в Ленинградском государственном университете в форме научного доклада, что означало признанный вклад в науку и авторитет в ней. С этого момента можно было говорить о формировании научной лаборатории и научной школы ведущего ивановского профессора-психолога, которая стала эпицентром разрастания когорты ученых-психологов региона, проводивших исследования в работающих коллективах, на производствах, в образовательных организациях. Всё, что получалось в эмпирических изысканиях, проходило обсуждение с производственниками, особенно в части рекомендаций для повышения эффективности производства на основе использования психологических факторов. В настоящий период эти работы продолжаются на основах применения положений теории метасистемности в изучении структурных механизмов социальной перцепции в управлении.

О. Н. Масленникова: У Вас очень большой опыт научной и управленческой деятельности. Владимир Иванович, как вы полагаете, этот успешный опыт напрямую связан с Вашим знанием психологических механизмов, психических функций? Важна ли психологическая грамотность для современного человека? И если да, с каких азов и когда начинать постигать науку о закономерностях и процессах психической деятельности?

В. И. Назаров: Хотя в научной деятельности я отвел себя от прикладной психологии, но практику ее «изучения» в реальной деятельности, включая анализ своих ошибок, действительно имею. Особенно острым это было в период начала моей работы в комсомоле. Два выговора от Обкома ВЛКСМ я получил, но в части коммуникации, делового общения и стилей руководства

правильные «манеры и приемы» нашел. То, что называют психологической грамотностью, существует во всей своей полноте, частично ей можно обучиться практически: что-то перенимая у успешных людей, при анализе своих просчетов, используя советы и др.

Но главное вижу в работе над ошибками, в использовании своей рефлексии, чтобы эти ошибки подметить и измениться, при этом не доходя до самобичевания. Если вы сделали ошибку, исправьтесь, но «не съедайте» себя раз за разом: вываливание себя в грязи — не лучший способ очиститься. При управленческой работе целесообразнее выступать с конструктивных позиций разрешения ситуации, вопросов конфликтности, осуществления влияния, направляя активность так, чтобы «встроиться» в совместное решение даже тогда, когда вы первым увидели выход.

О. Н. Масленникова: Быть преподавателем — значит быть включенным в обоюдный процесс ученичества. Владимир Иванович, работая со студентами, Вы наверняка замечаете их особенности и отличия от предыдущих поколений студенчества. В чем, на ваш взгляд, сила этого поколения? Чему они учат Вас или могли бы научить?

В. И. Назаров: Сила поколения всегда в том, что это люди с молодостью, они определены, чтобы идти дальше нашего. Мы призваны помогать тому лучшему, к чему они способны. Двум теперешним поколениям молодежи досталось испытание: опыт предыдущих поколений — во многом от родителей — не подошел для возникшего в их жизни «нового», или проще — «другого», нежели у родителей. Мы имеем своего рода контрпродуктивный цикл развития. Их поиск себя в новом мире и сегодня идет трудно. Поэтому вопрос больше к нам. Как мы с ними сообща будем работать. Мне очень импонирует то, что у них есть готовность начинать и делать дела с опорой на свои силы и собственную активность. Нам задание от истории — обсудить с ними «точки роста». Одну в секторе образования мы вместе нашли. Это развитие творческих, эвристических способностей. Не случайно «Сириусы размножаются». У нас жесткое влияние стандартов. Значит там, где допустимо, надо находить место для их точек зрения и проявлений их свежего ума.

О. Н. Масленникова: Это звучит невероятно оптимистично и обнадеживающе — «там, где допустимо, находить место для их точек зрения и проявлений их свежего ума»! Мы знаем о Вашем удивительном хобби и профессиональном интересе к фотографии. Мир через объектив фотоаппарата становится другим? Становится в полном смысле Вашим, освоенным, обжитым, очень личным?

В. И. Назаров: Нет, дело не столько в этом. Я не могу изменить мир, «чтобы он прогнулся под нас», я также тщедушно не ищу подарка на протянутую руку. Это нереально по любой такой «заяве». Мир создали не мы. В философском методологическом научном арсенале есть утверждения, что мысли в условиях, например, живого контакта, становятся идеями объективными, пусть и с расширенным пониманием объективности. Некоторые ученые считают, что субъективный мир стоит наравне с миром объективным. Судить не могу, но все, что человек переводит за границы себя и своего сознания, действительно по итогам трансформаций как-то материализуется. А что должно вернуться? У меня логика суждений одна: к нам должна в образах вернуться красота окружающего мира и жизни, то, что можно и необходимо видеть в мире около нас. Такой ответ может прийти в словах и звуках, образах реальности, направленных к нам. Этот мир, а мы его часть, по законам его собственной реальности создан с красотой. По сути — это обмен доброго на доброе, если доброе исходит от нас. Вот мне и хотелось бы в фотографиях увидеть обратный посыл такой красоты от окружающего мира, это движение необходимо, чтобы мы сохранялись. Чуть вульгарнее прозвучит так — мы вынуждены подпитываться прекрасным, его созерцанием, его присутствием, его воздействием на нас. Это аксиома, основа для наших добродетельных действий по отношению ко «всему и многому», поэтому эстетику как первоцель здесь осуждать нельзя.

О. Н. Масленникова: Владимир Иванович, тогда было бы любопытно узнать, какая именно красота подпитывает Вас? Расскажите о своих пристрастиях — любимый поэт, композитор, художник, писатель, любимая эпоха, фигура в истории?

В. И. Назаров: Отвечу только на те вопросы, в которых имею определенность в оценках. Любимый поэт для меня — Сергей Есенин. Тонкие нервы его поэзии понятны и чувствительны. Его русскость — вечна с мыслями и переживаниями о Родине.

Мне интересна его осторожность по отношению к новациям в стране, он ставит вопрос, а русские ли это события. Он, как грудного ребенка, оберегает свою часть мира. Но поэзия для меня — не только Сергей Есенин. Меня удивило, когда я случайно прочитал слова И. Бродского («Письмо в бутылке») об учении Фрейда. Видимо, поэзия многолика и нескончаема. Надо ее читать, поэты чувствуют «важное» раньше нас. В музыке понимаю и чувствую очень скромно. Увереннее ориентируюсь в оперных исполнениях, например, нравится вокальное мастерство Аиды Гарифуллиной. Среди художников нравятся картины И. Репина, В. Васнецова, они отражают их взгляды, образное понимание событий и реальности. Из нашего времени на первое место ставлю живопись К. А. Васильева. Такие его полотна, как «Ожидание», «Лесная готика», «Жница», «Старец», «Прощание славянки» — это о гордости за силу нашего духа и красоте тех, кто его имеет. Про эпоху скажу так: где живем, там и годимся. В историческом контексте по значимости осуществленной политики мне интересна личность Александра III.

О. Н. Масленникова: Какая широта интересов, Вашим собеседникам можно позавидовать! Тогда тем более хочется узнать еще один Ваш «секрет». Владимир Иванович, многие коллеги, работающие с Вами и знающие Вас, могли бы сказать: у Вас не только счастье иметь талант, но и талант иметь счастье. Как Вы думаете, что они имеют в виду?

В. И. Назаров: Есть ли у меня талант, судить не могу, да и не мне оценивать себя с этих позиций. Единственно скажу: с молодых «возрастов» нравилось определение «очень значима способность делать правильные заключения и принимать решения по наименьшему числу наблюдений». Жизнь дала мне большое поле, на котором это было востребовано. Какие-то итоги «тренировок» могли появиться. Талант и счастье — это тема совсем отдельная. Считаю, что напрямую талант в счастье не переходит, да и что называть своим счастьем? Разве только что-то сугубо своё, тебе принадлежащее, такое понимание счастья признаю. В каждой душе — это по-своему. Каждому из нас жизнь отсыпает индивидуальный пакет из хорошего и плохого. Вот только я не сторонник протестантской духовности, по которой «Есть избранники Бога, поскольку нас много, а Бог один, поэтому кому-то стало быть

избранным». Нас много с правом на счастье уже по рождению. По-моему, талант — это нечто инструментальное, для применения. А вот талант иметь счастье — это сохранять и множить талант как часть и предпосылку, гарантию своего счастья. Именно своего счастья, в том и там, где вы его нашли. Даже в том, чтобы перешагнуть препятствие или решить проблему своего счастья.

О. Н. Масленникова: И все же хочется задать один «коварный» вопрос: Владимир Иванович, если бы не психология, то где бы Вы могли состояться, реализовать свои таланты и потенциал?

В. И. Назаров: Метаться поздно. Я работаю. Мне нравится.

Интервью взято: 23 сентября 2022 года.

Интервью поступило в редакцию 01.10.2022; одобрено после рецензирования 17.10.2022; принято к публикации 27.10.2022.

The interview was received by the editorial office on 01.10.2022; approved after review on 17.10.2022; accepted for publication on 27.10.2022.

Информация об авторах /Information about the authors

О. Н. Масленникова — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования, Институт гуманитарных наук, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия.

В. И. Назаров — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры непрерывного психолого-педагогического образования, Институт гуманитарных наук, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия.

O. N. Maslennikova — Candidate of Science (Philology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Continuing Psychological and Pedagogical Education, Institute of Humanities, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia.

V. I. Nazarov — Doctor of Science (Psychology), Professor, Professor of the Department of Continuing Psychological and Pedagogical Education, Institute of Humanities, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.