Научная статья на тему '«Холодние Чоботи»: стратегия построения самоидентификации в популярной музыке Санкт-Петербурга (на примере группы «Svoбода»)'

«Холодние Чоботи»: стратегия построения самоидентификации в популярной музыке Санкт-Петербурга (на примере группы «Svoбода») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
141
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Холодние Чоботи»: стратегия построения самоидентификации в популярной музыке Санкт-Петербурга (на примере группы «Svoбода»)»

Пенится желтизна. («Адаптация» «Новогодняя»,

ал. «Парашют Александра Башлачева», 1995) Лирический герой Башлачёва находится в конфликте с окружающим его обществом. Обыденность и серость этого общества угнетают его. То же можно сказать об «Адаптации», в песнях которой можно видеть конфликт, неприятие общества, острую сатиру на него («Нация встречала Новый год...»)

На основе изложенных выше наблюдений можно сделать следующий вывод: рок-культура в современной России является по большей части массовой, но существует и андеграунд, примером которого является группа «Адаптация». Он - «наследник» андеграунда 80-х, в частности «Сибирской школы». Эту преемственность мы показали на основе цитации и убедились, что основными задачами современного андеграунда является не борьба с социальным злом, не протест, а демонстрация ужаса социальной действительности. Для творчества современного «подполья» характерно стремление показать, что ничего не меняется, и даже надеяться на лучшее не стоит:

.От революций и подлых доносов Поезд, который тащил нас по жизни,

Встрял где-то там в тупике.

И это новая смерть на новом витке.

(«Адаптация» «Чёрная песня», ал. «Зона бесконечного конфликта», 2005) ПРИМЕЧАНИЯ

1. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: Возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия. Тверь, 1998. С. 32-33.

2. Мельников Н.Г. Массовая культура // Введение в литературоведение. М., 2000. С. 580.

3. Фоменко И.В. Цитата // Там же. С. 479.

4. Там же. С. 481-482.

5. Цит. По вкладышу к кассете: Янка. «Продано». Архив русского Рок-н-Ролла. 1995.

© Баранова Е.Н., Хацкевич А.В., 2007

Викстрём Д.-Э.

Копенгаген

«ХОЛОДНИЕ ЧОБОТИ»:

СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ «SV0Б0ДА»)1

Я приїхав з України у

столичні города Та прийшла лиха година: наступили холода Мої гроші на ісході, я одіт не до погоди От такі от хлопоти -треба нові чоботи2.

В середине 1990-х гг. Александр «Саша» Руденко приехал «у столичні города» - в Москву, о чём он поёт в своей песне «Чоботи з бугая». Он покинул родину, чтобы продолжить учёбу в Москве, где он поступил в театральное училище из-за чувства отчуждения, вызванного процессом украинизации. Руденко родился в восточной Украине и на родине говорил по-русски. Несколько лет Руденко прожил в Москве, затем переехал в Санкт-Петербург и принял российское гражданство.

мы играем с)ля народа, потому что мы - (§)

SV©^ ОЛ7/Ч

0ККАГ-5КА--Р1Ш

www.svoboda.ikso.net е-таї'І: агирралуоігюсіасзітіаїїхот +? ЧІЛ ЬІЬХІ *ГЗ, Никита +1904- ЪЪЧ1Ъ 94, Александр

Визитная карточка «Svoбоды» (2006 г.)

В 1997 г., живя в Москве, Руденко основал группу «Svoбода», затем в 2002 г., переехав в Санкт-Петербург, возродил её. В песнях, исполняемых автором на русском и украинском языках, чувствуется влияние украинского фольклора. «Svoбода» определяет свой стиль как «Укра-Ска Панк» / «икга-Бка-Рипд» (см. рисунок) -укороченная версия словосочетания «Украинский Ска-Панк». Участники и фанаты группы называют Руденко кличкой «хохол». На первый взгляд, группа имеет ярко выраженную украинскую самоидентификацию.

И всё же является ли самоидентификация «Svoбоды» русской или украинской? На самом деле, самоидентификация «Svoбоды» гораздо сложнее, она уходит корнями в различные музыкальные стили. В этой статье мы остановимся на влиянии на группу <^юбода» русского рока.

Творчество «Svoбоды» берёт свое начало в русском роке, хотя, как представляется, их музыка скорее похожа на Ска-Панк с украинским колоритом. Группа «^юбода» является примером того, каким образом музыкальные группы, созданные под влиянием русского рока, формируют свою самоидентификацию в Санкт-Петербурге. Группы испытывают на себе влияние разных факторов (музыкальный стиль, страна и т.д.), не всегда очевидных для слушателей. Результаты исследований, представленные в данной статье, являются частью картины, отражающей положение современных групп в Санкт-Петербурге.

Выводы данной статьи - часть моей аспирантской работы; они сделаны на основе полевых исследований, проведённых в Санкт-Петербурге (2004-2006 гг.), где я брал интервью у участников музыкального сообщества3, а также играл на трубе в группах «Лобода» и «Con Brio».

Наследие русского рока. «Русский рок» - термин, употребляемый для обозначения части советской и русской популярной (в широком смысле) музыки, которая появилась в конце 1970-х и в 1980-х гг. Одним из центров русского рока был Ленинградский рок-клуб - первая рок-организация в Советском Союзе. В своё время членами рок-клуба были группы «Аквариум», «Кино», «Телевизор», «Алиса» и другие. Многие из этих групп занимают важное место в летописи русской (рок)музыки; они остаются популярными и сейчас. Те из этих групп, которые существуют до сих пор, дают большие концерты и имеют значительное влияние на современную популярную культуру4.

Однако мнение современных музыкантов о русском роке неоднозначно. На мою просьбу дать определение русскому року Роман Парыгин, трубач группы «Spitfire», ответил так: «Полное говно! Следующий вопрос!». Бывший гитарист «Svoбоды» Виктор Култашов, определил русский рок как музыку, сфокусированную на тексте и пренебрегающую самой музыкой5. По его мнению, музыка в русском роке примитивна и ужасна. Солист «Svoбоды» Александр Руденко сказал, что «русский рок это [...] больший уклон на текст [...], а поп-рок это уклон на музыку - ну, претензия на музыку. [...] Это когда мозгов, мне кажется, не хватает, тогда говорят что “а у нас поп-рок”». Сергей Чернов, музыкальный редактор «St. Petersburg Times», добавил, что русский рок мессианский и примитивный, с элементами русского фольклора, и что, по мнению музыкантов русского рока, их музыка не хуже, чем у западных групп. Такое негативное отношение было распространено среди петербургских музыкантов, с которыми я общался.

Часть постсоветских популярных рок-групп образовалась в рамках клуба «TaMtAm», который основал Всеволод «Сева» Гак-кель. Клуб был смоделирован по примеру американских независимых музыкальных клубов6. С. Чернов сказал в интервью, что у Севы Гаккеля «было правило, что не должно быть там [в TaMtAm-е] русского рока вообще». Он добавил, что созданные в этом клубе группы ориентировались на интернациональную музыку, а не на русский рок7. Чернов добавил, что такие группы как «Markscheider Kunst», «Tequilajazzz», Шнур и «Кирпичи» образовались именно в TaMtAm-е.

Группа «Svo6oda». Тем не менее русский рок имеет большое влияние на популярную музыку Санкт-Петербурга. Многие группы так или иначе позиционируют себя относительно русского рока. «Svoбода» также вовлечена в этот дискурс. Александр Руденко, солист, лидер группы, не говорит прямо, что «Svoбода» играет русский рок, но тем не менее на него и группу влияют элементы идеологии русского рока: свобода, поэзия и бунтарство. Он говорил, что не предполагал, что будет петь украинские песни в сопровождении духовой секции. Он хотел играть серьёзные песни, как у Александра Башлачёва, который, по его мнению, является сильным и серьёзным поэтом русского рока. Песня, которой сейчас нет в репертуаре «Svoбоды», но которая была частью оригинального репертуара и которую группа записала в 2003 г., называется «Холодно Нам». Руденко сказал, что эта песня -пример стиля «русский рок», и добавил, что она скорее подходит для «серьёзного», «акустического» проекта8. Песня без духовых секций с рок-ритмом (удары ровно, такт 4/4), играют её две гитары (акустическая с металлическими струнами и электрическая с дисторшном [distortion]), обмениваясь музыкальной темой. В начале песни голос звучит спокойно, а к концу «надрывается». В качестве примера приведём первый куплет и припев:

Серой стеной вьюга встала Солью глаза замела.

Небо и землю смешала,

Спрятала искры тепла.

Ветер срывает крыши,

Но нет обратно пути.

Ты падаешь в снег,

Еле дышишь,

Но надо, но надо идти.

«Svoбода» находится не только под идеологическим влиянием русского рока, но также под музыкальным, например, группа выпустила ковер-версию песни «Мама-анархия» (гр. «Кино»).

Холодно нам, снег следы заметает.

Ну а душа без любви замерзает. Холод сжимает сердца,

Гонит нас с мест.

Мы все же идем до конца,

Ведь выход есть .

Песня «Деньги» напоминает и песню «Come As You Are» (гр. «Nirvana»), и песню «Спокойная ночь» (гр. «Кино»). Песня «Ла-ла» звучит как пародия на песню «Всё идёт по плану» (гр. «Гражданская Оборона») с теми же аккордами и с использованием риффа из «Smells Like Teen Spirit» (гр. «Nirvana»). Считается, что группы «Кино» и «Гражданская Оборона» играют русский рок или находятся близко к русскому року.

Первый гитарист «Svoбоды» Виктор Култашов, игравший большую роль в создании репертуара, рассказывал о развитии стиля группы: «Стиль возможно чуть-чуть поменялся. Из русского рока вот он превратился в какой-то такой панк. Потом он перешёл в Ска-панк с трубами там, местами даже реггей присутствует». Изменения продолжились, когда в группу пришёл новый гитарист Прохор Иванов, который до прихода в «Svoбоду» играл в других ска / реггей-командах. В разговоре Руденко отметил, что Иванов принёс в «Svoбоду» «слабые доли»: подчеркнутые слабые удары (на 2 и 4), характерные для ска и реггей. Таким образом, влияние русского рока на репертуар «Svoбоды» оказывается минимальным.

Между тем Украина по-прежнему оказывает большое влияние на группу. В Санкт-Петербурге отношение к Украине изменилось. Если раньше это был «братский народ», то теперь страна стала восприниматься как более экзотическая. Руденко использует понятие «экзотическая», говоря о самоидентификации группы. Большинство песен исполняется на украинском языке и находится под влиянием украинского фольклора. Один из музыкальных кумиров Руденко - украинская группа «Воплі Вщоплясова», использующая элементы украинского фольклора, народной музыки и пародии в своём творчестве. Во время концертов группа часто упоминает Украину («Мы только приехали из Украины», «Следующая песня - украинская народная» и т.д.). Иногда Руденко обращается к аудитории на украинском языке. Он так сильно акцентирует внимание на украинском элементе группы, что некоторые фанаты воспринимают песню «Чоботи» как украинскую народную, что на самом деле не так.

Песни, созданные под влиянием русского рока, сочетаются со стилем украинского ска-панка: версию песни «Мама-анархия» Руденко поёт на украинском языке в ска-панк ритме. На концертах Руденко обычно представляет эту песню как украинскую народную. Таким образом, песня чётко вписывается в самоидентификацию группы. Когда я спросил, почему группа играет эту песню, Руденко ответил: «Потому что она такая панковская, вообще хо-

рошая песня, и она ложится [... ] в наш как бы стиль очень хорошо вписывается». Вместе с тем песня «Ла-ла», исполняемая в стиле панк-гранж, также находится под влиянием украинского фольклора.

Резюме. В статье мы постарались показать, что на группу «Svoбода» оказал значительное влияние русский рок; вместе с тем группа имеет ярко выраженную украинскую самоидентификацию. Эта самоидентификация смоделирована в некоторой степени по подобию украинской группы «Воплі Вщоплясова». Разумеется, группа «Svoбода» - лишь одна из многих музыкальных групп Санкт-Петербурга, и на ее самоидентификацию влияют также другие дискурсы и группы (такие как «Ленинград», «Nirvana»). Другие группы при формировании самоидентификации используют другие стратегии, но тем не менее их самоидентификация находится в диалоге с русским роком, который до сих пор имеет сильное влияние, формирует во многом современную, в первую очередь - питерскую, музыку10.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Статья основана на докладе, сделанном на 38-м конгрессе Национальной Конвенции «American Association for the Advancement of Slavic Studies» в Вашингтоне в 2006 г.

2. «Svoбода: «Чоботи з бугая» (2005). Несколько песен группы «Svoбо-да» можно найти на сайте: http://skasvoboda.ucoz.ru

3. Далее все цитаты без специальных оговорок даются по записям наших интервью.

4. Например, версия песни «212-85-06» (Аквариум, 1985) в фильме «Питер ФМ» (2006), трибьютные альбомы Бориса Гребенщикова (2003), группы «Кино» (2000) и Майка Науменко (2005), такие песни, как «Группа крови» (2000) или «Меня зовут Шнур» (2003) группы «Лени-ниград».

5. Он добавил, что музыка строится на одинаковых аккордах.

6. Zaytseva A. Rock in Leningrad/Sankt-Petersburg: vom Leben vor und nach

dem Tod», kultura 05 (2006), p. 8, http://www.forschungsstelle-

osteuropa.de/con/images/stories/pdf/kultura/kultura_5_2006.pdf (открытие

17.10.2006)

7. Там же. Чернов написал, что клуб «Грибоедов» также избегает русского рок: «Although Griboyedov has hosted very diverse acts ranging from pop-rock to hip-hop to punk, it has made a point of avoiding massively popular, yet straightforward and unimaginative 'Russian rock'.» S. Chernov: «Bunker birthday», St. Petersburg Times, online edition, 13.10.2006, http://www.sptimes.ru/index.php?action_id=2&story_id=19123 (открытие

16.10.2006).

S. Руденко играл песни один под акустическую гитару на вечере памяти Башлачёва в 2006 г. («День памяти Александра Башлачева» в клубе «Камчатка», 17.02.2006)

9. Песня не выпущена, у меня есть личная версия, но все права - у группы «Svoбода», поэтому я не могу дать ссылку на mp3. Вот весь текст:

Серой стеной вьюга встала, Чтобы в земле не остаться,

Солью глаза замела. Нужен огонь и слова.

Небо и землю смешала, Ждут уже темные бездны,

Спрятала искры тепла. Чтоб побыстрее сожрать.

Ветер срывает крыши, И кажется все бесполезным,

Но нет обратно пути. Но надо, но надо взлетать.

Ты падаешь в снег, Холодно нам...

Еле дышишь,

Но надо, но надо идти. Но к солнцу вырвется кто-то,

Сгорит и вернется, чтоб жить. Холодно нам, снег следы заметает. Огненная его нота

Ну а душа без любви замерзает. Снег хоть чуть-чуть растворит.

Холод сжимает сердца, Но лед очень медленно тает.

Гонит нас с мест. Не хочет никто умирать.

Мы все же идем до конца, А времени жить не хватает,

Ведь выход есть. Но надо, но надо пылать.

В небо непросто добраться, Холодно нам...

Заледенели крылья.

1G. Благодарим Yevgeniya Z. Amis, Markus Bogisch, Анастасии Кожевниковой, Владимиру Кожевникову, Morten B. Michelsen, Martin Stefanov и Yngvar B. Steinholt за их ценную помощь в процессе написания статьи и Evelyn Radke, которая сподвигла меня написать статью.

© Викстрём Д.-Э., 2007

Маркелова О.А.

Москва

«ЛЮБОВЬ КАК НАГРАДА, КАК ФРОНТ БЕЗ ПОЩАДЫ...» ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ И СУДЬБОЙ В АЛЬБОМЕ ГРУППЫ «ЦЕРКВИ ДЕТСТВА» «МИННЫЕ ПОЛЯ»

Ростовская группа «Церковь детства» образовалась сравнительно недавно - в 2003 г., но ее лидер, Денис Третьяков, еще ранее был известен своими сольными выступлениями, издавал в Ростове-на-Дону андерграундный журнал «Кора Дуба».

За названием группы стоит основанная Третьяковым религиозно-философская концепция. Он сам и другие участники группы называют себя основателями «Вселенской Церкви Детства». Согласно этой концепции, «детство» - не возраст, а определенное состояние души, совсем не похожее, а часто и прямо противоположное тому, что принято считать «детством» в современном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.