Научная статья на тему 'ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАС'

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / РЕБЁНОК / ПСИХИЧЕСКОЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / СЕМЬЯ / ПРИНЯТИЕ / ОТВЕРЖЕНИЕ / PARENTAL ATTITUDE / CHILD / MENTAL / PHYSICAL AND SOCIAL DEVELOPMENT / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / FAMILY / ACCEPTANCE / REJECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чауш У.А.

В статье представлены результаты научных исследований о проблеме родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра. Подчёркнуто, что родительское отношение как объект психологических исследований включает в себя одновременно сочетание когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Описаны клинико-психологические особенности детей с РАС, которые обуславливают специфику родительского отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLDING THERAPY IN WORKING WITH CHILDREN WITH ASD

The article presents the results of research about the problem of parental attitude toward children with autism spectrum disorders. It stressed that the parental attitude as an object of psychological research includes both a combination of cognitive, emotional and behavioral components. We describe the clinical and psychological characteristics of children with ASD that determine the specificity of the parental attitude.

Текст научной работы на тему «ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАС»

УДК 376.4 : 376.37

Чауш У. А. студент 5 курса факультет психолого-педагогический КИПУ «Крымский инженерно педагогический университет» Россия, Симферополь ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАС Аннотация.В статье представлены результаты научных исследований о проблеме родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра. Подчёркнуто, что родительское отношение как объект психологических исследований включает в себя одновременно сочетание когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Описаны клинико-психологические особенности детей с РАС, которые обуславливают специфику родительского отношения.

Ключевые слова: родительское отношение, ребёнок, психическое, физическое и социальное развитие, расстройства аутистического спектра, семья, принятие, отвержение.

Chaush U. A.

5th year student faculty of psychology and education PILE, "Crimean engineering and pedagogical University» Russia, Simferopol HOLDING THERAPY IN WORKING WITH CHILDREN WITH ASD Annotation. The article presents the results of research about the problem of parental attitude toward children with autism spectrum disorders. It stressed that the parental attitude as an object of psychological research includes both a combination of cognitive, emotional and behavioral components. We describe the clinical and psychological characteristics of children with ASD that determine the specificity of the parental attitude.

Key words: parental attitude, child, mental, physical and social development, autism spectrum disorders, family, acceptance, rejection.

Постановка проблемы.Аутизм является следствием особой биологической патологии (по результатам последних исследований, это совершенно особенное качество нервных клеток в лобной и височной долях КГМ), следовательно, это образование вторичное и проще, чем основной и первичный дефекты поддающееся коррекции. Таким образом, чем раньше начнется коррекционная работа, тем более значимые плоды она принесет.

В данной ситуации наиболее проблематичной представляется ранняя диагностика РДА, которая может быть возможна только с подачи родителей.

Последнее обстоятельство может свидетельствовать о высокой степени латентности социальных процессов адаптации и реабилитации «аутистов» и их семей в обществе, выраженной недооценкой социальной значимости

проблемы государством и обществом и, как следствие, -нескоординированностью и недостаточностью усилий различных государственных ведомств и общественных организаций реабилитации детей.

Тенденции социальной интеграции, возникшие в конце 20 века, незначительно продвинули идеи инклюзивного образования, но проблемы полного социального включения остаются нереализованными на практике.

Актуальность данной темы обусловлена повышенным уровнем переживаний у родителей детей РАС. Стабильная психоэмоциональная атмосфера в семье способствует лучшему развитию ребёнка во всех направлениях. Поэтому важно знать какие трудности испытывает семья. Проанализировав эти проблемы, появится возможность помочь родителя стабилизировать атмосферу в семье.

Целью статьи является определение особенностей холдинг-терапии в работе с детьми, имеющими РАС.

Изложение основного материала.

Согласно мировым данным статистики, выявлено, что на каждые 150 детейприходится 1 случай аутизма. В России точных данных о количестве людей с аутизмом нет. Предположительно считается, что в России примерно 250 - 300 тысяч человек в возрасте до 18 летс диагнозом РАС, но для них почти ничего не делается.Проблема аутизма не освещается и средствами массовой информации.

Благодаря исследованиям таких психологов, как Баенская иЛиблинг, в настоящее время выявлены и определены симптомы неблагополучного эмоционального развития детей с самого раннего возраста (с рождения). При этом многие исследователивообще подвергают сомнению, что такие дети хотя бы короткий период нормальноразвиваются. Однако педиатры, в своем большинстве, отмечают такого ребенка как здорового, не смотря на то, что его«исключительность»наблюдается с младенчества. Аутичные дети с рожденияимеют нарушения самых простых, инстинктивных форм приспособления к жизни: плохо засыпают, сам сон прерывистый инеглубокий, ритм сна и бодрствования также искажен, иногда возникают трудности при кормлении (без других неврологических признаков), отказ от груди происходит очень рано, в принятии прикорманаблюдается чрезмерная избирательность, функции пищеварения неустойчивы[5].

Отличительными являются нарушение оценки внешнего раздражителя и неправильная реакция на него. У таких детей может проявляться как сверхпассивность, замкнутость, так и, наоборот, повышенная возбудимость с паническими реакциями. При этом оба типа поведения могут проявляться в одном ребенке.

Например, может быть полное отсутствие реакции на мокрые пеленки, а в другое время - абсолютная нетерпимость к ним. Часто этим детям ставят ложные диагнозы: тех, кто плохо реагирует на окружающее, подозревают в слепоте и глухоте. Другие же без остановки кричат на неизвестные звуки, не воспринимают яркие игрушки. Повышенная чувствительность называется

сензитивностью. Она может также проявляться в непереносимости прикосновений, брезгливости ребенка при кормлении и даже от простой воды, отрицании новой одежды.

Отличительной чертой реакции на сенсорные, тактильные стимулы является одновременно еще одна характерная тенденция, проявляющаяся в развитии у детей с первых месяцев жизни. Из-за сниженной активности изучения окружающего мира и ограниченности сенсорного контакта с ним, у таких детей появляется выраженная захваченность, очарованность отдельными впечатлениями, которые ребенок стремится получить все больше. Они могут быть разные: тактильные, зрительные, слуховые и вестибулярные. Зачастую отмечается очень большой период зацикленностина каком-то определенном впечатлении, на смену которому потом приходит другое.

Например, любимым занятием ребенка на протяжении нескольких месяцев устойчиво может быть шуршание целлофановым пакетом, перелистывание страниц книги, постоянная игра с пальчиками, наблюдение за тенями, отражениямина стеклянных и зеркальных поверхностях, изучение орнамента обоев. Кажется, что ребенок не в состоянии оторваться от захватывающих его впечатлений, даже при сильной усталости.

Близкий человек практически не может включиться в действия ребенкас аутистическим типом развития. Чем сильнее ребенок захвачен своими впечатлениями и занятиями, тем больше он сопротивляется попыткам взрослого вторгнуться в его особые дела, предложенной помощи, и не дает переключить его на что-либо еще[4].

Уже на первом году жизнипроявляютсяособенности в установлении эмоционального контакта у детей с аутизмом при общении с близкими. Очень часто проявляется пассивность в общении с родными: ребенок с аутизмом плохо выражает радость при виде родственников и близких, не любит проситься на руки (нет антиципирующей позы), на руках аморфен, либо чрезмерно напряжен.

Не смотря на это, аутичному ребенкунравится эмоциональный контакт, когда с ним возятся,кружат,подбрасывают.

Существуют определенные особенности в моторном развитии у ребенка с аутизмом. Примерно к полугоду родителимогут начать замечать моторную вялость. Вовремя назначенные лекарственные препараты и массаж обычно помогают ребенку догнать в моторном развитии сверстников (начать усаживаться самостоятельно и вставать). При этом отмечается, что ребенок хотьи начинает ходить в обычное время, рано встав и передвигаясь с помощью опоры, долго не может оторваться от нее, чтоб ходить самостоятельно.

Часто ребенок просто боится. Этот страх при малейших неудачахтормозитразвитие навыка ходьбы. Даже умея ходить, ребенок еще долго неуклюж, неловок, движения угловаты, трудности при беге, прыжках.

Обычно это все относят к индивидуальным особенностям. Но у внимательной мамы возникает постоянное ощущение,что это неправильно,

что должно быть по-другому. Но даже раннее обращение к невропатологами педиатрам, обычно, не дает результата. В младенческом возрастеу ребенка врачи часто не согласны с родительскими опасениями, даже хорошие специалисты не обладают необходимыми навыками, чтобы определить аутизм на ранних сроках.

В воспитании такого ребенка большую роль играет его семья. Важно знать, какие отношения родных с таким ребенком, какой опыт (положительныйи отрицательный)у них уже сложился к этому времени, еще до консультацийс педиатром и невропатологом и данных ими рекомендаций. Важно понимать, как семья ребенка сама оценивает этот опыт, что они думают о психическом состояния ребенка и дальнейшем развитии [2, с.23].

Следует проводить коррекционную работу. Она выглядит следующим образом:

1.Взаимодействуя с таким ребенком, необходимо правильно оценивать его настоящий«эмоциональный» возраст.

Важно помнить о быстром пресыщении ребенком-аутистом даже приятными впечатлениями. Аффективное развитие таких детей в три года, способность к пониманию эмоциональной сути ситуации, зачастую находится на уровне ниже, чем у годовалого. Одна из главных рекомендаций для родителей: «Вспомнить, каким образом разговаривали и общались с ребенком, вего младенческом возрасте»

2.На матьложится большая часть как физической, так и психической нагрузки в воспитании ребенка. Но ей обязательно необходима постоянная помощь специалистов, правильно оценивающих реальное состояние ребенка, динамикуего развития, уровень взаимодействия ребенка с окружающим миром, предлагающих конкретные приемы в коррекционнойработе, определяющих закономерные этапы следующей психологической коррекции и дальнейшего обучения. Важноформировать по отношению к материмеханизм привязанности. Родителей нельзя подменять специалистами.

3.Большую роль играет верная оценка динамики развития ребенка, так как часто одно поведение сменяется прямо противоположным. Ребенок, который ничего не боялся, отсутствовал инстинкт самосохранения, может начать быть пугливым, появляются страхи. Может развиться сверхпривязанность к маме у того, кто раньше почти не воспринимал близких, был равнодушным [2, с. 74].

Может начать проявлять агрессию и негативизм тот, кто раньше был пассивным.

Как отмечалось выше, когда появляются признаков аффективного неблагополучия, нарушения контакта необходимонаправить усилия родителей на создание специальной лечебной средыдля ребенка с аутизмом, в которой будет происходить эмоционально стимулирующий режим.

При этом, при ярко выраженных аутистических чертах в поведении ребенка стоит предложить использовать метод холдинг-терапии внутри семьи, основанный на естественной потребности матери обнять ребенка, при возникновении тревоги от его поведения или самочувствия.

Этот метод, популярный в конце 80-х- начале 90-х годовна Западе, сноваактивно используется в современных способах коррекции различных аффективных нарушений у детей.

Доктором Марта Велш из США разработала процедуру «холдинг», которая состоит в том, что мать привлекает к себе ребенка, обнимает его и крепко держит (лицом к лицу). Такой ребенок чаще всего сопротивляется различными способами, может вести себя агрессивно.

Материнеобходимо продолжать держать ребенка с обязательным контактом глазами. Обычно, детине превышают силу матери, но даже если это случается, и ребенок вырывается из объятий, то он не убегает, а стоит и ожидает продолжения сражения. Маменеобходимо продолжать держаться до тех пор, пока ребенок не расслабиться, не прижмется к ней, не посмотрит ей в глаза. Первый холдинг может быть разным по времени - от 40 минут до 4 часов, в зависимости от того, сколько это необходимо. Ребенок сопротивляется не постоянно, иногда может делать передышки, когда он копит силы, чтобы продолжить борьбу[1, с.45].

Необходимодобиться такого состояния, когда ребенок сам перестает сопротивляться, а начинает идти на контакт с матерью, другими людьми, прямо смотрит в глаза. Бывает, что ребенок начинает изучать лицо матери, будто видит его в первый раз, ощупывает его, гладит мать по волосам. Для нее такое поведение ребенка часто оказывается неожиданным; многие мамы признаются в том, сто эти минуты эмоционального взаимодействия, открытого контакта с ребенком - самые первые в их жизни. После сеанса ребенок успокаивается и расслабляется, иногда засыпает на руках, что является положительным моментом. Но иногда продолжает вести себя активно.

Автор метода выделила в каждой процедуре холдинга 3 стадии: конфронтация, отвержение и разрешение.

На первой стадии конфронтированияребенок обычно сопротивляется началу холдинга, хотя при этом сам ждет его. Старается найтиспособ уклониться от начала процедуры.

Когда матери так или иначе удается усадить себе на колени ребенка и заключить его в свои объятия, наступает фаза активного отвержения после фазы конфронтации. Наступление ее не должно пугать близких ребенка и его мать. Само наступление данной фазы говорит о том, что холдинг протекает нормально. Нельзя в такие минуты ни в коем случае поддаваться плачу и жалобам ребенка, либо отступать под его физическим натиском и пугаться

[3].

Правильная реакция матери заключается в том, что она должна успокаивать ребенка, гладить его, говорить ему то, что она его любит и очень сильно переживает от того, что ему приходится страдать, но что она его ни в коем случае не отпустит потому, что она его сильно любит. После 2 стадии, которая различна по продолжительности, осуществляется переход к стадии разрешения. Ребенок больше не сопротивляется, устанавливает зрительный

контакт, на его лице появляется улыбка и ему достаточно просто проявлять нежность.

Доктор Велш рекомендует проводить холдинг ежедневно 1 раз, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо. Желательно подключить к процедуре всех членов семьи, так как в одиночку матери сложнее выдержать огромную и эмоциональную нагрузку, которую требует холдинг. Очень существенно также и предостережение Велш о том, что нельзя прерывать холдинг как терапию в целом, так и сеанс холдинга. Более того, если мать прервет холдинг, то результат может быть обратным: ребенок получит неоправданный психотравмирующий опыт, который может повредить его развитию. Когда холдинг-терапия не прерывается, она содействует прорыву аутизма, снижению тревоги, помогает купировать страхи, преодолеть агрессию[1, с.58].

В случае применения холдинг-терапии отечественными исследователями, холдинг выходит за рамки традиционной схемы. Уже на первых сеансах допускается обыгрывание реакций ребенка на стадии сопротивления (подключение и обыгрывание аутостимуляций). Это либо моментально гасит стимуляцию в тяжелых случаях, либо становится игрой. Хорошее настроение ребенка после холдинга, его возросшая контактность использовались для развития эмоционального взаимодействия между ним и его родителями.

Отсюда два направления влияния холдинга:

1) преобразование, переламывание негативных аффектов, снятие эмоционального напряжения, возбуждения, тревоги, страха, преодоление агрессии и негативизма;

2) разработка новых форм эмоционального контакта, способствующих развитию взаимодействия, подражания, понимания эмоционального смысла происходящего, стимулирующих речевое развитие- очищающий и развивающий компонент.

Выводы. Таким образом, работа по введению холдинг терапии в целостную коррекционную систему, направленную на формирование аффективной сферы детей с аутистическим развитием не может осуществляться только специалистами-психологами и педагогами - если речь идет о ребенке раннего возраста.

Ведущую роль здесь играет семья, создающая с помощью специалиста «аффективно стимулирующий» режим жизни ребенка, постоянно тренирующая ребенка в контакте. И чем раньше начинается эта работа, тем больше шансов у ребенка вернуться к нормальному пути развития.

Использованные источники:

1. Карвасарская И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми / И.Б. Карвасарская. - М.: Проспект, 2015. - 230 с.

2. Морозов С.А. Проблемы помощи детям с расстройствами аутистического спектра с позиции семьи / С.А. Морозов. - М.: Просвещение, 2016. - 250 с.

3. Клевитов С. И. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе[Электронный ресурс] / С.И.

Клевитов. Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/article/n/suschшst-spetsifika-

pшyavlemya-autizma-i-proЫemy-sotsiaПzatsп-autistov-v-sovremenmm-

obschestve

4. Костенко М.А. Социальная помощь «Нетипичным» детям: исследование потребностей семей, затронутых аутизмом[Электронный ресурс] / М.А. Костенко. Режим доступа: https://cyberleшnka.ru/artide/n/sotsialnaya-pomosch-netipichnym-detyam-issledovanie-potrebnostey-semey-zatronutyh-autizmom

5. Миланич Ю.М. Родительское отношение к ребенку с нарушениями психофизического развития[Электронный ресурс] / Ю.М. Миланич. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-otnoshenie-k-rebenku-s-narusheniyami-psihofizicheskogo-razvitiya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.