Научная статья на тему 'Холдинг как субъект современного экономического пространства'

Холдинг как субъект современного экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев И.И.

Оцениваются различные трактовки понятия»холдинг», рассматриваются элементы холдинговых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different interpretations of the 'holding' idea are assessed, elements of holding structures are discussed.

Текст научной работы на тему «Холдинг как субъект современного экономического пространства»

Таким образом, в поле экономико-психологического анализа попадают основные процессы, связанные с формированием, структурированием и удовлетворением потребностей членов социума, а также - с производством и движением предметов удовлетворения этих потребностей. Сближение экономического и психологического знания позволяет развернуть новые научные направления в области исследования законов и технологий управления человеческим ресурсом экономики, такие, как изучение особенностей и принципов экономического поведения человека, поиск эффективных программ развития человеческих ресурсов общества, в частности, развития персонала организаций, включенных в экономический процесс.

И. И. Васильев

ХОЛДИНГ КАК СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Оцениваются различные трактовки понятия»холдинг»,

рассматриваются элементы холдинговых структур.

Понятие «холдинг» в современной экономической науке не имеет однозначной трактовки. Его часто смешивают с понятием «холдинговая компания». Например, в Большом экономическом словаре [1] приводится следующее определение: «Холдинг - корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью их акций, которыми она владеет». В ряде источников (Проект федерального закона № 99049555-2 «О холдингах», [3; 5]) под холдингом понимается совокупность юридических лиц, включающая в себя компанию, владеющую контрольными пакетами акций и управляющую деятельностью дочерних компаний. В других работах такое же определение дается не холдингу, а холдинговой компании [2; 5].

В законодательных документах (Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, Приложение № 1 к Указу Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392) находим только определение «холдинговой компании». А под холдинговой компанией понимается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других («дочерних») предприятий. Отдельно определяется «банковский холдинг» (ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ (с изм. от 30 июня 2003 г.). Банковским холдингом «признается не яв-

ляющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций)».

Неоднозначность трактовки понятия и отождествление в ряде случаев холдинга с холдинговой компанией приводит к неопределенности объекта и субъекта управления.

Наиболее подходящим, на наш взгляд, представляется определение холдинга как структуры, состоящей из управляющей (холдинговой) компании и дочерних предприятий, деятельность которых она может контролировать на основаниях, закрепленных законом или не противоречащих ему. В качестве таких оснований могут выступать:

- любая форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления;

- договор о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договор между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами) других юридических лиц, участников холдинга;

- решение собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.

Соответственно под управлением холдингом понимается направленное воздействие холдинговой компании на деятельность отдельных элементов холдинга (дочерних компаний). Объектом управления является деятельность дочерних компаний, а субъектом управления - холдинговая компания. В некоторых источниках холдинговая компания также именуется материнской.

В общем случае холдинговую структуру составляют:

- головное (материнское) предприятия, основная функция которого - управление дочерними предприятиями. Это обеспечивается участием в их капитале и договорными отношениями;

- представительства и филиалы, не имеющие статуса юридического лица. Например, производственные подразделения компании могут быть организованы как филиалы (отделения) или как дочерние фирмы;

- дочерние фирмы со статусом юридического лица. Право на

управление ими принадлежит материнской компании (или промежуточному холдингу) благодаря владению контрольным пакетом акций и/или в силу особого договора с дочерней компанией;

- зависимые фирмы, вложения в которые, хотя и ниже уровня контрольного пакета, но позволяют материнскому предприятию влиять на их деятельность через участие своих представителей в органах управления, а также на основе гарантированных уставом прав меньшинства и других особенностей регламента общего собрания акционеров и совета директоров компании;

- дочерние фирмы, вложения в которые носят чисто «портфельный» характер, т. е. не дают права на участие в управлении (однако и здесь возможно образование блоков для голосования на общем собрании, что позволяет квалифицировать их как ассоциированные компании холдинга);

- другие фирмы и хозяйственные субъекты, находящиеся в зависимом положении (дилеры, эксклюзивные поставщики, лицензиаты, агенты и пр.).

Таким образом, холдинг - это многоуровневая взаимосвязанная система движения материальных, денежных, трудовых ресурсов. Сложность структуры, необходимость регулировать движение разнообразных потоков, отсутствие единой стратегии развития приводят к появлению целого ряда проблем. Это и сбои в технологическом процессе из-за несвоевременной поставки необходимых ресурсов, и конфликты между менеджерами различных предприятий холдинга (как по горизонтали, так и по вертикали), и снижение конкурентоспособности компании ввиду неэффективности хозяйственных операций, и др.

Все основные проблемы имеют отношение, прежде всего, к управлению холдинговой структурой, важнейшая функция которого -согласование и координация внутренних и внешних связей компании. Внутренняя среда холдинга также представляет собой некоторый рынок, на котором присутствуют практически все элементы рыночного пространства: поставщики, производители, инфраструктурные службы, конкуренция за ресурсы и др. Понятно, что необходимо искать новые подходы к организации эффективного управления, выстраивать поведение организации во внешней среде на основе рыночных отношений внутри холдинговой структуры.

Естественно, холдинги - не единственная форма интеграции предприятий и бизнес-групп. Если взять в качестве классификационного признака тип объединения капитала, то помимо холдинга выделяют ассоциацию, консорциум, конгломерат, концерн, синдикат, трест, ФПГ. Однако, по данным исследователей (И. А. Храброва [4]), холдинговая форма организации в настоящий момент преобладает в России.

Потребность в интеграции предприятий носит объективный характер и совпадает с естественными процессами развития рыночной экономики, особенно в ситуациях с низкой стабильностью. Об этом свидетельствует тот факт, что многоотраслевые интегрированные группы оказались единственными институциональными структурами, пережившими кризис 1998 г.

Актуальность организации интегрированных структур вообще и холдингового типа в частности подтверждается также характером развития рыночного пространства России, к основным особенностям которого относятся:

- острый недостаток информации о рынке, доступной предприятиям, вследствие непрозрачности и неопределенности форм собственности; неразвитости коммуникационной инфраструктуры;

- незначительное количество независимых организаций, обеспечивающих предприятия информацией, и низкое качество общедоступных статистических материалов, предоставляемых государственными органами;

- неудовлетворительно функционирующий арбитражный механизм разрешения споров и компенсации потерь при невыполнении контрактов;

- слабое развитие института финансовых посредников, в том числе и банков;

- недостаточное развитие фондового рынка, где биржевой оборот охватывает только 38% общего оборота акций.

В таких условиях крупные интегрированные объединения, в том числе диверсифицированные (особенно финансовые) холдинги становятся финансовыми посредниками для новых предприятий и, предоставляя им капитал, выступают в роли финансовых институтов.

Список литературы

1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна; Институт новой экономики. М., 1997.

2. Голубева А. М. Холдинг - образование и управление // Ьйр://,^^^сГ1п.ги.аЬои1/1е.8к1т1.

3. Хаит И. К вопросу о «холдингизации» всей страны / Исследо-вательско-консультацонная фирма «АЛЬТ». СПб., 2003.

4. Храброва И. А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика. М.: Альпина Паблишер, 2000.

5. Шиткина И. С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М.: ООО «Городец-издат», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.