Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования и развития холдинговых компаний'

Теоретические аспекты формирования и развития холдинговых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1240
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимович В. В.

На современном этапе развития экономики Республики Беларусь для многих компаний становится актуальным вопрос совершенствования организационной структуры, расширения сферы деятельности, выхода на новые рынки. Одним из шагов структурной перестройки отечественных предприятий является дальнейшее развитие холдинговых компаний. В статье исследованы особенности и многогранность функционирования холдинговых компаний в современных условиях, предлагается классифицировать холдинги по предложенным признакам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT AND HOLDING COMPANIES

At the present stage of economic development of Belarus for many companies becomes relevant the issue of improving the organizational structure, expanding the scope of activities, expand into new markets. One of the steps the restructuring of domestic enterprises is a further development of the holding companies. In the article the features and versatility of operation of the holding companies in the present conditions, it is proposed to classify the holdings of the proposed criteria.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования и развития холдинговых компаний»

УДК 339: 637.12

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

В. В. ЕФИМОВИЧ, аспирант УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT AND HOLDING COMPANIES

V. V. EFIMOVICH, postgraduate student The Education Establishment«Mogilev State University of Foodstuffs»

На современном этапе развития экономики Республики Беларусь для многих компаний становится актуальным вопрос совершенствования организационной структуры, расширения сферы деятельности, выхода на новые рынки. Одним из шагов структурной перестройки отечественных предприятий является дальнейшее развитие холдинговых компаний. В статье исследованы особенности и многогранность функционирования холдинговых компаний в современных условиях, предлагается классифициро-вать холдинги по предложенным признакам.

At the present stage of economic development of Belarus for many companies becomes relevant the issue of improving the organizational structure, expanding the scope of activities, expand into new markets. One of the steps the restructuring ofdomestic enterprises is a further development of the holding companies. In the article the features and versatility of operation of the holding companies in the present conditions, it is proposed to classify the holdings of the proposed criteria.

Введение. На современном этапе развития экономики Республики Беларусь для многих компаний становится актуальным вопрос совершенствования организационной структуры, расширения сферы деятельности, выхода на новые рынки. Одним из шагов структурной перестройки отечественных предприятий является дальнейшее развитие холдинговых компаний. Организация холдинга предполагает наделение головной компании контрольными пакетами акций

других компаний, что открывает возможности контроля и управления ими.

Анализ источников. Выполненный анализ литературных источников показал, что в экономической литературе существует множество определений понятия холдинг [1-8].

Холдинг - это объединение предприятий, имеющих общего владельца, существующее в осмысленной системе, функционирующей как единый организм; холдинг как акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления господства и контроля над ними. Холдинговой компанией называют также особый вид финансовой компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний и управления их деятельностью [1].

Холдинг определяется путем выявления оснований дочерности одной компании по отношению к другой: «Одна компания (А) является дочерней компанией другой компании (Б), являющейся по отношению к ней холдингом, если выполняется хотя бы одно из следующих четырех условий:

1. Б обладает большинством голосов в А;

2. Б является участником А и имеет право назначать и увольнять большинство из членов совета директоров А;

3. Б является участником А и осуществляет в соответствии с соглашением с акционерами или участниками А контроль за большинством голосов в А;

4. А является дочерней компанией какой-либо компании, которая в свою очередь, является дочерней компанией Б» [1].

Холдингом называется группа организаций (компаний), одна из которых - материнская (холдинговая) компания - владеет контрольными пакетами акций других (дочерних) компаний.

Методы исследования.Анализ и синтез, системный подход, научная абстракция, исторический анализ, графический анализ, сравнительный метод.

Основная часть. Английское слово (Hold), от которого произошло слово «холдинг», переводится на русский язык как

«владеть, вмещать, содержать в себе, удерживать». Предприятия холдингового типа впервые появились в США в конце XIX в. как разновидность компании финансового типа, создаваемой для владения контрольными пакетами акций других компаний в целях контроля и управления их деятельностью. Юридическая основа создания холдингов была создана в 1889 г., когда в штате Нью - Джерси, одном из наиболее свободных для предпринимательства, было разрешено создавать холдинговые компании [2].

Уже к 1928 г. из 513 крупнейших корпораций США, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 имели холдинговую организацию, причем из них 92 компании являлись чистыми холдингами и 395 смешанными.

В настоящее время практически все крупнейшие компании США и Западной Европы имеют холдинговую структуру. В Англии и США, принадлежащих к англо-саксонской системе права, такие объединения называются холдингами. В Германии они получили наименование связанных предприятий (например, концерны). Наряду с негосударственными холдинговыми компаниями, существует множество государственных компаний с холдинговой структурой. В Италии - это крупнейшие государственные холдинги: Институт промышленной реконструкции (ИРИ), Национальное управление жидкого топлива (ЭНИ) и Управление акционерных участий и финансирования обрабатывающей промышленности (ЭФИМ). ИРИ и ЭНИ входят в список 50 крупнейших по обороту корпораций мира.

Организационное развитие компании на определенном этапе приводит к тому, что она может быть преобразована в холдинг. Уже сам факт существования дочернего, или контролируемого предприятия свидетельствует о том, что фирма стала холдингом. Белорусский бизнес достиг той стадии зрелости, когда вопрос о дочерних фирмах стал актуален для отечественных организаций.В случае если у компании имеется разветвленная сеть дочерних предприятий, следует обратить особое внимание на создание надежной системы экономического контроля и

управления дочерними фирмами. В теории выделяют следующие условия, при которых общество можно считать дочерним:

- во-первых, при наличии в его уставном капитале преобладающего участия другого общества (такое участие определяется не по количественному, а по функциональному критерию, оно может обеспечиваться значительно меньшим числом акций, нежели превышающим 75 % и 50 % или 50 % и 20 %, которые являются пороговыми в антимонопольном законодательстве);

- во-вторых, при существовании договора, позволяющего одному обществу определять решения, принимаемые другим обществом;

- в-третьих, в случае иной возможности одного общества определять решения другого [2].

В Республике Беларусь холдинги начали действовать с 01.04.2010, когда вступил в силу указ от 28 декабря 2009 г. №660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь». Ранее на территории страны объединения юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могли создаваться в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп и государственных объединений.Для крупных холдинговых компаний применяют следующие принципы управления: функциональный и дивизиональный. Это самые распространенные принципы организационных структур для организаций, которые применяются с момента появления холдинговых компаний. Функциональная структура имеет ряд преимуществ:

- коллектив, объединенный в отдел по функциональному признаку, эффективнее выполняет задачу за счет общей координации, кооперации, разделения обязанностей;

- сотрудники за счет совместного выполнения заданий приобретают широкий профиль специализации, совершенствуются их профессионализм и квалификация. Но есть сложности в данной структуре управления, которые заключаются в том, что взаимодействие сотрудников завязано на управленческих решениях вы-

шестоящих менеджеров, что представляет сложность для оперативного управления.

Для крупных, многопрофильных холдинговых компаний наиболее подходящим является дивизиональная структура управления, так как она используется в организациях, имеющих широкий профиль выпускаемой продукции или распределенных географически. В данном случае отделы разделяются по направлениям, что подразумевает создание функциональных подотделов, которые будут обеспечивать обработку всех ресурсов внутри одного продуктового направления. Подотделам делегируется право па свободу принятия оперативных управленческих решений.Дивизиональная схема удобна для организаций с большим количеством однородных территориально обособленных подразделений, например для сети магазинов (такая оргструктура будет называться региональной).

Сфера применения дочерних компаний весьма разнообразна. Создание различных дочерних структур доступно не только крупным, но и малым и средним фирмам. Формирование холдинговых объединений является важным элементом современной предпринимательской стратегии. В отечественном и международном бизнесе наработаны определенные типовые структуры и методы ведения бизнеса в рамках компании, располагающей дочерними фирмами и филиалами. Данный опыт следует принимать во внимание при разработке собственных подходов, однако корпоративные схемы, реализуемые в нашей стране, должны учитывать национальную специфику и специфику конкретного предприятия.

Организация дочерних фирм сопровождается изменением бухгалтерского учета, созданием объединенной финансовой системы, налаживанием надежной связи между головной компанией и филиалами. Связь должна обеспечить устойчивую передачу оперативной информации и управленческих команд, защищенность от несанкционированного доступа. В широком смысле организация связи определяет и внешние коммуникации компании, ее доступ к международным сетям и потокам информации. Холдинги имеют следующую структуру:

1. Материнская (холдинговая) компания. Ее функции в чистом холдинге распространяются на управленческий и экономический контроль дочерних предприятий, что достигается участием в их капитале и договорными отношениями. Объем функций материнской компании смешанного холдинга расширен: добавляется определенная уставная предпринимательская деятельность -производственная, кредитно-финансовая, торговая и т. д.

2. Представительства и филиалы (как головной компании, так и всех связанных с ней).

3. Дочерние фирмы.

4. Зависимые фирмы. Пакет акций этих фирм, которым владеет материнская компания, имеет определенную количественную границу - более 20 %.

5. Другие хозяйствующие субъекты, находящиеся в зависимом положении. Зависимость в данном случае достигается использованием экономических рычагов влияния, безотносительно к участию в уставном капитале [5].

Основными способами образования холдингов в Беларуси являются:

- реорганизация хозяйствующего субъекта, как правило, крупного, путем выделения из его состава подразделений с образованием юридически самостоятельных (дочерних и зависимых) предприятий;

- объединение пакетов акций юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов во владении материнской компании;

- учреждение новых обществ (часто в целях перераспределения активов некоторого хозяйствующего субъекта - на основе имущественных вложений).

Создание дочерних фирм способствует реализации следующих целей:

1. Дочерние фирмы холдинга позволяют расширить свою деятельность, развить деловые связи, добиться налоговых, кредитных и других преимуществ.

2. Крупным компаниям образование холдинговых структур и финансово-промышленных групп позволяет существенно

увеличить свою экономическую «массу», укрепить инвестиционный потенциал, поднять рентабельность и технологический уровень производства.

3. Благодаря дочерним компаниям достигается снижение финансовых затрат и налоговых платежей. Создаются преимущества в конкурентной борьбе, которые ведут к успешному освоению внутренних и внешних рынков.

4. Создание дочерних структур может быть направлено на рационализацию управления компанией. В результате снимается часть функций с персонала материнской компании.

5. Возможно создание большой группы корпоративных схем, направленных на снижение финансовых и налоговых потерь. Речь идет об операциях, которые обычно относятся к категории «трансфертных» (т. е. внутрифирменных).

6. С помощью дочерних фирм могут проводиться операции с капиталоемкими объектами не непосредственно, а путем продажи компаний, которым они принадлежат. Иногда компании создаются для разовых целей, после чего они либо ликвидируются, либо переводятся в пассивное состояние.

Порядок создания дочерних предприятий принципиально ничем не отличается от создания любого другого юридического лица. Материнскими и дочерними предприятиями могут быть предприятия различных организационно-правовых

типов.Организация холдинга позволяет проводить единую производственно-технологическую, инвестиционную и сбытовую политику в масштабах всего хозяйственного объединения, координировать финансовые и материальные потоки [3].

Предложена следующая классификация холдингов по ряду признаков.

1. По выполняемым функциям:

- чистые;

- смешанные.

Чистые холдинги выполняют только контрольные функции. В смешанных - функции контроля дополняются иными видами

деятельности, такими как производство, маркетинг, доставка готовой продукции.

2. По способу образования:

- поглощение;

- слияние;

-присоединение.

Поглощением одного предприятия другим признается приобретение последним контрольного пакета акций первого. При этом поглощающее предприятие признается холдинговой компанией (если это не имело места ранее), а поглощаемое - ее дочерним предприятием (рис. 1).

Рис. 1. Схема поглощения при создании холдинга

Слияние финансовой холдинговой компании с ее дочерним предприятием (предприятиями) допускаетсятолько если в результате слияния доля ценных бумаг и иных финансовых активов в капитале компании достигает уровня, не превышающего 50 % (рис. 2).

Рис. 2. Схема слияния компаний при создании холдинга

Правила, установленные для слияния предприятий, распространяются также на случаи их присоединения (рис. 3).

Рис. 3. Схема присоединения при создании холдинга

3. По схеме корпоративного участия:

- перекрестный;

- круговой.

4. По степени централизации управленческих функций:

- централизованные;

- децентрализованные.

5. По характеру интеграции:

- горизонтальные;

- вертикальные;

- конгломератного типа.

6. Различающиеся по степени взаимоучастия в капитале:

- полностью объединившие свои активы (полное слияние);

-объединившие свои капиталы под эгидой материнской

(холдинговой) компании в объеме контрольного или блокирующего пакета;

- частично (в относительно незначительной степени) объединившие активы с целью участия в органах управления группой, но без права решающего голоса;

- ведущие совместную деятельность на основе механизмов доверительного управления;

- организующие такую деятельность с использованием «мягких» (договорных) форм без включения механизмов консолидации капиталов.

В экономической литературе исследованы дополнительные классификационные признаки:

- по степени глубины обоснований целесообразности создания холдингов и ожидаемой эффективности;

- группирующиеся по роли государства в их образовании;

- имеющие существенно различающиеся целевые установки, ориентированные на конечный результат;

- дифференцирующиеся по характеру деятельности лидирующих предприятий (организаций);

- по степени консолидации имущества в рамках вновь образованной центральной (управляющей) компании [4].

Заключение. Таким образом, холдинговая структура организации бизнеса способствует расширению хозяйственной деятельности компании, увеличению своей доли присутствия на рынке, объединению профильных производств в единую систему. Важно также создать свою сырьевую базу, которая позволит обеспечить производство необходимым сырьем. В Беларуси данная проблема есть, так как сырьевые базы не включаются в холдинговые компании, особенно в агропромышленном ком-

плексе. Решение данной проблемы позволит обезопасить холдинги от сырьевой зависимости поставщиков. Совершенствование структуры управления холдингом позволяет увеличивать объемы производства и реализации продукции, рыночную долю и улучшать финансово-экономические показатели деятельности холдинговых компаний.

Список литературы

1. Мещерякова, С. Г. Особенности холдинговой структуры организации бизнеса / С. Г. Мещерякова, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfm.ru/bandurin/artide/sbrn04/06.shtml. - Дата доступа: 28.04.2015.

2. Писарева, Н.Ю. Холдинговые отношения: теоретические и методические аспекты / Н. Ю. Писарева. - М.: ИД «Высшее образование и наук», 2003. -168 с.

3. Храброва, И. А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффинированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика / И. А. Храброва. - М.: Издательский Дом «Альпина», 2000. - 198 с.

4. Кушаков, С. Н. Повышение эффективности управления деятельностью экономических подразделений промышленного холдинга / С. Н. Кушаков. - М.: МГУПП, 2001. - 16 с.

5. Гавриленко, А. А. Эффект холдинга / А. А. Гавриленко. - Минск: Типография Макарова и К, 2012. - 320 с.

6. Гавриленко, Д. А. Условия и факторы повышения эффективности экспорта / Д. А. Гавриленко, Е. Ю. Морозова; под науч. ред. П. Г. Никитенко; Ин-т экономики НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2009. - 178 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Конкурентный потенциал перерабатывающих предприятий АПК / А. В. Пилипук [и др.]; под ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Беларусская навука. -2012. - 217 с.

8. Шимов, В. Н. Устойчивое развитие экономики Беларуси: теоретические и организационные аспекты: моногр. / В. Н. Шимов; под ред. В. Н. Шимова, Г. А. Короленка. - Минск: БГЭУ, 2006. - 427 с.

Информация об авторе

Ефимович В. В. - аспирант УО «Могилевский государственный институт продовольствия», тел. 8 (022) 248 - 24 - 00 (раб.). E-mail: efimenko_ag@mail.ru

Материал поступил в редакцию 29.04.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.