Научная статья на тему 'Хлебопекарная промышленность и особенности ее рееулирования в Краснодарском крае'

Хлебопекарная промышленность и особенности ее рееулирования в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1030
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хлебопекарная промышленность и особенности ее рееулирования в Краснодарском крае»

vT.E.

iharide

vity in cess of inkage il main

:ase of

Л7 \T

:dfood

duction

E.N.

-digital

A.V.,

jdstuffs

on in a

K.N.,

A.V.

)ils oii

drying

lg fish

imed at

i M.B, I.S.,

luse in

dy raw

I wines lemieal

content

a E.A., m State ite Idea tion for

664.66(470.62)

ХЛЕБОПЕКАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

П.И. ЛАМАНОВ, А.Г. АБАЗЯН, Н.Г.ТЕЛЫЮВ

Кубанский государственный технологический университет

Социально-экономическая и политическая стабильность нашей страны во многом определяется бесперебойным снабжением россиян хлебом. Сегодня качество хлебобулочных изделий, их пищевая ценность и потребительские свойства зависят от качества зерна, хлебопекарных свойств муки, разработки наукоемких, ресурсосберегающих интенсивных технологий, комплексной переработки сырья, создания его новых видов с заданными свойствами, внедрения современных средств контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Особая роль в решении этих задач принадлежит ведущим специалистам мукомольной, крупяной и хлебопекарной отраслей. Задача государства-постоянно совершенствовать не только экономическую, но и правовую базу отрасли, регу лировать взаимоотношения между ее субъектами.

Характеризуя современное состояние хлебопекарной отрасли, необходимо отметить ряд особенностей, отличающих ее от других, смежных с ней, отраслей. Во-первых, это производство продукции первой необходимости, которую нельзя заменить другими продуктами, способными удовлетворить потребности человека. Во-вторых, в хлебопекарной отрасли как ни в какой другой существует многообразие форм собственности и форм хозяйствования, конкурирующих между собой не только за рынки сбыта готовой продукции, но и за поставщиков зерна; отсюда возникает несовершенство взаимоотношений между производителями зерна, его переработчиками, хлебозаводами, малыми предприятиями и потребителем конечной продукции - населением. В-третьих, за последние годы выросло количество малых предприятий в отрасли . В-четвертых, ее производственные мощности используются недостаточно: с одной стороны, основные фонды хлебозаводов сильно устарели, их физический и моральный износ достигает на ряде предприятий 80% и более; с другой стороны, отсутствие финансовых средств не дает возможности своевременно закупать сырье для производства хлеба и хлебобулочной продукции. В-пятых, отрасль поставляет свою продукцию не только в торговую сеть, где происходит смена товарной формы стоимости на денежную и возврат «живых» денег для дальнейшего процесса производства, но и социально слабо защищенным слоям населения, а также воинским час-

тям и ({¡лоту, которые финансируются из федерального бюджета. В-шестых, хлебопекарная промышленность остро нуждается в инвестициях как от внутренних, так и от внешних инвесторов, которые опасаются вкладывать деньги в отрасль из-за ее низкой рентабельности.

Начиная с 1998 г., на предприятиях отрасли страны увеличились объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий. Наибольший рост выпуска продукции наблюдался в Северо-Кавказском регионе. Сохраняется значительное увеличение производства макаронных изделий на предприятиях Санкт-Петербурга (200%), Псковской (210%), Тверской (262%) и Московской (226%) областей. Благодаря росту' цен на импортные изделия, повысился спрос населения на отечественные продукты, что позволило производителям существенно нарастить объемы производства и обеспечить бесперебойную работу, несмотря на значительное сокращение объема поставок импортного сырья. За период с 1990 по 2002 гг. потребление хлебопродуктов на душу населения сохранилось на уровне 119-120 кг.

За последние десять с липшим лет ситуация на про-довольственном хлебном рынке России выглядит следующим образом. В 1990 г. объем производства и потребления хлеба составлял 18 млн т. Затем происходил устойчивый спад производства и в 1995 г. было выработано 12,4 млн т. Снижение продолжалось до 1998 г. -до 8,3 млн т, или 45,6% к объему 1990 г. В 2002 г. рост производства хлеба по стране в сравнении с 1998 г. составил 8%, а в отдельных регионах значительно больше: в Поволжье 11, на Урале 12, на Севере 16,5, в Северо-Кавказском регионе 24,5%. Более чем на 20% возросло производство хлеба и хлебобулочных изделий в Липецкой, Белгородской, Калужской и Челябинской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях, в Кабардино-Балкарии. Прирост производства хлеба зафиксирован в 78 регионах и только в 11 регионах продолжался спад.

Системы государственного регулирования развития отрасли в аспекте стиму лирования производства и сбыта готовой продукции на сегодняшний день работают недостаточно эффективно. В процессе постепенного восстановления производства достаточно четко стал вырисовываться круг предприятий с устойчивыми и нядежнъгми рынками сбыта, высоким уровнем организации производства и управления, конкурентоспособной продукцией. Перечисленные факторы стали ключевыми составляющими их успеха.

Традиционной схемой государственной поддержки и регулирования развития отрасли является точечное и выборочное использование кредитов на заготовку зерна, приобретение и установку нового оборудования, расширение ассортимента выпускаемых изделий. Для устойчивого производства и сбыта готовой продукции государство постепенно формирует систему организации собственных торговых сетей. В результате выработка продукции за один год может увеличиться на 11%, а рентабельность возрасти более чем в два раза.

В трудных условиях конкуренции находятся хлебозаводы Рязанской и Ярославской областей, администрации которых проводят неэффективную политику регулирования развития отрасли, в результате чего деформируется рынок хлебопекарной продукции. Нередки случаи, когда из-за слабого контроля со стороны специальных контрольных органов в переработку поступает низкокачественное и нестандартное зерно, тогда как ресурсы продовольственного зерна расходуются на кормовые и другие цели. Часто для выпечки хлеба используется мука из зерна с низкими хлебопекарными свойствами. Дефицит зерна нужных базисных кондиции порождяет спекуляцию, непомерные цены посредников, снижает возможности отбора зерна по качественным показателям. Многие хлебопекарные предприятия вынуяедены сами закупать зерно и перерабатывать его на мельницах на давальческих условиях. Так поступают, например, в Ростове, Воронеже, Самаре и других городах.

Указанную проблему, очевидно, невозможно решить без участия государства, без опоры на Государст-венную хлебную инспекцию, Зерновой союз. Союз мукомольных и крупяных предприятий России, Российский союз пекарей, на научный потенциал отраслевых НИИ.

В результате различного рода ограничений, отсутствия эффективной региональной политики в области хлебопечения рентабельность производства в целом по России в 2002 г. составила всего 11,5%, что наполовину меньше, чем в некоторых других, менее значимых, пищевых отраслях. В таких условиях невозможно накопить средства для замены старого и приобретения нового оборудования.

Основные препятствия для возможности технологического обновления хлебопекарной промышленности находятся, как известно, в сферах налогообложения, кредитно-финансовых взаимоотношений, инвестирования, практики акционирования предприятий. Взять такой важный фактор как налоги. В настоящее время налоги, выплачиваемые большинством хлебопекарных предприятий, поглощают до 90% полученной прибыли, а зачастую общая сумма налогов превышает размер прибыли. В связи с этим необходим ряд мер по льготному налогообложению хлебопекарных предприятий, способствующему обеспечению максимальной ставки налогов не выше 30-40% от прибыли.

Принятый Государственной Думой новый Налоговый кодекс как один из инструментов регулирования

развития процессов производства в отрасли позволю, очевидно, в какой-то мере решить данную проблему, а практика работы в новых условиях налогообложения покажет необходимость дополнительных мер. В целях совершенствования системы госрегулирования развития хлебопекарной отрасли, на наш взгляд, необходим Закон о хлебопечении.

В последние годы государственный контроль за качеством хлеба и хлебобулочных изделий усилился, некачественной продукции на потребительском рынке стало значительно меньше. Но состояние отрасли оставляет желать лучшего. Так, в Краснодарском крае в 2002 г. из 1000 хлебопекарных предприятий, учитываемых Госкомстатом, каждое четвертое по рентабельности было убыточным.

В ряде регионов взвешенно подходят к решению возникающих проблем хлебопекарного производства, проявляя постоянную заботу о перспективах его развития. Так, Правительство Москвы создало централизованный фонд развития хлебопечения, направляя в него все налоги на прибыль, идущие в местный бюджет. Эго позволяет проводить активную работу по расширению и техническому обновлению производства. В отдельные периоды коэффициент обновления достигает 12% в год.

Активно осуществляют разработку и реализацию программ развития, обеспечивающих выход производства на новый технический и технологический уровень, булочно-кондитерский хсомбинат в Казани, Коломенский и Серпуховской хлебокомбинаты Московской области, предприятия Липецкой области и других регионов.

Как показывает практика, стабилизация и успешное развитие отрасли невозможны без кооперации и сотрудничества самих хлебопеков с целью достижения более высоких результатов труда.

Отсутствие в регионах сбалансированного механизма взаимодействия между хлебозаводами и мини-пекарнями вызывает взаимные претензии, ненужное в большинстве случаев соперничество. Обвальное падение спроса и объемов производства нехватка инвестиций и оборотных средств, неопределенность перспектив неотвратимо диктуют необходимость поиска новых форм кооперации и взаимовыгодного сотрудничества.

Дальнейшее развитие хлебопекарной промышленности должно сопровождаться высоким интеллектуальным потенциалом науки и производства, которые не могут существовать раздельно. Без внедрения новейших технологий и современной техники многие хлебопекарные предприятия постепенно превратятся в неконкурентоспособные даже на внутреннем рынке. Проблемы с финансированием науки неизбежно ведут к существенному замедлению обновления хлебопекар-но го производство,.

■ В стране должна быть четкая техническая политика в области продовольственного машиностроения, в частности для хлебопекарной промышленности. Анали-

ЮЛИТ,

ему, а кения целях разви-ходим

|3ака-ся, не-рынке ли ос-крае в гчиты-абель-

иению

)дства,

разви-

ализо-

внего

оджет.

гасши-

.___г>

1Ш. 1Э

1Стига-

зацию извод-й уро-и, Ко-осков-фугих

спеш-щии и жения

меха-и ми-[енуЖ-шьное ■ка ин-[ъпер-юиска зудни-

шлен-

лекту-

1торые

ИЯ но-

шогие

'ЯТСЯ в )ынке. ведут лекар-

итика , в ча-.нали-

зируя перспективы ее развития, нельзя оставаться лишь в рамках одной отрасли. Любые программы развития начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей техникой, это неизбежно повлечет большие финансовые издержки. Необходимы государственные решения, способствующие созданию такого рынка хлеба и хлебобулочных изделий, который бы полностью отвечал интересам населения страны.

В качестве основного инструмента государственного регулирования развития хлебопекарной промышленности в большинстве регионов РФ формируется со-ОТВСТСТВуЮХЦиЗ нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективность развития отрасли. Администрацией и Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края изыскиваются возможности для обеспечения жителей Кубани необходимым количеством хлеба высокого качества и по разумной цене. С целью предотвращения роста цен на хттеп гЬппмовой пепвого сотугя и обеспечения тготпеп-

---- гг-л_.------г----- -^--------- ----------дг

ности населения в социально значимом сорте хлеба принято Постановление Главы Администрации № 1287 от 31.12.2003 г. «О субсидировании в 2004 г. хлеба формового первого сорта, реализуемого хлебопекарными предприятиями Краснодарского края для населения края».

Как показали результаты исследований, в 2003 г. мини-пекарнями в крае было выработано 103,1 тыс. т хлебобулочной продукции, в то время как хлебозаводами - 408,3 тыс. т. Вырабатывая пятую часть всей продукции, многие из мелких производителей зачас-тую нарушают правила, ведения технологического процесса. Нередко производственные мощности таких предприятий размещаются в неприспособленных помещениях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм.

Анализируя особенности системы госрегулирова-ния хлебопекарной отрасли, следует отметить, что на Кубани созданы условия гарантированного обеспечения населения качественной хлебобулочной продукцией, Производственные мощности хлебозаводов и пекарен всех форм собственности позволяют полностью удовлетворить имеющуюся потребность.

Вместе с тем состояние хлебопекарной отрасли в крае остается неудовлетворительным. Хлеб и хлебобулочные изделия, являясь продуктом первой необходимости, производятся зачастую с нарушениями требований нормативных документов. Для их выпечки в ущерб здоровью людей применяются не сертифицированные компоненты, такие как разрыхлители, ароматизаторы, улучшители и др. Несмотря на достаточное количество продовольственного зерна высокого качества, для хлебопечения часто используется мука с низ-1сйМй х.теоопекарными свойствами, либо не стандартная по каким-либо показателям.

В результате хлебопекарные, торговые предприятия работают с нарушением федеральных законов «О государственном контроле за качеством и рациональ-

ном использовании зерна и продуктов его переработки», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», «О стандартизации». Низка эффективность работы подразделений центра Госсанэпиднадзора в обеспечении надлежащего санитарного порядка на хлебопекарных предприятиях. Для многих стало правилом отсутствие моющих средств, канализации и водоснабжения. Особенно много нарушений в Кавказском, Усть-Лабин-ском, Апшеронском районах, городах и поселках, расположенных вдоль побережья Черного моря.

Управление торговли и конъюнктуры рынка Администрации края, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Краснодарскому краю в недостаточной степени контролируют сферу реализации хлебобулочной продукции. Предприятия торговли под видом продукции хлебокомбинатов нередко реализуют хлеб неизвестного происхождения, без накладных и документов, удостоверяющих его качество. Краевая государственная налоговая инспекция не обеспечивает контроль деятельности хлебопекарной отрасли в части выявления нарушений в учете сырья и готовой продукции, фактов сокрытия налогооблагаемой базы, что снижает налоговые поступления в бюджет.

В целях недопущения дальнейшего развала хлебопекарной отрасли Правительство края приняло решение разработать и утвердить порядок расчетов торговых организаций и других потребителей с предприятиями хлебопекарной отрасли, предусмотрев персональную ответственность их руководителей за своевременность расчетов и возврат бюджетных средств в полном объеме.

Администрацией края предусмотрены и такие меры, как приостановление исполнения ранее принятых решений и рассмотрение заявлений кредиторов к хлебозаводам, допустившим задержки расчетов в связи с неплатежами воинских частей и приравненных к ним потребителей; мероприятия по совершенствованию системы хранения и переработки зерна, регионально го фонда; обращение в Правительство РФ с просьбой о проведении взаимозачета задолженности спецпотре-бителей, финансируемых из федерального бюджета, в счет уменьшения задолженности Администрации края перед федеральным бюджетом по средствам, переданным ей в у правление на формирование регионального продовольственного фонда.

Для усиления контроля за качеством хлеба, устранения нарушений в его производстве и торговле в регионе принимаются меры по обеспечению заготовки и хранения необходимого количества зерна пшеницы регионального фонда для производства хлеба в объеме, удовлетворяющем полную потребность населения края.

Управлением Росгосхлебинспекции по Краснодарскому краю постоянно даются рекомендации собственнику регионального фонда, мукомольным предприятиям и хлебопекарным предприятиям, направлен-

ные как на улучшение качества сырья (зерна, муки), так и на улучшение качества готовой продукции.

Главам муниципальных образований края рекомендовано взять под жесткий контроль деятельность хлебопекарен и торговых предприятий в обеспечении населения хлебом. С учетом того, что обязателен возврат бюджетных средств, направленных на закупку зерна,

следует принять меры по использованию на эти цели качественной муки регионального фонда. При регистрации и выдаче разрешений на строительство хлебопекарен учитываются возможности имеющихся мощностей по производству хлеба.

Кафедра экономики и управления на предприятии

Поступила 24.02.04 г.

658.14.003

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛОВ В ТОВАРОПРОИЗВОДЯЩИХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ

Т.В. СОТСКАЯ

Краснодарская академия МВД РФ

Особенность современного развития России - раз-рушение привычных стсреотипоз восприятия окру-жающей практики хозяйствования большинством населения, и, как следствие, переосмысление обществом базовых, концептуальных постулатов теории общего развития. Поэтому субъектам российских хозяйственных отношений предстоит сформировать рыночный экономический образ мышления, адекватный новым условиям экономического роста, основанным на процессе инвестирования в товаропроизводящие отрасли страны.

Привлечение инвестиций является важным средством погашения инвестиционного спроса, возникающего в результате политической нестабильности, несовершенства хозяйственного законодательства, неразвитости производственной, институциональной и социальной инфраструктур бизнеса, разногласий между исполнительной и законодательной властями, федеральным центром и регионами и т. д.

Основной особенностью современной экономики РФ становится, с одной стороны, непрекращающийся

ОТТАТ? тлоттга'-т'о ттг»т> «пллиггл’с/пу гпллттгттгггтготдттоп о-~» т7 = иНил 1ииш1^дии ри^их1и1и:1л vj.iv.ti ^£1

беж, с другой - привлечение в нее инвестиций, в качестве которых в основном выступает зарубежный капитал, накапливающийся в свободных экономических зонах. Парадоксально, но в большинстве случаев это российский капитал, «уведенный» от высоких ставок налогообложения налогового законодательства РФ в свободные экономические и оффшорные зоны и возвращаемый в страну под видом иностранных инвестиций.

Результаты анализа свидетельствуют о том, что нельзя точно определить величину оттока капиталов, не относящихся к официально регистрируемым операциям по перемещению финансовых ресурсов за рубеж. Для России первопричина данного явления - фундаментальная нестабильность ее общественной и хозяйственной жизни. Предпосылкой этого феномена явился хронический многоплановый кризис общественно-экономических отношений.

В результате дестабилизации социально-политической обстановки и нарастания кризисного состояния в экономике широкое распространение получили такие преступления, как хищения, взяточничество, коррупция, поразившие практически все отрасли производства, в том числе аграрное, пищевую промышленность и др. Наибольший рост преступных проявлений и уход в сферу теневой экономической деятельности в тех сферах, которые связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей населения: перерабатывающие отрасли, торговля и бытовое обслуживание, транспорт, кредитно-денежные отношения, строительство, внешнеэкономическая деятельность, негосударственные предпринимательские структуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преодолеть сложившуюся ситуацию можно только в случае реализации действий сразу по нескольким направлениям:

создание условий, стимулирующих деятельность производственных структур в сфере легальной экономической деятельности;

совершенствование законодательства, регламентирующего деятельность производственных образований (предприятия, фирмы, акционерные компании и пр.);

создание благоприятного инвестиционного климата;

осуществление понятной для большинства населения го су дарственной экономической политики, предполагающей четкое формулирование ее целей и способов реализации;

осуществление комплекса мер, связанных с легализацией ранее накопленных в теневой экономической деятельности капиталов.

Остановимся более подробно на одном из аспектов последнего направления.

Легализация означает:

ПОЛТТГТШЛПТТй ТТйа'ГОТГГ ТТЛЛ'ГТГ -ТЛТ/ ТГГТТТ ГПГЛТ! /Л-ПТ’<1Т.ТТТОЛ_

хи±т пти п рашио-

ции, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию;

подтверждение подлинности документов и подписей на них;

Й3£

ва,

со

сф£

ЛЄЇ

цш

та

КОІ

сре

пр£

тел

бо]

осс

хаі

ни

ЧИІ

СЧЇ

КО!

вес

ко?

ск-

во;

по;

гал

ны

ма;

ны

СТЇ

ОЦІ

леї

цеі

ЦИ]

экс

КО!

ны

прі

ЇЄВ

обі

пре

на

По:

зув

нез

ван

эко

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.