Научная статья на тему 'Хлеб в иудейских и православных обрядах'

Хлеб в иудейских и православных обрядах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
242
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хлеб в иудейских и православных обрядах»

Елена Сморгунова

(Москва)

Хлеб

в иудейских и православных обрядах

Тема хлеба возникала в последнее время многократно и неожиданно - на московских художественных выставках, на конференциях. Вот большая афиша на стене дома, которую видно из окна троллейбуса: «Хлеб и Вино». Библейский институт проводит симпозиум памяти Натальи Леонидовны Трауберг «Трапеза», основная тема которого - «Трапеза земная и трапеза небесная», а в докладах хлеб предстает неизменной частью. В Доме художника открыта очень своеобразная грузинская инсталляция о хлебе. И, наконец, выходит перевод нового романа еврейского писателя Меира Шалева «Эсав» -весь полный запахом хлеба и его символикой.

Не будем в этой статье говорить о хлебе вообще, скажем лишь о его функции в обрядовой религиозной сфере.

Хлеб - прежде всего еда, еда вообще, даже если в ее составе нет злаковых культур. По-еврейски хлеб - «лехем» (1еИеш). На угарит-ском и хананейском языке «лехем» - любая еда. В арабском слово этого же корня означает «мясо». В арамейском языке библейской эпохи слово означает трапезу вообще.

Наш материал сложился в три пласта рассмотрения: хлеб в иудейских обрядах; хлеб в христианских, православных обрядах; и хлеб в народном обрядовом употреблении - по многочисленным полевым материалам, собранным в деревнях Пермской области за 15 лет экспедиционных работ.

44

Е. Сморгунова

Хлеб в питании и обрядах иудейской Палестины

Жители Палестины, как и мы, считали хлеб основным продуктом питания. Хлеб выпекали из ячменной муки, реже из пшеничной. Хлеб из пшеницы тонкого помола назывался «солет».

Хлеб выпекали, выкладывая прямо на уголья.

Существовало два вида хлеба: тесто предварительно заквашивалось, получался «хамец»; если тесто выпекали сразу, не заквашивая, - «маца».

В тесто для хлеба клали закваску, как это сделала женщина из евангельской притчи (Лк 13: 21). И лишь в период праздника Песах, продолжавшегося восемь дней, употребляли в пищу хлебы, называемые опресноками; для их приготовления использовали только муку и воду. Во время Песаха нельзя было есть квасные хлебы (т.е. приготовленные на дрожжах), все квасное даже выносили из дома (Исх 13: 7). Хлеб имел форму круглой тонкой лепешки, очень часто использовался как тарелка. Его никогда не резали ножом, но разламывали руками. Преломлением хлеба и раздачей его другим членам семьи занимался отец, а в случае приема гостей - хозяин или старший по возрасту.

Перед тем как едят хлеб, произносят специальное благодарение, а до этого совершают омовение рук, что также означает священнодействие в употреблении хлеба. Держать хлеб во время произнесении благословения надо всеми десятью пальцами. Если хлеб падает, это дурной знак.

В субботней трапезе хлебу отводится особая роль. На субботний стол ставят два хлеба - «лехем мишне», удвоенный хлеб, в знак того, что во время Исхода к субботе евреи получали две порции хлеба.

С давних времен существовал запрет на употребление хлеба, испеченного не евреем; об этом говорится в Мишне. Там же сказано, что хотя бы разжечь огонь, на котором выпекается хлеб, должен непременно еврей.

Священническое законодательство о хлебе. Верующий израильтянин не только вкушал хлеб как Божий дар, но также приносил его в жертву Господу. В храмовом ритуале хлеб занимал особое место. В Храме на столе рядом с чашей для возлияния вина лежали хлебы предложения (3 Цар 7: 48, Исх 25: 23-30). Видимо, это обряд

Хлеб в иудейских и православных обрядах

45

древнего происхождения, отголосок представлений о кормлении божества. Эти хлебы становятся символом общения между Богом и его верными: их съедали священники (Лев 24: 5-9).

Хлебы предложения (ЬесИеш Иарашш) - 12 пресных хлебов из пшеничной муки, по числу 12 израильских колен - изготовлялись каждую субботу и полагались в святая святых скинии и Храма на столе из дерева акации, окаймленном золотой полосой. Перед ними воскурялся фимиам. Каждый хлеб был 10 дюймов в длину, 5 дюймов в ширину и 9 дюймов в высоту.

В Мишне объясняется, что еврейское название указывает на форму: это был хлеб с «двумя лицами», у него не было нижней стороны. Талмуд объясняет, что хлебы предложения были у-образной формы, каждый из отростков был одним из «лиц». Комментаторы Талмуда понимают «паним» как внутренние пределы Храма. Согласно Тар-гуму Онкелоса, это хлеб, который находился в Храме перед Всевышним, перед Его лицом.

На изготовление каждого хлеба шел иссахар муки, сверху его мазали ладаном. От хлебов предложения ничего не возлагалось на жертвенник, они лежали на золотом столе от субботы до субботы, после чего заменялись. Коген, приходивший зажечь огонь храмового светильника, сменял старые хлебы на новые. Только когенам в храмовом приделе можно было есть этот хлеб.

И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом; и положи на [каждый] ряд чистого ливана [и соли], и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу; в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное (Лев 24: 5-9).

При жертвоприношениях употреблялись только опресноки (Исх 23: 18). Квасное исключалось из культовых приношений (Лев 2: 11). Видимо, в нем видели символ испорченности. Когда земледельческий праздник опресноков соединился с праздником Песах и его жертвой, употребление хлеба без закваски стало связываться с исходом из Египта - как напоминание поспешного ухода, не давшего времени хлебу взойти (Исх 12: 8). В дальнейшем развитии истории

46

Е. Сморгунова

и идеологии прибавилась новая идея обновления: старая закваска должна исчезнуть. Апостол Павел в своем Послании пользуется этим образом: «принявшие крещение живут новой жизнью» (1 Кор 5: 7).

Это был прообраз того духовного хлеба, о котором Иисус сказал: «Я есмь хлеб жизни» (Ин 6: 35). Иисус Христос говорил тогда, что Он Сам хлеб, который сошел с небес и дает жизнь миру, Он назвал Себя хлебом жизни. Тот, кто ест его, не умрет, но будет жить вовеки. Тот хлеб, который Он нам дает, есть Плоть Его, дающая жизнь миру (ср.: Ин 6: 33-35, 48, 51, 58). И как хлеб соединяет всех, кто его ест, так и Евхаристия стала таинством, объединяющим всех верующих с Христом и друг с другом. Евхаристия - таинство, где силой Святого Духа совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. На Тайной Вечере Иисус использовал иудейский обряд преломления пасхального хлеба в воспоминание исхода из Египта (Втор 8: 3). Он совершил молитву благодарения над хлебом, преломил и подал ученикам. «Уже приготовил Господь жертву на заклание и назначил званых» (Соф. 1: 7). Время суда сравнивается с трапезой, когда священники приносили жертву. У пророка Амоса 5: 22 хлебные приношения обозначены еврейским словом тткак, это наиболее древнее слово для обозначения жертвоприношения.

Хлеб

в христианском богослужении

В православном богослужении в качестве хлеба используется просфора (от греч. яроофора, 'приносимое', от яроо- и фвррю). Так назывались приношения из хлеба и вина, с которыми верные в древности приходили в храм к литургии: часть приносимого служила для Евхаристии, а остатки - для Агапы («вечери любви»), которая устраивалась после литургии.

Когда Агапа и литургия разделились, просфорой стал называться хлеб, специально приготовленный для Евхаристии. С древнейших времен он имел форму сплюснутого кружка, с оттиснутым сверху изображением креста. Уже в IV в. об этом писал Епифаний Кипрский. Григорий Великий называл такие хлебы «коронами». Позже при кресте появилась надпись «Ника», как на знамени Константина Великого.

Хлеб в иудейских и православных обрядах

47

На Западе очень рано стали заботиться о том, чтобы евхаристические хлебы были возможно меньшего объема. Один из Толедских соборов называет их oblata. Еще до XII в. была изобретена даже специальная железная машинка, которая придавала определенный размер и вид евхаристическому хлебу, что привело к современным католическим облаткам. Понятно, что такая операция возможна только над хлебом пресным, так называемыми опресноками, но не над квасным, который подымается и увеличивается в объеме во время выпечки.

Православная традиция выработана византийским богословием. И одной из главных тем антилатинской полемики на Востоке еще с XI в. стало использование на Западе опресноков во время совершения таинства. По византийскому богословию в качестве евхаристического хлеба следовало использовать квасной хлеб.

На Западе изготовлением облаток занимались монахи в монастырях при пении священных песен или псалмов. Православная традиция также отводит изготовление просфор монашкам или особым женщинам, чистым, в отдельных помещениях и непременно при чтении молитв.

Просфоры должны изготовляться из лучшей пшеничной муки, должны быть замешаны на чистой воде, а не на молоке, без всякой примеси, не должны быть помазаны маслом или яйцами, изготовляются из квасного теста, а не из пресного, не должны быть черствыми или «зацвелыми», плесневелыми.

В конце XVII в. возникло учение, которое назвали «хлебопоклон-нической ересью»; суть его состояла в том, что хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христову не призыванием Святого Духа и благословением даров, а словами Иисуса Христа: «примите, ядите». Сторонники ереси поклонялись не Телу и Крови Христовой, а простому хлебу и вину. Это учение было опровергнуто братьями Лиху-дами.

Очень интересный пример значения хлеба дает нам текст Кормчей Книги (Номоканон) в старообрядческом издании в приложении к журналу «Церковь». В текст включено «Сказание об учреждении патриаршества», и в предисловии говорится о погибели православия: «Погибе вера, погибе наказания, погибоша училища детей, по-гибоша поучающиеся в православных догматех, погибе сила хлеба и воды... виждь убо, аще не плача достойна суть сия окаянная времена наша».

48

Е. Сморгунова

Хлеб в питании и обрядах русских крестьян Верхокамья

Представленные далее экспедиционные материалы записаны в деревнях Кезского, Сивинского и Верещагинского р-нов Пермской обл. в 1987-1999 гг. Вся местность издревле называется Верхокамьем.

У русских старообрядцев Верхокамья, на землях вокруг истока Камы, издавна было налажено земледельческое хозяйство, а изделия из теста, муки и крупы имели существенное значение в питании. Преобладали зерновые культуры: рожь, ячмень, овес; пшеницу же выращивали в небольших объемах. Повсюду в Верхокамье в наше время сохраняется традиция выращивания зерновых культур в домашнем хозяйстве, поскольку сохраняется убеждение, что хлебные изделия и напитки, предназначенные для обрядовых целей, чаще всего для поминальной трапезы, должны быть приготовлены из муки не купленной, а полученной из собственного зерна.

В Верхокамье основными были два вида хлебных изделий - караваи и ярушники. Их выпекали из кислого теста, замешенного на гуще от кваса или на меле. Для караваев употребляли ржаную или ячменную муку, а для ярушников предпочитали ржаную муку смешивать с «ясной» (ячневой) или овсяной. Квашню, предназначенную для хлеба, процеживали, «чтобы вкуснее был хлеб». Перед тем как начать выпечку, тесто для караваев выдерживали в круглых и глубоких плетеных чашках - корноватках. Ярушники выпекали и без предварительной подготовки в корноватках. Заготовленное для выпечки тесто выкладывали на чисто выметенный под русской печи деревянной лопатой с широкой лопастью. В осеннее время использовали для выпечки листья капусты. Выпеченный таким способом хлеб называли подовым. Ярушники пекли меньшего, чем караваи, размера, так как жидкое тесто ярушника пропекалось быстрее.

Старообрядцы Верхокамья с особым почтением относились к первому караваю, испеченному из муки нового урожая. Они вспоминают: «Все садились за стол, каждый на свое место. Каравай разрезала бабушка, прислонив его ребром к груди. Начинала резать с нижней корки. Горбушки ели взрослые и парни, девушки не брали: муж будет спать горбом. Все дети дожидались, когда бабушка отрежет второй ломоть. Он назывался растительный. Его ели, чтобы быстрей расти. Третий ломоть - потягунчик, четвертый - ленивый. Не раз-

Хлеб в иудейских и православных обрядах

49

решалось оставлять и ронять крошки. Стол находился под божнич-кой, и бабушка говорила: "Боженька все видит"».

Из сдобного теста пекли шаньги с картофельной, творожной, ягодной, ячменной, пшенной начинкой, смазывали их сверху сметаной, толченым конопляным семенем, маком. В постные дни популярными были шаньги соковые, которые готовили из кислого теста, сверху смазанного конопляным соком. Сок готовили так: толкли конопляное семя, разводили водой и процеживали, отделяя шелуху. Полученную таким способом массу клали в пирог. Пироги получались намного вкуснее шанег.

Распространенной пищей были оладьи и пироги, которые ели с маслом, сметаной, медом. По традиции самые вкусные пироги пекли на Масленицу. Из теста готовили разнообразные пряники и печенье, которые издавна считались праздничным угощением. Самыми излюбленными считались печатные пряники с узорами, их делали с деревянных форм - досок с изображениями птиц, животных, розеток.

На Масленицу готовилось особое праздничное угощение - орешки из ячменной или овсяной муки. Тесто для них замешивали на молоке, добавляли масло и яйца. Перед тем как печь в русской печи, их обваливали в сливочном масле.

Хлебные изделия всегда использовались в обрядах, связанных с возведением и обустройством нового дома. Место для дома выбирали, исходя из практической целесообразности и ориентации по сторонам света, но не обходилось и без гадания. Например, точное место для переднего, самого почетного угла жилища определялось таким ритуальным действием: «Хозяин будущего дома вставал с караваем хлеба и три раза бросал его через голову. Куда падал каравай, там и был передний угол».

До сих пор сохраняется традиция приходить со свежим хлебом на помочи, организуемые для возведения сруба дома и битья печи. «Когда поднимали матицу, все помочане клали на нее хлеб, принесенный из своих домов. Хозяин поднимал рыбные пироги, вино и пиво. На матице была общая трапеза помочан»; «С караваями и ярушниками приходили "бить печь". Забьют корчагу: углубление в верхнем слое глины, и на печи выкладывают принесенное угощение»; «В новый дом несли квашенку, замешанную в старой избе, а пекли хлеб и стряпню в новой».

50

Е. Сморгунова

У старообрядцев-беспоповцев Верхокамья отсутствовал обряд венчания. Его заменял обряд обручения, который по традиции выполнял дружка. Дружка на кухне завертывал хлеб вместе с иконой в тряпку и обводил ими головы молодых. Этот хлеб сушили и хранили долго, а икону берегли всю жизнь. Родители жениха в момент встречи молодых у своего дома давали им кусать каравай хлеба. Потом этот хлеб сушили и также берегли долгое время.

Особая роль отводилась хлебу в похоронно-поминальной обрядности. Как только человек умирал, на стол в передний угол избы клали хлеб. В течение шести недель через день его заменяли свежим. Старый хлеб скармливали домашним животным. Верили, что душа покойного на протяжении сорока дней посещает родной дом и ест хлеб.

По старообрядческим правилам все «соборные», то есть состоящие членами общины-собора и живущие по ее уставу, приходили на похороны со своей едой, причем обязательно с караваем ржаного хлеба. В 1992 г. нам пришлось быть свидетелями ритуальной церемонии в д. Жигали Верещагинского района, когда соборные женщины передали хозяйке дома, где была покойная, девять караваев и получили от нее такое же число караваев, которые она испекла накануне похорон.

Хлеб непременно входил в состав милостыни, которую подавали как помощь соборным, больным и пожилым людям. Кроме того, милостыня сопровождала просьбу помянуть умерших родных и близких в родительские дни и в годины смерти. Чтобы хлеб был принят как милостыня, его необходимо было испечь в печи, зажженной не спичками, а искрой, высеченной из кремня. Так называемый чиканный огонь признавался чистым, наделенным большой очистительной силой. В наши дни, если отсутствуют условия приготовить хлеб в отдельной, не мирской посуде и в печи на чиканном огне, милостыню подают натуральными продуктами и обязательно зерном и мукой.

Собранные в экспедициях материалы показывают, что в обрядовой сфере старообрядцев Верхокамья роль хлеба всегда была многозначной: хлебом умилостивлялись духи, чтобы в новом доме людям хорошо жилось; с хлебом связывалась идея привлечения доброжелательных сил, когда его включали в свадебные церемонии; одновременно хлеб выполнял охранительную функцию, символизировал бо-

Хлеб в иудейских и православных обрядах

51

гатство и счастье будущей семьи. Особое внимание заслуживает хлеб как непременный атрибут поминальной обрядности. Использование хлеба было необходимым для связи живущих с миром предков. Следы этого встречаются и теперь в среде, далекой от старообрядчества: как я хорошо помню, знаменитая пианистка Мария Вениаминовна Юдина на сороковинах Бориса Пастернака раздавала в Переделкине перед храмом хлеб со словами: «Помяните усопшего».

В основе взаимообмена круглыми караваями лежит представление о естественном круговороте жизни, непрекращающемся движении и «размножении населения», даже если и наступила смерть одного человека. «А другие люди живут и хлеб жуют».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.