УДК 616 617-053.2-089.844 Кубанский научный медицинский вестник № 6 (129) 2011
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1) совместным использованием 2 токсичных веществ (тритона Х-100 и этанола) воспроизведена новая модель АП на крысах, морфологическим подтверждением которой являются атрофия ацинусов, разрастание соединительной и жировой ткани, лимфоцитарная и макрофагальная инфильтрация в ткани ПЖ;
2) рост содержания лактата в ткани печени при экспериментальном АП отражает включение компенсационного модуляционного механизма на фоне прогрессирующей тканевой гипоксии;
3) активация изучаемых параметров системы АОЗ в печени предшествует появлению морфологических признаков хронического воспаления ПЖ, а к моменту формирования экспериментального АП сменяется угнетением активности каталазы на фоне сохраняющейся активации СОД и глутатионовой системы;
4) характер изменения системы АОЗ, гликолитичес-ких процессов указывает на вовлечение печени в патологический процесс при моделировании АП, выраженное в большей степени, чем при алкоголизации;
5) применение тыквеола как при алкоголизации, так и при формировании АП приводит к нормализации показателей АОЗ, аэробного метаболизма и увеличивает выживаемость экспериментальных животных.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кравченко Л. В., Морозов С. В., Бекетова Н. А. и др. Антиок-сидантный статус крыс, получавших разное количество ликопина // Бюл. эксп. биол. и мед. - 2003. - Т. 135. № 4. - С. 414-418.
2. Махов В. М. Этиологические аспекты диагностики и лечения хронического панкреатита // Российский мед. журнал. - 2002. -№ 2. - С. 3-8.
3. Микашинович З. И., Летуновский А. В., Воронкин Д. А. и др. Способ моделирования хронического панкреатита. Патент на изобретение № 2394280. - 2010.
4. Микашинович З. И., Летуновский А. В., Воронкин Д. А. и др. Способ профилактики поражения печени, миокарда и поджелудочной железы крыс при моделировании хронической алкогольной интоксикации. Патент на изобретение № 2422916. - 2011.
5. Минушкин О. Н., Максимова В. А. Некоторые спорные вопросы патогенеза и лечения хронического панкреатита // Клинические перспективы гастроэнтерологии, гепатологии. - 2007. - № 4. -С. 25-30.
6. Gаutiеr Е., Foresto F., Ferrara R., Lucas V. Genetic repeat polymorphism in theregulating region of CYP2E1 // Alcohol. clin. exp. res. - 2001. - Vol. 25. № 6. - P. 800-804.
7. Raucy J. L. Regulation of CYP3A4 expression in human hepatocytes by pharmaceuticals and natural products // Drug metabol. dispos. - 2003. - Vol. 31. - P. 533-539.
Поступила 06.11.2011
Б. М. ЛОЛАЕВА
ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ МЕГАУРЕТЕРА У ГРУДНЬ1Х ДЕТЕЙ
ГОУВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России»,
Республика Северная Осетия — Алания,
362019, г. Владикавказ, ул. Пушкинская, 40. E-mail: [email protected]
Проведен анализ хирургического лечения мегауретера у 38 детей грудного возраста. Определены показания к проведению реконструктивно-пластических операций при разных формах мегауретера. Проанализирован результат лечения.
Ключевые слова: рефлюксирующий мегауретер, обструктивный мегауретер, грудные дети, реконструктивно-пластические операции.
B. M. LOLAEVA
SURGICAL TREATMENT OF MEGAURETER WITH INFANTS
State educational Institution of the higher professional education «North Osetia state medical academy of ministry of public health and social development»,
Republic of North Ossetia-Alania, 362019, Vladikavkaz, Pushkinskaya str., 40. E-mail: [email protected]
Analysis of surgical treatment of megaureter 38 infants. Identify the indications for reconstructive-plastic surgery at different forms of megaureter. Analyzed result of treatment.
Key words: reflexive megaureter, obstructive megaureter, infants, reconstructive-plastic operations.
Введение
Мегауретер у детей относится к одной из наиболее тяжелых форм обструктивной уропатии, которая нередко служит причиной хронической почечной недостаточности или артериальной гипертензии. В настоящее время используется несколько классификаций обструк-тивных уропатий. Мы пользуемся классификацией, по которой мегауретер подразделяется на обструктивный,
рефлюксирующий, необструктивный и нерефлюксиру-ющий. Каждая форма подразделяется на первичный и вторичный мегауретер.
Причиной первичного мегауретера являются морфологические изменения самой стенки мочеточника. Результаты лечения мегауретера до настоящего времени остаются малоутешительными. Хорошие результаты зарегистрированы разными авторами в 23-85% случаев.
Для хирургической коррекции мегауретера наибольшее распространение получили операции, предложенные W. H. Hendren, S. J. Cohen, З. А. Калицинским, и различные их модификации, которыми пользовались и мы.
Цель исследования - определение показаний к хирургическому лечению мегауретера у грудных детей и анализ результатов лечения.
Материалы и методы исследования
За последние 12 лет в детском урологическом отделении клиники было оперировано 38 детей в возрасте от 3 месяцев до 1 года с первичным мегауретером, что составило 48% (р<0,05) от общего числа детей данной возрастной группы, лечившихся с мегауретером за данный период времени (79 детей). Дети до 3 месяцев находились под нашим динамическим наблюдением.
Все оперированные дети разделены на 2 группы: 1) с обструктивным мегауретером - 29 детей (76%) (р<0,05), 39 мочеточников; 2) с рефлюксирующим мегауретером - 9 детей (24%) (р<0,05), 12 мочеточников.
В первой группе с первично-обструктивным мега-уретером у 19 детей диагностировано одностороннее поражение мочеточника, а у 10 детей - двустороннее. Во второй группе с первично-рефлюксирующим мегау-ретером у 6 детей диагностировано одностороннее поражение мочеточника, а у 3 детей - двустороннее.
При выборе метода хирургического лечения определяющим был индивидуальный подход в каждом конкретном случае: учитывались причина и степень основного заболевания, состояние устья патологического мочеточника, отсутствие инфекции мочевых путей, морфофункциональное состояние контрлатеральной почки при одностороннем поражении, динамика снижения функции почки.
Сходная структурная основа первичного обструктивного и первичного рефлюксирующего мегауретера послужила основанием для выполнения нами однотипных операций: резекции аномального дистального отдела мочеточника и неоимплантации мочеточника в мочевой пузырь с антирефлюксной защитой в разных модификациях (Politano-Leadbetter, Cohen) у всех 38 детей. При двустороннем мегауретере использовали антирефлюксную операцию по Cohen, а при одностороннем - по Politano-Leadbetter.
У 2 (5,2%) детей первой группы нами выполнены чрескожная пункционная нефростомия (у одного ребенка) и внутреннее ретроградное стентирование мочеточника (у другого) в связи с тяжелым состоянием, вызванным обострением пиелонефрита и признаками почечной недостаточности на фоне двустороннего поражения мочеточников.
Дети перенесли эту процедуру без осложнений, а после ликвидации признаков пиелонефрита и почечной недостаточности, нормализации общего состояния им выполнены реконструктивно-пластические операции.
Результаты и обсуждение
У 29 детей (39 мочеточников) с первичным обструктивным мегауретером и у 9 детей (12 мочеточников) с первичным рефлюксирующим мегауретером произведены реконструктивно-пластические операции. При выполнении реконструктивно-пластических операций у всех наших 38 пациентов можно выделить 2 основных момента: 1) резекция патологической зоны дистального отдела мочеточника; 2) уретероцистонеостомия с антирефлюксной защитой по Politano-Leadbetter у 27 (70%) детей (р<0,05) и по Cohen у 11 (29%) детей
(р<0,05) с обязательной интубацией мочеточников и катетеризацией мочевого пузыря.
Ни в одном случае мы не прибегали к продольному моделированию мочеточника, так как степень дилата-ции мочеточника, определяемая при выполнении экскреторной урографии и микционной цистографии, не соответствовала обнаруженной на операционном столе после резецирования суженного участка и наиболее расширенного участка мочеточника, так как после опорожнения мочеточника от мочи его диаметр значительно уменьшается у детей раннего возраста.
Учитывая опыт нашей клиники и данные литературы, считаем, что даже успешно выполненная операция не сразу и не полностью ликвидирует проявления заболевания: инфекцию мочевыводящей системы, дилатацию чашечно-лоханочной системы и мочеточника, начавшиеся нарушения функции почек. В связи с этим все больные в послеоперационном периоде нуждаются в проведении длительных реабилитационных мероприятий.
Основное внимание уделялось лечению инфекции мочевых путей под постоянным бактериологическим контролем. Для улучшения уродинамики рекомендуем физиотерапевтическое и общеукрепляющее лечение.
У 36 (94%) оперированных нами детей отдаленные результаты изучены в сроки от 1 года до 8 лет. Использовались медицинская документация за весь амбулаторный период после операции, сведения из специальной анкеты-опросника, заполняемой родителями, и данные контрольного обследования (клиниколабораторное, УЗИ, рентгенурологическое).
При оценке результатов использовали следующие критерии:
динамика дилатации мочеточника и чашечно-лоханочной системы (исчезновение, уменьшение, сохранение);
динамика функционального состояния почки;
активность течения пиелонефрита;
отсутствие или наличие рецидива обструкции мочеточника или ПМР.
Хорошими считали результаты при заметном уменьшении или отсутствии дилатации ЧЛС и мочеточника, улучшении функции почки, отсутствии стриктуры мочеточника или ПМР, отсутствии обострений пиелонефрита.
Удовлетворительными - при стабилизации или некотором улучшении анатомо-функционального состояния почки и мочеточника, отсутствии обструкции или ПМР, латентном течении пиелонефрита.
Неудовлетворительными - при наличии обструкции или ПМР, ухудшении функции почки, рецидивирующем течении пиелонефрита.
По результатам комплексного обследования в первой группе с первично-обструктивным мегауретером хорошие результаты получены у 83% детей (р<0,05), удовлетворительные - у 10,5%, неудовлетворительные - у 6,5% детей.
Во второй группе с первично-рефлюксирующим ме-гауретером эти результаты соответственно составили 78%, 11%, 11%.
Анализ представленных данных и их статистическая обработка показывают обоснованность ранней диагностики с целью своевременного выявления детей с первичными формами мегауретера, нуждающихся в хирургическом лечении, выбора патогенетически обоснованных способов хирургической коррекции порока и продолжительного диспансерного наблюдения.
Кубанский научный медицинский вестник № 6 (129) 2011
УДК 616.155.36 - 076 - 092.9 : 616 - 003.725 - 092.4 Кубанский научный медицинский вестник № 6 (129) 2011
Таким образом, при первичных формах мегауретера основными показаниями к проведению реконструктивно-пластических операций являются прогрессирование стадии мегауретера, неэффективность консервативного лечения, рецидивирующий пиелонефрит, прогрессирование почечной недостаточности. При оценке отдаленных результатов хирургического лечения необходимо учитывать морфофункциональное состояние почки и мочеточника до и после операции. При этом основными критериями являются: дилатация ЧЛС и мочеточника, функция почки, активность течения пиелонефрита, наличие или отсутствие стриктуры дистального сегмента мочеточника, пузырно-мочеточниковый рефлюкс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хворостов И. Н., Зоркин С. Н., Смирнов И. Э. Обструктивная уропатия // Урология. - 2005. - № 4. - С. 73-76.
2. Ческис А. Л., Виноградов В. И., Леонова Л. В. и соавт. Оперативная коррекция первичных нерефлюксирующих форм мегауретера у детей и её отдаленные результаты // Урология. -2004. - № 2. - С. 59-64.
3. Coyen S. I. Ureterozis toncostomic eine nene antirefluxteehik // Akt. urol. - 1975. - № 6. - Р. 1-8.
4. Hendren W. H. Operative repair of megaureter in children // J. urol. (Baltimore). - 1969. - Vol. 101. № 1. - P. 191-507.
5. Hemal A. K., Ansari M. S., Doddamani D., Gupta N. P. Symptomatic and complicated adult and adolescent primary obstructive megaureter - indications for surgery: analysis, outcome, and follow-up // Urology. - 2003. - Vol. 61. - P. 703-707.
6. Shukla A. R., Cooper J., Patel R. P. et al. Prenatally detected primary megaureter: a role for extended followup // J. urol. - 2005. -Vol. 173. № 4. - P. 1353-1356.
Поступила 22.06.2011
Е. М. НОСЕЙКИНА, А. Е. ХВОСТОВА, Т. И. ЛАРИНА, Н. М. МИТРОХИН
БАЗОФИЛЫ КРОВИ МОРСКОЙ СВИНКИ КАК ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОТИВОАЛЛЕРГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ iN ViTRO
Всероссийский научный центр по безопасности биологически активных веществ,
Россия, 142450, Московская область, г. Старая Купавна, ул. Кирова, 23.
E-mail: [email protected], тел. 524-09-15
Предложенный нами метод позволяет провести количественную оценку дегрануляции базофилов крови морской свинки и тестировать антиаллергическую активность биологически активных соединений in vitro. Постановка теста предполагает проведение следующих этапов: активная сенсибилизация животных, взятие крови из сердца морских свинок, постановка теста овальбумин (ОА)-индуцированной дегрануляции базофилов, окраска клеток альциановым синим и количественный цитологический анализ. С целью усиления реакции была использована схема многократной сенсибилизации животных ОА, приводящая к развитию системной базофилии и увеличению количества дегранулированных клеток в реакции ОА-индуци-рованной дегрануляции с 24-35% до 40-55%. В качестве референтного препарата был протестирован гидрокортизона геми-сукцинат, который проявил противоаллергическую активность в концентрации 0,5 х10-4 М, вызвав торможение ОА-индуциро-ванной дегрануляции базофилов in vitro на 71% и уменьшение ИД. Результаты исследования показали, что предложенный нами метод позволяет тестировать прямую противоаллергическую активность ХС in vitro с высокой частотой повторяемости результатов.
Ключевые слова: базофилы, ОА-индуцированная дегрануляция, гидрокортизон.
E. M. NOSEYKINA, A. E. KHVOSTOVA, T. I. LARINA, N. M. MITROKHIN
BASOPHILS OF THE GUINEA PIG AS A TEST SYSTEM FOR ESTIMATING ANTI-ALLERGIC ACTIVITY
OF CHEMICAL COMPOUNDS IN VITRO
The All-Russia centre of science on safety of biologically active substances,
Russia, 142450, Moscow region, Old Kupavna, street of Kirov, 23. E-mail: [email protected], tel. 524-09-15
The method are presented for measuring of the guinea pig blood basophil degranulation in vitro and anti-allergic activity for biologically active compounds testing in vitro. The following steps were performed in sequence: active sensitization, harvest blood from the heart of the guinea pigs, test for the ovalbumin (OA)-induced basophil degranulation, alcian blue staining and analysis. The assay was carried out by using of the Fuchs-Rosenthal chamber and microscoupe. Index of the degranulation cells (ID) was determined on smears of leukocytes. We used the ways for repeated daily sensitization of guinea pigs with OA which led to basophilia and increased the number of degranulating cells in test from 24-35% to 40-55%. Hydrocortisone in different concentration was tested. It was demonstrated the ID reduction and inhibition of OA-induced basophil degranulation in vitro to 71% with its concentration 0,5 х10-4 М. Results of the investigation suggest that proposed method allows to test direct anti-allergic activity of the chemical compounds in vitro with high frequency repeatability.
Key words: basophils, OA-induced degranulation, hydrocortisone.