Научная статья на тему 'Higton M. A. theology of higher education. Oxford university Press, 2012'

Higton M. A. theology of higher education. Oxford university Press, 2012 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Higton M. A. theology of higher education. Oxford university Press, 2012»

Higton М. A. Theology of Higher Education. N. Y.: Oxford University Press, 2012. 284 р.1

Несмотря на всеобъемлющее название издания «Теология высшего образования», которое обычно указывает на системное изложение базового предмета в формате учебника или ридера, данная книга представляет собой актуальное исследование, рефлексию на тему взаимосвязи университета и теологии, университета и Церкви в широком смысле слова. Более того, чтение самой книги говорит о явной претенциозности ее автора, заявке на способность держать ответ по сущностным вопросам университетской жизни и предложить другой взгляд на значимые события истории и проводимой сегодня политики высшего образования. Автор книги, молодой профессор богословия МайкХигтон, преподает в нескольких университетах Великобритании и одновременно является одним из лидеров междисциплинарного исследовательского проекта «Религия и идея исследовательского университета» в университете Кембриджа.

Как ни странно, но книга «Теология высшего образования» написана про «секулярные университеты», безразличные к какой-либо Церкви и к христианской теологии в качестве участника дискуссии о политике высшего образования. Написанный текст стал предложением поучаствовать в такой дискуссии о секуляризации университетов и высказать точку зрения ученого, вовлеченного в жизнь христианской Англиканской Церкви.

Книга актуальна и интересна по нескольким причинам. Во-первых, несмотря на описываемый контекст написания работы, связанный с критикой проводимой политики в высшем образовании в Великобритании и США, автор не занимается «критиканством». Серьезные изменения, которые происходят сегодня в университетах Западной Европы и США, усиливающие роль бюрократии и рыночных механизмов в высшем образовании, описываются многими учеными как трагедия и даже смерть университета. Они подталкивают к постановке вопросов, но часто не позволяют продвинуться дальше и предложить варианты конструктивной критики, а также возможных решений. Автор ставит задачу предложения такой критики с точки зрения христианской теологии и обоснования роли, которую должен играть университет в формировании студентов и преподавателей сегодня. Во-вторых, в книге вводится второй контекст, по отношению к которому выстраивается критика. Контекст, который связан с собственно христианской идеей университета, получившей свое воплощение в соответствующей работе кардинала Дж. Г. Ньюмена и реализацию в университете Дублина.

Формально книга состоит из введения, двух глав и заключения, хотя содержательно речь идет о двух больших частях, которые последовательно развивают линию аргументации автора о взаимосвязи университета и христианской теологии. Первая часть представляет собой критический анализ нескольких важ-

1 Рецензия на книгу выполнена в рамках обсуждения проекта «Гражданская миссия университетов в России (социальное значение образовательных институтов)», реализуемого при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант РГНФ № 12-33-01366.

ных сюжетов формирования Европейского университета как одного из двигателей секуляризации. Она построена на анализе источников по университетской истории, теологии и философии.

Первая глава посвящена вопросам создания Парижского университета и средневековой интеллектуальной жизни. Автор утверждает, что рациональность и разумность парижской интеллектуальной практики в Средние века не может рассматриваться в противовес религиозной жизни и духовному служению. Наоборот, Парижский университет представлял собой проект создания специфического морального сообщества. Он обосновывает свой тезис через описание возникновения так называемой самоуправляющейся академической гильдии, состоящей из клириков с особыми правами, посягавшими на сложившийся общественный порядок. Хигтон демонстрирует различные духовные практики, жизнь монашества, диспутов, показывая, как разум в средневековом университете становился дисциплиной духа. По сути, университетское образование представляло собой введение в практику христианской духовной жизни и обучение добродетели.

Вторая глава представляет собой описание проекта Берлинского университета, как места, в котором была реализована определенная научная идеология, которая, несмотря на очевидный уход в сторону секулярной науки, имела референции к христианскому видению науки как «свободного, мирного обмена (по аналогии с экономикой дара и принятия Тела Христова) и поиска» (с. 43). Начиная с описания кризиса и морального разложения немецкого университета в ХУП1 в., автор подробно рассматривает вопросы становления идеи университета Гумбольдта как источника новой морали, метафизики и политики университета, которые затем были перенесены в университеты США и Великобритании. Хигтон показывает определенную преемственность идеи средневекового и немецкого университета Гумбольдта, которая проявляется в тезисе о социальности (социабельности) знания, его производности от сообщества, разделяющего определенные принципы и мораль. Этот тезис является, по мнению автора, одним из ключевых в обсуждении проекта создания нового университета в Германии. Второй, не менее важный тезис касается университета как общественного (публичного) разума, который в проекте университета Гумбольдта должен был служить единству национального государства. Здесь автор подробно останавливается на статье И. Канта «Конфликт факультетов» и описывает устройство так называемой Республики писем, своеобразной сети коммуникации ученых, интеллектуалов эпохи Просвещения. Обсуждение функций «высших» и «низших» факультетов Канта и одновременно «частный» и «общественный «характер коммуникации профессоров» важны М. Хигтону для объяснения смысла идеи интеллектуальной свободы для ученых того времени, которая, казалось бы, не могла быть найдена через опекунство и авторитет Церкви. Поэтому происходит обращение к государству. Тем не менее, пишет автор, в основе этого процесса лежала богословская идея свободного общения, обмена и поиска, и, отворачиваясь от патронажа Церкви, ученые стремились сохранить этот христианский идеал. В дальнейшем автор книги предложит развитие данного тезиса, поскольку, с одной стороны, именно университет Гумбольдта стал поворотной точкой

для разделения Университета и Церкви, а с другой стороны, оставил возможность для их диалога.

Наконец, третья глава первой части книги обращается к идее университета Ньюмена, реализованной в католическом университете Дублина и, отчасти, отразившейся на протестантском университете Оксфорда. Хигтона не устраивает идея «эксклюзивности» католического университета для католиков, которая ведет к отделению религии и нравственного начала обучения и интеллектуальной практики. Несмотря на, казалось бы, реанимацию идеи христианского университета, М. Хигтон показывает, что она не способствует возможности коммуникации между церковным и светским в образовании, а значит, в обществе.

Первая часть книги заканчивается главой, которую автор считает «мостом» между идеями университетов и концепцией современного университета, в котором может присутствовать христианская теология. Он рассматривает ключевые работы теологов, историков и философов (Дж. Марсден, Дж. Соммервиль, Н. Уолтерсторф, А. Холмс), посвященные значению теологии и конфессионального университета, пытаясь продемонстрировать, что дискуссия, так или иначе, крутится вокруг нескольких идей и упирается в необходимость взаимодействия религиозного и светского.

Вторая часть книги посвящена вопросу о том, что такое благо (для) университета, который рассматривается, как утверждает М. Хигтон, с его «частной» богословской позиции англиканской теологии. Речь идет о необходимых элементах настоящего университета, в котором происходит диалог различных религиозных и секулярных традиций. Отчасти позиция автора заключается в том, что даже если современный университет — университет секулярный, то это не означает невозможности такого диалога и плюрализма традиций. Автор предлагает четыре концепции для обсуждения значения современного университета — университет добродетели (virtuous university), социальный, или социабельный, университет (sociable university), университет блага (good university) и университет переговоров (negotiable university). Данные концепции так или иначе отражают идеи, разбираемые автором в первой части книги, но здесь предлагается попытка операционального их представления, что, кстати, не всегда удается.

Первая концепция исходит из того факта, что университет никогда не являлся нейтральной институцией и всегда и везде служил той добродетели, которая ценилась Церковью, государством или определенным сообществом. Соответственно, возникает вопрос о том, как организовать такую возможность обучения интеллектуальной добродетели, и автор возвращается к идее ученичества как духовного совершенства, необходимости и готовности суждения, например о ценностях. Концепция социабельного университета исходит из идеи университета как морального сообщества и социальных условий формирования знания. Необходимо осмысление такого социального свободного обмена и поиска внутри университета между всеми его участниками. Третья концепция исходит из понимания университета как места обсуждения общего и общественного блага, которое не всегда сегодня возможно в секулярном университете, но становится возможным в процессе диалога секулярного и религиозного. Речь идет о том, что недостаточно просто обучить определенной добродетели и сформи-

ровать моральное сообщество, необходимо вовлечение внешнего мира в такую дискуссию и формирование экологии такого общественного обсуждения. Здесь, очевидно, возникают проблемные вопросы, связанные с аффилиацией университета и его зависимостью. Наконец, последняя концепция касается необходимости своеобразной беседы различных толкований и интерпретаций устройства жизни и значения высшего образования. Автор считает, что такое обсуждение возможно и должно быть построено, но для этого необходима внимательность к «голосам» и особенно аргументам разных традиций.

Книга «Теология высшего образования» безусловно заслуживает внимания широкой аудитории, так как в ней обсуждаются идеи и проблемы, актуальные для университетов и высшего образования во всем мире. Россия сегодня не является исключением. Скорее наоборот, она переживает последствия форсированной секуляризации, что, очевидно, отражается также на системе образования и науки. В этом смысле идея широкого обсуждения значения христианского университета для российского общества и образования могла бы стать продуктивной.

И. В. Павлюткин (НИУВШЭ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.