Научная статья на тему 'Миссия «Радикальной Ортодоксии» как богословская деконструкция понятия «секулярный»'

Миссия «Радикальной Ортодоксии» как богословская деконструкция понятия «секулярный» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
422
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссия «Радикальной Ортодоксии» как богословская деконструкция понятия «секулярный»»

Миссия «Радикальной Ортодоксии» как богословская деконструкция понятия «секулярный»

© А. В. Денисенко, 2012 Анатолий ДЕНИСЕНКО, УЕСБ, Пуща-Водица, Киев

Денисенко Анатолий, магистр богословия, преподаватель богословия в Украинской Евангельской Семинарии Богословия, студент философского факультета Киевского Национального Университета имени Тараса Шевченко.

Введение

«Перед тем как мы утратим себя и всецело сдадимся языку гигабайтов, оперативно запоминающимся устройствам (ОЗУ), кибер пространству, интернет-серфингу и т.д., радикальная ортодоксия напоминает нам, что был (и есть надежда, что еще существует) другой язык, который также имеет значение - Троица, Иисус, Единство Ипостаси, Воскресение, Церковь, Дух Святой, Сотворение exnihilo, Пресуществление»[1]

Сегодня все чаще и чаще на постсоветском пространстве слышны разговоры, как среди светских философов, так и среди представителей христианского богословия, о так называемой «Радикальной Ортодоксии»[2] (далее по тексту РО) и ее основателе, профессоре этики Ноттингемского университета, известном англиканском богослове Джоне Милбанке (John Milbank).[3] РО, зародив-

[1] «Before we are lost and given over to the language of gigabytes, ram, cyber, net-surfing, etc., radical orthodoxy reminds us that there was (and hopefully still is) another language that matters - Trinity, Jesus, huposta-sic union, resurection, church, Holy Spirit, creatio ex nihilo, transubstan-tiation». Взято из: D. Stephen Long. Radical Orthodoxy. // K. Vanhoozer (ed.) The Cambridge companion to Postmodern Theology. - Cambridge: Cambridge University Press 2003. - P. 134. Оригинальный текст находится в: Graham Ward. Introduction, or A Guide to Theological Thinking in Cyberspace. // Graham Ward (ed.) The Postmodern God. A Theological Reader. - Oxford: Blackwell Publisher, 1997. - P. xvii.

[2] Один из последних сборников представителей Радикальной Ортодоксии: Milbank John; Oliver Simon (editors) The Radical Orthodoxy Reader. London, New York: Routledge, 2009.

[3] На данный момент русскоязычному читателю доступны несколько переводов Милбанка, осуществленных преподавателем кафедры философии и культуролог Российского государственного медицинского университета Дмитрием Узланером. Милбанк Джон. «Политическая теология и новая политика». 33-54. // Логос 4 (67) 2008. Химки: Момент, 2008. Милбанк Джон. «Материализм и трансцендентность». 206-245. // Логос 3 (82) 2011. Москва: Наука, 2011. Также яркими представителями РО считаются: Грэм Ворд / Graham Ward (1955-), одна из последних книг которого называется: The Politics of Discipleship. Becoming Postmaterial Citizens. Grand Rapids: Maker Books, 2009 и

шаяся, прежде всего, как проект Кембриджского Университета, очень быстро стала одним из самых важных богословских течений в Великобритании и даже приобрела своих сторонников в Соединенных Штатах Америки. РО -это экуменическое движение, разработкам которого симпатизируют не только в среде Англиканской Церкви, но и среди католиков, православных и таких представителей протестантизма, как баптисты, методисты и менониты. РО очень близка к другим современным тенденциям, которые можно образно обозначить как «пост-секулярное богословие». Представителями такого (критического) богословия являются: Йельская школа / Yale Divinity School (Ганс Фрей / Hans Wilhelm Frei (1922-1988), Джордж Линдбек / George Arthur Lindbeck (1923-)), Радикальные Традиции / Radical Traditions Дюк-ского Университета / Duke University и многие другие.[4] Очень близкими «по духу», теми, с кем РО по пути, могут выступать богословы, вовлеченные в социальные и политические вопросы, занимающиеся критической теорией и метафизикой. По своим воззрениям представители РО находятся ближе к религиозной теологии и философии континентальной Европы XX столетия. Среди богословов XX столетия она проявляет симпатию к учению Ханса Урса фон Бальтазара / Hans Ursvon Balthasar (1905-1988),[5] Анри де Любака / Henride Lubac (1896-1991),[6] а также к другим представителям «новой теологии». По мнению большинства богословов, Манифестом РО выступает книга Милбанка «Теология и социальная теория»,[7] которая в данный момент переводится на русский язык российскими философами Дмитрием Узланером и Александром Кырлежевым и в скором времени будет доступна читателю, владеющему русским языком.[8]

Катерина Пиксток / Cathrrine Pickstock, которая является автором книги After Writing: On the Liturgical Consummation of Philosophy. Oxford: Blackwell, 1997, которые вместе с Милбанком являются редакторами сборника книг под общим названием: «Серия Радикальная Ортодоксия» / «Radical Orthodoxy Series».

[4] Smith, K.A. James. Introduction to Radical Orthodoxy. Mapping a Post-secular Theology.

- Grand Rapids: Baker Academic. - C. 41.

[5] Ханс Урс фон Бальтазар - швейцарский кардинал, католический теолог и священник. Русскоязычному читателю известен такими работами как: Бальтазар, Ганс Урс фон. Верую. Кто такой христианин? - М.: ББИ, 2007.; Бальтазар, Ганс Урс фон. Истина сим-фонична. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009.; Бальтазар, Ганс Урс фон. Пасхальная тайна. - М.: ББИ, 2006.; Бальтазар, Ганс Урс фон. Сердце мира.

- М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006 Бальтазар, Ганс Урс фон. Созерцательная молитва. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004.;

Бальтазар, Ганс Урс фон. Теология истории. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006., и др.

[6] Анри де Любак - французский католический теолог, представитель новой теологии (Nouvelle theologie). На русском языке изданы: Любак, Анри де. Парадокс и тайна церкви. - Милан: Христианская Россия, 1993; Анри де Любак. Католичество. Социальные аспекты. Милан: Христианская Россия, 1992.; Любак, Анри де. Мысли о церкви. -Милан: Христианская Россия, 1994; Любак, Анри де. Драма атеистического гуманизма. Милан: Христианская Россия, 1997.

[7] Первое издание: Milbank John. Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason. -Oxford; Cambridge: Blackwell, 1990. Второе издание этой книги: Milbank John. Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason. 2 edition. Oxford; Cambridge: Blackwell, 2006.

[8] Больше информации о предстоящем русском переводе книги Милбанка можно найти в: Александр Кырлежев. «Джон Милбанк: разум по ту сторону секулярного». 28-32. // Логос 4 (67) 2008. - Химки: Момент, 2008.

По словам одного из российских исследователей РО Даниила Щипкова, в тот момент, когда богословие поняло, что оно уже не способно дать «адекватный ответ на происходящие процессы в современном обществе, политике и экономике», оно оказалось в тупике.[9] Согласно общепринятому мнению интеллектуального мейнстрима, современный человек является гражданином секулярного общества. Однако существует и другая точка зрения, которую интеллектуальное большинство не поддерживает. Она говорит о том, что современный человек, если еще не находится в постсекулярном общественном пространстве, то уж точно живет в «эпоху» перехода от секуляр-ной парадигмы к постсекулярной ситуации. Если согласиться с общепринятой (первой) точкой зрения, то такая ситуация приводит к тому, что, с одной стороны, обязательно должен существовать процесс адаптации теологии к секулярному пространству, а, с другой стороны, эта точка зрения подразумевает под собой обязательное наличие конфронтации между религией и секулярной (рациональной) мыслью.[101 Если же принять во внимание вторую точку зрения, то тогда сразу же возникает вопрос, какой будет задача или миссия христианской церкви в таком обществе. Как по мне, то такое движение как РО является самым удачным проектом, который отвечает на вызов уходящего секулярного общества, делая, в свою очередь, пост-секулярное пространство таким местом, где религия и христианство чувствуют себя в «своей тарелке», а искусственный конфликт между религиозным и светским снимается.

1. Джон Милбанк и «Радикальная Ортодоксия» 1.1. Джон Милбанк

Говорить о РО, не сказав при этом ни слова о духовном и интеллектуальном пути её идеологического вдохновителя Джона Милбанка, было бы не совсем правильным. Поэтому стоит остановиться на основных жизненных моментах этой незаурядной личности, которые являются существенными для его становления как одного ведущих современных богословов. Интерес к биографии Милбанка подогревается еще и тем, что ниже приводится, наверное, единственный текст о его жизненных периодах на русском языке, который сегодня доступен исследователю постсоветского пространства.1111

[9] Щипков Даниил. «Радикальная Ортодоксия»: Критический анализ (http:// www.dissercat.com/content/radikalnaya-ortodoksiya-kriticheskii-analiz). Либо смотри: Щипков Д. А. «Радикальная ортодоксия» -нова английская теология // Религиоведение. 2003. № 4. Кроме хорошего исследования Щипков в своей диссертации приводит обширную библиографию по Радикальной Ортодоксии, которая будет полезна всякому интересующемуся данной темой.

[1°] Кырлежев Александр. Джон Милбанк: разум по ту сторону секулярного // Логос # 4 (67) 2008. - C. 29

[11] Основная часть данного пункта работы является моим переводом английского текста магистерской диссертации моего македонского коллеги Игоря Димовски: DimovskyIgor. A critical Review o Notion of Violence in the Theories of Atonement of Rene Girard and John Milbank: Toward a Contemporary Theory of Atonement. Osijek: ETF, 2006. Работа, предоставленная на соискание магистерской

Джон Милбанк родился в Кингс Ленгли (Kings Langley), деревушке на севере Лондона, в 1952 в семье школьных учителей. Ранний религиозный опыт Джон приобрел благодаря своим родителям, методистским евангеликам, которые принадлежат традиции Британского движения святости.[12] Еще будучи ребенком, ему нравилось читать Библию, особенно так называемые «кровавые» отрывки Ветхого Завета и Евангелие от Иоанна. Кроме Библейских историй он слышал от отца рассказы о платоновских формах. Можно сказать, что Милбанк был книжным «червем» еще с юности. С подросткового возраста он с особым интересом читал не только Библию, но также и Чарльза Вильямса (Charles Williams), Уильяма Блейка (William Blake) и Т. С. Эллиота (T. S. Eliot).

В начале 1970-х Милбанк поступает в Королевский Колледж (Queen's College) при Оксфордском Университете для изучения истории. Этот опыт, как он говорил, был для него сочень отрицательным, кроме, конечно же, курса введения в континентальную философию, которая была важной для его дальнейшего развития как мыслителя. Именно на протяжении этого периода он стал частью англиканской церкви, будучи увлечен ее сакраментальной и интеллектуальной жизнью.

После двухлетних скитаний и подработок в Европе и США он поступает в Весткотт Хаус (Westcott House), что в Кембридже, и оставался там на протяжении трех лет, имея цель более тесно познакомиться с богословской и интеллектуальной традицией христианской веры. Здесь Роуэн Уильямс (Rowan Williams) оказал основное влияние на Милбанка, введя его в мир написанного Отцами Церкви. Работы Августина и Фомы Аквинского станут основой для богословия Милбанка.

По причине низких оценок в Оксфорде Джон не смог получить возможность сдать выпускные экзамены по богословию, поэтому он провел следующие два года, читая книги в библиотеке Британского музея. В итоге он был допущен в Бирмингемский Университет для того, чтобы писать докторскую диссертацию по философии на тему религиозных мотивов в работах Джан-баттиста Вико (Gianbattista Vico).[13]

После двух лет, проведенных в Бирмингеме, он прервал обучение на докторской программе по причине временной преподавательской позиции в Университете Ланкастера (Lancaster University). Годы, проведенные там, можно считать очень плодотворными. В течении своей работы в Ланкастере он, неся огромную преподавательскую ответственность, закончил свою док-

степени по богословию в Евангельской Теологической Семинарии, Осиек, Хорватия. Июнь, 2006. Перевод осуществлен с разрешения автора.

[12] В данный момент Милбанк принадлежит к Англиканской Церкви (а в ее рамках - к англо-католической (кафолической) традиции). Англо-католическая традиция (Высокая Церковь Англии) своими корнями восхо-

дит к традиции, которая берет свое начало от Оксфордского Движения, возглавляемое в свое время Джоном Ньюманом (1801-1890) и в последствии ставший католическим кардиналом. Больше информации в: Щипков, 15-16.

[13] MilbankJohn. The Religious Dimension in the Thought of Giambattista Vico 1668-1744, 2 vols. Lewiston, NY: The Edwin Mellen Press, 1991-2.

торскую по Вико и написал свою наиважнейшую работу «Теология и Социальная Теория» («Theology and Social Theory»), благодаря которой он получил признание как мыслитель и заставил считаться со своим мнением.

В 1991 году Милбанк получил свою первую постоянную должность преподавателя на факультете богословских наук в Кембриджском Университете (Faculty of Divinity). Именно здесь, в Кембридже, он стал лидером нового движения, которое взяло название «Радикальная Ортодоксия» ("Radical Orthodoxy"). В начале 1999 года Милбанк со своей семьей перебрался в Соединенные Штаты Америки, где занял должность профессора философской теологии в Университете Вирджинии (University of Virginia). После пяти лет, проведенных в этом университете, он вернулся в Великобританию, где он стал преподавать в Университете Ноттингема (University of Nottingham).

В данный момент Милбанк является известным теологом, профессором религии, политики и этики в Ноттингменском университет (Англия), главой Центра теологии и философии при этом же университете, а также идеологом «христианского социализма».1141 Он также является автором таких работ как: Theology and Social Theory (1990, 2006), The Religious Dimensionin the Thought of Giambattista Vico: 1668-1744: Language, Lawand History (1993), The Word Made Strange (1997),[15] Truthin Aquinas (в соавторстве) (2000), Being Reconciled: Ontology and Pardon (2003),[16] The Suspended Middle: Henride Lubac and the Debateconcerning the Supernatural (2005),[17] The Legend of Death: Two Poetic Sequences (2008),[18] The Monstrosity of Christ: Paradoxor Dialectic? (в соавторстве) (2009),[19] The Future of Love: Essays in Political Theology (2009),[20] Paul's New Moment: Continental Philosophy and the Future of Christian Theology (в соавторстве) (2010).[211

1.2. Радикальная Ортодоксия

Итак, кратко рассмотрев основные жизненные этапы, сформировавшие Милбанка как одного из ведущих богослов современности, перейдем непосредственно к самой Радикальной Ортодоксии. Сразу хотелось бы оговориться, что РО[22] не стоит путать с понятием Восточной Ортодоксии (Eastern Orthodoxy), то есть православием. Конечно же, Милбанк и остальные представители РО симпатизируют Григорию Нисскому и другим восточным отцам церкви, а основное место в богословии РО отводится возвращению

[14] Centre of Philosophy and Theology (http:// theologyphilosophycentre.co.uk/).

[15] MilbankJohn. Word Made Strange. Theology, Language Culture.- Oxford: Blackwell, 1997.

[16] MilbankJohn. Being Reconciled: Ontology and Pardon.-London, New York: Routledge, 2003.

[17] Milbank John. The Suspended Middle: Henri

de Lubac and the Debate concerning the Super-

natural. - Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Pub-

lishing Company, 2005.

[18l Milbank John. The Legend of Death: Two

Poetic Sequences. Eugene, Cascade Books, 2008.

[19] Zizek Slavoj, Milbank John, Creston Davis (editors). The Monstrosity of Christ: Paradox or Dialectic? - Cambridge: The MIT Press. 2009.

[20] Milbank John. The Future of Love: Essays in Political Theology. - Eugene: Cascade Books, 2009.

[21] Milbank John; Zizek Slavoj, Creston Davis (editors).Paul's New Moment: Continental Philosophy and the Future of Christian Theology. - Grand Rapids: Brazos Press, 2010.

[22] Одно из значений английского слова "orthodoxy" - православие.

«к корням патристики и средневековья», но скорее не к восточным корням, а к западным, например, «к августиновской концепции знания как божественного озарения».[23] Примечательно, что с самого начала своего существования проект даже именовался как «посмодернистическое критическое авгус-тианство» (postmodern critical Augustianism).[24] Так, например, Орися Гачко из Украинского Католического Университета (Львов), написавшая рецензию на книгу Джеймса Смита,[25] переводит английское «radical orthodoxy» как «радикальное православие», но такой перевод не только является не корректным, а и меняет всю суть последней главы книги Смита. То, что речь идет вовсе не о православии, подтверждается хотя бы тем, что Смит написал книгу о Радикальной Ортодоксии, а также был редактором еще одной.[26] Также не стоит сводить проект РО к идеям довольно таки известного православного богослова американского происхождения Девида Бентли Харта, который, основываясь на тексте Писания и на работах Отцов церкви, показывает эстетический выход из бесконечного постмодернистического лабиринта.[27] Слово «ортодоксия» в данном случае необходимо понимать как посвященность традиционным исповеданиям христианской веры. Одним из наглядных примеров может служить политическое самосознание Милбанка:

«Я верю в экономическое равенство и демократию, но одновременно и в объективность истины и добродетели, в вознаграждение и поощрение добродетельных, а также в то, что добродетель должна корениться в традиции. Я одновременно и радикален, и консервативен, равно как и одновременно радикален и ортодоксален. Однако особый упор я делаю именно на радикальности - на единстве всего мистического тела Христова».[28]

Итак, быть радикально ортодоксальным для Милбанка означает быть радикально традиционным.[29] По этой причине одно из значений термина «Радикальная Ортодоксия» - это разработка проекта по построению христианской альтернативы секуляризму с использованием достижений до-модерного и постмодерного мышления и практик с выделением позитивных идей и в модерной мысли.

Как уже было сказано выше, Радикальная Ортодоксия - это наглядный показатель перемен, которые наблюдаются с начала 90-x годов XX ст. в британской теологии и религиозной философии. Эти перемены стоит понимать

[231 Щипков. - C. 11.

[24] Milbank John. «Postmodern Critical Augustianism: A short Summa in Forty-two Responses to Unasked Questions» // Modern Theology, 7:3 (April, 1991). - C. 237.

[25] Гачко Орися. James K. A. Smith. Who is afraid of Postmodernism? Taking Derrida, Lyotard and Foucault to Church. Grand Rapids: Baker Academic, 2006 (http://philosophy. ucu.edu.ua/content.php?id=642&lng=UA).

[26] Smith, James K. A. Introducing Radical Orthodoxy: Mapping a Post-secular Theology. Baker Academic. 2004. James K. Smith. Radical

Orthodoxy and the Reformed Tradition: Creation, Covenant, and Participation. Baker Academic&Brazos Press. 2005.

[27] Харт Дэвид. Красота бесконечного. Эстетика христианской истины. - Москва: ББИ, 2010.

[28] Милбанк Джон. Секулярность имеет тоталитарные наклонности. Беседа Джона Милбанка и Дмитрия Узланера. (http://russ.ru/ Mirovaya-povestka/Sekulyarnost-imeet-totalitarnye-naklonnosti)

[29]Milbank.Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason. 2 edition. - P. xxx.

как отход от аналитической традиции и поворот к континентальной Европейской мысли XX столетия.1301 Таким образом, РО представляет собой новый теологический проект, созданный группой теологов, выдвигающих новые общие методологические и идеологические основания своих своеобразных концепций. Движение характеризует явная критичность по отношению к современному миру с его секулярной культурой, философией, социально-политическими практиками, а также страстное желание теологизировать различные формы современного дискурса.[31] Итак, новая«ситуация», в которой оказалась Церковь со своей теологией, предполагает формирование новых подходов к старым вопросам, чем, в принципе, и занимается РО.

Методология РО начинается с критики модерна как несостоявшегося проекта, который был одержим секулярной теорией. Известно, что процесс секуляризации начался в странах христианского Запада.[32] Так, например, социологи Питер Бергер / Peter Berger (1929-) и Томас Лукман / Thomas Luckmann (1927-), публиковавшиеся в 60-е года XX столетия, считали, что секуляризация является всеобщей социальной тенденцией.1331 Термин секу-лярный, или светский, в западном представлении понимался как отделенный от повествований и практик христианской веры.[34] Секуляризация подразумевала под собой процесс освобождения социума от религии.

Однако, что же повлияло на становление «секулярного разума» эпохи модерна? Здесь стоит сказать несколько слов о самом модерне как эпохе, в которой светское сознание (светская культура) заявила о собственной автономии. Толчком к этому было развитие естественных наук, демократических политических институтов, культурного плюрализма. Выражаясь энциклопедическим языком, модерн - это «теоретическая модель семантических и аксиологических трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриального общества».1351 Проще говоря, модернизм - это сдвиг в развитии социальности, параллельно с чем шло формирование промышленного уклада.[36]

С одной стороны, Милбанк считает неправильным соглашаться на правила игры, предложенные секулярными идеями и секулярными процессами, как будто они являются естественными и природными. Это именно та ошибка, которую допустили либеральные богословы. С другой стороны, ошибку допускают и консервативно настроенные современные богословы, которые смотрят сверху вниз на светское, однако умалчивают при этом обо всех тех изменениях, которые Библия и ее учение претерпели на протяжении истории. Согласно Милбанку, консерваторы являются таким же продуктом эпохи модерна, как и либералы. И те, и другие все еще считают, что суще-

I301 Щипков. - С. 8.

[31] Там же. - С. 7.

[32] Неклесса Александр. Пришествие постсе-кулярного мира. (http://russ.ru/pole/ Prishestvie-postsekulyarnogo-mira)

[33] Угринович Д. М. Секуляризация. 306-307. // Современная Западная социология. Словарь. М.: Издательство политической литературы,

1990. - С. 426.

[34] Shakespeare Stephen. Radical Orthodoxy. A critical introduction - London: Ashford Colour Press 2007. - C. 7.

[35] Можейко М. А. Модернизации концепция. 475-478. // Пост-модернизм. Эниклопедия. Минск: Интер Сервис, 2001.

[36] Там же. - С. 475.

ствует такое понятие как светскость/секулярность. Консерваторы, отбрасывая культурную и историческую традицию, стремятся к чистому, вечному источнику истины. Радикальная Ортодоксия же считает, что как культурные особенности того времени, так и исторический контекст необходимо принимать с большой серьезностью. Поэтому ни библейский фундаментализм, ни экстремальные формы христианских доктрин той или иной конгрегации не помогут нам сегодня. С одной стороны, проблема библейского фундаментализма заключается в авторитаризме, а с другой стороны - в том, что его представители пытаются говорить к миру, обращаясь к нему как-бы извне.[37] Однако поворот от консервативного авторитаризма не стоит понимать превратно. Радикальная Ортодоксия в этом плане не является компромиссом, скорее она представляет собой оппозицию в отношении к так называемой современной секулярной ситуации, не разыгрывая при этом консервативную карту.[38]

В попытке деконструировать «секулярное» представители РО обращаются к критике постмодернизма. Не сомневаюсь, что у большинства читателей данной работы есть свое понимание постмодернизма, которое чаще всего является узким и поверхностным, связанным обычно с релятивизмом или аг-ностицизмом.[39] Постмодернизм не стоит понимать как отрицание имеющих универсальное значение ценностей. Это также не деконструкция всего и вся неизвестно зачем. Постмодернизм полезен тем, что говорит об обретении индивидом новой субстанциональной роли в технотронную эру, а также об институциональном совершенствовании современной цивилизации, эту роль обеспечивающем и конституирующем.[40] Однако РО видит выход, опять-таки, не просто в пре-модерне или в постмодерне. Представители РО, находясь в оппозиции к модерну, не отвергают его полностью, пытаются реабилитировать его, найдя и в нем позитивные, христианские ценности. Используя «логику» постмодерна, проект Милбанка противостоит всего лишь секулярной версии модерна.[41]

К становлению философии постмодерна, которую я здесь связываю с именами Мишеля Фуко / Michel Foucault (1926-1984), Жака Деррида / Jacques Derrida (1930-2004), Жиля Делёза / Gilles Deleuze (1925-1995) ну и Жана Франсуа Лиотара / Jean-Francois Lyotard (1924-1998), конечно, были при-частны экзистенциализм1421 и феноменология (в середине 1950-х),[43] в конце 1950-х - начале 1960-х наблюдается оживленный интерес к марксизму, а в

[37] Shakespeare. - Р. 8.

!381 Ibid.

[39] Денисенко Анатолий. Кто (все еще) напуган «постмодернизмом»? 155-170. // Форум 20. Материалы к дискуссиям. Киев: ДУХ I Л1ТЕРА. 2011.

[40] Карцев Игорь. Жиль Делёз. Введение в постмодернизм. - Москва: ОГНИ ТД, 2005. - С. 5.

[41] Больше информации в: MilbankJohn. «The Programme of Radical Orthodoxy» // Laurence P.

Hemming, (ed.) Radical Orthodoxy? A Catholic

Enquiry. - Burlington, VT: Ashgate, 2000. - С. 45.

[42]Сартр Жан Поль. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - Москва: Республика, 2000. - С. 635.

[43] Феноменология - это учение про феномены (про то, что себя показывает). Основными представителями, прежде всего, являются, конечно же, представители немецкой школы Эдмунд Гуссерль и его ученик Мартин Хайдеггер. Гуссерль Эдмунд. Логические исследования. Исследования по феноменологии и теории познания // Эдмунд Гуссерль Собрание сочинений под общей редакцией Молчанова В. И.

1960-х на сцену выходит структурализм.1441 1960-1970-е гг. считаются зарождением и утверждением французского постмодерниз.[45] Философы французского постмодернизма, прежде всего, выражали свое недоверие истории, считая, что вся классическая философия (ХУ11-Х1Х столетия) была «выражением воли к власти».[46] Постмодернисты через исторический нигилизм пытаются ниспровергнуть рационализм, который, по их мнению, лежит в основании всех тоталитарных режимов. Тем самым философия эпохи Просвещения рассматривается ими как «всестороннее идеологическое обоснование террора», точкой кипения которого была Французская Революция (1789-1794).[47] Это ведет к идеологии «антиистории» (конца истории), о котором, впоследствии, говорил Френсис Фукуяма.[48] Используя «язык» постмодерна, Милбанк также беспристрастен в своём обличении и самого постмодернизма, отождествляя преобладающие дискурсы постмодернистской мысли как вариант «онтологии насилия», и единую «нигилистическую фи-лософию».[491 Итак, для тех, кто еще находится среди секулярных иллюзий, представители РО видят выход, прежде всего, не в возвращении к премо-дерну, и не в обращении к постмодерну, а в том, чтобы через нахождение в оппозиции к модерну, через критику постмодерна спасти этот самый модерн.

2. Миссия «Радикальной Ортодоксии» как богословская деконструкция понятия «секулярный»

Давая интервью Дмитрию Узланеру, Джон Милбанк поясняет, что истощение секулярных идеологий привело к повышенному интересу к религиям.1501

Том III (1). - Москва: Дом интеллектуальной книги, 2001; Хайдеггер Мартин. Основные проблемы феноменологии. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. Во Франции феноменология связана с такими авторами, как: Мерло-Понти Морис. Феноменология восприятия. - Санкт-Петербург: Ювента, 1999. и Лиотар Жан-Франсуа. Феноменология. -Санкт-Петербург: Алетеяй, 2001. [441 Вдохновителем (рождения) структурализма был Фернанд де Соссюр (1857-1913) швейцарский лингвист, который и заложил основы семиологии и структурной лингвистики и стоял у истоков Женевской лингвистической школы. Более конкретней оформился в работах Клода Леви-Стросса (1908-2009), Ролана Барт (1915-1980), Жана Лакана (1901-1981), Луи Альтюссера (1918-1990). [45] В анго-американском мире постмодернизм связан с именем Фредерика Джеймисона (1934-). Джеймисон Фредерик. Постмодернизм, або лопка культури тздньго каштатз-му. -Кшв: КУРС, 2008. По данной теме стоит посоветовать книгу, рассматривающую генезис, становление, а также последствия такого понятия, как «постмодерн»: Андерсон Перри.

Истоки Постмодерна. - Москва: Территория будущего, 2011. 1461 Карцев. - С. 15.

[471 Относительно вопроса французской революции смотри работу Ханны Арендт, которая совсем недавно появилась на русском языке. Ханна Арендт. О революции. - Москва: Европа, 2011.

[481 Карцев, 15. Фукуяма Френсис. Конец истории и последний человек. - Москва: АСТ, 2005. [491 Харт, 54.

[501 Милбанк Джон. «Секулярность имеет тоталитарные наклонности. Беседа Джона Милбанка и Дмитрия Узланера» (http://russ.ru/ Mirovaya-povestka/Sekulyarnost-imeet-totalitarnye-naklonnosti). Так, например можно видеть проявление невиданного интереса к христианству в кругу таких современных европейских философов, марксистов/материалистов как Славой Жижек, Джанни Ватти-мо и Терри Иглтон. Ваттимо Джаннни. После христианства. - Москва: Три квадрата, 2007. 171; Ваттимо Джанни. «Верю, что я верю» (http://xz.gif.ru/numbers/63/vattimo/); Жижек Славой. Хрупкий абсолют, или почему стоит бороться за христианское наследие.

Если секулярные государства не терпели религию, так как «секулярное имеет тоталитарные наклонности», то постсекулярное встречает любое проявление религии с распростертыми объятиями, что, в свою очередь, открывает двери новым возможностям христианства. По словам Милбанка, РО оказалась гораздо удачливей всех прочих теологических движений Великобритании в том, что касается проникновения в публичное пространство. Сегодня РО все больше проникает в средства массовой информации, в культуру, церковь и политику.1511 РО не предлагает нам премодерн, а указывает на альтернативную версию модерна.[52]

Представители Радикальной Ортодоксии пытаются сделать ревизию практически всех сфер человеческого бытия. Именно поэтому в одном из сборников РО представляется как всеохватывающий проект, который в терминах Троицы, христологии, церкви и евхаристии рассуждает о таких темах, как эстетика, политика, секс, индивидуальность, тело, космос.[53] РО призывает христиан опираться не на чуждые им светские философии, но на свое собственное вероучение и вытекающую из него традицию мышления.1541 Миссия РО в том, чтобы преодолеть пафос современной теологии и восстановить в терминах постмодерна возможность существования теологии как ме-тадискурса.[55] Богословская задача, стоящая перед христианством, заключается в том, чтобы «стремиться пересмотреть частные культурные сферы в богословской перспективе, которую все они считают единственной ненигилистической перспективой и единственной перспективой, способной удержать конечную реальность».1561 Эту цель также можно рассматривать как построение и возрождение сообщества, которое называется Церковью,1571 причем само христианство должно мыслить себя как метадискурс.[58]

Выступая в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете 13 мая 2011 года, Джон Милбанк сказал, что«наиболее поразительные наблюдения современной ситуации в теологии по сравнению с картиной двадцатипятилетней давности заключается в том, что актуальны и обсуждаемы сейчас имена не столько Барта, Бонхёффера, Мольтмана и Ранера, сколько св. Павла, св. Григория Нисского, св. Максима Исповедника, блаж. Августина, Ансельма, Бонавентуры, Фомы Аквинского, Дунса Скотта, Николая

- Москва: Художественный журнал, 2003.; ZizekSlavoj. On believe. -London, New York: Routledge, 2001. EagletonTerry. Reason, Faith, and Revolution Reflections on the God Debate.-New Haven; London: Yale University Press, 2009.

[51] Милбанк Джон. «Секулярность имеет тоталитарные наклонности. Беседа Джона Мил-банка и Дмитрия Узланера» (http://russ.ru/ Mirovaya-povestka/Sekulyarnost-imeet-totalitarnye-naklonnosti).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[52] Dimovski. - P. 66.

[53] Milbank John; Pickstock Catherine; Ward Graham. Radical Orthodoxy. A new theology.-London, New York: Routledge, 1999.

[54] Милбанк Джон. «Секулярность имеет то-

талитарные наклонности. Беседа Джона Мил-банка и Дмитрия Узланера»

[55] Кырлежев. Джон Милбанк: разум по ту сторону секулярного. - С. 30.

[56] Мартинез Хавьер. «По ту сторону секу-лярного разума» //Кырлежев А. (редактор) Православное богословие и запад в XX веке. История встречи. Материалы международной конференции Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви и итальянского Фонда «Христианская Россия» - Москва: Духовная Библиотека, 2006. - С. 38.

[571 Там же. - С. 41. [581 Там же. - С. 20.

Кузанского, и даже Каэтана».[591 Однако это не просто попытка вернуться к преданию, а желание заново открыть смысл и значение христианской традиции для человеческой жизни по ту сторону дуалистических или иных фраг-ментирующих извращений, к которым привели секулярный разум и различные версии светской интерпретации христианства.!601

В то время когда богословский мир обеспокоен спасением секулярного гуманизма, боясь утратить исходную точку богословия, восстановлением доверия к библейскому фундаментализму, так как, якобы, именно он дает возможность существования тем же доказательствам Бога, представители РО занимаются деконструкцией светского гуманизма и фундаментализма. Именно их деконструкция дает хорошую возможность для богословия быть мета-дискурсом. По мнению Милбанка, самой большой ошибкой философии есть то, что философы однажды позволили свободно существовать тому, что (с богословской точки зрения) не должно было существовать вообще - «идее секулярной автономии».[611

Представители РО считают, что было бы некорректным отводить теологии определенное место или область в системе наук. Теология - это не одна наука среди многих, она - основание всех начал, все остальные зависят от нее как от основоположницы и источника.!621 Милбанк и другие представители РО усердно настаивают на радикальном возврате теологии в общественную сферу (public domain). Они говорят о том, что отныне христианство будет характеризоваться отходом от навязанного эпохой модерна дуализма (природа-благодать; материя-дух), тем самым провозглашая тезис: «было время, когда никакого «светского» (секулярного) не существовало».!631 Итак, миссия РО - это «деконструкция современной светской социальной теории с позиций того мировоззрения, с которым эта теория находится в противоречии: в нашем случае это христианство».!641

[59] «13 мая в ПСТГУ выступил профессор этики Ноттингемского университета, известный англиканский богослов и основатель движения радикальная ортодоксия Джон Милбанк». Православная книга России (http:// pravkniga.ru/news.html?id=8001)

[6°] Мартинез. - С. 31.

[611 Джон Милбэнк о «радикальной ортодоксии» (http://www.youtube.com/watch?v=

CRt_CHXuU-8HYPERLINK

«http://www.youtube.com/watch?v=CRt_

CHXuU-8&list=FLN86fDlVex_ ZkSs03ekc2kg &index=12&feature=plpp_video)»&HYPERLINK «http://www.youtube.com/watch?v=CRt_ CHXuU-8&list=FLN86fDlVex_ ZkSs03ekc2kg &index=12&feature = plpp_video)»list = FLN86fDlVex_ZkSs03ekc2kg HYPERLINK «http://www.youtube.com/watch?v=CRt_ CHXuU-8&list=FLN86fDlVex_ ZkSs03ekc2kg &index=12&feature=plpp_video)»&HYPERLINK

«http://www.youtube.com/watch?v=CRt_ CHXuU-8&list=FLN86fDlVex_ ZkSs03ekc2kg &index=12&feature=plpp_video)»index= 12HYPERLINK

«http://www.youtube.com/watch?v=CRt_ CHXuU-8&list=FLN86fDlVex_ ZkSs03ekc2kg &index=12&feature=plpp_video)»&HYPERLINK «http://www.youtube.com/watch?v=CRt_ CHXuU-8&list= FLN86fDlVex_ZkSs03ekc2kg &index=12 &feature=plpp_video)»feature= plpp_video)

[62] MilbankJohn. Foreword // James K.A. Smith. Introducing Radical Orthodoxy. Mapping a Post-secular Theology.-Р. 13.

[63] Milbank John. Postmodern Critical Augus-tianism: A short Summa in Forty-two Responses to Unasked Questions // Ward Graham (ed.) The postmodern God. A Theological Reader. -Oxford: Blackwell Publisher, 1997. - Р. 270

t64l Milbank.Social Theory. - P. 1.

Заключение

Будучи в Москве и выступая в рамках научно-методологического семинара «Богословие в системе научного знания», Джон Милбанк отметил, что современным богословам сегодня приходится противостоять подъему воинствующего атеизма, а также противодействовать приобретающей враждебность секулярности. Светская культура все больше и больше отказывается от уважения к христианским ценностям и убеждениям.1651 Христианам, в свою очередь, становится все сложнее осуществлять свою миссию в этом мире. Радикальная Ортодоксия предлагает выход из сложившейся ситуации в том (используя терминологию Деррида),чтобы провести деконструкцию самого понятия «секулярный».

Я считаю, что современным богословам сегодня необходимо равняться на ту миссию, которую поставили перед собой представители РО. Она заключается в том, чтобы «вернуть» Бога туда, откуда Он был искусственно «вытеснен».[661 Даже такой закоренелый материалист как Славой Жижек считает, что пришло время перефразировать тезис Вальтера Беньямина, который гласит: «Выигрыш всегда обеспечен кукле, называемой «исторический материализм»».1671 Он должен звучать таким образом: «Выигрыш всегда обеспечен кукле, называемой «теология»».1681 По мнению Дмитрия Узланера, само постсекулярное общество создает все условия для возвращения религии в публичное пространство.1691 Однако «говорить о переходе к постсекулярной эпохе можно только по завершении эпохи секулярной, то есть периода, когда секулярное боролось с религиозным, выступая при этом в форме квазирелигиозного».[701

Проведя генеалогические исследования, или «археологию», понятий и идей, вскрыв и деконструировав процесс формирования одного основополагающих концептов современной культуры «секулярный» («светский»), идеологический основатель РО Джон Милбанк восстановил возможность

[65] Профессор Милбанк рассказал о радикальной ортодоксии. (http://pstgu.ru/news/ university/2011/05/14/29861/) [66l Smith Graeme. Mission and Radical Orthodoxy // Modern Believing, Vol. 44:1 Jan 2003, London: The Modern Churchpeople's Union. - Р. 48. [67] Изначально, у Беньямина, фраза была помещена в такой контекст: «Известна история про шахматный автомат, сконструированный таким образом, что он отвечал на ходы партнера по игре, неизменно выигрывая партию. Это была кукла в турецком одеянии, с кальяном во рту, сидевшая за доской, покоившейся на просторном столе. Система зеркал со всех сторон создавала иллюзию, будто под столом ничего нет. На самом деле там сидел горбатый карлик, бывший мастером шахматной игры и двигавший руку куклы с помощью шнуров. К этой аппаратуре можно подобрать философский аналог. Выигрыш всегда обеспечен кукле,

называемой «исторический материализм». Она сможет запросто справиться с любым, если возьмет к себе на службу теологию, которая в наши дни, как известно, стала маленькой и отвратительной, да и вообще ей лучше никому на глаза не показываться». Взято из: Беньямин В. «О понятии истории» (Ь^р://5. biennale.ru/ doc.asp?id=43).

[68 Жижек Славой. Кукла и карлик: христианство между бунтом и ересью. - Москва: Европа, 2009. Также смотри статью: Узланер Дмитрий. «Христианство и злой карлик. «Заметки на полях «Куклы и карлика» Славоя Жижека» (http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Hristianstvo-i-hitryj-karlik) [69 Узланер Дмитрий. Введение в постсекуляр-ную философию // Логос # 3 (82) 2011. - С. 3 [701 Кырлежев Александр. Постсекулярное: краткая интерпретация // Логос # 3 (82) 2011. -С. 104

существования теологии как метадискурса, считавшуюся уже безвозвратно утерянной, да еще и осуществил это в терминах постмодерна.1711 Миссия РО заключается не в том, чтобы просто выйти «за пределы секулярного разу-ма»,[721 а в том, чтобы показать, что мы никогда не были секулярными.[731 Именно в снятии искусственного дуалистического деления на сакральный (устаревший) и секулярный (новейший) способы мышления и обличение господствующей в обществе либеральной теории и заключается одна из самых основных задач церкви в современном обществе. Миссия Милбанка заключается в том, чтобы участвовать в деле построения или, может быть, возрождения определенного сообщества, которое называется Церковью.1741 А это, бесспорно, отражает миссионерскую природу Бога. Однако стоит помнить, что «вызов столь велик, что требует реакции ото всех нас, каждого конкретного христианина, каждой семьи и каждой христианской общины».[751

Библиография Источник на русском языке

Андерсон Перри. Истоки Постмодерна. -Москва: Территория будущего, 2011. -С. 166.

Бальтазар Ганс Урс фон. Верую. Кто такой христианин? - Москва: ББИ, 2007. - 207 с. Бальтазар Ганс Урс фон. Истина симфо-нична. - Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. - 151 с.

_. Пасхальная тайна. -

Москва: ББИ, 2006. - 255 с.

_. Сердце мира. - Москва:

Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 150 с. _. Созерцательная молитва.

- Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. -234 с.

_. Теология истории. -

Москва: институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 135 с. Ваттимо Джаннни. После христианства.

- Москва: Три квадрата, 2007. - 171 c. Гуссерль Эдмунд Собрание сочинений под

общей редакцией В.И. Молчанова.

Том III (1). - Москва: Дом интеллектуальной книги, 2001.- 472 с.

Денисенко Анатолий. Кто (все еще) напуган «постмодернизмом»? // Форум 20. Материалы к дискуссиям. Киев: ДУХ I Л1ТЕРА. 2011. - С. 155-170.

Джеймисон Фредерик. Постмодернизм, або лопка культуритздньго катталь зму. - Ктв: КУРС, 2008. - 500 с.

Дмитрий Узланер. Введение в постсеку-лярную философию // Логос # 3 (82) 2011. - C. 3-32.

Жижек Славой. Кукла и карлик: христианство между бунтом и ересью. - Москва: Европа, 2009. 334 с.

_. Хрупкий абсолют, или

почему стоит бороться за христианское наследие. - Москва: Художественный журнал, 2003. - 178 с.

Карцев Игорь. Жиль Делез. Введение в постмодернизм. - М.: ОГНИ ТД, 2005. - 227 с.

Кырлежев Александр. «Джон Милбанк: разум по ту сторону секулярного». Логос 4 (67) 2008. - Химки: Момент, 2008. - С. 28-32.

[71] Кырлежев. Милбанк: разум по ту сторону секулярного. - С. 30

[72] Мартинез. - С. 35.

[73] Узланер. Введение в постсекулярную философию. - С. 13.

[74] Мартинез. - С. 41. [751 Там же. - С. 39.

_. Постсекулярное: краткая

интерпретация // Логос # 3 (82) 2011.

- C. 100-106.

Лиотар Жан-Франсуа. Феноменология. -Санкт-Петербург: Алетеяй, 2001. - 150 с. Любак Анри де. Драма атеистического гуманизма. - Милан: Христианская Россия, 1997. - 304 с.

_. Католичество. Социальные

аспекты. - Милан: Христианская Россия, 1992. - 400 с.

_. Мысли о церкви. - Милан:

Христианская Россия, 1994. - 300 с.

_. Парадокс и тайна церкви. -

Милан: Христианская Россия, 1993. -144 с.

Мартинез Хавьер. «По ту сторону секу-лярного разума» //Кырлежев А. (редактор) Православное богословие и запад в XX веке. История встречи. Материалы международной конференции Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви и итальянского Фонда «Христианская Россия» - Москва: Духовная Библиотека, 2006. - С. 11-43. Мерло-Понти Морис. Феноменология восприятия. - Санкт-Петербург: Ювента, 1999. - 606 с. Милбанк Джон. «Политическая теология и новая политика». Логос 4 (67) 2008.

- Химки: Момент, 2008. - С. 33-54. Можейко М.А. Модернизации концепция.

// Пост-модернизм. Эниклопедия. -Минск: Интер Сервис, 2001. - 475-478. Угринович Д.М.. Секуляризация. 306-307. // Современная Западная социология. Словарь.- Москва: Издательство политической литературы, 1990. - 426 с. Фукуяма Френсис. Конец истории и последний человек. - Москва: АСТ, 2005. - 586 с. Хайдеггер Мартин. Основные проблемы феноменологии. - С-Пб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.

- 447 с.

Ханна Арендт. О революции. - Москва:

Европа, 2011. -457 с. Харт Дэвид. Красота бесконечного. Эстетика христианской истины. -Москва: ББИ, 2010. - 664 с.

Английские источники

Dimovsky Igor. A critical Review o Notion of Violence in the Theories of Atonement of Rene Girard and John Milbank: Toward a Contemporary Theory of Atonement. - Osijek: ETF, 2006. - 115 p.

Graham Ward. Introduction, or A Guide to Theological Thinking in Cyberspace // Graham Ward (ed.) The Postmodern God. A Theological Reader.- Oxford: Blackwell Publisher, 1997. - P. xv-xlvii.

Eagleton Terry. Reason, Faith, and Revolution Reflections on the God Debate.- New Haven; London: Yale University Press, 2009. - 180 p.

Long Stephen D. Radical Orthodoxy // K. Vanhoozer (ed.) The Cambridge companion to Postmodern Theology. -Cambridge: Cambridge University Press 2003. - P. 126 - 145.

Milbank John. «Postmodern Critical

Augustianism: A short Summa in Forty-two Responses to Unasked Questions» // Modern Theology, 7:3 (April, 1991). -P. 265-278.

_. «The Programme of Radical

Orthodoxy» // Laurence P. Hemming, (ed.) Radical Orthodoxy? A Catholic Enquiry.- Burlington, VT: Ashgate, 2000. - P. 43-45.

_. Postmodern Critical

Augustianism: A short Summa in Forty-two Responses to Unasked Questions // Ward Graham (ed.) The postmodern God. A Theological Reader.- Oxford: Blackwell Publisher, 1997. - P. 265-278.

_. The Religious Dimension in

the Thought of Giambattista Vico 16681744, 2 vols. - Lewiston, NY: The Edwin Mellen Press, 1991-2. - 364 p.

_. Theology and Social Theory:

Beyond Secular Reason. - Oxford; Cambridge: Blackwell, 1990. - 480 p.

_. Theology and Social Theory:

Beyond Secular Reason. 2 edition. -Oxford; Cambridge: Blackwell, 2006. -480 p.

Milbank John; Oliver Simon (editors) The Radical Orthodoxy Reader. London, New York: Routledge, 2009. - 415 p.

Milbank John, Pickstock Catherine, Ward Graham. Radical Orthodoxy. A new theology. - London, New York: Routledge, 1999. - 285 p.

Pickstock Catherine. After Writing: On the Liturgical Consummation of Philosophy. - Oxford: Blackwell, 1997. - 292 p.

Shakespeare Stephen. Radical Orthodoxy. A critical introduction. - London: Ashford Color Press 2007. - 183 p.

Smith Graeme. Mission and Radical Orthodoxy // Modern Believing, Vol. 44:1 Jan 2003. - London: The Modern Church people's Union. - P. 47-57.

Smith James K. A. Radical Orthodoxy and the Reformed Tradition: Creation, Covenant, and Participation. - Grand Rapids: Baker Academic & Brazos Press. 2005. - 304 p.

_. Introduction to Radical

Orthodoxy.Mapping a Post-secular Theology. - Grand Rapids: Baker Academic, 2004. - 290 p.

ZizekSlavoj. On believe. -London, New York: Routledge, 2001. - 170 p.

Ward Graham. The Politics of

Discipleship.Becoming Postmaterial Citizens. - Grand Rapids: MakerBooks, 2009. - 380 p.

Электронные источники

Centre of Philosophy and Theology. (http:// theologyphilosophycentre.co.uk/).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Беньямин В. «О понятии истории» (http:// 5.biennale.ru/doc.asp?id=43).

Джанни Ваттимо. Верю, что я верю.

(http://xz.gif.ru/numbers/63/vattimo/).

Гачко Орися. James K. A. Smith. Who is afraid of Postmodernism? Taking Derrida, Lyotard and Foucault to Church. Grand Rapids: Baker Academic, 2006 (http://philosophy.ucu.edu.ua/ content.php?id=642&lng=UA).

Милбэнк Джон. О «радикальной ортодоксии» (http://www.youtube.com/ watch?v=CRt_CHXuU-8HYPERLINK «http://www.youtube.com/watch?v= CRt_CHXuU-8&list=FLN86fDlVex_ ZkSs03ekc2kg&index=12&feature= plpp_video)»&HYPERLINK

«http://www.youtube.com/atch?v= CRt_CHXuU- 8&list=FLN86fDlVex_ ZkSs03ekc2kg& index=12&feature= plpp_video)»list=FLN86fDlVex_ ZkSs03ekc2kgHYPERLINK «http://www.youtube.com/watch?v=CRt_ CHXuU-8&list=FLN86fDlVex_ ZkSs03ekc2kg&index=12& feature= plpp_video)»&HYPERLINK «http://www.youtube.com/watch?v= CRt_CHXuU-8&list=FLN86fDlVex_ ZkSs03ekc2kg&index=12& feature= plpp_video)»index=12HYPERLINK «http://www.youtube.com/watch?v= CRt_CHXuU-8&list=FLN86fDlVex_ ZkSs03ekc2kg&index=12&feature= plpp_video)»&HYPERLINK «http://www.youtube.com/watch?v=CRt_ CHXuU-8&list=FLN86fDlVex_ ZkSs03ekc2kg&index=2&feature= plpp_video)»feature=plpp_video) Милбанк Джон. О «радикальной ортодоксии» (http://pstgu.ru/news/university/ 2011/05/14/29861/) Милбанк Джон. Секулярность имеет тоталитарные наклонности. Беседа Джона Милбанка и Дмитрия Узлане-ра. (http://russ.ru/Mirovaya-povestka/ Sekulyarnost-imeet-totalitarnye-naklonnosti) Неклесса Александр. Пришествие постсе-кулярного мира. (http://russ.ru/pole/ Prishestvie-postsekulyarnogo-mira). Православная книга России. «13 мая в ПСТГУ выступил профессор этики Ноттингемского университета, известный англиканский богослов и основатель движения радикальная ортодоксия Джон Милбанк». (http:// pravkniga.ru/news.html?id=8001) Щипков Даниил. ««Радикальная Ортодоксия»: Критический анализ». (http:// www.dissercat.com/content/radikalnaya-ortodoksiya-kriticheskii-analiz) Узланер Дмитрий. «Христианство и злой карлик. «Заметки на полях «Куклы и карлика» СлавояЖижека» (http:// www.russ.ru/Mirovaya-povestka/ Hristianstvo-i-hitryj-karlik).

Книги из серии Радикальная

Ортодоксия / Radical Orthodoxy

Series

Bell, Daniel M.Jr. Liberation theology after the end of history. The refusal to cease suffering.- London, New York: Routledge, 2001. - 208 p.

Cunningham Connor. Genealogy of nihilism. - London, New York: Routledge, 2002. -315 p.

Long Stephen. Divine Economy Theology and the Market. - London, New York: Routledge, 2000. - 321 p.

Milbank John &Pickstock Catherine. Truth in Aquinas. -London, New York: Routledge, 2001. - 130 p.

Oliver Simon. Philosophy, God and Emotional.-London, New York: Routledge, 2005. - 248 p.

Rowland Traycey. Culture and the Thomist Tradition.After Vatican II. - London, New York: Routledge, 2003. - 226 p.

Smith James K. Spech and theology.

Language and the logic of incarnation. London, New York: Routledge, 2002.186 p.

Ward Graham. Cities of God. -London, New York: Routledge, 2001. - 315 p.

Другие книги Джона Милбанка

Milbank John. Word Made Strange.

Theology, Language Culture.- Oxford: Blackwell, 1997. - 256 p.

_. Being Reconciled: Ontology

and Pardon.- London, New York: Routledge, 2003. - 233 p.

_. The Suspended Middle:

Henri de Lubac and the Debate concerning the Supernatural. - Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 2005.- 127 p.

_. The Legend of Death: Two

Poetic Sequences. - Eugene, Cascade Books, 2008. - 182 p.

_. The Future of Love: Essays

in Political Theology. - Eugene: Cascade Books, 2009. - 382 p.

Milbank John, ZizekSlavoj, Davis Creston. Paul's New Moment: Continental Philosophy and the Future of Christian Theology. - Grand Rapids: Brazos Press, 2010. - 240 p.

Zizek Slavoj, Milbank John, Davis Creston (editors). The Monstrosity of Christ: Paradox or Dialectic? - Cambridge: The MIT Press. 2009. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.