Научная статья на тему 'ХХХI сессия Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО'

ХХХI сессия Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богуславский М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХХХI сессия Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО»

ПАМЯТИ УЧЕНОГО

31 августа 2016 года на 97-ом году ушел из жизни БОРИС ЛЬВОВИЧ ВУЛЬФСОН,

видный деятель педагогической науки, один из основателей отечественной научной школы «Сравнительная педагогика», член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, ветеран Великой Отечественной войны, один из старейших сотрудников Института стратегии развития образования РАО (до 2014 г. - ИТИП РАО).

Борис Львович создал около двухсот научных работ, из них двенадцать монографий, фундаментальный учебник по сравнительной педагогике, по которому учатся во многих российских педагогических вузах и за рубежом. Более двадцати научных трудов Бориса Львовича переведены на иностранные языки.

За долгие годы активной научно-педагогической деятельности Борис Львович Вульфсон подготовил двадцать кандидатов и докторов наук, которые продолжают развивать идеи своего учителя в области сравнительной педагогики.

Результаты научной и научно-педагогической деятельности Б.Л.Вульфсона отмечены: знаком «Отличник просвещения СССР», академической премией АПН СССР, медалью К.Д. Ушинского, Золотой медалью «За достижения в науке» Российской академии образования, знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Б.Л. Вульфсону было присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». В 2000 году Б.Л. Вульфсон был удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования.

Члены Российской академии образования, сотрудники Института стратегии развития образования РАО, ученики Бориса Львовича всегда восхищались его необыкновенной работоспособностью, ясностью мысли, великолепным чувством юмора и доброжелательностью, скромностью, умением слушать.

Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Бориса Львовича, разделяем горе со всеми, кто его знал, с научно-педагогическим сообществом, тяжело переживающим уход из жизни выдающегося ученого, глубоко порядочного и жизнелюбивого человека.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ХХХ! СЕССИЯ НАУЧНОГО СОВЕТА ПО ПРОБЛЕМАМ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ РАО

Подведены научно-организационные итоги Международной научно-практической конференции - ХХХ1 Сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования «Учитель и его формирование: исторический опыт М.В.БотуСлавский передачи образованности и культуры».

Ключевые слова: история педагогики и образования; педагогическое образование; аксиология образования.

6-7 июня 2016г. на базе Тверского государственного университета состоялась ХХХ1 сессия Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры». К началу работы сессии был подготовлен сборник статей ( 121 автор) объемом 49, 8 п.л. [1].

Среди авторов сборника 10 научных сотрудников ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Программа сессии была насыщенной.

6 июня в 10.00 состоялось торжественное открытие сессии. В ее работе приняли участие более 100 ученых и деятелей образования из 40 субъектов Российской Федерации, а также пяти зарубежных стран.

Отметим динамику роста количества участников сессий Научного совета. В 2012 г. в Волгограде их было 35, в 2014 г. в Санкт-Петербурге - 56.

В конференции участвовали также научные сотрудники Института: М.В. Богуславский, В.В.Сериков, А.В.Овчинников, К.Ю.Милованов и С.З. Занаев.

На торжественном открытии были зачитаны Обращение к участникам конференции Президента РАО, академика Л.А. Вербицкой и Приветствие сопредседателя организационного комитета сессии, директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктора философских наук, профессора С.В. Ивановой. Затем выступили с приветствиями сопредседатель организационного комитета ректор ТвГУ, А.В.Белоцерковский, заместитель председателя областного Правительства С.В. Вержбицкая,

министр образования Тверской области Н.А. Сенникова.

После этого на пленарном заседании впервые состоялась церемония награждения ведущих ученых в области истории педагогики и образования общественными наградами Научного совета.

Высшей наградой историко-педагогического сообщества - медалью «За заслуги в развитии истории педагогики» имени академика РАО З.И. Равкина были награждены 17 ученых, среди них руководители и научные сотрудники института: С.В.Иванова, В.В.Сериков, В.Г.Безрогов, М.В. Богуславский, Е.В.Ткаченко, М.А.Лукацкий, В.А.Мясников, А.В. Овчинников. Тем ученым, которые не смогли принять участие в работе сессии, награды были вручены на ученом совете ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Там же состоялась торжественная передача медали дочери З.И.Равкина О.З.Дашковской.

Дипломом «За значительный вклад в развитие истории педагогики и образования» были награждены доктора наук, а также признанные в сообществе ученые старшего поколения - кандидаты наук; дипломом «В знак признания большого научного потенциала в осуществлении историко-пе-дагогических исследований» - генерация исследователей 35-40 лет кандидатов наук. В их числе - научные сотрудники лаборатории истории педагогики и образования К.Ю. Милованов и С.З. Занаев. Диплом «Надежда историко-педагогической науки» получили молодые исследователи- аспиранты и соискатели, в возрасте до 30 лет.

На пленарном заседании было заслушано 6 докладов. Среди них -«Перспективы развития историко-педагогического знания» (М.В. Богуславский) и «Учитель в образовательном пространстве: к поиску новых моделей профессиональной социализации» (В.В.Сериков,член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, зам. директора по научной деятельности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО.

После перерыва состоялась презентация научной школы историков педагогики и образования Твери и проведен Круглый стол «Российский учитель в образовательном пространстве и времени», ведущим которого был В.В.Сериков.

Затем прошла презентация изданий, А.В.Овчинников представил журналы «Ценности и смыслы» и «Отечественная и зарубежная педагогика»; а также презентации монографии М.В.Богуславского «Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы», изданной в апреле 2016 г. в «Библиотеке журнала «Отечественная и зарубежная педагогика» и обстоятельного справочного издания «М.В.Богуславский. Библиография педагогических трудов: теория, история, персоналистика, публицистика». Санкт-Петербург, 2016, подготовленного членами Научного Совета.

В завершение первого дня работы состоялась торжественная передача творческой эстафеты организатору проведения будущей XXXII сессии Научного совета - Нижегородскому государственному педагогическому университету им. К. Минина (июнь 2018 г.).

Вечером состоялся незабываемый культурно-этнографический праздник в Завидове.

7 июня в первой половине дня состоялась работа секций. Характер обращения к образу учителя получил свое воплощение в их проблематике.

Секция 1. Современная методология исследования историко-педагогиче-ского знания. Исторические доминанты и современное содержание профессионального стандарта педагога. Секция 2. Учитель как непреходящая ценность образования и общества. Секция 3. Педагогическое образование: динамика ценностей и смыслов. Секция 4. Стратегические направления развития российского образования: история и современность. Соруководителями секций выступили М.В.Богуславский, А.В.Овчинников и К.Ю.Милованов.

Во второй половине дня на заключительном пленарном заседании в выступлениях спикеров были подведены итоги работы секций.Затем состоялась торжественная церемония вступления участников сессии в Научный совет по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО. Оформление фиксированного членства в Совете прошло впервые. С заявлениями о вступлении в состав Совета в его Бюро обратились 80 историков педагогики, которым были торжественно вручены удостоверения членов Совета.

На общем собрании был принят проект нового Положения о Научном совете по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.

Затем впервые состоялись выборы Бюро Научного совета. Председателем Научного совета был единогласно избран М.В. Богуславский, заместителем председателя стал А.В. Овчинников. В состав Бюро вошли В.Г. Безрогов, К.Ю. Милованов.

По итогам XXXI сессии Научного совета был сформулирован ряд актуальных научно-организационных мер для дальнейшего развития истори-ко-педагогических исследований:

Регулярно проводить обновление тематики исследований, рекомендательных списков тем дипломов и кандидатских диссертаций.

Сформировать концепцию создания нового поколения учебно-методического комплекса по истории педагогики и образования для системы высшего и среднего профессионального педагогического образования с учетом современного историко-педагогического знания и в соответствии с

политическим курсом государства. Новое научное знание должно рассматриваться через призму традиций и накопленного поколениями опыта.

Разработать государственную программу по изданию цикла оригинальных и переводных монографий, учебных пособий, антологий и хрестоматий, способствующих пониманию истории педагогического опыта воспитания и обучения, его роли в осмыслении природы педагогических явлений и взаимодействия с ними в современности.

Осуществить «возвращение» полноценного курса по отечественной и всемирной истории педагогики и образования в высшую школу. Открыть магистерские программы «История педагогики и история детства» в ряде педагогических вузов страны.

Актуализировать историко-педагогическое наследие через систему дополнительного образования в форме проектов, презентаций, общественных акций, систематизацию краеведческого и музейного знания, показывающих востребованность исторического прошлого в настоящем с целью воспитания личности «нового формата» и обогащения новыми знаниями и ценностями.

Осуществить увеличение научных периодических изданий по истории педагогики, активизировать взаимные обсуждения, публикации рецензий, полемику внутри направлений и между ними.

Все участники сессии отметили высокий научный уровень ее проведения и выразили благодарность организаторам.

Подводя научные итоги сессии, отметим, что были обогащены методологические подходы в осуществлении историко-педагогических исследований; существенно расширены представления о положении и миссии учителя в отечественной и зарубежной системах образования; получено новое знание о подходах к процессу подготовки будущих учителей в нашей стране и за рубежом; в целом, осуществлена актуализация историко - педагогического знания на основе соединения ретроспективы и перспективы.

В организационном ракурсе в рамках Научного совета было оформлено и консолидировано научное сообщество российских историков педагогики и образования на основе общих профессиональных ценностей; оформлены общественные награды членам Совета (медаль и дипломы); сформирован и оформлен состав членов Научного совета; осуществлены выборы членов Бюро Научного совета; определены тема и место проведения XXXII сессии Научного совета; подготовлен проект нового Положения о Научном совете.

Все это в целом значительно укрепило авторитет Научного совета как признанного лидера научного сообщества российских историков педагогики и образования, легитимизировало его статус и придало новый импульс творческой деятельности.

С 9 по 15 июля 2016 г. в Афинах проходил Всемирный философский конгресс «Философия Аристотеля», посвященный 2400-летию со дня рождения греческого философа. В работе конгресса приняла участие директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», д-р филос.наук, профессор С.В. Иванова с докладом «Наследие Аристотеля как методологический исток и предтеча современной педагогики». Светлана Вениаминовна также была приглашена организаторами конгресса в качестве руководителя секции «Методология Аристотеля».

12 июля 2016г. в Министерстве образования и науки РФ состоялось очередное заседание рабочей группы по разработке Концепции преподавания обществознания.

Заседание проводилось первым заместителем Министра образования и науки РФ Н.В.Третьяк. В обсуждении проекта Концепции приняли участие члены рабочей группы, сотрудники центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО: ведущий научный сотрудник, д.п.н., доцент М.Г. Сергеева и старший научный сотрудник, к.ист. н. О.А. Французова.

13 июля 2016г. в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под руководством Председателя Общества русской словесности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Президиума Общества. Общество русской словесности, призванное объединить усилия государства, ученых, преподавателей, деятелей искусства и любителей словесности по сохранению и изучению русского языка и литературы, было создано в марте 2016 года. 25-26 мая прошел Первый съезд Общества, в пленарном заседании которого принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин.

19 июля прошел съезд представителей ассоциаций учителей химии, проведенный Российской академией образования. С приветственным словом к собравшимся обратились ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАН и РАО Алексей Львович Семенов и заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Геннадиевич Благинин.В обсуждении актуальных проблем преподавания предмета в образовательных организациях общего образования приняли участие сотрудники Центра естественного образования Института стратегии образования РАО: Волкова Светлана Александровна - ведущий научный сотрудник, Каверина Аделаида Александровна - старший научный сотрудник,

Заграничная Надежда Анатольевна - старший научный сотрудник. Целью мероприятия было обсуждение актуальных проблем школьного химического образования и перспектив его развития в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования, а также той роли, которую могут играть в решении этих вопросов такие общественно-профессиональные объединения, как ассоциации учителей химии.

20 июля 2016 года в Российской академии образования состоялся экспертный семинар, посвященный проблемам модернизации содержания и технологий обучения, совершенствования подходов к преподаванию Технологии. В ходе семинара свое экспертное мнение высказали сотрудники Центра дополнительного образования и профессионального самоопределения обучающихся Института стратегии развития образования РАО Казакевич Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Пичугина Галина Васильевна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник, главный редактор журнала «Школа и производство». В работе семинара также приняла участие Семенова Галина Юрьевна, старший научный сотрудник.

22 июля 2016 года на Форуме стратегических инициатив на ВВЦ в рабочей группе Урок «Технологии» (рук. Песков Д., директор объединения «молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив) принял участие Горский Владимир Ахкамович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий Центром дополнительного образования и профессионального самоопределения обучающихся ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Состоялось конструктивное обсуждение содержания концепции программы «Технология». В обсуждении приняли участия представители нескольких регионов Российской Федерации. Участники рабочей группы ознакомились с содержанием программы «Будущее образования: глобальная повестка», в которой предпринята попытка определить вектор движения глобальной образовательной системы - «создать дорожную карту, позволяющую координировать и балансировать усилия различных игроков, создающих новые правила игры в открытой и честной манере».

12 августа Российская академия образования на базе Московской государственной академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки провела съезд представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Съезд прошел при

поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и активном участии Института художественного образования и культурологии РАО.

По итогам работы съезда была принята резолюция, одним из пунктов который стало решение о создании Межрегиональной ассоциации учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры.

В работе съезда принял участие главный научный сотрудник Лаборатории общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО, д-р пед.наук, профессор Юлий Багирович Алиев и науч. сотр. Центра научной информации и международного сотрудничества Ольга Олеговна Петрашко.

16 августа 2016 г. в г. Иннополис Республики Татарстан в рамках Республиканского августовского совещания работников образования прошла секция «Профессиональный рост и карьера учителя: основные направления и результаты», в работе которого приняла участие И.М.Логвинова - заместитель директора по образовательной деятельности Института стратегии развития образования РАО. Выступая на пленарном заседании, И.М.Логвинова представила четвертый номер журнала «Отечественная и зарубежная педагогика».

В журнале «Вестник образования России» (№ 13, № 14,№ 15)в рубрике «К августовскому педсовету» опубликованы статьи И.М.Логвиновой, канд. пед. наук, доцента, заместителя директора по образовательной деятельности -заведующей научно-образовательным Центром ДПО Института стратегии развития образования РАО и Г.Л.Копотевой, канд.пед.наук, старшего научного сотрудника научно-образовательного центра ДПО:

• «Выполняем требования ФГОС общего образования»

• «Анализ основной образовательной программы школы»

• «Проектирование модели управления реализацией ФГОС общего образования в школе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.