Научная статья на тему 'ХХ век эпоха мировых империй и колониальных держав'

ХХ век эпоха мировых империй и колониальных держав Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7963
640
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВЫЕ КОЛОНИАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ / КОЛОНИИ / WORLD COLONIAL EMPIRES / COLONIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Экарева И. Л.

В статье рассмотрена история мировых колониальных империй, сложившихся на протяжении XVI XX вв. Будучи административными единицами европейских держав, колонии стали обладать отчетливыми чертами своих колонизаторов, что проявилось в постколониальный период в конце XX в. Сегодня многие бывшие колонии все еще ощущают себя заложниками мировой экономики, а также осознают степень ответственности бывших метрополий за свои проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XX CENTURY THE EPOCH OF WORLD EMPIRES AND COLONIAL POWERS

The article covers the history of the world colonial empires in the XV XX centuries. Being the administrative units of the European countries the colonies adopted distinct characteristics of their colonizers, which became evident in the postcolonial period at the end of XX century. Today many of the former colonies still feel as hostages in the international economy and realize the extent to which their former metropolises are responsible for their current problems.

Текст научной работы на тему «ХХ век эпоха мировых империй и колониальных держав»

♦—

УДК 94

-----------♦

И.Л. Экарева

XX ВЕК - ЭПОХА МИРОВЫХ ИМПЕРИЙ И КОЛОНИАЛЬНЫХ ДЕРЖАВ

В статье рассмотрена история мировых колониальных империй, сложившихся на протяжении XVI - XX вв. Будучи административными единицами европейских держав, колонии стали обладать отчетливыми чертами своих колонизаторов, что проявилось в постколониальный период в конце XX в. Сегодня многие бывшие колонии все еще ощущают себя заложниками мировой экономики, а также осознают степень ответственности бывших метрополий за свои проблемы.

Ключевые слова: мировые колониальные империи, колонии.

!.и. Екэгеуэ

XX CENTURY - THE EPOCH OF WORLD EMPIRES AND COLONIAL POWERS

The article covers the history of the world colonial empires in the XV - XX centuries. Being the administrative units of the European countries the colonies adopted distinct characteristics of their colonizers, which became evident in the postcolonial period at the end of XX century. Today many of the former colonies still feel as hostages in the international economy and realize the extent to which their former metropolises are responsible for their current problems.

The key words: world colonial empires, colonies.

Хотя эпоха колониальных завоеваний была открыта в начале XVI в. Испанией и Португалией, пальма первенства ими удерживалась не долго. Их коммерческие успехи в Америке, на Филиппинах вызывали зависть у других стран Европы. И уже к XVII в. колониальная инициатива, а точнее прибыльная восточная торговля, переходит к Англии и Голландии. В 1600 г королева Елизавета Английская даровала привилегии Ост-Индской компании, а двумя годами позже образовалась голландская Ост-Индская компания. «Флаг следует за торговлей» -этот принцип лежал в основе не только британской колонизации, когда государство приходило в страны, уже оккупированные торговым капиталом. Так создавались колониальные державы. Сами по себе они ассоциировались с идеями национального величия, конкурентности, выживаемости сильнейшего, символизировали национальную мощь, престиж и судьбу. Их колонии обогащали национальный характер и укрепляли национальную славу По их мнению, «дикарей» надо было ци-вилизовывать, тогда как сырье и другие ресурсы должны были приносить пользу экономике метрополии. Каждая страна, имевшая большие или малые колониальные владения, свято верила в необходимость империи и, обладая чувством превосходства, как правящая раса, выполняла так называемую «божественную миссию», неся цивилизацию неевропейскому миру

Что же собой представляли мировые империи к началу XX в.? Испанская империя, прежде великая, в XIX в. стала самой маленькой. Утрата ею в 1889 г Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин (они отошли к США), островов в Тихом океане (к Германии) привела к сократщению испанской империи до Канарских островов, Испанской Сахары, протектората над частью Марокко и испанской Гвинеи в экваториальной Африке (единственной колонии, представляющей экономический интерес как поставщик какао).

Испанская колониальная система традиционно была авторитарной, патерналистской и правовой. Самым за-

метным итогом влияния на колонии было обращение филиппинцев в католицизм и приобщение их к испанскому образу жизни. Таким образом, самыми успешными и эффективными колонизаторами были не испанские морские капитаны и конквистадоры, а монахи, которые строили церкви, создавали приходы и школы.

Самым краткосрочным было существование Германской империи. Возникнув в 1884 г., она к 1919 г. прекратила свое существование. Большая ее часть находилась в Африке. Немецкая Восточная Африка зани -мала площадь в 384 000 кв. мили (почти вдвое больше, чем Имперская Германия), Юго-западную Африку (322 000 кв. мили), Камерун (305 000 кв. миль) и Того-ленд (34 000 кв. мили). В Тихом океане и в Азии Германия также владела территориями. Очень незначительные территории в немецкой Юго-Западной и Восточной Африке привлекли немецких поселенцев.

Несмотря на жестокое подавление восстаний в ЮгоЗападной Африке в 1904 - 1907 гг и в Восточной Африке в 1905 - 1906 гг, немцы не были большими варварами, чем французы в Алжире, британцы в Кении или бельгийцы в Конго до 1908 г Существовало общее заблуждение, что колонии были жизненно необходимы Германии для ее процветания. Однако это было не так. Все Германские колонии до 1914 г. (за исключением Того - производство какао и резины - и Самоа - производство копра) требовали значительных субсидий. А немецкие финансисты, равно как и эмигранты, отдавали определенное предпочтение Восточной Европе и Америкам, а не своим колониям. В 1919 г. Германия потеряла свои неприбыльные колонии. В 1930-е гг казалось возможным восстановить некоторые колонии за счет Бельгии и Португалии, однако этого не произошло . Так Германия избежала травмы деколонизации.

Оттоманская империя была демонтирована Британией и Францией, в меньшей степени - Италией. Менее значительные колониальные державы, такие как Дания, Бельгия и Португалия, остались невредимы.

После поражения Китая в 1894 - 1895 гг и России в 1904 - 1905 гг. Япония аннексировала Корею в 1910 г, положив, таким образом, конец доминированию белого человека в имперской политике. В годы Первой мировой войны влияние Японии возросло и в Китае, и в Тихоокеанском регионе. Как в свое время в Германии, в Японии возобладала доктрина необходимости рынков и сырья для выживания. После 1931 г Япония оккупировала Манчжурию. В годы Второй мировой войны Япония предполагала распространить свою гегемонию на всю Юго-Восточную Азию. После 1945 г. утрата Японией колоний, как и в случае с Германией, показала, что для ее экономического восстановления тропические колонии были не нужны.

Итальянская колониальная империя также пострадала после Второй мировой войны. На рубеже века Эфиопия оставалась вне европейского контроля и даже нанесла позорное поражение Италии в 1896 г Вторжение Муссолини в Эфиопию в 1935 - 1936 гг установило «Ново-Римскую Восточно-Африканскую империю».

Итальянские домены включали Эритрею (15 754 кв. мили, с населением 4 188 итальянцев - согласно переписи населения 193 г.), Итальянское Сомали, (194 000 кв.м с 1 630 итальянцами). Число итальянцев, проживавших в колониях, велико, так как в итальянском обществе в 1930-е гг. преобладало мнение о перенаселении страны. Но главным местом эмиграции была Ливия, которую Италия отвоевала у Турции в 1911 г К 1938 г. там проживали 89 098 итальянцев, что сравнимо с Кенией, где жили 18 269 белых, Палестиной (386 084 еврея) и с Алжиром ( 987 252 европейца) [1, р. 95].

Итальянское фашистское правительство построи-ло гавани и дороги, но при этом отселило местное кочевое мусульманское население ближе к пустыне, таким образом, сократив их численность почти вдвое. В конечном итоге вместо славы эта политика принесла большие расходы в итальянский бюджет и разорение местному населению.

Вторая мировая война разрушила еще одну колониальную империю -Голландскую, которая существовала с XVII в. В Вест-Индии колониальные владения включали Суринам и Курасао. В Ист-Индии на огромном индонезийском островном архипелаге протяженностью 3600 миль с востока на запад голландцы развили колониальную экономику, производя табак, чай, кофе, сахар, копру, добывая уголь, резину, олово и нефть. Ни в конце XIX в. ни в годы Первой мировой войны голландцы не расширили свои территории. Они оставались в 1939 г такими же, как и в 1815 г.

Экономический рост привлек голландских предпринимателей. К 1939 г 240 417 голландцев проживали в Ист-Индии. Выросло и местное население: с 6 млн до 30 млн человек в конце XIX в. и до 70 млн к 1940 г [1, р. 96]. Голландское колониальное руководство частично реагировало на проблемы роста населения этих обширных районов. С самого начала они сохраняли местную династию и правили с ее помощью, хотя расширение европейской активности в конце XIX - начале XX вв. вело все больше к аннексии. К 1930 гг Голландия имела полный суверенитет над 93% Явы и половиной внешних островов при значительной автономии административных районов. В отличие от французской колониальной системы, голландский колониализм характеризовался децентрализацией и непрямым правлением. Это отличало и британскую колониальную систему

В 1942 г японская оккупация положила конец гол -ландскому господству Индонезийская элита заняла административные позиции, которых раньше не имела. Оказывая поддержку и националистическим, и исламским лидерам, японцы поощряли национальное движение. После войны Голландия предполагала во -зобновить контроль над своими бывшими колониями, но США поддержали националистов. Народ Индонезии добился независимости в 1949 г.

Каждая колониальная держава экспортировала уп -рощенную форму своей собственной системы управления и закон, и хотя каждая колония имела юридическую систему, иногда она зависела от неограниченного произвола колонизаторов. Как административные единицы европейских держав, колонии были зарождающимися государствами, каждое находилось в процессе обретения современных черт, присущих государствам Европы. Каждая колониальная система стала обладать отчетливыми чертами своих колонизаторов, что проявилось в постколониальный период в конце века.

Рассмотрим колониальные державы, которые до -жили до второй половины XX в. Это Бельгийская, Французская, Британская и Португальская империи.

Бельгийское Конго к середине века приобрело репутацию колониальной модели. Но оно таким стало не сразу Под авторитарным правлением короля Леополь -да за 50 лет до этого Конго пользовалось дурной славой. Леопольд правил в Конго по-своему, не как король бельгийцев. Его режим был эксплуататорским и алчным. Аф -риканцев заставляли собирать сырой каучук под угрозой наказаний, что иногда граничило с жестокостью. Полицейские функции выполняли Force publique, напоминавшие армию наемников, и состоявшие из 360 ев -ропейских офицеров и 16 000 африканцев. Размеры колонии Конго составляли свыше 902 082 кв. мили (в 80 раз больше Бельгии). Африканское население было небольшим - 9 млн в начале бельгийского правления и более 13 млн человек в 1958 г Бельгийцев в Конго насчитывалось в 1940 г 17 536 человек, а в 1958 г. - 88 913 [1, p. 97].

Регион обеспечивал колонизаторов разнообразными природными ресурсами: медью, алмазами и ураном, а также тропическими сельскохозяйственными продуктами, каучуком, пальмовым маслом и хлопком. Самой ценной частью экономики была разработка месторождений. Прибыли от бельгийских инвестиций, однако, были невысоки, с годовым оборотом только 4 -5%. До 1945 г. Бельгия субсидировала колониальный бюджет. По стандартам того времени бельгийское правление было не жестким и эффективным. Ни одна другая колония не имела лучших условий труда, медицинского обслуживания и начального образования. Католические миссии обеспечивали начальное образование на 56% (высочайший уровень в Африке), меньше обучавшихся посещали среднюю школу и единицы - университеты. Ко времени обретения независимости Бель -гийское Конго обеспечивало 16% конголезцев высшим образованием. В декабре 1959 г. волнения в Леополь-двилле принудили бельгийскую администрацию признать конголезский национализм. Боясь, что волнения могут перерасти в подобие алжирской революции, и в то же время понимая, что конголезцы не смогут управ -лять без них, бельгийцы приняли решение в пользу предоставления независимости 30 июня 1060 г. Конго немедленно скатилось к анархии. Слова «Конго» и «постколониальный хаос» стали синонимами.

До Второй мировой войны Французская империя могла сравниться только с Британской. В 1939 г. она занимала площадь 4 617 579 кв. миль и имела население 64 946 975 человек. Алжир, управляемый непосредственно как часть Франции, был главной колонией и имел население в 1 млн европейцев и свыше 6 млн мусульман с самым высоким в мире приростом населения [1, р. 97]. Другие части Североафриканской и ближневосточной империи включали протекторат над Тунисом и Марокко и мандатные территории Сирии и Ливана. В юго-восточной Азии французы имели власть над Индокитаем. Другие владения находились в Тихом океане, в Карибском бассейне, в тропической Африке, где французская собственность была больше, чем у кого бы то ни было, в Западной и экваториальной Африке. И это еще не все. Всех эти территории со времен Французской революции имели одну цель. Французское республиканское правление и цивилизация должны быть доступны всем субъектам, которые должны быть ассимилированы как граждане Франции. Империя должна стать неотъемлемой частью Франции. Но в начале века уже стало ясно, что будет трудно, если не невозможно, ассимилировать целые общества в таких местах, как Алжир, Индокитай и черная Африка. Однако французы по сравнению с другими колонизаторами были готовы предоставлять денежную и военную помощь своим бывшим колониям. И если всеобщее признание французской республиканской идеи и цивилизаторской миссии не получило дальнейшего развития, то экономический и военный вклад помогли французам создать небольшую ассимилированную элиту, преданную французской цивилизации.

Вторая мировая война положила конец французскому господству на Ближнем Востоке и ослабила французские силы в Индокитае. 1954 г отмечен решительным поражением Французской империи в Азии. Одним из главных достижений генерала де Голля после его возвращения к власти в 1958 г было решение о будущем Алжира и судьбе колониальной империи. В 1958 г. он предоставил африканцам выбор. Они могли либо выбрать независимость, либо занять определенное положение во французском сообществе, продолжать пользоваться экономической и военной помощью, либо резко оборвать все связи. Только Секу Туре выбрал для Гвинеи разрыв связей с Францией. Остальные остались во французском союзе. В апреле после военного мятежа во французской армии в Алжире де Голль пришел к твердому решению: 3 июля 1962 г он провозгласил независимость Алжира.

Португальская империя была последним анахро -низмом. Любопытно, что, когда европейские колониальные державы находились в агонии, португальцы не потеряли ничего. Их основными владениями были Ангола (481 226 кв. миль) в западной Африке и Мозамбик (297 654 кв. мили) в восточной Африке. Эти регионы были открыты еще Васко да Гамой и другими мореплавателями в XV в. играли важную роль для национального самосознания. Другие колонии Португалии включали Португальскую Гвинею в западной Африке, острова Зеленого Мыса, Сан Томе и Принсипи, Макао и Тимор в Малайском архипелаге. К 1910 г каждая десятая колония принадлежала Португалии. Эффективный колониальный инструмент развился в виде чартерных компаний или концессий при доминировании Британ-

ского капитала. Компании использовали на плантациях подневольный труд, что вызывало серьезный международный протест и в конечном счете привело к реформе трудового законодательства в 1926 г. Португаль -цы заслужили репутацию жестокой и деспотичной колониальной державы, как и режим короля Леопольда в Конго, но причины заключались в собственной бедности Португалии и перенесении практики трудовых отношений XIX в. в XX в. Португалия сама была слаборазвитой страной. Там не было промышленной революции и гуманистического движения. Критический период мо -дернизации совпал с правлением Салазара в 1928 г В возрождении Португальского государства особое место занимала идея империи. Салазар возглавлял страну в период ее колониального развития, что предусматривало введение телеграфа и телефона, строительство портов и железных дорог больниц и школ. К середине века португальские колонии стояли в одном ряду с другими европейскими колониями, хотя экономически отставали от них на 20 лет. Португальцы рассматривали Анголу и Мозамбик как многорассовое общество по типу Бразилии. Они считали колонии неотъемлемой частью своего государства.

В Мозамбике и Гвинее в 1964 г произошли восстания. В течение следующего десятилетия Португальцы подавляли мятежников уже в трех африканских колониях. Для поддержания португальской колониальной миссии требовалось военное присутствие как минимум 200 000 солдат при численности населения Португалии 8 млн человек. Половина национального бюджета Португалии шла на войну В конце концов Португаль -ская колониальная империя в Африке пала в 1974 г. в результате революции в метрополии, а не поражения в колониях.

Британская империя - самая большая в истории человечества. В 20-х гг. XX в. она занимала четверть земного шара, а жила в ней четверть человечества. Начало британской экспансии было положено в 1583 г. с провозглашения английским владением острова Ньюфаундленд. Основная роль в британской колонизации принадлежала торговому капиталу Именно за счет частной колонизаторской инициативы были достигнуты столь большое могущество и устойчивость. Ее символом стала акционерная Ост-Индская компания, фактически захватившая Индию.

С середины XVII в., когда Англия вступила в капиталистическую фазу своего экономического развития, главной целью английских купцов и предпринимателей было монополизировать торговлю, получать прибыль от торговых операций. Эти цели заложили основу британской колониальной политики в XVII - XVIII вв. на Востоке.

Британская империя являла собой сложную мировую систему включавшую земли, присоединяемые на каждой стадии колонизации с начала XVI в. К примеру, на рубеже XX в. одна только Индия была империей с населением 294 361 096 человек (согласно переписи). Ею управляли чуть меньше 1 000 чиновников индийской гражданской службы, почти исключительно бри -танцы. Индийская армия с ядром 250 000 солдат делала Британию величайшей военной державой на Востоке в начале века [1, р.99]. С 1931 до 1947 г. британские доминионы - Австралия, Новая Зеландия, Канада и Южная Африка - были самоуправляющимися и фактически независимыми странами, представляя собой так

называемый «клуб белого человека», а, по сути, являясь малой частью все еще обширной империи.

Демонтаж Британской империи начался в Азии с предоставления независимости Индии и Пакистану в 1947 г, Цейлону и Бирме - в 1948 г Затем наступила очередь Африки. Ветры африканского национализма смели империю за 4 года (с 1960 г.). Утратив колонии, европейские страны вернулись к своим традиционным границам.

Интересно отметить, что Соединенные Штаты Америки также создали некую империю из бывших испанских владений. Колониальные владения США включали Гуам, Филиппины и Пуэрто-Рико, а также Вирджинские острова, приобретенные в 1917 г. у Дании.

Итак, сегодня многие бывшие колонии все еще ощущают себя заложниками мировой экономики, и степень ответственности государств за существующие проблемы широко обсуждается. Дебатируется вопрос о том, насколько и в какой степени европейские колониальные державы подготовили колонии к независимости. Сложились и сохраняются по сей день французские, английские, испанские и португальские лингвистические блоки в неевропейском мире. Можно заметить, что французское культурное влияние превышает английское, хотя крикет и футбол составляют устойчивое

наследие англичан. В отличие от британцев, французы охотнее оказывали экономическую и военную помощь своим бывшим колониям, раздираемым этническими и религиозными конфликтами.

В конечном счете политическое наследие может оказаться менее заметным, чем, скажем, языковые, культурные, эстетические или кулинарные традиции. На старых французских территориях красное вино по-прежнему является непременной составляющей обеда. А на бывших британских территориях в тропиках по-прежнему популярны острый суп, жареный ягненок и имбирный пудинг По всему миру французских колоний от Сенегала до Таити самым наглядным знаком колони -ального прошлого остаются французские провинциальные домики и улицы, обсаженные деревьями. В Канаде, Южной Африке или в Индии можно встретить похожие по архитектурному стилю общественные здания, а в ресторанах - обнаружить английское меню. Все это позволяет надеяться, что в будущем именно эти ценности будут напоминать многим странам Азии и Африки об их колониальном прошлом.

1. Louis R. The European colonial empires. Oxford University Press, 1998.

УДК 94(47)378 е.В. Данилова

ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПОИСК ПУТЕЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ в начале 1920-х годов

В данной статье рассматриваются основные направления процесса реформирования высшей школы в начале 1920-х гг, а также особенности данного процесса в высшей школе на территории Поволжья.

Ключевые слова: высшая школа, история высшей школы, формирование советской системы высшей школы.

E.V. Danilova

HIGHER SCHOOL: IN SEARCH OF WAYS OF THE REFORMATION at the beginning of 1920th

The article deals with the main trends of reforming of higher schools at the beginning of 1920-th years, and peculiarities of this process in some higher schools of the Volga Region.

The key words: higher schools, history of higher schools, forming of soviet higher schools.

Научный и практический интерес к истории россий- Революционные события 1917 г. и последующих де-

ской высшей школы сегодня во многом определяется сятилетий кардинально изменили как само россий-

сущностными изменениями современной системы об- ское общество, так и все его институты. Важно рас-

разования. Вхождение России в Болонский образова- смотреть, как реформировалась система высшего об-

тельный процесс, введение Единого государственного разования России в данный период, что пережила

экзамена, переход на двухуровневую систему подготов- высшая школа и ее представители в эти очень непро-

ки специалистов свидетельствуют о глубине и масштаб- стые годы. Сами революционные потрясения, Граж-

ности перемен в высшей школе. В определенной сте- данская война, с одной стороны, не давали возмож-

пени данные преобразования носят революционный ность развернуть масштабные преобразования в сис-

характер и сравнимы с теми реформами, что пережила теме образования, да и у большевиков, пришедших к

отечественная система высшего образования в 1920-е гг. власти в октябре 1917 г., как такового конкретного и

Историческая наука должна сегодня не просто изла- последовательного плана реформ не было. Но была

гать исторические события объективно и без фальси- обозначена принципиальная позиция: высшая шко-

фикаций, но и давать обществу возможность познать ла, как и другие институты общества, должна была

всю противоречивость и сложность исторического про- стать инструментом крупномасштабных преобразова-

цесса, извлечь исторические уроки. ний в стране. По всей видимости, большевики не до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.