4. Bransky V. P. Iskusstvo i filosofiya: rol filosofii v formirovanii i vospriyatii hudozhestvennogo proizvedeniya na primere istorii zhivopisi[Art and philosophy: the role of philosophy in the formation and perception of works of art from the history of painting]. Kaliningrad. Yantarny Skaz. 2000. P. 124.
5. Mosunova L. A. Struktura i razvitie smyslovogo ponimaniya hudozhestvennyh textov: monografiya[Structure and development of the semantic understanding of literary texts: a monograph]. M. PER SE Press. 2006; Mosunova L. A. Smyslovoe chtenie kak deyatelnost: eyo soderzhanie i struktura [Semantic reading as an activity: its content and structure] // Vestnik VyatGGU- Herald of VyatSHU. 2011, No. 2 (1), pp. 151-157; Mosunova L. A. Psihologiya chteniya hudozhestvennoy literatury: ucheb. posobie[Psychology of reading: tutorial]. M. Moscow State Universiry of Pedagogics named after Ivan Fedorov. 2012.
УДК 821.112.2
Е. Р. Иванова
„Heimatkunst" и бидермейер в литературном процессе Германии XIX в.
В статье рассматриваются связи немецких литературных течений бидермейер и ,,Heimatkunst"(«^KyccTBO родного угла»). Их общность определяется камерностью, территориальной локальностью, ограниченностью «малым» кругом жизненных проблем. Утверждение эстетики этих явлений в литературе Германии происходит примерно в одно и то же время, под влиянием схожих факторов социально-политической ситуации в стране. Эпоха внутриполитической стагнации обозначила для среднестатистического читателя ряд жизненных ценностей, которые были ему понятны и доступны. Это культ частной жизни, семьи, домашнего уюта. Особенно активно эти реалии обыденной жизни культивировались в литературе бидермейера, связанной своими корнями с немецкой бюргерской культурой XVIII в. Открытия, сделанные писателями бидермейера в области изображения простого человека и окружающего его мира, положили начало развитию реалистических традиций в немецкой литературе второй половины XIX в., когда наряду с произведениями, где немало внимания уделено политике, популярными становятся темы и проблемы частной жизни. Стараясь уйти от злободневных вопросов современности, писатели обращаются к малозначительным сюжетам, в которых делается акцент на углубленном изображении внутреннего мира героя (О. Людвиг, П. Хейзе). Особое значение обретает тема «родного угла», отражающая жизнь немецких провинций (В. Раабе). Это направление со временем получило название «Heimatkunst». Традиции лите-ра-турного бидермейера своеобразно преломились в эстетике «литературы родного угла», где обрели другие акценты, новый идейный смысл, дали импульс развитию реалистического освоения действительности. Это проявилось в воздействии окружающей среды на литературного героя, в возросшем внимании к его психологии, в расширении круга тем и проблем, в появившейся отстраненности от вечных ценностей бюргерского бытия.
The article deals with the connections between German literary trends, such as Biedermeier and "Heimatkunst" ("the art of native area"). Their commonness is de-termined by the intimacy, small locality, and scantiness by the "minor" circle of life problems. The establishing of the aesthetics of these trends in the literature of Ger-many is being performed at approximately the same time and under the influence of similar factors in social and political situation in the country. The epoch of political stagnation in the country determined for a common reader the number of life values which were clear and plain for him. Those were the cult of private life, family values, and home cosiness. In the most vivid manner these realia were highlighted in the lit-erature of Biedermeier, connected in its roots with the German burger culture of XVIII century. The discoveries made by the writers of Biedermeier in the sphere of depiction of a common man and the world, surrounding him, started the development of realistic traditions in the German literature of the second half of XIX century. At that time alongside with the pieces dealing much with politics the themes and prob-lems of private life become very much popular as well. In their attempt to escape from the harsh questions of modern life the writers turn to minor plots accenting the deep depiction of inner world of a hero. (O. Ludwig, P. Heyse). The particular mean-ing is possessed by the theme of "native area", reflecting the life of German prov-inces (W. Raabe). Later this trend got the name of "Heimatkunst". The traditions of literary Biedermeier got their particular reflection in the aesthetics of "the literature of native area", where they have gained some other angles, new ideal meaning and gave the impulse for the development of realistic exploration of reality. This was seen through the impact of the nature on a hero, through the increased interest in his psy-chology, through the widening of the circle of problems and themes, through the newly appeared detachment from the eternal values of burger being.
Ключевые слова: немецкая литература, бидермейер, Heimatkunst, творчество В. Рабе.
Keywords: german literature, Biedermeier, „Heimatkunst", V. Raabe's creative work.
© Иванова Е. Р., 2015 76
Литературный процесс Германии ХК в. традиционно представляется как формирование и развитие двух относительно самостоятельных художественных систем - романтизма и реализма. Сложившееся в отечественном литературоведении представление о немецкой литературе XIX в. основано на изучении ее «вершинных» достижений. Бесспорные достижения в сфере художественного творчества таких писателей, как И. В. Гете, Ф. Шиллер, Новалис, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне и многих других, подняли литературу Германии на новый уровень в освоении действительности, вызвали резонанс в литературной жизни Европы. Однако данный подход к изучению литературного процесса оставляет без внимания множество второстепенных явлений, составляющих «периферийные» области в развитии литературы, одним из которых является литература бидер-мейера, ставшая в 20-50-е гг. XIX в. значительным явлением в культурной жизни Германии.
Литература бидермейера выходит на авансцену литературного процесса Германии в постромантический период, в 20-50-е гг. XIX в., когда формируется литературное течение «бидер-мейер». Функционирование литературного бидермейера в новом историко-литературном контексте свидетельствует о возникновении реалистических тенденций в рамках этого литературного течения. Литературный бидермейер органически связан с немецкой реалистической литературой второй половины XIX в., в частности, с эстетикой «поэтического реализма» и явлением «областничества» («Heimatkunst» - «искусство родного края») в литературе 50-70-х гг. XIX в.
«Heimatkunst» - это течение немецкой литературы, возникшее в 50-е гг. XIX в. и основанное на идиллическом изображении немецкой глубинки: быта, нравов и традиций национальных областей Германии. Р. Хаманн отмечал, что «при всем своем истинно немецком духе, который, прежде всего, выражался в идеализации провинциального пейзажа и крепкого крестьянского быта» [1], оно, продолжая национальные традиции романтизма и бидермейера, со временем вобрало в себя целый ряд черт новаторской литературы.
С литературным бидермейером произведения, написанные в рамках течения «Heimatkunst», роднит своеобразный топос, представляющий «малый» круг бытия, детализация быта, идиллизм, поэтизация патриархального образа жизни. Истоки всего этого также схожи: в основе лежит стремление противопоставить масштабным событиям внешнего мира, которые простой человек не может объяснить или спрогнозировать, вполне ясную, идущую по уже давно заведенному порядку жизнь в провинции, в деревне, далеких от политических катаклизмов. Безусловно, в произведениях «отечественного искусства» значительной роли достигает национальный компонент, который лишь увеличил дистанцию между «малой» родиной и большим миром. Писатели этого течения, обращаясь к традициям и образу жизни отдельных областей Германии, используя в своих произведениях диалектизмы и этнографический материал, стремятся к созданию реалистического образа родного края, однако этот реализм также носит локальный национальный характер. Так, местный национальный компонент во многом определяет особенности творчества голштинца Т. Крегера (1844-1918), эльзасца Ф. Лингарда (1865-1927), ганно-верца Г. Зонрея (1845-1918), уроженца Богемии Ф. Лангмана (1847-1921), баварца И. Рудерера (1851-1925) и многих других. Вместе с тем в произведениях писателей этого течения особенности местного колорита становятся средой, влияющей на личность, что присуще уже реалистической литературе.
Примером трансформации черт литературного бидермейера в немецкой реалистической литературе второй половины XIX в. могут послужить и произведения В. Раабе (1831-1910). Его творчество исследователи часто рассматривают в рамках литературы «Heimatkunst» [2], хотя сам Раабе возражал против этого, заявляя: «Я не хочу быть писателем-областником, а только немецким писателем» [3]. В целом творчество Раабе отличается двойственностью, заключающейся, с одной стороны, в ограничении художественного пространства произведений «малым» кругом бытия, вниманием к жизни рядового обывателя с ее радостями и горестями, с другой - в проявлении его критического пафоса, который обнаруживается в обращении писателя к социальным сторонам действительности, часто изображаемой в сатирическом ключе. Это объясняет противоречивые точки зрения на творчество В. Раабе. Ряд исследователей связывают его с реализмом [4], другие видят в нем наследника романтической литературы [5]. Вместе с тем в отдельных литературоведческих работах о бидермейере произведения Раабе упоминаются как пример воплощения традиций литературы этого течения (Г. Понгс, Й. Шнайдер). Остановимся на тех чертах его произведений, которые позволяют говорить о продолжении традиций литературного бидермейера в повестях и новеллах В. Раабе.
Прежде всего, следует отметить, что проблематика произведений Раабе, как и писателей бидермейера, ограничена сферой частной жизни, в которой он видит неиссякаемый источник тем и сюжетов. «И в четырех стенах на долю человека выпадают испытания, требующие не
77
меньше душевной стойкости, чем те, которые случаются с людьми, прошедшими огонь и воду и исколесившими половину земного шара», - писал Раабе [6]. Исследователи связывают ограниченность произведений Раабе диапазоном круга частной жизни, семьи, домашнего очага с разочарованием, постигшим писателя в период его участия в работе «Немецкого национального союза» (1862-1870). Отойдя от активной общественной деятельности, он в поисках новых идеологических ориентиров обращается к философии Шопенгауэра, Спинозы, к произведениям Гете. Не найдя у них ответа на свои вопросы, Раабе обращается к проблемам нравственности, считая, что ее основой является семья, дом, «малая» родина. В разработке этого материала в художественных произведениях Раабе обнаруживается ряд черт, присущих литературе бидермейера.
Типичными для этого течения кажутся многие герои Раабе, которых отличает наивность в восприятии окружающего мира, высокие нравственные критерии, аполитичность, привязанность к родным местам, преданность дому, семье. Среди героев Раабе - учителя, пасторы, провинциальные обыватели, то есть представители немецкого бюргерства, с которым писатель, как и многие его современники, связывает надежду на сохранение нравственных устоев общества. Это, например, бедные учителя Михель Хаазе («Записки учителя Михеля Хаазе», 1859) и Ганс Ун-вирш («Голодный пастор», 1863), аптекарь Филипп Кристеллер («Аптека „Лесной великан"», 1873), доктор права Карл Кумгарт («Летопись Птичьей слободы», 1896) и др. Герои Раабе, как правило, не сетуют на тяжелую жизнь, не задаются вопросом, почему она такова, а стараются найти в ней позитивные стороны. Однако это не всегда им удается. Они в большей мере, чем герои бидермейерской литературы, оказываются связанными с окружающей действительностью: страдает от деспотичности своих хозяев Михель Хааз, вынужден смотреть, как под напором технической революции исчезает с лица земли Птичья слобода, Карл Кумгарт и т. д.
В ранней повести В. Раабе «Хроника Воробьиной улицы» („Die Chronik der Sperlingsgasse", 1856) была намечена одна из основных тем творчества писателя - тема «маленького человека» и его мира, которая во многом схожа с ее бидермейерским вариантом. Герой повести профессор Вахгольдер, рассказывая историю своей жизни, упоминает важные исторические события прошлого: войну с Наполеоном, революцию 1848 г. и даже осаду Севастополя, но все они отступают на второй план, меркнут перед сентиментальными воспоминаниями о его детстве и юности, прошедших в маленьком мирке одной из окраин Берлина. Профессор напоминает жан-полевс-кого Вуца, который в своей более чем скромной жизни умел находить положительные моменты. Не случайно Раабе упоминает в повести и самого Жан-Поля, и его учителишку Вуца. Юмор и ирония, которыми окрашены воспоминания Вахгольдера, создают особую атмосферу, характерную для многих произведений Раабе. Однако они не нарушают идилличности созданного им «малого» мира простого человека. Завершая свое повествование, Вахгольдер пишет: «...Моя лампа меркнет и скоро погаснет. Усталой рукой я закрываю окно и записываю эти последние строки: Приветствую все их сердца днем и ночью; приветствую тебя, большое, спящее отечество; приветствую тебя, маленький, тесный, темный переулок; приветствую тебя, великая, творческая сила, которой являешься ты - вечная любовь! - Аминь! Это конец Хроники Воробьиной улицы!».
Тема сна, образ «уснувшей родины», возникающие в конце произведения, довольно убедительно показывают, что автор не жаждет перемен, которые изменили бы этот тихий уголок, который столь дорог его сердцу. Жизнь обитателей Воробьиной улицы, как и сама улочка, становится равнозначной таким понятиям, как Отечество и великая любовь. «Малый» круг бытия становится единственным убежищем для простого обывателя, когда вокруг него бушуют политические грозы. В воспоминаниях Вахгольдера события, происходящие когда-то на Воробьиной улице, сливаются в обобщающий образ «старого доброго времени», идеализированного прошлого, что не характерно для реалистической литературы в целом, однако автор смотрит на это уходящее прошлое из настоящего, а это уже выводит его за границы бидермейера.
Тема «малой» родины, образ «старого доброго времени», внимание к миру обыкновенного человека возникают в большинстве произведений В. Раабе. Писатель на протяжении всего своего творческого пути не утратил веры в их позитивное значение в жизни человека. В одном из поздних произведений - романе «Летопись птичьей слободы» („Die Akten des Vogelsangs", 1896) - Раабе вновь обращается к сюжету, очень схожему с сюжетом повести «Хроника Воробьиной улицы», что подчеркивает и их почти повторяющиеся названия. Герой романа, доктор права Карл Кум-гарт, также вспоминает о годах детства и юности, которые связаны с небольшим предместьем Берлина, именовавшимся Птичьей слободой. Прожив достаточно долгую, насыщенную жизнь, он в полной мере понял, как дорого ему все, что связывает его с «малой» родиной, образ которой дополняет предметный мир. Многозначен эпизод, когда друг детства Карла Кумгарта после смерти матери сжигает оставшиеся вещи. «.Среди домашнего скарба, отправляемого в печь или топку кухонной плиты нашим скитальцем, не было ни одного предмета, с которым меня не свя-78
зывали бы воспоминания, теперь так ярко разгоравшиеся у меня на глазах, чтобы тут же превратиться в пепел. Начиная с подвала и до самой крыши не было в этом доме ни одного гвоздика, на котором не висело бы что-нибудь дорогое для меня ... Мы словно переносились в давно минувшие дни и вновь переживали их. Ту неделю, когда мы опустошали чердак, где скопился весь домашний хлам, я не забуду всю свою жизнь» [7].
Предметный мир в романе В. Раабе играет значительную роль, но, в отличие от литературы бидермейера, вещь становится не объектом любования, приметой обыденного мира, ее обобщенный образ становится своеобразным символом безвозвратно ушедшего времени.
В. Раабе, обращаясь к отдельным темам, образам, характерным для литературного бидермейера, дополняет их национальным компонентом. Если обращение к национальным традициям, языку, колориту (напр., в произведениях А. Дросте-Хюльсхоф) ведет к созданию своеобразного локуса, то Раабе стремится к выводам-обобщениям о будущем немцев. Эти лирические размышления, на наш взгляд, вносят в произведения Раабе реалистическое звучание, так как в них заключается движение от частного к общему, масштабному.
Схожие суждения содержатся во многих других произведениях писателя («Записки учителя Михеля Хаазе», «Наследство Теклы, или История одного знойного дня», «Старые гнезда» и др.). На наш взгляд, это обусловлено влиянием общего хода немецкой литературы 60-70-х гг. XIX в., нацеленной на конкретно-историческое изображение действительности.
Таким образом, в творчестве В. Раабе тенденции литературного бидермейера также получают иное толкование и наполняются иным содержанием. Художественный мир писателя, вобравший в себя, наряду с другими составляющими, традиции литературы немецкого бидермейера, менялся на протяжении многих лет под влиянием исторической и литературной среды, что и определило особенности интерпретации черт этого литературного течения и его общую динамику в немецкой литературе второй половины XIX в.
Развиваясь в иных историко-культурных условиях, тенденции литературного бидермейера обрели новое значение и дали импульс к становлению нового литературного направления. Это явилось завершающей фазой развития литературы немецкого бидермейера, когда она перестала существовать как отдельное самостоятельное явление.
Примечания
1. Hamann R. Geschichte der Kunst von der alt-christlichen Zeit bis zur Gegenwart: in 2 Bd. Brl., 1955. Bd. II.
S. 62.
2. Pongs H. Wilhelm Raabe. Leben und Werk. Heidelberg, 1958. S. 134.
3. Цит. по: Лозинская Л., Фрадкина Е. Вильгельм Раабе // Раабе В. Повести и новеллы. М.: Худож. лит., 1959. С. 25.
4. Mayer G. Die geistige Entwicklung Wilhelm Raabes. Göttingen, 1960.
5. Кондратенко Л. И. Новеллы Вильгельма Раабе 60-х годов (к проблеме жанра): дис. ... канд. филол. наук. М., 1977.
6. Raabe W. Ausgewählte Werke: in 6 Bd. Hrsg. S. P. Goldammer, H. Tichter. Brl.: Weimar, 1964. Bd. 6. S. 222.
7. Raabe W. Ausgewählte Werke: in 6 Bd. Hrsg. S. P. Goldammer, H. Tichter. Brl.: Weimar, 1964. Bd. 6. S. 126.
Notes
1. Hamann R. Geschichte der Kunst von der alt-christlichen Zeit bis zur Institute of technology : in 2 Bd. Brl., 1955. Bd. II. S. 62.
2. Pongs H. Wilhelm Raabe. Leben und Werk. Heidelberg, 1958. S. 134.
3. Cit. by: Lozinskaya L., E. Fradkina Vilgelm Raabe [Wilhelm Raabe] // Raabe V. Povesti i novelly - Novels and short stories. M. Khudozh. lit. 1959. P. 25.
4. Mayer G. Die geistige Entwicklung Wilhelm Raabes. Göttingen, 1960.
5. Kondratenko L. I. Novelly Vilgelma Raabe 60-h godov (k probleme zhanra) : dis.... kand. filol. nauk[Novels of Wilhelm Raabe of the 60-ies (to the problem of genre): dis. ... Cand. of Philology]. M. 1977.
6. W. Raabe Ausgewählte Werke : in 6 Bd. Hrsg. S. P. Goldammer, H. Tichter. Brl. : Weimar, 1964. Bd. 6. S. 222.
7. Raabe W. Ausgewählte Werke : in 6 Bd. Hrsg. S. P. Goldammer, H. Tichter. Brl. : Weimar, 1964. Bd. 6. S. 126.