• финансово-эксплуатационные:
- эксплуатационные расходы;
- стоимость строительства;
- доходы, генерируемые объектом недвижимости.
Влияние факторов может происходить одновременно на различных уровнях, а учитываться последовательно, в зависимости от степени детализации оценки и вида оцениваемой стоимости [2]. Процесс ценообразования в строительстве учитывает индивидуальный характер строительной продукции и условия взаимодействия в инвестиционном процессе основных участников строительного процесса.
Литература
1. Экономика строительства: Учебник для вузов / Под ред. д. э. н., проф. И. С. Степанова. — М.: Юрайт, 2004.
2. Александров В. Т. Ценообразование в строительстве: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2001.
3. Фридман Дж., Ордуэй Ник. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. Пер. с англ. - М.: Дело, 1997. - 480 с.
Хеджирование как метод смягчения рыночных рисков Сантикова А. А.
Сантикова Алина Аслановна / Santikova Alina Aslanovna - аспирант, кафедра предпринимательства и логистики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается хеджирование как способ управления финансовыми рисками, дано определение понятия «хеджирования», а также были рассмотрены хеджирование финансовых инструментов, базовыми из которых являются форварды, фьючерсы и опционы, позволяет управлять разнообразными финансовыми рисками, а также сглаживать колебания рыночных факторов, что незаменимо в сложившихся условиях крайне высокой неустойчивости рыночной ситуации.
Ключевые слова: хеджирование, рыночные риски, страховые риски, финансовые инструменты, форварды, фьючерсы и опционы.
Использование хеджирования в качестве способа защиты от риска на сегодняшний день актуально, поскольку такой финансовый инструмент срочной сделки направлен либо на компенсацию возможных убытков фирмы, либо на страхование недополучения прибыли.
Хеджирование используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков1. «Хеджирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений».2
'Словари и энциклопедии на Академике © Академик, 2000-2014: http ://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/19310.
2Галанов В. А. Производные финансовые инструменты: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит». - М.: ИНФРА-М, 2014. - с. 128.
Использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену одного, связанного с ним инструмента, или на генерируемые им денежные потоки, называется хеджированием.
Между страхованием и хеджированием есть важное различие. В случае страхования сокращается риск потерь, но отклоняется и возможность получения прибыли. Без страхования ЛПР надо платить страховую премию, чтобы исключить риск потерь, но у него сохраняется возможность получить прибыль.
Согласно Закону РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. ФЗ от 10.12.2003 N 172-ФЗ), «страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления».1
К страховым рискам относятся изменения цены актива, процентной ставки или валютного курса, и их можно смягчать с помощью производных инструментов.
Одной из специфических форм страхования имущественных интересов является хеджирование - система мер, чтобы уменьшить риск финансовых операций в результате неблагоприятных изменений курсов валют, процентных ставок, цен на сырьевые товары. Такие меры включают в себя валютные оговорки, форвардные операции, опционы.
Опираясь на приведенные выше определения хеджирования и страховых рисков, можно сделать несколько выводов касательно понятия хеджирования:
- хеджирование - это инструмент управления рыночными рисками, связанными с финансовыми и экономическими показателями, т. е. хеджирование является финансовым инструментом управления рисками;
- хеджирование является основным инструментом минимизации рыночных рисков;
- для рационального использования хеджирования необходима разработка четкой и эффективной программы хеджирования, которая помогает снизить уровень риска до минимума;
- хеджирование является важной частью системы управления рыночными рисками, и в настоящее время это одно из самых перспективных направлений в риск-менеджменте.
Таким образом, разработка программы хеджирования и стратегии ее реализации играют важную роль в обеспечении стабильного функционирования организации. Эффективно разработанная программа хеджирования позволяет компании добиться следующих результатов:
- снизить ценовые и валютные риски, связанные с закупками сырья и поставкой готовой продукции. В результате уменьшаются колебания прибыли и улучшается управляемость производством;
- уменьшить риск и затраты при заключении сделки;
- обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политические резервы или заключать длительные форвардные контракты;
- чтобы облегчить аттракцион кредитных ресурсов: банки принимают во внимание застрахованную валюту в высшей норме; то же обращается к контрактам для поставки готовой продукции;
- хеджирование, применяемое на больших временных интервалах, повышает цены продаж и понижает цены покупок сырья на 5 -10 %4;
'Некоммерческая интернет-версия Консультант Плюс © 1997-2016 Консультант Плюс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183326;fld=134;from=1307-6;гМ=203280.5164915177Ш08;^=02032808008472374497551.
27
- хеджирование высвобождает ресурсы компании и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых компания имеет конкурентное преимущество. 1
Применение хеджирования на практике зачастую требует применения систематизированных и структурированных знаний в области риск-менеджмента. Поэтому многие компании прибегают к использованию различных моделей хеджирования. Ниже представлена одна из возможных моделей хеджирования, а также подробно разобраны этапы реализации данной программы хеджирования.
Так как хеджирование представляет собой метод смягчения рисков, причем применимый преимущественно для определенного типа рисков - рыночных, то прежде, чем его применять и выделять на него соответственно бюджет, необходимо выявить все риски компании (проекта и т. д). и идентифицировать все рыночные риски среди них. Это невозможно сделать без системного подхода к риск-менеджменту в организации.
Процесс системного управления рисками состоит из нескольких этапов и предполагает решение следующих задач2:
1) идентификацию рисков;
2) оценку рисков (частоту возникновения, масштабы и последствия рисков);
3) воздействие на потенциальные риски;
4) мониторинг и контроль рисков (сбор и анализ информации о возникающих в процессе реализации проекта рисках, действия, направленные на ликвидацию рисков и др.);
5) финансирование рисков;
6) оценку результатов.
Определение стратегических целей компании (проекта и т. д) является начальным этапом, в том числе и для программы хеджирования. Данный этап включает в себя анализ и прогнозирование внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на компанию, а также выявление потребностей организации, которые могут возникать в рамках ее стратегии и планов на дальнейшее развитие. Определение, что называется, «риск-аппетита» компании.
В результате у компании появляется полная осведомленность о большинстве рисков, которые могут возникать в процессе осуществления финансовой, коммерческой и экономической деятельности компании. Определяются те риски, которые можно отнести к категории рыночных рисков.
Затем проводится оценка рисков, выявленных в предыдущем этапе исследования.
Формирование карты рисков компании подразумевает классификацию рисков по принципу значимости (опасности). Она обеспечивает двухмерную (или более) картину рисков и может быть использована как для анализа деятельности отделов предприятия, так и его продукции, проектов и других вопросов, представляющих интерес. В результате заполнения данной карты появляется четкое представление об оценках вероятностей успеха и неудачи, и выделяются те виды деятельности, которые требуют большего контроля3. Можно создать отдельную карту для рыночных рисков, чтобы было легче разработать стратегию хеджирования данных рисков.
'Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций / 2-е изд., М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - с. 244.
2Ценина Т. Т., Ценина Е. В. Управление рисками инновационных проектов // Коммерция и логистика. Сборник научных трудов. Выпуск 9 / Под ред. В. В. Щербакова, А. В. Парфенова и Е. А. Смирновой, СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011 - 315 с., с. 165-168.
3Ценина Е. В., Ценина Т. Т. Использование матриц риска при управлении рисками в цепях поставок // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сборник научных статей, выпуск XIV / Под ред. проф. М. Г. Лапаевой. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. -222 с., с. 186-190.
Последний этап - это собственно разработка и непосредственная реализация стратегии хеджирования.
Стратегия хеджирования - это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для минимизации рыночных рисков. 1
Реализация стратегий хеджирования рыночных рисков должна сопровождаться контролем за выполнением принятых решений. В процессе реализации программы хеджирования должен осуществляться анализ эффективности принятых стратегий хеджирования. При этом необходимо вести учет по ошибкам и недостаткам стратегий, выявленных в ходе реализации.
Хеджирование посредством финансовых инструментов, базовыми из которых являются форварды, фьючерсы и опционы, позволяет управлять разнообразными финансовыми рисками, а также сглаживать колебания рыночных факторов, что незаменимо в сложившихся условиях крайне высокой неустойчивости рыночной ситуации.
Форвард представляет собой соглашение купить или продать некоторые активы, называемые «базисными», в определнный момент в будущем по заранее определенной цене2. Форвард является внебиржевой сделкой и заключается напрямую между контрагентами (посредниками могут являться дилеры), поэтому основным преимуществом данного вида сделок является гибкость, то есть партнеры могут внести в контракт любые достигнутые договоренности.
Фьючерс - по сути тот же форвард, только заключается на бирже и в связи с этим является стандартизированным контрактом со строго определенными количеством, качеством и сроками поставки или расчетов по каждому виду актива. Поэтому при заключении фьючерса согласовываются только цена и количество заключаемых контрактов. Биржа гарантирует исполнение всех фьючерсов, покупаемых или продаваемых на бирже3.
Опцион представляет собой контракт, дающий право на покупку или продажу какого-либо актива в будущем по определенной цене. Если при заключении форварда или фьючерса у обеих сторон соглашения возникает обязательство исполнить его в определенный момент в будущем, то в случае сделки с опционом обязательство возникает только у продавца контракта в случае, если покупатель контракта воспользуется своим правом потребовать его исполнения.
Опцион может быть как биржевым, так и внебиржевым и приобретать качества, присущие каждому виду сделок: в первом случае стандартизированность, но высокая ликвидность, во втором - гибкость, относительно низкая ликвидность, риск недобросовестного партнера.
Главное преимущество опциона состоит в том, что он дает возможность ограничить невыгодные колебания рынка и отказаться от исполнения контракта в случае, если движение рынка произошло в благоприятном направлении, а хеджирование посредством форвардов и фьючерсов ограничивает как отрицательные, так и положительные колебания денежных потоков.
*Новрузлу Э. А., Старостенко С. В. «Основы анализа и управления предпринимательскими рисками», электронный науч.-эк. журнал 2014 г. с. 2-5.
2Энциклопедия финансового риск-менеджмента / под ред. А. А. Лобанова и А. В. Чугунова.
- М.: Альпина Паблишер, 2003. - с. 98.
3Энциклопедия финансового риск-менеджмента / под ред. А. А. Лобанова и А. В. Чугунова.
- М.: Альпина Паблишер, 2003. - с. 107.
Литература
1. Галанов В. А. Производные финансовые инструменты: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит». - М.: ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
2. Натенберг Ш. Опционы: Волатильность и оценка стоимости. Стратегии и методы опционной торговли: Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013.
3. Новрузлу Э. А., Старостенко С. В. «Основы анализа и управления предпринимательскими рисками», электронный науч.-эк. журнал 2015 г. с. 2-5.
4. Ценина Е. В., Ценина Т. Т. Использование матриц риска при управлении рисками в цепях поставок // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сборник научных статей, выпуск XIV / Под ред. проф. М. Г. Лапаевой. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 222 с., с. 186-190.
5. Ценина Т. Т., Ценина Е. В. Управление рисками инновационных проектов // Коммерция и логистика. Сборник научных трудов. Выпуск 9 / Под ред. В. В. Щербакова, А. В. Парфенова и Е. А. Смирновой СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011 -315 с., с. 165-168.
6. Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций / 2-е изд., М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 544 с.
7. Халл Д. К. Опционы, фьючерсы и другие производные финансовые инструменты. М.: Вильямс, 2014. 1052.
8. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / под ред. А. А. Лобанова и А. В. Чугунова. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 786 с.
9. Словари и энциклопедии на Академике © Академик, 2000-2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/19310.
10. Некоммерческая интернет-версия Консультант Плюс © 1997-2016 Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onlin e.cgi?req=doc;base=LAW;n=183326;fM=134;fшm=13076;md=203280.5164915177120 08^=02032808008472374497551.
11. Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998-2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/
Возобновление Великого Шелкового пути как катализатор экономического развития стран участниц Урустимова А.
Урустимова Арайлым / Uгustimova АгаНут - магистр, кафедра логистики и управления транспортными системами, Институт управления и информационных технологий, Московский государственный университет путей сообщения, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется возобновление Великого Шелкового пути. Возрождение древнейшего торгово-экономического коридора - Великого Шелкового пути - это многовекторная, комплексная стратегия возобновления трансконтинентальных взаимоотношений между странами евроазиатского континента. Проект по возрождению Великого Шелкового пути не ограничен формированием исключительно инфраструктуры. Это концепция межгосударственных взаимоотношений.
Ключевые слова: эффективность, возобновление, транспортные коридоры, культурные связи, целесообразность.