Научная статья на тему 'Анализ основных факторов, влияющих на ценообразование объектов гражданского строительства'

Анализ основных факторов, влияющих на ценообразование объектов гражданского строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
751
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯНИЕ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборина Анна Владимировна

В статье приведен анализ основных факторов, которые оказывают влияние на процесс ценообразования объектов строительства. Выделены три уровня основных факторов, определены последствия их влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ основных факторов, влияющих на ценообразование объектов гражданского строительства»

3. Конвенции и рекомендации. Международная Организация Труда. - Женева: 1991. т. I - 1159 с.; т. II -2247 с.

4. Росстат [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ шsstat_main/шsstat/ш/statistics/population/ (дата обращения: 28.03.2016).

5. Бурлака Н. П. Укрепление страховых механизмов пенсионной системы России в целях ее совершенствования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-3 с. 38-41.

Анализ основных факторов, влияющих на ценообразование объектов гражданского строительства Оборина А. В.

Оборина Анна Владимировна / Oborina Anna Vladimirovna - старший преподаватель, кафедра экономики и управления промышленным производством, гуманитарный факультет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье приведен анализ основных факторов, которые оказывают влияние на процесс ценообразования объектов строительства. Выделены три уровня основных факторов, определены последствия их влияния.

Ключевые слова: строительная отрасль, факторы, влияние, ценообразование.

Ценообразование в строительстве - это механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке.

Цена услуг и продуктов в условиях рынка является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на экономическое положение фирмы. Основные показатели производственной деятельности фирмы связаны с ценами и зависят от них. Цена является основой планирования и финансирования капитальных вложений, расчёта эффективности инвестиционных проектов, организации внутрипроизводственных экономических отношений, оценки итогов деятельности фирмы, исчисления экономического эффекта от внедрения новой техники.

Цена - это экономическая категория и инструмент развития отрасли. Цена влияет на развитие строительного производства, повышение его эффективности через свои функции. Главная функция цены - это количественное выражение стоимости создаваемой строительной продукции. Как измерительный инструмент, цена определяет затраты общественно необходимого труда по организации материальных процессов и финансовых операций. Кроме того, она выполняет и стимулирующую функцию по снижению трудовых, материальных и денежных затрат в строительстве и повышению его эффективности [1].

На формирование цен в целом влияют различные факторы, такие как издержки на изготовление и сбыт продукции, конъюнктура целевого рынка и соотношение спроса и предложения, ценовая политика фирмы. Но также существует ряд факторов, которые напрямую оказывают влияние на стоимость объектов строительства в частности. Эти факторы могут быть отнесены к трем различным иерархическим уровням.

Первый уровень (региональный) - уровень влияния факторов, носящих общий характер, не связанных с конкретным объектом недвижимости и не зависящих непосредственно от него, но косвенно влияющих на процессы, происходящие с недвижимостью на рынке, и, следовательно, на оцениваемый объект. К первому уровню относятся следующие 4 группы факторов:

• социальные:

- базовые потребности в приобретении объектов недвижимости, в варианте их использования;

- тенденции изменения численности населения, его омоложения или старения, размер семьи, плотность заселения, др.;

- стиль и уровень жизни.

• экономические:

- общее состояние мировой экономики; экономическая ситуация в стране, регионе, на местном уровне; финансовое состояние предприятий;

- факторы спроса: уровень занятости, уровень доходов и тенденции его изменения, платежеспособность, доступность кредитных ресурсов, ставки процента и арендной платы;

- факторы предложения: наличие источников и условия финансирования строительства и реконструкции, число объектов, выставленных на продажу; затраты на строительно-монтажные работы и тенденция их изменения, налоги.

• физические:

- климатические условия, природные ресурсы и источники сырья, рельеф, топография, почва и др.;

- экология.

• политические (административные):

- политическая стабильность, безопасность;

- налоговая политика, финансовая политика, предоставление разного рода льгот;

- зонирование: запретительное, ограничительное или либеральное;

- строительные нормы и правила: ограничительные или либеральные;

- услуги муниципальных служб: дороги, благоустройство, инженерное оборудование, общественный транспорт, школы, противопожарная служба;

- наличие и совершенство законодательства (об ипотеке, о собственности, об операциях с недвижимостью, в области экологии, о залоге, в области строительства, о кредитной политике и др.).

Второй уровень (местный) - уровень влияния локальных факторов в основном в масштабе города или городского района. Эти факторы непосредственно связаны с оцениваемым объектом и анализом аналогичных объектов недвижимости и сделок по ним. Ко второму уровню относятся следующие факторы:

• местоположение:

- по отношению к деловому центру, местам труда, жилым территориям, автодороге, зеленым массивам, коммунальным учреждениям и т.п.;

- наличие и состояние коммуникаций;

- наличие объектов социально-культурного назначения;

- размещение объектов в плане города (района), примыкающее окружение.

• условия продаж:

- особые условия сделок; мотивы продавцов и покупателей;

- условия финансирования: сроки кредитования; процентные ставки; условия выделения средств.

Третий уровень - уровень влияния факторов, связанных с объектом недвижимости и во многом обусловленных его характеристиками. К третьему уровню относятся следующие факторы:

• физические характеристики:

- физические параметры: площадь, размеры, форма, материал постройки, год постройки или реконструкции, этажность и др.;

- качество строительства и эксплуатации, привлекательность, комфорт;

- наличие коммунальных услуг;

- функциональная пригодность.

• архитектурно-строительные:

- стиль, планировка, конструкции и т. д.;

- объемно-планировочные показатели и др.

• финансово-эксплуатационные:

- эксплуатационные расходы;

- стоимость строительства;

- доходы, генерируемые объектом недвижимости.

Влияние факторов может происходить одновременно на различных уровнях, а учитываться последовательно, в зависимости от степени детализации оценки и вида оцениваемой стоимости [2]. Процесс ценообразования в строительстве учитывает индивидуальный характер строительной продукции и условия взаимодействия в инвестиционном процессе основных участников строительного процесса.

Литература

1. Экономика строительства: Учебник для вузов / Под ред. д. э. н., проф. И. С. Степанова. — М.: Юрайт, 2004.

2. Александров В. Т. Ценообразование в строительстве: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2001.

3. Фридман Дж., Ордуэй Ник. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. Пер. с англ. - М.: Дело, 1997. - 480 с.

Хеджирование как метод смягчения рыночных рисков Сантикова А. А.

Сантикова Алина Аслановна / Santikova Alina Aslanovna - аспирант, кафедра предпринимательства и логистики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается хеджирование как способ управления финансовыми рисками, дано определение понятия «хеджирования», а также были рассмотрены хеджирование финансовых инструментов, базовыми из которых являются форварды, фьючерсы и опционы, позволяет управлять разнообразными финансовыми рисками, а также сглаживать колебания рыночных факторов, что незаменимо в сложившихся условиях крайне высокой неустойчивости рыночной ситуации.

Ключевые слова: хеджирование, рыночные риски, страховые риски, финансовые инструменты, форварды, фьючерсы и опционы.

Использование хеджирования в качестве способа защиты от риска на сегодняшний день актуально, поскольку такой финансовый инструмент срочной сделки направлен либо на компенсацию возможных убытков фирмы, либо на страхование недополучения прибыли.

Хеджирование используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков1. «Хеджирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений».2

'Словари и энциклопедии на Академике © Академик, 2000-2014: http ://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/19310.

2Галанов В. А. Производные финансовые инструменты: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит». - М.: ИНФРА-М, 2014. - с. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.