ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2009. № 5
Н.О. Аркин
(аспирант кафедры этнологии исторического факультета МГУ
имени М.В. Ломоносова)*
ХАСИДСКАЯ ОДЕЖДА: САМОБЫТНОСТЬ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИОНННОСТЬ
Статья представляет собой обобщающее исследование одежды хасидов. В работе показана связь между духовной культурой хасидских общин и деталями их костюма; передано восприятие хасидами одежды как части религиозного ритуала; проанализированы все элементы хасидского костюма, начиная с головного убора и заканчивая обувью, а также происхождение таких непременных атрибутов облика хасида, как борода у мужчины и парик у женщины. Приводится религиозное и/или мистическое обоснование различных особенностей костюма хасидов. Обращается внимание на отличие в ряде случаев облика хасидов ХАБАДа от других дворов движения.
Ключевые слова: хасидизм, ХАБАД, цадик, шаатнез, фачейле, купке, брустех, штернтихл, кипа, ермолка, каскет, капелюч, кнейч, самет, спо-дик (сподек), штраймл, собл, цойбл, колпик, талес котн, цицит, гдилим, лапсердак, капота, тиш халат, иешиве халат, бекеч, гартл, гИадб Аойзн, цниут, браху, сота.
The article draws a summary of Hasidic attire. It demonstrates a connection between spiritual culture of Hasidim and their traditional dress. Hasidim regard their dress as a part of the ritual. The article analyses all elements of Hasidic dress, from headgear to shoes, and the origin of such Hasidic attributes as man's beard and woman's wig. The article gives religious significance of features of Hasidic dress and analyses the difference in appearance between Chabad Hasidim and other Hasidim.
Key words: hasidism, Chabad, zaddik, shatnez, fatscheile, kolpik, brustech, sterntichel, kippah, yarmulke, kashket, kapeluch, kneitsch, samet, spodik/ spodek, schtreimel, kolpik, taleskoten, tzitzit, gdilim, labzedakl, kapota, tish
robe, yeshiva robe, bekishe, hartel, rhalb rhoisn, tzniut, brachu, sota.
* * *
Хасидизм — это религиозно-мистическое движение в рамках иудаизма, появившееся в XVIII в., сочетающее в себе элементы традиционного раввинизма, возникшей в то же время мессианской «ереси» саббатианства и мистики в духе лурианской каббалы и являющееся ответом на кризис в восточноевропейском еврействе. Социальный состав движения — низшие и средние слои еврейской
* Аркин Никита Олегович, тел.: 8-499-151-75-78, e-mail: smeagorl2002@mail.ru.
диаспоры1. Не отрицая роли религиозного обучения, хасидизм уделяет больше внимания эмоциональному восприятию Всевышнего и Торы. Между хасидизмом и другими течениями ортодоксального иудаизма не существует догматических различий.
Большинство исследователей считают, что хасидизм представляет собой субконфессиональную группу в рамках иудаизма. Сами же хасиды, прежде всего, определяют себя как евреев. Для них иудаизм представляет собой единое, монолитное вероучение. (Исключение составляют неортодоксальные течения, которые не воспринимаются подавляющим большинством как иудейские.)
При этом хасиды подчеркивают свой особый путь в иудаизме. Этот путь, как уже было сказано, связан с эмоциональным, личным восприятием Всевышнего, слиянием человека с Абсолютом, в противовес более рационалистическому подходу ортодоксального раввинизма2.
Для нас принципиальным является не конкретная идентификация хасидского движения (этническая/субконфессиональная группа), а тот факт, что, будучи замкнутой общностью3, хасиды строго придерживаются выработанных ими норм традиционной культуры, как духовной, так и материальной. Если показать связь материальной и духовной культур в жизни этой группы, это даст возможность исследовать пути формирования традиционного хасидского костюма.
Одежда человека многое может сказать о его социокультурной принадлежности. Причем не только в традиционном обществе, но и в урбанизированной среде. Для традиционных культур в высокой степени характерна сакрализация различных сторон повседневной жизни, в частности одежды. В полной мере это относится и к хасидам как неотъемлемой части еврейской ортодоксии.
На данный момент хасидизм не представляет собой единого движения, а распадается на большое количество так называемых «дворов». Двор — это группа приверженцев определенного цадика
1 См.: Дубнов Ш. Возникновение хасидизма. Жизнь и деятельность Исраэля Бешта // Евреи в Российской империи XVIII—XIX вв. М., 1995.
2 Полевые материалы автора (далее — ПМА) (Вопросник 2005 г.). См. также: ДубновШ. Указ. соч.; IdelM. Hasidism: Between Ecstasy and Magic. N.Y., 1995; и мн. др.
3 Это не означает полной закрытости хасидского сообщества. Несмотря на ряд замкнутых на себе дворов, хасиды ХАБАДа, например, активно ведут просветительскую деятельность в РФ и США. Под замкнутой общностью подразумеваются тесные контакты преимущественно с хасидами и восприятие своего пути как наиболее правильного для членов сообщества. Поэтому хасиды в большинстве случаев заключают браки между собой (ПМА, Вопросники 2005, 2008 гг.) и т.п. Безусловно, такая закрытая система способствует сохранению традиций.
(ивр. праведник). По данным профессора М.А. Членова, хасидских дворов сейчас насчитывается не менее 704. Все основные дворы выделились в результате появления новых цадиков. Цадик — это посредник и связующее звено между Богом и людьми. Изначально считалось, что цадиком может стать любой человек, путь к этому — духовное самосовершенствование. В действительности почти сразу после смерти основателя начали образовываться целые династии цадиков. Вокруг них формировался круг учеников, которые и создали ядра будущих дворов. Некоторые из них отличаются только почитанием другого цадика, у иных есть серьезные идеологические расхождения — как в философии, так и в политике. Названия дворов, как правило, говорят о месте их появления: Любавичские, Сатмарские, Ружинские и т.п. Цадики и дворы могли перемещаться в другие места, но названия обычно закреплялись за ними навсегда. В наибольшей степени именно вследствие перемещений у многих дворов различается их материальная культура, в том числе и одежда.
Обратимся же к рассмотрению костюма различных хасидских дворов, чтобы увидеть, какие элементы традиционного костюма
сохранились, а какие были заменены более современными и почему.
* * *
Евреи Восточной Европы, как и всех прочих районов мира, всегда испытывали влияние тех народов, в окружении которых они жили. Правительство часто вводило регламентацию еврейского костюма, чтобы он отличался от нееврейского. Но, несмотря на это, из-за постоянных контактов и постепенных заимствований одежда евреев Восточной Европы включала множество других национальных элементов. Преимущественно это была одежда средних городских слоев. Фактически современный костюм хасида — это костюм горожанина времен зарождения течения5.
Мужская одежда рядового еврея в XVIII в. состояла из рубашки, штанов до колена, бархатного жилета — вестла (из лат. vestis — одежда), белых носков и черного шелкового пояса — гартла (из идиш-нем. Guertel — пояс). Головными уборами служили: ермолка (идиш из тур. Yaghmul — дождь), т.е. капюшон — убор, защищающий от дождя, сегодня — кипа (из ивр. — покрывать); штраймл (идиш, ласкательная форма от слова Streime — шапка) (круглая меховая шапка) или соболий колпак и сподик/сподек (идиш Spodic — тарелка, блюдце (славянская этимология)) (меховой головной убор с плоским плюшевым основанием). Кроме того обязательной частью
4 См.: Членов М. А. Хасидизм // Народы и религии мира. М., 2000. С. 850.
5 См.: НосенкоЕ.Э. Традиционная одежда евреев (http://berkovich-zametki.com). С. 14.
одежды был талес (талит) котн, или малый талит (ивр. малая шаль) — накидка с выправленными кистями цицит6.
По данным Е.Э. Носенко, костюм ранних хасидов выделялся рядом характерных признаков. Мужчины носили брюки по щиколотку, длинную капоту (фр. capote, capot — плащ с капюшоном; идиш kapote — куртка, пиджак; также может быть идиш из вульг. лат. cappa — плащ с капюшоном), лапсердак (идиш Labzedakl — покрытие для тела) (сюртук) и белые чулки. Все остальное оставалось тем же самым. Цадик носил белую атласную одежду, в то время как простые хасиды надевали ее только по праздникам7. Впрочем, некоторые исследователи считают, что ношение белой атласной одежды не было обязательным для цадика.
Женский еврейский костюм XVIII в. был ярче мужского, но использовался в основном в домашнем быту. Поверх платья надевался камзол, или вестл, отделанный вышивкой или галуном. Украшением одежды служил так называемый брустух, или брустех (идиш Brust — грудь, Tuch — платок, вместе — нагрудный платок) — широкая парчовая лента с серебряной застежкой или застежкой из полудрагоценного камня. В более поздний период лента делалась из бархата и покрывалась вышивкой8.
В Галиции и Венгрии женщины надевали на голову сложный парчовый убор, который закрывал волосы и был украшен искуст-венными цветами. Он состоял из трех частей (а у самых религиозных женщин даже из семи), которые надевались по очереди. В субботу надевалось бинде (идиш Binde — повязка) из двух полос бархата. У женщин из обеспеченных семей бинде украшалось жемчугом и бриллиантами. В XIX в. становится популярен штернтихл (идиш Stern — звезда, Tich/Tuch — платок, вместе — звездный платочек) — головной убор, который закреплялся на металлическом каркасе и бархатной подкладке и также украшался жемчугом и бриллиантами. В Литве надевали фачейле (идиш Fatscheile — платок, скорее всего, из итальянского) — белое полотно, обмотанное вокруг головы. В XIX — начале XX в., как правило, в качестве верхней части головного убора носили купке/копке (идиш повойник, скорее всего, от русского копа — ворох, копна, стог), часто имевшие форму прически, а позднее приобретшие форму шляпы.
Важной частью женского головного убора у хасидов были парик и платок, ношение которых сохраняется до сих пор.
Конечно, сейчас, особенно в России, женщины не надевают так много разных составляющих головного убора. Но, тем не менее, замужние хасидки стригутся коротко и покрывают все волосы.
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же. С. 15.
В наше время «соблюдающие» хасиды продолжают носить такие виды одежды, которые были приняты в XVП—XVШ вв. Это отличает их от большинства других течений в иудаизме. (Некоторое исключение, с нашей точки зрения, составляют хасиды в России, поскольку здесь многие традиции были прерваны на долгий период.)
Одежда хасидов, как уже было сказано выше, в большинстве случаев наделяется сакральным характером. Даже в выборе материала не только хасиды, но и вообще ортодоксальные евреи следуют заповедям Торы. Так, еврею запрещено смешивать нити изо льна и из шерсти в одной ткани, называемой шаатнез. Большинство толкователей заповеди пишут, что это такой закон, который надо просто запомнить, не задумываясь над его смыслом, иначе можно впасть в искушение. Впрочем, есть и другие объяснения. Например, Моше Маймонид полагал, что заповедь была введена потому, что шаатнез носили язычники. Высказывалась и такая точка зрения, что данный запрет предостерегает человека от вмешательства в природные процессы9.
У мужчин распространены три вида головных уборов: ермолка, шляпа и штраймл.
Непременной деталью костюма любого религиозного еврея является ермолка, или кипа. Однако ее ношение вошло в традицию не сразу. Заповеди, которая говорила бы о необходимости покрывать голову, не существует. Тем не менее имеется предписание для коhенов покрывать голову, когда они входят в Храм10. Обычай покрывать голову сложился в раннее средневековье. Покрытая голова считалась символом богобоязненности (в народной этимологии другое название кипы — ермолка — так и переводится боящийся владыки), а в средние века это было еще и отличительным признаком, по которому евреи узнавали друг друга11.
Окончательно обычай был записан в средневековом трактате, легшем в основу многих еврейских традиционных правил, — «Шульхан Арух» (ивр. — «Накрытый стол») еврейского мудреца Йосефа Каро. Там сказано: «Запрещается проходить четыре ама с непокрытой головой. С непокрытой головой запрещается произносить что бы то ни было, связанное со святостью Всевышнего. Даже маленьких мальчиков следует приучать покрывать голову, так как это знак того, что еврей признает над собой постоянную власть Всевышнего»12.
9 Дварим, 22:11 // Тора и Гафтарот. М.; Иерусалим, 2008. С. 1233. Комментарии к заповеди см. там же. М. Маймонида см. по: Электронная еврейская энциклопедия (http://www.eleven.co.il/); ПМА.
10 Шмот, 28:36—43 // Тора и Гафтарот. С. 464—466.
11 ПМА (Вопросник 2005 г., рав. Шауль Андрющак).
12 Цит. по: Ганцфрид Шломо, рав. Кицур Шульхан Арух. М., 2004. С. 14. «Кицур Шульхан Арух» (ивр. «Малый накрытый стол») — сокращенная версия трактата Й. Каро, вышедшая из под пера рав. Шломо Ганцфрида через триста лет после оригинала. Основные обычаи, кодифицированные в обеих книгах, идентичны.
Кипы бывают очень разных форм, размеров и даже цветов. Почти каждый хасидский двор имеет свой собственный вид кипы. У А. Фейгина в его статье, посвященной традиционной еврейской одежде, говорится, что хасиды обычно не носят вязаных, бархатных или расшитых кип13.
По словам раввина Шауля Андрющака, все дело в том, что хасидов отличает особо чувствительное отношение к вопросам «провидения». Они придают огромное значение всем тонкостям обычаев, считают, что обычаи представляют собой важный элемент служения. И потому хасид будет носить кипу только того фасона, который принят при его дворе14. Кстати, это толкование достаточно типично в среде хасидов. Многое из того, что будет описано ниже, сами носители культуры объясняют именно приверженностью традиции. Пока можно только догадываться, почему появился тот или иной тип кипы.
Впрочем, в последнее время тенденция меняется. Если раньше вязаная кипа считалась принадлежностью костюма религиозных сионистов, а, например, бархатную часто связывали с литваками, то сейчас у хасида кипа может быть и вязаной, и бархатной, и расши-той15. Это подтверждают и наши наблюдения16. Сегодня в специализированных магазинах Израиля на прилавках всегда представлены различные виды кип17.
Все ортодоксы поверх кипы надевают шляпу или шапку. Многие пожилые хасиды, родившиеся в РСФСР, носят кепку «сталинского» покроя — каскет (из фр. casquette — шапочка, из исп. casca — каска). Она вошла в современный быт хасидов как элемент одежды, который носили их отцы и деды.
Но обычно в будний день ортодоксы поверх кипы надевают черную шляпу. По шляпе, как и по кипе, можно определить, к какому направлению относится ее владелец (а также его происхождение, социальный статус и достаток).
Существует 34 основных типа шляп. Например, Любавичские хасиды носят шляпу кнейч (идиш Kneich — складка) с изогнутыми полями и продольным заломом тульи. Некоторые, на манер Седьмого Любавичского Ребе, делают второй, поперечный залом и, как и он, сдвигают шляпу на лоб.
Другой тип шляпы — капелюш (укр. капелюх, через польский kapelusz/kapeluch из ит. cappeluchio — шапка, фуражка, малахай) напоминает кнейч, но у него не изогнуты поля и нет заломов. Это
13 См.: Фейгин А. Еврейская одежда // Еврейский обозреватель (http://www jewukr.org/observer). С. 1.
14 ПМА (рав. Шауль Андрющак).
15 Там же (напр., рав. Шауль Андрющак, Борух Горин).
16 Там же (Вопросник 2005 г.).
17 Там же (напр., рав. Шауль Андрющак, Борух Горин).
принадлежность польских хасидов. Оба упомянутых вида шляп сделаны из твердого фетра. Другие хасидские шляпы, как правило, изготавливаются из велюра.
Вижницкие и сатмарские хасиды носят самет (идиш Samet — бархат) — низкую велюровую шляпу, сделать или купить которую стоит очень дорого. Этот тип шляпы один из самых роскошных, и представителям менее богатых дворов он просто не по карману независимо от традиций. Впрочем, по некоторым версиям, и среди Вижницких и Сатмарских хасидов самет носят только раввины и цадики, а остальные хасиды этих дворов надевают обыкновенно сподик — высокий узкий цилиндрический головной убор с основанием в форме тарелки18.
Еще один вид шляпы у хасидов — уже упоминавшийся штраймл (в Польше назывался также словом «колпак») — куполообразная ермолка, обшитая лисьими или, в редких случаях, собольими хвостами. Штраймл — это головной убор женатых мужчин. По А. Фейгину, на данный момент этот головной убор является чисто хасидским. Подобной точки зрения придерживался и Б. Горин. Но есть и другие мнения по этому вопросу. Например, М.А. Членов считает, что штраймл мог быть деталью костюма любого ортодокса, а с XIX в. закрепился преимущественно в хасидской среде. Существует два десятка типов штраймлов, но в основном бытует три: собственно штраймл — широкий и низкий, правильной цилиндрической формы; чернобыль (укр. полынь) — низкий, широкий, нестрогой формы, лохматый и сподик — высокий черный цилиндрический. Штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, чернобыль — украинские, сподик — польские. Из нехасидских течений сподики встречаются у миснагедов. Некоторые типы штраймлов носят только главы общин и цадики. Например, сойбл (шойбл), или цобел (соболь: 1 — идиш, 2 — иврит).
Другой вид нестандартного штраймла — колпик — маленькая шапочка, нечто среднее между сподиком и штраймлом. На наш взгляд, возможны две трактовки этимологии названия. Это слово имеет общие корни либо со словом «колпак» (возможно, это просто его словоформа), либо со словом «колпь», «колпица» (ж. колпик — чубатая птица из семейства цапель).
У цадиков из Ружинской династии штраймл в центре конусообразный.
Хасиды по-прежнему носят длинные пряди волос у висков — пейсы (идиш pejes — виски), как и их предки. Частое исключение составляют хабадники19.
У хасидов (кроме Ружинских) не принято надевать галстук. А. Фейгин видит причину этого в том, что галстук напоминает
18 См.: ФейгинА. Указ. соч.
19 См.: Фейгин А. Указ. соч. С. 2; ПМА (Борух Горин).
крест, а отношение к символам христианства у большинства хаси-
20
дов отрицательное20.
Однако более правдоподобной представляется другая версия. Многие раввины, с которыми нам доводилось беседовать, говорили, что из-за галстука нарушается связь между головой и всем остальным телом, так как перекрываются энергетические потоки. По каббале, нельзя перекрывать человеку горло, которое является одним из важнейших энергетических каналов21.
Как и раньше, обязательной частью одежды хасидов является уже упоминавшийся нами талес котн, или арбеканфес (ивр. четырехугольное одеяние). Это такая накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Талес котн носится под одеждой, а кисти выправляются наружу. В большинстве случаев накидка сделана из белой шерсти с черными полосами, а сквозь отверстия по краям продеты нити цицит, образующие кисти. Ношение нитей цицит, собранных в кисти (ивр. гдилим), является одной из заповедей Торы. В кисти вплетается голубая нить22. Объяснения этой заповеди часто приводятся разные, но их объединяет одно — нити цицит носятся для того, чтобы напоминать еврею о Всевышнем. По некоторым комментариям, нити цицит должны предостерегать от совершения преступлений, которые отталкивают Шехину (Божественное присутствие, энергия, наполняющая мир)23. Можно усмотреть связь между заповедью носить цицит и обычаями разных народов завязывать узелки «на память».
Важной частью мужского костюма по-прежнему остается лапсердак (сюртук). Он также относится к одежде XVIII в., которую носили не только евреи, но и другие представители третьего сословия. Лапсердак — длинный черный, как правило шелковый, сюртук без карманов с глубоким разрезом и двумя пуговицами сзади.
Из других видов хасидской одежды и сегодня наиболее распространены капоты, халаты и бекечи.
Капота — это черная будничная одежда хасидов. По виду капоты можно определить двор, к которому принадлежит владелец, а иногда и регион, выходцем из которого он является. Например, у польских хасидов капота короче и имеет сзади глубокий разрез — шлиц. А у вижницких хасидов капоты длинные, наглухо закрытые, из простой ткани часто с черными полосами24.
Халат — костюм для особых случаев. Тиш халат (идиш — ритуальный), шелковый, вышитый черным по черному, — празд-
20 См.: Фейгин А. Указ. соч. С. 2.
21 ПМА.
22 Бемидбар, 15:37—41, Дварим, 22:12 // Тора и Гафтарот. С. 894—895, 1233.
23 Там же. Комментарии.
24 Фейгин А. Указ. соч. С. 2.
ничный. Йешиве халат (идиш Уе8Ыуе — религиозная школа), сделанный из дешевой ткани без подкладки, предназначенный для занятий в иешиве или колеле (еврейских учебных заведениях).
Бекеч, или бекеш (венгерск. сюртук, кафтанчик или чекменек на меху), — атласный плащ с двумя карманами сзади. Его надевают поверх халата во время религиозных праздников и по субботам. Носят его, правда, не все хасиды25.
Традиционная одежда хасидов застегивается справа налево. Это объясняется определенными каббалистическими соображениями. Застегивая одежду справа налево, хасиды показывают преобладание Божественной милости над Божественной суровостью.
Характерной чертой хасидского мужского костюма являются закругленные лацканы, свидетельствующие об особой приверженности традиции, потому что так носили в те времена, когда зарождалось движение.
На заре хасидизма многие цадики носили белое полотно — китл. Со временем китл поменял свою функцию на сакрально-погребальную. В нем хоронят покойников, он является символом чистоты и непорочности.
Как уже говорилось, мужчины-хасиды, когда молятся, надевают гартл — пояс, сплетенный из черной шелковой нити. Хасиды считают, что он отделяет «чистую» часть тела от «нечистой». Гартл бывает открытый (у польских, белорусских и украинских хасидов) и закрытый (у венгерских и румынских). В первом случае — это гладкая лента, во втором — лента, продольно свернутая в трубочку. По ширине гартла обычно можно определить социальный статус человека.
Раввины и дайоним (судьи) надевают более широкий пояс, чем простые общинники. Впрочем, это не распространяется на Белзских или Гурских хасидов26.
Хасидские брюки делятся на два вида: обычные черные брюки и брюки до колена (г^алб гЫйзн) — изначально форма одежды венгерских хасидов27.
У хасидов принято носить чулки. Некоторые застегиваются сзади на пуговицы. Чулки, как правило, бывают белого цвета28. Хасиды ХАБАДа эту традицию часто не соблюдают29.
Обувь у подавляющего большинства хасидов в основном одинаковая — туфли с тупым носом и низким подъемом. Хасидские туфли не имеют шнурков, так как, согласно Торе, после прикосно-
25 Там же. С. 2—3.
26 Там же.
27 Там же. С. 1.
28 ПМА (рав. Хаим Арон).
29 Там же (Борух Горин).
7 ВМУ, история, № 5
97
вения к туфлям надо омыть руки, а шнурок может развязаться и на улице30.
Важной чертой облика хасида является борода. Хасиды не стригут бороды. В книге «Ваикра» содержится запрет брить или стричь бороду (как и подстригать волосы вокруг головы)31. Существует два обоснования подобной традиции. Главным является религиозный запрет (нельзя изменять облик, данный человеку Богом, борода — один из внешних признаков, отличающих мужчину от женщины). В ряде случаев этот религиозный запрет дополняется мистическим объяснением (по каббале, через волосы на лице проходят определенные энергетические каналы).
Особое внимание в ортодоксальном иудаизме уделяется женской одежде. На данный момент мы не можем выделить какие-то особенности женского костюма, которые были бы характерны только для хасидского течения. Есть мода, изменяющаяся от года к году и от двора ко двору. В той или иной степени она изменяется под влиянием и нееврейского окружения. Можно выделить только региональные различия.
Большая часть требований к одежде женщины-хасидки совпадает с традиционными еврейскими требованиями. Одежда женщины не должна быть яркой. Даже незамужней женщине пристало носить одежду, покрывающую те места, которые надлежит скрыть от посторонних глаз. А замужней тем более, так как она «посвящена только мужу» и «запрещена всему миру». Каждой девушке и женщине надлежит позаботиться, чтобы длина платья и рукавов ее одежды была достаточна. Платье или юбка обязательно должны закрывать колени. Рукава одежды в идеале должны доходить до кистей. Точно так же женщине не следует носить одежду со слишком большим вырезом или тонкую, прозрачную, через которую просвечивает кожа.
Запрещается носить и мужскую одежду, например брюки. Поскольку религиозные семьи часто бывают большими и бедными, многие женщины носят дешевую синтетику.
В еврейской традиции существует так называемый принцип цниес (ивр. скромность, покрытость). Этот принцип распространяется на все сферы жизни. Например, девушке или женщине не разрешается петь в присутствии мужчин. Даже ее муж, отец, сын или брат не могут молиться или произносить браху (ивр. благословение), слыша ее пение.
Женщина, если она слышит пение другой женщины или если другая женщина в поле ее зрения не полностью одета, может мо-
30 Фейгин А. Указ. соч. С. 1.
31 Ваикра, 19:27 // Тора и Гафтарот. С. 693.
литься или произносить браху. Если же она сама одета не полностью, она может произносить браху, но молиться не может.
Девушке или женщине категорически запрещено жать руку мужчине или мальчику, танцевать или позволять себе какие-либо жесты, которые Традиция толкует как интимные. Эти запреты относятся и к помолвленной паре.
Обычно раввины приводят три основные канонические причины необходимости соблюдения принципа цниес. Во-первых, нескромно одетая девушка или женщина нарушает одно из основных предписаний еврейской морали. Во-вторых, как уже было сказано, мужчине не разрешается молиться, произносить браху или даже учить Тору, когда он видит женщину (в том числе собственную жену или дочь), одетую не надлежащим образом. В-третьих, одеваясь нескромно, женщина вызывает у мужчины греховные мысли. Считается, что та женщина, которая одевается «неприлично», наводит беды на свой дом, на свою семью. А скромная (цнуа) охраняет и себя и свой дом.
Как и 200 лет назад, женщина-хасидка после замужества должна ходить с покрытой головой. Открывать волосы можно только в своей семье. Этот обычай окончательно сформулирован в Талмуде, в трактате «Кетубот»32. Там говорится, что этот запрет является заповедью Торы и следует из стиха о соте (женщине, которую муж подозревает в измене)33. Запрет исходит из двух постулатов. Во-первых, как и в случае с мужчиной, покрытая голова, согласно Традиции, подчеркивает богобоязненность. Во-вторых, женщина не должна стараться нравиться кому-либо кроме своего мужа. В ряде случаев говорится, что так женщина выражает мужу покорность. Этот запрет закреплен в «Шулхан Арух».
Важным элементом внешнего убранства ортодоксальной иудейки, в особенности хасидки, является парик. Когда хасидизм зарождался, парики носила большая часть еврейских женщин и отнюдь не по ритуальным соображениям. Это было своего рода компромиссом между желанием быть привлекательной для своего мужа и необходимостью не открывать волосы перед посторонними мужчинами. Хасидские женщины либо закрывали голову платком, либо надевали шелковый парик. Теперь парик используется в большинстве случаев.
Парик обычно носят рыжий или красноватый. Он изготавливается из своих и/или чужих волос. По головному убору можно определить представительниц разных течений. Одни носят только
32 Напр.: Babylonian Talmud, Ketyboth 72a. Soncino, 1961. P. 449; См. также: Талмуд. Мишна и Тосефта. М., 2004. Т. 3. С. 147.
33 Бемидбар, 5:18 // Тора и Гафтарот. C. 830—831.
парики, другие — только платки на бритую голову, третьи — непременно шляпки поверх париков и т.д. Но все сходятся на том, что ни один волос на голове замужней женщины не должен выбиваться наружу34.
Незамужняя женщина не обязана покрывать голову, и все же часто хасидки стараются прятать волосы и до замужества, считая, что лучше сделать больше, чем требует Галаха, нежели что-либо упустить.
В соблюдении многих из описанных нами обычаев хасиды двора ХАБАД выделяются рядом характерных особенностей.
ХАБАД (ивр. акроним: хохма — мудрость, бина — понимание, даат — знание) — течение в рамках хасидизма, основанное цадиком Шнеур Залманом из Ляд в конце XVIII в. и соединяющее в себе традиции рационального, талмудического подхода к Торе и эмоционального восприятия Всевышнего, принятого у хасидов. В России сегодня ХАБАД — наиболее сильное ортодоксальное течение и фактически единственный хасидский двор.
Одежда хабадников в большей степени, чем у хасидов остальных дворов, приближена к современным реалиям. Как правило, она сохраняет только самые необходимые атрибуты традиционного костюма. Так, например, отдельные представители двора носят сюртуки, но большинство в обыденной, не религиозной жизни перешли на пиджаки и другую современную одежду35. Хабадник может надеть не только пиджак, но и обувь со шнурками. Разумеется, он не будет носить костюм, выходящий за рамки религиозного понимания «приличий», однако примет те формы одежды, которые не противоречат фундаментальным представлениям движения (как моральным, так и ритуальным). Хотя хасиды ХАБАДа иногда отступают от традиционной модели, саму основу хасидского и вообще ортодоксально еврейского образа жизни они стараются не затрагивать.
* * *
Итак, хасидизм не создавал для себя отдельного вида одежды. Основой хасидского костюма является одежда европейского горожанина XVIII в. Вместе с тем надо понимать, что формирование костюма хасидов происходило в определенных условиях и в период своего появления он уже отличался от нееврейского. Это обусловливалось внутренними обычаями диаспоры, причинами социального характера, а также законами государств, где жили евреи.
34 ПМА.
35 Там же (Борух Горин).
Однако в настоящее время та одежда, которую когда-то носили все религиозные евреи, сохранилась преимущественно у хасидов. Но, несмотря на то что хасиды всегда очень трепетно относились к своей традиции даже в мельчайших деталях, со временем в их костюм включались некоторые более поздние элементы. Оказывала свое влияние и региональная специфика. Это одна из причин разнообразия одежды разных хасидских дворов.
При этом именно в хасидизме в гораздо большей степени, чем в других иудейских течениях, костюм стал одним из важнейших признаков групповой идентичности (хотя у всех иудейских деноминаций одежда играет особую роль). Какие-то детали одежды изначально имели мистическую подоплеку. Иным сакральное значение стали придавать с течением времени. Сегодня практически вся одежда современных хасидов наполнена тем или иным сакральным смыслом, и само ее своеобразие определяется прежде всего верностью Традиции.
Список литературы
1. Дубнов Ш. Возникновение хасидизма. Жизнь и деятельность Исраэля Бешта // Евреи в Российской Империи XVIII—XIX вв. М., 1995.
2. Ганцфрид Шломо, рав. Кицур Шульхан Арух. М., 2004.
3. Носенко Е.Э. Традиционная одежда евреев (http://berkovich-zametki. com).
4. Талмуд. Мишна и Тосефта. М., 2004. Т. 3.
5. Тора и Гафтарот. М.; Иерусалим, 2008.
6. Фейгин А. Еврейская одежда // Еврейский обозреватель (http://www jewukr. org/observer).
7. Хасидус по-русски. Библиотека. Цниут (http://www.chassidus.ru/library/ ko tomar/tzniut.htm).
8. Членов М.А. Евреи // Народы и религии мира. М., 2000.
9. Членов М.А. Иудаизм // Народы и религии мира. М., 2000.
10. Членов М.А. Хасидизм // Народы и религии мира. М., 2000.
11. IdelM. Hasidism: Between Ecstasy and Magic. N.Y, 1995.
Поступила в редакцию 11.01.2009