Сторчак М.В.
Аспирант кафедры государственно-конфессиональных отношений. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Харизматические свойства Ленина в культуре Советской гражданской религии*
Аннотация. Советская идеология делила всю историю человечества на два периода -до октября 1917 года и после октябрьской революции 1917 года. Вся прошедшая история объявлялась подготовкой к тому моменту, когда человечество из «царства необходимости» перепрыгнет в «царство свободы»; когда «греховный» мир станет «очищенным» и «освященным». «Эпоха, открытая Великой Октябрьской революцией, - учила советская пропаганда, - явилась мощным стимулирующим фактором социального развития миллионов трудящихся масс, перехода огромных масс людей от стихийного участия в историческом процессе к сознательной деятельности, превращения их в активных творцов исторического процесса». С течением времени происходит процесс сакрализации советской истории и её вождей, ритуализация гражданской жизни общества. Данный факт говорит о формировании новой, советской религии - «гражданской религии» (Ж.Ж. Руссо) в СССР.
Советские люди воспитывались на известном стихотворении, главным лейтмотивом которого являлись следующие строки - «Всем известно, что Земля начинается с Кремля...». Центральным сакрализованным местом становится Мавзолей В.И. Ленина, рядом с которым находятся могилы видных коммунистов, возведенных в ранг «святых». Всё это вместе с Музеем В.И. Ленина составляло мистический центр новой, коммунистической цивилизации. «Но у мавзолея - особые функции и значение. Во время двух главных коммунистических праздников, 7 ноября и 1 мая (аналоги Рождества и Пасхи), на него взбирались вожди. Только здесь два раза в год ... даровалось высочайшее благо - видеть верховных кремлевских жрецов. .Посещение этого капища становится для жителей страны священной минутой. Мавзолей материализовал мистику коммунизма.
Ленин превратился в бога новой антихристианской цивилизации, стремившийся охватить весь мир». «Божественное предназначение» Ленина - быть бессмертным, вечным и не умирающим - пропагандировалось в следующих лозунгах советской эпохи: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить»; «Ленин и сейчас живее всех живых» и т.п. А его «божественная» чистота и непорочность (в отличие от всех других людей на земле) подчеркивалась следующей фразой: «Ленин - самый человечный человек». Такого рода мировоззренческие идеи носят псевдо - или квазирелигиозный характер, что требует постановки новых подходов в решении проблем философии религии.
Ключевые слова: гражданская религия, культура, бог, советская идеология, Ленин, харизма.
Storchak M.V.
Post-graduate student of the Department of state-confessional relations. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.
Charismatic properties of Lenin in the culture of Soviet civil religion
* © Сторчак М.В., 2024.
Харизматические свойства Ленина в культуре Советской гражданской религии
Abstract. Soviet ideology divided the entire history of mankind into two periods: before October 1917 and after the October Revolution of 1917. All past history has been declared to be a preparation for the moment when humanity will leap from the "realm of necessity" to the "realm of freedom"; when the "sinful" world becomes "cleansed" and "sanctified." "The epoch opened by the Great October Revolution," Soviet propaganda taught, "was a powerful stimulus for the social development of millions of working masses, for the transition of vast masses of people from spontaneous participation in the historical process to conscious activity, and for their transformation into active creators of the historical process." With the passage of time, there is a process of sacralization of Soviet history and its leaders, ritualization of the civil life of society. This fact testifies to the formation of a new, Soviet religion - "civil religion" (J.J. Rousseau) in the USSR.
The Soviet people were brought up on a well-known poem, the main leitmotif of which was the following lines: "Everyone knows that the Earth begins with the Kremlin..." The central sacral-ized place is the Mausoleum of V.I. Lenin, next to which are the graves of prominent communists, elevated to the rank of "saints". All this, together with the Lenin Museum, constituted the mystical center of the new, communist civilization. "But the mausoleum has special functions and significance. During the two main Communist holidays, November 7 and May 1 (analogues of Christmas and Easter), it was climbed by leaders. Only here twice a year... The highest blessing was granted - to see the supreme priests of the Kremlin. ... A visit to this temple becomes a sacred moment for the inhabitants of the country. The mausoleum materialized the mysticism of communism. Lenin became the god of a new anti-Christian civilization that sought to encompass the whole world. Lenin's "divine destiny" - to be immortal, eternal and not dying - was propagated in the following Soviet-era slogans: "Lenin lived, Lenin lives, Lenin will live"; And his "divine" purity and purity (unlike all other people on earth) was emphasized by the following phrase: "Lenin is the most humane man." Such ideological ideas have a pseudo- or quasi-religious character, which requires new approaches to solving the problems of the philosophy of religion.
Key words: civil religion, culture, God, Soviet ideology, Lenin, charisma.
Введение
Магия советского вождизма основывалась на дуализме двух религиозных или квазирелигиозных содержаний, на которые обращал внимание ещё Дж. Фрэзер в работе «Золотая ветвь». Изучая древнюю магию, он выдвинул два пути к формированию идеи человека-бога:
- в древности «... царей почитали не только как священнослужителей, посредником между человеком и богом, но и как богов, способных оделить подданных и поклонников благами, которые, как правило, считаются находящимися вне компетенции смертных и испрашиваются путём молитвы и жертвоприношения у сверхъестественных, невидимых существ»;
- наряду «. с представлениями о мире как месте пребывания различ-
ных духов, дикарь обладает другим
- возможно, ещё более архаическим -представлением, в котором мы можем обнаружить зародыш современного понятия естественного закона или взгляда на природу как на совокупность событий, совершающихся в неизменном порядке без вмешательства антропоморфных существ».
«Дикарь, в отличие от цивилизованного человека, почти не отличает естественного от сверхъестественного»,
- делает вывод фрэзер. институт вождизма в истории ХХ-ХХ1 веков показывает, что и «современные дикари» зачастую не отличают «естественного от сверхъестественного». В советском вождизме чудесным образом сочетались несочетаемые, дуалистически выраженные друг к другу положения: естественный ход развития истории и наличие
вождей-демиургов, воздействующих на ход исторического развития. Последнее положение находит свое подтверждение в политической мифологии, которая фокусируется на идее «сверхчеловека» - «реального человека, которого общественное сознание абсолютизирует, наделяя свойствами, превосходящими человеческую ограниченность, сообщающими ему могущество для реализации «желаемого»».
Харизматические свойства Ленина Сверхъестественными свойствами «сверхчеловека» Ленин стал наделяться в советской культуре ещё при жизни. Приписываемые ему харизматические свойства перемежаются в творчестве советских творцов культуры с таким качествами, которые в различных религиозных вероучениях сопровождаются мистическими свойствами самого Бога. К ним относятся следующие сверхъестественные качества:
- Всевидящий. «Целенаправленная, всевидящая ленинская мысль» - таков лейтмотив советского идеологического посыла, отображающего образ Ленина в литературе. Этот ленинский дар не носил одноразового или сиюминутного характера:
И Ленин смотрит вечными глазами В такую даль, что и сказать нельзя.
(В. Луговской «Новые стихи»)
«Эти вечные глаза Ленина, устремлённые в грядущее, - писал поэт, - стали для меня символом жизни и победы всего нашего народа, всего, что есть лучшего и достойного в человечестве».
Пророческий дар Ленина заключается в следующем - «землю всю охватывая разом, видеть то, что временем закрыто» (В. Маяковский). Поэт Степан Щипа-
чёв выделяет ярчайшею черту в духовном облике вождя - его историческую прозорливость, умение предвидеть ход будущих событий. «Он знает, видит, в чём России сила и чем грядущее озарено», - пишет Щипачёв в поэме «Домик в Шушенском». Для лирического героя произведения не вызывает никакого сомнения тот факт, что и его судьба уже заранее была предначертана, предопределена вождём в прошлом: «Ещё я только что на свет родился, - восклицает герой поэмы, - А он уже решал судьбу мою».
Сама Октябрьская революция была предначертана Лениным за много лет до этого эпохального события:
Октябрь! Навеки свергли власть Буржуев и дворян. Так в Октябре мечта сбылась Рабочих и крестьян.
Далась победа нелегко, но Ленин вёл народ, Ленин видел далеко, на много лет вперед.
И правотой своих идей -Великий человек -Он всех трудящихся людей Объединил навек.
(А. Гайдар «В музее В.И. Ленина»)
В творчестве дагестанского поэта Аткая Джаматова подчёркивается умение Ленина видеть главное, проникать в думы и чаяния народных масс:
не в романтическом тумане Ильич увидел наш Кавказ: не только бурку над тропою И скакуна во тьме ночной, -А весь народ с его мечтою, С его бедой и нищетой.
(А. Джаматов «Письмо Ленина на Кавказ»)
- Всесильный, Всемогущий. Ветхозаветный Бог не только является создателем, творцом всего, что окружает человека. Он может и вмешиваться в природные явления, нарушая ход её естественного развития. Потому что Он всемогущ. У Николая Клюева:
Есть в Ленине керженский дух, игуменский окрик в декретах, Как будто истоки разрух Он ищет в «Поморских ответах».
.Борис, златоордый мурза, Трезвонит Иваном Великим, А Лениным - вихрь и гроза Причислены к ангельским ликам.
Для поэта Джамбула Джабаева Ленин обладает таким же свойством:
Высок Кавказ. В седых снегах наш Ала-Тау исполин.
И Крым, увенчанный чалмой жемчужных туч, упёрся в небо,
Но Ленин выше снежных гор, и Сталин выше всех вершин.
Без них, двух гениев земли, родной народ счастливым не был.
Они связали, как друзей, простор и ширь тайги,
Неву сроднили с Иртышом, Байкал и Балтику сдружили,
сказали людям всех имён - где их друзья и где враги,
И массы в битву поведя, союз народов утвердили.
(Д. Джабаев «Советский Союз»)
Быть «выше снежных гор» и «выше всех вершин», связывать как по мановению волшебной палочки «простор степей и ширь тайги», «сроднить» и «срастить» между собой реки и моря - всё это подразумевает под собой гигант-
ские силы и размеры титанов природы и истории. Таким был Ленин:
...Я был участником событий мощных
В истории людей. Что делать мне -
Простому сыну века? Говорить
О времени, о том неповторимом,
Единственном на свете. О гиганте,
Который поднялся над всей землёй,
На плечи взяв судьбу и жизнь планеты.
(В. Луговской «Середина века»)
Поэты описывают «ленинскую силу чудесную» (В. Монтвила «Тайна о Ленине») как «символ силы», «сгусток энергии». «Замечаю, что, говоря о Ленине, невольно хочется говорить обо всём, - писал Максим Горький, - пожалуй, иначе, и не может быть, потому что говоришь о человеке, стоящим в центре и выше всего».
«Центральный» образ Ленина был воплощен в СССР в многочисленных памятниках В.И. Ленина, стоящих, как правило, на центральных площадях и улицах населенных пунктов. Для скульпторов Ленин - это «новый Прометей», рука которого направляет и зовёт человечество в светлое будущее:
Страна родная велика.
Весна! Великий год!..
И надо всей страной - рука,
Зовущая вперед.
(А. Твардовский «Страна Мура-вия»)
- Всезнающий. Начиная с древнего мира, богами или героями назывались те, кто знал абсолютную сущность предметов. «Не случайно в древнейших цивилизациях, - пишет современный отечественный исследователь истории мифотворчества, - царь является, пре-
жде всего, мудрым жрецом. .Поэтому повелитель, владыка сам представал перед сознанием общества в качестве живого иероглифа - в мифическом образе полубога или сверхчеловека». Советская идеология (вероучение) щедро награждала «вождя мирового пролетариата» всевозможными превосходными эпитетами - «ленинский гений», «ленинская мудрость», «ленинская прозорливость», «ленинское предвидение» и т.п. Библией советской гражданской религии были труды «классиков марксизма-ленинизма», которых изучали, конспектировали, цитировали миллионы советских граждан:
Пускай ещё не высохли чернила, Словам уже бессмертие дано.
Сквозь вьюги девятнадцатого века, Двадцатый век. Он разглядел тебя.
(С. Щипачёв «Домик в Шушенском»)
«Разгадать», предвидеть будущее -характерное качество сверхчеловека, схожее с «предвечным предопределением» божественного волеизъявления:
Владимир Ильич Ленин так хорошо знал историю прошлого, что мог и умел смотреть на настоящее из будущего, -писал о Ленине Максим Горький в статье «О Займе индустриализации» в 1929 году, - .Он вообще, как никто до него, умел предвидеть то, что должно быть. Он умел и мог делать это - мне кажется - потому, что половиною великой души своей жил в будущем; железная, но гибкая логика его показала ему отдалённое будущее в формах совершенно конкретных, реальных».
Говоря о Ленине, представители творческой интеллигенции часто обращали внимание на его способность
предвидеть будущее, употребляя, зачастую, мнения действующих в то время руководителей партии и государства: «Особенно товарищ Сталин подчёркивает ленинскую принципиальность, веру в массы и дар революционного предвидения: «В дни революционных поворотов он буквально расцветал, становился ясновидцем, предугадывал движение классов и вероятные зигзаги революции, видя их, как на ладони»», - цитировал Сталина народный артист СССР Б.В. Щукин.
- Неутомимый. Ленина отличала не только «нечеловеческая сила» и «мудрость», но и «нечеловеческая работоспособность» и «неукротимая энергия»:
Меня изумляла его нечеловеческая работоспособность. ... И на лице, монгольского типа, играли эти острые глаза неутомимого борца против лжи и горя жизни. Иногда казалось, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами и слова, насыщенные ею, блестя в воздухе. Речь его всегда вызывала физическое ощущение неотразимой правды.
Заключение
Процесс сакрализация власти (как религиозной, так и светской) в лице царей, жрецов, императоров и т.п. имеет многовековую традицию в истории народов мира. ХХ век, который характеризуется таким явлением, как секуляризация общественных отношений, не стал исключением в череде «освещения» такого явления, как вождизм. Причём, как показала история, чем глубже секу-лярные тенденции охватывают общество, тем более ярко и выпукло выражены квазирелигиозные тенденции в отношение к властным персоналиям. Примером такого рода явления может послужить сакрализация власти в СССР,
где образы Ленина и Сталина стали выступать в сознании советского человека чуть ли не в качестве новых «богов». При этом советская идеологическая машина использовала различные виды пропаганды своих сакральных героев: от непосредственно советско-партийных мероприятий, праздников и обрядов до широкого привлечения культурного арсенала (литература, театр, живопись, кино и т.п.). Вместе с такими харизматическими свойствами «незаурядной» личности, как дары все-видения, всесильности, всезнания, пророчества и т.п. советская культура наделяла своих вождей и чисто религиозными чертами пантеистического все-присутствия (все-проникновения) во всё сущее, теистической способностью управлять и направлять советское общество на свершение героических дел и подвигов при помощи неких «невидимых сил», служить источником и смыслом человеческого существования и, наконец, оставаться бессмертными в настоящей и будущей жизни своих последователей. Отрицая, таким образом, религию в СССР, называя её «опиумом для народа», советская идеология предоставляла взамен другую религию или, как принято выражаться в современной науке, квазирелигию вождизма, мало чем отличающуюся от прошлых, настоящих и будущих феноменов сакрализации власти в мире.
References
[1] Kampars P.P., Zakovich N.M. Soviet civil ritual /
P.P. Kampars, N.M. Zakovich. - M.: Publishing house "Mysl", 1967. 255 p.
[2] Literature of creation and struggle. Socialist realism today: collection of articles. - M.: Soviet writer, 1973. 360 p.
[3] Lugovskoy V.A. Thoughts on poetry / V.A. Lu-govskoy. - M.: Soviet writer, 1960. 278 p.
[4] Novitsky P. Boris Shchukin. Life and creativity / P. Novitsky. - M.-L.: State Publishing House "Art", 1948. 314 p.
[5] On some theoretical problems of morality in developed socialism and current issues of moral education // Materials of the meeting of the Joint Scientific Council of the IML, AON and VPS under the CPSU Central Committee, held on January 19, 1975 - M.: 1975.
[6] Pankov V.K. Gorky and Soviet reality / V.K. Pan-
kov. - M.: "Moscow Worker", 1968. 352 p.
[7] Pivovarov Yu. Russian political culture and politi-
kal culture (Society, power, Lenin) // Pro et Contra. Vol. 7. № 3. 2002.
[8] Polosin V.S. Dialectics of myth and political myth-making / Abstract. doc. dis. for the job application D. Philosopher n. - M.: RNISiNP, 1998. 34 p.
[9] Trifonov L.P. Sculptor Andreev and his "Lenini-ana" / L.P. Trifonova. - M.: Publishing House "Fine Art", 1969. 87 p.
[10] Fraser JJ. The Golden Bough: A Study in Magic and Religion / J.J. Fraser. - M.: LLC "Firm Publishing House AST", 1998. 784 p.
Список литературы
[1] Кампарс П.П., Закович Н.М. Советская гражданская обрядность / П.П. Кампарс, Н.М. Закович. - М.: Издательство «Мысль», 1967. 255 с.
[2] Литература созидания и борьбы. Социалисти-
ческий реализм сегодня: сборник статей. - М.: Советский писатель, 1973. 360 с.
[3] Луговской В.А. Раздумья о поэзии / В.А. Лу-говской. - М.: Советский писатель, 1960. 278 с.
[4] Новицкий П. Борис Щукин. Жизнь и творче-
ство / П. Новицкий. - М.-Л.: Государственное издательство «Искусство», 1948. 314 с.
[5] О некоторых теоретических проблемах морали развитого социализма и актуальные вопросы нравственного воспитания // Материалы заседания Объединенного научного Совета ИМЛ, АОН и ВПШ при ЦК КПСС, состоявшегося 19 января 1975 г. - М.: 1975.
[6] Панков В.К. Горький и советская действитель-
ность / В.К. Панков. - М.: «Московский рабочий», 1968. 352 с.
[7] Пивоваров Ю. Русская политическая культура
и politikal culture (Общество, власть, Ленин) // Pro et Contra. Т. 7. № 3. 2002.
[8] Полосин В.С. Диалектика мифа и политическое мифотворчество / Автореф. докт. дис. на соиск. д. филос. н. - М.: РНИСиНП, 1998. 34 с.
[9] Трифонов Л.П. Скульптор Андреев и его «Ле-
ниниана» / Л.П. Трифонова. - М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1969. 87 с.
[10] Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж.Дж. фрезер. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. 784 с.