Научная статья на тему 'Сакральные сюжеты гражданской религии в СССР'

Сакральные сюжеты гражданской религии в СССР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сакральность / мифология / большевизм / культ / квазирелигия / sacredness / mythology / Bolshevism / cult / quasi-religion

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сторчак М.В.

История, с точки зрения идеологии большевизма, делилась на два периода – до октября 1917 года и после революции. Вся прошедшая история объявлялась как бы подготовкой к тому моменту, когда человечество из «царства необходимости» перепрыгнет в «царство свободы»; когда «греховный» мир станет «очищенным» и «освященным». В процессе эволюции советской идеологии постепенно происходит процесс сакрализации её истории, ее вождей, праздников и манифестаций, ритуализация гражданской жизни общества. Данный факт позволяет говорить о формировании гражданской религии в СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sacred characters of civil religion in the USSR

History, from the point of view of the ideology of Bolshevism, was divided into two periods before October 1917 and after the revolution. All past history was declared to be a kind of preparation for the moment when humanity would jump from the “kingdom of necessity” to the “kingdom of freedom”; when the “sinful” world becomes “purified” and “sanctified.” In the process of evolution of Soviet power, the process of sacralization of its history, its leaders, holidays and demonstrations, ritualization of the civil life of society. This fact allows us to talk about the formation of civil religion in the USSR.

Текст научной работы на тему «Сакральные сюжеты гражданской религии в СССР»

Сторчак М.В.

Аспирант кафедры государственно-конфессиональных отношений. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Сакральные сюжеты гражданской религии в СССР*

Аннотация. История, с точки зрения идеологии большевизма, делилась на два периода - до октября 1917 года и после революции. Вся прошедшая история объявлялась как бы подготовкой к тому моменту, когда человечество из «царства необходимости» перепрыгнет в «царство свободы»; когда «греховный» мир станет «очищенным» и «освященным». В процессе эволюции советской идеологии постепенно происходит процесс сакрализации её истории, ее вождей, праздников и манифестаций, ритуализация гражданской жизни общества. Данный факт позволяет говорить о формировании гражданской религии в СССР.

Ключевые слова: сакральность, мифология, большевизм, культ, квазирелигия.

Storchak M.V.

Post-graduate student of the Department of state-confessional relations. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Sacred characters of civil religion in the USSR

Abstract. History, from the point of view of the ideology of Bolshevism, was divided into two periods - before October 1917 and after the revolution. All past history was declared to be a kind of preparation for the moment when humanity would jump from the "kingdom of necessity" to the "kingdom of freedom"; when the "sinful" world becomes "purified" and "sanctified." In the process of evolution of Soviet power, the process of sacralization of its history, its leaders, holidays and demonstrations, ritualization of the civil life of society. This fact allows us to talk about the formation of civil religion in the USSR.

Key words: sacredness, mythology, Bolshevism, cult, quasi-religion.

Мифологические сказания Достоинство каждого человека в советской гражданской религии стала определяется в соответствии с тем, что, как и при каких обстоятельствах сказал о нем В.И. Ленин. Так постепенно сформировался агиографический «канон» единомышленников Ленина. Вместе с

тем, наряду с «канонической» литературой (труды Маркса-Энгельса-Ленина) имела место и литература «апокрифическая». Этим термином можно назвать многочисленные постреволюционные рассказы о Ленине, пропущенные через сито советской цензуры. Большевистские «апокрифы» подвергались идеоло-

* © Сторчак М.В., 2023.

Сакральные сюжеты гражданской религии в СССР

гической обработке и строгой цензуре, если они попадали в печать. Примеры такого рода «апокрифов» изложены в монографии академика Ю.М. Соколова «Русский фольклор»1. Характеризуя отношение к Ленину в народном фольклоре, наряду с точной обрисовкой реальной личности вождя не раз встречается гиперболическое изображение Ленина как «богатыря» или «великана». «Мало того, - пишет соколовский, - образ Ленина приобретает в народной поэзии иногда прямо-таки космический характер». Вождь «мировой революции» в советских фольклорных произведениях награждался прямо-таки внеземными эпитетами: он становится «равным облакам», его приравнивали к «солнцу» и т.п.2. В творчестве народных сказителей Ленин наделяется чертами «земного бога».

Культовые артефакты

Ленин как демиург, как строитель «царства Божьего на земле» не сумел завершить строительство нового мира. Оппозиция «жизнь-смерть» получила в советской идеологии свое трансцендентное разрешение реализацией идеи бессмертия Ленина, сакральный культ которого постепенно насаждался в советское сознание3. Его распространению способствовало строительство Мавзолея, тем самым «...важнейший советский миф получил ритуальное подтверждение»4. Вплоть до завершения советского периода истории Мавзолей выполнял функцию главной святыни страны, её символа. У гроба Ленина давались клятвы, проходили коммунистические «инициации»: всту-

1 Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941. С. 512.

2 Там же. С. 524.

3 Коновалова Ж.Ф. Миф в советской истории и культуре. СПб.: 1998. С. 63.

4 Там же. С. 64.

пление в пионеры, в ВЛКСМ, в КПСС. Так, 23 мая 1924 г. 10 тысяч московских пионеров от имени всех пионеров СССР поклялись быть верными заветам вождя. Эта клятва, названная советским автором «пионерским обетом», в дальнейшем как эстафета передавалась из поколения к поколению5.

Мавзолей стал центром коммунистической псевдорелигии, ее Меккой и Иерусалимом. Это сооружение, по мысли его создателей, должен был отражать «величие, простоту и мощь ленинских идей, утверждать своими спокойными формами незыблемость ленинского дела»6. Советские агиогра-фы писали, что усыпальница вождя — «символ его вечной жизни и его бессмертного учения». Слова о ленинском бессмертии («Ленин и теперь живее всех живых — наше сила, знание и оружие») звучали в СССР постоянно, воспринимаясь в советском обществе формально-ритуалистически.

Строительство Мавзолея для сохранения ленинских «мощей» было беспрецедентным фактом в коммунистической России. В это время в молодой советской республике активно шла компания по изъятию церковных ценностей с выносом из храмов святых мощей, с которыми боролись большевики в качестве антицерковной агитации. Этому способствовало и специальное постановление Наркомюста РСФСР «о мощах», в котором предусматривалось введение судебных дел в случае «.обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных

5 См.: Фирсов С.Л. Перевернутая религия: советская мифология и коммунистический культ (к вопросу о «новом революционном сознании» и «освобожденном» человеке // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень №1. - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 99.

6 Абрамов А. У кремлевской стены. М.: 1988. С. 8.

уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты»7. Сами же большевики были активными сторонниками кремации покойников. Так, второй тогда в большевистской партийной иерархии человек Л.Д. Троцкий призывал лидеров революции подать пример кремации своих тел в пику христианскому захоронению. Он же был против постройки на Красной площади «. недостойного и оскорбительного для революционного сознания» Мавзолея. Отношение к Ленину как к революционному вождю, по его мнению, было подменено отношением к нему как к главе церковной иерархии8. Но вскоре место захоронения «главы церковной иерархии» достаточно быстро утратило траурный смысл. Мавзолей стал объединять в себе различные идеологические функции:

- он стал высшим пьедесталом почета для руководителей государства во время празднований 7 ноября и 1 мая;

- символом коммунистического храма, а также сакральным центром новой советской цивилизации;

- местом проведения ритуала причащения к ленинским заветам во время посвящения в ряды юных ленинцев-пионеров и комсомольцев и т.д.

В советский период истории к «мощам» Ленина ежедневно тек людской поток обожающих его поклонников: от 6 до 8 тысяч человек в будние и до 15 тысяч в воскресные дни.

С 1925 года между Никольской и Сенатской башнями стали захоранивать урны с прахом верных последователей «вождя мирового пролетариата». К концу 1980-х гг. урн с прахом коммунистических лидеров и выдающихся

7 Цит. по: Кашеваров А.Н. Церковь и власть. Русская Православная Церковь в первые годы Советской власти. СПб.: 1999. С. 266.

8 См.: Фирсов С.Л. Указ. соч. С. 100.

деятелей СССР было уже более 100. Так Красная площадь стала коммунистическим культовым центром под открытым небом, символизировавшим «вечную жизнь» строителей нового мира9.

Советские священные реликвии -это не только мумифицированное тело вождя, которое находится в Доме №1 на Красной площади, в самом сакральном для советских людей месте страны -Мавзолее Ленина:

Далее идут артефакты, связанные с жизнедеятельностью Ульянова-Ленина, начиная с дома, где родился Володя Ульянов, и парты, за которой он сидел в классе и вплоть до рабочего кресла и настольной лампы Председателя Совета Народных Комисаров В.И. Ленина: 9 Там же. С. 101.

... Как дорог нам любой предмет, Хранимый под стеклом! Предмет, который был согрет Его руки теплом!

.. .Перо. Его он в руки брал Подписывать декрет. Часы. По ним он узнавал, Когда идти в Совет.

Мы видим кресло Ильича И лампу на столе. При этой лампе по ночам Работал он в Кремле.

(С.В. Михалков «В музее В.И. Ленина»)

Перо, часы, лампа, пуля и другие священные вещи Ильича перестают быть для посетителей музея безжизненными музейными экспонатами. Они оживают, функционируют, говорят. оживший предмет внутренне приближает экскурсанта к тому далёкому времени, к живому образу Ленина, усиливая общее впечатление об увиденном и услышанном на экскурсии.

Место, где находятся священные реликвии «коммунистических бо-

гов», должно быть насыщено культовыми ритуалами и обрядами. В Музее В.И. Ленина всегда проводился ритуал посвящения юных ленинцев в пионеры, в процессе которого они давал пионерскую клятву:

.Под знамя Ленина они Торжественно встают, И клятву партии они Торжественно дают:

«Клянёмся так на свете жить, Как вождь великий жил, И так же родине служить, Как Ленин ей служил!

Клянёмся Ленинским путём -Прямее нет пути! -За мудрым и родным

вождём -

За Партией идти!»

(С.В. Михалков «В музее В.И. Ленина»)

Помимо «прижизненных», «естественных», наиболее почитаемых реликвий после ухода божества из земной жизни (вознесение, нирвана) ему созда-

вали бесчисленное количество «искусственных» священных реликвий (картины, скульптурные изображения, статуи и др.). Советское время изобиловало такого рода искусственными артефактами.

Культ героев

Ведя борьбу с различными конфессиональными образованиями, с православной Церковью, большевики противопоставляли им свои святыни и своих святых. В государстве с первых дней революции начал создаваться культ новых героев. Святые, как и в христианской агиографии, подразделялись на «вселенских» (великие революционеры прошлого) и своих, доморощенных коммунистических великомученников, беззаветно отдавших свои жизни ради всеобщего блага. Уже в 1920-е гг. появляется новая «житийная литература»: книги о Ленине и его сподвижниках, о героях недавнего прошлого, о здравствовавших на тот момент революционерах. Коммунистические святцы довольно быстро пополнились новыми именами. После революции в честь новоиспечённых «святых» и главного «бога» - Ленина - стали появляться новые имена: Ви-лен (Владимир Ильич Ленин), Виленин (Владимир ильич Ленин), Виль (Владимир ильич Ленин), Владлен (Вламимир Ленин), Арвиль (армия В. И. Ленина), Ледат (Лев Давидович Троцкий), Ле-дав (Лев Давидович), Лентрош (Ленин, Троцкий, Шаумян), Лес (Ленин, Сталин) и т.д. В честь вождей уже при их жизни переименовывали города: в 1922 г. Гатчина под Петроградом получила имя героя Октября Троцкого, в 1924 г. Юзовка стала называться Сталино, Ели-заветград — Зиновьевском, Енакиево — Рыковым. В 1925 г. Спасску присвоили имя пролетарского поэта Демьяна Бедного - Беднодемьяновск и т.п.10.

10 См.: Атлас СССР. М.: Главное управле-

Культ вождя

С середины 1920-х гг. Сталин был объявлен советской идеологией лучшим учеником «великого Ленина». С течением времени он стал восприниматься не только как просто вождь «самого передового государства в мире», но и как некий сакральный символ; некий символ государства, потеря которого могла бы вызвать общепланетарную катастрофу. Характерным примером тому могут послужить советские плакаты периода «культа личности»:

«О каждом из нас заботится Сталин в Кремле» (В. Говорков, 1940);

«Любимый Сталин — счастье народное!» (В. Корецкий, 1949);

«Под водительством великого Сталина — вперед к коммунизму!» (Б. Березовский, М. Соловьев, 1951);

«Великий Сталин — светоч коммунизма!» (В. Иванов, 1949) и т.п.

Гениальный вождь «всего прогрессивного человечества» был зримым проявлением «абсолютного добра» и блага. Его власть связывалась со счастьем для всех людей мира. она не могла иметь временного ограничения11.

Сказанное выше необходимо оценивать, учитывая постепенно складывавшийся с первых лет советской власти культ Ленина как «первого свершителя» дела, «теоретического предтечи» революции, «отца-основателя» первого в мире социалистического государства. Был создан квазирелигиозный культ Ленина как Бога-отца. «Его преемник Сталин, - пишет Л.А. Андреева, - подобно древнеегипетским фараонам, по должности унаследовал божественную природу Ленина, согласно формуле: «Сталин - Ленин сегодня»»12. Религиоз-

ние геодезии и картографии МВД СССР, 1956.

11 См.: Фирсов С.Л. Указ. соч. С. 106.

12 Андреева Л.А. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легализации политической власти в России. - М.: Ладомир, 2001. С. 244.

¡if ал et ifhll iicex ctmii сиелпшиьтш г

ное отношение к вождю, чьи сочинения, наравне с трудами К. Маркса, Ф. Энгельса и Ленина, были объявлены классическими, т.е. священными. Без ссылки «на классиков» не могла обойтись ни одна научная работа, точно также, как в эпоху Средневековья никто не мог игнорировать авторитет Библии. Во времена «культа личности» образ Сталина становится третьей ипостасью Божественного начала - «Святым Духом», «источаемым» (лат. филиоквио) от классиков марксизма-ленинизма:

.Бессмертен твой образ (Ленина -М.С.)! Ты жив в напряженной борьбе,

В огнях электричества, в чистом сиянии стали,

И в песнях народа, и в нашей счастливой судьбе,

И в том, кто один в гениальности равен тебе,

Кого мы зовем, как отца и водителя, - Сталин!

(Джамбул «Песня о Ленине»)13

Для советских поэтов ленинизм/сталинизм был неиссякаемым источником для творческого вдохновения и духовного горения советского человека:

13 Кудряшов Н.И., Литвинов В.В., Реформаторская Н.В. и др. Русская литература: учебник хрестоматия. С. 374.

.Чтоб сделать

счастливой жизнь, Чтоб покончить с бедой и с войной навсегда, -Как воздух для жизни, Как хлеб и

вода, Необходим ленинизм! (А. Ласуриа «О самом необходимом»)

Именно эта «дивная сила», которую дал Ленин и Сталин, явилась для советского человека источником для дальнейших свершений и достижений. она воспитывала его волю и вела по жизни:

Есть дивная сила, что прежде не знали, -Мы в грозах ее обрели. Нам с нею открылись просторы и дали, Нам дал ее Ленин, нам дал ее Сталин -На радость народов земли.

.Сегодня та сила врачует все раны, -И край восстает из руин.

Та сила ведет нас вперед неуклонно, И четок уверенный шаг. И тверже нет воли - в огне закаленной. Вся в солнечных волнах лазурь небосклона.

Развеяны холод и мрак.

Той силы полны, мы бесстрашно, спокойно

В грядущее наше глядим. .

(Я. Колас «Родному краю и народу»)

Л. фейхтвангер привел в своей книге о посещении СССР весьма характерное замечание, которое можно назвать иллюстрацией сказанному выше: «Чего вы, собственно, хотите? — спросил меня шутливо один советский филолог.

...Демократия — это господство народа, диктатура — господство одного человека. Но если этот человек является таким идеальным выразителем народа, как у нас, разве тогда демократия и диктатура не одно и то же?»14. Так, в советской квазирелигиозной традиции объединился образ всемирного демиурга с образом мирового «отца народов», постоянные подвиги которого демонстрировали сакральную силу великого вождя «всех времен и народов».

References

[1] Abramov A. At the Kremlin wall / A. Abramov. -

M.: Politizdat 1988. 382 p.

[2] Andreeva L.A. Religion and power in Russia: Re-

ligious and quasi-religious doctrines as a way to legalize political power in Russia / L.A. Andreeva. - M.: Ladomir, 2001. 251 p.

[3] Atlas of the USSR. M.: Main Directorate of Geodesy and Cartography of the USSR Ministry of Internal Affairs, 1956. 194 p.

[4] Kashevarov A.N. Church and power. Russian Or-

thodox Church in the first years of Soviet power / A.N. Koshevarov. - St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishing House, 1999. 327 p.

[5] Konovalova Zh.F. Myth in Soviet history and cul-

ture / Zh.F. Konovalova. - St. Petersburg: Publishing house S. - Petersburg. state University of Economics and Finance, 1998. 140 p.

[6] Kudryashov N.I., Litvinov V.V., Reformatorskaya N.V. and others. Russian literature: textbook-reader Part 3. For X classes of non-Russian secondary schools / N.I. Kudryashov, V.V. Litvinov, N.V. Reformatskaya and others - M.-L.: State educational and pedagogical publishing house of the People's Commissariat of Education of the RSFSR, 1946. 388 p.

[7] Sokolov Yu.M. Russian folklore / Yu.M. Sokolov.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- M.: State. textbook teacher ed., 1941. 557 p.

[8] Feuchtwanger L. Moscow 1937 // Two views from

abroad. M., 1990.

[9] Firsov S.L. Inverted religion: Soviet mythology and communist cult (on the issue of "new revolutionary consciousness" and "liberated" man // State, religion, church in Russia and abroad. Information and analytical bulletin № 1. - M.: Publishing house RAGS, 2003. 136 p.

[2] Андреева Л.А. Религия и власть в России: Ре-

лигиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легализации политической власти в России / Л.А. Андреева. - М.: Ладомир, 2001. 251 с.

[3] Атлас СССР. М.: Главное управление геодезии

и картографии МВД СССР, 1956. 194 с.

[4] Кашеваров А.Н. Церковь и власть. Русская Православная Церковь в первые годы Советской власти / А.Н. Кошеваров. - СПб.: Издательство Спбгту, 1999. 327 с.

[5] Коновалова Ж.ф. Миф в советской истории и

культуре / Ж.ф. Коновалова. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1998. 140 с.

[6] Кудряшов Н.И., Литвинов В.В., Реформаторская Н.В. и др. Русская литература: учебник- хрестоматия Ч. 3. Для Х классов нерусских средних школ / Н.И. Кудряшов, В.В. Литвинов, Н.В. Реформатская и др. -М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1946. 388 с.

[7] Соколов Ю.М. Русский фольклор / Ю.М. Соколов. - М.: Гос. учеб. педагог. изд., 1941. 557 с.

[8] фейхтвангер Л. Москва 1937 // Два взгляда из-

за рубежа. М., 1990.

[9] Фирсов С.Л. Перевернутая религия: советская мифология и коммунистический культ (к вопросу о «новом революционном сознании» и «освобожденном» человеке // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень № 1. - М.: Изд-во РАГС, 2003. 136 с.

Список литературы

[1] Абрамов А. У кремлевской стены / А. Абрамов. - М.: Политиздат 1988. 382 с.

14 Фейхтвангер Л. Москва 1937 // Два взгляда из-за рубежа. М.: 1990. С. 208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.