Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРНЫЕ СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ КРАЖ И НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ. НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ХАРАКТЕРНЫЕ СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ КРАЖ И НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ. НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
УГОН АВТОТРАНСПОРТА / КРАЖА / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / АВТОСИГНАЛИЗАЦИЯ / ВЗЛОМ / НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЙ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ / РАДИОРЕТРАНСЛЯТОР / РАСКРЫВАЕМОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CAR THEFT / THEFT / INSURANCE COMPANIES / CAR ALARMS / HACKING / UNAUTHORIZED ENGINE STARTING / RADIO RELAY / DISCLOSURE OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанов Игорь Валерьевич, Грачев Юрий Александрович

С ростом числа автотранспорта на дорогах страны увеличивается количество преступлений, связанных с угоном автомобилей. Преступники стали использовать современные технические средства взлома, а владельцы машин стараются многоступенчатой системой охраны оградить себя от посягательств на собственность. В статье раскрыты основные тенденции в развитии способов неправомерного завладения автомобиля, приведены примеры и статистические данные по угону транспорта в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Отмечена тенденция снижения противоправных действий на фоне растущей раскрываемости. Авторы выделили список моделей наиболее угоняемых автомобилей и определили причину выбора именно этих марок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степанов Игорь Валерьевич, Грачев Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPICAL METHODS OF THEFT AND MISAPPROPRIATION OF VEHICLES BY THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG AND THE LENINGRAD REGION

With the increase in the number of vehicles on the country's roads, the number of crimes related to car theft is increasing. Criminals began to use modern hacking equipment, and machine owners are trying to protect themselves from encroachment on the property with a multi-stage security system. The article reveals the main trends in the development of methods of misappropriation of a car, as well as examples of statistical data on theft of vehicles in St. Petersburg and the Leningrad Region. A tendency towards a decrease in unlawful actions against the background of a growing detection rate was noted. The authors highlighted a list of models of the most stolen cars and determined the reason for choosing these brands.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРНЫЕ СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ КРАЖ И НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ. НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 343.97 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10586

ХАРАКТЕРНЫЕ СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ КРАЖ И НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

На примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Игорь Валерьевич СТЕПАНОВ, доцент кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук E-mail: bayker2009@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Юрий Александрович ГРАЧЕВ, начальник кафедры специальных мероприятий и специальной техники, доцент Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук E-mail: bayker2009@yandex.ru

Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Аннотация. С ростом числа автотранспорта на дорогах страны увеличивается количество преступлений, связанных с угоном автомобилей. Преступники стали использовать современные технические средства взлома, а владельцы машин стараются многоступенчатой системой охраны оградить себя от посягательств на собственность.

В статье раскрыты основные тенденции в развитии способов неправомерного завладения автомобиля, приведены примеры и статистические данные по угону транспорта в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Отмечена тенденция снижения противоправных действий на фоне растущей раскрываемости. Авторы выделили список моделей наиболее угоняемых автомобилей и определили причину выбора именно этих марок.

Ключевые слова: угон автотранспорта, кража, страховые компании, автосигнализация, взлом, несанкционированный запуск двигателя, радиоретранслятор, раскрываемость преступлений.

Annotation. With the increase in the number of vehicles on the country's roads, the number of crimes related to car theft is increasing. Criminals began to use modern hacking equipment, and machine owners are trying to protect themselves from encroachment on the property with a multi-stage security system.

The article reveals the main trends in the development of methods of misappropriation of a car, as well as examples of statistical data on theft of vehicles in St. Petersburg and the Leningrad Region. A tendency towards a decrease in unlawful actions against the background of a growing detection rate was noted. The authors highlighted a list of models of the most stolen cars and determined the reason for choosing these brands.

Keywords: car theft, theft, insurance companies, car alarms, hacking, unauthorized engine starting, radio relay, disclosure of crimes.

Гпособ совершения преступления является составляющей оперативно-розыскной характеристики, важность которой обусловлена способностью выявлять особенности совершенного преступления.

По мнению Д.Н. Жидкова, раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, является наиболее распространенным составом, содержащим признаки преступления данного

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020

вида, описываемые в ст. 158 УК РФ1, а именно — кражи.

Способ совершения краж и угонов транспортных средств сегодня действительно является отправной точкой в расследовании и раскрытии преступлений данной группы.

В механизме совершения неправомерного завладения элементы способа совершения преступления прослеживаются на всех его стадиях.

В настоящее время на рынке автоуслуг, в том числе на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, существует ряд компаний, предоставляющих профессиональные услуги по защите автотранспорта от краж и угонов. Указанные организации с целью повышения качества предлагаемых услуг, в том числе, отслеживают и собирают информацию о характерных способах и методах, которыми пользуются злоумышленники.

Рассматривая способы угона, необходимо обратить внимание на место, где преступники совершают покушение на чужую собственность.

Так, по данным интернет-портала Ugon-Avto.net, в 2018 г. 50% от всех угонов были совершены от жилого фонда, примерно равное число, в процентном соотношении, по статистике приходится на угоняемые машины от тор-гово-развлекательных центров и спонтанных стоянок — около 24%. Лишь 2% приходится на другие места2.

Несколько иная статистика представлена в научном исследовании Е.М. Павлик, в котором отражен высокий процент рассматриваемых хищений (80,5%) на проезжих частях улиц, во дворах, на неохраняемых автостоянках и парковках. Хищения их из гаражей, равно как и с платных автостоянок, по данным указанного исследования, составляют 19,5%. Автор приводит объяснение такой статистике: лица, совершающие хищения транспортных средств, при осуществлении своей преступной деятельности используют самые доступные и оптимальные варианты при выборе транспортных средств для похищения3.

На сайте UgonAvto.net представлен рейтинг угоняемости машин, показывающий, что рассматриваемый период, по выбору предметов противоправных деяний, мало чем отличается от предыдущих лет. Перечень угоняемых марок автомобилей в Санкт-Петербурге выглядит так: «ВАЗ», «Форд», «Киа», «Рено», «Хендай», «Тойота», «Хонда», «Ниссан», «Шевроле», «Мазда».

Первенство автомобилей марки «ВАЗ» не удивительно: парк этих машин в городе и облас-

ти до сих пор самый большой. Из всей линейки моделей «ВАЗ» чаще угону в Санкт-Петербурге подвергалась «Лада Приора». Высокая статистика угоняемости автомобиля объясняется большим числом образцов в городе, сравнительно ненадежной штатной противоугонной сигнализацией. Статистикой компетентных органов отмечено, что угоняемый автомобиль в основном разбирается на запасные части4. Жертвами угона отечественного автопрома с завидной регулярностью становятся и сами правоохранительные органы.

Например, с 11 на 12 апреля 2019 г. в Приморском районе пропал служебный автомобиль органов внутренних дел (ОВД) «Лада Приора», закрепленный за 17-м отделом полиции УМВД России по Калининскому району Санкт-Петербурга, что вызвало справедливое возмущение начальника ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-майора полиции Р.Ю. Плугина5.

Ранее в том же районе Санкт-Петербурга был совершен угон автомобиля «Лада Приора», закрепленного за сотрудником Управления уголовного розыска ГУ МВД России и принадлежавшего ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области»6.

Вместе с тем, если обращаться к статистике, предоставляемой страховыми компаниями, список наиболее угоняемых машин будет выглядеть несколько иначе. Страховые компании ставят на первое место в рейтинге наиболее угоняемых марку «Хендай», далее следует «Тойота» и замыкает тройку «лидеров» корейский бренд «КИА». В список также попали марки «Форд» и «Лексус».

Чаще всего преступников привлекали такие модели, как «Hyundai Solaris», «Hyundai IX35», «Hyundai Santa Fe», «Toyota Camry», «Toyota Hilux», «Toyota Land Cruiser», «KIA Rio», «KIA Sportage», «KIA Quoris», «KIA Optima», «Ford Explorer», «Ford Kuga», «Ford Focus», «Lexus LX»7.

Разница в представленных рейтингах наиболее угоняемых автомобилей объясняется тем, что данные страховых компаний не совсем объективны. За основу в их статистике берутся данные по угонам машин, застрахованных, в первую очередь, по полису добровольного страхования (в том числе от угона) КАС КО, который редко применяется к бюджетным автомобилям, например, производства «ВАЗ», «Рено» и др.

По данным «Росгосстраха», такие модели, как «KIA Rio», «KIA Sportage», «Hyundai Solaris», «Toyota Camry» пользуются популярностью у

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020

автоугонщиков из-за высокого спроса, преступники сбывают их по поддельным документам, перебивая идентификационные номера.

Анализ МВД России констатирует, что российские автоугонщики продолжают использовать «дедовские» методы «работы», но с применением и инновационных способы кражи машин. Среди основных орудий автоворов как простые механические средства взлома замков, так и электронные программаторы.

В полиции отмечают, что современные угонщики нередко разбивают боковые стекла автомобилей или взламывают дверные замки, чтобы пробраться в салон, а затем проворачивают замки зажигания или используют дубликаты ключей. Впрочем, бывает, что у воров оказываются и настоящие ключи: их либо похищают, например в торговых центрах, либо подменяют во время осмотра продаваемой машины.

Если говорить о кражах транспортных средств в целом, то следует отметить, что большинство угонщиков работают в группе. Задачи у них строго распределены. Один отвечает за выбор жертвы, разведку и процесс угона. Второй за сопровождение и транспортировку угнанного автомобиля; группа работает по проверке и переделке транспортного средства, есть члены банды, которые работают с документами, таможней, занимаются продажей автомобиля.

Совершению преступления предшествует этап подготовки. Подготовка к угону начинается с выбора автомобиля из списка заказанных. После того, как автомобиль выбран, за ним и за его владельцем некоторое время следят, чтобы понять, в какое время надо начать работать.

Автомобиль тестируется на наличие противоугонных средств. Это может быть и визуальный осмотр. Угонщики обращают внимание на видимые элементы сигнализации. Это могут быть и передающие антенны, и световые индикаторы.

Далее угонщик провоцирует срабатывание автосигнализации. У него в руках при этом находится анализатор поля. При помощи такого анализатора определяется наличие GSM спутниковой сигнализации8.

Этап подготовки к угону также может быть совмещен с моментом обслуживания автомобиля в какой-либо специализированной организации. Например, когда автолюбитель оставляет машину в сервисе, на шиномонтаже, мойке или в другом подобном месте он зачастую оставляет там ключи. Угонщики делают копию ключей или прописывают свои ключи дополнительно, иссле-

дуют автомобиль на наличие различных электронных или механических блокировок.

У угонщиков есть возможность вывести из строя или демонтировать одно или несколько скрытых реле, так, чтобы система сигнализации работала, но была существенно ослаблена. Это же касается и механических блокираторов. Очень просто и незаметно можно ослабить крепление на рулевом валу или испортить электромеханические замки9.

После подготовительного этапа следует этап непосредственного покушения на объект преступного посягательства — транспортное средство.

Зачастую злоумышленники используют самый простой способ в техническом плане — механический способ угона путем взлома замка при помощи проворота личинки отмычкой или специальной вкруткой, отжимание двери или капота при помощи пневматической подушки и последующее замыкание нужных проводов с целью запуска двигателя автомобиля.

В основном таким способом угоняют дешевые модели автомобилей, владельцы которых не хотят раскошеливаться на охранные устройства и доверяют механическим замкам, не представляющим особой преграды для взломщиков.

Другой способ применяется для автомобилей, оснащенных охранной сигнализацией; он также является относительно простым в техническом плане и называется «испытание терпения владельца», или «сигнализация сошла с ума». Задача угонщика — заставить владельца автомобиля самостоятельно выключить сигнализацию.

Для этих целей угонщики, как правило, ночью, любыми доступными методами (толчками, ударами, бросанием легких предметов, не наносящих вреда автомобилю) активируют датчик удара сигнализации, а вместе с ним сирену охранного комплекса. Спустя определенное время раздраженный ложными срабатываниями сигнализации владелец отключает ее, решив, что она вышла из строя. Как только это происходит, преступники проникают в салон, разбив стекло или провернув личинку замка, и угоняют автомобиль.

Данный способ наиболее часто используется на автомашинах, оборудованных недорогими сигнализациями, а автоворы, применяющие его, имеют низкую квалификацию.

Угоны дорогих иномарок совершаются в основном не «голыми руками». Есть специальные радиоэлектронные средства, которые можно разделить на три группы: первая из них применяет-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020

ся для проникновения в салон, что подразумевает взлом системы безопасности доступа.

Как следует из данных МВД России, к сожалению, преступники давно смогли найти с ней общий язык. Так, значительное количество современных автомобилей оснащено системами дистанционного управления дверными замками. Чтобы их обмануть, используются самые разные технические средства, но наиболее распространенным считается код-граббер. Это устройство умеет эмулировать радиокоманды оригинальных пультов дистанционного управления (их автомобилисты отдают системам охранной сигнализации или системам управления центральным замком нажатием на ключ). Зачастую такие устройства замаскированы под обычный брелок сигнализации или мобильный телефон.

Набор средств для несанкционированного запуска автомобильных двигателей, к сожалению, тоже весьма велик. Для управления работой двигателей современных автомобилей используются электронные блоки управления. Эти устройства содержат микропроцессор, который управляет работой двигателя по заложенной в нем программе. С целью обеспечения доступа к запуску двигателя предусмотрена специальная противоугонная электронная система — иммо-билайзер.

Как правило, эту систему устанавливают на заводе-изготовителе. А угонщики, чтобы запустить мотор приглянувшегося автомобиля, используют так называемые «программаторы им-мобилайзера». Их подключают к диагностическому разъему автомобиля и записывают данные другого ключа зажигания или смарт-ключа, который имеется у злоумышленников и при помощи которого можно запустить мотор. Стоимость такого оборудования сегодня составляет несколько тысяч рублей, и приобрести его можно во множестве интернет-магазинов.

Есть и еще одно средство в арсенале угонщиков, которое они используют как для запуска двигателя, так и для доступа в салон автомобиля. Это радиоретрансляторы команд управления. Они предназначены для удаленной аутентификации смарт-ключей автомобилей различных модификаций. На сленге злоумышленников такие приспособления называются «удочка», или «длинная рука».

Комплект состоит из двух устройств: первое — это блок обнаружения автомобильного смарт-ключа. Если в зоне приема блок обнаружит такой смарт-ключ, он производит радиообмен ин-

формацией со вторым устройством — эмулятором, располагаемым около «атакуемого» автомобиля. В результате расстояние, на котором возможна аутентификация смарт-ключа автомобиля, увеличивается до 300 — 400 метров. После этого автомобиль открывается, а поджидающие данного момента угонщики быстро уезжают.

Такие устройства продаются на «черном рынке» примерно за 500 тыс. руб., но окупаются они довольно быстро, поскольку применяются, как правило, для угона очень дорогих моделей.

На сайте федерального сервиса «Угона.нет» такая система под названием «Волна 2» позиционируется как устройство, предназначенное для особых отделов полиции и прочих спецслужб, которым требуется незаметное проникновение в автомобиль с различными целями. Указано, что система «Волна» работает с автомобилями, в которых установлена штатная система комфортного доступа «Keyless Go» или «Keyless Entry». Данная система также позволяет запустить двигатель автомобиля.

В списке моделей машин, которые поддерживает данная система, фактически вся линейка «BMW» — 1, 3, 5, 6, 7, X (E-серия) для европейского и американского рынка, модели производителя «NISSAN» — «TIANA», «PATROL», «GTR» последнего поколения для европейского рынка, «INFINITY FX» и «INFINITY QX» последнего поколения для европейского рынка, «TOYOTA» моделей «LandCruiser 200», «RAV4», «HIGHLANDER» для европейского и американского рынка, а также разновидности «LEXUS» — «LX570», «IS250» и им подобные для европейского и американского рынка.

На сайте указано, что устройство не предназначено для совершения противоправных действий и что федеральный сервис «Угона.нет» не занимается распространением данного продукта, а материал носит чисто информационный характер10.

Одновременно с этим на указанном сайте представлена информация, что список поддерживаемых автомобилей будет расширяться и возможно платное обновление системы, а также даны рекомендации по выбору сумки для переноски устройства.

Система «Волна» состоит из двух ретрансляционных модулей: принимающего и передающего. Принимающий модуль должен быть расположен у автомобиля, передающий — у ключа.

После включения системы между модулями устанавливается высокоскоростной цифровой канал передачи данных, что позволяет ретран-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020

слировать запросы автомобиля на ключ и обратно.

Для работы системы необходимо выполнить следующие условия:

■ принимающий модуль должен быть расположен в 30 — 50 сантиметрах от дверной ручки (в ней установлена антенна);

■ передающий модуль должен быть расположен в 1 — 5 метрах от ключа;

■ расстояние между ретрансляторами в зоне прямой видимости до 1 километра11.

Наиболее распространенный вариант дальнейшей судьбы похищенного транспортного средства — это изготовление поддельных документов или ввод в обращение документов на приобретенное ранее, но не годное к дальнейшему использованию транспортное средство.

С поддельными документами транспортные средства, как правило, продаются в соседних городах или регионах с помощью третьих лиц, паспортом которых преступники воспользовались под каким-либо предлогом.

По мнению Е.М. Павлик, легализуя и сбывая похищенные транспортные средства, преступники также зачастую прибегают к использованию всевозможных коммерческих организаций, занимающихся сделками по купле-продаже автомобилей. Реализация может происходить также под контролем руководителей этих коммерческих организаций, поскольку это дополнительная прибыль и нет заинтересованности в детальной и документальной проверке транспортного средства12.

Отметим, что по результатам проверки деятельности ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, проведенной в апреле 2019 г. в соответствии с распоряжением МВД России от 11 марта 2019 г. № 1/2390, установлено, что на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области сложилась практика оказания государственных услуг, в том числе по регистрации автомототранспортных средств, в так называемых обособленных подразделениях МРЭО, расположенных в помещениях, принадлежащих коммерческим организациям.

Результатами проверки установлено, что на объектах предоставления государственных услуг по направлениям деятельности ГИБДД (МРЭО), расположенных на территории г. Санкт-Петербурга, выявлены множественные коммерческие организации, позиционирующие себя как «обособленные подразделения МРЭО», «коммерческие МРЭО», «платные МРЭО», а, по сути, явля-

ющиеся коммерческими организациями. Деятельность указанных подразделений интегрирована в процесс оказания государственных услуг МВД России, что, по сути, привело к слиянию обособленных подразделений МРЭО с коммерческими организациями.

По данным справки, подготовленной представителями ДИТСиЗИ МВД России от 22 апреля 2019 г. № 1/419 и согласованной с руководителем инспекторской комиссии МВД России — главным инспектором МВД России генерал-майором полиции Э.Ю. Соболем, по состоянию на апрель 2019 г. на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области располагались 20 таких обособленных подразделений МРЭО, в которых в предоставлении государственных услуг задействованы 231 сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации и технические работники (общее среднее количество принимаемых данными подразделениями заявителей в день составляет 1286 человек).

В представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 76/1-428-2014 «Об устранении нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности», вынесенном 25 декабря 2014 г. по результатам проверки МВД России, отмечено, что в некоторых регионах Российской Федерации установлены факты содержания подразделений органов внутренних дел Российской Федерации за счет субъектов предпринимательской деятельности, приведены факты размещения подразделений Госавтоинспекции, предоставляющих государственные услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, в помещениях коммерческих организаций. В представлении, кроме того, указано о принятии дополнительных мер по нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел, направленных на соблюдение прав предпринимателей.

С учетом вышесказанного руководству ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (п. 15 резолютивной части справки МВД России от 22 апреля 2019 г. № 1/419) было предписано в срок до 1 мая 2020 г. обеспечить размещение подразделений, предоставляющих государственные услуги, в помещениях, принадлежащих исключительно органам внутренних дел Российской Федерации, и организовать планомерную работу с ТУ Росимущества, органами исполнительной власти и муниципальными образованиями по предоставлению помещений с последующим их закреплением на праве оперативного управления.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020

Таким образом, пока не нашла своего законодательного воплощения инициатива ряда представителей власти и общественных организаций по отмене ст. 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транс -портным средством без цели хищения».

В частности, по мнению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.А. Нилова, эта статья дает возможность угонщикам уходить от реальной ответственности за кражу автомобиля, заявляя, что они угнали авто, не имея корыстных побуждений. В итоге похитители получают меньшее наказание, чем заслужили. Парламентарий считает, что для борьбы с угонщиками вполне достаточно ст. 158 «Кража».

Квалификация лиц, занимающихся угоном автотранспорта, также не стоит на месте. Одновременно с ростом степени защищенности автомобилей растет уровень квалификации и оснащенности злоумышленников. Кроме того, появляются принципиально новые способы завладения средствами транспорта. В связи с этим органам законодательной и исполнительной власти необходимо более оперативно реагировать на развитие гражданско-правовых отношений в обществе. Указанная деятельность невозможна без соответствующего исследовательского подхода и требует более пристального внимания научных кругов.

Можно констатировать, что в целом в Российской Федерации проблема неправомерного завладения транспортными средствами пусть медленно, но меняется в лучшую сторону. Отмечена тенденция снижения противоправных действий на фоне растущей раскрываемости.

1 Жидков Д.Н. Использование специальных знаний в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений, связанных с незаконным завладением транспортным средством: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: ФГКО-УВО «СПб университет МВД России», 2017. С. 43.

2 Статистика угонов в Санкт-Петербурге в 2018 г. // UgonAvto.net, 2018. URL: https://ugonavto.net/rejting/ statistika-ugonov-v- sankt-peterburge-v- 2018-godu.html (Дата обращения: 05.10.2019)

3 Павлик Е.М. Предупреждение хищений транспортных средств: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: ФГКОУВО «СПб университет МВД России», 2015. С. 47.

4 Статистика угонов в Санкт-Петербурге в 2018 г. ...

5 Генерал Плугин: «Угонщикам разрешено воровать столько, сколько нужно!» // Сетевое издание «47 новостей» (47 news). 21.04.2019. 21:44 // URL: http:// 47news.ru/articles/155369 (Дата обращения: 29.10.2019)

6 Названы марки самых угоняемых в России автомобилей // РИА Новости. 15.05.2018. 04:00 // URL: https:// ria.ru/20180515/1520560335.html (Дата обращения: 20.10.2019)

7 Там же.

8 Современные способы угона автомобиля. Советы // Группа инсталляционных компаний «Автобастион», 2019 // URL: https://autobastion.ru/sovety/562-sposoby-ugona-avtomobiley.html (Дата обращения: 16.10.2019)

9 Там же.

10 Система для угона «Волна 2» («Удочка»)» // Сайт «Угона.нет» // URL: https://www.ugona.net/page/sistema-dlia-ugona-volna-2-udochka-276.html (Дата обращения: 25.10.2019)

11 Там же.

12 Павлик Е.М. Указ. соч.

Библиографический список

1. Генерал Плугин: «Угонщикам разрешено воровать столько, сколько нужно!» // Сетевое издание «47 новостей» (47 news). 21.04.2019. 21:44 // URL: http://47news.ru/articles/155369 (Дата обращения: 29.10.2019)

2. Жидков Д.Н. Использование специальных знаний в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений, связанных с незаконным завладением транспортным средством: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: ФГКОУВО «СПб университет МВД России», 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Названы марки самых угоняемых в России автомобилей // РИА Новости. 15.05.2018. 04:00 // URL: https://ria.ru/20180515/1520560335.html (Дата обращения: 20.10.2019)

4. Павлик Е.М. Предупреждение хищений транспортных средств: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: ФГКОУВО «СПб университет МВД России», 2015.

5. Система для угона «Волна 2» («Удочка»)» // Сайт «Угона.нет» // URL: https://www.ugona.net/ page/sistema-dlia-ugona-volna-2-udochka-276.html (Дата обращения: 25.10.2019)

6. Современные способы угона автомобиля. Советы // Группа инсталляционных компаний «Автобастион», 2019 // URL: https://auto-bastion.ru/sovety/562-sposoby-ugona-avto-mobiley.html (Дата обращения: 16.10.2019)

7. Статистика угонов в Санкт-Петербурге в 2018 г. // UgonAvto.net, 2018. URL: https:// ugonavto. net/rejting/statistika-ugonov -v-sankt -peterburge-v-2018-godu.html (Дата обращения: 05.10.2019)

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.