Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОБЪЕКТИВНОГО И СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. ЖУМАНАЗАРОВОЙ'

ХАРАКТЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОБЪЕКТИВНОГО И СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. ЖУМАНАЗАРОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Литература / художественная литература / поэзия / лирика / поэт / лирический герой / лирический объект / лирический субъект / лирическое Я / образ и др / Literature / fiction / poetry / lyric / poet / lyrical hero / lyrical object / lyrical subject / lyrical self / image / etc

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хурлиман Рахманбергеновна Алиева

В данной статье рассматривается использование объективных и субъективных образов в творчестве М.Джуманазаровой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the use of objective and subjective images in the work of M.Jumanazarova.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОБЪЕКТИВНОГО И СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. ЖУМАНАЗАРОВОЙ»

National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1112-1116 Ijtimoiy-gumanitar fanlarning dolzarb masalalari

ХАРАКТЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОБЪЕКТИВНОГО И СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. ЖУМАНАЗАРОВОЙ

Хурлиман Рахманбергеновна Алиева

Каракалпакский государственный университет

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается использование объективных и субъективных образов в творчестве М.Джуманазаровой.

Ключевые слова: Литература, художественная литература, поэзия, лирика, поэт, лирический герой, лирический объект, лирический субъект, лирическое Я, образ и др.

ABSTRACT

This article examines the use of objective and subjective images in the work of M.Jumanazarova.

Keywords: Literature, fiction, poetry, lyric, poet, lyrical hero, lyrical object, lyrical subject, lyrical self, image, etc.

В лирическом искусстве художественно отражается образ эпохи, ее важные вопросы, проблемы, высокие эстетические чувства, мысли и размышления о проблемах человека и природы. Главной особенностью лирики является передача лирического содержания через отрывки лирического героя. Объективные образы, являющиеся вспомогательным средством в реализации содержания стихотворения, дополняют образ лирического героя, углубляют его духовное всепрощение.

«Поскольку лирикой руководят чувства и эмоции, то и обсуждать их необходимо, понимая борьбу в душе главного героя, то есть необходимо изучать художественное содержание, которого в лирике не видно. Это таинственное содержание скрыто в симпатии или антипатии лирического героя к лирическому объекту, его отношении к нему, его обращениях. [1.72-74]. Таким образом, изучение предметного образа в лирике и его соотношения с художественным содержанием является одним из важнейших вопросов литературоведения.

Лирика Поэт дает духовные впечатления лирического героя в связи с явлениями во внешнем центре, и в результате

April, 2022

1112

National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1112-1116 Ijtimoiy-gumanitar fanlarning dolzarb masalalari

лирический герой окружен объективными образами его взглядов, чувств, ценностей. Объективные образы помогают раскрыть содержание, изобразить явления ярко, образно, эмоционально. В стихах М.Жуманазаровой в качестве объективных образов выступают явления, сцены, живые или неживые органы природы, люди, вовлеченные в чувства лирического героя, которые вызывают чувства лирического героя в связи с подарком или явлением.

При изучении лирических произведений М.Жуманазаровой мы решили остановиться на нескольких приемах создания предметного образа. В любовных песнях Поэт в качестве предметного образа используется образ женщины с чувствами лирического героя. При этом смола часто уподобляется природным объектам, белым воронам, ивам, в передаче характера женщины и чувства открытости девушки к ней. В мире есть надежда, Ты бедный раб. [2.32] Или:

Когда хрупкий рост согнут, Когда пальцы опухли,

Принцесса дворца без султана; воображение. Мое прошлое, мое прошлое, мое настоящее; мечтать! [2.32] Создавая образ женщины-объективного героя, Поэт передает свой внешний мир через цветок, являющийся символом женщины, и говорит, что уникальность ее внутреннего мира в том, что она птица добра, хотя и является источником доброты. Это также иллюстрирует тот факт, что прошлое всего мира, сегодня и завтра, зависит от женщины.

Во многих любовних песниях поэт лиричиская изображает образ девушки, влюбовных своего возлюбовленнлго. В сборник поэт «Еле мен...», вошлы «Кой кеулим», «Жецип ал», «Кезлерицнен», «Несер», «Бер маган», «Кезимнен таны», «Жаным», «Хдйкел», «Калганынын, еткинши бэри», привязанность дается чувствам любови, каторые задерживаютсия. Закон природы, который не меняется во времени, Мое сердце горит, это никогда не закончится, Неумение любить - это самое худшее... [3.10]

Любимый берег лирического героя представлен в образе прекрасной девушки, произнося цветы, которые являются символом юности, вместе с осенним и летним сезонами природы, чтобы дать больше, просторнее и невозможность быть вместе.

April, 2022

1113

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1112-1116

Практически во всех его стихах природные явления и явления природы используются для создания образа девушки, являющейся лирическим персонажем.

И одним из объективных образов является образ глаза, где особое место в любовных делах занимает смола. В стихотворениях Поэт «Из твоих глаз», «Познай мои глаза», «Пусть улыбнутся твои глаза», «Очи», «Посмотри на мои глаза», «Смейся со слезами на глазах», «Твои таинственные глаза» лирическая мысли героя передаются глазами. Признаюсь только себе, Узнай мою любовь по моим глазам, [3.13] Со слезами на глазах и смертью,

Я знаю только причину... [3.69] Поняв тайну от твоих глаз, Мое сердце болит... [3.120]

В этих строках поэмы мы видим, что пинхама лирического героя использовала предметный образ глаза для передачи чувств сердца. Ведь каждый человек - это зеркало своих чувств и слов. Глядя человеку в глаза, мы приходим к определенному выводу о нем. В приведенных стихах поэмы мы видим умелое использование образа глаза в передаче и понимании чувств лирического героя.

В пейзажной лирике Поэт он реализует поэтический образ, освещая конкретный природный ландшафт. Например, в стихотворении «И пришла весна» описивается конкретное природное явление - весеннее время года. Стихотворение состоит из трех стихов, в первой строке каждого стиха дана оценка и решение лиричиского героя, («И пришла весна, и пришла весна») а а следующих строках объективная реальность природы, каторая реализует это рещение, описываетсия:

Ко мне на луну пришла утка, Нежные сужения моего осязания [3.117]

В первом куплете стихотворения лиричиская ситуация сосредоточена вокруг появления весни весной,что реализуется через образы «утки» и» «гуся» символа весны и тепла. В следующее куплете расширяется лирическое состаяние, осуществляющее субъективную оценку лиричиского героя. Оригинальный пейзаж и один

Почему?

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1112-1116

предметный образ дополняюция изображениями соловьев цветов и пальм. Он поцеловал меня в щеку, Дорога вымощена зеленой травой, В цветке горит соловей, Пал всегда позирует для цветов. [3.118]

В третьем куплете усиливаются как явления в духовном мире субъекта, так и лирические условия, которые его вызывают. Красота природы и красота человека соединяются, раскрывается целостное эмоциональное художественное содержание. он создается через образы конкретного явления природы - "утка, гусь", "соловей" и "цветок и приятель".

Мир прекрасного создается в духовном мире лирического героя из конкретной природной сцены путем упоминания поэтом названий предметных образов (утка, гусь, соловей и цветок и приятель) и расположения каждого из них в ряд .

В этой части нашей работы мы кратко обсудили некоторые аспекты создания образов в лирике М.Жуманазаровой. Этот вопрос ждет своего широкого и всестороннего изучения в будущем.

Таким образом, в этой главе нашей работы мы изучили проблему как объективного образа лирического героя в воспитании М.Жуманазаровой, так и ее отношения к образу лирического героя.

REFERENCES

1. Генжемуратов Б. Моностихте лирикалык; объект хэм онын, лирикалык; кахарман образын жасаудагы керкемлик функциясы// «Хрзирги филология илиминиц эхмийетли мэселелери» атамасындагы республикалык; илимий-теориялык; конференция макалаларыныц топламы.Некис, 2013, 72-74-бетлер.

2. Жуманазарова М. Елим деп ециремесец, Некис, «Каракалпакстан», 1997.

3. Жуманазарова М. Еле мен... Некис, «Каракалпакстан», 2003.

4. Zinatdinova, G. I. (2022). THE IMAGE OF CLOSED SPACE IN I. YUSUPOV'S LYRICS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal, 3(02), 979-983.

5. Зинатдинова, Г. И. (2019). ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ЛИРИКЕ Ш. СЕЙИТОВА. Экономика и социум, (6), 369-371.

6. Алиева, Х. Р., & Байымбетов, Д. Б. (2020). МИНАЙХАН ЖУМАНАЗАРОВА ВА ФАРИДА АФРУЗ ИЖОДИДА

ИНТИМ ЛИРИКА. Интернаука, (45-2), 114-115.

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1112-1116

7. Kadirova Dilbar Salikhovna, Inagamova Feruza Khurshidovna, Agzamova Nilyufar Shukhratovna, Mukhamedzhanova Lalikhon Ashuraliyevna. (2019). CATEGORIES OF HARMONY IN THE CONCEPTIONS OF CLASSICAL SCHOLARS. International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature, (2), 293-300

8. Мухамеджанова, Лалихон Ашуралиевна (2019) «РОЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ», Научный вестник Наманганского государственного университета : Вып. 1: Вып. 9 , статья 17.

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.