National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022
Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1134-1138 Ijtimoiy-gumanitar fanlarning dolzarb masalalari
ХРОНОТОП «НОЧИ» (НА ПРИМЕРЕ ЛИРИКИ Ш.РАХМОНА И
Ш.СЕЙИТОВА)
Г. И. Зинатдинова
Базовый докторант Каракалпакского государственного университета
АННОТАЦИЯ
В данной статье изучаются особенности хронотопа ночи, на примере лирики Ш. Рахмона и Ш.Сейитова.
Ключевые слова: художественное пространство, художественное время, хронотоп, лирическое время, хронотоп ночи, пейзаж.
В любом произведении искусства автор превращает реальность жизни в прекрасную действительность. В этом случае велико значение художественного времени как составной части хронотопной системы. Художественное время в литературе рассматривается как ассимилированная форма реального времени [1]. Вопрос о художественном времени в литературоведении изучен во всех его аспектах. Ученые разработали всевозможные классификации прекрасного времени. В изучении художественного времени большое значение имеет отношение между изображённым временем и изображаемым временем. С этой точки зрения ученый Г.Н. Поспелов, разделяет время на два вида: объективное и перцептивное, которыми овладевает человек (автор) [2]. В первом же томе труда по теории литературы, авторами которого являются известные ученые Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н. отмечены такие виды времён как героическое, историческое, биографическое, фольклорное и фантастическое [3]. Если, А.Б.Есин художественное время разделил на исторические и циклические типы [4], то В.Е.Хализев выделил такие виды художественного времени, как космическое (представление о вечности), календарное (сезоны, чередование дней), суточное (день и ночь), а также действие и бездействие, прошлое, настоящее и будущие события [5]. В лирике известного каракалпакского поэта Ш. Сейитова категория художественного времени, являющееся составной частью хронотопа, имеет свои особенности. Встречающиеся здесь виды художественного времени, включает в себя циклическое (вращательное) время. Циклическое время отличается своей воспроизводимостью [6], непокорностью человеку и тем, что оно имеет свои формы пространства (эллипс, овал) [7]. В художественной
April, 2022
1134
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1134-1138
литературе циклическое время выражается через суточное время и временами года [8]. К ним относятся такие временные хронотопы, как день, ночь, горы, осень, весна, джаз и зима.
Известный ученый А.Б.Есин выдвинул такую идею «в мифологии ночь - время господства злых сил, а крики петухов - избавление от них [8]. В XIX-XX веках эта традиция изменилась в результате индивидуализации эмоционально-психологического мышления. В результате в творчестве известного русского поэта А.С.Пушкина и известного узбекского писателя А.Мухтора, ночь - пора предания ночным мыслям («Стихи, сочинённые ночью во время бессоницы» [9] или «Уйку кочганда... (Тундаликлар)» [10]), в лирике А.Ахматовой «ночь» - это время тревоги и тоски («Подушка уже горяча.»
В лирике известных узбекских поэтов Ш. Рахмон, Р.Парфи хронотоп ночи используется с пейзажем воедино. Например, в стихотворении Ш.Рахмона:
Тун келар,
кадимий осойишта тун, ой хдйдар булутлар -теваларини,
саноксиз корамтир калконлар билан дарахтлар яширар меваларини. ... Сахдрга кадар
Рангин олмаларни уйнаб отар тун [12].
По мнению исследователя времени и пространства Д. Хурсанова, поэт не сразу говорит о художественной цели. Первоначально, он опираясь на образы хроники, красиво оживляет хронотоп перед глазами читателя, а только после этого реализуется написанное время стихотворения, чувства переходят в движения. Сочетание времени и пейзажа рождает целую композиционную систему [13].
В лирике Ш.Сейитова хронотоп «ночи» приведены в стихотворениях «Стих слагается», «Запоздавшее счастье или песня о просо», «Здравствуй, золотое утро». В них хронотоп «ночи» имеет свои особенности. В стихотворении «Другу детства» хронотоп «ночи» показан следующим образом:
[11]).
Урмон, даре, парий само -Табиатнинг жамланган курки. Куриб устим ешлигимнан мен,
April, 20221 ©
National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022
Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1134-1138 Ijtimoiy-gumanitar fanlarning dolzarb masalalari
Гузалликни шу ерда курдим!
Зилол тунда турна учирган,
Акс садолар едингда, балким?! [14].
В данном случае выбор хронотопа «ночи» как поэтического лирического времени свидетельствует о мастерстве поэта в передаче идей. Потому, что ночь считается лучшим временем для раскрытия своего духовного мира и сокровенной тайны. Поэтому поэт в стихотворении «Печать памяти»: Авлод-аждодинга айтиб кет, зинхор: Илк мухаббатни хира босмасин! Сенинг едингда хам уша тун факат.
Менинг едимда хам йукдир бошкаси [14] — писал он. В поэтических стихах противопоставление ума и чувств дается на примере дня и ночи, то есть человек живущий днем умом, не замечает даже того, как дал ночью волю чувствам.
Также хронотопы «ночь» и «вечер» используются в поэтической лирике как время размышлений и вдохновения. Это ниже показано в стихотворении поэта «Стих слагается»:
Бугун менга шахсий буйум бутун бу Дуне! Бунда шох да узим; Узим гадоман! Аел!
Битта окшом уз холимга куй... - Aa -a?!. Жахлим чикмасидан мени тарк ет шу он!!! [14] В заключении, хронотоп «ночи» в лирике двух упомянутых выше поэтов близок друг другу. Если в лирике Рахмона лирический герой сквозь ночной пейзаж вспоминает годы детства, юности и первой любви, то в лирике Ш.Сейитова, ночь для лирического героя считается не только подаванием чувствам, но и временем понятия духовной красоты, беседой с природой, секретничать, признанием в любви и через них является временем духовного очищения.
REFERENCES
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва, «Художественная литература», 1979. C.376. //https://wwwfedordostoevsky.ru.
2. Поспелов Г.Н. Время и пространство в литературе.// Введение в литературоведение. Москва, «Высшая школа», 1988. СС. 73-75. // https: //www.twirpx.com.
April, 2022
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1134-1138
3. ТамарченкоН.Д., ТюпаВ.И., БройтманС.Н.Теория литературы. В двух томах. Том I. Москва, «Academa», 2004.СС.179-184.// https: //www.twirpx.com.
4. Есин А.Б. Время и пространство. //Принципы и приёмы анализа литературного произведения. Москва, «Флинта. Наука», 2000. СС. 64-65. //www.studfiles.net.
5. Хализев В.Е. Теория литературы. Москва, «Высшая школа», 2002.С. 248.
6. От художественного текста - к художественному миру. Теория. Методика. Практика. Под ред. В.В.Савельевой. - Алматы, «Фонд 21 века», 2000. СС. 121-
7. Темирболат А.Б. Проблема хронотопа в современной прозе. Алматы, 2003.
8. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. Москва, «Флинта. Наука», 2000. СС. 66-67.
9. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Москва, «ГИХЛ», 1959-1962. Том 2. Стихотворения 1823-1836. С.318. Электронная публикация. Версия 6.0. 2019г. // https: // rvb.ru
10. Мухтор Аскдд. Уйку кочганда... (Тундаликлар). Тошкент, «Маънавият»,
11. Ахматова А. Собрание сочинение в шести томах. Том 1. Москва, «Эллис Лак», 1988. стр. 24.// www.librams.ru.
12. Шавкат Рахмон. Абадият оралаб. Ташкент, «Мовароуннахр», 2012. Б.383.
13. Хурсанов Д. Шавкат Рахмон шеьриятида макон ва замон тасвири. // Хорижий филология илмий ахборотномаси, 2017, №4. ББ.67-70.
14. Сейитов Ш. Жоллар. Некис, «Каракалпакстан», 1987.
15. Zinatdinova, G. I. (2022). THE IMAGE OF CLOSED SPACE IN I. YUSUPOV'S LYRICS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal, 3(02), 979-983.
16. Зинатдинова, Г. И. (2019). ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ЛИРИКЕ Ш. СЕИИТОВА. Экономика и социум, (6), 369-371.
17. Алиева, Х. Р., & Байымбетов, Д. Б. (2020). МИНАЙХАН ЖУМАНАЗАРОВА ВА ФАРИДА АФРУЗ ИЖОДИДА ИНТИМ ЛИРИКА. Интернаука, (45-2), 114-115.
18. Куралбаева, Г. Ю., & Сагидуллаева, Ж. Н. (2020). ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭЗИИ Б.
122.
С.32.
2005.
April, 2022
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1134-1138
ГЕНЖЕМУРАТОВА. Донецкие чтения 2020: образование, наука, 199.
19. Сагыйдуллаева, Ж. (2011). Г. ЕСЕМУРАТОВАНЬЩ «ЖИЙРЕН»
КАРАКАЛПАКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ БЕРДАХА, 73(3-4), 130-132.
20. Сагыйдуллаева, Ж. (2012). ЭПИКАЛЬЩ БАЯНЛАУДА КЭРКЕМ УА^ЫТ МЭСЕЛЕСИ. ВЕСТНИК КАРАКАЛПАКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ БЕРДАХА, 17(3-4), 119-122.
21. Sagidullaeva, D. N. The Chronotope ofThe «Jannet Ba? I (Garden ofParadise) »In The Novel ofThe Same Name By Karakalpak Writer Amangeldi Khalmuratov.Theoretical & Applied Science Учредители: Теоретическаяиприкладнаянаука, (12), 556-559.
22. Kadirova Dilbar Salikhovna, Inagamova Feruza Khurshidovna, Agzamova Nilyufar Shukhratovna, Mukhamedzhanova Lalikhon Ashuraliyevna. (2019). CATEGORIES OF HARMONY IN THE CONCEPTIONS OF CLASSICAL SCHOLARS. International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature, (2), 293-300
23. Mukhamedzhanova Lalikhon Ashuraliyevna, Kadirova Dilbar Salihovna, Agzamova Nilyufar, Tulaev Avaz Ilhamovich Shuhratovna, Rajabov Shukhrat Sheraliyevich, Alimov Sardor.Formation of Cyber Space, Protecting Youth From the Danger of Cyber Extremism. (2019) International Journal of Recent Technology and Engineering. (2 S4), 612-616
ПОВЕСТИНДЕ
Г^РИЦШИ-КАХАРМАН
ОБРАЗЫ. ВЕСТНИК
April, 2022