О^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ВЕРИН Андрей Юрьевич,
ассистент кафедры уголовного процесса и криминалистики Казанского (Приволжского) федерального университета
e-mail: [email protected] 420110, г. Казань, ул. Р. Зорге, 47, кв. 114 тел. 8(987)222-7-222
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОВОГО СТАТУСА
Аннотация. В статье рассматриваются сущностные черты процесса правореализа-ции, а также выявляются особенности осуществления несовершеннолетним правового статуса. Автор выделяет следующие характерные черты реализации права: 1) правомерный поведенческий процесс; 2) правовые и организационные формы осуществления прав, свобод, законных интересов и обязанностей; 3) системность правореализации; 4) процедурно-процессуальные формы правореализации. Обращается внимание на множество неоднозначных трактовок одной из фундаментальных категорий юриспруденции и предлагается авторское определение реализации несовершеннолетним его правового статуса. Реализация правового статуса несовершеннолетним представляет собой воплощение предписаний правовых норм в различных формах его правомерного поведения (саморегуляция, осуществление индивидуального правового регулирования, реализация индивидуальных правовых актов) в общерегулятивных и конкретных правоотношениях, в ходе чего достигаются цели правового регулирования и удовлетворяются потребности, запросы, притязания, интересы не достигшей возраста совершеннолетия личности. Предлагается выделение в качестве специфической формы реализации правового статуса несовершеннолетнего учет его законных интересов в правоотношениях между иными субъектами, которые обязаны действовать в интересах несовершеннолетнего. Кроме того, делается вывод о межотраслевом характере правового статуса несовершеннолетнего и значении духовных факторов (уровень общей и правовой культуры подростков, деформированные формы правового сознания и др.), оказывающих существенное влияние на процессы правореализации.
Ключевые слова: правореализация, правовой статус несовершеннолетнего, правомерное поведение, системный характер, формы правореализации, факторы, влияющие на правореализацию.
Verin Andrej Yur'evich,
teaching assistant at the department of criminal process and criminalistics, Kazan (Volga region) federal university
THE FEATURES OF A JUVENILE LEGAL STATUS REALISATION
Summary. The article represents essential features of rights' exercise process, and reveals the aspects of a juvenile legal status realisation. The author highlights the following features of rights' exercise: 1) the lawful conduct; 2) the legal and organizational realisation of rights, freedom, legal interests, and duties; 3) a systemacity of rights' exercise; 4) the procedural
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016
УДК - 347 ББК - 67.404
exercise of rights. One of the fundamental legal notions is emphasized to have numerous ambiguous interpretations. Hence, the author's definition of a juvenile legal status realisation is introduced. A juvenile legal status realisation implements legal rules in various forms of lawful conduct (a self-regulation, individual legal regulation, and individual legal acts' realisation) in course of general regulatory and specific legal relations. Thus, the aims of legal regulations are achieved; juvenile personal needs, requirements, claims, and interests are met. It is considered, that the specific form of a juvenile legal status realisation implies his / her legal interests in legal relations among other subjects, who have to act in the interests of a juvenile.
Besides, the author refers to the interdisciplinary legal status of a juvenile and signifies moral factors (i.e. juveniles' level of general and legal culture, deformation of legal awareness, etc.) which influence rights' exercise significantly.
Keywords: rights' exercise, a juvenile legal status, a lawful conduct, systemacity, forms of rights' exercise, the impact factors of rights' exercise.
Процессы правореализации являются сложными и многогранными, а их изучение применительно к такому субъекту, как несовершеннолетний, предполагает не только учет существующих в теории права подходов к пониманию реализации права, правового статуса, частноправовых и публично-правовых отношений и других фундаментальных категорий юридической науки, но и выявление особенностей реализации несовершеннолетним всего комплекса юридических возможностей, предусмотренных в российском законодательстве.
Применительно к характеристике правового статуса несовершеннолетнего и с учетом предложенной авторской трактовки разграничения понятий правового статуса и правового положения определим сущностные черты реализации правового статуса несовершеннолетним в публично-правовых и частноправовых отношениях.
Несмотря на значительное количество публикаций по проблемам реализации норм права, считаем возможным взять за основу концепцию правореализации ученых Казанской юридической школы. При некоторых различиях в исследовании отдельных аспектов правореализации преподавателями кафедры теории и истории государства и права Казанского федерального университета [5, 6, 20, 21, 14, 15, 2, 3, 23, 12, 24], большинство из них разделяют основополагающие характеристики процесса реализации права, которые можно свести к ряду существенных признаков.
Во-первых, содержанием правореали-зационных процессов выступает право-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016
мерное поведение участников общественных отношений. Ю.С. Решетов в содержании правореализации выделяет три варианта такого правомерного поведения:
1) саморегулирование участниками реализации норм права собственного поведения;
2) деятельность субъектов, осуществляющих индивидуальное правовое регулирование; 3) реализация индивидуальных правовых актов. При этом конкретный характер этого правомерного поведения, реализующего право, зависит от общественных отношений, регулируемых разными правовыми нормами.
Различие в конкретных и общих правоотношениях, как отмечается в юридической литературе, заключается в том, что если первые связаны в основном с такой формой реализации как применение, то вторые — с соблюдением, исполнением и -использованием. Соответственно конкретные правоотношения носят правоприменительный характер, а общие — правоохранительный и правообеспечительный. В рамках последних соблюдаются правовые запреты, исполняются обязанности, используются естественные права. На наш взгляд, конкретные правоотношения нельзя сводить исключительно к правоприменительной форме реализации правовых норм. Они возникают и в сфере публичного права, и, особенно, в сфере частного права, когда субъект (в частности, несовершеннолетний или любое физическое лицо) реализует свои субъективные права (вступление в брак до 18 лет, работа по трудовому договору, занятие предпринимательством), исполняет субъективные
юридические обязанности, несет ответственность за совершенные правонарушения. Как справедливо отмечают некоторые авторы, деление правоотношений на общие и конкретные имеет в известной мере методологическое значение, так как позволяет более глубоко уяснить роль права в жизни общества и многообразные пути его воздействия на поведение людей [7, с. 45; 13, с. 22].
Таким образом, реализация несовершеннолетним правового статуса в публично-правовых и частноправовых отношениях возможна как в рамках общерегулятивных отношений, так и в рамках конкретных правоотношений.
В связи с этим считаем возможным оспорить точку зрения Е.Н. Селютиной, отмечающей условность в процессе реализации таких элементов правового статуса несовершеннолетнего, как дееспособность и деликтоспособность, а также возможность отдельной реализации «некоторых составляющих» правового статуса ребенка [18, с. 90]. Полагаем, что именно реализация прав, свобод, законных интересов и обязанностей, являющихся ядром правового статуса личности, в том числе несовершеннолетней, выступает основой проявления человека, его «самости», в пространстве социального существования и взаимодействия индивидов. А их реализация, в свою очередь, в правовом пространстве обусловлена необходимостью обладания таким юридическим качеством, как правосубъектность (а в ряде случаев и наличием гражданства).
Во-вторых, реализация норм права осуществляется в определенных правовых и организационных формах.
В теории государства и права нередко выделяют такие формы реализации права, как использование, исполнение, соблюдение и применение. Однако в юридической науке не наблюдается единообразия ни в понимании указанных форм, ни в плане выделения иных форм правореализации. Например, Н.М. Чистяков выделяет две формы реализации права:
а) непосредственная реализация, когда субъекты права сами реализуют правовые предписания, т.е. используют права, ис-
полняют обязанности и соблюдают запреты;
б) опосредованная реализация, т.е. правоприменительная деятельность [22, с. 179-181].
По мнению Л.Н. Завадской, правореа-лизующая деятельность делится на право-установительную и правоохранительную [11, с. 133]. В зависимости от характера поведения субъекта принято выделять активную и пассивную формы реализации права [4, с. 23]. Оригинальная концепция характеристики форм реализации права предложена В.В. Лазаревым, по мнению которого исходной формой реализации права государством является законода-тельствование. Вторичным процессом выступает конкретизация законов, которая осуществляется через подзаконное нормотворчество. Третьей формой реализации права судьями и другими должностными лицами выступает применение правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных актах [19, с. 477-482].
Поскольку в процессе реализации права участвует не только государство в лице органов и должностных лиц, но и граждане, В.В. Лазарев считает необходимым рассматривать их участие во всех указанных выше формах, а также их самостоятельное участие в ряде случаев в осуществлении права (например, участие в референдуме, конкретизация условий индивидуального договора, производство по делам частного обвинения) [19, с. 478]. Формы реализации правовых норм могут быть выделены по различным основаниям.
По субъекту реализации права традиционно в юридической литературе выделяют коллективную и индивидуальную формы. Однако при определении субъекта правореализации следует учитывать существующие в юридической науке разграничения категорий «субъект права» и «субъект правоотношения», а также «участник правореализации» и «субъект-пра-вореализатор» [10; 9, с. 107, 108].
В этой связи весьма интересна позиция авторов, которые в качестве классификационного критерия выявления субъектов непосредственной реализации права
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016
предлагают рассматривать законный интерес, удовлетворяемый соответствующими правореализационными действиями [2, с. 69; 8, с. 9]. Исходя из этого основания, выделяют две категории субъектов непосредственной реализации права — субъекты, действующие в своем юридическом интересе, и субъекты, чье правомерное поведение нацелено на обеспечение чужого юридического интереса.
Первая категория субъектов непосредственной реализации права охватывает право- и дееспособных лиц, самостоятельно совершающих правомерные действия, которые оказывают влияние на возникновение, изменение, прекращение или осуществление их субъективных прав и обязанностей.
Вторая группа субъектов непосредственной реализации права включает право- и дееспособных лиц, совершающих правомерные действия от своего либо от чужого имени, в результате которых возникают, изменяются, прекращаются или фактически осуществляются субъективные права и обязанности других лиц.
Несовершеннолетний, как субъект непосредственной реализации, в большинстве своем в предусмотренных законодательством объемах праводееспособности самостоятельно совершает правомерные действия, которые оказывают влияние на возникновение, изменение, прекращение или осуществление им субъективных прав и обязанностей. В то же время реализация не только некоторых субъективных прав, но чаще законных интересов несовершеннолетних зачастую осуществляется поведением не самих несовершеннолетних, а иных уполномоченных лиц (родителей, опекунов, иных законных представителей). Российское законодательство в этих случаях напрямую обязывает субъектов правового отношения (т.е. непосредственных участников правореализации) учитывать законные интересы несовершеннолетних, которые своим поведением влияния на этот процесс оказать не могут (например, получение алиментов в интересах несовершеннолетнего, получение социального пособия на ребенка).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016
Применительно к несовершеннолетним субъектам правореализации следует отметить, что реализация ими некоторых основных конституционных прав (в частности, таких социальных прав, как право на жилище, права детей-инвалидов, права детей-мигрантов) предполагает участие правоприменительных органов в этих правоотношениях, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов. С этим связано и отличие правового статуса несовершеннолетнего как субъекта-правореали-затора и иного участника правореализа-ции, т.е. физического лица и уполномоченного субъекта конкретного правоотношения. Например, право получения ребенком-инвалидом пенсии предполагает участие органов социального обеспечения, т.е. субъект-правореализатор - это несовершеннолетний, а участник правореализа-ции - орган социального обеспечения.
В связи с рассматриваемыми подходами научный интерес представляет предложенная А.Л. Шигабутдиновой классификация субъектов правореализации в зависимости от наличия в их правореализующих действиях властного начала: «Такой подход дает возможность образовать два понятия: участники реализации права, действия которых носят властно-организационный, управленческий характер, и участники реализации права, правомерным действиям которых властно-организационный и управленческий характер не присущ» [24, с. 140, 141].
Несомненно, при ближайшем применении указанного основания к несовершеннолетним их следует относить ко второй группе. Однако если несовершеннолетний ведет предпринимательскую деятельность и осуществляет при этом прием на работу, то его действия фактически носят властно-организационный, управленческий характер. Несомненно, это, скорее, исключение, лишь подтверждающее правило.
Таким образом, не все существующие в научной литературе основания классификации форм правореализации применимы к несовершеннолетним. Полагаем, что в рамках предмета исследования и с учетом особенностей правового статуса несовер-
шеннолетнего возможно, во-первых, рассмотрение реализации несовершеннолетним общего и специального правового статуса; во-вторых, использование несовершеннолетним прав и свобод, исполнение юридических обязанностей и соблюдение запретов; в-третьих, непосредственная реализация несовершеннолетним своего правового статуса и опосредованная пра-вореализация (реализация законных интересов законным представителем несовершеннолетнего).
В-третьих, важной характеристикой реализации права является ее системность. Ю.С. Решетов отмечает, что реализации права как целостной системе присущи разнообразные связи ее компонентов, из которых основными являются координация и субординация. При этом координация выражает упорядоченность компонентов системы по горизонтали, а субординация есть вертикальная упорядоченность, выражающая подчинение и соподчинение компонентов, т.е. взаимодействие компонентов различных уровней [16, с. 123-141].
Системное свойство права проявляется и в его дихотомичной природе. В связи с традиционно сложившимся подходом к «дуализму» системы права выделяют различные основания такого деления права на частное и публичное, материальное и процессуальное, внутригосударственное и международное, а также обозначившееся в последние годы в связи с развитием глобальных коммуникационных сетей подразделение права на реальное и виртуальное1
Исходя из анализа характерных признаков правореализации и выявления осо-
1 В связи с недостаточной степенью теоретического осмысления и практической разработки данного подразделения системы права, на практике выражающегося либо в попытке адаптации традиционного права, рассчитанного на регулирование отношений в реальном времени и пространстве, к информационным системам и их элементам, либо в попытках создания специальных «виртуальных» правовых механизмов, данный подход обозначен, но не рассматривается подробно.
бенностей правового статуса несовершеннолетнего в этом процессе, можем сделать вывод, что правовой статус несовершеннолетнего, являясь межотраслевым институтом, предполагает и соответствующую сложную межотраслевую реализацию как в сфере частного права, так и в сфере публичного права. Например, реализация несовершеннолетними права на вступление в брак (в частности, в случае беременности несовершеннолетней супруги) предполагает такую форму реализации, как использование субъектом права, однако в отношении несовершеннолетних супругов (а впоследствии и в отношении их ребенка) подключается публично-правовой механизм защиты интересов как самих несовершеннолетних, так и общества, где ранние браки влекут за собой множество побочных социальных и психологических проблем (отсутствие заработка, неготовность к воспитанию ребенка, послеродовые депрессии и т.п.).
В-четвертых, для реализации права характерна процедурно-процессуальная природа. Определить место в реализации права процедурно-процессуальной юридической деятельности позволяет уровне-вый подход [1, с. 13-17]. Реализация материально-правовых норм и реализация процедурно-процессуальных норм права представляют собой стороны реализации права, воплощающие субординационно-функциональные связи ее компонентов [16, с. 123-141; 17, с. 71-90]. Исходя из этой характеристики процесса правореализации возможно выявление специфики реализации несовершеннолетним норм материального права и, следовательно, реализация процессуального статуса несовершеннолетнего. Таким образом, реализация несовершеннолетним правового статуса представляет собой воплощение предписаний правовых норм в различных формах его правомерного поведения (саморегуляция, осуществление индивидуального правового регулирования, реализация индивидуальных правовых актов) в общерегулятивных и конкретных правоотношениях, в ходе чего достигаются цели правового регулирования и удовлетворяются потребности, запросы, притязания, интере-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016
сы не достигшей возраста совершеннолетия личности.
В правоотношениях общего типа (общерегулятивных) осуществляется реализация несовершеннолетним конституционных основных (фундаментальных, естественных) прав человека, юридических запретов и абсолютных прав - в форме пассивного правомерного поведения.
Несовершеннолетний, выступая в качестве самостоятельного субъекта конкретного правоотношения, реализует субъективные права, свободы, законные интересы и юридические обязанности с учетом объема право-дееспособности (а в ряде случаев - гражданства в качестве обязательного юридического факта) в форме использования и исполнения правовых предписаний, отвечая за совершенное правонарушение с учетом отраслевой специфики привлечения несовершеннолетних к юридической ответственности. Как показывает анализ нормативных правовых актов, специфика правового статуса несовершеннолетнего заключается в межотраслевом характере его закрепления в законодательстве Российской Федерации. Это обусловливает реальную потребность в принципиально новом понимании правового статуса ребенка, который рассматривается как межотраслевой правовой институт, отражающий межотраслевые связи с участием несовершеннолетнего, возникающие в процессе реализации его субъективных прав, свобод, законных интересов и юридических обязанностей.
Анализ различных оснований классификации субъектов и форм правореализа-ции позволяет сделать вывод о непосредственной реализации несовершеннолетним своего правового статуса и опосредованной правореализации (реализация законных интересов несовершеннолетнего уполномоченным субъектом). Кроме того, считаем необходимым выделение в качестве специфической формы реализации правового статуса несовершеннолетнего учет его законных интересов в правоотношениях между иными субъектами, которые обязаны действовать в интересах несовершеннолетнего. Процессы правореа-лизации обусловлены не только истори-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016
чески определенным социальным пространством, его экономической и политической сферами, но и духовными факторами. Реализация прав, свобод и обязанностей немыслима без должного уровня правовой культуры, которая, как комплексное образование, включает правовые ценности, поведенческую культуру в сфере права, культуру правотворчества и правоприменения и др. Ее элементом и одновременно относительно самостоятельным фактором реализации прав, свобод и обязанностей является правовое сознание. Именно этот элемент в отношении несовершеннолетних выступает в качестве «слабого звена», что обусловлено множеством причин. Поэтому, отдавая отчет в том, что достижение идеального состояния правосознания всех субъектов правоотношений (тем более несовершеннолетних) — задача трудно достижимая, основное внимание следует концентрировать на преодолении таких отклонений от нормы, как правовой идеализм (в том числе его разновидности — правовой романтизм и правовой инфантилизм) и правовой нигилизм. Именно последняя форма деформированного правового сознания, в силу возрастных особенностей, в большей степени характерна для подростков.
Список литературы:
[1] Бакулина Л.Т. Уровневый подход в исследовании правовых явлений и процессов // Правореализация и юридический процесс: инновационные подходы к построению моделей: Сборник статей международной научно-практической конференции. 80-летию и памяти Ф.Н. Фаткуллина посвящается / Науч. ред. Н.Г. Муратова. Казань: Казан. ун-т, 2011.
[2] Горшунов Д.Н. Интерес в частном праве: вопросы теории: Монография. Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005.
[3] Губайдуллин А.Р. Преемственность в правореализации: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006.
[4] Захаров А.А. Применение права: системно-функциональный анализ (общетеоретическое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
[5] Лазарев В.В. Применение советского права / Науч. ред. Б.С. Волков. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1972.
[6] Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права / Науч. ред. Б.С. Волков. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982.
[7] Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. № 3 (214).
[8] Першина И.В. Интерес в праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2002.
[9] Погодин А.В. Понятие правореализации // Правовое регулирование и правореализация / Л.Т. Бакулина, И.Г. Горбачев, Д.Н. Горшунов и др.; науч. ред. Ю.С. Решетов. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008.
[10] Погодин А.В. Элементы теории право-реализации: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Казань, 2014.
[11] Правовая система социализма. Функционирование и развитие. Книга 2 / Отв. ред. А.М. Васильев. М.: Юрид. лит., 1987.
[12] Правовое регулирование и правореали-зация / Л.Т. Бакулина, И.Г. Горбачев, Д.Н. Гор-шунов и др. / Науч. ред. Ю.С. Решетов. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008.
[13] Райнер В.К. Общее мнение о правоотношении. М., 1987.
[14] Решетов Ю.С. Механизм правореали-зации в условиях развитого социализма / Науч. ред. Ф.Н. Фаткуллин. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980.
[15] Решетов Ю.С. Реализация норм советского права: Системный анализ / Науч. ред. Г.И. Курдюков. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989.
[16] Решетов Ю.С. Уровни реализации права // Правовое регулирование и правореали-зация / Л.Т. Бакулина, И.Г. Горбачев, Д.Н. Гор-шунов и др.; науч. ред. Ю.С. Решетов. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008.
[17] Решетов Ю.С., Бакулина Л.Т. Губай-дуллин А.Р. Характерные черты реализации права: Учебно-методическое пособие. Казань: Казан. ун-т, 2014.
[18] Селютина Е.Н. Правовой статус ребенка как юридическая категория: понятие, структура, специальная правосубъектность // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 2/1 (12).
[19] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.
[20] Фаткуллин Ф.Н. Проблемы общей теории социалистической правовой надстройки.
Т. 1 I Науч. ред. M.X. Фарукшин. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980.
[21] Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций I Науч. ред. M.fr Mарченко. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987.
[22] Чистяков Н.М. Теория государства и права: Учебное пособие. M.: КНОРУ^ 2010.
[23] Шарифуллин В.Р. Частноправовое регулирование: Теоретико-правовое исследование. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007.
[24] Шигабутдинова А.Л. Правосубъектность и реализация права: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2011.
Spisok literatury:
[1] Bakulina L.T. Urovnevy'j podxod v issledovanii pravovy'x yavlenij i processov II Pravorealizaciya i yuridicheskij process: innovacionny'e podxody' k postroeniyu modelej: Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 80-letiyu i pamyati F.N. Fatkullina posvyashhaetsya I Nauch. red. N.G. Muratova. Kazan': Kazan. un-t, 2011.
[2] Gorshunov D.N. Interes v chastnom prave: voprosy' teorii: Monografiya. Kazan': Kazan. gos. un-t im. V.I. Ul'yanova-Lenina, 2005.
[3] Gubajdullin A.R. Preemstvennost' v pravorealizacii: Dis. ... kand. yurid. nauk. Kazan', 2006.
[4] Zaxarov A.A. Primenenie prava: sistemno-funkcional'ny'j analiz (obshheteoreticheskoe issledovanie): Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010.
[5] Lazarev V.V. Primenenie sovetskogo prava I Nauch. red. B.S. Volkov. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1972.
[6] Lazarev V.V. Social'no-psixologicheskie aspekty' primeneniya prava I Nauch. red. B.S. Volkov. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1982.
[7] Matuzov N.I. Prava cheloveka i obshhe-regulyativny'e pravootnosheniya II Pravo-vedenie. 1996. № 3 (214).
[8] Pershina I.V. Interes v prave: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Nizhnij Novgorod, 2002.
[9] Pogodin A.V. Ponyatie pravorealizacii II Pravovoe regulirovanie i pravorealizaciya I L.T. Bakulina, I.G. Gorbachev, D.N. Gorshunov i dr.; nauch. red. Yu.S. Reshetov. Kazan': Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 2008.
[10] Pogodin A.V. E'lementy' teorii pravorealizacii: Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. Kazan', 2014.
[11] Pravovaya sistema socializma.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016
Funkcionirovanie i razvitie. Kniga 2 / Otv. red. A.M. Vasil'ev. M.: Yurid. lit., 1987.
[12] Pravovoe regulirovanie i pravorealizaciya / L.T. Bakulina, I.G. Gorbachev, D.N. Gorshunov i dr. / Nauch. red. Yu.S. Reshetov. Kazan': Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 2008.
[13] Rajner V.K. Obshhee mnenie o pravootnoshenii. M., 1987.
[14] Reshetov Yu.S. Mexanizm pravorealizacii v usloviyax razvitogo socializma / Nauch. red.
F.N. Fatkullin. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1980.
[15] Reshetov Yu.S. Realizaciya norm sovetskogo prava: Sistemny'j analiz / Nauch. red.
G.I. Kurdyukov. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1989.
[16] Reshetov Yu.S. Urovni realizacii prava // Pravovoe regulirovanie i pravorealizaciya / L.T. Bakulina, I.G. Gorbachev, D.N. Gorshunov i dr.; nauch. red. Yu.S. Reshetov. Kazan': Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 2008.
[17] Reshetov Yu.S., Bakulina L.T. Gubajdullin A.R. Xarakterny'e cherty' realizacii prava: Uchebno-metodicheskoe posobie. Kazan': Kazan. un-t, 2014.
[18] Selyutina E.N. Pravovoj status rebenka kak yuridicheskaya kategoriya: ponyatie, struktura, special'naya pravosub»ektnost' // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2014. № 2/1 (12).
[19] Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik / Pod red. V.K. Babaeva. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Yurist», 2007.
[20] Fatkullin F.N. Problemy' obshhej teorii socialisticheskoj pravovoj nadstrojki. T. 1 / Nauch. red. M.X. Farukshin. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1980.
[21] Fatkullin F.N. Problemy' teorii gosudarstva i prava: Kurs lekcij / Nauch. red. M.N. Marchenko. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1987.
[22] Chistyakov N.M. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnoe posobie. M.: KNORUS, 2010.
[23] Sharifullin V.R. Chastnopravovoe regulirovanie: Teoretiko-pravovoe issledovanie. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2007.
[24] Shigabutdinova A.L. Pravosub»ektnost' i realizaciya prava: Dis. ... kand. yurid. nauk. Kazan', 2011.
Объединенная электронная редакция
ЮРКОМПАНИ
www.publish.law-books.ru
НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»
специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru
Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели).
Возможно присвоение грифов:
1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),
2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),
3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016