Научная статья на тему 'Характеристики толерантности верующих православной и исламской идентификации'

Характеристики толерантности верующих православной и исламской идентификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
385
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРАВОСЛАВНЫЕ / МУСУЛЬМАНЕ / ВИДЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / THE RUSSIAN ORTHODOX / MUSLIMS / TYPES OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рашидова Зайнаб Гаджиевна

В работе изучаются психологические особенности толерантности верующих православной и исламской идентификации, проводится их сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of Tolerance in Believers of Russian Orthodox and Islamic Identification

The psychological peculiarities of tolerance in Russian Orthodox and Islamic believers are revealed in the article, their comparative analysis is conducted.

Текст научной работы на тему «Характеристики толерантности верующих православной и исламской идентификации»

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ВЕРУЮЩИХ ПРАВОСЛАВНОЙ И ИСЛАМСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

З.Г. Рашидова

Кафедра общей психологии и психологии труда Российский государственный социальный университет ул. Вильгельма Пика, 4, Москва, Россия, 129226

В работе изучаются психологические особенности толерантности верующих православной и исламской идентификации, проводится их сравнительный анализ.

Ключевые слова: толерантность, православные, мусульмане, виды толерантности.

Толерантность — широкое и многоуровневое понятие. С помощью этого слова «выражается идея меры, границы, до которой можно терпеть другого человека или явление, даже если они непонятны, вызывают недоумение, неприятие или сопротивление» [12]. Однако, как утверждает С.К. Бондырева и ряд других авторов, понимание толерантности неоднозначно в разных культурах и зависит от исторического опыта конкретного народа. Так, например, в английском языке «толерантность» является многоплановым понятием и определяется как приобретенная устойчивость, выносливость человека (к стрессу, конфликтам, поведенческим отклонениям); готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь; допустимое отклонение от стандарта, нормы.

Во французском языке понятие «толерантность» означает уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов. Для китайцев «быть толерантным» значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других людей [13]. В арабском языке — это прощение, снисходительность, мягкость, сострадание, терпение; в персидском — терпимость, выносливость, готовность к примирению. В русском же языке существуют два слова, которые в принципе сходны по значению, однако имеют ряд различий — это «толерантность» и «терпимость» [1; 2]. Таким образом, в настоящее время понятие «толерантность» в свое определение включает самые разнообразные аспекты, однако, несмотря на это, существует общее, наиболее усредненное значение данного слова, общее понимание его смысла. Толерантность понимается как «терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, доверительность, соответствующее понимание... как сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия» [2. С. 9].

В психологической науке проблема толерантности рассматривается в следующих аспектах:

1) психофизическая переносимость неблагоприятных воздействий;

2) терпимое отношение к этническим, религиозным и др. различиям;

3) личностная характеристика, проявляющаяся в межличностном взаимодействии.

В рамках первого направления толерантность как психофизическая устойчивость личности является предметом исследований как зарубежных, так и отечественных психологов, в работах которых исследуются внутренние (личностные) ресурсы и внешние (социальные) составляющие психологической устойчивости в различных ситуациях неблагоприятного воздействия: стресса, фрустрации, высокой степени неопределенности, «культурного шока» и т.д. (Г. Селье, Р. Лазарус, С. Фолькман, В.А. Бодров, В.И. Лебедев, Е.Г. Луковицкая и др.).

Второе направление — изучение толерантности как отношений между людьми, нациями, этносами, стратами является предметом исследования в социологии и этнопсихологии. Эти дисциплины изучают толерантность по отношению не к отдельному индивиду, а к другой группе или человеку как представителю группы, причем основной акцент делается на социальные, этнические и конфессиональный группы.

В ряде исследований Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко было выявлено, что с толерантностью (интолерантностью) межгрупповых установок различных этнических и субкультурных групп в поликультурных регионах России связаны такие социально-психологические факторы, как валентность (позитивность-негативность) этнической идентификации, уровни воспринимаемой дискриминации и религиозности. Позитивная этническая идентичность взаимосвязана с толерантными межгрупповыми установками, а негативная — с интолерантными установками. Неопределенность этнической идентичности, высокий уровень воспринимаемой дискриминации и религиозности также связаны с интолерантностью межгрупповых установок [6; 7]. В исследованиях было также выявлено влияние на толерантность у представителей разных этнических групп сходного жизненного опыта, территориальной близости и взаимодействия друг с другом, ценностных ориен-таций, установок на конструктивное или конфликтное взаимодействие [3]. Владение языком другой культуры также способствует развитию толерантных установок между людьми [9].

Таким образом, на толерантность в отношениях представителей различных этнических групп влияет положительный опыт взаимодействия друг с другом, владение языком другой группы, этническая идентичность, уровень воспринимаемой дискриминации и религиозности, сложившиеся стереотипы восприятия, наличие в культурах этносов ценностных ориентацией на терпимость к другим людям и группам.

Следует отметить, что религиозные учения также не обходят своим вниманием проблему толерантности, причем понятие толерантности в церковно-богослов-ском языке России достаточно новое и его обычно принято заменять словом «веротерпимость» [5].

Как пишут Е.А. Ходжаева и Е.А. Шумилова, «веротерпимость в современном православном дискурсе трактуется как признание возможности существования в условиях государства различных религий при условии, если они не носят антигосударственного и антинародного характера, но ни в коем случае не как „равенство деноминаций" или признание легитимности других религий» [14]. Во все времена,

отмечает А.Г. Сабиров, русский человек, как правило, отличался веротерпимостью, уважением к другим культурам и национальным традициям многих народов. Он судит о других людях не по цвету кожи, разрезу глаз или объему черепа, а прислушивается к чувствам, сердцу на основании меры «добра» и «зла», на основании справедливости. Русский человек среди представителей других народов был и остается наиболее терпимым. Толерантность православного человека всегда находила свое выражение через другие его свойства: способность к любви, милосердию, сочувствию, добру, уважению, вине, состраданию, покорности, взаимопомощи и т.д. [11].

Несколько иначе, по мнению Е.А. Ходжаевой и Е.А. Шумиловой, происходит усвоение идеи толерантности в исламском дискурсе. У мусульман объяснение толерантности происходит с позиции не субъекта, а «объекта» (ин)толерантности. Толерантность мыслится как «норма, естественная для мусульман» [14].

Махмуд Хамди Закзук пишет: «Ислам не та религия, которая стремится к жестокости и жаждет насилия. Наоборот, ислам — религия, призывающая к милосердию и терпимости. Но в то же время он стремится к укреплению безопасности и установлению мира в обществе для обеспечения свободы людей, защиты их права на безопасность и спокойствие, защиты их жизни верований, умов, имущества и семей» [8]. Понимая толерантность как закрепленную в Коране обязанность не говорить ничего недостойного о том, чему поклоняются другие религии, мусульмане рассчитывают на то, что такие же обязательства по отношению к ним будут принимать на себя и представители других вероисповеданий.

В связи с этим необходимо отметить, что, как отмечает Махмуд Хамди За-кзук, ненависть ислама к агрессии и кровопролитию является принципиальной позицией ислама. Исключение составляет отражение агрессии. Агрессия против других категорически отрицается исламом и не имеет никакой опоры в этой религии. Иными словами, ислам, хотя и разрешает сражаться, чтобы защищаться, но не разрешает преступать дозволенные границы и совершать агрессию [8]. В Коране написано: «Аллах не запрещает вам являть добродетель и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, — ведь Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. Вот те, кто дружит с ними, — воистину, нечестивцы» (Коран, 60:8—9) [16]. Это говорит об активной мусульманской толерантности, отличающей ее от православной толерантности, которая проявляется скорее в «долго-терпеливости». Таким образом, в обеих конфессиях — православии и мусульманстве — идея терпимости находит свое отражение, но понимается по-разному. Для уточнения этих особенностей у лиц, ассоциирующих себя с православием и исламом, и было проведено наше эмпирическое исследование.

Для изучения структуры толерантности личности был использован опросник «Виды и компоненты толерантности» (ВИКТИ) Г.Л. Бардиер. Сущность толерантности как социально-психологического феномена личности, по мнению автора, заключается в том, что индивид, самоопределяясь в категориях значимого

сходства-отличия от другого человека (группы), находит для себя возможность, во-первых, осознать и принять факт существования значимого различия между людьми, во-вторых, найти, осознать и положить в основу дальнейшего взаимодействия факт существования между ними значимого сходства. Иными словами, толерантность представляет собой намеренное расширение области сходства при гарантированном сохранении, признании или принятии области выявленных различий.

Автор выделяет следующие виды толерантности:

— межпоколенная — появление толерантности (уважения, терпимости) по отношению к представителям другого поколения;

— гендерная — проявление толерантности по отношению к представителям другого пола;

— межличностная — проявление толерантности в отношениях между людьми;

— межэтническая — проявление толерантности к представителям других этносов;

— межкультурная — проявление толерантности по отношению к представителям других культур, толерантность в межкультурных коммуникациях;

— межконфессиональная — проявление толерантности к людям другой веры, религиозной конфессии;

— профессиональная — проявление толерантности по отношению к представителям других профессий;

— управленческая — проявление толерантности в управленческих отношениях, во взаимодействии «руководитель—подчиненный»;

— социально-экономическая — проявление толерантности к людям иного социального положения и иного материального достатка;

— политическая — проявление толерантности к представителям власти, людям, принимающим политические решения.

Опросник ВИКТИ содержит 100 вопросов, время работы не ограничено [10].

Для диагностики уровня религиозной активности в исследовании использовался опросник «Религиозная активность» Д.О. Смирнова. Религиозная активность — «сложное, многокомпонентное психологическое образование, характеризуемое как мера осуществления субъектом в окружающей действительности трансцендентных, теистических — религиозных интенций, направленных на осуществление связи субъекта с Теосом и выраженных в вере в сверхъестественное, а так же в специфических нуминозных переживаниях, культовых действиях и поведении в целом» [15].

Уровень религиозной активности согласно данному тесту определяется как суммарный показатель испытуемого по всем шкалам и, по мнению автора, может и количественно, и качественно оценить «включенность» человека в религию, веру в сверхъестественное. Следует отметить, что нами были изменены некоторые пункты опросника. Содержание вопросов не изменилось, однако их формулировки немного различались в связи с традиционными различиями изучаемых нами конфессий.

В исследовании принимали участие женщины и мужчины в возрасте от 18 до 50 лет. Общее число испытуемых составило 120 человек, из которых 60 представителей ислама и 60 представителей православия.

По результатам ответов испытуемых на вопросы опросника «Религиозная активность» все были отнесены к той или иной группе, характеризующей уровень их религиозности: низкий, средний и высокий. В результате анализа нами было отобрано 47 представителей ислама и 36 представителей православия, уровень религиозности которых отмечается как высокий. Статистические характеристики и сравнительный анализ видов толерантности этих лиц представлены в таблице.

Таблица

Сравнительный анализ видов толерантности у представителей ислама и православия

Вид толерантности Средние значения по выборке Значение ^-критерия Манна— Уитни Уровень значимости

мусульмане православные

Межпоколенная 48,0 51,5 124,5 0,057

Гендерная 48,0 50,0 139,0 0,033

Межличностная 52,0 57,0 183,0 0,005

Межэтническая 52,0 42,0 -243,5 0,000

Межкультурная 39,0 41,0 20,5 0,758

Межконфессиональная 39,0 41,5 67,5 0,303

Профессиональная 43,0 39,0 -222,0 0,000

Управленческая 51,0 53,5 99,0 0,131

Социально-экономическая 53,0 50,5 -97,0 0,139

Политическая 45,0 41,0 -205,5 0,001

Примечание: Статистически значимые различия выделены жирным шрифтом.

Сравнительный анализ толерантности лиц, ассоциирующих себя с исламом и православием, показал, что православные более толерантны по отношению к другим людям вообще; в частности они более толерантны по отношению к представителям другого пола.

Таким образом, лица православного вероисповедания в большей степени склонны к установлению теплых эмоциональных, доверительных отношений с другими людьми, основанных на взаимоуважении и принятии другого человека таким, какой он есть. Они в большей степени настроены на конструктивное и бесконфликтное взаимодействии с другими людьми, стремятся устранить непонимание, мешающее адекватному общению; также стремятся оказывать помощь как в физическом, так и в психологическом плане. При общении с противоположным полом они признают и уважают психологические различия между мужчинами и женщинами, больше стремятся к конструктивному взаимодействию. Также, возможно, православные менее подвержены влиянию гендерных стереотипов, чем мусульмане, и кроме того в православном обществе не наблюдается такой жесткой стратификации общества по половому признаку, как в мусульманском.

В то же время мусульмане более толерантны к представителям других этносов, профессий и к представителям власти.

Большая толерантность лиц, идентифицирующих себя с исламом, к представителям других этносов является следствием того, что этнический состав мусульман весьма разнообразен (в отличие от православных, где в рамках конфессии нет такого этнического разнообразия). С другой стороны, в современном полиэтническом обществе для нормального бесконфликтного существования в нем необходим высокий уровень толерантности к людям, представляющим другой этнос, особенно если они все исповедуют ту же самую религию. Подобное отношение проявляется в том, что мусульмане стараются интересоваться традициями и особенностями других этносов, не замыкаются на собственном этносе, а приветствуют многонациональные группы людей, стремясь находить с ними общий язык, они менее подвержены влиянию этнический стереотипов. При этом мусульмане в нашей стране более позитивно относятся как к политике в целом, так и представителям власти в частности. Мы предполагаем, что это связано с большой толерантностью представителей власти к представителям различных религиозных воззрений в нашей стране. В стране не существует притеснений и к представителям данной конфессии, поэтому, по сути, объективных оснований для проявления нетерпимости к властям нашей страны у мусульман нет. Мусульмане также более терпимы по отношению к представителям других профессий, чем православные.

Не обнаружено различий в проявлении толерантности по отношению к представителям другого поколения, культуры и конфессии, не выявлено различий также в управленчиских отношениях во взаимодействии руководитель — подчиненный, а также к представителям другого социально-экономического класса.

И у мусульман, и у православных наблюдаются довольно высокие показатели по фактору межпоколенной толерантности. Это связано с тем, что и в православной, и в мусульманской традициях уважительное отношение к людям другого поколения (в первую очередь старшего) является ценностью. Это проявляется в любви к детям, уважении и почитании пожилых людей. В общении с людьми стараются учитывать возрастные особенности и проблемы, не считают, что один возраст имеет преимущество и заслуживает более уважительного отношения, нежели другой.

Отсутствие значимых различий в показателях управленческой и социально-экономической толерантности между представителями двух конфессий отражает их стремление к конструктивному взаимодействию с руководителями и подчиненными в рамках производственных отношений, склонность к сотрудничеству, взаимопониманию и уважению, а также к преодолению разного рода конфликтов и непонимания. Не существует также барьеров при общении с людьми разного материального достатка. Все испытуемые придерживаются мнения о том, что нужно одинаково уважительно относиться и к богатым, и к бедным людям; признают за ними одинаковые права, при этом они не стремятся устанавливать материально-денежные отношения.

Следует отметить отсутствие различий в отношении к представителям других культур и конфессий. Несмотря на то, что значимых различий по данным показателям не выявлено, средние показатели толерантности очень низкие и существенно отличаются от стандартных для данной методики (50,46 и 49,03 соответственно [15]). Поэтому можно сделать вывод, что и мусульмане, и православные не слиш-

ком стремятся к познанию других культур, их особенностей; им не свойственно отношение к другой культуре, отличной от их собственной, как к чему-то новому, интересному и необычному. Возможно, они ощущают некий дискомфорт, находясь в иной культурной среде, т.е. и мусульмане, и православные одинаково не очень терпимы по отношению к представителям других культур и конфессий.

Таким образом, исходя из полученных данных, анализируя все виды толерантности в совокупности, можно сделать вывод, что в общем у мусульман отмечается более высокий уровень толерантности, чем у православных. Также можно отметить, что низкий уровень толерантности и у мусульман, и у православных наблюдается при высоких показателях по таким видам толерантности, как, например, межличностная или межпоколенная, и в той, и в другой группе отмечаются довольно низкие показатели по межкультурной, межконфессиональной и профессиональной толерантности.

Полученные в исследовании данные могут быть результатом особенностей религиозного воспитания. Главную роль в воспитании ребенка играет семья. В мусульманской традиции религиозные ценности закладываются родителями еще в детстве. С раннего возраста в мусульманских семьях прививают детям исламские знания, создавая для этого соответствующую атмосферу, важной составляющей которой является личный пример родителей. В первую очередь исламское просвещение ребенка зависит от того, насколько часто мать и отец беседуют с ним на духовные темы, рассказывают ребенку об исламе и его истории, насколько активно родители поощряют посещение ребенком исламских лекций. Все это уже с детства формирует устойчивую религиозную идентичность маленького мусульманина.

Воспитание детей в православной традиции отличается от мусульманской. Можно отметить, что в большинстве православных семей религиозного воспитания как такового практически не ведется. Чаще всего люди к вере приходят только с возрастом, прожив часть своей жизни и придя к этому осмысленно. Реже — в более раннем возрасте, что, скорее всего, связано с тем, что ребенок родился в глубоко религиозной семье. Именно в таких семьях и осуществляется более или менее полноценное религиозное воспитание, приобщающее ребенка с раннего возраста к вере. Воспитание в таких семьях преследует духовное развитие, основанное на вечных Божественных принципах. Однако в современной России таких семей по сравнению с мусульманскими намного меньше. Этот факт еще раз подтверждает наши предположения относительно того, что религиозное воспитание мусульман в отличие от православных начинается с самого раннего детства.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования. Учеб. пособие — М., 2005.

[2] Бондырева С.К. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). — М., 2003.

[3] Гаюрова Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантно-сти-интолерантности // Идентичность и толерантность. — М., 2002.

[4] Глебкин В.В. Программа спецкурса «Толерантность и проблема понимания» // На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. — М., 2000. — С. 12.

[5] Имамутдинова С.В. Толерантность как социокультурный феномен // Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Нижнекамск, 5 декабря 2008 г. / Отв. ред. О.Д. Агапов. — Казань, 2009. — С. 75.

[6] Лебедева И.М., Татарко А.Н. Кросс-культурный анализ социально-психологических факторов этнической толерантности и типичные стратегии межкультурного взаимодействия в политкультурных регионах России // Этническая толерантность в политкультурных регионах России / Под ред. И.М. Лебедевой. А.Н. Татарко. — М.: Изд-во РУДН, 2002.

[7] Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Этническая толерантность в политкультурных регионах России // Психологический журнал. — 2003. — № 5.

[8] Махмуд Хамди Закзук. Отпор Ислама попыткам его дискредитации. URL: http://www.islaam.ru/answers/questions

[9] Пономарева О.А. Этническая идентичность и толерантность якутских подростков с разным уровнем языковой компетентности // Идентичность и толерантность. — М., 2002.

[10] Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. — СПб., 2005.

[11] Сабиров А.Г. Толерантность как свойство русского человека // Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Нижнекамск, 5 декабря 2008 г. / Отв. ред. О.Д. Агапов. — Казань, 2009. — С. 4.

[12] Садохин А.П. Толерантное сознание: сущность и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). — М., 2003. — С. 22—23.

[13] Солдатова Г.У., Шайгерова Л.Д., Шарова О.Д. Тренинг: учимся толерантности // На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. — М., 2000.

[14] Ходжаева Е.А., Шумилова Е.А. Особенности идеи толерантности в современном религиозном дискурсе. URL: http://www.iriss.ru

[15] Щербакова Ю.И. Общий психологический практикум. Учебно-методическое пособие. — М.: 2008.

[16] Юсуф аль-Кардави. Культура толерантности в Исламе. URL: http://islam.com.ua/articles/ meet_islam/culture/485

CHARACTERISTICS OF TOLERANCE IN BELIEVERS OF RUSSIAN ORTHODOX AND ISLAMIC IDENTIFICATION

Z.G. Rashidova

General psychology and psychology of labor ^air Russian State Social University Wilhelm Pieck St., 4, Moscow, Russia, 129226

The psychological peculiarities of tolerance in Russian Orthodox and Islamic believers are revealed in the article, their comparative analysis is conducted.

Key words: tolerance, the Russian Orthodox, Muslims, types of tolerance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.