УДК 159.99
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ: КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ
© 2017
Чувгунова Ольга Анатольевна, начальник отдела координации инновационных программ и проектов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191186, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель настоящего исследования - изучение индивидуальных характеристик планирования с помощью качественных методов (N=68). Качественному анализу были подвергнуты тексты, в которых испытуемые в свободной форме сформулировали важные, по их мнению, аспекты осуществления процесса планирования. Согласно процедуре качественного анализа данных по Huber, были разработаны кодовые формуляры, осуществлена редукция текста и концептуальный анализ субъективных смысловых систем, построена схема соотношений между смысловыми системами. Результаты исследования позволили выделить и дать содержательную характеристику таких смысловых составляющих процесса планирования, как особенности мотивации, целеобразования, личностные, интеллектуальные, временные характеристики, приемы организации и представления данных. В статье описана процедура определения и описания смысловых категорий, предложена таксономия психологических ресурсов процесса планирования. Выделены такие группы ресурсов, как мотивация и целеобразование, личностный ресурс (волевые черты характера, временная перспектива, самоорганизация), когнитивный ресурс (система знаний, прошлый опыт, «чувство времени», исполнительные функции), операциональный ресурс (стратегии планирования, приемы визуального и вербального представления информации, тайм-менеджмент). Результаты исследования могут быть использованы в процессе психологической диагностики и консультирования по проблемам планирования.
Ключевые слова: планирование, качественный анализ данных, личность, мотивация, целеобразование, когнитивные процессы, метакогнитивная регуляция, исполнительные функции.
THE QUALITATIVE STUDY OF THE FEATURES OF PLANNING PROCESS
© 2017
Chuvgunova Olga Anatol'evna, head of the coordination of innovative programs and projects The Herzen State Pedagogical University of Russia (191186, Russia, St. Petersburg, Moika embankment, 48, e-mail: [email protected])
Abstract. This article is devoted to study the features of planning process using qualitative method. The texts about planning features of undergraduate students (N=68) were investigated by qualitative descriptive analysis. Coding, reduction and conceptual analysis of texts were done. Study revealed some categories of planning features such as motivation and goal-setting, personal resource (volition, time perspective, self-organization), cognitive resource (knowledge, experience, "sense of time", executive function), operational resource (planning strategies, skills of visualization and verbalization, timemanagement). Results of this study can be used for psychological diagnostics and consulting for people who have problems with planning in their activities.
Keywords: planning, qualitative descriptive analysis, personality, motivation, goal-setting, cognitive processes, meta-cognition, executive function.
Проблематика метапознания как сферы управления и регуляции когнитивных процессов человека активно изучается в психологии на протяжении последних десятилетий [1-5].
Одним из важнейших для успешности любого вида человеческой деятельности является мета-процесс планирования [6].
Раскрытие психологических оснований процесса планирования имеет высокую теоретическую и практическую ценность для психологии образования, психологического консультирования, психологии труда, клинической психологии и т.д. [6-9] Однако, планирование представляет собой сложный для изучения феномен благодаря многообразию проявлений и тесной интеграции с другими психологическими явлениями (например, целеобразованием, мотивацией, интеллектом и т.д.) [6;10;11].
В психологии планирование чаще всего исследуется путем решения когнитивных задач, требующих построения последовательности действий, например, шахматных задач [10].
Также, для выявления особенностей планирования используются задания, имитирующие ситуации из реальной жизни - составление расписания, определение последовательности решения производственной задачи и т.п. [12]
С целью диагностики планирования и программирования действий в аспекте саморегуляции личности разработан ряд личностных опросников (например, опросник Моросановой В.И. «Стиль саморегуляции поведения» и др.) [6;13].
Однако, эти методы не позволяют получить целостного представления об особенностях процесса планирования у обследуемого.
В настоящем исследовании предпринята попытка изучения феномена планирования с помощью качественных методов, позволяющих учесть разнообразие пред-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
ставлений и мнений респондентов.
Цель настоящего исследования - выделить и структурировать основные категории, отражающие индивидуальные характеристики процесса планирования с помощью качественных методов исследования.
Задачи исследования: 1) на основе качественного анализа данных (КАД) выделить и проанализировать смысловые системы, относящиеся к процессу планирования;
2) разработать таксономию психологических составляющих процесса планирования.
Выборка участников исследования. В исследовании приняли участие студенты 2 курса факультета биологии СПбГУ (N=68, м.-21, ж.-47, М=19,2, SD=0,9). Выбор студенческой аудитории в качестве респондентов определялся тем, что студенты находятся в ситуации обучения в вузе, требующей активного применения действий планирования. При этом, студенты имеют достаточный уровень образования и прошлого опыта, чтобы сформулировать свои взгляды и представления по исследуемой проблеме.
Процедура и методы исследования. Участники исследования письменно, в свободной форме, изложили свои ответы на вопрос «Какие аспекты, с Вашей точки зрения, важны для осуществления процесса планирования?».
Полученные тексты были подвергнуты процедуре КАД по НиЬег, согласно которой КАД включает фазы редукции текста, реконструкции субъективных смысловых систем, выдвижение гипотез, выводы, обобщения на основе сравнения выявленных смысловых систем [14].
Для осуществления редукции данных были разработаны кодовые формуляры. Далее, редуцированный текст был подвергнут концептуальному анализу, на основе которого была построена схема соотношений между смысловыми системами.
Результаты. При работе с текстами, содержа-
299
щими точку зрения испытуемых на важные для успешности деятельности стороны планирования, было выделено 6 смысловых категорий: «Мотивация», «Целеобразование», «Личностные характеристики», «Интеллектуальные характеристики», «Временные характеристики», «Представление данных». Кодовые формуляры представлены в таблицах 1-6.
Таблица 1. Кодовый формуляр категории «Мотивация»
Код MOTIVE
Краткое определение Мотивация
Полное определение Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направленность
Когда применять Применять данный код к упоминаниям о побуждениях, мотивах, намерениях, интересах, желаниях, условиях их возникновения и реализации в процессе планирования
Когда не применять Не применять в отношении упоминаний о личностных характеристиках (PERSON), процессе целеобразования (GOAL)
Пример фрагмента «Для планирования необходима заинтересованность в выполнении деятельности. Я должен знать, для чего я совершаю те или иные действия. Иногда собственной мотивации недостаточно, нужна дополнительная мотивировка, может быть, от других людей.»
Таблица 2. Кодовый формуляр категории «Целеобразование»
Код GOAL
Краткое определение Целеобразование
Полное определение Образование цели действия, порожденной как прошлым опытом (репродуктивно), так и новым опытом (приводящим к формированию новых целей деятельности)
Когда применять Применять данный код к упоминаниям о процессе постановки целей, характеристиках процесса целеобразования, механизмах целеобразования при планировании деятельности
Когда не применять Не применять в отношении упоминаний о личностных характеристиках (PERSON), мотивации (MOTIVE)
Пример фрагмента «Планирование деятельности человека должно включать в себя постановку конечной цели с дальнейшей ее обработкой: разделение главной цели на подпункты; установка значимости приоритетов; построение последовательности выполнения подпунктов; обдумывание материалов и методов для достижения цели»
Таблица 3. Кодовый формуляр категории «Личностные характеристики»
Код PERSON
Краткое определение Личностные характеристики
Полное определение Характеристики личности, черты характера, взаимосвязанные с эффективностью планирования
Когда применять Применять данный код к упоминаниям о чертах темперамента, характера, личностных типах в рамках осуществления планирования
Когда не применять Не применять в отношении упоминаний о мотивации (MOTIVE), целеобразовании (GOAL)
Пример фрагмента «Способность к планированию определяется степенью взрослости, самостоятельности, независимости, ответственности человека»
Таблица 4. Кодовый формуляр категории «Интеллектуальные характеристики»
Код INTELLECT
Краткое определение Интеллектуальные характеристики
Полное определение Познавательные способности, позволяющие человеку усваивать и использовать опыт, знания, принимать решения в проблемных ситуациях
Когда применять Применять данный код в отношении познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление и т.д.), стратегий планирования, проявлений социального и эмоционального интеллекта
Когда не применять Не применять в отношении упоминаний о приемах визуального и вербального представления данных (MAPPING), временной перспективе, тайм-менеджменте (TIME)
Пример фрагмента «Во-первых, планирование в виде структурирования знаний включено в сбор информации при изучении какого либо предмета. Во-вторых, составление алгоритма действий - это планирование, предшествующее исполнению. В-третьих, способность следовать составленному алгоритму, а также изменять его при необходимости -это планирование как саморегуляция.»
Таблица 5. Кодовый формуляр категории «Временные характеристики»
Код TIME
Краткое определение Временные характеристики процесса планирования
Полное определение Временная перспектива, восприятие времени
Когда применять Применять данный код к упоминаниям о кратко-срочности/долгосрочности планирования, особенностях индивидуального восприятия времени в процессе планирования, приемах визуального и вербального представления данных
Когда не применять Не применять в отношении упоминаний о познавательных процессах, метакогнитивной регуляции, исполнительных функциях (INTELLECT), приемах визуального и вербального представления данных (MAPPING)
Пример фрагмента «Планирование включает в себя распределение времени как количественно (деятельность/отдых), так и качественно - в какое время удобно этим заниматься, как комбинировать время»
Таблица 6. Кодовый формуляр категории «Представление данных»
Код MAPPING
Краткое определение Представление данных
Полное определение Приемы представления информации в виде, удобном для зрительного восприятия и анализа, а также в вербальной форме (словесное описание плана)
Когда применять Применять данный код к упоминаниям о способах вербального изложения в ходе плана в устной и письменной форме, к упоминаниям о зрительных образах, возникающих во время планирования, создании рисунков, схем и т.п.
Когда не применять Не применять в отношении упоминаний о познавательных процессах, метакогнитивной регуляции, исполнительных функциях (INTELLECT), временной перспективе, тайм-менеджменте (TIME)
Пример фрагмента «Важно записывать все дела и планы. Желательно для такого рода занятий приобрести ежедневник.»
Наибольшее число суждений респондентов относилось к личностным и интеллектуальным характеристикам. 79% опрошенных описали личностные качества, значимые для эффективного планирования. 76% текстов содержали интеллектуальные характеристики, важные для осуществления планирования. 59% текстов включали упоминания о разнообразных временных характеристиках планирования. В 59% текстах были указаны способы визуального и вербального представления информации в ходе планирования. О процессе целеобра-зования упоминалось в 57% текстов, о мотивации осуществления действий планирования - в 21% текстов.
Наиболее конкретно и однозначно респонденты охарактеризовали личностные характеристики, необходимые для планирования. С точки зрения опрошенных, процесс планирования требует высокого уровня развития волевых черт характера (ответственность, выдержка, организованность, пунктуальность), а также адекватной самооценки, позволяющей правильно оценивать свои возможности. Относительно суждений о мотивации и целеобразовании в процессе планирования, то формулировки здесь менее конкретны и сводятся к
высказываниям о необходимости осознания мотивов деятельности, выделения приоритетов, четкой формулировки цели. Наиболее часто описывались такие механизмы целеобразования, как разделение основной цели на более мелкие, промежуточные, ранжирование целей в зависимости от их значимости. Также подчеркивалась необходимость соотносить свои цели с условиями окружающей среды и своими возможностями.
Упоминания о способах представления информации четко подразделяются на две группы: 1) визуализация - представление данных в форме рисунков, графиков, схем, зрительных образов; 2) вербализация - составление списков, письменных планов, ведение ежедневника, составление расписания. При этом, из общего числа суждений о способах представления данных число упоминаний о вербальных способах фиксации процесса планирования составляет 77%, а о визуальных - только 23%.
Наибольшим разнообразием мнений отличаются результаты по категориям «Интеллектуальные характеристики» и «Временные характеристики». Можно выделить следующие интеллектуальные характеристики, важные для процесса планирования: 1) наличие системы знаний и прошлого опыта в той области, где осуществляется планирование; 2) умение осуществлять анализ и синтез данных, устанавливать причинно-следственные связи, антиципация; 3) навыки алгоритмизации и программирования действий при решении различных задач, стратегии планирования (например, планирование «от начала», «с конца» и т.д.); 3) дивергентное мышление, гибкость мышления, креативность; 4) концентрация внимания, быстрота выполнения мыслительных операций; 5) сформированность действий контроля и оценки процесса планирования.
При описании временных характеристик процесса планирования наибольшее число суждений было высказано об умении осуществлять как краткосрочное, так и долгосрочное планирование в зависимости от специфики поставленной задачи, а также о необходимости владения приемами тайм-менеджмента, соблюдения режима дня, учета поставленных временных рамок для выполнения запланированного. Кроме того, респондентам представляется важным умение правильно оценивать временные промежутки и определять период времени, необходимый для осуществления запланированного.
Обобщение полученных данных позволило выделить ресурсные составляющие, лежащие в основе процесса планирования (рис. 1): мотивация и целеобразование, личностный, когнитивный и операциональный ресурсы.
Рисунок 1. Ресурсы, обеспечивающие процесс планирования
Так как мотивация и целеобразование тесно взаимосвязаны в структуре деятельности, представляется целесообразным рассматривать их как единый ресурс [15].
К личностному ресурсу были отнесены индивидуальные особенности волевой сферы, способность к самостоятельной организации своей деятельности, отношение личности к событиям прошлой, настоящей и будущей жизни [16-18].
Когнитивный ресурс включает знания, опыт человека, особенности восприятия времени («чувство времени»). Относительно категории «исполнительные функции» необходимо отметить, что этот термин еще не имеет однозначного определения в психологии, и его зачастую рассматривают как самостоятельное психологическое явление, позволяющее управлять деятельностью [19]. При этом, планирование само по себе может рассматриваться как исполнительная функция «высшего порядка» [6;19]. В настоящем исследовании используется трактовка исполнительных функций как когнитивных процессов, обеспечивающих фундамент исполнительного функционирования. К этим когнитивным процессам принято относить селективное внимание, ингибиторное подавление (обеспечивает концентрацию внимания, отвлечение от посторонних стимулов), рабочую память (обеспечивает удержание в памяти необходимой информации, скорость «перебора» возможных вариантов решения проблемы), когнитивную гибкость [19].
К операциональному ресурсу были отнесены индивидуальные приемы и стратегии планирования, действия контроля и оценки, приемы алгоритмизации и программирования действий, способы организации информации, приемы тайм-менеджмента. Эти способности могут развиваться стихийно, однако при наличии специального обучения они формируются быстрее и эффективнее [7;20].
Таким образом, полученные с помощью КАД результаты позволили систематизировать смысловые категории, характеризующие процесс планирования и создать таксономию ресурсов, включенных в процесс планирования (рис. 1).
Обсуждение. Результаты настоящего исследования согласуются с исследованиями планирования в рамках нейропсихологии, когнитивной и педагогической психологии. Так, когнитивные исследования свидетельствуют о важной роли визуализированных представлений, прошлого опыта, особенностей восприятия времени при осуществлении планирования [10;12]. В настоящем исследовании выявлено, что респонденты чаще упоминают вербальные способы представления данных по сравнению с визуальными. Эти данные соотносятся с результатами исследования учебных действий планирования, показавшими, что студенты выполняют учебные действия планирования в словесно-логической форме успешнее по сравнению с действиями планирования в наглядно-образной форме [20]. В современном образовательном процессе все большее внимание уделяется формированию и развитию универсальных учебных действий, представляющих собой метакогни-тивную составляющую учебной деятельности, в том числе, универсальных учебных действий планирования [6;20]. Настоящее исследование показало, что респонденты считают уровень сформированности стратегий планирования важным для эффективности деятельности, в том числе учебной, и описывают разнообразные приемы планирования при решении когнитивных задач. Наряду с конкретными когнитивными задачами, планирование задействовано и при построении жизненных планов, определении временной перспективы [16;18]. В этом аспекте планирование соотносится с личностными качествами, мотивами и целями жизни человека [11;15]. Результаты настоящего исследования показали, что формулировка содержательных суждений о мотивации и целеобразовании оказалась достаточно сложной для опрошенных. Зачастую респонденты ограничивались констатацией высокой значимости мотивации и целепо-лагания в процессе планирования. При этом, остальные смысловые категории - личностные, интеллектуальные,
временные характеристики были описаны значительно полнее и подробнее.
Выводы:
1) КАД позволил выделить следующие смысловые категории, характеризующие индивидуальный процесс планирования: мотивация, целеобразование, личностные, интеллектуальные, временные характеристики, приемы организации и представления данных.
2) По своему содержанию данные, полученные в рамках вышеуказанных смысловых категорий, могут быть подразделены на такие составляющие, как мотивация и целеобразование, личностный ресурс, когнитивный ресурс, операциональный ресурс.
Предложенная таксономия задействованных в процессе планирования ресурсов может быть использована для выявления причин, вызывающих трудности в планировании. За внешне одинаковыми затруднениями в процессе планирования могут скрываться разные основания - например, в одном случае причиной является отсутствие мотивации, а в другом - нарушения концентрации внимания, недостаточный уровень рабочей памяти, которые, в свою очередь, могут быть взаимосвязаны с нарушениями функций головного мозга и т.п. Соответственно, нахождение «слабого звена» позволит подобрать адекватные способы психологической коррекции. Также, результаты настоящего исследования могут быть использованы при разработке интервью для выявления индивидуальных особенностей планирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Flavell J. Metacognition and cognitive monitoring a new area of cognitive - developmental inquiry // American Psychologist. 1979. № 10 (34). P. 906-911.
2. Стернберг Р.Дж., Форсайт Дж.Б., Хедланд Дж., Хорвард Дж.А., Вагнер Р.К., Вильямс В.М., Снук С.А., Григоренко Е.Л. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
4. Anderson D., Nashon S.M., Thomas G.P. Evolution of research methods for probing and understanding metacognition // Research in Science Education. 2009. № 2 (39). P. 181-195.
5. Zohar A., David A.B. Paving a clear path in a thick forest: a conceptual analysis of a metacognitive component // Metacognition Learning. 2009. № 3 (4). P. 177-195.
6. Чувгунова О.А. Планирование как предмет психологического исследования // Психологические исследования. 2015. № 43 (8). С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.05.2017).
7. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. В кн.: Возрастная и педагогическая психология. М.: «Просвещение», 1973. С. 66-97.
8. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: «Наука», 1980. 256 c.
9. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: «Логос», 1996. 320 c.
10. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т./Т.2. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - 432 с.
11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: «Наука», 1999. 350 с.
12. Черняева С.А. Исследование психологических аспектов планирования: автореф. дис. ... канд психол. наук. Ленинградский гос. университет, Ленинград, 1983. 16 с.
13. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.
14. Войскунский А.Е., Скрипкин С.В. Качественный анализ данных // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2001. № 2. С. 93-109
15. Бибрих Р.Р., Орлов А.Б. Мотивация и целеобра-зование в поведении с закономерным и случайным ис-
ходом // Вопросы психологии. 1985. №1. С. 167-174.
16. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
17. Устинова Я.О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 191 с.
18. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting Time into Perspective: A Valid, Reliable Individual-differences Metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. № 6 (77). P. 1271-1288.
19. Diamond A. Executive functions // Annual Review of Psychology. 2013. Vol. 64. P. 135-168.
20. Чувгунова О.А. Учебные действия планирования у студентов: взаимосвязи с когнитивными характеристиками и профилем обучения в вузе // Педагогический журнал. 2016. № 4. С. 157-169.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ №15-36-01260
Статья поступила в редакцию 01.05.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.