Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ'

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
способности / педагогические способности / педагогическая артистизм / актерское мастерство.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермиков Вадим Николаевич

в данной статье рассматриваются аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов. Исследуется понятие «артистизм», выделяются особенности педагогического артистизма и общие черты творческих процессов у актёров. Подчёркивается значимость развития артистических навыков при подготовке студентов к участию в студенческих фестивалях, а также предлагаются пути формирования педагогического артистизма. Установлено, что образное воображение является одной из ключевых составляющих актёрского мастерства будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ»

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ

Ермиков В.Н.

Ермиков Вадим Николаевич- аспирант, кафедра «Педагогика и психология», Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Аннотация: в данной статье рассматриваются аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов. Исследуется понятие «артистизм», выделяются особенности педагогического артистизма и общие черты творческих процессов у актёров. Подчёркивается значимость развития артистических навыков при подготовке студентов к участию в студенческих фестивалях, а также предлагаются пути формирования педагогического артистизма. Установлено, что образное воображение является одной из ключевых составляющих актёрского мастерства будущего учителя.

Ключевые слова: способности, педагогические способности, педагогическая артистизм, актерское мастерство.

Постановка проблемы. В сегодняшнем мире образование считается ключевым элементом для социального и экономического развития. Человеческая индивидуальность, стремящаяся к познаниям и принятию нестандартных решений, занимает в нём центральное место. Современная жизнь с её быстрыми изменениями заставляет постоянно искать оптимальные методы для улучшения образовательного процесса и повышения педагогической квалификации.

Вопросы профессиональной подготовки педагога, способного к креативности, нравственному и эстетическому восприятию, входят в круг проблем, решаемых современной педагогической наукой. Будет ли учитель учитывать современные требования общества и как он будет применять их в своей деятельности, напрямую влияет на уровень образования и воспитания личности. Современные образовательные тренды и высокие профессиональные стандарты для учителей усиленно требуют формирования их творческой индивидуальности и развития личного стиля работы. Для педагога становится важным умение ярко и убедительно выражать свои эмоции, а также гармонично сочетать образное и логическое мышление. Учителю, как творческой личности, крайне необходимо развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации и овладевать искусством педагогического мастерства.

Анализ последних исследований и публикаций. Темы развития творческой индивидуальности рассматривались в философском аспекте (М. Бердяев, В. Иванов, Я. Пономарев и др.) и изучались на психологическом уровне (Б. Ананьев, Л. Выготский, А. Леонтьев).

Вопросы общей педагогической подготовки учителя рассматривались в трудах таких авторов, как И. Зязюн, Б. Гершунский, А. Кучерявый, И. Подласый, С. Харченко, М. Ярмаченко и других. Особенно ценными являются исследования, анализирующие процесс формирования личности путем соотнесения особенностей педагогической деятельности с другими профессиями, например, с работой актера (В. Букатов, А. Булатова, П. Ершов, З. Корогодский и др.). Педагогический артистизм как высшая степень мастерства учителя подчеркивали В. Загвязский, Е. Ильин, И. Кривонос, А. Макаренко и другие.

Цель статьи - рассмотреть специфику педагогического артистизма, а также аргументацию его значимости для совершенствования подготовки учителей.

В педагогической сфере нет сомнений, что артистизм крайне важен для учителя любой направленности. Преподавание нередко сравнивают с искусством, и тема актерского мастерства в этой профессии весьма злободневна. Подготовка будущих педагогов через участие в студенческих фестивальных мероприятиях является своеобразной практической лабораторией. В процессе такой подготовки будущий учитель осваивает умение устанавливать психологический контакт с аудиторией, управлять своими эмоциями и корректировать собственное поведение. Важным аспектом этих занятий является развитие артистических навыков. Работая на сцене, студент должен создать атмосферу творчества в зале, контролировать свои эмоции при взаимодействии с партнерами и психологически поддерживать сокурсников перед выступлением. Артистизм является особым выразительным эмоциональным инструментом для создания чего-то нового.

В словаре заимствованных слов артистизм, происходящий от французского слова «artistique» (художественный), трактуется как выдающееся умение в области художественного или иного эстетического творчества [7]. Ему соответствуют такие термины, как артистичность, виртуозность, класс, мастерство [9]. Рассмотрим мнения исследователей относительно понятия «артистизм».

Так М. Давыдов характеризует артистизм как естественное единение внешней театральной выразительности на сцене и внутреннего психического взаимодействия артиста с публикой [5, с. 64].

А.Булатова трактует артистизм как личностное качество педагога, подразумевающее его умение перевоплощаться и способность увлекательно излагать информацию. Это также включает в себя совокупность методов и "техник", искусство выбирать наиболее яркие элементы содержания, наряду с их значимостью; и воплощение понятия творчества [1, с. 12].

Г. Гарипова предлагает шесть способов развития артистических навыков педагога, каждый из которых обладает своей уникальной функцией:

- традиционные методы (вербальные, визуальные, практичные);

- способы, направленные на решение проблем и творчество (создание проблемных ситуаций, формулирование учебных задач);

- методы, предусматривающие погружение в художественные образы;

- методы организации творческой активности (применение внеклассных форм работы с ученическим коллективом);

- методы, стимулирующие активное усвоение необходимых профессиональных и педагогических качеств;

- методы педагогической диагностики уровня развитости артистических способностей личности [3, с. 10].

Педагогический артистизм включает в себя формирование и совершенствование таких качеств, как эмоциональность, интуиция, эмпатия, воображение, наблюдательность и способность к импровизации, стоящих в его основе. [4, с. 178].

При сравнении работы актера и учителя можно заметить следующие сходства: обе профессии характеризуются привлекательностью личности; важно межличностное взаимодействие, где особую роль играет эстетика; самочувствие в профессиональной среде (у актера - на сцене, у педагога - в классе); гармония между эмоциями и разумом; восприятие учителя, способствующее оживленному контакту с аудиторией.

Общеизвестно, что перед выходом на сцену актерам важно уделять внимание своему настроению и состоянию, чтобы «войти в образ» и подготовиться к пристальному вниманию зрителей. Так же, как и учителям перед публичными выступлениями, необходимо время для настроя на творческую деятельность. Применение методов театральной педагогики в обучении учителей должно следовать следующим принципам: педагог с качествами актера, а не актер с качествами педагога.

Также немаловажно в педагогической деятельности наладить зрительный контакт с учащимися. Для этого, войдя в класс, стоит сделать краткую «психологическую паузу». Это важно, как для учеников, так и для преподавателя. В этот момент он адаптируется к своему состоянию и успокаивается, а ученики подготавливаются к учебному процессу. Однако не всегда это приносит желаемые результаты. Умение сохранять паузу можно считать высшим проявлением педагогического мастерства.

Педагогический артистизм представляет собой сложное сочетание духовных и физических качеств, помогающих установить контакт с учащимися. В структуре педагогического артистизма можно выделить внутренний аспект (культуру педагога, привлекательность, эмоциональность, изысканность, образность в постановке и решении проблем, ассоциативное видение, внутреннюю «настройку» на творчество) и внешний (выражение своего отношения к материалу, передача эмоционального отношения к деятельности, умение самопрезентации, грамотная организация занятий) [5, с. 33].

В процессе нашего исследования выявилось, что студенты недостаточно развиты в области актерского мастерства, главным аспектом которого является способность ясно, с идеальной дикцией, увлекательно и интересно передавать информацию слушателям. Студентов необходимо обучить не только искусству речи, но и пониманию сути рассказа, а также причинам, по которым используются именно эти слова, а не другие, для выражения эмоций.

Для создания доверительной и творческой атмосферы в учебной аудитории важно, чтобы студенты не боялись выражать свои чувства и эмоции при повествовании материала. Нередко можно заметить, как студент испытывает стеснение при передаче своих эмоций в аудитории. Поэтому педагогу следует оценить способность студента к эмпатии и развивать его эмоциональные и образные воображения. Недостаток такого воображения приводит лишь к демонстрации технических навыков. Умение визуализировать внутренние образы является важной чертой художественного мышления. Л. Бутенко отмечает: «Способность представить, воссоздать яркие образы в памяти, передать их слушателям и вовлечь учеников в своё видение — это ключевая компетенция педагога» [2, с. 328]. Образное воображение играет значительную роль в формировании актёрского мастерства. С. Казачков утверждает: «Учитель должен уметь превращать услышанное в зримое и увиденное в слышимое» [6, с. 8]. Развивая свой художественный мир, будущий педагог должен учиться использовать жизненные впечатления для интерпретации художественного образа. К. Михеева подчеркивает, что успех в формировании педагогического артистизма у студентов достигается через пример артистичного педагога. Овладение невербальными средствами общения (жесты, мимика, улыбка, взгляд и пр.) осуществляется через восприятие образа педагога, общающегося с учащимися только не вербально [8, с. 19].

Участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов и спектаклей помогает студентам улучшить свои актерские навыки. Энергичная творческая деятельность на фестивалях способствует укреплению сценического внимания, что выражается в способности студента сосредотачиваться на определенных объектах, связанных с процессом исполнения тех или иных ролей.

Суммируя вышесказанное, следует отметить, что педагогический артистизм представляет собой важное профессиональное качество, оказывающее влияние на успешность карьеры музыканта-педагога. Учителю, обладающему этим качеством, свойственны уверенность в себе и понимание значимости своей работы.

Гармония между личными и профессиональными интересами побуждает к постоянному совершенствованию и стремлению к высокой степени творческой реализации. Необходимо уметь отличать истинный артистизм от желания произвести впечатление, выделиться или эффектно выглядеть. Артист в широком смысле - это виртуоз и мастер своего дела, что олицетворяет высшую степень совершенства в творческой деятельности, необходимую для достижения желаемых духовных высот.

Таким образом, освоение аспектов педагогического артистизма улучшает подготовку будущих учителей, развивая их творческие способности и профессиональные навыки.

Предметом дальнейших исследований может стать создание методической системы для саморазвития и самосовершенствования профессионального мастерства студентов педагогических вузов в процессе подготовки к участию и участия в студенческих фестивальных движениях, которая поможет студентам развить и улучшить свои артистические навыки и умения.

Список литературы

1. Булатова Е. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. Булатова - М.: Академия, 2001. - 240 с.

2. Бутенко Л. О внутреннем видении художественных образов (вопросы технологии художественного мышления) / Л. Бутенко // Музыкальное искусство и культура. Научный вестник Одесской государственной академии им. А.В. Неждановой. - Одесса: Печатный дом, 2004. - Вып. 5. - С. 328-341.

3. Гарипова Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: автореф. дис. на соискание наук, ступени канд. пед. наук: 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования / Г.А. Гарипова. - Казань, 2002. - 24 с.

4. Гоян Я.П. Маэстро / Я.П. Гоян: Эссе. - М.: Радуга, 2005. - 207с.

5. Давыдов М. Научная терминология в музыкальной педагогике / М. Давыдов // Журнал НМОУ им. П.И. Чайковского. Научный журнальчик. - 2009. -№1 (2). - С. 63-82.

6. Казачков С. От урока к концерту / С. Казачков - Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. - 344 с.

7. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов, 2006. [Электронный ресурс] /Н.Г. Комлев. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/741026.

8. Михеева Э.Г. Формирование педагогического артистизма студента - будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: автореф. дис. на соискание наук, ступени канд. пед. наук: 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики образования" / Э.Г. Михеева. - Самара, 2008. - 25 с.

9. Тришин В.Н. Словарь синонимов русского языка системы ASIS, 2009 [Электронный ресурс]/В.Н. Тришин. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/741026.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.