Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ДОВЕРИЕ» В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ '

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ДОВЕРИЕ» В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доверие / трансакционные издержки / социальный капитал / trust / transaction costs / social capital

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.С. Белик, М.В. Кравченко

Представлены основные определения доверия, которые были даны разными учеными в соответствии с контекстом рассматриваемых явлении, в том числе в рамках развития социального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE ECONOMIC CATEGORY «TRUST» IN INTERNATIONAL BUSINESS

The article presents the the main definitions of trust that have been given by various scientists in accordance with the context of the phenomena under consideration, including in the framework of the development of social capital.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ДОВЕРИЕ» В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ »

УДК 33.338.3

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ДОВЕРИЕ» В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ

Д. С. Белик, М. В. Кравченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kraftmarina@yandex.ru

Представлены основные определения доверия, которые были даны разными учеными в соответствии с контекстом рассматриваемых явлении, в том числе в рамках развития социального капитала.

Ключевые слова: доверие, трансакционные издержки, социальный капитал.

CHARACTERISTICS OF THE ECONOMIC CATEGORY «TRUST» IN INTERNATIONAL BUSINESS

D. S. Belic, M. V. Kravchenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kraftmarina@yandex.ru

The article presents the the main definitions of trust that have been given by various scientists in accordance with the context of the phenomena under consideration, including in the framework of the development of social capital.

Keywords: trust, transaction costs, social capital.

Существует множество определений доверия. Доверие называется социальным институтом, обеспечивающим снижение транзакционных издержек взаимодействия в рыночной экономике, экономическое содержание категории доверия является наиболее конкретным и прикладным, его можно рассматривать на разных уровнях. По признанию многих экспертов в области экономики и финансов, доверие становится самым ценным активом [3]. Любой бизнес основан на риске, поэтому доверие позволяет организациям сохраняться во времени и удерживать траекторию развития.

Ряд процессов в бизнесе полностью основан на доверии и блокируется при его отсутствии. В случае утраты доверия банк теряет вкладчиков, а компания инвесторов -компанию. Вся кредитная система и вся фондовая деятельность основана на доверии, на этом основана сама идея акционирования, без него не может быть инвестиционного института. Интерес к доверию как к экономической категории повысился с появлением стратегических альянсов и других форм сотрудничества между компаниями [2]. Они рассматривают доверие в контексте анализа оппортунизма в трансакционной и неинституциональной сферах. Категория доверия используется при изучении таких экономических явлений, как незавершенные и связанные с ними договоры, межфирменные договоры и внутрифирменные договоры, связи, в которых необходимо учитывать стратегии предприятия, но не только с точки зрения рыночных аспектов, но и с точки зрения внутренних систем управления.

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

Доверие часто интерпретируется как способ снижения транзакционных издержек, действуя как средство повышения эффективности, снижения затрат на контроль, более быстрое согласование и понимание при оценке рисков, дефицит или отсутствие доверия влечет рост трансакционных издержек [1]. Основными причинами отсутствия доверия в бизнесе, российские предприниматели признают, прежде всего, невыполнение судебных решений и неуважение к закону.

Вопрос доверия Смита возникает еще несколько раз в связи с пересмотром структуры относительной заработной платы. Размер заработной платы зависит от пяти основных факторов, один из которых больше, чем другой, или меньше доверия, оказываемого тем, кто с ними имеет дело. А. Смит измеряет это доверие в стоимости (явно или субъективно предполагаемой) тех объектов, которые организация доверяет работнику в качестве владельцев фирмы или ее клиентов. Существует множество определений «социального капитала», которые включают доверие, так Селигмен понимает социальный капитал как «некое символическое средство обмена, реальная практическая ценность которого заключается в обеспечении эффективного функционирования политических и экономических систем». При этом он пишет, что «доверие как социальный капитал означает обладание между людьми, имеющими тесные ассоциативные связи», которые проявляются в уверенности в том, что другой будет придерживаться «правил игры». Селигман подчеркивает необходимость тесных связей между людьми, когда речь идет о социальном капитале доверия; в то же время ученые выделяют два типа социального капитала. Под социальным капиталом первого типа следует понимать общие для всех хозяйствующих субъектов нормы, правила поведения - обезличенное доверие - действующие нормы и запас социальных контактов субъекта, позволяющие ему принимать рациональные экономические решения, снижающие риски недобросовестной конкуренции. В то же время, социальный капитал может проявляться в виде локального групповые нормы и правила, как персонализированное доверие - в виде личных связей хозяйствующего субъекта - это социальный капитал 2 типа. Он представляет собой запас контактов, позволяющих обеспечить стабильность экономических агентов за счет локального взаимодействия, повысить их конкурентоспособность за счет эксклюзивного доступа к определенным видам экономических ресурсов.

Оба типа социального капитала будут существовать, дополняя друг друга. В странах с эффективными институтами будет доминировать социальный капитал первого типа, в то время как в странах со слабой институциональной структурой экономики - второй тип социального капитала, позволяющий решать проблемы через личные связи, в обход формально установленных норм.

Маржинальная революция 1970-х годов сместила фокус внимания экономистов на потребительском поведении, факторах спроса и субъективной теории полезности. Однако сформировавшаяся модель «экономической личности» характеризуется «близостью» ко всему социальному, принятие решений подчиняется чрезвычайно рациональному расчету предельных выгод и затрат. Несмотря на это, методологический индивидуализм и «счетная» рациональность задают новые методы исследования доверия: рассмотрение полезности как измеримого психологического. реальность дает перспективу анализа доверия как психологического феномена, влияющего на максимизацию экономическими агентами своих целевых функций. Такая экспансивная интерпретация стала активно использоваться только в 1960-х гг. в школе «экономического империализма».

Исследования в области предпринимательства как фактора производства также затрагивают аспект доверия. Французский экономист Ж.Б. Сей, рассматривая ограничительные факторы предложения предпринимательства на рынке, включает в себя большое количество необходимых моральных качеств и навыков, особенно в случае международной торговли: «Необходимо знать виды транспорта товаров, меру риска,

связанную с ним, количество требуемых затрат, необходимо знать обычаи и законы, регулирующие деятельность народов, с которыми осуществляется торговля. Наконец, вы должны хорошо знать людей, чтобы не обманывать себя, доверяя им, давая им известные задания и, как правило, имеющие какие-либо отношения с ними».

Австрийский экономист Я. А. Шумпетер, рассматривая инновационную роль предпринимателя, выводящего экономику из равновесия, подчеркивает двойную важность власти, которая включает в себя доверие. С одной стороны, поскольку предпринимателю часто приходится преодолевать некоторое общественное сопротивление, власть помогает сформировать "узы" и выдержать испытание на прочность. С другой стороны, зарекомендовавшая себя репутация затрудняет инновации и вызывает экономические кризисы: «И только потому, что старые предприятия обычно имеют достаточные средства и доверие. кредиторов, пассивность балансов не сразу приводит к их гибели».

Мизес подчеркивает чисто субъективный характер доверия к фирме или марке, не обязательно связанный с качеством или различием товара. «Репутация - это слава, которую предприятие приобретает благодаря прошлым достижениям», т.е. репутация - это накопленное доверие в прошлые периоды, ожидания, которые были оправданы. Это связано с ограниченными познавательными способностями агентов и асимметрией информации -покупатель всегда должен доверять надежности продавца, как в случае с произведенным товаром, так и в большей степени в случае с потребительским товаром. «Постоянный покупатель всегда выбирает не товары и услуги, а поставщика, которому он доверяет. Он платит премию тому, кого считает надежным». Репутация является необходимым фактором производства, стоимость которого соответствующим образом оценивается.

Валовая процентная ставка, по словам Мизеса, «содержит предпринимательскую компоненту, это то, что люди имеют в виду, говоря, что кредит основан на доверии». Расширение кредита приводит к переоценке предпринимателями будущих возможностей, а когда в период рецессии больше никому не доверяют, деловая составляющая процентной ставки валового рынка увеличивает ее долю.

Таким образом, доверие можно определить как накопленный актив (как индивидуальный, так и общественный), как экономический фактор. Как неформальная норма, которая тесно взаимодействует с формальными учреждениями. Более точное определение "доверия" всегда связано с тем, что оно полностью зависит от выбранной области экономического анализа и методологии. Необходимо дальнейшее изучение этого понятия и разработка интегральной модели доверия.

Библиографические ссылки

1. Кривошеева-Медянцева Д.Д., Доверие как фактор экономического развития: исследования с позиций институциональной экономической теории- TERRA ECONOMICUS, Издательство: Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону), Т.11,№2-2, 2013г. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20313811

2. Майборода Т.Л., Доверие как экономическая категория: актуальность, этапы развития исследований», [Электронный ресурс]. URL: http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/3250/2/ Mayboroda%20T.%20Doverie%20kak%20ekon.%20kategoriya%20Vestnik%20BGEU%203_11.pdf

3. Ахтулов А. Л., Гегедивиш И.П., Доверие как экономическая категория»- И.П. Гегедивш, Омский научный вестник, № 4 (130), С.32-35, 2014г., [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/doverie-kak-fenomen-sotsialnoy-realnosti-1/viewer.

© Велик Д. С., Кравченко М. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.