Научная статья на тему 'Характеристика управленческой структуры и системы прохождения команд'

Характеристика управленческой структуры и системы прохождения команд Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / МОДЕЛИРОВАНИИ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY MODELING / СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ / STRUCTURAL SCHEMES / ЛОГИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ / LOGICAL RELATIONSHIPS / ADMINISTRATIVE STRUCTURES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зотов Алексей Иванович, Ганжур Марина Александровна, Авакьянц Артем Валериевич

Моделирование безопасности управленческих структур сводится к рассмотрению работоспособности функций промежуточного звена и взаимодействия между объектами, принимающим решения на управления и вырабатывающей команды. Анализируя данные переходы в предельных случаях, позволяет применять подходы анализа и синтеза на основе структурных схем и логических соотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Зотов Алексей Иванович, Ганжур Марина Александровна, Авакьянц Артем Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic of the management structure and system of passing teams

Modeling the security of administrative structures reduced to considering the operability of the functions of the intermediate link and the interaction between the objects that make decisions on management and develop teams. Analyzing these transitions in limiting cases, one can apply analysis and synthesis approaches based on structural schemes and logical relationships.

Текст научной работы на тему «Характеристика управленческой структуры и системы прохождения команд»

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы{р://273-фз.рф/ак1у_тшоЬгпаи]а_го88и/рг1к:а7-19122014 (дата обращения 17.11.2017 г.).

8. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.

Педагогика

УДК: 378.1

доцент Зотов Алексей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный технический университет" (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель Ганжур Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный технический университет" (г. Ростов-на-Дону) аспирант Авакьянц Артем Валериевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный технический университет" (г. Ростов-на-Дону)

ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ И СИСТЕМЫ ПРОХОЖДЕНИЯ КОМАНД

Аннотация. Моделирование безопасности управленческих структур сводится к рассмотрению работоспособности функций промежуточного звена и взаимодействия между объектами, принимающим решения на управления и вырабатывающей команды. Анализируя данные переходы в предельных случаях, позволяет применять подходы анализа и синтеза на основе структурных схем и логических соотношений.

Ключевые слова: управленческие структуры, моделировании безопасности, структурные схемы, логические соотношения.

Annotation. Modeling the security of administrative structures reduced to considering the operability of the functions of the intermediate link and the interaction between the objects that make decisions on management and develop teams. Analyzing these transitions in limiting cases, one can apply analysis and synthesis approaches based on structural schemes and logical relationships.

Keywords: administrative structures, security modeling, structural schemes, logical relationships.

1.1 Определение управленческой структуры (УС).

Назначение. УС предназначена для выполнения функций промежуточного звена между объектами, принимающими решение на управления и вырабатывающей команды (командное звено - КЗ) и исполнительными звеньями (ИЗ), предназначенным для выполнения этих команд

КЗ УС ь ИЗ

w г

Рисунок 1. 1. Схема прохождения команд

Командное звено формирует команды, приказы, распоряжения, указания, предписания и другие подобные информационные посылки, которые чаще всего требуют определенных действий по произведению их к форме понятной исполнительным звеньям и удобный для восприятия на своих входах.

Типовые примеры можно легко увидеть в армейских структурах, системах государственной власти, на различных флотах (морской, воздушный), в коммерческих организациях и т.д.

В самом простом варианте можно представить работу диспетчерской службы, когда разрешение руководителя на аварийную посадку самолёта на аэродроме преобразуется в серию команд для экстренного освобождения взлетно-посадочной полосы, выезда аварийных служб на установленные места, задержки плановых посадок и взлётов, включения дополнительных средств радио-обеспечения, освещения, визуального указания и т.д. Это можно изобразить, как показано на рис. 1. 2.

Командная служба Диспетчерская служба

решение на аварийную □осадку

команд для АСС

формирование

шнжзо гь.\:-1нньз1 сяушнн

ьлмгтнлы эсшажзи спеЯт в вои>та

ч 1 иманш зклыжи гииетоэ Н1 :м,те

\

КЗ

УС

из

Рисунок 1. 2. Типовой пример управленческих структур

Как и всегда в таких случаях всплывает вопрос о процессах защиты УС от возможностей появления несанкционированных (ложных) команд, пропадания (не доведения до ИЗ) санкционированных команд, возникновения ненормативных задержек при формировании команд и другие относящиеся к достоверности, надежности, своевременности. При определённом подходе такие вопросы можно отнести к информационной безопасности, особенно в части, касающейся формирования структур управляющих систем, выявления и устранения искажений при преобразовании команд, защиты от действий нарушителей.

В дальнейших рассуждениях будем считать, что прием, преобразование, переформирование, размножение, уточнения и конкретизация команд из КЗ производится операторами, в качестве которых рассматривается люди с использованием технических (в том числе вычислительных) средств только для повышения качества выполняемых преобразований без изменения их информационной структуры и содержания реализуемого алгоритма. Функции информационных изменений и контроля каждой элементарной операции в управляющей структуре остаются за человеком.

1.2 Детерминированные и стохастические модели прохождения команд

Рассмотрим элементарную схему прохождения команды от КЗ к ИЗ с участием операторов УС. Пусть сформирована команда для ИЗ, которая должна принять определенную форму, пройдя преобразование в операторном звене (допустим, быть закодирована или дополнена некоторой конкретикой). Это можно показать схемой, показанной на рис. 1. 3.

От ОУС зависит дальнейшее продвижение команды, так как в соответствии с иерархией построения централизованного управления для ИЗ ближайшим сопряженным звеном выше стоящего уровня является ОУС. Возможны варианты:

а) команда ОУЗ претерпевает положенные преобразования в ОУС и проходит для исполнения в ЭИЗ;

б) команда ОУЗ доходит до ОУС, но далее «теряется» и ЭИЗ не поступает;

в) команда ОУЗ преобразуется с изменением информационной сущности и к ЭИЗ поступает в искаженном виде;

г) команда ОУЗ задерживается в ОУС больше положенного (нормативного) времени и при поступлении к ЭИЗ теряет свою информационную эффективность. Таким образом возможны варианты:

-прохождение команды;

-не прохождение команды;

-искажение команды;

-несанкционированная задержка команды.

Причины исходов могут быть разные. Их связывают с уровнем подготовки и психофизиологическим состоянием операторов, состоянием взаимодействующей аппаратуры, преследованием деструктивных целей. Первые причины являются предметом изучения направления, называемого инженерной психологией (или эргономикой). Вторая причина исследуется с позиций теории надежности. Последняя причина связывается с целями и возможностями нанесения ущерба человеком-оператором, поставившим целью своих действий срыв правильного исполнения (или неисполнения) команды, сформированной ОКЗ для ЭИЗ.

* ЭИЗ

ОУЗ - оператор управляющего звена; ОУС - оператор управленческой структуры; ЭИЗ - элемент исполнительного звена.

Рисунок 1. 3. Элементарная схема прохождения команды

Возможности (вероятности) исходов зависят не только от операторов, но и от их группирования (т.е. способов включения в УС). Рассмотрим два способа включения однозначных дублированных операторов в простейшей УС (рис. 1.4а), б)).

ЛСС - логическая схема сравнения 1 — наличие команды; 0 - отсутствие команды

Рисунок 1. 4. Схема двух способов включения однозначных дублированных операторов в

простейшей УС

Если логическая схема сравнения выполняет функции сложения то вероятность прохождения

команды (при её наличии) увеличивается. В то же время вероятность появления несанкционированной команды на входе ЭИЗ (т.е. при её отсутствии на выходе ОУЗ) остается неизменной по сравнению со схемой с одним оператором. (Рис.1. 3)

Это относится к случаю, когда один оператор - нарушитель. Схема, изображенная на рис. 1.3б), позволяет легко сделать заключение, что при таком включении однотипных операторов наличие одного нарушителя не изменяет риск не прохождения санкционированной команды, как и риск появления несанкционированной команды при любом расположении нарушителя. Такая схема может претерпеть небольшое изменение, как это показано на рис. 1. 5

ЛУ - логическое устройство Рисунок 1. 5. Схема с использованием логических устройств для анализа появления нарушителя

В этом случае логическое устройство (ЛУ) выполняет функцию конъюнкции. Риск появления несанкционированной команды при наличии одного нарушителя уменьшается, а риск не прохождения несанкционированной команды при этих же условиях остается тем же, что и для схемы с одним оператором (рис. 1. 3).

Группирование операторов может производиться по более сложным схемам, включающим в свой состав параллельные и последовательные включения.

Рассмотренные схемы являются детерминированными, т.к. основываются на булевой логике и оперируют с понятиями 0- нет команды и 1 - есть команды. Однако, даже при их описании примерно слово «риск», что равноценно понятиям, описываемым в вероятностном пространстве.

Для конкретизации подходов рассмотрим детерминированные и стохастические модели различных операторов. Для этого введем четырехзначную матрицу с определенными наименованиями столбцов и строк. В столбцах размещаются входы операторов. В строках - выходы.

В полях матрицы вероятности правильного и ошибочного формирования выходов по состоянию входов.

1 0

1 Р11 1- Р00

0 1- Р11 Р00

Здесь: 8-сигнал (команда) на входе;

Я - сигнал (команда) на выходе;

0 - отсутствие сигнала (команды);

1 - наличие сигнала (команды);

Рисунок 1. 6. Матрица вероятности правильного и ошибочного формирования выходов по

состоянию входов

На рис. 1.6 в полях матрицы вероятности правильной отработки функций оператором (Р11, Р00) и вероятности ошибочных результатов, (Р10, Р01). Такая матрица характеризует вероятностный подход к оценке деятельности операторов.

Если придать вероятностям преданные значения правильных действий, то получим матрицу идеального оператора (Рис. 1. 7) или для противоположного случая (предельные ложные действия) - матрицу идеального нарушителя (Рис. 1. 8).

1 0

1 1 0

0 0 1

Рисунок 1. 7. Матрица идеального оператора

1 0

1 0 1

0 1 0

Рисунок 1. 8. Матрица идеального нарушителя

Переходы к предельным случаям позволяют применить подходы анализе и синтезе на основе структурных схем и логических соотношений. Для построения структурных схем вводится понятия операторов и узлов. Операторы - это функциональные элементы управленческой структуры, которые по одному или нескольким входам получают информацию для преобразования ее в некоторую выходную форму, отправляемую для дальнейших преобразований или на выход для передачи исполнителям. Операторы могут производить операции типа: обобщение; уточнения; дополнения; корректировки; согласования; визирования; контроля соответствия; сравнения; регистрации; расшифровки (дешифрования) и т.п.

В зависимости от операций для формирования выходного документа (распоряжения команды, указания и т.п.) оператору могут потребоваться информационные материалы от входов в систему или после прохождения соответствующих операций - от других операторов. В управленческой структуре операторов, обладающих несколькими входами и одним выходом, называем узлами. Функционирование узлов зависит от наличия информации на их входах. Если для формирования выходной информации (выхода) узла при его нормальной работе необходимо наличие некоторой значащей информации на всех входах, то такой узел можно назвать узлом конъюнктивного типа (в соответствии с таблицей истинности работа такого звена описывается функцией конъюнкции). Если для формирования выходной информации узла достаточно наличия значащей информации хотя бы на одном входе, то такое звено можно назвать звеном дизъюнктивного типа. Если у узла конъюнктивного типа (УКТ) два входа, то для случая его нормальной работы таблица истинности имеет вид:

Вход 1 Вход 2 Выход

0 0 0

0 1 0

1 0 0

1 1 1

Звено дизъюнктивного типа (УДТ) при нормальной работе описывается таблицей истинности, имеющий

вид:

Вход 1 Вход 2 Выход

0 0 0

0 1 1

1 0 1

1 1 1

В соответствии с приведенной ранее математической моделью (Рис. 1. 3) для случая, когда нарушитель выполняет функцию узла, выходная информация в таблицах инвертируется.

Замечание 1. В рассмотренных рассуждениях по умолчанию введено обозначение через 1 значащей информации (т.е. отличной от 0, которому ставится в соответствие отсутствие каких-либо информационных посылок).

Замечание 2. Матричная модель нарушителя в общем случае может усложнится за счет ассиметричной реакции нарушителя на возбуждения входов. Например, для случая наличия нарушителя в УКТ возможны варианты, описываемые следующими таблицами.

Вход 1 Вход 2 Выход

0 0 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 1 0

1 0 0

1 1 1

Вход 1 Вход 2 Выход

0 0 0

0 1 1

1 0 0

1 1 1

Вход 1 Вход 2 Выход

0 0 0

0 1 0

1 0 1

1 1 1

Вход 1 Вход 2 Выход

0 0 0

0 1 0

1 0 0

1 1 0

Всего будет 22п-1 вариантов (п - число входов). Аналогичные рассуждения могут быть перенесены на УДТ, где также возможно при двух входах 24-1 отклонений от нормального функционирования.

В случае трех входов количество возможных «нарушительных» реакций возрастает по показательному закону.

Для упрощения дальнейших рассуждений введем понятие допустимой и недопустимой реакции узла на состояния входов. Допустимой будет реакция, совпадающая со значениями таблицы истинности, для случая нормального функционирования этого узла. Соответственно, недопустимой будет противоположная реакция. Это позволяет перейти к дуальной системе и не будет противоречить истине, т.к. единовременно на входе узла может быть лишь одна комбинация состояний, которой всегда можно поставить в соответствие допустимое и недопустимое состояние выхода.

Литература:

1. Разработка системы оперативного контроля состояния человека в системе АПК Зотов А.И., Гриценко В.В., Черпаков А.В. В сборнике: Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного

машиностроения. Сборник статей 10-й Международной юбилейной научно-практической конференции в рамках 20-й Международной агропромышленной выставки "Интерагромаш-2017". 2017.

2. Разработка системы оперативного контроля состояния человека в системе АПК. Зотов А.И., Черпаков А.В., Гриценко В.В. В сборнике: Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения. Сборник статей 10-й Международной юбилейной научно-практической конференции в рамках 20-й Международной агропромышленной выставки "Интерагромаш-2017". 2017.

3. "Зотов А.И., Ганжур М.А." Моделировании безопасности управленческих структур. VIII Международная конференция «Системный анализ, управление и обработка информации», 2017 г. ДГТУ пос. Дивноморское)

Педагогика

УДК 387.1; 37.017.92; 37.017.93 ББК 74.489

кандидат педагогических наук, доцент Иргит Елена Ломбуевна

Тувинский государственный университет (г. Кызыл)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования нравственной и экологической культуры студентов - будущих педагогов. Автором показана взаимосвязь между формированием данных видов культуры у студентов и формированием экомышления и высоконравственного отношения будущих поколений к окружающим людям и окружающей среде. В связи с этим автор определяет глобальность экологических проблем современности во взаимосвязи экологической культуры человека и его нравственной составляющей. Обосновывается важность профессии педагога для формирования и совершенствования нравственной и экологической культуры будущих поколений, развиваемых на основе педагогического потенциала науки, искусства, религии и личного примера педагога. Автор подводит под педагогический потенциал профессии философско-идеологические основания социальной, нравственной и экологической оптимальности, сопровождаемые осознанием нравственных и экологических императивов в процессе воспитания и образований будущих поколений.

Ключевые слова: будущие педагоги, студенты педагогического вуза, нравственная и экологическая культура, формирование экомышления, профессиональная деятельность, подготовка.

Annotation. The article actualizes the problem of the formation of moral and ecological culture of students -future teachers. The author shows the relationship between the formation of these types of culture in students and the formation of eco-thinking and a highly moral attitude of future generations to the surrounding people and the environment. In connection with these, the author defines the global nature of the ecological problems of modern times in the interrelationship between human ecological culture and its moral component. The importance of the teacher's profession for forming and improving the moral and ecological culture of future generations based on the pedagogical potential of science, art, religion and a personal example of a teacher is substantiated. The author brings to the pedagogical potential of the profession the philosophical and ideological foundations of social, moral and ecological optimality, accompanied by an awareness of moral and environmental imperatives in the process of education and the formation of future generations.

Keywords: future teachers, students of a pedagogical university, moral and ecological culture, formation of ecological reflection, professional activity, preparation.

Введение. Современный этап социокультурного развития позволяет констатировать факт того, что экологические проблемы не только приобретают статус глобальных, но становятся все более опосредованными уровнем нравственной культуры человека [10; 11; 13].

Формулировка цели статьи. Говорить о современном представителе человечества, его экологической культуре, экомышлении и нравственной организации на сегодняшний момент очень сложно. Уровни понимания ответственности человека перед природой и обществом настолько различны, что подводить их под какие-либо унифицированные категориальные понятия или классификации пока не представляется возможным. Ситуация обретения целостности нравственно-экологической ипостаси современным человеком в динамической взаимосвязи с природным пространством достаточно трудна и является (по крайней мере должна являться) одной из важнейших и первостепенных задач любой отрасли, любого направления. В основном же, осмысление проблем достижения высокой нравственной и экологической культуры человеком в современном мире пока, к сожалению, остается прерогативой тех наук и учений, которые направляют свои усилия на решение проблем внутренней духовной природы личности, ее движущих сил, мотивов самовыражения во «второй природе» - условиях существования людей среди вещей в окружающей их среде. К наиболее важной, на наш взгляд, в данном аспекте относится область педагогических наук и связанное с ней профессиональное педагогическое образование, которое подготавливает к будущей профессиональной деятельности тех личностей, от чьих усилий будет зависеть нравственная культура будущего поколения [1; 3; 8]. Данная конституента была положена в основу цели нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. В связи с этим формирование нравственной и экологической культуры студентов педагогических вузов становится на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой. Значимость ее роли для воспитания педагога, способного к выполнению, связанных с решением вышеуказанной проблемы, задач, постоянно возрастает, так как проблема нравственного отношения современного человека к окружающему миру остается сегодня наиболее насущной для всего мира; вопрос лишь в том, что для общества будет важнее: материальные выгоды или экологическое равновесие, основанное на формировании должного уровня нравственности [10; 11].

Задумываясь о человеке с позиций нравственности и экологической культуры, приходим к выводу о том, что, по сути дела, природа, все живое, в том числе и человек - это энергия космоса, «энергия Солнца». «Энергия Солнца, - говорил В. И. Вернадский, - это и человек, и созданная им культура! Работа животных в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.