Научная статья на тему 'Характеристика умственной и физической работоспособности студентов'

Характеристика умственной и физической работоспособности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1057
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ / PHYSICAL AND MENTAL WORKING ABILITIES OF STUDENTS / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / MEANS OF PHYSICAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS HEALTH / ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гончарук С. В., Бочарова В. И.

Данное исследование обусловлено необходимостью повышения академической успеваемости студентов, повышения качества высшего профессионального образования, активного восстановления умственной и физической работоспособности, укрепления состояния здоровья студенческой молодежи средствами физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гончарук С. В., Бочарова В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC MENTAL AND PHYSICAL PERFORMANCE STUDENTS

The purpose of the present research results in necessitu to increase academic average of students and quality of high professional education, to recover mental and physical working capasity, to improve the health conditions of students by means of physical education

Текст научной работы на тему «Характеристика умственной и физической работоспособности студентов»

ХАРАКТЕРИСТИКА УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

Гончарук С. В., Бочарова В.И.

Белгородский государственный университет,

г. Белгород, Россия

CHARACTERISTIC MENTAL AND PHYSICAL PERFORMANCE STUDENTS

Goncharuk S. V., Bocharova V. I.

BelgorodstateUniversity, Belgorod, Russia

Аннотация. Данное исследование обусловлено необходимостью повышения академической успеваемости студентов, повышения качества высшего профессионального образования, активного восстановления умственной и физической работоспособности, укрепления состояния здоровья студенческой молодежи средствами физической культуры.

Summary. The purpose of the presentre search results in necessitu to increase academic average of students and quality of high professional education, to recover mental and physical working capasity, to improve the health conditions of students by means of physical education.

Ключевыеслова. Умственная и физическая работоспособность студентов, средства физической культуры, профессиональное образование, здоровье сбережение студенческой молодежи.

Keywords. Physical and mental working abilities of students, means of physical education, professional education students health.

Увеличение академической нагрузки в системе высшего профессионального образования в настоящее время - это естественная тенденция, обусловленная развитием научно- технического прогресса в обществе, появлением новых технологий. Этот процесс требует от современных студентов повышенного внимания, сосредоточенности, напряжения своих умственных, эмоциональных и физических возможностей.

Такое напряжение нередко вызывает переутомление у студентов, которые не успевают, либо не умеют восстанавливать свои жизненные и познавательные потенциалы. В результате возникает противоречие: с одной стороны, современным студентам необходимо обладать хорошей физической подготовленностью, крепким здоровьем, готовностью к большим умственным и физическим нагрузкам, связанным с учебой, с

другой стороны, в процессе образования недостаточно внимания уделяется вопросу о полноценном восстановлении психики и физического состояния студентов вузов.

В результате возникает проблема, суть которой заключается в научном обосновании средств, методов и форм оптимизации физического и психо-эмоционального состояния студентов вузов в образовательном процессе.

Наличие сложившейся проблемы подтверждается мнением значительного количества специалистов [2, 3, 5, 6]. Данная публикация осуществляется по материалам выполнения всероссийского гранта по теме «Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижение нервно-эмоционального напряжения студентов вуза в процессе образовательной деятельности» (НК-416П).

Проект выполняется в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-20011 гг.). На предварительном этапе исследования, по итогам которого планируется обосновать новые средства, методы и формы занятий со студентами, направленные на повышение их физической и умственной работоспособности, проводилось исходное определение уровня этих показателей у студентов.

Умственная работоспособность определялась с помощью методик оценки оперативной памяти, распределения и переключения внимания, логичности мышления [1]. Для оценки физической работоспособности применялись тесты упражнения в соответствии с государственным образовательным стандартом РФ и программой по физической культуре для вузов: прыжок в длину с места, подъем ног в висе на шведской стенке, челночный бег 4х9 м, бег на выносливость 2000 м (девушки) и 3000м (юноши).

Обследование производилось в первом семестре 2009-2010 учебного года в Белгородском государственном университете (г. Белгород, Россия). В нем принимали участие студенты (девушки и юноши) 1 курса психологического, физического, исторического факультетов (п=160).

В связи с тем, что все данные в обследовании параметрические, полученные результаты сравнивались по средним значениям между факультетами с помощью расчета достоверности различий по ^ критерию Стьюдента [4].

При сравнении результатов по прыжкам в длину у юношей оказалось, что среднее значение у студентов физического факультета выше, чем у психологического. Однако, расчетное значение ^критерия (Р>0,05) оказалось равным - 1,4, а табличное значение 2,18, из чего следует, что различия показателей не достоверны.

Также нет достоверных различий между студентами психологического и исторического факультетов, хотя среднее значение у психологического факультета несколько выше, чем у исторического. При выполнении подъема ног на шведской стенке у юношей также не обнаружено достоверных различий. В челночном беге отличились студенты физического факультета, у которых достоверно лучше (Р<0,5) результаты, чем у психологов и историков.

В то же время в беге на 3000 м у студентов психологического факультета достоверно лучше показатели, чем у студентов физического и исторического факультетов (Р<0,05). Выявлены достоверные различия между историками и физиками (у историков результаты хуже). При этом среднее значение у психологов находится по сравнению с нормативными требованиями на уровне оценки ниже «хорошо» и ближе к оценке «удовлетворительно». Соответственно у остальных факультетов беге на 3000 м оценка оказалась ниже оценки «удовлетворительно».

У девушек достоверные различия обнаружены только в двух случаях: в беге на 2000 м между студентками физического и исторического факультетов (у физиков выше показатели), в челночном беге у студенток физического факультета показатели достоверно лучше, чем у психологов и историков. Причем среднее значение у девушек даже чуть лучше, чем у юношей-историков. Здесь установлено, что у девушек физического факультета достоверно выше логичность мышления, чем у других факультетов, зато оперативная память у историков выше, чем у физиков.

Свойства внимания не имеют различий между девушками разных факультетов, хотя у психологов показатели выше, чем у историков, а у физиков выше, чем у психологов. У юношей физического факультета тоже логичность мышления достоверно выше, чем у историков.

Свойства внимания у психологов и физиков достоверно лучше, чем у историков, но нет отличий между физиками и психологами. По показателям оперативной памяти у юношей разных факультетов существенные различия вообще не обнаружены. Проведенное обследование студентов 1 курса показало, что между факультетами имеются по ряду показателей физической подготовленности и умственной работоспособности существенные различия.

Заметно ниже показатели у представителей исторического факультета (и у юношей, и у девушек) по сравнению с физическим и психологическим факультетами. В то же время физический факультет явно лидирует сразу по нескольким показателям. Показатели физической подготовленности первокурсников по средним значениям не удовлетворяют нормативным требованиям.

Так, показатель уровня проявления общей выносливости в беге на 2000м и 3000м находится на низком уровне, что свидетельствует о

недостаточной физической работоспособности студентов. Полученные данные требуют дальнейшего более глубокого изучения.

со

Список литературы:

1. Большая энциклопедия психологических тестов. - Москва: Изд-во Эксмо, 2006. - С. 212-219.

2. Воеводин, Д. А. Анализ состояния здоровья студенческой молодежи (материалы опроса) : Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Здоровье населения - основа процветания России» / Д. А. Воеводин. - Москва: Изд-во РГСУ, 2007. - С. 48-50.

3. Габриелян, К. Г. Физическая активность и показатели индивидуального здоровья студентов / К. Г. Габриелян // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 11. - С. 31-36.

4. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Ю. Д. Железняк, П. К.Петров - Москва: Издат. Центр «Академия», 2002. - 264 с.

5. Основы культуры здоровья студентов : учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Д. Н. Давиденко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 150 с.

6. Ревенко, Е. М., Соотношение динамики двигательных и умственных способностей у студентов / Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 11. - С. 24-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.