Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
мотивация / мотивация учения / мотив / мотив учения / подростки / motivation / learning motivation / motive / learning motive / adolescents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валетчик А. В.

В статье раскрывается теоретический аспект развития учебной мотивации подростков. Представлены результаты эмпирического исследования уровня и типа учебной мотивации подростков, выявлены уровни и типы учебной мотивации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валетчик А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF LEARNING MOTIVATION IN ADOLESCENCE

The article reveals the theoretical aspect of the development of learning motivation in adolescents. The results of an empirical study of the level and type of learning motivation in adolescents are presented, the levels and types of learning motivation in adolescents are identified.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 37

Валетчик А.В.

магистрант

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева (г. Красноярск, Россия)

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в статье раскрывается теоретический аспект развития учебной мотивации подростков. Представлены результаты эмпирического исследования уровня и типа учебной мотивации подростков, выявлены уровни и типы учебной мотивации подростков.

Ключевые слова: мотивация, мотивация учения, мотив, мотив учения, подростки.

Проблема развития мотивации учебной деятельности является актуальнейшей проблемой психологии и педагогики на настоящем этапе развития современной школы. Диагностика и сущность мотивации учебной деятельности получила свое развитие в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, П.М. Якобсона, В.С. Ильина, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной и др. В исследованиях ученых показана структура мотивации учебной деятельности, механизм возникновения учебных мотивов, а также роль мотивации в осуществлении учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности представляет собой один из основных аспектов проблемы целостного развития личности в обучении.

По А.Н. Леонтьеву, учебная мотивация представляет собой совокупность побуждений, которые оказывают воздействие на активности человека в контексте обучения [3].

Школьник, в своей активности и направленности, отражает внутренние характеристики личности, которые Л.С. Выготский рассматривает как мотивацию. Эти мотивы, определяющие успех в учебной деятельности, проявляются в различных взаимодействиях с окружающим миром [2].

Согласно П.М. Якобсону, учебная мотивация представляет собой комбинацию различных факторов, как внутренних, так и внешних, которые стимулируют индивида к активной деятельности [5].

Система мотивов, согласно Л.И. Божович, формирует учебную мотивацию. В нее входят цель обучения, потребность в знаниях, эмоции, увлеченность учением и интерес к обучению [1].

В период подросткового возраста происходит изменение мотивации в учебной сфере.

В период подросткового возраста происходит укрепление и развитие мотивов, соответствующих зрелым формам учебной деятельности. Широкие познавательные мотивы становятся более прочными, а также продолжают развиваться мотивы самосовершенствования, самообразования, достижения и самореализации. Особенно заметно улучшение широких социальных мотивов. Важные качественные изменения в подростковом возрасте происходят в узких социальных мотивах учения, то есть в позиционных мотивах.

Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина, подростки переживают значительные изменения в своей учебной деятельности, которая начинает восприниматься ими как способ личностного роста и совершенствования. Важность проблемы учебных достижений, успеваемости и учения в подростковом возрасте неоспорима. Побуждение к успешной учебной деятельности происходит за счет мотивации, которая исходит как от самого процесса обучения, так и от позиции школьника [4].

С целью выявления уровня и типов учебной мотивации подростков было организовано эмпирическое исследование на базе средней школы г. Красноярска. Выборку исследования составили 24 обучающихся 7-го класса классов, в возрасте 13-14 лет.

Методики диагностики учебной мотивации подростков:

1) Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» И.С. Домбровской.

2) Методика диагностики мотивации учения Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, в адаптации А.Д. Андреевой.

3) Методика «Диагностика мотивации ответственного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности» (М.С. Невзорова, Т.В. Невзорова).

Были получены результаты исследования уровня познавательной и социальной мотивации по методике И.С. Домбровской. У подростков выраженность познавательной мотивации к обучению представлена в большей степени на среднем уровне (46,1% подростков). Анализ выраженности социальной мотивации свидетельствует, что половина подростков имеют средний уровень выраженности. Следовательно, у подростков на более высоком уровне представлена социальная мотивация к обучению, чем познавательная мотивация.

Преобладающими типами мотивации к обучению подростков являются узкие социальные («позиционные») мотивы (среднее значение 3 балла) и широкие социальные мотивы (среднее значение 2,7 баллов).

По методике Ч.Д. Спилбергера получены результаты уровня внутренней мотивации. Большинство подростков демонстрируют средний уровень внутренней мотивации учения, 57,7% подростков проявляют положительное отношение к учебному процессу, однако их познавательная активность и стремление к знаниям о мире вокруг них остаются на пониженном уровне.

Исследование мотивации ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности по методике М.С. Невзоровой, Т.В. Невзоровой, показало, что большинство подростков имеют средний уровень мотивации ответственного отношения школьников к учебно-познавательной деятельности -у 53,9% подростков представлено нестабильное проявление ответственности при

недостаточно развитых волевых способностях. Учебная мотивация падает при возникновении трудностей, что мешает завершению учебных задач.

Полученные результаты актуализируют необходимость реализации психолого-педагогических условий развития учебной мотивации подростков:

- организация учебного сотрудничества в совместной деятельности,

- использование междисциплинарного подхода к определению содержания учебного материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Академия, 2012. - 179 с;

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 2008. - 300 с;

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М.: Академия 2011. - 328 с;

4. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с;

5. Якобсон М.П. К вопросу мотивации учения. СПб.: Речь, 2010. - 217 с

Valetchik A.V.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia)

CHARACTERISTICS OF LEARNING MOTIVATION IN ADOLESCENCE

Abstract: the article reveals the theoretical aspect of the development of learning motivation in adolescents. The results of an empirical study of the level and type of learning motivation in adolescents are presented, the levels and types of learning motivation in adolescents are identified.

Keywords: motivation, learning motivation, motive, learning motive, adolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.