Научная статья на тему 'Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций курсантов образовательных организаций МВД России'

Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ценности личности / полиция / образовательная организация / курсанты / смысложизненные ориентации / чувство патриотизма / духовно-нравственные ценности / ценностные ориентации / personal values / police / educational organization / cadets / life-meaning orientations / sense of patriotism / spiritual and moral values / value orientations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кипреев Сергей Николаевич, Передерий Вероника Анатольевна, Глущенко Ольга Павловна

В условиях современной гибридной информационной войны в жизни каждого человека важное место занимает нахождение в правильной системе ценностных координат. Современную молодежь необходимо защитить от негативного информационно-психологического воздействия СМИ путем формирования у нее информационно-психологической устойчивости, основанной на развитой ценностно-смысловой сфере. В данной работе рассмотрены вопросы формирования духовно-нравственных ценностей и смысложизненных ориентаций у курсантов, проходящих службу в органах внутренних дел. Патриотическое воспитание выделяется авторами как наиболее актуальное направление работы с личным составом сотрудников полиции. При этом одним из приоритетных направлений педагогики является совершенствование методов и технологий формирования чувства патриотизма и духовно-нравственной сферы личности. В качестве объекта исследования выбраны ценностные и смысложизненные ориентации курсантов. Целью исследования авторы ставят охарактеризовать специфику смысложизненных ориентаций курсантов, готовящихся стать офицерами полиции, и представить данные проведенной на основе традиционных духовно-нравственных ценностей опытно-экспериментальной работы по формированию чувства патриотизма как ценностной основы личности курсантов-полицейских. Работа обладает практической ценностью для деятельности органов внутренних дел в части, касающейся патриотического и духовно-нравственного воспитания молодых сотрудников полиции. Теоретическая значимость статьи заключается в уточнении места и роли патриотизма в ценностной структуре личности и анализе актуальных направлений исследований в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи. Авторы делают обоснованные выводы о причинах оценки курсантами-полицейскими важности тех или иных ценностей. Рассмотренные ответы респондентов показывают, что будущие офицеры полиции осознанно совершили профессиональный выбор, решив посвятить свою жизнь служению обществу и став причастными к делу обеспечения национальных интересов нашего Отечества. В подавляющем большинстве испытуемые обладают необходимым набором ценностей, позволяющих формировать у курсантов патриотически ориентированное мировоззрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кипреев Сергей Николаевич, Передерий Вероника Анатольевна, Глущенко Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of value and life-meaning orientations of cadets at educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia

In the conditions of modern hybrid information warfare, it is important to be in the right system of value coordinates for every person. Modern young people must be protected from the negative informational and psychological impact of the media by fostering their informational and psychological stability based on the developed value-meaning sphere. This article discusses the issues of the formation of spiritual and moral values and life orientations among cadets serving in the internal affairs bodies. Patriotic indoctrination is considered by the authors as the most relevant area of work with the police personnel. At the same time, one of the priority areas of pedagogy is the improvement of methods and technologies for the formation of a sense of patriotism and the spiritual and moral sphere of a person. The value and life-meaning orientations of the cadets were chosen as the object of the study. The aim of the study is to characterize the specifics of the life-meaning orientations of cadets who want to become police officers, and to provide data from experimental work conducted on the basis of traditional spiritual and moral values on the formation of a sense of patriotism as the personal value basis of police cadets. The work has practical value for the activities of the internal affairs bodies in terms of patriotic and spiritual and moral education of young police officers. The theoretical significance of the article lies in clarifying the place and role of patriotism in the value structure of a person and in analyzing current research areas in the field of spiritual and moral education of youth. The authors draw reasonable conclusions about the reasons for the assessment of certain values importance by police officers. The respondents' responses show that preservice police officers consciously made their professional choice, deciding to devote their lives to serving the community, and becoming involved in ensuring the national interests of our Fatherland. The overwhelming majority of subjects possess the necessary set of values that allow cadets to develop a patriotically oriented worldview.

Текст научной работы на тему «Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций курсантов образовательных организаций МВД России»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 10 (октябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241151 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11151 УДК 378.1

Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций курсантов образовательных организаций МВД России

Characteristics of value and life-meaning orientations of cadets at educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia

Авторы статьи

L

Authors of the article

Кипреев Сергей Николаевич,

адъюнкт кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России», г. Краснодар, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0002-3948-8360

Передерий Вероника Анатольевна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГКОУ Во «Краснодарский университет МВД России», г. Краснодар, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0002-5875-1822

Глущенко Ольга Павловна,

преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России», г. Краснодар, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0009-0004-3059-1670

Sergey N. Kipreev,

Adjunct, Department of Social and Humanitarian Sciences, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-3948-8360

Veronika A. Perederiy,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Social and Humanitarian Sciences, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-5875-1822

Olga P. Glushchenko,

Lecturer, Department of Social and Humanitarian Sciences, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0004-3059-1670

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Кипреев С. Н., Передерий В. А., Глущенко О. П. Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций курсантов образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 10. - С. 1-12. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241151.htm - DOI 10.24412/2304-120X-2024-11151

S. N. Kipreev, V. A. Perederiy, O. P. Glushchenko, Characteristics of value and life-meaning orientations of cadets at educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 10. - P. 1-12. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241151.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11151

Поступила в редакцию Received 28.06.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.07.24

Принята к публикации Accepted for publication 27.07.24 Опубликована Published 31.10.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Кипреев С. Н., Передерий В. А., Глущенко О. П., 2024

Аннотация

_ Abstract

L

В условиях современной гибридной информационной войны в жизни каждого человека важное место занимает нахождение в правильной системе ценностных координат. Современную молодежь необходимо защитить от негативного информационно-психологического воздействия СМИ путем формирования у нее информационно-психологической устойчивости, основанной на развитой ценностно-смысловой сфере. В данной работе рассмотрены вопросы формирования духовно-нравственных ценностей и смысложизнен-ных ориентаций у курсантов, проходящих службу в органах внутренних дел. Патриотическое воспитание выделяется авторами как наиболее актуальное направление работы с личным составом сотрудников полиции. При этом одним из приоритетных направлений педагогики является совершенствование методов и технологий формирования чувства патриотизма и духовно-нравственной сферы личности. В качестве объекта исследования выбраны ценностные и смыс-ложизненные ориентации курсантов. Целью исследования авторы ставят охарактеризовать специфику смысложизненных ориентаций курсантов, готовящихся стать офицерами полиции, и представить данные проведенной на основе традиционных духовно-нравственных ценностей опытно-экспериментальной работы по формированию чувства патриотизма как ценностной основы личности курсантов-полицейских. Работа обладает практической ценностью для деятельности органов внутренних дел в части, касающейся патриотического и духовно-нравственного воспитания молодых сотрудников полиции. Теоретическая значимость статьи заключается в уточнении места и роли патриотизма в ценностной структуре личности и анализе актуальных направлений исследований в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи. Авторы делают обоснованные выводы о причинах оценки курсантами-полицейскими важности тех или иных ценностей. Рассмотренные ответы респондентов показывают, что будущие офицеры полиции осознанно совершили профессиональный выбор, решив посвятить свою жизнь служению обществу и став причастными к делу обеспечения национальных интересов нашего Отечества. В подавляющем большинстве испытуемые обладают необходимым набором ценностей, позволяющих формировать у курсантов патриотически ориентированное мировоззрение.

In the conditions of modern hybrid information warfare, it is important to be in the right system of value coordinates for every person. Modern young people must be protected from the negative informational and psychological impact of the media by fostering their informational and psychological stability based on the developed value-meaning sphere. This article discusses the issues of the formation of spiritual and moral values and life orientations among cadets serving in the internal affairs bodies. Patriotic indoctrination is considered by the authors as the most relevant area of work with the police personnel. At the same time, one of the priority areas of pedagogy is the improvement of methods and technologies for the formation of a sense of patriotism and the spiritual and moral sphere of a person. The value and life-meaning orientations of the cadets were chosen as the object of the study. The aim of the study is to characterize the specifics of the life-meaning orientations of cadets who want to become police officers, and to provide data from experimental work conducted on the basis of traditional spiritual and moral values on the formation of a sense of patriotism as the personal value basis of police cadets. The work has practical value for the activities of the internal affairs bodies in terms of patriotic and spiritual and moral education of young police officers. The theoretical significance of the article lies in clarifying the place and role of patriotism in the value structure of a person and in analyzing current research areas in the field of spiritual and moral education of youth. The authors draw reasonable conclusions about the reasons for the assessment of certain values importance by police officers. The respondents' responses show that preservice police officers consciously made their professional choice, deciding to devote their lives to serving the community, and becoming involved in ensuring the national interests of our Fatherland. The overwhelming majority of subjects possess the necessary set of values that allow cadets to develop a patriotically oriented worldview.

Ключевые слова

Key words

ценности личности, полиция, образовательная организация, курсанты, смысложизненные ориентации, чувство патриотизма, духовно-нравственные ценности, ценностные ориентации

Благодарности

personal values, police, educational organization, cadets, life-meaning orientations, sense of patriotism, spiritual and moral values, value orientations

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность доктору педагогических наук, профессору Кубанского государственного университета Андрею Александровичу Остапенко за методическую подготовку при подготовке статьи.

The authors express their gratitude to Andrey A. Osta-penko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Kuban State University, for his methodological advice in preparing the article.

Введение / Introduction

Ценностные и смысложизненные ориентации курсантов являются важным аспектом их личностного развития и профессионального становления. Они определяют цели, задачи, приоритеты и способы достижения успеха в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Одной из основных ценностей курсантов является образование и профессиональное развитие. Они стремятся получить качественное образование, которое позволит им достичь успеха в будущей профессии. Кроме того, курсанты ценят саморазвитие и личностный рост, которые помогают им становиться более компетентными и успешными специалистами. Как и в исследовании, проведенном Ю. С. Черкасовой и О. В. Бубновской, авторами было выявлено, что у курсантов-полицейских «доминирующий тип направленности личности - направленность на дело. Главная цель для личности - достижение успеха в общем деле» [1].

Можно предположить, что влияние патриотизма на ценностно-смысловую сферу онтогенетически первично, цель определяет задачи и пути ее достижения, а отношение их может определяться как взаимосвязь. В одном из исследований М. А. Холодной патриотизм рассматривается как «способность тормозить импульсивные побуждения, пока ситуация не будет осмыслена в контексте наиболее приемлемого для личности способа поведения» [2].

Под термином «духовно-нравственное развитие» Н. Ф. Гейжан и З. В. Васильева понимают «качественные изменения ценностно-смысловой сферы личности посредством организованного педагогического влияния, направленного на повышение ее творческой активности, формирования способности оценивать собственную деятельность с позиций взаимодействия, конструктивности, созидания, служения, взаимопомощи как противовеса эгоцентризму, эгоизму, индивидуализму» [3].

Ценностные ориентации определяются Н. А. Журавлевой как «относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [4].

Цель исследования - охарактеризовать ценностные и смысложизненные ориентации курсантов образовательных организаций МВД РФ.

Задачи:

- описать особенности ценностно-смысловых ориентаций курсантов-полицейских, определить актуальные задачи процесса духовно-нравственного воспитания;

- проанализировать результаты практических исследований, предоставить их интерпретацию.

Гипотезы:

- у курсантов, включенных в патриотическую деятельность, смысложизненные ориентации выше среднего уровня;

- система ценностей курсантов-патриотов заметно отличается от системы ценностей курсантов, имеющих низкий уровень сформированности патриотизма;

- ценностные и смысложизненные ориентации курсантов связаны между собой.

Апогеем ценностно-смыслового развития личности является сформированное

чувство патриотизма, которое в педагогической системе можно понимать как образовательный принцип, цель воспитания и сущностную характеристику педагогического процесса, осуществляющегося в течение всего периода обучения.

Обзор литературы / Literature review

Как в отечественном, так и в зарубежном научном сообществе имеется большой объем публикаций, посвященных пониманию тех или иных характеристик ценностных

и смысложизненных ориентаций. Далее авторами представлены результаты проведенного анализа наиболее актуальных работ в системе МВД России по теме исследования.

В качестве образцов отношения к проблеме изучения ценностных ориентаций курсантов можно рассмотреть следующие мнения ведущих исследователей в этих областях научного знания. А. С. Отраднова и Р. И. Канунников указывают на то, что «от ценностно-смысловых и смысложизненных ориентаций зависит уровень адаптиро-ванности курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-служебной деятельности» [5], что было учтено авторами при работе над статьей.

Т. Н. Михайлова отметила важность ценностного отношения к профессии как основы воспитания и образования курсантов вузов МВД России [6]. Благодаря данной работе авторы статьи уточнили понимание ценностей, имеющих важное значение для служебной деятельности. Л. Г. Бикчинтаева также отмечает, что у курсантской молодежи происходят «кардинальные сдвиги в смысловой сфере личности, заключаются они в уточнении и углублении образа себя и Я-концепции в целом, важных изменениях восприятия и осознания собственных позиций на мир, определении в нем своего пути и своих целей. То есть именно данный возрастной этап является особым, сензитивным периодом развития мировоззрения личности как обобщенной системы взглядов на мир в целом и своего собственного места в нем, понимания и оценки смысла деятельности» [7], выводы этого исследователя подтвердились в ходе практической части работы.

Авторами разделяется видение проблем исследования такими учеными, как А. О. Малофей, Р. В. Гоннов и Д. А. Лазарев, которые дали характеристику различным вопросам формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов ведомственных учебных заведений МВД России [8], выявили закономерности и проблемы этого процесса. Также здесь стоит упомянуть мнение Т. И. Арковой, которая пишет о том, что «по структуре в мировоззренческом сегменте воспитания духовно-нравственных ценностей существуют когнитивный (познавательный), эмоционально-волевой и социально-поведенческий компоненты. Соответственно, в каждом из этих компонентов имеются свои ценности» [9].

Коллеги авторов статьи, Н. А. Деева и С. С. Лампаров, говорят о том, что «ценностные основания задают базовые координаты для формирования и реализации адаптационных возможностей личности» [10], а М. Г. Рябова и Р. И. Канунников показали актуальность анализа соотношения ценностных ориентаций и мотивации у курсантов образовательных организаций МВД России и практических сотрудников ОВД с помощью комплекса психодиагностических методик [11], доказав наличие сходств и различий между ними.

Авторами также разделяется мнение Е. А. Никитской и И. Г. Евсеевой о том, что сегодня актуально «формирование смысложизненных ценностей профессиональной деятельности и духовно-нравственное развитие личности на основе осмысления идеалов культуры» [12]. Именно культурный уровень развития личности способствует формированию высоких нравственно ориентированных смыслов.

Стоит отметить, что Д. В. Деулин и Н. В. Аникеева, изучив современные ценностные парадигмы у курсантов образовательной организации МВД России [13], подтвердили их соответствие парадигме М. Рокича, согласно которой выделяются два класса ценностей: «терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, семейное счастье или возможность реализовать себя в творчестве) как с личной, так и с общественной точек зрения стоит

того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий (например, воспитанность, исполнительность) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств» [14], при этом наиболее характерные особенности ценностно-смысловой сферы личности у сотрудников полиции направлены на профессиональный рост и самосовершенствование.

Важно также упомянуть исследование О. В. Богомоловой, в ходе которого выявлены особенности ценностных ориентаций курсантов учебных заведений МВД на разных этапах обучения [15], при этом диагностирована проблема отсутствия систематически организованной работы по формированию ценностных ориентаций у курсантов. Особый научный интерес представляет исследование А. С. Гусева и Ю. Г. Хлоповских, которые на основе сопоставительного анализа рассмотрели ценностные ориентации обучающихся ведомственных образовательных организаций [16], что обогатило опыт исследования сравнительным материалом. Они понимают смысложизненные ориентации как компонент смысловой сферы личности процесса профессионализации курсантов, признавая их лежащими в основе таких процессов становления личности, как социализация, самопознание, самоопределение, профессиональная идентичность.

Авторами статьи подчеркивается высокая ценность трудов Ю. Р. Джавадян, в ходе которых изучена концепция личностно развивающего образования при развитии ценностно-смысловых ориентиров курсантов образовательной организации МВД России, проанализировано содержание и предназначение личностно развивающегося образования для всестороннего развития личности курсантов [17]. При этом данная работа коррелирует с мнением В. И. Коваленко, Е. В. Коваленко и Д. А. Воронова, которые указывают на ценностно-смысловую направленность образовательного процесса в образовательных организациях МВД России, относя его к знаниево-деятельно-ориентированному виду образования [18].

Также нельзя не упомянуть работу О. Н. Колмыковой, которая описала проблемы формирования ценностных ориентаций личности курсанта МВД России, придя к выводу, что при помощи ориентаций индивид производит выбор социально значимых объектов, которые в результате оценки их полезности, важности для него получают статус «ценности» [19]. На некоторые подходы из данной статьи опирались и Т. С. Каримова и А. А. Каримов, охарактеризовав теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания курсантов в условиях вуза МВД [20]. Именно благодаря подобным исследованиям педагогическая наука обогащается теоретическим пониманием оснований духовно-нравственного воспитания. В работе Е. С. Саможен представлена актуальность развития нравственно-патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России в современных условиях [21].

Здесь примечательно мнение А. В. Мелентьева, который, говоря о национально ориентированном патриотизме, подразумевает под этнической самоидентификацией «осознанное понимание личностью принадлежности к определенному этносу (культуре), задающее вектор формирования смысложизненных ориентаций, духовно-патриотических ценностей и социальных действий, согласованных с конкретными социальными обязанностями и правами» [22]. Е. В. Семенова написала работу о формировании профессионально-нравственной устойчивости курсантов вузов МВД России [23], отметив значимую роль в личностном росте фактора взаимосвязи

воспитания и самовоспитания. Т. А. Терехова, Н. А. Самойлик, О. С. Серегина и Н. Н. Тавтилова оценили практику диагностики системы ценностных ориентаций студентов и курсантов образовательных организаций, сделав вывод о выраженности у курсантов ведомственных вузов когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций [24].

Е. А. Слесарева, С. Ю. Михайлова и Д. Е. Смирнов отмечают, что в процессе обучения курсанты-полицейские «получают четкое представление о своем профессиональном долге, о различных нормах в поведенческой сфере, определяют для себя смыслы жизни и ведущие ценности, с помощью которых они будут находить в своей профессиональной деятельности мотивы развиваться в выбранном специалитете» [25].

Сравнительный анализ работ таких исследователей, как Д. Прусак, К. Квапис, Б. Пилецка, А. Чемперек, А. Кравчик, М. Яблонски и К. Новаковский, был нацелен на постижение проблемы качества жизни, смысла жизни, позитивной ориентации на жизнь и благодарность католических семинаристов в Польше [26], что дало богатый эмпирический материал с целью сравнения с традиционными российскими ценностями.

Зарубежный опыт был учтен авторами статьи при анализе трудов таких исследователей из Азии, как Х. Ван, Х. Гай и С. Ли, которые провели личностно ориентированный анализ смысла жизни, целевых ориентаций и отношения к жизни среди китайской молодежи [27], что во многом совпадает с данными настоящей работы.

Европейский и ближневосточный опыт изучен авторами на примере работ таких ученых, как Б. Лью, К. Чистопольская, А. Осман, Д. М. Ю Хуен, М. А. Талиб и А. Н. Ман Леунг, которые посвятили свои труды изучению смысла жизни как фактора защиты от суицидальных наклонностей у студентов китайских университетов [28].

Рассматривая актуальность общественной ценности организации как расширения модели характеристик работы, Т. Мейнхардт, К. Херманн и Д. Бардели выявили связь создания ценности для общества с вовлеченностью в работу [29], что во многом совпадает с пониманием отечественными учеными профессионального патриотизма. Такими иностранными авторами, как А. Бесика, Д. у. Скулер, Б. Верпланкен и другие, произведено изучение уровней ценностных ориентаций, которые объясняют различия в смысле и удовлетворенности жизнью людей [30].

Таким образом, проанализировав отечественный и зарубежный опыт в сфере духовно-нравственного воспитания, в рамках которого происходит основной блок мероприятий, направленных на формирование ценностно-смысловых ориентаций личности, авторы исследования определили, что имеется ряд направлений, нуждающихся в дополнительных исследованиях.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Авторами работы взят метод комплексного тестирования курсантов, обучающихся в образовательных организациях, готовящих сотрудников правоохранительных органов, позволивший проверить выдвинутые гипотезы. Анализ его основных результатов приведен в этой статье. Информационной базой исследования послужили данные анонимного (обезличенного) опроса (для стороннего доступа), подкрепленные с согласия испытуемых служебными индивидуально-воспитательными беседами, интервьюированием и педагогическим наблюдением. Приводятся некоторые данные опытно-экспериментальной работы, подтверждающие эффективность педагогического воздействия на курсантов с помощью методов патриотического воспитания, основанных на использовании воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей.

Для получения диагностических данных использовалась такие стандартизированные и валидизированные методики, как «Гражданственность и патриотизм» (анкета, созданная Д. В. Григорьевым), «Ценностные ориентации» (методика М. Рокича), «Патриограмма» (тест, апробированный А. В. Потемкиным), «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев). Обработка результатов анкетирования осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 23.0. Численность выборки - 160 курсантов четвертых и пятых курсов обучения (из них мужчин - 90 человек, женщин - 70 человек) Краснодарского университета МВД России, Московского университета МВД России, Санкт-Петербургского университета МВД России и их филиалов.

Результаты исследования / Research results

В данной работе приводятся некоторые результаты диагностики смысложизненных ориентиров курсантов силовых структур. В табл. 1 отображены результаты ранжирования курсантами-полицейскими основных духовно-нравственных ценностей.

Таблица 1

Иерархия духовно-нравственных ценностей курсантов (в порядке убывания значимости)

Ранг Ценность Общий ранг (округленные данные) Количество испытуемых, считающих данную ценность важнейшей

1 Человеколюбие 6 7

2 Вера в добро 4 9

3 Справедливость 7 27

4 Честь 9 34

5 Совесть 5 11

6 Воля 7 29

7 Стремление к исполнению нравственного долга 9 38

8 Личное достоинство 4 5

Наименьшие показатели получили «вера в добро» и «личное достоинство». Курсанты пояснили, что не верят в искренность добрых поступков, сомневаются в возможности и бескорыстности и отзывчивости окружающих их людей. В курсантских коллективах наличествует повышенная терпимость к вербальному и невербальному насилию, эгоистические поведенческие мотивы и цинизм взглядов. Это обусловлено развивающимся характером личности молодых сотрудников полиции.

Наиболее значимые ранги имели такие ценности, как «стремление к исполнению нравственного долга» и «честь», причинами этого (по мнению самих курсантов) являются нацеленность обучающихся на государственную службу, верность профессиональным идеалам. Однако зачастую количество испытуемых, считающих ту или иную ценность важнейшей, не полностью коррелировало с рангом ценностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также курсанты ценят свободу выбора и независимость. Они стремятся принимать решения самостоятельно, вне зависимости от внешних факторов. Это помогает им чувствовать себя уверенно и комфортно в своей жизни. Патриотические ценности и конструктивные жизненные смыслы имеют огромное значение для курсантов, так как они определяют их поведение, мотивацию и цели в жизни.

Ценности курсантов индивидуальны, но профессионально важные смыслы являются общими для всех. Курсанты имеют личностно значимые жизненные смыслы-

цели, например стремиться к финансовой стабильности и материальному благополучию или к поиску смысла жизни и духовному развитию.

Курсанты могут ценить честность, справедливость, ответственность и уважение к другим людям. Они придают большое значение своей профессии и желанию стать хорошим специалистом в своей области.

Примеры жизненных смыслов, имеющих особое значение для курсантов, включают в себя:

1. Стремление к знаниям и обучению. Курсанты могут отождествлять профессию с возможностью постоянного развития и совершенствования служебных навыков. Для патриотически ориентированных курсантов достижение каждой ступени профессионального мастерства является действенным вкладом в укрепление могущества Родины.

2. Социальную ответственность. Курсанты убеждены, что профессия полицейского обладает благородным смысловым началом, служит обществу и позволяет помогать людям в сложных жизненных ситуациях.

3. Семейные ценности. Курсанты-патриоты придают большое значение семейным ценностям и стремятся к созданию крепкой и счастливой семьи как залога светлого будущего своей страны.

4. Духовное развитие. Курсанты находят смысл жизни в духовно-нравственном совершенствовании, развитии лучших моральных качеств личности.

Если обобщать проведенные исследования, основанные на опытно-экспериментальной работе, то главные ценностные ориентации курсантов (проявляющиеся в полярных мнениях) следующие.

Таблица 2

Сравнительный анализ диагностики сформированности чувства патриотизма

и духовно-нравственных ценностей

Оцениваемые Диагностические методики

показатели (% от общего количества респондентов) «Гражданственность и патриотизм» Д. А. Григорьева «Ценностные ориентации» М. Рокича «Патриограмма» А. В. Потемкина «Тест смысло-жизненных ориентации» Д. А. Леонтьева

КДГ ЭДГ КДГ ЭДГ КДГ ЭДГ КДГ ЭДГ

Курсанты, име- 32 42 28 37 29 34 27 39

ющие высокие

показатели

Курсанты, име- 8 5 9 4 7 4 6 3

ющие низкие по-

казатели

Данные сравнительного анализа показывают, что курсанты, имеющие высокие показатели (в проценте от общего количества респондентов) по смежным методикам, имели сопоставимые результаты, однако в экспериментальной группе результаты значимо отличались (в сторону эффективности воспитательного воздействия на экспериментальную группу) от контрольной.

Подводя итоги, можно сказать, что изучение ценностно-смысловой сферы курсантов и понимание ее взаимосвязи с чувством патриотизма имеет большое значение для педагогической науки, так как позволяет вносить изменения в педагогический процесс.

Заключение / Conclusion

Таким образом, ценностные и смысложизненные ориентации курсантов отражают их стремление к успеху в учебе и профессиональной карьере, а также к личностному развитию и самосовершенствованию. Однако эти ориентации могут быть подвержены изменениям в зависимости от внешних факторов и личных обстоятельств как в положительную, так и в отрицательную сторону. Выявив и описав смысложизненные и ценностные ориентации курсантов-полицейских, авторы выделили особенности их профессионального патриотизма.

Смысложизненные ориентации играют важную роль в жизни курсантов: они стремятся найти смысл в своей жизни, определить свои цели и задачи, а также найти способы достижения этих целей. Молодые люди часто ориентируются на социально значимые цели, такие как служение обществу, помощь другим людям и т. д. Однако, несмотря на все эти ценности и смыслы, курсанты также могут сталкиваться с трудностями и проблемами в жизни. Например, они могут испытывать стресс из-за высоких требований к учебе или профессиональной подготовке, а также из-за финансовых проблем или личных трудностей.

Перспективой дальнейших исследований является изучение факторов, влияющих на формирование ценностной структуры личности в повседневной курсантской жизни. Наличие статистической значимости взаимосвязи патриотизма и ценностных ориентаций у сотрудников полиции, что было выдвинуто в качестве гипотезы, подтверждено. Результаты исследования целесообразно использовать для совершенствования методического аппарата, участвующего в духовно-нравственном воспитании курсантов-полицейских.

Ссылки на источники / References

1. Черкасова Ю. С., Бубновская О. В. Характеристика ценностных и смысложизненных ориентации участников курсантского движения (на примере центра волонтеров ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 229.

2. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

3. Гейжан Н. Ф., Васильева З. В. Субъективные предпосылки духовно-нравственного развития курсантов в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2019. - № 4(84). - С. 157.

4. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 1. - С. 35-44.

5. Отраднова А. С., Канунников Р. И. Роль ценностно-смысловых и смысложизненных ориентаций в процессе адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности в образовательных организациях МВД России // Психолого-педагогический поиск. - 2022. - № 3(63). - С. 130.

6. Михайлова Т. Н. Ценностное отношение к профессии как основа воспитания и образования курсанта вуза МВД России // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2020. - № 3(51). - С. 67-73.

7. Бикчинтаева Л. Г. К проблеме выбора парадигмы и смысловых акцентов изучения психологии личности в образовательной организации высшего образования системы МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2018. - № 4(82). - С. 84.

8. Малофей А. О., Гоннов Р. В., Лазарев Д. А. Вопросы формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов ведомственных учебных заведений МВД России // Alma Mater (Вестник высшей школы). -2021. - № 2. - С. 52-54.

9. Аркова Т. И. Потенциал воспитательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей в вузовском образовании // Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 2. - С. 69.

10. Деева Н. А., Лампаров С. С. Личностные метаресурсы и их взаимосвязь с социально одобряемыми саморегулятивными тенденциями у сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 8. - С. 278.

11. Рябова М. Г., Канунников Р. И. Соотношение ценностных ориентации и мотивации у курсантов образовательных организаций МВД России и сотрудников ОВД // Психолого-педагогический поиск. - 2021. -№ 4(60). - С. 157-165.

12. Никитская Е. А., Евсеева И. Г. Инновационный опыт осуществления социального воспитания в контексте профессиональной социализации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. - 2023. - № 2. - С. 265.

13. Деулин Д. В., Аникеева Н. В. Изучение современной ценностной парадигмы у курсантов образовательной организации МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 2. - С. 321-325.

14. Мазур М. А. Теоретико-методологические подходы к построению системы формирования патриотической культуры у сотрудников ОВД // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2014. - № 2(3). - С. 88.

15. Богомолова О. В. Особенности ценностных ориентаций курсантов учебных заведений МВД на разных этапах обучения // Научный аспект. - 2023. - Т. 4. - № 8. - С. 487-491.

16. Гусева А. С., Хлоповских Ю. Г. Ценностные ориентации обучающихся ведомственных образовательных организаций // Проблемы социальных и гуманитарных наук. - 2023. - № 2(35). - С. 121-126.

17. Джавадян Ю. Р. Концепция личностно-развивающего образования при развитии ценностно-смысловых ориентиров курсантов образовательной организации МВД России // Евразийский юридический журнал. -2023. - № 9(184). - С. 258-260.

18. Коваленко В. И., Коваленко Е. В., Воронов Д. А. Ценностно-смысловая направленность образовательного процесса в образовательных организациях МВД России // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. - С. 116-119.

19. Колмыкова О. Н. Проблемы формирования ценностных ориентаций личности курсанта МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2003. - № 1(19). - С. 55-56.

20. Каримова Т. С., Каримов А. А. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания курсантов в условиях вуза МВД // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. - 2011. - № 15. - С. 22-26.

21. Саможен Е. С. Актуальность развития нравственно-патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России в современных условиях // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2022. - № 2. - С. 87-90.

22. Мелентьев А. В. Военно-патриотическое воспитание как социально-педагогическая проблема // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12. - № 6-2. - С. 908.

23. Семенова Е. В. О формировании профессионально-нравственной устойчивости курсантов вузов МВД России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2010. - № 2(19). - С. 140-145.

24. Терехова Т. А., Самойлик Н. А., Серегина О. С., Тавтилова Н. Н. Диагностика системы ценностных ориентаций студентов и курсантов образовательных организаций ФСИН России // Психология и право. - 2022. - Т. 12. -№ 2. - С. 111-124.

25. Слесарева Е. А., Михайлова С. Ю., Смирнов Д. Е. Смысложизненные ориентации как компонент смысловой сферы личности процесса профессионализации курсантов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 8. - С. 317.

26. Prusak J., Kwapis K., Pilecka B. et al. The quality of life, meaning in life, positive orientation to life and gratitude of Catholic seminarians in Poland: A comparative analysis // Archive for the Psychology of Religion. - 2021. - № 43 (1). - P. 78-94. - URL: https://www.researchgate.net/publication/348932423

27. Wang H., Gai X., Li S. A Person-Centered Analysis of Meaning in Life, Purpose Orientations, and Attitudes toward Life among Chinese Youth // Behavioral Sciences. - 2023. - № 13(9). - P. 748. - URL: https://www.re-searchgate.net/publication/373746627

28. Lew B., Chistopolskaya K., Osman A. et al. Meaning in life as a protective factor against suicidal tendencies in Chinese University students // Lew et al. BMC Psychiatry. - 2020. - № 20. - P. 73. - URL: https://www.re-searchgate.net/publication/339346749

29. Meynhardt T., Hermann C., Bardeli J. Connecting value creation for society with work engagement: the relevance of an organization's public value as an extension of the job characteristics model // Current Psychology. - 2024. -№ 3. - P. 1-15. - URL: https://www.researchgate.net/publication/380634164

30. Besika A., Schooler J. W., Verplanken B. et al. A relationship that makes life worth-living: levels of value orientation explain differences in meaning and life satisfaction // Heliyon. - 2022. - № 8. - P. 1-17. - URL: https://www.re-searchgate.net/publication/358095272

1. Cherkasova, Yu. S., & Bubnovskaya, O. V. () "Harakteristika cennostnyh i smyslozhiznennyh orientacij uchastnikov kursantskogo dvizheniya (na primere centra volonterov VGUES)" [Characteristics of value and life-meaning orientations of participants in the cadet movement (the case study of the VSUES volunteer center)], Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik, 2015, № 5-2, p. 229 (in Russian).

2. Holodnaya, M. A. (2002). Psihologiya intellekta: paradoksy issledovaniya [Psychology of Intelligence: Research Paradoxes], 2-e izd., pererab. i dop., Piter, St. Petersburg, 272 p. (in Russian).

3. Gejzhan, N. F., & Vasil'eva, Z. V. (2019). "Sub"ektivnye predposylki duhovno-nravstvennogo razvitiya kursantov v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii" [Subjective prerequisites for the spiritual and moral development of cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, № 4(84), p. 157 (in Russian).

4. Zhuravleva, N. A. (). "Dinamika cennostnyh orientacij molodezhi v usloviyah social'no-ekonomicheskih izmenenij" [Dynamics of value orientations among young people in the context of socio-economic changes], Psihologicheskij zhurnal, 2006, t. 27, № 1, pp. 35-44 (in Russian).

5. Otradnova, A. S., & Kanunnikov, R. I. (2022). "Rol' cennostno-smyslovyh i smyslozhiznennyh orientacij v processe adaptacii kursantov k uchebno-sluzhebnoj deyatel'nosti v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii" [The role of value and life-meaning orientations in the process of cadets' adaptation to educational and service activities in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Psihologo-pedagogicheskijpoisk, № 3(63), p. 130 (in Russian).

6. Mihajlova, T. N. (2020). "Cennostnoe otnoshenie k professii kak osnova vospitaniya i obrazovaniya kursanta vuza MVD Rossii" [Value-based attitude to the profession as the basis for the upbringing and education of a cadet of the Russian Ministry of Internal Affairs University], Gumanitarnye nauki (g. Yalta), № 3(51), p. 67-73 (in Russian).

7. Bikchintaeva, L. G. (2018). "K probleme vybora paradigmy i smyslovyh akcentov izucheniya psihologii lichnosti v obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya sistemy MVD Rossii" [On the problem of choosing a paradigm and conceptual accents for studying personality psychology in a higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, № 4(82), p. 84 (in Russian).

8. Malofej, A. O., Gonnov, R. V., & Lazarev, D. A. (2021). "Voprosy formirovaniya professional'no-cennostnyh orientacij kursantov vedomstvennyh uchebnyh zavedenij MVD Rossii" [Issues of formation of professional and value orientations of cadets of departmental educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly), № 2, pp. 52-54 (in Russian).

9. Arkova, T. I. (2017). "Potencial vospitatel'noj deyatel'nosti po formirovaniyu duhovno-nravstvennyh cennostej v vuzovskom obrazovanii" [Potential of educational activities for the formation of spiritual and moral values in higher education], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, № 2, p. 69 (in Russian).

10. Deeva, N. A., & Lamparov, S. S. (2020). "Lichnostnye metaresursy i ih vzaimosvyaz' s social'no odobryaemymi samo-regulyativnymi tendenciyami u sotrudnikov organov vnutrennih del" [Personal meta-resources and their relationship with socially approved self-regulatory tendencies among employees of internal affairs agencies], Vestnik Mos-kovskogo universiteta MVD Rossii, № 8, p. 278 (in Russian).

11. Ryabova, M. G., & Kanunnikov, R. I. (2021). "Sootnoshenie cennostnyh orientacij i motivacii u kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii i sotrudnikov OVD" [The relationship between value orientations and motivation among cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and employees of internal affairs departments], Psihologo-pedagogicheskij poisk, № 4(60), pp. 157-165 (in Russian).

12. Nikitskaya, E. A., & Evseeva, I. G. (2023). "Innovacionnyj opyt osushchestvleniya social'nogo vospitaniya v kontekste pro-fessional'noj socializacii kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii" [Innovative practice of implementing social education in the context of professional socialization of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti, № 2, p. 265 (in Russian).

13. Deulin, D. V., & Anikeeva, N. V. (2020). "Izuchenie sovremennoj cennostnoj paradigmy u kursantov obrazovatel'noj organizacii MVD Rossii" [Study of the modern value paradigm among cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, № 2, pp. 321-325 (in Russian).

14. Mazur, M. A. (2014). "Teoretiko-metodologicheskie podhody k postroeniyu sistemy formirovaniya patrioticheskoj kul'tury u sotrudnikov OVD" [Theoretical and methodological approaches to building a system for developing patriotic culture among police officers], Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Ros-sii, № 2(3), p. 88 (in Russian).

15. Bogomolova, O. V. (2023). "Osobennosti cennostnyh orientacij kursantov uchebnyh zavedenij MVD na raznyh etapah obucheniya" [Characteristics of value orientations of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs at different stages of training], Nauchnyj aspekt, t. 4, № 8, pp. 487-491 (in Russian).

16. Guseva, A. S., & Hlopovskih, Yu. G. (2023). "Cennostnye orientacii obuchayushchihsya vedomstvennyh obrazovatel'nyh organizacij" [Value orientations of students of departmental educational organizations], Problemy so-cial'nyh i gumanitarnyh nauk, № 2(35), pp. 121-126 (in Russian).

17. Dzhavadyan, Yu. R. (2023). "Koncepciya lichnostno-razvivayushchego obrazovaniya pri razvitii cennostno-smyslo-vyh orientirov kursantov obrazovatel'noj organizacii MVD Rossii" [The concept of personal development education in the development of value-meaning guidelines for cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Evrazijskij yuridicheskij zhurnal, № 9(184), pp. 258-260 (in Russian).

18. Kovalenko, V. I., Kovalenko, E. V., & Voronov, D. A. (2019). "Cennostno-smyslovaya napravlennost' obra-zovatel'nogo processa v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii" [Value-meaning orientation of the educational

process in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya, № 62-2, pp. 116-119 (in Russian).

19. Kolmykova, O. N. (2003). "Problemy formirovaniya cennostnyh orientacij lichnosti kursanta MVD Rossii" [Problems of personal value orientations formation among cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Psihopeda-gogika vpravoohranitel'nyh organah, № 1(19), pp. 55-56 (in Russian).

20. Karimova, T. S., & Karimov, A. A. (2011). "Teoreticheskie aspekty duhovno-nravstvennogo vospitaniya kursantov v usloviyah vuza MVD" [Theoretical aspects of the spiritual and moral education of cadets of the University of the Ministry of Internal Affairs], Vestnik Vostochno-Sibirskoj gosudarstvennoj akademii obrazovaniya, № 15, pp. 2226 (in Russian).

21. Samozhen, E. S. (2022). "Aktual'nost' razvitiya nravstvenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov obra-zovatel'nyh organizacij MVD Rossii v sovremennyh usloviyah" [The relevance of developing moral and patriotic education of cadets at educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in modern conditions], Mezhdunarodnyj zhurnal psihologii i pedagogiki vsluzhebnoj deyatel'nosti, № 2, pp. 87-90 (in Russian).

22. Melent'ev, A. V. (2022). "Voenno-patrioticheskoe vospitanie kak social'no-pedagogicheskaya problema" [Military-patriotic education as a socio-pedagogical problem], Pedagogicheskij zhurnal, t. 12, № 6-2, p. 908 (in Russian).

23. Semenova, E. V. (2010). "O formirovanii professional'no-nravstvennoj ustojchivosti kursantov vuzov MVD Rossii" [On the formation of professional and moral stability of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, № 2(19), pp. 140-145 (in Russian).

24. Terekhova, T. A., Samojlik, N. A., Seregina, O. S., & Tavtilova, N. N. (2022). "Diagnostika sistemy cennostnyh orientacij studentov i kursantov obrazovatel'nyh organizacij FSIN Rossii" [Diagnostics of the system of value orientations among students and cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia], Psi-hologiya i pravo, t. 12, № 2, pp. 111-124 (in Russian).

25. Slesareva, E. A., Mihajlova, S. Yu., & Smirnov, D. E. (2020). "Smyslozhiznennye orientacii kak komponent smyslovoj sfery lichnosti processa professionalizacii kursantov Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya" [Life-meaning orientations as a component of the personal semantic sphere of professionalization process in cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot], Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, № 8, p. 317 (in Russian).

26. Prusak, J., Kwapis, K., Pilecka, B. et al. (2021). "The quality of life, meaning in life, positive orientation to life and gratitude of Catholic seminarians in Poland: A comparative analysis", Archive for the Psychology of Religion, № 43 (1), pp. 78-94. Available at: https://www.researchgate.net/publication/348932423 (in English).

27. Wang, H., Gai, X., & Li, S. (2023). "A Person-Centered Analysis of Meaning in Life, Purpose Orientations, and Attitudes toward Life among Chinese Youth", Behavioral Sciences, № 13(9), p. 748. Available at: https://www.re-searchgate.net/publication/373746627 (in English).

28. Lew, B., Chistopolskaya, K., Osman, A. et al. (2020). "Meaning in life as a protective factor against suicidal tendencies in Chinese University students", Lew et al. BMC Psychiatry, № 20, p. 73. Available at: https://www.re-searchgate.net/publication/339346749 (in English).

29. Meynhardt, T., Hermann, C., & Bardeli, J. (2024). "Connecting value creation for society with work engagement: the relevance of an organization's public value as an extension of the job characteristics model", Current Psychology, № 3, pp. 1-15. Available at: https://www.researchgate.net/publication/380634164 (in English).

30. Besika, A., Schooler, J. W., Verplanken, B. et al. (2022). "A relationship that makes life worth-living: levels of value orientation explain differences in meaning and life satisfaction", Heliyon, № 8, pp. 1-17. Available at: https://www.researchgate.net/publication/358095272 (in English).

Вклад авторов

С. Н. Кипреев - проведение организационной части исследования, обобщение итогов работы, внесение вклада в оформление работы.

В. А. Передерий - проведение оценки результатов исследования, анализ зарубежной литературы по теме статьи.

О. П. Глущенко - осуществление математической оценки экспериментальной части исследования.

Contribution of the authors

S. N. Kipreev - organizational part of the study, generalizing the results of the work, contributing to the design of the work.

V. A. Perederiy - assessment of the results of the study, analyzing foreign literature on the topic of the article.

O. P. Glushchenko - mathematical assessment of the experimental part of the study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.