ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2024, № 09 (сентябрь) Раздел 5.8. Педагогика
ART 241141 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11141 УДК 378.147:004.9
Использование современных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций МВД России
The use of modern information and technical means for the formation of spiritual and moral values among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Авторы статьи
L
Authors of the article
Кипреев Сергей Николаевич,
адъюнкт кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России», г. Краснодар, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0002-3948-8360
Гюрджян Гайк Арменович,
преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России», г. Краснодар, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0008-9369-3024
Гизатулина Вера Халитовна,
кандидат психологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России», г. Краснодар, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0009-0004-3901-0780
Sergey N. Kipreev,
Adjunct, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-3948-8360
Gaik A. Gyurdjian,
Lecturer, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0008-9369-3024
Vera Kh. Gizatulina,
Candidate of Psychological Sciences, Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0004-3901-0780
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Поступила в редакцию Received 18.06.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.07.24
Принята к публикации Accepted for publication 27.07.24 Опубликована Published 30.09.24
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Кипреев С. Н., Гюрджян Г. А., Гизатулина В. Х., 2024
Для
цитирования
For
citation
Кипреев С. Н., Гюрджян Г. А., Гизатулина В. Х. Использование современных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09. - С. 111-122. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241141.htm - DOI 10.24412/2304-120X^024-11141
Аннотация
L
S. N. Kipreev, G. A. Gyurdjian, V. Kh. Gizatulina, The use of modern information and technical means for the formation of spiritual and moral values among cadets of educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 09. - P. 111-122. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241141.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11141
Abstract
Процесс формирования традиционных духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций МВД России стремительно насыщается новаторскими формами воспитания. Духовно-нравственное воспитание молодых полицейских является важным профилактическим инструментом, позволяющим формировать профессионально важные качества сотрудников полиции и обеспечивающим защиту общества от негативного информационно-психологического воздействия. В статье рассмотрена специфика формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов-полицейских, показана актуальность данного направления воспитательной работы. Раскрыты актуальные подходы к совершенствованию работы с личным составом курсантских подразделений. Осуществлен подробный и систематический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме работы. Цель исследования состоит в раскрытии перспектив использования современных информационно-технических средств для формирования ценностно-смысловой сферы личности курсантов образовательных организаций МВД России. Для решения проблемы исследования использован метод анкетирования, дополненный комплексом методик: интервьюированием, педагогической дискуссией, методом изучения и обобщения педагогического опыта. Результатом статьи является обогащение методологии педагогической науки пониманием эффективности основных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей у сотрудников полиции. Теоретическое значение статьи состоит в актуализации и обосновании методологических основ использования современных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций системы МВД России. Расширено понимание значимости духовно-нравственного воспитания полицейских в современных условиях цифровизации и глобализации. Практическая значимость выражается в описании методических основ использования для формирования духовно-нравственных ценностей современных информационно-технических средств и оценке их эффективности ведущими педагогами в системе МВД России. Выявлена необходимость обогащения системы духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции современными информационно-техническими педагогическими средствами и методами.
Ключевые слова
The process of traditional spiritual and moral values formation among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is rapidly improved with innovative forms of education. The spiritual and moral upbringing of young police officers is an important preventive tool that allows them to acquire professionally important qualities of police officers and ensures the protection of society from negative informational and psychological effects. The article examines the specifics of the formation of spiritual and moral values among police cadets, shows the relevance of this area of educational work. The current approaches to improving work with the personnel of cadet units are revealed. A detailed and systematic analysis of domestic and foreign literature on the topic of the work has been made. The purpose of the study is to reveal the prospects of using modern information technology tools to form the value-conceptual sphere of personalities of cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. To solve the research problem, the questionnaire method was used, supplemented by a combination of techniques: interviewing, pedagogical discussion, method of studying and generalizing pedagogical experience. The results of the article are to enrich the methodology of pedagogical science with understanding of the effectiveness of basic information technology tools for the formation of spiritual and moral values among police officers. The theoretical significance of the article consists in updating and substantiating the methodological foundations of the use of modern information technology tools for the formation of spiritual and moral values among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The understanding of the importance of the spiritual and moral education of police officers in modern conditions of digitalization and globalization has been expanded. The practical significance lies in the description of the methodological foundations of the use of modern information technology tools for the formation of spiritual and moral values and the assessment of their effectiveness by leading teachers in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The necessity of improving the system of spiritual and moral education of police officers with modern information and technical pedagogical means and methods is revealed.
Key words
формирование духовно-нравственных ценностей, об- formation of spiritual and moral values, educational or-
разовательная организация, курсанты, охрана обще- ganization, cadets, community policing, information and
ственного порядка, информационно-технические technical means, sense of patriotism средства, чувство патриотизма
Благодарности Acknowledgements
Авторы выражают благодарность доктору педагогических наук, профессору Кубанского государственного университета Андрею Александровичу Остапенко за методическую подготовку при подготовке статьи.
The authors express their gratitude to Andrey A. Osta-penko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Kuban State University, for his methodological training in preparing the article.
Введение / Introduction
Современные информационно-технические средства эффективно используются для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций МВД России. Актуальным является применение онлайн-курсов, видеоуроков, интерактивных игр и приложений для развития у курсантов духовных и моральных качеств личности. Внедрение в педагогическую практику современных информационно-технических средств также способствует повышению информированности курсантов о вопросах духовности и нравственности. Это помогает им принимать более осознанные решения и становиться более ответственными гражданами.
Такие исследователи, как Т. К. Ростовская, С. Г. Кара-Мурза и А. М. Егорычев, говорят о том, что сегодня на всех уровнях управления российским обществом стала осознаваться необходимость решения «проблемы возрождения духовности и нравственности российского общества как обязательной нормы и условия его дальнейшего развития, что необходимо в рамках отечественной национальной культуры, накопленного исторического опыта русским народом» [1].
Обращает внимание на себя важность формирования духовно-нравственных ценностей у сотрудников полиции, являющихся гарантами внутренней стабильности в государстве. С. В. Цыганков и А. А. Макаренков отмечают, что в современном информационном обществе «внимание к проблематике информационно-психологического воздействия посредством новейших сетевых технологий со стороны военно-политического руководства обусловлено тем, что Интернет все чаще становится инструментом в руках различных агентов влияния, продвигающих информационную повестку радикальных террористических группировок» [2], таких как, например, «правый сектор» или «исламское государство». При этом действия адептов деструктивных взглядов чрезвычайно коварны. Они стремятся распространить свои воззрения среди школьников и затем продвинуть их максимально по кадровой лестнице, чтобы вовлечь в распространение своих идей максимальное количество людей.
Духовно-нравственное воспитание является важным профилактическим инструментом, обеспечивающим защиту общества от негативного информационно-психологического воздействия. А. В. Лабинская указывает на то, что развитие духовно-нравственных ценностей «предполагает приобретение и формирование знаний об исторических фактах и явлениях, а также их объективную оценку, развитие умений критически их анализировать, формирование привычки поступать согласно принятым в обществе нормам и правилам, развитие способности определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами» [3]. Именно поэтому работа обладает практической актуальностью и теоретической значимостью.
Обзор литературы / Literature review
Современное состояние духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции характеризуется динамичным развитием информационно-технических средств, изучением теории и практики воспитания. Примечательно мнение Д. Л. Григоренко и К. В. Курносова: «Важной составляющей стратегической стабильности является информационно-психологическая безопасность общества. Для ее обеспечения необходимо как утверждение в сознании граждан позитивных ценностей, таких как Родина, Отечество, так и нейтрализация негативного информационно-психологического воздействия» [4].
Передовые исследователи пришли к выводу, что для образовательных организаций «важно выработать систему противодействия проникновению в вуз и в сознание обучающихся оккультных и неоязыческих влияний, деструктивных сект и интернет-сообществ. Только в этом случае духовно-нравственное воспитание будет способствовать сохранению и воспроизводству традиционной культуры нашего общества, духовных и нравственных отношений между его индивидами» [5]. Это говорит о важном месте духовно-нравственной составляющей в современном информационном поле.
Теоретические основы духовно-нравственного воспитания российских полицейских изучены достаточно подробно. Так, В. Е. Нефедьева провела теоретический анализ нравственного воспитания курсантов [6] и пришла к выводу о том, что в информационном пространстве именно проблемы морали и нравственности обладают значительными педагогическими перспективами. Начальником адъюнктуры Барнаульского юридического института МВД России С. И. Булах изучена проблема негативного воздействия средств массовой информации на нравственное сознание курсантов [7]. Им даны рекомендации по противодействию такому воздействию. Подход В. Н. Рыбакова и О. Б. Алпатова [8], которые изучали пути организации и повышения процесса нравственного воспитания в вузах МВД России в различных педагогических условиях [9], подтвердил более ранние исследования авторов. В ходе данного исследования нами разделялось и учитывалось следующее утверждение таких исследователей, как Е. И. Кузьмина и С. В. Цыганков: «Возросшие возможности компьютерных и сетевых технологий позволили создавать и оперативно распространять значительные массивы материалов информационно-психологического воздействия (ИПВ), нацеленных на потребностно-мотивационную сферу, убеждения, ценности и установки населения и личного состава как своих вооруженных сил, так и вероятного противника» [10]. И. Д. Шатохин уточнил понимание нравственно-правовых вопросов обучения [11], а В. В. Власкин - воспитания [12] в образовательных организациях МВД России, что позволило понять место и роль информационных технологий в системе образования.
В современных условиях цифровизации особое значение имеет способность госслужащих оперировать фактами. И. В. Ерофеева отмечает, что важно формирование самоощущения полицейских: «Информационное пространство, в силу существования доминирующих информационных потоков, склонно к культивированию образов. Сегодня часто потребляется одномерный продукт эйдосферы: милиционер -агрессивный взяточник ("оборотень в погонах"); русский человек - ленивый алкоголик-философ» [13]. При этом Л. М. Литвина описала принципы духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции [14], которыми авторы руководствовались в ходе проведения исследования. Также авторами разделяется мнение А. Г. Лихоно-сова, который писал о том, что «у граждан должны быть неотъемлемыми любовь и уважение традиций страны, преданность своей Родине. Одним из показателей данного параметра - это конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Отечества» [15]. Именно через реализацию себя в профессионально значимых делах проявляется подлинный патриотизм.
Проблемы выбора информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей подробно изучались в Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя такими исследователями, как А. Л. Славко, А. Н. Воротник, П. Н. Войнов, А. В. Апальков, которые писали о духовно-нравственном воспитании как одной из составляющих процесса профессиональной адаптации курсанта [16], выделив ка-
тегории оценивания уровня развития духовно-нравственной культуры, что оказало влияние на практическую часть исследования. Другие исследователи из этой образовательной организации, Д. В. Деулин и Н. В. Аникеева, изучили современные ценностные парадигмы у курсантов образовательных организаций МВД России [17], отметив акцентуацию молодежи на материально-центрированных установках. При этом их единомышленник С. А. Чурилов признал, что традиционные российские духовно-нравственные ценности следует понимать в качестве основы формирования личности, устойчивой к влиянию террористической и иных деструктивных идеологий [18].
В Казанском юридическом институте МВД России В. Г. Старостин и Ф. Ф. Хали-луллин как одно из профессионально значимых качеств рассмотрели профессиональную нравственность курсантов образовательных организаций МВД России [19], указав на необходимость применения компетентностного подхода в образовании. Другим исследователем из этого вуза, Л. М. Литвиной, освещена актуальность применения дистанционных образовательных технологий в ходе духовно-нравственного воспитания курсантов-полицейских [20], что важно в условиях цифровизации.
В Санкт-Петербургском университете МВД России В. Н. Витольник, Г. А. Ви-тольник и Е. В. Филипенко исследовали специфику воспитательной работы в образовательных организациях МВД РФ по формированию духовно-нравственных качеств личности, отметив, что «наивысшим проявлением индивидуальной духовной культуры является полнота творческой самоотдачи» [21]. В сфере методики и методологии духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции имеется достаточное количество практических исследований. Такими передовыми исследователями, как Е. С. Федотова, указывается на перспективы средств трансформационной игры для формирования нравственных ценностей [22], Н. Ф. Медушевской рассмотрен духовно-нравственный потенциал исихастской православной традиции для профессионального воспитания курсантов [23].
Опыт гражданских образовательных организаций авторами исследован на примере трудов А. А. Бояковой, Е. С. Карнауховой, А. Ю. Парамоновой и В. В. Ковалева, которые пишут следующее: «Для предупреждения негативных последствий информационно-психологического воздействия необходимо формирование у граждан своеобразного "иммунитета" к оказываемому зарубежными СМИ и ГГ- средствам деструктивному информационно-психологическому воздействию» [24]. Обобщение их опыта позволило лучше понять практику противодействия негативному воздействию СМИ через конструктивно ориентированное воспитание. При этом исследователь из Академии социального управления В. А. Мижериков говорит о том, что «патриотизм как общественный принцип характеризует отношение людей к своей стране, которое проявляется в их действиях. В обществе патриотизм в большинстве случаев проявляется во время больших исторических потрясений» [25], и именно он может способствовать ценностному обновлению личности.
Такими зарубежными исследователями, как С. Д. Хайнцельман, Ф. Мохидин, С. Оиши и Л. А. Кинг, изучены представления респондентов о ценностно-смысловых установках жизни [26], которые отличаются от воззрений отечественных испытуемых. Дж. Ю, напротив, написана работа о том, как христианское духовное самосознание способствует духовному становлению личности [27], что соответствует отечественному пониманию традиционализма. Работа о теории ценностей М. Кайзер [28] обогатила исследование пониманием международного европейского опыта.
Соотнося советскую и российскую педагогическую практику с современным зарубежным опытом, авторы обратились к трудам К. Линт и К. Сунь [29], которые написали работы о влиянии на сознание студентов китайской идеологии в сфере политического образования, отметив в этом процессе особую значимость мобильных телефонов в качестве носителя информации в контексте искусственного интеллекта [30], в которых были подтверждены выводы отечественных исследований.
Анализ литературы говорит о том, что в сфере духовно-нравственного воспитания остаются пробелы, связанные с необходимостью изучения роли и места, а также степени эффективности использования современных информационно-технических средств в педагогическом процессе.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Цель исследования - оценить значение современных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей современных российских полицейских. Исследование проведено методом анкетирования 82 респондентов, педагогов, проходящих службу в образовательных организациях МВД России (Краснодарского университета МВД России, Московского университета МВД России, Санкт-Петербургского университета МВД России и их филиалов), среди которых было 42 мужчины и 40 женщин. Возраст респондентов от 25 до 52 лет, городские жители, граждане, состоящие в браке, и преимущественно кандидаты наук. Испытуемым были заданы вопросы, позволяющие выявить эффективность использования в воспитательном процессе тех или иных информационно-технических средств. Для подтверждения результатов анкетирования использован комплекс дополнительных методик, представленный следующими методами:
1. Интервью. С его помощью были выявлены особенности использования современных информационно-технических средств воспитания в педагогическом процессе.
2. Педагогическая дискуссия. Дала возможность путем обмена мнениями в группе педагогов выявить проблемы использования информационно-технических средств воспитания в образовательном процессе и перспективные пути их решения.
3. Изучение и обобщение передового педагогического опыта в рассматриваемой сфере знания. Позволили оценить эффективность и качество методического сопровождения образовательного процесса, проверить работоспособность алгоритмов, реализуемых в воспитательной деятельности.
Результаты исследования / Research results
Рука об руку с формированием духовно-нравственных ценностей в образовательных организациях происходит процесс развития чувства патриотизма, осуществляемый теми же должностными лицами и нацеленный на те же цели, главной из них является формирование такого полицейского, который мог бы по своим ценностным характеристикам выполнять любые задачи в любом месте и в любое время.
Такая силовая структура, как полиция, стоит на страже общественной безопасности нашей страны и постоянно сталкивается с последствиями информационно-психологического воздействия средств массовой информации в практической службе, например при охране общественного порядка.
Защитник закона должен не просто быть профессионалом, он должен верить в благородную цель своей деятельности, он должен быть предан своей Родине, само свое существование и все свои силы он должен направлять на труд по укреплению
могущества Отечества. Особенно это актуально в современный период возрождения нашей страны, период формирования будущего Русского Мира.
Данные анкетирования сотрудников полиции представлены в таблице ниже.
Результаты анкетирования педагогов-полицейских по оценке эффективности использования в педагогической практике современных информационно-технических средств воспитания
Вид информационно-технических средств воспитания Техническое средство Оценка эффективности (% ответов респондентов)
Низкая Средняя Высокая
Учебные видеоуроки Персональный ком- 21 22 57
пьютер
Интерактивные игры Ноутбук 36 17 47
Онлайн-курсы Телефон 11 38 51
Слайдовые презентации Проектор 47 33 20
Аудиотренинг Аудиоаппаратура 34 33 33
Кинодемонстрация Телевизор 35 19 46
Изучение графических схем Электронная доска 54 17 29
Одним из наиболее эффективных способов является использование онлайн-кур-сов, которые позволяют курсантам изучать различные темы, связанные с духовностью и нравственностью, в удобном для них формате. Кроме того, онлайн-курсы могут предоставлять курсантам доступ к передовому педагогическому опыту в области духовно-нравственного воспитания, которые могут помочь им разобраться в сложных учебных темах и жизненных ситуациях. Эффективным способом формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов также могут быть видеоуроки. Их целесообразно записывать ведущим педагогам, которые смогут объяснить обучаемым сложные темы простым и понятным языком.
Интерактивные игры и приложения следует использовать для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов в случаях, когда они могут развить умения решать проблемы морального выбора, научиться работать в команде и развивать свои социальные навыки. Слайдовые презентации разрабатываются для красочного представления учебного материала с использованием различных аудио-, видео-или графических и текстовых объектов. Аудиотренинг используется для передачи учебной информации, поддержания психологического равновесия, самопрограммирования, выполнения внеаудиторных заданий. Кинодемонстрация может осуществляться в кинозале, по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению (как офлайн, так и онлайн) и другими техническими способами. Изучение графических схем изложения материала позволяет организовать разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности, может осуществляться как под руководством педагога, так и самостоятельно в учебной группе.
Информационная сфера жизни современного общества характеризуется значительной временной вовлеченностью людей в потребление, переработку и передачу информации в цифровом формате через такие технические средства, как телефоны, планшеты, компьютеры, телевидение. В меньшей степени людьми XXI века используются радио, факс. Большинство информации подается с помощью видеоконтента, в формате аудио, фото и посредством программ (игровых, компьютерных, специальных профессиональных продуктов). Именно поэтому большинство педагогов считает
менее значимыми средствами духовно-нравственного воспитания изучение графических схем и слайдовые презентации. При этом учебные видеоуроки, онлайн-курсы и кинодемонстрация отмечаются как наиболее перспективные направления информационного воздействия.
Для сотрудников полиции необходимо обладать четко сформированными взглядами по отношению ко всем сферам жизни общества, ко всем ключевым понятиям, с которыми они могут столкнуться в своей деятельности. Это требует развития широкого кругозора, формирования высокого интеллекта и психологической устойчивости. В этой сфере перед педагогикой стоит задача в короткий промежуток времени передать обучающемуся (воспитуемому) значительное количество информации, и убедить в ее верности и ценности. В начале осуществления процесса формирования личности полицейского необходимо сформировать нравственный идеал, цель, к которой будет стремиться молодой курсант. Однако образовательной системе нельзя исключать отсутствие «проколов» в воспитании курсантов. Даже после системного, высокоинтенсивного и длительного положительного информационно-психологического воздействия остаются отдельные члены коллектива, имеющие низкий уровень сформированности чувства патриотизма и уровень развития духовно-нравственных ценностей, обусловленные различными причинами. При столкновении в процессе службы (или при личном общении) с лицами, имеющими антипатриотическое мировоззрение или склонными к его развитию, полицейские-курсанты должны аргументированно переубедить собеседника на основании имеющихся у них знаний и достоверных сведений по обсуждаемым вопросам и обоснованной логике рассуждения.
Однако даже хорошо организованного контрпропагандистского воздействия на отдельных людей бывает недостаточно. При невозможности изменить точку зрения собеседника, обусловленную его нежеланием принимать очевидные факты или твердой приверженностью определенным мнениям, стоит отказаться от стремления изменить мировоззрение собеседника, так как желание его защищать ошибочные взгляды приведет лишь к усилению убежденности человека в верности своей позиции. Тогда в дело вступают специально подготовленные сотрудники уполномоченных органов, например ФСБ России.
Любое мировоззрение человека проявляется в деятельности. Патриотическое проявляется в патриотической деятельности. Духовно-нравственные ценности раскрываются и закрепляются в ходе совершения нравственных поступков. При наличии деструктивных взглядов человек может допустить серьезные ошибки, а порой совершить деяния, порочащие честь и достоинство сотрудников полиции: участвовать в незаконных митингах и собраниях в поддержку антигосударственных сил, оказывать финансовую помощь запрещенным общественным организациям, осуществлять пропаганду террористических идей лично и в информационном пространстве, производить экстремистскую информационную продукцию и др.
Заключение / Conclusion
В современных условиях развития информационного общества большая часть воздействия на человека осуществляется через медиапространство. Сегодня в образовательных организациях, обучающих курсантов-полицейских, созданы все условия для формирования необходимых в органах внутренних дел умений использования современных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных
ценностей. На практических занятиях обучающиеся овладевают способами ведения информационной борьбы, осуществляемой на основе традиционных ценностей (правдивой трактовке фактов, верности принципам честности и непредвзятости и пр.), что позволяет надеяться на обеспечение стабильности современного общества, защищенного от негативного информационно-психологического воздействия.
Борьба против врагов нашего Отечества должна осуществляться разнопрофильно и безжалостно, непримиримо и с энтузиазмом. Ее нужно осуществлять как среди сотрудников полиции, так и среди гражданского населения. Поэтому одной из важнейших психолого-педагогических целей воспитания сотрудников полиции является научение их использованию разнообразных информационно-технических средств для защиты от распространения антипатриотических воззрений и взглядов, растлевающих духовно-нравственную сферу личности.
Для искоренения устоявшихся деструктивных и социально опасных взглядов следует использовать потенциал авторитетных мнений, личностно значимых для объекта воздействия людей. Такими могут являться известные общественные деятели, чье мнение важно для человека, его родственники и родители, друзья и товарищи.
Итогами исследования являются актуализация проблемы использования современных информационно-технических средств, описание наиболее перспективных направлений этого процесса, а также результатов анкетирования педагогов-полицейских по оценке эффективности использования в педагогической практике. Сказанное может свидетельствовать о том, что задачи исследования выполнены, а цели достигнуты.
Ссылки на источники / References
1. Ростовская Т. К., Кара-Мурза С. Г., Егорычев А. М. От кризиса нравственности до возрождения традиционных семейных ценностей россиян // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2019. - Т. 19. - № 2. - С. 167-171.
2. Цыганков С. В., Макаренков А. А. Информационно-психологическое воздействие и противоборство в сети Интернет: нормативно-правовые аспекты // Военное право. - 2020. - № 3(61). - С. 47-52.
3. Лабинская А. В. Патриотизм, героизм и самоотверженность как основные принципы духовно-нравственного воспитания будущих сотрудников МЧС (средствами английского языка) // Вестник Академии гражданской защиты. - 2019. - № 1(17). - С. 31-36.
4. Григоренко Д. Л., Курносов К. В. Патриотизм как системообразующий фактор стратегической стабильности: утверждение позитивных ценностей и борьба с деструктивным информационно-психологическим воздействием // Информационные войны. - 2019. - № 3(51). - С. 94-98.
5. Дивногорцева С. Ю. О проблеме духовно-нравственного воспитания студентов педагогического вуза // Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, Москва, 14-15 октября 2021 года. - М.: МПГУ, 2022. - С. 179-185.
6. Нефедьева В. Е. Теоретический анализ нравственного воспитания курсантов образовательных организаций МВД России // Психология обучения. - 2019. - № 3. - С. 35-42.
7. Булах С. И. Проблема негативного воздействия средств массовой информации на нравственное сознание курсантов вузов МВД России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2000. - № 2. -С. 192-196.
8. Алпатова О. Б. Пути организации нравственного воспитания в вузах МВД России // Педагогические науки. -2009. - № 1(34). - С. 134.
9. Рыбаков В. Н. Некоторые пути повышения процесса нравственно-волевого воспитания курсантов вузов МВЛ России на занятиях по физической подготовке // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2005. - № 9. - С. 150-151.
10. Кузьмина Е. И., Цыганков С. В. Средства информационно-психологического воздействия на личность и группу через сеть Интернет в условиях современной войны // Мир образования - образование в мире. -2020. - № 1(77). - С. 141-145.
11. Шатохин И. Д. Формирование нравственного статуса личности сотрудника полиции в процессе обучения в
образовательных организациях МВД России // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. - 2020. - № 35. - С. 105-107.
12. Власкин В. В. К вопросу о нравственно-патриотическом воспитании курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России при реализации образовательного процесса // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. - 2023. - № 39. - С. 25-28.
13. Ерофеева И. В. Патриотизм в системе ценностей современного медиадискурса // Система ценностей современного общества. - 2008. - № 4. - С. 167-172.
14. Литвина Л. М. Духовно-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России с применением дистанционных образовательных технологий // Образование. Наука. Научные кадры. - 2022. - № 3. - С. 197-202.
15. Лихоносов А. Г. Счастье - любить свою Родину! Патриотическое воспитание граждан страны, как основа информационной безопасности государства // Вестник военного образования. - 2021. - № 3(30). - С. 21-24.
16. Славко А. Л., Воротник А. Н., Войнов П. Н., Апальков А. В. Духовно-нравственное воспитание как одна из составляющих процесса профессиональной адаптации курсанта в образовательной организации МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 5. - С. 305-307.
17. Деулин Д. В., Аникеева Н. В. Изучение современной ценностной парадигмы у курсантов образовательной организации МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 2. - С. 321-325.
18. Чурилов С. А. Традиционные российские духовно- нравственные ценности как основа формирования личности, устойчивой к влиянию террористической и иных деструктивных идеологий // Обзор. НЦПТИ. - 2023. -№ 2(33). - С. 7-17.
19. Старостин В. Г., Халилуллин Ф. Ф. Формирование профессиональной нравственности у курсантов образовательных организаций МВД России как одного из профессионально значимых качеств // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2021. - Т. 6. - № 1(11). - С. 99-103.
20. Литвина Л. М. Принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся в вузах МВД России // Russian Journal of Education and Psychology. - 2023. - Т. 14. - № 1-3. - С. 7-12.
21. Витольник В. Н., Витольник Г. А., Филипенко Е. В. Специфика воспитательной работы в образовательных организациях МВД РФ по формированию духовно-нравственных качеств личности // Вопросы педагогики. -2021. - № 5-2. - С. 48-53.
22. Федотова Е. С. Формирование нравственных ценностей курсантов вузов МВД средствами трансформационной игры // Обзор педагогических исследований. - 2023. - Т. 5. - № 7. - С. 197-204.
23. Медушевская Н. Ф. Духовно-нравственный потенциал исихастской православной традиции и профессиональное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - № 4(40). - С. 310-311.
24. Боякова А. А., Карнаухова Е. С., Парамонова А. Ю., Ковалев В. В. Внутриличностный конфликт как источник прокрастинации // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф., Махачкала, 22 мая 2016 года. - Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «Апробация», 2016. - С. 103-104.
25. Мижериков В. А. Патриотическое воспитание в условиях информационного противостояния // Конферен-циум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конференций. - 2016. - № 4. - С. 1957-1967.
26. Heintzelman S. J., Mohideen F., Oishi S., King L. A. Lay beliefs about meaning in life: Examinations across targets, time, and countries // Journal of Research in Personality. - 2020. - № 88. - Р. 1-12. - URL: https://www.re-searchgate.net/publication/343378072
27. Yu J. Christian Spiritual Self-Awareness Promotes Spiritual Formation // Pastoral Psychol. - 2021. - № 73(3). - Р. 116. - URL: https://www.researchgate.net/publication/355176782
28. Kaiser M. The idea of a theory of values and the metaphor of value-landscapes // Humanities and Social Sciences Communications. - 2024. - № 11. - Р. 268. - URL: https://www.researchgate.net/publication/378211164
29. Sun Q. Ideological and political education reform using mobile phones as a carrier in the context of artificial intelligence // Wireless Communications and Mobile Computing. - 2022. - Р. 1-11. - URL: https://www.re-searchgate.net/publication/360562000
30. Lin K. Chinese Ideology in the Political Education of Students: How Does Ideology-Based Teaching Impact Students' Consciousness? // Journal of the Knowledge Economy. - 2024. - Р. 1-14. - URL: https://www.re-searchgate.net/publication/381518832
1. Rostovskaya, T. K., Kara-Murza, S. G., & Egorychev, A. M. (2019). "Ot krizisa nravstvennosti do vozrozhdeniya tradi-cionnyh semejnyh cennostej rossiyan" [From the moral crisis of to the revival of traditional family values of Russians], Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sociologiya. Politologiya, t. 19, № 2, pp. 167171 (in Russian).
2. Cygankov, S. V., & Makarenkov, A. A. (2020). "Informacionno-psihologicheskoe vozdejstvie i protivoborstvo v seti Internet: normativno-pravovye aspekty" [Information and psychological influence and confrontation on the Internet: regulatory and legal aspects], Voennoe pravo, № 3(61), pp. 47-52 (in Russian).
3. Labinskaya, A. V. (2019). "Patriotizm, geroizm i samootverzhennost' kak osnovnye principy duhovno-nravstven-nogo vospitaniya budushchih sotrudnikov MChS (sredstvami anglijskogo yazyka)" [Patriotism, heroism and dedication as the basic principles of spiritual and moral education of future employees of the Ministry of Emergency Situations (by means of English)], Vestnik Akademii grazhdanskoj zashchity, № 1(17), pp. 31-36 (in Russian).
4. Grigorenko, D. L., & Kurnosov, K. V. (2019). "Patriotizm kak sistemoobrazuyushchij faktor strategicheskoj stabil'nosti: utverzhdenie pozitivnyh cennostej i bor'ba s destruktivnym informacionno-psihologicheskim vozdejstviem" [Patriotism as a system-forming factor of strategic stability: promotion of positive values and the fight against destructive information and psychological influence], Informacionnye vojny, № 3(51), pp. 94-98 (in Russian).
5. Divnogorceva, S. Yu. (2022). "O probleme duhovno-nravstvennogo vospitaniya studentov pedagogicheskogo vuza" [On the problem of spiritual and moral education of students of a pedagogical university], Pedagogicheskoe obra-zovanie: istoriya stanovleniya i vektory razvitiya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 100-letiyu otkrytiya pedagogicheskogo fakul'teta pri 2-m MGU, Moskva, 14-15 oktyabrya 2021 goda, Moscow MPGU, pp. 179-185 (in Russian).
6. Nefed'eva, V. E. (2019). "Teoreticheskij analiz nravstvennogo vospitaniya kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii" [Theoretical analysis of moral indoctrination of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Psihologiya obucheniya, № 3, pp. 35-42 (in Russian).
7. Bulah, S. I. (2000). "Problema negativnogo vozdejstviya sredstv massovoj informacii na nravstvennoe soznanie kursantov vuzov MVD Rossii" [The problem of the negative impact of mass media on the moral consciousness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, № 2, pp. 192-196 (in Russian).
8. Alpatova, O. B. (2009). "Puti organizacii nravstvennogo vospitaniya v vuzah MVD Rossii" [Ways of organizing moral education in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Pedagogicheskie nauki, № 1(34), p. 134 (in Russian).
9. Rybakov, V. N. (2005). "Nekotorye puti povysheniya processa nravstvenno-volevogo vospitaniya kursantov vuzov MVL Rossii na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke" [Some ways to improve the process of moral and volitional education of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in physical training classes], Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, № 9, pp. 150-151 (in Russian).
10. Kuz'mina, E. I., & Cygankov, S. V. (2020). "Sredstva informacionno-psihologicheskogo vozdejstviya na lichnost' i gruppu cherez set' Internet v usloviyah sovremennoj vojny" [Means of informational and psychological influence on a person and a group through the Internet in the context of modern war], Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire, № 1(77), pp. 141-145 (in Russian).
11. Shatohin, I. D. (2020). "Formirovanie nravstvennogo statusa lichnosti sotrudnika policii v processe obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii" [Formation of the moral status of a police officer's personality in the process of training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, № 35, pp. 105-107 (in Russian).
12. Vlaskin, V. V. (2023). "K voprosu o nravstvenno-patrioticheskom vospitanii kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii pri realizacii obrazovatel'nogo processa" [On the issue of moral and patriotic education of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of the educational process], Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, № 39, pp. 25-28 (in Russian).
13. Erofeeva, I. V. (2008). "Patriotizm v sisteme cennostej sovremennogo mediadiskursa" [Patriotism in the value system of modern media discourse], Sistema cennostej sovremennogo obshchestva, № 4, pp. 167-172 (in Russian).
14. Litvina, L. M. (). "Duhovno-nravstvennoe vospitanie kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij" [Spiritual and moral education of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia using distance learning technologies], Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry, 2022, № 3, pp. 197-202 (in Russian).
15. Lihonosov, A. G. (2021). "Schast'e - lyubit' svoyu Rodinu! Patrioticheskoe vospitanie grazhdan strany, kak osnova in-formacionnoj bezopasnosti gosudarstva" [Happiness is to love your Homeland! Patriotic education of citizens of the country as the basis of information security of the state], Vestnik voennogo obrazovaniya, № 3(30), pp. 21-24 (in Russian).
16. Slavko, A. L., Vorotnik, A. N., Vojnov, P. N., & Apal'kov, A. V. (2020). "Duhovno-nravstvennoe vospitanie kak odna iz so-stavlyayushchih processa professional'noj adaptacii kursanta v obrazovatel'noj organizacii MVD Rossii" [Spiritual and moral education as one of the components of the cadet's professional adaptation process in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, № 5, pp. 305-307 (in Russian).
17. Deulin, D. V., & Anikeeva, N. V. (2020). "Izuchenie sovremennoj cennostnoj paradigmy u kursantov obrazovatel'noj or-ganizacii MVD Rossii" [The study of the modern value paradigm among cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, № 2, pp. 321-325 (in Russian).
18. Churilov, S. A. (2023). "Tradicionnye rossijskie duhovno- nravstvennye cennosti kak osnova formirovaniya lichnosti, ustojchivoj k vliyaniyu terroristicheskoj i inyh destruktivnyh ideologij" [Traditional Russian spiritual and moral values as the basis for the formation of a personality resistant to the influence of terrorist and other destructive ideologies], Obzor. NCPTI, № 2(33), pp. 7-17 (in Russian).
19. Starostin, V. G., & Halilullin, F. F. (2021). "Formirovanie professional'noj nravstvennosti u kursantov obra-zovatel'nyh organizacij MVD Rossii kak odnogo iz professional'no znachimyh kachestv" [Formation of professional morality among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as one of the professionally significant qualities], Uchenye zapiski Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, t. 6, № 1(11), pp. 99-103 (in Russian).
20. Litvina, L. M. (2023). "Principy duhovno-nravstvennogo vospitaniya obuchayushchihsya v vuzah MVD Rossii" [Principles of spiritual and moral education of students at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Russian Journal of Education and Psychology, t. 14, № 1-3, pp. 7-12 (in Russian).
21. Vitol'nik, V. N., Vitol'nik, G. A., & Filipenko, E. V. (2021). "Specifika vospitatel'noj raboty v obrazovatel'nyh organi-zaciyah MVD RF po formirovaniyu duhovno-nravstvennyh kachestv lichnosti" [The specifics of educational work in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the formation of spiritual and moral qualities of a person], Voprosy pedagogiki, № 5-2, pp. 48-53 (in Russian).
22. Fedotova, E. S. (2023). "Formirovanie nravstvennyh cennostej kursantov vuzov MVD sredstvami transformacionnoj igry" [Formation of moral values of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs by means of a transformational game], Obzor pedagogicheskih issledovanij, t. 5, № 7, pp. 197-204 (in Russian).
23. Medushevskaya, N. F. (2017). "Duhovno-nravstvennyj potencial isihastskoj pravoslavnoj tradicii i professional'noe vospitanie kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD" [The spiritual and moral potential of the Hesychast Orthodox tradition and the professional education of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs], Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii, № 4(40), pp. 310-311 (in Russian).
24. Boyakova, A. A., Karnauhova, E. S., Paramonova, A. Yu., & Kovalev, V. V. (2016). "Vnutrilichnostnyj konflikt kak istochnik prokrastinacii" [Intrapersonal conflict as a source of procrastination], Sovremennye problemy i perspek-tivy razvitiya pedagogiki i psihologii: sb. materialov X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Mahachkala, 22 maya 2016 goda, Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Aprobaciya", Mahachkala, pp. 103-104 (in Russian).
25. Mizherikov, V. A. (2016). "Patrioticheskoe vospitanie v usloviyah informacionnogo protivostoyaniya" [Patriotic education in the context of information confrontation], Konferencium ASOU: sb. nauch. tr. i materialov nauch.-prakt. konferencij, № 4, pp. 1957-1967 (in Russian).
26. Heintzelman, S. J., Mohideen, F., Oishi, S., & King, L. A. (2020). "Lay beliefs about meaning in life: Examinations across targets, time, and countries", Journal of Research in Personality, № 88, pp. 1-12. Available at: https://www.researchgate.net/publication/343378072 (in English).
27. Yu, J. (2021). "Christian Spiritual Self-Awareness Promotes Spiritual Formation", Pastoral Psychol, № 73(3), pp. 116. Available at: https://www.researchgate.net/publication/355176782 (in English).
28. Kaiser, M. (2024). "The idea of a theory of values and the metaphor of value-landscapes", Humanities and Social Sciences Communications, № 11, p. 268. Available at: https://www.researchgate.net/publication/378211164 (in English).
29. Sun, Q. (2022). "Ideological and political education reform using mobile phones as a carrier in the context of artificial intelligence", Wireless Communications and Mobile Computing, pp. 1-11. Available at: https://www.re-searchgate.net/publication/360562000 (in English).
30. Lin, K. (2024). "Chinese Ideology in the Political Education of Students: How Does Ideology-Based Teaching Impact Students' Consciousness?", Journal of the Knowledge Economy, pp. 1-14. Available at: https://www.re-searchgate.net/publication/381518832 (in English).
Вклад авторов
С. Н. Кипреев - проведение организационной части исследования, обобщение итогов работы, внесение вклада в оформление работы.
Г. А. Гюрджян - осуществление математической оценки экспериментальной части исследования.
В. Х. Гизатулина - осуществление теоретического анализа отечественной литературы.
Contribution of the authors
S. N. Kipreev - conducting the organizational part of the study, summarizing the results of the work, making a contribution to the design of the work.
G. A. Gurdjian - making a mathematical assessment of the experimental part of the study.
V. H. Gizatulina - making a theoretical analysis of Russian literature.