Научная статья на тему 'Характеристика требований к подготовке военнослужащих в контексте историко-логического анализа'

Характеристика требований к подготовке военнослужащих в контексте историко-логического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Борис Юрьевич

В статье представлены материалы исследования по изучению изменений в подготовке военнослужащих в аспекте становления системы российского военного образования. Выделена и обоснована необходимость формирования морально-волевых качеств будущих офицеров в контексте историкологического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика требований к подготовке военнослужащих в контексте историко-логического анализа»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 37

Васильев Борис Юрьевич

доцент кафедры физической подготовки Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова

г.Тюмень, РФ E-mail: [email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация

В статье представлены материалы исследования по изучению изменений в подготовке военнослужащих в аспекте становления системы российского военного образования. Выделена и обоснована необходимость формирования морально-волевых качеств будущих офицеров в контексте историко-логического анализа.

Ключевые слова

Подготовка военнослужащих, морально-волевые качества.

Изменения в геополитической обстановке в мире выдвигают новые требования к подготовке военнослужащих, в том числе в аспекте формирования морально-волевых качеств. В статье рассмотрим процесс изменений требований к подготовке военнослужащих в контексте историко-логического анализа нормативной, психолого-педагогической литературы.

Система высшего военного образования, существует в России более трёх веков. Ещё в 1689 году в Москве была открыта Военно-инженерная школа. Образованию высших военных учебных заведений положила Навигацкая школа, созданная Петром I в 1701 году. Под его началом начинается современная история развития и становления Российской армии, при котором создаются регулярная армия и флот. Одной из ключевых военных реформ являлось создание системы обучения и воспитания воинов. Именно этот период считается началом формирования единой системы обучения и воспитания офицеров и солдат. Была заложена основа для развития отечественной школы военной педагогики.

Вся система военной подготовки строилась на качественном «человеческом материале», и от каждого солдата и офицера, прежде всего, требовалось сознательное отношение к воинскому долгу, а также проявление высоких моральных качеств. Во времена Екатерины II для качественной подготовки войск выдающийся полководец П.А. Румянцев всю военную подготовку рассматривает как средство военно-нравственного и физического развития воинов, излагает требования к русскому солдату, среди которых выделяют высокое личное достоинство и нравственные силы. Свои идеи Румянцев изложил в военно-теоретических работах: «Инструкции» (1761), «Обряде службы» (1770) и «Мыслях» (1777), которые были использованы при выработке уставов и реорганизации русской армии во второй половине XVIII столетия [1].

Приобретенный опыт в битвах и сражениях, правила военного обучения и воспитания передавались от поколения к поколению.

Великий полководец А.В. Суворов в своих трудах «Полковое учение» и «Наука побеждать» активно развивал такие принципы как доступность, последовательность в обучении, а также подчеркивал необходимость «учить тому, что необходимо на войне». Он требовал от офицеров учить солдат «без жестокости и торопливости, с подробным растолкованием и показанием». Развивал в солдатах храбрость, упорство, воспитывал чувство воинской чести и долге перед Отечеством, а также закалял физически. Его знаменитые выражения: «Тяжело в учении - легко в бою; легко в ученье - тяжело в походе; солдат ученье любит, было бы с толком; ученье свет, а неученье - тьма», применяются в практике обучения и воспитания и в настоящее время [2].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

В XIX веке происходит дальнейшее развитие системы воинского обучения и воспитания. Русские полководцы и военачальники отводят важную роль в подготовке военнослужащих в аспекте военно-нравственного воспитания: «моральному духу» матросов и офицеров (Ф.Ф. Ушаков); необходимости изучения индивидуальных качеств подчиненных (П.С. Нахимов) [5]. В трудах генералов Н.Д. Бутовского, Д.П. Парского, Э.Л-Ф. Свидзинского, М.Д. Скобелева, С.О. Макарова отражены советы по воспитанию высокой нравственности у военнослужащих. С ними связаны утверждение в армии дисциплины, чувства долга и патриотизма [4].

Первая мировая война (1914-1918), гражданская война (1918-1922) вызвали общенациональный кризис, что привело к ослаблению армии и флота. Традиционные ценности - «За Веру, Царя и Отечества», на которых воспитывалась русская регулярная армия, были окончательно разрушены. С установлением Советской власти и утверждением Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККК) формируются новые моральные и политические взгляды на воспитание и обучение солдат, которые связаны с идеологией правительства. Повсеместно вводится единоначалие в систему подготовки военных кадров. Обучение и воспитание рассматривается как двуединый процесс, цель которого состояла в подготовке сознательных и умелых кадров для защиты Родины. Большое влияние на обучение и воспитание военных кадров оказали взгляды М.В. Фрунзе, С.С. Каменева, М.Н. Тухачевского, Б.М. Шапошникова. На сознание, дисциплину и морально-психологическую обстановку солдат оказывают влияние политические репрессии, частая смена кадров командного состава.

В советский период развития военной педагогики большой вклад в вопросы воспитания военнослужащих внесли маршалы Советского Союза М.Н. Тухачевский, Г.К. Жуков, И.С. Конев, А.М. Василевский и другие. Так, Г.К. Жуков писал: «Опыт войны показал, что наши академии, школы и курсы неправильно учили командные кадры, а именно: теоретическое обучение шло в ущерб практическому обучению; волевые качества нашего командира - инициатива, умение взять на себя ответственность -развиты явно недостаточно», что пагубно сказалось на первом этапе войны 1941-1945 гг. Соответственно, этот важнейший вопрос необходимо решить капитально» [5].

После окончания Великой Отечественной войны процесс обучения и воспитания строится с учетом накопленного опыта войны. Происходит формирование боевых, морально-психологических и физических качеств, на основе которых вырабатываются высокая боевая выучка, психологическая устойчивость, готовностью переносить тяготы и лишения военной службы [6].

С 1991 года в современной истории России происходят реформирование Вооруженных Сил России, в том числе и военного образования. Происходит снижение интереса к профессии офицера, падает престиж военной службы. Качество обучения становится низким. Утрачивают силу такие понятия, как «Родина», «офицерская честь», «воинский долг», «верность присяге», что отрицательно сказывается на моральной-нравственности, поведении, служебной и учебно-боевой деятельности военнослужащих [4].

С начала 2000-х годов происходит поэтапное реформирование Вооруженных Сил России, создается новый облик современной армии. Разрабатываются законы Российской Федерации об обороне; выходит новая военная доктрина; проводится конверсия в военно-промышленном комплексе; доведение численности личного состава, техники, вооружения, материальных средств до необходимых пределов; пересмотр системы и содержания подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях.

Президент России В.В. Путин (2013) отмечает в российских офицерах высокие военно-профессиональные и волевые качества, патриотизм. «Только боеспособные, хорошо укомплектованные Вооруженные Силы, обладающие высоким моральным духом, могут защищать суверенитет и целостность страны». Верховный главнокомандующий говорит, что система высшего военного образования, подготовка офицерских кадров является, безусловно, фундаментом Вооружённых Сил. И он должен быть надёжным, прочным, отвечающим требованиям времени и рассчитанным, что очень важно, на перспективу.

Повышается качество подготовки офицерских кадров. Новый федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012) впервые предоставил военным вузам достаточно широкие полномочия в образовательном процессе.

Министр Обороны Российской Федерации С.К. Шойгу отмечает, что система военного образования -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х

важнейший инструмент формирования кадрового потенциала Вооружённых Сил. Поэтому её развитие было и остаётся приоритетным в нашей работе. Масштабное переоснащение армии и флота ставит перед системой военного образования задачу подготовки специалистов, способных умело применять новое вооружение и военную технику.

Приняты меры по повышению уровня подготовки военных кадров, определён главный критерий оценки качества обучения - умение профессионально действовать в реальных условиях боевой обстановки, основанное на сформированности морально-психологической устойчивости военнослужащих.

Таким образом, начиная с 18 века наблюдается выстраивание системы военного образования, исторические документы и справочники отражают характеристику требований к подготовке военнослужащих. В процессе становления Русской армии и флота в солдате воспитываются личностные качества такие как: моральные, боевые, волевые и физические. Подготовка будущего офицера является сложной и многогранной, где важным моментом является формирование специальных знаний у будущих офицеров с учетом физических навыков и умений, так как служба требует большого напряжения моральных и физических сил. В последнее время серьёзно обновлена система высшего военного образования: введены и реализуются федеральные государственные образовательные стандарты и квалификационные требования к подготовке военнослужащих, в которых особая роль отводится необходимости формирования морально-волевых качеств будущих офицеров.

Система военного образования находится в едином образовательном поле нашего государства. Она имеет богатую, более чем трёхвековую историю. Многое за это время изменилось, но осталась неизменной главная задача - подготовка военных профессионалов, готовность защищать Родину и свой народ. Особенности современного боя и перспективы развития возможных вариантов ведения вооружённой борьбы на среднесрочную и длительную перспективу различными силами и средствами, создают необходимость изменения содержания образования, средств и методов обучения, формирования личностных, прежде всего, морально-волевых качеств будущих офицеров. Список использованной литературы:

1. Рубцов Ю.В. Генерал-фельдмаршалы в истории России. - М.:Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 304 с.

2. Хохлова Е. Великие полководцы и герои / А.В. Суворов Любимый полководец народа - М.:РИПОЛ классик, 2014. - 256 с.

3. Ивченко Л.Л. (Жизнь замечательных людей) Кутузов. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 496 с.

4. «О долге и чести воинской в армии Российской» / под общ. Ред. Н.А. Панкова. - М.: воен.издат, том.1. 2009. - 422 с.

5. Великая Отечественная Война: военно-исторические очерки. - М.: Наука, книга 3, 1999. - 510с.

6. Общевоинские Уставы Вооружённых сил СССР. — М: Воениздат, 1982. — С. 178—214.

© Васильев Б.Ю., 2017

УДК 50

А.А. Власенко

магистрант г. Славянск-на-Кубани, РФ E-mail: [email protected]

ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: «ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ»

Аннотация

Дополнением к урочной системе образования является внеурочная деятельность, которая способствует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.