Научная статья на тему 'Характеристика тарифно-ценового механизма привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство региона'

Характеристика тарифно-ценового механизма привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРИБЫЛЬ / ЖКХ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азизова Татьяна Ашотовна

В статье анализируется тарифно-ценовой механизм привлечения инвестиций в ЖКХ, также рассматриваются проблемы доступности тарифов для потребителя. Исследуются особенности привлечения инвестиций в отрасль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика тарифно-ценового механизма привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство региона»

Характеристика тарифно-ценового механизма привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство региона Азизова Т. А.

Азизова Татьяна Ашотовна /Лггюуа Ta.tia.na АяНМота — студент, кафедра экономики в энергетике и промышленности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется тарифно-ценовой механизм привлечения инвестиций в ЖКХ, также рассматриваются проблемы доступности тарифов для потребителя. Исследуются особенности привлечения инвестиций в отрасль.

Ключевые слова: тарифы, инвестиции, прибыль, ЖКХ, энергосбережение, экономический механизм.

В настоящее время одной из наиболее сложных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) является несбалансированность интересов основных участников (экономических агентов), действующих в сфере ЖКХ, к которым относятся:

- государство;

- потребители — население, учреждения, предприятия различных сфер экономики;

- производители — предприятия, стратегические инвесторы [2; 8].

У каждого из них свои цели, часто противоречащие интересам других участников отношений в ЖКХ.

Государство регулирует тарифы на основании нормативно-правовых актов.

При этом тариф должен быть доступным для потребителя; не только покрывать расходы производителя, но и создавать источники расширенного воспроизводства и энергосбережения; обеспечивать развитие ЖКХ, пополняющего государственный бюджет и обеспечивающего необходимый уровень благосостояния граждан. Кроме того, государство должно контролировать качество предоставляемых услуг, наказывая нерадивых производителей штрафами и другими мерами вплоть до лишения лицензии, права аренды имущества и т. п. С другой стороны, участник отношений в сфере ЖКХ должен защищать законные интересы поставщиков услуг ЖКХ. В основном это касается неплатежей населения.

Для потребителя важно получать услуги в необходимом количестве, определенного качества и при этом по невысоким ценам. Потребителя интересует экономия средств на оплату услуг ЖКХ. Для производителя жилищно-коммунальных услуг основной целью, как и многих коммерческих организаций, является получение максимальной прибыли.

Величина прибыли Р в общем виде рассчитывается по следующей формуле [1]:

Р = Б - Я,

где D — доход;

Я — расходы.

В свою очередь доходы, как правило, определяются как произведение объема реализованной продукции и цены. В данном случае увеличение прибыли возможно только за счет сокращения затрат на производство продукции, поскольку в ЖКХ формирование цен (тарифов) регулируется государством посредством установления предельных индексов тарифов.

Несмотря на то, что развитие ЖКХ не является прямым приоритетным направлением развития науки, технологий и техники [2], именно энергосбережение в ЖКХ представляет собой один из основных путей снижения энергоемкости ВВП и повышения энергоэффективности экономики страны, так как в данной сфере сосредоточены значительные резервы экономии энергоресурсов: по электроэнергии 15-25 % от текущего потребления; теплоэнергии — 25-60 %; воде — 20-30 %. При этом потенциал энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве оценивается высоко и доходит до 60 % [8], большая доля которого приходится на объекты теплоснабжения. По объему потребляемых энергоресурсов теплоснабжение является самым большим сектором ЖКХ — более 400 млн т условного топлива в год, что составляет 44 % от общего потребления энергоресурсов в России.

В силу этого, особенно важно реализовывать мероприятия [9; 10] по энергосбережению в ЖКХ, и это должно стать важной составляющей стратегии энергосбережения на уровне страны и регионов.

Стоит отметить, что в силу изношенности более 60 % сетей при доставке услуг конечному потребителю потери составляют порядка 30 %. Для компенсации этих непроизводительных затрат повышаются тарифы. При этом техническое состояние основных фондов предприятий ЖКХ не улучшается, потери продолжают расти, что опять вызывает увеличение тарифов. Вследствие этого возникает диспропорция [5, с. 21], вызванная несоответствием качества услуг тарифам, что выражается в волне недовольства среди потребителей.

Потенциал энергосбережения ЖКХ необходимо реализовывать через инвестирование в создание новых объектов энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также в реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение действующих предприятий отрасли [3, с. 99].

Проведение частых проверок деятельности предприятий ЖКХ с целью «замера» расходов и определения необоснованных потерь достаточно сложно и требует значительных затрат и привлечения специализированных организаций по энергоаудиту и т. п. При этом все эти расходы будут включаться в тариф и таким образом перекладываться на конечного потребителя.

Возможный выход из ситуации — модернизация и техническое перевооружение предприятий ЖКХ на основе разработки и внедрения энергосберегающих мероприятий, улучшающих техническое состояние основных фондов, снижающих потери, повышающих качество услуг и в результате обеспечивающих стабилизацию экономического состояния предприятий и отрасли в целом [7].

Одним из экономических механизмов, направленных на самофинансирование предприятий, является тарифно-ценовой механизм, который позволяет согласовать интересы всех участников процесса оказания жилищно-коммунальных услуг: производителей (предприятий, инвесторов), потребителей (населения, предприятий, учреждений), государства, для которого важно, чтобы рынок жилищно-коммунальных услуг функционировал эффективно и соответственно осуществлялись налоговые платежи [7].

Как известно, согласно положениям экономической теории, ценовой механизм предполагает формирование и взаимодействие цен как свободных сигналов, которые координируют деятельность рыночных субъектов при принятии окончательных решений. Именно с его помощью распределяются ресурсы между различными отраслями в соответствии с потребностями. При соответствующих условиях ценовой механизм может удовлетворить самые сложные требования эффективности производства [1].

Применение данных теоретических положений к тарифно-ценовому механизму позволяет сделать вывод о том, что необходимым условием функционирования субъектов исследуемой отрасли является выбор стратегии, обеспечит постепенное движение к компромиссу интересов всех участников процесса производства и оказания услуг жилищно-коммунальных услуг, что предполагает решение основных проблем:

- повысить уровень платежеспособности населения;

- увеличить целевое инвестирование ЖКХ, ориентированное на внедрение энергосберегающих технологий (путем консолидирования средств из государственного бюджета и частных капиталов).

Реализация данной политики требует детального анализа структуры себестоимости с целью изыскания возможностей снижения затрат по отдельным ее элементам.

При этом следует иметь в виду, что снижение тарифа на услуги ЖКХ обычно происходит медленнее, чем снижение себестоимости, так как тариф, кроме возмещения затрат, связанных с оказанием услуг, должен обеспечить процесс расширенного воспроизводства и обновления основных фондов, т. е. содержать в себе инвестиционную составляющую, которая представляет собой инерционную компоненту тарифа [7].

Рассмотрим более детально процесс формирования тарифа на услуги ЖХК с точки зрения решения предприятием проблемы обновления производственных фондов.

Как вид цены тариф включает в себя:

- себестоимость, в том числе затраты на оплату труда, амортизацию, материальные (включая эксплуатационные) затраты;

- прибыль, обеспечивающую рентабельность производства.

В то же время данные финансовой отчетности предприятий ЖКХ выделяют три основных внутренних источника финансирования мероприятий по обновлению и поддержанию фондов: амортизационные отчисления; ремонтный фонд; нераспределенная прибыль. Эти фонды, как правило, обладают недостаточной аккумулирующей способностью для накопления необходимых средств.

В связи с этим актуальным является вопрос о своевременном накоплении средств и об обосновании в тарифе инвестиционной составляющей (временная компонента тарифа, используемая предприятием в целях, обусловленных необходимостью проведения реконструкции оборудования и энергосберегающих мероприятий). Одним из механизмов привлечения инвестиций в отрасль, в том числе и в объекты теплоснабжения, способствующим реализации стратегий, программ, планов является метод обеспечения доходности инвестированного капитала при расчете тарифа на тепловую энергию.

Литература

1. Астафьев С. А. Построение методики оценки качества работы управляющих компаний в

жилищной сфере / С. А. Астафьев, И. В. Цвигун // Известия Иркутской государственной

экономической академии, 2011. № 6 (80). С. 212-215.

2. Астафьев С. А. Развитие саморегулирования как элемента государственного управления коммунальным комплексом / С. А. Астафьев, Ю. А. Колыхаева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права), 2013. № 4 (90). [Электронный ресурс]: URL: http://eizvestia.isea.ru/ reader/article.aspx?id= 18423.

3. Бадмажапова Ж. Э. Совершенствование механизмов реализации энергосберегающих мероприятий в системе ЖКХ региона / Ж. Э. Бадмажапова, В. Н. Гонин // Вестник Забайкальского государственного университета, 2014. № 6 (109). С. 97-104.

4. Бородавкин А. А. Методы формирования и эффективного использования инвестиционных ресурсов жилищно-коммунального хозяйства региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 /

A. А. Бородавкин. М., 2007. 26 с.

5. Дондоков З. Б.-Д. Анализ современного состояния и перспективы развития электроэнергетики республики Бурятия / З. Б.-Д. Дондоков, Г. О. Борисов, Ю. Д. Ирбелтхаева // Вестник ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления, 2011. № 2 (33). С. 21-22.

6. Дондоков З. Б. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства региона: особенности, проблемы и перспективы / З. Б. Дондоков, Ж. Э. Бадмажапова // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 6 (56).

7. Егорова Е. Н. Имитационная модель предприятия ЖКХ как инструмент анализа тарифно-ценового механизма / Е. Н. Егорова, И. Н. Митрофанова, А. М. Шеин, Н. В. Королева // Аудит и финансовый анализ, 2007. № 6. C. 160-199.

8. Кириллова А. Н. Анализ и моделирование тарифной политики на услуги ЖКХ в переходном периоде / А. Н. Кириллова, Е. Ю. Фаерман, С. Р. Хачатрян // Аудит и финансовый анализ, 2003. № 2. С. 127-140.

9. Климова Г. Н. Универсальный показатель энергетической эффективности / Г. Н. Климова,

B. В. Литвак // Фундаментальные исследования, 2012. № 11. С. 1190-1194.

Перспективы развития франчайзинга в России Однокоз В. Г.

Однокоз Валерия Геннадьевна/ Odnokoz Valeriya Gennad'evna — студент, кафедра денежно-кредитных отношений и монетарной политики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье проанализированы перспективы развития российского рынка франчайзинга. Дана оценка его инфраструктуре, а также сформулированы рекомендации по его развитию. Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, франчайзи, торговля.

Сейчас в России проходит настоящий бум франчайзинга. Британская исследовательская компания Euromonitor оценил фаст-фуд сегмент в России в 6,66 млрд долларов и предсказал 200 % роста в 2016 году. Предприятия и предприниматели чаще всего выбирают франчайзинговый метод ведения бизнеса. За период активного развития рынок франшиз набирает хорошую динамику: на 30 % ежегодно растет количество точек, а на 25 % - количество франшиз. Данные говорят о том, что в России перспективно развивать франчайзинг.

Среди относительно новых участников рынка франшиз можно отметить такие известные бренды, как Dunkin' Donuts, Cinnabon, GAP, Wendy's и Victoria's Secret. Несмотря на трудности, многие компании, российские и зарубежные, открывают франчайзинговые сети в России вместе с местными франчайзи, т. к. для иностранной компании удаленно управлять своими магазинами и решать логистические проблемы без местного партнера трудно.

Франчайзинг может быть ключом к установлению эффективного партнерства, которым уже пользуются 34 % иностранцев, присутствующих на российском рынке франшиз. Многие иностранные бренды приобретают все большую популярность. Большинство франчайзинговых компаний в России -это, в основном, фаст-фуд рестораны, магазины модной обуви, одежды и аксессуаров [1].

В настоящий момент РАФ и Правительство Москвы разрабатывает совместный проект по развитию малого и среднего бизнеса. Система предоставления услуг и различных видов поддержки малого и среднего предпринимательства оказывает разнообразную помощь: предлагают подбор франшиз, кредитных продуктов, по возможности - недвижимости, которую можно арендовать под конкретный проект, помогают определиться с организационно-правовой формой, зарегистрировать предприятие и т. п., в Москве планируется запустить не меньше ста таких центров [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.