Научная статья на тему 'Перспективы развития франчайзинга в России'

Перспективы развития франчайзинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНШИЗА / ФРАНЧАЙЗИ / ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Однокоз Валерия Геннадьевна

В статье проанализированы перспективы развития российского рынка франчайзинга. Дана оценка его инфраструктуре, а также сформулированы рекомендации по его развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития франчайзинга в России»

2. Астафьев С. А. Развитие саморегулирования как элемента государственного управления коммунальным комплексом / С. А. Астафьев, Ю. А. Колыхаева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права), 2013. № 4 (90). [Электронный ресурс]: URL: http://eizvestia.isea.ru/ reader/article.aspx?id= 18423.

3. Бадмажапова Ж. Э. Совершенствование механизмов реализации энергосберегающих мероприятий в системе ЖКХ региона / Ж. Э. Бадмажапова, В. Н. Гонин // Вестник Забайкальского государственного университета, 2014. № 6 (109). С. 97-104.

4. Бородавкин А. А. Методы формирования и эффективного использования инвестиционных ресурсов жилищно-коммунального хозяйства региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 /

A. А. Бородавкин. М., 2007. 26 с.

5. Дондоков З. Б.-Д. Анализ современного состояния и перспективы развития электроэнергетики республики Бурятия / З. Б.-Д. Дондоков, Г. О. Борисов, Ю. Д. Ирбелтхаева // Вестник ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления, 2011. № 2 (33). С. 21-22.

6. Дондоков З. Б. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства региона: особенности, проблемы и перспективы / З. Б. Дондоков, Ж. Э. Бадмажапова // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 6 (56).

7. Егорова Е. Н. Имитационная модель предприятия ЖКХ как инструмент анализа тарифно-ценового механизма / Е. Н. Егорова, И. Н. Митрофанова, А. М. Шеин, Н. В. Королева // Аудит и финансовый анализ, 2007. № 6. C. 160-199.

8. Кириллова А. Н. Анализ и моделирование тарифной политики на услуги ЖКХ в переходном периоде / А. Н. Кириллова, Е. Ю. Фаерман, С. Р. Хачатрян // Аудит и финансовый анализ, 2003. № 2. С. 127-140.

9. Климова Г. Н. Универсальный показатель энергетической эффективности / Г. Н. Климова,

B. В. Литвак // Фундаментальные исследования, 2012. № 11. С. 1190-1194.

Перспективы развития франчайзинга в России Однокоз В. Г.

Однокоз Валерия Геннадьевна/ Odnokoz Valeriya Gennad'evna — студент, кафедра денежно-кредитных отношений и монетарной политики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье проанализированы перспективы развития российского рынка франчайзинга. Дана оценка его инфраструктуре, а также сформулированы рекомендации по его развитию. Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, франчайзи, торговля.

Сейчас в России проходит настоящий бум франчайзинга. Британская исследовательская компания Euromonitor оценил фаст-фуд сегмент в России в 6,66 млрд долларов и предсказал 200 % роста в 2016 году. Предприятия и предприниматели чаще всего выбирают франчайзинговый метод ведения бизнеса. За период активного развития рынок франшиз набирает хорошую динамику: на 30 % ежегодно растет количество точек, а на 25 % - количество франшиз. Данные говорят о том, что в России перспективно развивать франчайзинг.

Среди относительно новых участников рынка франшиз можно отметить такие известные бренды, как Dunkin' Donuts, Cinnabon, GAP, Wendy's и Victoria's Secret. Несмотря на трудности, многие компании, российские и зарубежные, открывают франчайзинговые сети в России вместе с местными франчайзи, т. к. для иностранной компании удаленно управлять своими магазинами и решать логистические проблемы без местного партнера трудно.

Франчайзинг может быть ключом к установлению эффективного партнерства, которым уже пользуются 34 % иностранцев, присутствующих на российском рынке франшиз. Многие иностранные бренды приобретают все большую популярность. Большинство франчайзинговых компаний в России -это, в основном, фаст-фуд рестораны, магазины модной обуви, одежды и аксессуаров [1].

В настоящий момент РАФ и Правительство Москвы разрабатывает совместный проект по развитию малого и среднего бизнеса. Система предоставления услуг и различных видов поддержки малого и среднего предпринимательства оказывает разнообразную помощь: предлагают подбор франшиз, кредитных продуктов, по возможности - недвижимости, которую можно арендовать под конкретный проект, помогают определиться с организационно-правовой формой, зарегистрировать предприятие и т. п., в Москве планируется запустить не меньше ста таких центров [3].

Еще одним важным событием является решение правительства снизить госпошлины за регистрацию договора коммерческой концессии до 13 500 рублей, до этого госпошлина составляла 25 000 рублей. Эксперты РАФ посчитали, что снижение способствует увеличению франчайзинга в два-три раза.

О том, что франчайзинг стал общественно важным явлением, можно судить по тому, что в прошедшем году в Москве провели уже второй международный форум по франчайзингу.

Появилась возможность получать льготные кредиты за счет государства с пониженной процентной ставкой и меньшим количеством требований по обеспечению. Решающим событием было открытие три года назад программы Сбербанка «Бизнес-старт». Программа Сбербанка позволила включиться в процесс покупки франшиз молодым предпринимателям, которые не имели до этого опыта ведения своего бизнеса. Опыт Сбербанка подтолкнул другие банки к тому, что ВТБ-24, ВЭБ и некоторые другие банки стали предлагать свои программы франчайзи. В итоге в прошедшем году существенно расширились возможности финансирования франшизной деятельности. До этого в России ни один банк не предлагал комплексного обслуживания франчайзинговых субъектов и не имел специализированных подразделений. Для сравнения: во Франции кредитная ставка для франчайзи -4 %, в Великобритании - 7 %, а в России было - 18 % годовых [3].

Франшизы в области ритейла постепенно уступают место франшизам в сфере услуг, появляются сильные региональные франшизы, которые выходят на федеральный уровень; все больше и больше становится неплохих бюджетных франшиз, которые довольно часто покупают совсем молодые региональные предприниматели. Конкуренция сильно растет, появляется много новых игроков. Рынок становится более зрелым [2].

Развивающийся рынок - это положительная тенденция, но вместе с ней появился и ряд сложностей. Компании, открывшие два-три успешных заведения в городе, считают, что они гуру, и запускают франчайзинг своего проекта. В некоторых случаях их партнеры быстро разоряются, и осадок падает на весь мир франчайзинга, в том числе и на профессиональных франчайзеров.

Все больше и больше предпринимателей понимают, что покупка франшизы дешевле и надежнее создания собственного формата. За последний год отечественный франчайзинг существенно продвинулся. Тенденция развития ожидается и в последующие годы.

Литература

1. Васильев Н. М. Франчайзинг и особенности его развития в России / Н. М. Васильев // Финансы. № 2.

2. Шагова О. С. Сущность и роль франчайзинга в современной экономике // Вестник Казанского технологического университета, 2011. № 2.

3. Щербаков М. А. Анализ российского рынка франчайзинга [Текст] / М. А. Щербаков // Достижения науки и образования, 2016. № 7 (8).

Факторы конкурентоспособности коммерческого банка Киселёва К. П.

Киселёва Ксения Петровна /Кг.е1уоуа Кяетуа РеХтоупа — студент магистратуры, кафедра экономической безопасности и управления бизнесом, экономический факультет, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск

Аннотация: в данной статье рассмотрено понятие конкурентоспособности коммерческого банка, а также исследованы основные факторы конкурентоспособности, оказывающие наибольшее влияние на нее и являющиеся неотъемлемым инструментом управления конкурентоспособностью. Ключевые слова: конкурентоспособность, банк, управление конкурентоспособностью, факторы, внешняя и внутренняя среда.

Уровень конкурентоспособности банка определяет его способность эффективно функционировать на современном рынке банковских услуг и в текущих экономических, политических и социальных условиях.

Конкурентоспособность банка - это степень устойчивости его позиций относительно основных конкурентов при существующей конкурентной структуре рынка и достигнутая благодаря созданию уникальной ценности банковских продуктов и услуг для клиентов.

Управление конкурентоспособностью является неотъемлемой частью деятельности коммерческого банка. Конкурентоспособность банка зависит от факторов, влияющих на нее, как внешних, так и внутренних. Соответственно, для эффективного управления конкурентоспособностью необходимо четкое выявление таких факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.