Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СВЯЗИ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ С ПСИХИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ РЕБЕНКА'

ХАРАКТЕРИСТИКА СВЯЗИ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ С ПСИХИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ / ТРИ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ: "НАДЕЖНЫЙ" / "ТРЕВОЖНО-АМБИВАЛЕНТНЫЙ" / "СИМБИОТИЧЕСКИЙ" / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / МЕТОДИКА "НЕЗНАКОМАЯ СИТУАЦИЯ"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скочилова М. В., Сперанская А. В.

В статье приведены результаты исследования, проведенного М.А. Василенко на детях младшего дошкольного возраста. Исследователь выявила три типа привязанности: «надежная», «симбиотическая», «тревожно-избегающий». Детей разделили на три группы с учетом типа привязанности. У малышей изучили особенности психического развития и сделали вывод, что существует связь между типом привязанности и психическими параметрами ребенка. Лучшие показатели проявились у детей с «надежным» типом привязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF ATTACHMENT MENTAL PARAMETERS OF THE CHILD

The article presents the results of a study conducted by M. A. Vasilenko on children of preschool age. The researcher identified three types of attachment: "secure", "symbiotic", "anxious-avoidant". Children were divided into three groups based on the type of attachment. The kids examined the characteristics of mental development and concluded that there is a relationship between attachment type and psychological parameters of the child. The best performance was evident in children with "reliable" type of attachment.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СВЯЗИ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ С ПСИХИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ РЕБЕНКА»

адаптивной физической культуры [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гаврилова Татьяна Михайловна. - Красноярск, 2003. - 48 с.

2. Зотин В.В.,Иванова А.Н.Лечебная и адаптивная физическая культура//сб.тр.науч.практ.конф."Физическая культура и спорт на современном этапе:проблемы,поиски,решения". - Томск,2016. - С.151-154.

3. Зотин В.В., Мельничук А.А. Адаптивная физическая культура как средство комплексной реабилитации инвалидов // матер. межд. науч. практ. конф. «Инновационное будущее психологии и педагогики». - УФА, 2015. -с.29-32.

4. Российский статистический ежегодник - 2012 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. -Режим доступа: http://www.gks.ru.

5. Статистический бюллетень «Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2012 году» [Электронный ресурс] / Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. -Режим доступа: http://www.gks.ru.

УДК 159.9

Скочилова М.В.

2 курс

психологический факультет ВИПЭ ФСИН России научный руководитель: Сперанская А.В.

старший преподаватель кафедра общей психологии, кандидат психологических наук Вологодский институт права и экономики ФСИН России

Россия, г. Вологда ХАРАКТЕРИСТИКА СВЯЗИ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ С

ПСИХИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ РЕБЕНКА В статье приведены результаты исследования, проведенного М.А. Василенко на детях младшего дошкольного возраста. Исследователь выявила три типа привязанности: «надежная», «симбиотическая», «тревожно-избегающий». Детей разделили на три группы с учетом типа привязанности. У малышей изучили особенности психического развития и сделали вывод, что существует связь между типом привязанности и психическими параметрами ребенка. Лучшие показатели проявились у детей с «надежным» типом привязанности.

Ключевые слова: привязанность к матери, три типа привязанности: «надежный», «тревожно-амбивалентный», «симбиотический»; психическое развитие ребенка, методика «незнакомая ситуация».

Skochilova M. V., 2nd year, psychology Department, WIPE of the Federal

penitentiary service of Russia Scientific supervisor: Speranskaya А. senior lecturer, Department of General psychology, candidate of

psychological Sciences Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary

service of Russia Vologda

CHARACTERISTICS OF ATTACHMENT MENTAL PARAMETERS OF THE CHILD

The article presents the results of a study conducted by M. A. Vasilenko on children of preschool age. The researcher identified three types of attachment: "secure", "symbiotic", "anxious-avoidant". Children were divided into three groups based on the type of attachment. The kids examined the characteristics of mental development and concluded that there is a relationship between attachment type and psychological parameters of the child. The best performance was evident in children with "reliable" type of attachment.

Keywords: attachment to the mother, the three types of attachment: "secure", "anxious-ambivalent", "symbiotic"; the mental development of the child, the technique of "unfamiliar situation."

Привязанность младенца к матери - это первые отношения любви, испытываемые в жизни появившегося на свет человека. Исследовать данную тему актуально, так как наблюдение за образованием определенного типа привязанности к близкому человеку позволяет нам сделать выводы о том, как сложится дальнейшая судьба ребенка в социуме, как он будет взаимодействовать с людьми, реализовывать свои способности в профессиональной деятельности и строить семейные взаимоотношения.

Целью статьи стал анализ зависимости психических параметров ребенка от типа привязанности.

Понятие «привязанность» впервые в психологию ввел английский психиатр и психоаналитик Д. Боулби. В исследованиях он изучал феномен привязанности, его развитие у живых существ, в том числе и у человека. Д. Боулби дал следующее понимание привязанности - это подвид эмоциональной связи, в которой чувство безопасности человека связано с отношениями [1]. Автор этим показывает, что качество привязанности оказывает одно из определяющих значений на развитие чувств безопасности, доверия, способности к отделению ребенка от взрослых, которые поддерживают все дальнейшие аспекты психического развития.

Последовательница английского ученого М. Эйнсворт расширила положения работы своего наставника. Она провела лонгитюдное исследование, назвав его «Незнакомая ситуация», на детях в возрасте от года до полутора лет, следя за их реакцией на ситуацию, когда они оставались

одни, а затем мать вновь возвращалась. Благодаря этому эксперименту получилось описать три стиля привязанности: надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий.

М.А. Василенко модифицировала данный метод и изучила, как влияет тип привязанности на психическое развитие младших дошкольников, детей двух-трех лет. М.А. Василенко считает, что именно в данном возрасте поведение привязанности проявляет себя очень ярко, четко и полно [2].

Эксперимент проводился в 2007-2008 гг. на базе детских садов № 112 и № 9 г. Курска, в котором участвовали дети младшего дошкольного возраста из полных семей. М.А. Василенко с коллективом исследователей провели диагностику типа привязанности в диаде «мать-ребенок» и исследовали, как влияет тип привязанности на психическое развитие детей и их адаптацию к условиям детского сада. Ученые внедрили единицы наблюдения, чтобы зарегистрировать эмоциональные и поведенческие проявления различных типов привязанности. Исследователи создали восемь эпизодов привычной для детей младшего дошкольного возраста ситуации, в которых видоизменяется уход/приход матери, присутствие/отсутствие незнакомого человека. Благодаря этому эксперименту были выявлены два ведущих типа привязанности «надежная» и «симбиотическая» и единичный случай тревожно-избегающего типа привязанности.

Далее экспериментаторы определили уровень психического развития у испытуемых, используя методику из 10 заданий по Е.А. Стребелевой, которая выявляет адекватность поведения, принятие задания, обучаемость и зону ближайшего развития, отношение ребенка к процессу и результатам своей деятельности. Было выявлено, что данный уровень в группе детей с надежным типом привязанности выше, чем в группе с симбиотическим типом привязанности. Младшие дошкольники с надежным типом привязанности демонстрировали отличный уровень развития целостного восприятия, зрительной ориентировки, определили ведущую руку, высокий уровень развития ручной моторики, четкая согласованность обеих рук, дети самостоятельно выполняли предложенные задания и проявляли желание и стремление сотрудничать со взрослыми и заинтересованность в результате. Дети с «симбиотическим» типом привязанности сразу выполняли задания, но допускали ошибки при их выполнении, ведущая рука была определена, но согласованность действий рук не выражена, выполняли задания только после подражания действиям взрослого.

После этого была изучена адаптация у данных детей с помощью наблюдения и анализа медицинских карт. Четкое проявление дезадаптации определилось у ребенка с «тревожно-избегающим» типом привязанности, который не смог привыкнуть к условиям детского сада. Дети с симбиотическим типом привязанности адаптировались достаточно сложно и болели чаще по сравнению с детьми надежного типа привязанности, которые наиболее благополучно проходили адаптацию к новой незнакомой среде.

Таким образом, можно уверенно сказать о существовании связи между типом привязанности и психическими параметрами ребенка. Испытуемые с «надежным» типом привязанности имеют показатели по развитию психических параметров и адаптации к новым условиям намного лучше и выше, чем у детей с симбиотическим и тревожно-избегающим типами привязанности. Ученые также установили, что более подвержены различным заболеваниям младшие дошкольники с симбиотическим и тревожно-избегающим типом привязанности, что говорит о зависимости детей от стрессовых ситуаций при адаптации к новой социальной среде.

Использованные источники:

1. Боулби Д. Привязанность / Пер. с англ., Под ред. Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2003. - 482 с.

2. Василенко М.А. Влияние типа привязанности в диаде «мать-ребенок» на уровень психического развития детей двух-трех лет // Известия Русского государственного педагогического университета им. А.И Герцена. - 2010. -№ 121. - С. 38-43.

УДК 159.92

Степанова Н.В., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Усынина Т.П., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ И ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования самооценки и жизненной удовлетворённости в юношеском возрасте. Большинство испытуемых имеет средний уровень самооценки (при наиболее оптимальном высоком уровне), самооценка стабильна по отношению к различным сторонам личности; 45% имеют низкую жизненную удовлетворённость, характеризуются общим сниженным эмоциональным состоянием. Взаимосвязь между самооценкой и жизненной удовлетворенностью в группе испытуемых не обнаружена.

Ключевые слова: юношеский возраст, самооценка личности, качества личности, жизненная удовлетворённость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.