Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНОЙ НИШИ НА РЫНКЕ СТРИТФУДА В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНОЙ НИШИ НА РЫНКЕ СТРИТФУДА В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ НИША / СТРИТФУД / УЛИЧНАЯ ЕДА / ПРОДУКТ ПИТАНИЯ / ПИЦЦА-КОНУС / ПОТРЕБИТЕЛИ / ФУД-ТРАК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигунова О.А., Новоселова О.Е., Зырянова Н.С., Карпова Д.А.

Быстрый ритм сегодняшней жизни горожан обуславливает потребность питаться быстро, вкусно и недорого. Учитывая также рост туристического потока в Тюмень и Тюменскую область, street food (стритфуд, уличная еда) набирает популярность. Продукция стритфуда - адаптированный к требованиям уличной торговли вид продукта питания, который удобно брать с собой и есть на ходу. Рынок уличной еды в Тюмени развит недостаточно. Предлагается расширить имеющийся на сегодняшний день сегмент стритфуда. В статье нашли отражение отдельные результаты анализа рынка стритфуда в городе Тюмени: оценен его потенциал и перспективы развития; дана краткая характеристика выявленной свободной рыночной ниши - пицца-конус (известный продукт питания в новом формате); представлен его ассортимент, предлагаемый к реализации для определенной группы потребителей; рассмотрен фуд-трак в качестве выбранной торговой точки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF A FREE NICHE IN THE STREET FOOD MARKET IN THE CITY OF TYUMEN

The fast pace of today's life of citizens causes the need to eat fast, tasty and inexpensive. Taking into account also the growth of tourist flow to Tyumen and the Tyumen region, street-food is gaining popularity. Street food products are a type of food product adapted to the requirements of street trade, which is convenient to take with you and eat on the go. The street food market in Tyumen is not developed enough. The article reflects the individual results of the analysis of the street food market in the city of Tyumen: its potential and development prospects were assessed; a brief description of the identified free market niche is given - this is a pizza cone - a well-known food product in a new format; its assortment offered for sale for a certain group of consumers is presented; food truck is considered as the selected outlet.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНОЙ НИШИ НА РЫНКЕ СТРИТФУДА В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ»

Характеристика свободной ниши на рынке стритфуда в городе Тюмени

Жигунова Ольга Александровна

д-р эконом. наук, проф. кафедры УСиЖКХ, Тюменский индустриальный университет, zhigunovaoa@tyuiu.ru

Новоселова Оксана Евгеньевна

канд. экон. наук, доц. кафедры УСиЖКХ, Тюменский индустриальный университет, novoselovaoe@tyuiu.ru

Зырянова Нина Станиславовна

студент, Тюменский индустриальный университет, ninaz8156@gmail.com

Карпова Дарья Алексеевна

студент, Тюменский индустриальный университет, dasha.karpova.0101@mail.ru

Быстрый ритм сегодняшней жизни горожан обуславливает потребность питаться быстро, вкусно и недорого. Учитывая также рост туристического потока в Тюмень и Тюменскую область, street food (стритфуд, уличная еда) набирает популярность. Продукция стритфуда - адаптированный к требованиям уличной торговли вид продукта питания, который удобно брать с собой и есть на ходу. Рынок уличной еды в Тюмени развит недостаточно. Предлагается расширить имеющийся на сегодняшний день сегмент стритфуда. В статье нашли отражение отдельные результаты анализа рынка стритфуда в городе Тюмени: оценен его потенциал и перспективы развития; дана краткая характеристика выявленной свободной рыночной ниши - пицца-конус (известный продукт питания в новом формате); представлен его ассортимент, предлагаемый к реализации для определенной группы потребителей; рассмотрен фуд-трак в качестве выбранной торговой точки.

Ключевые слова: рыночная ниша, стритфуд, уличная еда, продукт питания, пицца-конус, потребители, фуд-трак.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием Street-food (стритфуд). Следует отметить, что широкой дискуссии среди авторов [1, 2, 3 и др.] по данной проблеме нет. Принято использовать перевод этого термина, давая определение стритфуда, - уличная еда. При этом под ней следует понимать продукты питания, которые готовят, продают и едят на улице.

Нельзя не согласиться с тем, что стритфуд (уличная еда) общемировой гастрономический тренд - это несомненная реалия времени и общепризнанный факт. Именно быстрый ритм сегодняшней жизни горожан и гостей города обуславливает потребность питаться быстро, вкусно и недорого. Решать эту задачу позволяет, в числе прочего, и стритфуд.

Ряд общих тенденций, отражающих инвестиционную привлекательность Тюменской области, является подтверждением того, что направление стритфуда имеет потенциал своего развития и уличная еда набирает популярность в Тюмени и в регионе.

Так по данным инвестиционного портала Тюменской области «Invest Tyumen» за последние 10 лет наблюдается существенный рост региональной экономики и отмечается её высокий потенциал для развития бизнеса [4].

Кроме того, безусловной точкой роста Тюменской области является туризм. По данным департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области, в 2022 году объем туристического потока составил 3,3 млн. человек, при этом с каждым годом эта цифра будет увеличиваться [5].

Наблюдается рост числа потребителей быстрой еды, вызванный восстановлением рынка после пандемийного спада в 2020 году. Учитывая, что в 2022 году данная тенденция сохранялась, можно говорить и о росте числа потенциальных потребителей в секторе стритфуда [6].

Необходимость импортозамещения после ухода ряда зарубежных компаний в сфере общественного питания с российского рынка открывает нишу для отечественных производителей продуктов питания.

Говоря о продукции стритфуда, прежде всего следует отметить, что речь идет об адаптированном к требованиям уличной торговли виде продукта питания, который приготовлен непосредственно на улице, его удобно брать с собой и есть на ходу.

Абсолютно согласны с позицией автора, представленной в работе [2], что данный вид продукта должен решать основные задачи - быстро поесть, возможность взять с собой, есть на ходу и не испачкаться.

Базовые требования к продукту стритфуда представлены на рисунке 1. В качестве дополнительных требований можно назвать концептуальность и эксклюзивность.

Следует признать, что рынок уличной еды в Тюмени развит недостаточно. Предлагается расширить имеющийся на сегодняшний день сегмент стритфуда (хот-дог, шаурма, блины с начинкой, пирожки) известным продуктом - пицца в новом формате - пицца-конус (для удобства готовки и потребления порционная - на одного человека), которая станет идеальным перекусом на ходу, с возможностью выбора разнообразных начинок.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

<

GQ

0

1 I

конкретном месте (дома, на работе или на скамейке в парке), а при наличии удобной упаковки - тем, кто готов есть во время движения (пешком или в автомобиле). Стритфуд является безусловным отражением современного стиля жизни большого города.

Рис. 1. - Базовые требования к продукту стритфуда

Пицца-конус представляет собой съедобный стаканчик из теста в форме конуса, заполненный, выбранной потребителем начинкой из представленного в торговой точке перечня. Перечень ингредиентов в составе начинки пиццы отличается в зависимости от того вегетарианская она, острая, мясная или сладкая.

Общее название предлагаемого к реализации продукта питания - «Сибирский конус». В меню предусмотрены стандартные размеры пиццы-конус (S - маленькая, M - средняя, L -большая), а также напитки на выбор: чай, кофе, морс.

В связи с набирающей обороты тенденцией «здоровой еды», предполагается сделать пиццу более полезной, практически отказавшись от фритюра и готовых соусов с использованием уксуса, снизить количество жирных продуктов, добавлять больше зелени и т.п. Планируется устанавливать долгосрочные партнерские отношения с поставщиками продуктов и фермерами из города Тюмени и Тюменской области.

Аналогами данной продукции, представленными на тюменском рынке общественного питания, будут являться обычная пицца, а также хот-дог, шаурма, блины с начинками, пирожки, а основными компаниями - конкурентами: Pizza Mia, Лаваш, Pizza Express, ДоДоПицца, SweetOK, Hot Doner, находящиеся в городе Тюмени. У всех компаний имеются продукты средней ценовой категории, однако никто из конкурентов не имеет в ассортименте своей продукции пиццу-конус.

Для реализации произведенной продукции предлагается использовать фуд-трак (модель V4 стандартной комплектации) - формат автофургона не привязывает нас к определенному месту торговли.

Учитывая мобильный характер предоставления услуг, появляется возможность охвата центра города с корпусами университетов/школ, и огромным количеством офисов компаний, различных достопримечательностей и музеев, а также перемещения между парками и скверами.

Предполагается использование фуд-трака в качестве точки общественного питания при проведении различных фестивалей, форумов, областных, городских и районных мероприятий.

В перспективе планируется стать партнером Visit Tyumen (ГАУ ТО «Агентство туризма и продвижения Тюменской области») и использовать их символику на фуд-траке, а также развивать узнаваемость собственного бренда «Сибирский конус»

[7].

Характеристика рассматриваемой ниши стритфуда была бы неполной, без описания ряда выделенных категорий потенциальных потребителей предлагаемого продукта питания, представленная на рисунке 2, охват которых планируется с учётом как туристического трафика, так и потока покупателей, проживающих в городе.

Следует признать, что перекус на ходу по уровню комфорта и удобства уступает питанию на фудкортах торговых центров или в стационарных точках, но при этом дает существенную экономию во времени. Прежде всего, такой формат подходит тем, кто берет еду для дальнейшего потребления в

Рис. - 2. Выделенные категории потенциальных потребителей предлагаемого продукта питания

Представляется, что рассмотренные выше предложения по производству и реализации пиццы «Сибирский конус» буду востребованы, так как позволят обеспечить потенциальных туристов и жителей города качественной, вкусной, недорогой, быстрой едой и перспективны, так как их реализация предполагается в свободной нише стритфуда на рынке общественного питания в городе Тюмени.

Литература

1. Что такое стритфуд. - Текст: электронный // Мир познаний [Сайт] - URL: https://deepcloud.ru/articles/chto-takoe-strit-fud (дата обращения: 30.01.2023)

2. Стритфуд - стиль жизни большого города. - Текст: электронный // Независимый портал для специалистов мясной индустрии «Мясной Эксперт» [Сайт] - URL:https://meat-expert.ru/articles/191-stritfud-stil-zhizni-bolshogo-goroda (дата обращения: 29.01.2023)

3. Радужная Н. Что такое стрит-фуд. - Текст: электронный // Гастрономический туризм [Сайт] -URL:http://www.gastrotur.ru/chto-takoe-strit-fud (дата обращения: 30.01.2023)

4. Тюменская область: о регионе. Инвестиционный потенциал. - Текст: электронный // «Invest Tyumen». Инвестиционный портал Тюменской области [Сайт] - URL: https://investintyumen.ru/oregione/ (дата обращения: 10.04.2023)

5. Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области. [Сайт] - URL:https://market.admtyumen.ru/ (дата обращения: 10.04.2023)

6. Исследование Тинькофф: сколько россияне тратят на фастфуд и как часто его покупают. Аналитический проект Tinkoff Data. - Текст: электронный // Тинькофф [Сайт] -URL:https://www.tinkoff.ru/about/news/29092022-tinkoff-study-how-much-russians-spend-on-fast-food-and-how-often-they-buy-it/ (дата обращения: 08.04.2023)

7. Гастрономия в Тюменской области. Текст: электронный // Visit Tyumen [Сайт] - URL: https://visittyumen.ru/gastronomic-tourism/ (дата обращения: 08.04.2023)

Characteristics of a free niche in the street food market in the city of Tyumen Zhigunova O.A., Novoselova O.E., Zyrianova N.S., Karpova D.A.

TIU

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The fast pace of today's life of citizens causes the need to eat fast, tasty and

inexpensive. Taking into account also the growth of tourist flow to Tyumen and

the Tyumen region, street-food is gaining popularity. Street food products are a

type of food product adapted to the requirements of street trade, which is

convenient to take with you and eat on the go. The street food market in Tyumen is not developed enough.

The article reflects the individual results of the analysis of the street food market in the city of Tyumen: its potential and development prospects were assessed; a brief description of the identified free market niche is given - this is a pizza cone - a well-known food product in a new format; its assortment offered for sale for a certain group of consumers is presented; food truck is considered as the selected outlet.

Keywords: market niche, street food, food, pizza cone, consumers, food truck.

References

1. What is street food. - Text: electronic // The world of knowledge [Website] - URL: https://deepcloud.ru/articles/chto-takoe-strit-fud (accessed: 30.01.2023)

2. Street food is the lifestyle of a big city. - Text: electronic // Independent portal for meat industry specialists «Meat Expert» [Website] - URL:https://meat-expert.ru/articles/191-stritfud-stil-zhizni-bolshogo-goroda (accessed: 29.01.2023)

3. Raduzhnaya N. What is street food. - Text: electronic // Gastronomical tourism [Website] - URL:http://www.gastrotur.ru/chto-takoe-strit-fud (date of appeal: 30.01.2023)

4. Tyumen region: about the region. Investment potential. - Text: electronic // «Invest Tyumen». Investment portal of the Tyumen region [Website] - URL: https://investintyumen.ru/oregione / (accessed: 10.04.2023)

5. Department of Consumer Market and Tourism of the Tyumen region. [Site] -URL:https://market.admtyumen.ru / (accessed: 10.04.2023)

6. Tinkoff research: how much Russians spend on fast food and how often they buy it. Analytical project Tinkoff Data. - Text: electronic // Tinkoff [Website] -URL:https://www.tinkoff.ru/about/news/29092022-tinkoff-study-how-much-russians-spend-on-fast-food-and-how-often-they-buy-it/ / (accessed: 08.04.2023)

7. Gastronomy in the Tyumen region. Text: electronic // Visit Tyumen [Website] -URL: https://visittyumen.ru/gastronomic-tourism / (accessed: 08.04.2023)

X X

o

OD >

c.

X

OD m

o

ho o ho CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.