Научная статья на тему 'Характеристика света и цвета в «Божественной комедии» Данте'

Характеристика света и цвета в «Божественной комедии» Данте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6622
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прохоренкова Светлана Александровна

Дан анализ световых и цветовых явлений в «Божественной комедии» Данте Алигьери и представлено воздействие поэмы на формирование световых и цветовых представлений в философии и изобразительном искусстве Высокого Возрождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика света и цвета в «Божественной комедии» Данте»

С.А.Прохоренкова

Характеристика света и цвета в «Божественной комедии» Данте

Учение о бытии на протяжении многих веков было связано с осмыслением света и тьмы, цвета и бесцветности. В эпоху Возрождения значительно изменились взгляды людей на мир и место в нём человека. Это произошло благодаря новым научным открытиям в области астрономии. Учёные, философы, художники и поэты стремились через свет и цвет осмыслить мир в его отношении к человеку. В произведениях Данте Алигьери содержится попытка осмысления света и цвета как важнейших явлений, лежащих в основе мироздания и воздействующих на человека, Данте, как впоследствии М. Монтень, считал, что мышление человека необходимо постоянно совершенствовать. Первым шагом к совершенствованию разума являются высокие нравственные устои.

Данте была необычайно близка идея возвышения человека через причастность всему земному и небесному. В поэме обозначено срединное положение человека между миром земным и божественным. Обращение Данте к человеку в «Божественной комедии» подобно обращению Пико делла Мирандола, предостерегающему человека от греха. Обращаясь к человеку, Пико делла Мирандола писал: «Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим. И создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен опуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь» [2].

«Божественная комедия» Данте - это поэма, в которой содержатся откровения о неземном бытии. Направленность движения в поэме от мрака к свету символизирует стремление к духовному совершенствованию. Наиболее мрачными и тёмными являются краски Ада. В этой «тьме бездонной» кипят низменные чувства и страсти. По тёмной глубине плывут души, прогневившие Бога. В первом круге Ада пребывают те, кто жил до христианского ученья - Гомер, Овидий, Вергилий, Гораций, Фалес, Зенон, Эмпедокл, Сократ, Платон, Сенека. Их окружают не только мрак, но и огонь, освещающий тьму. В последующих кругах Ада тьма сгущается. Грешников окружают «воздух чёрный» и непроглядная мгла. Последний, девятый круг Ада наполнен «тьмой предельной». В представлениях поэта о человеке порок и добродетель ассоциировались со светом или тьмой, с определённым цветом. Так, во

второй части «Божественной комедии» «Чистилище» каждый из представленных цветов символизирует порок человека, требующий преодоления, Коричневый цвет означает чревоугодие, зелёный - сладострастие, тёмно-серый - скупость, жёлтый - уныние, чёрный -гнев, серый (тусклый) - зависть, белый (с примесью серого) - гордость. Все цвета Чистилища слабо освещены. Большая их часть поглощена тенью. Лишь в белом и жёлтом цветах ощутимо стремление к свету.

Особое значение приобрели у Данте цвета Рая. Именно эти цвета стали основными в творчестве художников Раннего и Высокого Возрождения. В воспроизведении картин райской жизни выделяются красный, розовый, золотой и ослепительно-белый цвета. Они обозначают стремление к мудрости (красный цвет), стойкость в вере (розовый цвет), созерцательность (золотой цвет) и небесную чистоту (белый цвет). Каждый из этих четырёх цветов присущ определённому кругу Рая. Так, в красном круге сосредоточена мудрость мира. В нём прибывают христианские философы, среди которых выделяется Августин Блаженный. В «огнезарном» (красно-розовом) круге находятся воители за веру. Цвет этого круга рождает у Данте музыкальные ассоциации: в пятом круге Рая слышны звуки райских арф и лир. Золотым светом и цветом освещено в «Божественной комедии» Седьмое небо, наполненное праведниками и созерцателями. Особенно отчётливо выделены среди многих фигур образы Франциска Ассизского и апостола Петра. Ослепительно белый, чистый цвет присущ девятому кругу Рая и Эмпирею. Этим цветом окрашены одеяния ангелов и Девы Марии, райская роза и лучезарная река. Белый цвет, сливаясь с божественным светом, символизирует высшее озарение. Кристально-чистый белый цвет вызывает у Данте ассоциации со звучанием гимна «Ave Maria, gratia plena!» Именно этой музыкой сопровождается в поэме явление Девы Марии.

Образы Ада, Чистилища и Рая потрясали современников Данте. Для многих образованных людей эпохи Возрождения «Божественная комедия» Данте была настольной книгой. Первоначально она сопровождалась комментариями Кристофоро Ландино и гравюрами, выполненными по рисункам Сандро Боттичелли. Один из экземпляров «Божественной комедии», ныне находящийся в библиотеке Ватикана в Риме, был семейной книгой скульпторов и художников Сангалло. Джулиано да Сангалло сделал около двухсот набро-сков к «Божественной комедии» Данте. Он выделил в

ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (26) 2006

87

поэме образы света, освещённости, излучения, Значительное воздействие «Божественная комедия» Данте произвела и на Леонардо да Винчи. Световые решения полотен и фресок Леонардо продуманы так же тщательно, как и у Данте, Фигуры и лица, изображаемые художником, часто окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. Этот приём получил в живописи название сфумато.

Учение о бытии в период Раннего и Высокого Возрождения связано с осмыслением света и цвета

как религиозно-нравственных начал. Первый шаг к такому осмыслению был сделан Данте Алигьери. Последующие шаги - художниками и философами Высокого Возрождения.

Библиографический список:

1.Данте А. Божественная комедия. - М., 1986. -575 с.

2. Спиркин А. Г. Философия. Учебник. - 2-е изд. -М., 2002. - 736 с.

ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (26) 2006

88

швпинаашпапнпяииашашажмяпвяавмпяиннямннн^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.