Научная статья на тему 'Характеристика судоходного состояния водных путей ЕГС Европейской части России'

Характеристика судоходного состояния водных путей ЕГС Европейской части России Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
587
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Сазонов А. А.

В статье приводится анализ гарантированных и фактических габаритов судового хода с разбивкой водных путей ЕГС на отдельные участки. Сделан вывод о недостаточной эффективности использования больших по протяженности участков с габаритами более гарантированных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION navigable waterways unified deep system EUROPEAN RUSSIA

This article provides an analysis of the guaranteed and actual dimensions of the channel with time-bivkoy waterways unified deep system into separate areas. It is concluded that lack of efficiency on large plots with dimensions of length more than warranted.

Текст научной работы на тему «Характеристика судоходного состояния водных путей ЕГС Европейской части России»

УДК 627.08.09

А.А. Сазонов, профессор ВГАВТ

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ХАРАКТЕРИСТИКА СУДОХОДНОГО СОСТОЯНИЯ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ЕГС ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

В статье приводится анализ гарантированных и фактических габаритов судового хода с разбивкой водных

путей ЕГС на отдельные участки. Сделан вывод о недостаточной эффективности использования больших по

протяженности участков с габаритами более гарантированных.

Единая глубоководная система Европейской части России была создана в начале 80-х годов XX века с вводом в эксплуатацию в 1980 г последнего гидроузла Волжско-Камского каскада -Чебоксарского гидроузла. Она создавалась почти 50 лет (с перерывом на Великую отечественную войну). В результате реализации этой программы в Европейской части России было построено: восемь гидроузлов на р.Волге; три гидроузла на р.Каме; два гидроузла на р.Свирь; три низконапорных плотины на Нижнем Дону; Беломорско-Балтийский судоходный канал, протяженностью 227 км, соединивший Онежское озеро с Белым морем (1933 г.); канал им. Москвы, протяженностью 126 км, соединивший реку Волгу с р. Москвой (1937 г.); Волго-Донской судоходный канал, протяженностью 101 км, соединивший р.Волгу и Доном. Одновременно с этим каналом (1952 г.) был построен Цимлянский гидроузел, подпор воды от которого распространился до Волго-Донского канала. В 1964 г вводится в эксплуатацию Волго-Балтийский судоходный канал, протяженностью 367 км, соединивший Рыбинское водохранилище на р.Волге с Онежским озером.

В результате строительства каскада гидроузлов на реках Волга, Кама и Дон, а также перечисленных выше глубоководных судоходных каналов, была создана глубоководная система внутренних водных путей в Европейской части России с транзитной глубиной 3,5-4,0 м. Эта система дает возможность сквозного транзитного судоходства по внутренним водным путям из северных в южные морские порты и в обратном направлении.

При строительстве каскада гидроузлов на реках Волге, Каме и Дону было создано восемь водохранилищ на Волге, три водохранилища на Каме и одно на Дону, характеристика которых приведена в таблице 1.

Характеристика водохранилищ ЕГС

Таблица 1

Название Размеры водохранилища при НПУ

водохранилища Длина, км Максимальные параметры

Ширина, км Глубина, м

р.Волга

Иваньковское 115 4,0 16,0

Угличское 145 5,0 20,0

Рыбинское 112 56 30,0

Горьковское 429 14 22,0

Чебоксарское 263 13 19,0

Куйбышевское 485 30 39,0

Саратовское 336 25 20,0

Волгоградское 524 17 41,0

р.Кама

Камское 300 30 30,0

Воткинское 349 9 28,0

Нижнекамское 178 12 20,0

р.Дон

Цимлянское 260 38 35,0

Из этих данных видно, что параметры водных путей в границах водохранилищ резко увеличились и на отдельных участках достигают большой ширины и глубины.

В соответствии с принятой гидрометеорологической характеристикой на ВВП, водохранилище по длине, в зависимости от распространения подпора и условиям плавания, делится условно на три характерных участка: речной, озерно-речной и озерный. Двум первым участкам (речному и озерно-речному) присущи все свойства реки: наличие сравнительно высоких скоростей течения (особенно в период половодья) и малых габаритов судового хода. Максимальные габариты наблюдаются, как правило, только в озерной части водохранилища. От этого зависит и разряд района плавания судов. То есть в одном и том же водохранилище, как правило, имеются участки с различными разрядами района плавания (речной части -«Л»; озерно-речной - «Р»; озерной - «О»). Разряд района плавания, как известно, устанавливается «Речным Регистром» в зависимости от параметров ветровой волны на конкретных участках водного пути.

Поскольку внутренние водные пути (ВВП) имеют достаточно большое разнообразие по габаритам, то в соответствии с существующей на данный момент классификацией (ГОСТ 26775-97) ВВП России в зависимости от габаритов судового хода и параметров эксплуатируемых судов делятся на семь классов, характеристика которых приведена в таблице 2.

Таблица 2

_____________Основные характеристики водных путей РФ в зависимости от класса водного пути

Класс водного пути (участка) Глубина судового хода на перспективу, м Расчетные габариты состава, м Расчетная надводная высота судна, м

гарантиро- ванная среднена- вигационная длина ширина

1 -сверхмагистральные Св.3,2 Св. 3,4 220-280 36-29 15,2

2 - то же Св. 2,5 до 3,2 Св.2,9 до 3,4 220 36 13,7

3 - магистральные Св. 1,9 до 2,5 Св. 2,3 до 2,9 180 21 12,8

4 - то же Св. 1,5 до 1,9 Св. 1,7 до 2,3 160 16 10,4

5 - местного значения Св. 1,1 до 1,5 Св. 1,3 до 1,7 160 16 9,6

6 - то же Св. 0,7 до 1,1 Св. 0,9 до 1,3 140 14 9,0

7 - то же 0,7 и менее Св. 0,6 до 0,9 100 10 6,6

Из этих данных видно, что основным критерием, характеризующим класс водного пути, является глубина судового хода. Это значит, что практически все водные пути ЕГС относятся к I классу (сверхмагистральным водным путям).

Как уже отмечалось выше, в результате строительства каскада гидроузлов и создания водохранилищ на реках Волга, Кама и Дон, а также строительства четырех судоходных каналов была создана глубоководная система на всем протяжении водных путей ЕГС, имеющая протяженность 6838 км, из которых 12% составляют искусственные водные пути.

В настоящее время на отдельных участков ЕГС установлены следующие гарантированные (наименьшие) габариты судового хода (таблица 3).

Таблица 3

______________________________Гарантированные габариты судового хода ЕГС___________

\ Участок водного пути I Протяженность I ~ ~ \

1---------------—-------------1— ---------—--1—Г араитироваииые габариты судового—1

участка, км хода, м

глубина ширина Радиус закругления

канал им. Москвы

Щукино-Иваньковский гидроузел 126 4,0 55 1000

Иваньковское водохранилище (р. Волга)

г. Тверь - Иваньковский гидроузел 115 4,0 100 400

Углическое водохранилище

Иваньковский гидроузел -Углический шлюз 143 4,0 125 1000

Рыбинское водохранилище

Углический шлюз -пос.Переборы 111 4,0 125 1000

Углический шлюз - Череповец 217 4,0 100 1000

Горьковское водохранилище

Рыбинский гидроузел - пр. Колхозник 36 4,0 80 1000

пр. Колхозник - Г ородецкий шлюз 393 4,0 100 1000

Река Волга

Г ородецкий шлюз - Балахна 22 3,5 80-100 1000

Балахна - Н. Новгород 32 3,8 100 1000

Н. Новгород - Работки 62 4,0 100 1000

Чебоксарское водохранилище

Работки - Чебоксарский шлюз | 217 | 4,0 | 150 | 1000

Куйбышевское водохранилище

Чебоксарский шлюз - Казань 126 4,0 100 1200

Казань - Самарский шлюз 364 4,0 400 2500

Саратовское водохранилище

Самарский шлюз - Федоровка 15 4,0 100 1200

Федоровка - Балаковский шлюз 326 4,0 200 1200

Волгоградское водох ранилище

Балаковский шлюз - устье р.Ревяка 14 4,0 100 1200

устье р.Ревяка - Волгоградский шлюз 510 4,0 200 1200-1800

Река Волга

Волгоградский шлюз -Астрахань 483 3,8 100 1200

Камское водохранилище (р. Кама)

Соликамск - Березники 29 3,3 100 900

Березники - пр. Пожва 56 4,0 100 900

пр. Пожва - Пермский шлюз 137 4,0 200 900

Воткинское водохранилище

Пермский шлюз - пр. Закамск 30 3,3 100 900

пр. Закамск - Чайковский шлюз 316 4,0 200 900

Нижнекамское водох ранилище

Чайковский шлюз - Камбарка 98 3,3 100 900

Камбарка - устье р. Белая 75 4,0 100 900

устье р. Белая - Нижнекамский шлюз 108 4,0 150 1000

Куйбышевское водохранилище (Камское направление)

Нижнекамский шлюз - Камское устье 201 4,0 150-200 1000-1500

Река Белая

Уфа - Груздевка 389 1,8-2,8 60 500

Груздевка - Азякуль 20 2,8 80 500

Азякуль - устье Белой 50 4,0 100 500

Волго-Донской канал

Подходной канал с р. Волга 4 3,8 60 800

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шлюз №1 - шлюз №13 101 4,0 38 550

Цимлянское водохранилище

Шлюз №13 - г. Волгодонск 181 4,0 120 1000

г. Волгодонск (шлюз №14) -шлюз № 15 6 4,0 50 1000

Река Дон

Шлюз № 15 - Кочетовский 129 3,6 80 500

шлюз

Кочетовский шлюз - Азов 164 3,6 80 350

Волго-Балтийский судоходный канал

Устье р. Вытегры - Торово 367 4,0 50-80 600

Онежское озе ро

Вознесенье - Вытегра 52 4,0 100 750

Вытегра - Петрозаводск 51 4,0 100 750

Вытегра - Повенец 217 4,0 75 750

Беломорско-Балтийский

Повенец - Беломорск 227 4,0 36-50 500

Река Свирь

Устье р. Свирь - Вознесенье 222 4,0 85 600

Ладожское озеро

Петрокрепость - устье Свири 127 4,0 85 600

Река Нева

С.Петербург - Петрокрепость 74 4,0 85 600

Из этих данных видно, что почти на всем протяжении водных путей ЕГС установлена гарантированная глубина судового хода 3,5-4,0 м.

Как известно, гарантированные габариты судового хода устанавливаются по лимитирующему (имеющему наименьшие габариты) участку водного пути. Как правило, таковыми являются речные (не зарегулированные) и озерно-речные участки водохранилищ, а также габариты судоходных каналов и шлюзов.

Для транзитного межбассейнового судоходства такой принцип установления габаритов судового хода является оправданным. Однако в этом случае достаточно большие по протяженности участки, имеющие габариты больше гарантированных, недоиспользуются. Это снижает эффективность использования внутренних водных путей и транспортного флота.

Для оценки фактического состояния судоходных условий по отдельным участкам, нами проведен анализ судоходных глубин и ширин на всей системе водных путей ЕГС. Данный анализ проводился с использованием навигационных карт (Атласов ЕГС), в которых глубина судового хода приводится при проектном (низком расчетном) уровне воды заданной обеспеченности. В частности на всей ЕГС обеспеченность проектного уровня, в соответствии с нормативными документами, составляет 95-98%. Результаты этого анализа приведены в таблице 4.

Таблица 4

Фактические габариты судового хода с градацией участков водных путей ЕГС по _______________________________________________габаритам__________________________

Участок водного пути Начальный - конечный пункты Протяж ен- ность, км Минимальные габариты фарватера, м Класс водного пути / разряд района плавания

глубина ширина

1. канал им. Москвы Северный порт - Иваньковский гидроузел 122 4,0 55 I / “Р”

2. р. Волга (Ивань-ковское вдхр) г. Тверь - Иваньковский гидроузел 115 4,0 100 I / “Р”

3. р. Волга (Угличское вдхр) г. Дубна - Кимры 23 5,4 125 I / “Р”

Кимры - Углич 116 6,5 125 I / “Р”

4. р. Волга (Рыбинское вдхр) Углич - Мышкино 36 4,9 125 I / “Р”

Мышкино - Переборы 346 5,2 125 I / “О”

Мышкино - Череповец 146 4,0 100 I / “О”

5. р. Волга (Г орьковское вдхр) Переборы - Рыбинск 12 4,0 80 I / “Р”

Рыбинск - Ярославль 90 4,0 80 I / “Р”

Ярославль - Кострома 82 4,4 100 I / “Р”

Кострома - Кинешма 102 6,0 300 I / “Р”

Кинешма - Юрьевец 65 8,8 300 I / “Р”

Юрьевец - Г ородеций шлюз 76 4,6-6,8 300 I / “О”

6. р. Волга (Чебоксарское вдхр) Г ородец - Балахна 22 3,5 80 I / “Р”

Балахна - Лысково 122 4,0 100 I / “Р”

Лысково - Бармино 51 5,5-7,0 150 I / “Р”

Бармино - 147 7,0-10,0 100 I / “Р”

Новочебоксарск

7. р.Волга (Куйбышевское вдхр) Новочебоксарск -Казань 121 8,5-10,0 100 I / “Р”

Казань - Тольятти 354 8,0-10,0 400 I / “О”

8. р. Волга (Саратовское вдхр) Тольятти - Самара 70 9,0 100 I / “Р”

Самара - Балаково 730 5,0-7,0 200 ЇЇ“Р”, “О”

9. р.Волга (Волгоградское вдхр) Балаково - Вольск 30 6,0-9,0 100 I / “Р”

Вольск - Саратов 135 7,0 200 I / “Р”

Саратов - Волжский 360 9,0 200 I / “Р”

10 р. Волга Волжский - Астрахань 530 3,8 100 I / “Р”

11. р. Кама (Камское вдхр) Соликамск - Березники 29 3,3 100 I / “Р”

Березники - Камская ГЭС 192 5,0-7,0 100-200 I / “Р”

12. р. Кама (Воткинское вдхр) Пермский шлюз - Пермь 15 3,5 100 I / “Р”

Пермь - Закамск 15 5,0 100 I / “Р”

Закамск - Чайковский шлюз 316 8-10 200 I / “Р”

13. р.Кама (Нижнекаское вдхр) Чайковский шлюз -Камбарка 98 3,3 100 I / “Л”

Камбарка - устье р.Белая 75 4,0 100 I / “Р”

устье р.Белая - Н.Челны 108 6,0-8,0 150 I / “О”

14. р. Кама Нижнее-Камский шлюз - устье р. Вятки 64 7,0 151 I / “Р”

устье р. Вятки - устье реки Камы 200 8,0 150 I / “О”

15. Волго-Донской водный путь ВДСК 101 4,0 55 I / “Р”

Цимлянское вдхр Шлюз №13 -Волгодонск 181 4,0-7,0 120 I / “О”

Н. Дон Волгодонск - Азов 298 3,6 70 I / “Р”

16. ВолгоБалтийский водный пути Волго-Балтийский канал 367 4,0 50-80 I / “Р”

Онежское озеро 55 > 5,0 > 100 I / “М”

р. Свирь 220 4,0 85 I / “Р”

Ладожское оз. 127 > 6,0 > 100 I / “М”

17. р. Нева Петрокрепость -С.Петербург 74 4,5-7,0 85 I / “Р”

18. БеломорскоБалтийский канал Повенец - Беломорск 224 4,0 36 I / “Р”

Проведенный анализ показал, что фактическая глубина судового хода практически на всех судоходных каналах, речных участках водохранилищ Волжско-Камского каскада гидроузлов, Цимлянском водохранилище и Нижнем Дону соответствует гарантированной глубине. В тоже время на большинстве озерно-речных и озерных участках водохранилищ, а также Ладожском и Онежском озерах фактическая глубина больше гарантированной, а в целом ряде случаев значительно ее превышает. Общая протяженность водных путей ЕГС с глубиной более гарантированный равна 3310 км, что составляет почти 50% от всей протяженности ЕГС. К участкам водных путей и глубиной судового хода больше гарантированной на реке Волге относятся следующие:

— Угличское водохранилище от г. Дубна (Иваньковский гидроузел) до порта Углич, с глубиной 5,46,5 м, протяженностью 139 км;

— Рыбинское водохранилище от г. Мышкино до пр. Переборы (Рыбинский шлюз), с глубиной 4,9-5,2 м, протяженностью 346 км;

— Чебоксарское водохранилище от г. Лысково до г.Чебоксары, с глубиной 5,5-7,0 м, протяженностью 178 км;

— Куйбышевское водохранилище от Новочебоксарска до Тольятти, с глубиной 8,0-10,0 м, протяженностью 475 км;

— Саратовское водохранилище от Тольятти до Балаково, с глубиной 5,0-7,0 м, протяженностью 800

км;

— Волгоградское водохранилище от г. Вольск до г. Волжский, с глубиной 7,0-9,0 м, протяженностью 360 км.

На реке Каме к участкам имеющим габариты больше гарантированных относятся:

— Камское водохранилище от г. Березники до Камской ГЭС, с глубиной 5,0-7,0 м, протяженностью 192 км;

— Воткинское водохранилище от г. Пермь до Чайковского шлюза (Воткинская ГЭС), с глубиной 5,08,0 м, протяженностью 316 км;

— Нижнекамское водохранилище от устья реки Белая до г. Н.Челны (Нижнекамская ГЭС), с глубиной 6,0-8,0 м, протяженностью 108 км;

— Участок нижней Камы от Нижнекамского шлюза до Камского устья, с глубиной 7,0-80 м, протяженностью 264 км.

В целом на основе данных выполненного анализа судоходного состояния водных путей ЕГС можно сделать вывод о том, что на достаточно большой протяженности габариты судового хода значительно превышают гарантированные, что говорит о недостаточной эффективности использования водных путей ЕГС. Тем самым при изменении принципа и схемы организации работы флота, проведения соответствующих организационно-технических мероприятий, в том числе возможной модернизации существующего грузового транспортного флота под потребности современного бизнеса, привлечение новых грузовых потоков на участках с повышенными габаритами судового хода и других мероприятий возможно существенно повысит эффективность использования речного транспортного флота.

DESCRIPTION NAVIGABLE WATERWAYS UNIFIED DEEP SYSTEM EUROPEAN RUSSIA A.A. Sazonov

This article provides an analysis of the guaranteed and actual dimensions of the channel with time-bivkoy waterways unified deep system into separate areas. It is concluded that lack of efficiency on large plots with dimensions of length more than warranted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.