Научные сообщения
Стратегические проекты в России в условиях кризиса
А.А. Беляков
Осуществление крупных государственных строительных проектов всегда положительно сказывается на социально-экономическом состоянии государства.
Однако едва ли это должны быть «ледовые» или иные дворцы, храмы и т. п. Уместно напомнить, что среди крупных государственных проектов, осуществленных в США в 1920-30-х гг. для выхода из Великой депрессии, были не только автомобильные и железные дороги, но и проекты комплексной (транспортноэнергетической) реконструкции рек Миссисипи, Миссури, Огайо, Тенесси, Иллинойс и мн. др. В результате уже к началу Второй мировой войны в США функционировала объединенная воднотранспортная сеть, выработка ГЭС составляла 70-80 млрд кВтч в год, а количество крупных водохранилищ (объемом более 100 млн м3) превышало 2 сотни1.
Осуществление таких проектов особенно важно потому, что дает импульс развитию судостроения и водных перевозок (энергосберегающих, наиболее экономичных и экологичных), вводит в эксплуатацию возобновляемый источник энергии (гидроэнергетический потенциал рек), обеспечивает защиту от наводнений и иных вредных воздействий вод.
Поэтому сейчас целесообразно приступить к ряду первоочередных проектов по созданию в России Транспортно-энергетической водной системы (ТЭВС), предполагающей, что
• главные реки должны быть соединены каналами в связную сеть, а их судоходные условия улучшены их реконструкцией в шлюзованные каскады (транспортная составляющая);
• при этом должен быть введен в эксплуатацию гидроэнергетический потенциал рек — гидроэлектростанциями при ступенях каскадов (энергетическая составляющая).
1 В конце ХХ в. число таких водохранилищ в США составляло 702, в РФ - 104. Поскольку не все
большие плотины создают большие водохранилища и наоборот, статистику водохранилищ допол-
няет статистика плотин: больших плотин (высотой более 15 м) в 2000 г. было в Китае 24 119 (сейчас более 25 тыс.), в США - 6389, в Индии - 2601, в Японии - 2467, в Испании - 871, в Канаде - 820, во Франции - 554, в Мексике - 540, в Италии - 502, в Бразилии - 470, в Турции - 427, и т. д. В Российской Федерации больших плотин - 62.
Помимо транспортной и энергетической составляющих в ТЭВС присутствуют также водохозяйственная и экологическая составляющие, связанные с регулированием речного стока водохранилищами и его территориальным перераспределением по межбассейновым судоходным каналам.
Такие сети, транспортно-энергетические вод ные системы, созданы и функционируют в Америке (США и Канада) и в Евразии: на западе континента (в Западной Европе) и на востоке (в Китае). Их развитие обеспечивается законодательно: например, в Китае запрещено строительство плотин как без судопропускных сооружений, так и без гидроэлектростанций (ст. 16 и 17 Закона о водопользовании). Такие законы нужны и России.
Создание ТЭВС в России по существу стало бы продолжением той комплексной реконструкции рек страны, которая была начата в 1920-х гг. и беспричинно прекращена в 1960-х гг.
Так, на Европейской территории России функционирует Единая глубоководная система (ЕГС). Она обеспечивает судоходство с осадкой до 3,5 м и выработку электроэнергии около 40 млрд кВтч в год, а также решает вопросы регулирования и территориального перераспределения речного стока, ирригации, водоснабжения и др.
Новые проекты должны присоединять к ЕГС новые глубоководные линии (каскады на реках, межбассейновые соединения).
Первоочередные проекты по созданию ТЭВС в России
Создание ТЭВС в России должно присоединить к действующей Единой глубоководной системе следующие новые глубоководные линии, причем вводимый в эксплуатацию гидроэнергетический потенциал рек достаточен для инвестиционной привлекательности проектов.
1. Река Ока от Нижнего Новгорода до Орла с перспективой соединений с Днепром.
Проект предполагает сооружение на р. Оке каскада комплексных гидроузлов: выше устья р. Москвы с регулирующими водохранилищами (3 или 4 ступени), ниже — каскад низконапорных гидроузлов.
Осуществление проекта присоединит к ЕГС около 1,1 тыс. км глубоководного пути, даст на гидроэлектростанциях выработку электроэнергии 1,6 млрд кВтч/год, радикально улучшит качество воды р. Оки и экологическую обстановку в целом.
Задача реконструкции Оки и ее соединения с Днепром имеет международное значение. На западе задача соединения внутренних водных путей стран СНГ и Западной Европы уже поставлена Европейской экономической комиссией: а именно, поставлена задача открытия сквозного судоходства между Днепром и Вислой и далее в Одер. В настоящее время Белоруссия осуществляет реконструкцию Днепро-Бугского канала, кроме того, в Минске разработан проект водного пути от Риги до Черного моря.
Поскольку Днепр разными частями входит в состав Южно-Российской, Средне-Российской и Черноморско-Балтийской магистралей, постольку на территории России необходима транспортно-энергетическая реконструкция Оки
как части Средне-Российской магистрали, соединяющей Волгу (ЕГС) с Днепром.
Действия по реконструкции Днепра и рек его бассейна должны координироваться, желательно подписать «Днепровское соглашение» между Россией, Белоруссией и Украиной.
2. Верхняя Волга от Твери до Верхневолжских озер и оз. Селигер. Предлагается продолжение каскада выше Иваньковского водохранилища (3-4 ступени, в том числе Тверская, Старицкая, Ржевская), что продлит Единую глубоководную систему в эту часть Волги и даст доступ судам в Верхневолжское водохранилище и оз. Селигер. При этом потребуется реконструкция Верхневолжского гидроузла, подпор р. Селижаровки и оз. Селигер. Верхневолжские озера и оз. Селигер соединяются судоходным каналом, образуя одно водохранилище.
Осуществление проекта откроет новые возможности для водного туризма («экологические» круизы), обеспечит выработку электроэнергии на ГЭС 0,65 млрд кВтч/год, зарегулирует сток Волги выше Иваньковского водохранилища и пополнит его водные ресурсы, что важно для водоснабжения г. Москвы.
3. Волжско-Северодвинский водный путь от Волго-Балта до устья р. Вычегды.
Северо-Двинская шлюзованная система (СДШС) в настоящее время начинается от Волго-Балта (Шекснинское вдхр.) Топорнинским шлюзом и заканчивается истоком р. Сухоны из оз. Кубенского (плотина и шлюз «Знаменитые»). Деревянные сооружения системы давно устарели физически и морально. Ее предлагается перетрассировать, проведя водораздельный канал непосредственно от Шекснинского вдхр. до оз. Кубенского.
В рамки проекта предлагается включить также рр. Сухону (5-6 ступеней) и Северную Двину до устья р. Вычегды (1 ступень выше г. Котласа), выработка электроэнергии ГЭС составит 1,7-1,9 млрд кВтч/год.
4. Камско-Печорско-Вычегодское соединение, р. Вычегда. Это крупный проект, в нем могут быть выделены этапы, его следует увязать с железнодорожным проектом «Белкомур».
Проекты соединения Печоры, Вычегды и Камы в их верховьях имеют давнюю предысторию, в последних по времени проработках (конец 1960-х гг.) проект объединенного каналами Камско-Печорско-Вычегодского водохранилища имел целью переброску стока Вычегды и Печоры через Каму в Волгу.
При осуществлении проекта помимо развития системы глубоководных путей может быть получена значительная выработка электроэнергии ГЭС и возможность перераспределения стока между бассейнами Волги, Печоры и Северной Двины. Без учета перераспределения стока выработка ГЭС при гидроузлах Усть-Куломском (р. Вычегда), Покчинском (р. Печора) и Верхне-Камском (р. Кама) составит 1,3-1,4 млрд кВтч/год, выработка каскада ГЭС на р. Вычегде ниже Усть-Куломского гидроузла (3-4 ступени) — 2,6-2,8 млрд. кВтч/год.
5. Трансуральский водный путь (судоходное соединение бассейнов Волги и Оби от Камского водохранилища (ЕГС) до Иртыша). Основная трасса Трансуральского пути: р. Чусовая, соединительный канал, р. Исеть, р. Тобол.
К строительству соединения Волги с Обью между Чусовой и Исетью приступали неоднократно. Первый раз в 1815 г., последний раз — в рамках плана
2-й пятилетки 1933-1937 гг. Осуществление проекта позволит радикально улучшить качество воды в рр. Чусовой и Исети, даст выработку электроэнергии ГЭС 2,3 - 2,5 млрд кВтч/год.
Реки, прилежащие к Трансуральскому пути, также подлежат транспортноэнергетической реконструкции.
Это Тобол выше устья Исети (с учетом необходимости решения комплекса водных проблем реконструкция Тобола может стать совместным Российско-Казахстанским проектом); Миасс, приток Исети может стать магистралью 2 класса от Челябинска до устья; Тура и Тавда (притоки Тобола), Сылва и др.
7. Реки бассейна Верхней Оби: Томь, Чулым, Верхняя Обь до устья р. Томи, Бия, Катунь.
Бассейну р. Оби свойствен комплекс водных проблем: дефицит водных ресурсов, наводнения, низкое качество вод и др. Их решение возможно только на основе регулирования стока водохранилищами, которые наиболее эффективны в верховьях бассейна и могут быть созданы в связи с транспортноэнергетической реконструкцией перечисленных рек. Она может вестись независимо, как отдельные проекты.
• Р. Томь от г. Томска до устья р. Мрас-Су может дать глубоководный выход в западном направлении кузбасскому углю, решить водные проблемы Кузбасса (наводнения, дефицит воды, высокая степень загрязненности вод). При достройке Крапивинского гидроузла и сооружении Томского и Кемеровского гидроузлов (Крапивинский гидроузел нарушает непрерывность ранее запроектированного каскада, и для восстановления непрерывности, возможно, понадобятся еще 1-2 дополнительные ступени) будет получено 643 км глубоководных путей, выработка электроэнергии 6,6 млрд кВтч/год.
• Р. Чулым. Развитие КАТЭКа повело к значительному техногенному загрязнению Чулыма, ПДК ряда вредных веществ превышена в десятки раз. Чулымский каскад (14-16 ступеней) с Чулымо-Енисейским соединением позволит создать глубоководный путь, дающий выход Канско-Ачинскому углю в западном (Обь) и восточном (Енисей) направлениях; получить выработку электроэнергии не менее 3,5 млрд кВтч/год, разместить емкости водохранилищ для защиты от наводнений на средней и нижней Оби; улучшить качество воды, загрязняемой функционированием предприятий КАТЭКа.
• Реки Верхняя Обь, Бия, Катунь. Для радикального улучшения судоходных условий на Верхней Оби (до устья р. Томи), а также для решения комплекса водных проблем Оби (прежде всего проблемы защиты от наводнений на Средней и Нижней Оби) необходимо по возможности глубокое регулирование стока этих рек в рамках нескольких проектов.
Проект 1. Р. Бия. Река зарегулирована Телецким озером, обладающим исключительной рекреационной привлекательностью. Предлагается транспортноэнергетическая реконструкция р. Бии в каскад из 5-10 ступеней, выработка ГЭС 5,2-5,5 млрд кВтч/год.
Проект 2. Р. Обь от истока до Новосибирского водохранилища. Каскад из
3-4 ступеней (4,6-4,7 млрд кВтч/год), причем Верхне-Обское водохранилище подпирало бы нижние участки Бии и Катуни.
Проект 3. Р. Катунь. Каскад по Катуни с развитием снизу вверх: глубоководный путь прошел бы по всему нижнему 100-километровому участку реки и далее в горы. На участке Катуни ниже створа Чемальской ГЭС (1,6 млрд кВтч/ год), выдвигавшейся последнее время в качестве контррегулятора Алтайской (Катунской, Еландинской) ГЭС, может быть получена выработка электроэнергии не менее 2,2 млрд кВтч/год (1-2 ступени).
Проект 4. Батуринский и Киреевский гидроузлы на р. Оби (ниже Новосибирского водохранилища) 2,2-2,3 млрд кВтч/год.
8. Иртышско-Обская глубоководная магистраль от Китая до Северного морского пути может стать международным проектом (Китай, Казахстан, Россия). Предлагается реконструкция Иртыша в непрерывный каскад из 16 ступеней, в том числе на территории Казахстана — 12 ступеней, на территории России 4 ступени. Суммарная выработка ГЭС каскада — около 19 млрд кВтч/год.
В настоящее время на территории Казахстана построены и эксплуатируются 3 ступени каскада: Бухтарминская (с водохранилищем многолетнего регулирования), Усть-Каменогорская, а также новая Шульбинская (первый агрегат ГЭС пущен в 1987 г.). Их суммарная выработка — около 5,5 млрд кВтч/год.
Имеются опасения, что изъятия Китаем воды из р. Черный Иртыш поведут к оскудению водных ресурсов Иртыша. Кроме того, качество воды Иртыша при пересечении им границы Казахстана и РФ низкое. Эти обстоятельства делают задачу достройки Иртышского каскада особенно актуальной.
9. Енисейско-Ленская магистраль предлагается как особый проект в связи с тем, что на 2010 г. намечено начало строительства Эвенкийской ГЭС на р. Нижней Тунгуске. Предлагается поставить этот проект в контекст развития Енисейско-Ленской магистрали: рр. Нижняя Тунгуска, Вилюй, соединения Нижней Тунгуски с Вилюем и Леной, Игарский гидроузел на р. Енисее (часть Енисейской магистрали).
В этом комплексном проекте будут 2 крупнейшие ГЭС: Туруханская (Эвенкийская) и Игарская на р. Енисее с выработкой электроэнергии 46,0 и 30,6 млрд кВтч/год соответственно.
По всем предлагаемым проектам имеются предварительные допроектные проработки, экспертно оценены стоимости их осуществления. Стоимости эти сравнительно невелики, лучшим источником их мог бы стать Стабфонд.
Предлагаемые проекты дислоцированы в разных регионах, могут осуществляться независимо друг от друга. Соответственно, и антикризисный эффект от осуществления проектов будет проявляться как в общегосударственном, так и в региональных аспектах.
Для осуществления предлагаемых проектов целесообразна организация акционерных обществ с государственно-частным партнерством (на концессионных началах, с последующим переходом в госсобственность; ближайший пример такого осуществленного проекта — система Рейн - Майн - Дунай).
Все изложенное потребует организационно-законодательного обеспечения, наработки для которого также имеются.