УДК 32.001(470)"15/19"
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
© Р. Д. Карамышев
Институт гуманитарных исследований Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Гафури, 13/1.
Тел.: +7 (34 7) 272 78 53.
Email: [email protected]
В статье рассматривается ситуация в этнорелигиозной сфере республики, ее проблемы, тенденции и перспективы развития по материалам социологических исследований 2007-2008, 2012 гг. проведенных на территории Республики Башкортостан, данных экспертных опросов 2007, 2014 гг. и научно-исследовательской работы по государственной научно-технической программе «Республика Башкортостан: новые парадигмы общественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного развития» за 2014 г. по теме: «Этноконфессиональ-ные отношения в республике Башкортостан: основные проблемы, тенденции и противоречия».
Ключевые слова: Государственно-конфессиональные отношения, межконфессиональные отношения, внутриконфессиональная конфликтность, «неформальный ислам», религиозный фактор.
В этнорелигиозной сфере в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране и республике наибольшую роль продолжает играть государство посредством реализуемых им направлений внутренней политики, связанных с государственно-конфессиональными и национальными отношениями. Хочется надеяться, что в отношении национального аспекта произойдут определенные изменения в государственной политике, ибо она, по нашему мнению, была незаслуженно и опасно забыта. В отношении же вероиспове-дальной политики формально, юридически сегодня мы имеем сепарационную модель государственно-религиозных отношений [1] с явно выраженным приспособлением к изменяющейся быстрыми темпами общественно-политической ситуации в виде укрепления и усиления сотрудничества с возможным дальнейшим дрейфом в сторону реализации кооперационной модели государственно-религиозных отношений.
К сожалению, можно констатировать, что в современной России отсутствует единая концепция государственной вероисповедной политики в отношении основных конфессий, а также различных религиозных течений и групп. Большинство разработанных и предложенных к обсуждению концепций государственно-конфессиональных отношений выражают стремление разработчиков и поддерживающих их представителей централизованных религиозных организаций окончательно перейти от сепарационной к кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений с закреплением особого статуса традиционных для России религий: православия, ислама, буддизма и иудаизма [2-5]. Все они не получили развития и одобрения у законодательных органов государственной власти и сегодня сошли на нет. Работа в этом направлении продолжается [6-7], видимо, будут и другие концептуальные проекты, однако заказчиком в данном случае могут выступить уже не органы политической и государственной власти, а само общество. Нам кажется, что будет создана еще не одна концепция по данной проблеме взаимоотношения двух социальных институтов, и, в конце концов, всесторонне обсуждена, одобрена в обществе и принята на государственном уровне. В условиях быстро меняющегося мира мы просто вынуждены искать адекватные решения по выявляющимся вызовам исторического развития. В свое время нам придется цивилизованно и оригинально решать и проблему миграции, и проблему представительства интересов в государстве и обществе резко возросшего количества граждан, так или иначе, идентифицирующих себя с какой-либо конфессией [8, с. 59].
На сегодня существующие в России правовые отношения между государством и религиозными объединениями носят в целом выраженный гражданско-правовой, либеральный характер, соответствующий основным нормативным международным актам. Государственно-конфессиональные взаимоотношения регулируются правовыми нормами, закрепленными в основных законодательных актах: Конституции России, Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях», а также других законодательных и нормативных актах, так или иначе касающихся существования и деятельности религиозных организаций, групп, конфессий, верующих граждан в целом на территории Российской Федерации. Однако реализация права на вероисповедание в современной России перемещается, как нам кажется, из плоскости «государство - религиозная организация», в плоскость «государство - конфессия - общество» [9, с. 173; 10, с. 129], приобретая более широкий смысл взаимодействия и взаимоотношений, так как термин конфессия включает в себя и незарегистрированные государством в установленном порядке религиозные группы, а также охватывает и осуществляющие свою деятельность другие предприятия, учреждения и организации, фактически находящиеся в сфере действия религиозных объединений, таковыми по форме не являясь. Законодательство же о свободе совести и религиозных объединений касается в основном религиозных организаций. Мы предлагаем рассматривать отношения государства и религии через взаимоотношения «государство - конфессия - общество», которые имеют перспективы развития по нескольким направлениям.
Среди них можно выделить образование, воспитание, участие в национальных проектах, вопросах государственного и местного самоуправления, культуры и охраны наследия и т.д. Такое взаимодействие представляется эффективным в плане реального, а не декларативного соучастия светского и духовного компонентов в выработке тактических и стратегических перспектив существования нашего общества, в условиях достаточно быстро меняющихся демографических, экономических и геополитических реалий нашего времени.
В Республике Башкортостан государственно-межконфессиональные отношения можно охарактеризовать как стабильные и устойчивые в существующих социально-экономических и политических условиях.
Стабильность данной модели межрелигиозного согласия обеспечивают мирные отношения между исламом и православием, которые в своем взаимодействии выработали язык межрелигиозного диалога и
составляют большинство религиозных общин республики (68% и 20% от всех религиозных объединений соответственно) [11]. Между ними нет принципиальных противоречий и соперничества на конфессиональном поле республики. Напротив, расширяется сотрудничество традиционных конфессий, особенно, в сфере социального служения и сотрудничества с органами государственной власти и местного управления во многих направлениях внутренней государственной и региональной политики. Органы государственной власти проводят взвешенную, продуманную политику в отношениях с основными конфессиями, новыми религиозными течениями, зарегистрированными религиозными организациями и незарегистрированными религиозными группами.
Особенностями данной политики является постоянная готовность государственных органов к оперативному вмешательству в координацию межконфессиональных взаимодействий и консультирование во внутриконфессиональных отношениях. Но в этом их сила и их слабость, так как осуществление такой политики требует постоянного мониторинга конфессиональной, а в последнее время и этноконфессиональной ситуации, и потенциальной готовности компетентных госорганов к выработке правильных оперативных и тактических решений.
Кроме того, это происходит в условиях долголетнего отсутствия как концепции государственно -конфессиональных отношений, так и планового подхода к выстраиванию отношений между государством и религиозными организациями в стратегической перспективе на ближайшие 5-10 лет, а также отсутствия федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение государственно-конфессиональной и национальной политики. В данных условиях роль, функции и ответственность органа государственной власти, реализующего данное направление внутренней политики постоянно увеличивается и усиливается [12, с.89].
В Российской Федерации и Республике Башкортостан этноконфессиональный фактор не является одним из приоритетных направлений внутренней политики. Инициатива по расширению взаимодействия религиозных и общественных организаций и государства должна исходить из федерального центра.
В республике для поддержания межконфессионального мира и реализации государственно-конфессионального сотрудничества пока достаточно существующих органов государственной власти и управления, механизмов принятия и осуществления различных решений. Хотя нельзя не признать, что работа этих органов не централизована и носит во многом консультативный, аналитический, рекомендательный характер. Возникающие в этнорелигиозной сфере вопросы решаются в основном самостоятельно на уровне региона, субъекта федерации, своими силами. В многоконфессиональной республике органы, осуществляющие государственно-конфессиональную политику, проводят ее с соблюдением баланса интересов основных конфессий, религиозных групп, интересов государства и общества, при приоритетной поддержке традиционных или коренных конфессий России, которые, однако, не рассматриваются пока как равноправные социальные партнеры. В Башкортостане государственной поддержкой пользуются официальные конфессии и организации, в первую очередь Центральное духовное управление мусульман России. Отношения с основными конфессиями и другими религиозными груп-
пами строятся на основе взаимного уважения, в рамках существующего законодательства.
Влияние религии на современную социально -политическую жизнь региона, с одной стороны, преувеличивается в общественном сознании, а с другой, не реализуется самими конфессиями и даже не осознается ими в полной мере из-за неотрефлексированности религиозными организациями своего места и роли в современной социально-политической жизни. Кроме того, сегодня религиозные лидеры не пользуются значительным авторитетом в глазах больших масс населения в той степени, чтобы влиять на их политический выбор [13, с. 206]. Если раньше религиозный фактор старались использовать как политический ресурс, то сейчас он может стать, скорее, фактором формирования общественного мнения, мировоззренческой позиции населения и не в последнюю очередь по отношению к институту государственной власти.
В последние годы государственно-конфессиональное сотрудничество в Республике Башкортостан существует в основном в направлении социальной работы (профилактика правонарушений и т.д.). Согласованная программа действий и мероприятий отсутствует, взаимодействие осуществляется оперативно или «по факту». Сотрудничество осуществляется за счет межличностных контактов, либо в рамках договорных отношений между конфессиональными и государственно-муниципальными структурами и их подразделениями. Основными направлениями сотрудничества остаются: образовательная сфера, морально-психологический общественный климат, социальная, культурная и, возможно, миграционная политика. Хотя, повторяем, плана, программы или долгосрочной стратегии государственно-конфессионального сотрудничества не существует.
Межконфессиональное напряжение практически отсутствует, выработан и апробирован язык межрелигиозного диалога.
Отношения между «традиционными» и «нетрадиционными» религиозными течениями в целом негативные, но не имеют характера скрытой напряженности. Причем причины распространения подобных «нетрадиционных», «неформальных», а иногда и радикальных течений в эпоху социальных потрясений, нестабильности, слабой государственности, отсутствия идеологических оснований и падения общего культурного уровня населения исторически обоснованы и неоднократно зафиксированы в различные периоды истории как закономерное явление.
В дальнейшем риторика противостояния, например «традиционного» и «нетрадиционного» ислама, видимо, будет снижаться по мере роста сектора неформального ислама или изменения отношения к нему вплоть до слияния и выработки новой стратегии развития российского ислама. Решения эти во многом будут зависеть от государственной позиции в государственно-конфессиональных отношениях.
Неофициальные религиозные течения и группы, активно использующие структуры централизованных религиозных организаций, осознали бесплодность попыток рейдерских захватов руководящих постов в Думах наскоком в современных условиях, и активно работают как над формированием собственных полуофициальных структур, так и над поддержанием жизнеобеспечения сетевых неформальных структур различных религиозных течений.
Наши эксперты признают, что отдельные антирелигиозные, в основном, антиисламские высказывания не оказывают заметного влияния на общественные
взгляды. Несмотря на упрощенный, однобокий подход к исламу в некоторых СМИ, в современном российском обществе представление о мусульманах все же не ассоциируется однозначно с «образом врага». Отвечая на вопрос о наличии единой исламской идеологии в России, эксперты фактически констатируют ее отсутствие. Также нет единства и в самой российской исламской умме. Основной причиной отсутствия единой идеологической платформы, программы действий и концепции развития российского ислама является не противодействие государства или других конфессий, а главным образом внутренние противоречия внутри исламской общины и отсутствие духовного лидера среди суннитов России.
Современные «неформалы» имеют выраженную активную социальную и религиозную позицию и ставят перед собой, прежде всего, задачу количественного роста числа сторонников организаций (неофитов, пользователей, читателей). Следующей задачей им видится укрепление организационного единства: «наша организация (джамаат) - это наша жизнь», насыщение организационного пространства единой идейной составляющей в виде теоретических, духовно-практических религиозных знаний [14, с. 151].
Контроль со стороны государства за деятельностью юридических и физических лиц, действующих в религиозной сфере, осуществляется в основном правоохранительными органами, опосредованно государственными органами и централизованными религиозными организациями, но вот действенность такого контроля вызывает сомнение. И, в первую очередь, это касается работы с молодежью.
Религиозность населения республики стала сегодня одним из маркеров этнической самоидентификации, хотя доли «этнических» и «практикующих» верующих разительно отличаются.
По данным наших социологических опросов общественное сознание уже готово к изменению ситуации в направлении сближения государства и основных конфессий во внутренней политике. Об этом нам могут говорить следующие факты: четверть опрошенных в результате анкетного исследования по Башкортостану - «за» создание партий с религиозной идеологией; половина опрошенных считают «возможным» наладить более тесное сотрудничество религиозных и светских организаций, государства, а 34.6% - «необходимым»; 79% считают, что конфессии и сегодня уже пользуются явной государственной поддержкой. Люди в целом одобрительно относятся к публичной «религиозности» чиновников и политиков [15].
С другой стороны, в ответ на общественный спрос не предлагается какого-либо значимого предложения со стороны государства и основных конфессий. Так, не сформирована концептуальная сторона государственно-конфессиональных отношений; недостаточен авторитет священнослужителей для реализации полноценного сотрудничества во внутренней политике государства и конфессий; недостаточное собственное активное влияние конфессий на общественное мнение; духовенство сегодня практически не влияет на политическую жизнь страны.
Сегодня между православными и мусульманами нет принципиальных социальных противоречий. Таким образом говорить о межконфессиональной конфликтности в современных условиях не приходится, если только конфессиональный фактор не будет проявляться как аккумулирующий в ошибках при конструировании межнациональных отношений или как коммулятивный в политической борьбе представителей региональных элит.
Этнорелигиозная структура современного общества имеет весьма сложные характеристики. Одной из особенностей последнего десятилетия является рост религиозного сектора, для Республики Башкортостан -в первую очередь исламского, в плане, как социальной группы, так и сегмента общественного сознания. Структура мусульманской уммы РБ медленно, но неуклонно меняется, что вызывает противоречия, которые мы можем охарактеризовать как «тлеющий» закрытый внутриконфессиональный конфликт в латентной фазе, со средним или низким уровнем напряженности [16], имеющий, по меньшей мере, четыре линии противоречий:
- идеологическое противостояние (во многом риторическое), по основной линии: «традиционный» -«нетрадиционный» ислам с формированием в общественном сознании его негативного образа и применении упрощенного термина «ваххабизм», который активно эксплуатируется СМИ;
- второе направление напряженности по линии ДУМ РБ - ЦДУМ России, которая носит латентный, скрытый характер и первоначально позиционировавшееся как противоречие между «башкирскими» и «татарскими» имамами, сегодня во многом потеряло свою остроту, но не потенциал своей конфликтности;
- третья линия напряженности проходит между салафитскими и суфийскими или просуфийскими группами; следует отметить, однако, что самими прихожанами мировоззренческие различия между этими течениями не всегда четко осознаются [17];
- четвертая линия напряженности и потенциальной конфликтности проходит между неформалами из салафитского лагеря и ДУМами, причем ДУМ РБ и ЦДУМ находятся в этом отношении в разных позициях, хотя используют схожую риторику.
Внутриконфессиональная напряженность в исламской умме РБ сегодня существует в виде локальных конфликтов, имеющих частный характер, обостряющихся с каждым годом. Напряженность и скрытое противостояние между ее сторонами в основном происходит по вопросу о распределении ресурсов: прихожане, мечети, сферы влияния, районы распространения, финансирование и т.д. По некоторым вопросам позиции участников могут согласовываться, но в основном, поле для диалога и компромисса достаточно узкое, зависящее от многих субъективных факторов. Большое влияние, по нашему мнению, на течение, ход, интенсивность и формат данной конфликтности играют субъективные факторы в лице действий формальных и неформальных руководителей религиозных групп и муфтиятов, а также любые изменения государственно-конфессиональной политики и деятельность международных исламских центров, имеющих свое влияние на определенные сегменты исламской уммы Башкортостана [18].
На сегодняшний день условия, сопровождающие напряженность, находятся в неустойчивом равновесии благодаря избранию большинством верующих и их лидеров мирного пути. Напряженность поддерживают также разные ценности и цели основных участников, которые находятся друг с другом в неразрешенном до сих пор противоречии. Например, с одной стороны, идеология распространения «традиционного, просу-фийского» ислама, с другой стороны, переформатирование ислама в РБ в соответствии с «салафитской идеологией» [19].
О влиянии национального фактора на конфессиональную ситуацию можно сказать следующее: деления религиозных групп еще и по национальному признаку нам выявить не удалось, по понятным причинам трудности их изучения и, зачастую, скрытого характера
функционирования. Говорить о том, что национальное поле станет завтра одной из линий напряженности в отношениях религиозных групп, мы пока не можем из-за отсутствия проверенных данных. Выдвигать это суждение можно лишь в качестве предположения, исходя в своих рассуждениях из того известного социального факта, что любое национальное или религиозное движение взаимно проникая и используя друг друга, значительно усиливают свой потенциал и наращивают свои мобилизационные ресурсы. Религиозный фактор называется и признается сегодня одним из факторов этнической самоидентификации объективно. Причем он может являться и позитивным фактором национального общественного развития и фактором дестабилизации, представляющим общественную опасность при определенных условиях. Так, внутри-конфессиональные конфликты уже имеют свой внутренний этноконфессиональный аспект и возможный крайне неприятный вариант развития конфликтности в плоскости реализации радикальных идеологий.
Поэтому важным вопросом является продолжение научных исследований по этнорелигиозной проблематике в республике, организация мониторинга этноконфессиональной ситуации. Такая работа также послужит научно-методической основой для понимания процессов усиления религиозности общества и выработки методических указаний по профилактике радикализма и экстремизма, использующего религиозную идеологию. Религия становится сегодня все более значимым фактором общественной жизни страны. Перспективы новой социализации ислама дополняют ее уже сегодня новым содержанием [20].
Религиозность начинает проникать в мировоззренческое коммуникативное поле, особенно в молодежной среде. Эти новые тенденции конфессионального развития требуют своего осмысления и выработки новых подходов. Эти вызовы современности требуют новых организационных и методических, управленческих форм деятельности, с применением технологий, доказавших свою эффективность в социально-культурных процессах последних лет. В других религиях существуют свои тенденции развития, которые менее влияют на социально-политическую жизнь республики, по причине меньшего количества верующих, однако и они требуют внимательного уравновешенного отношения со стороны государственных органов и своей научно-исследовательской работы, т.к. в условиях многонационального и поликонфессионального состава населения Республики Башкортостан ошибки в этнорелигиозной сфере могут дестабилизировать ситуацию в целом в регионе.
Поэтому при существующих и возникающих проблемах и тенденциях развития этнической и религиозной сферы, усилия органов государственной власти и религиозных деятелей, направленные на сохранение межнационального, межконфессионального и внутриконфессионального мира и согласия, должны оставаться неизменными, что, несомненно, окажет свое позитивное воздействие на дальнейшее развитие нашего региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выдрина Г. А. О концептуальных основах религиозной ситуации. URL: http://www.rusoir.ru/print/01/35
2. Проект Федерального закона «О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации» (обращение А. В. Чуева от 27.03.2002). URL: http://www.chuev.org/zakon/0008.html
3. Проект Федерального закона «О традиционных религиозных организациях России» №99048645-2. URL: http:// www.legislatur.ru/monitor/raznoe/99048645-2.html
4. Экспертное заключение Фонда развития парламентаризма в России на проекты федеральных законов «О традиционных религиозных организациях России» и «О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации», июнь 2003 г. // Государство и религия в России. 2003. 10 декабря. URL: http://www.state-religion.ru/cgi/run.cgi?action=show&obj=1834
5. Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации (проект от 05.06.2001 г.). URL: http://atheism.ru/archive/text/77.phtml
6. Залужный А. Г. Политика государства и вера. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2001-09-12/6_politik.html
7. О социальном партнерстве государства и религиозных организаций: проект Федерального закона (вносится депутатами С. Ю. Глазьевым и А. Н. Белоусовым, март 2003 г.) // Государство и религия в России. 2003. 12 марта. URL: http://www. athei sm.ru/archive/text/1062.phtml
8. Карамышев Р. Д. Государственно-конфессиональное сосуществование: исторические итоги и современные проблемы // От Древности к Новому времени (проблемы истории и археологии): Сборник научных работ. Вып. IX. Уфа: РИО БашГУ, 2006.
9. Карамышев Р. Д. Реализация права человека на свободу вероисповедания: концептуальные подходы современной государственной политики // Проблемы защиты прав человека на современном этапе развития государства и общества: мат-лы межвузовской научно-практической конференции: Уфа, 21 декабря 2006 г. Уфа: УЮИ МВД России, 2007.
10. Карамышев Р. Д. Государственно-конфессиональная политика и реализация права человека на свободу вероисповедания в современном российском обществе // Ислам как духовная традиция и фактор современных общественных организаций: материалы межвузовского «круглого стола», г. Оренбург, 09 февраля 2007 г. / науч. ред. М. Н. Ефимен-ко; отв. ред. О. А. Смирнова; Министерство внутренних дел РФ, Уфимский юридический институт, Оренбургский филиал (заоч. обучения). Оренбург: изд-во ОГПУ, 2008.
11. Материалы Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ: «О религиозной ситуации и государственно-конфессиональным отношениям на территории Республики Башкортостан за 2014 г».
12. Религиозные объединения Республики Башкортостан. Справочник. Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2014.
13. Карамышев Р. Д. Государственно-конфессиональное сотрудничество в образовательной сфере на современном этапе / Традиции и толерантность: Проблема понимания: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию академика АН РБ, док. филос. н., проф., засл. деят. науки РБ Ф. С. Файзуллина (25 мая
2012 г.) Уфа: АН РБ, Гилем, 2012.
14. Карамышев Р. Д., Юсупов Ю. М. Мусульманские общины Уфы: структура и характер взаимодействия // X Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Москва, 2-5 июля
2013 г. / ред. кол.: М. Ю. Мартынова и др. М.: ИЭА РАН, 2013.
15. Карамышев Р. Д. Государственно-конфессиональные отношения: концептуальный и социальный аспекты // Вестник Башкирского университета. 2009. №4. С. 1547.
16. Бердин А. Т., Карамышев Р. Д., Юсупов Ю. М. Мусульманская умма Башкортостана. Краткий обзор // Политическое образование. Федеральный информационно-аналитический Интернет-журнал. 03.04.2013. URL: http://www. lawinrussia.ru/node/259421
17. Юсупов Ю. М. Традиционные исламские течения в общественной жизни современного Башкортостана. URL: http://test.lawinrussia.ru/node/229397
18. Карамышев Р. Д. Возникновение и нейтрализация конфликтов в исламской среде Республики Башкортостан // Вестник института гуманитарных исследований Республики Башкортостан, №15 /ИГИ РБ. Уфа, 2013. С. 131-145.
19. Карамышев Р. Д. Конфликтность в исламской среде республики Башкортостан / Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: мат-лы VI Международной научно-практической конференции в Уфе. 12-13 декабря 2013 г. Уфа: ГУП РБ изд-во «Белая река», 2013. С. 92-97.
20. Карамышев Р. Д. Основные тенденции развития религиозной сферы в Республике Башкортостан // Этносы и формирование гражданской нации: диалектика российской национальной политики: [Электронный ресурс]: Сборник мат-лов Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 9 декабря 2014 г. / под общ. ред. И. В. Фроловой. Текстовое электронное издание (3,47 Мб). Уфа: БАГСУ, 2014. C. 176.
Поступила в редакцию 25.05.2015 г.
CHARACTERISTICS OF MODERN ETHNO-RELIGIOUS SITUATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
© R. D. Karamyshev
Institute of Humanitarian Studies of the Republic of Bashkortostan 13/1 Gafuri St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (34 7) 272 78 53.
Email: [email protected]
The article deals with ethnic and religious situation in the sphere of the republic, its issues, trends and prospects for development based on sociological studies carried out on the territory of the Republic of Bashkortostan in 2007-2008, 2012, on the data of expert interviews of2007, 2014 and on the research work on the topic "ethno-confessional relations in the Republic of Bashkortostan: the main issues, trends and contradictions" in 2014. In the field of ethno-religious in our multinational and multi-country, the state continues to play the most important role. Today there is no single concept of church-state policy towards the main confessions and other religious movements and groups. The legal relationship between the state and religious associations are civil, liberal, corresponding to the main international normative acts. Church-state relations are governed by law. The right to worship is moved out of the plane "the state - religious organization" to the plane "state - confession - society" gaining greater sense of interaction and relationships. In the Republic of Bashkortostan, state-confessional and ethnic and religious relations can be characterized as stable and resistant to the existing socio-economic and political conditions. This is achieved by peaceful relations between Islam and Orthodoxy, exhausted language of interreligious dialogue (68% and 20% of all religious associations of the republic). The authorities is in constant readiness for surgery in coordination of interfaith interaction and consultation in the intra-relationship. This is strength and weakness of the state-religious policy, since it takes constant monitoring of the situation of ethnic and religious, and the potential willingness to work out the correct operational and tactical decisions. Today, the task of managing these complicated relationships is strengthening of the national factor in the religious sphere. As well as existing in a latent phase, wearing a hidden character intra conflict between "official" and "unofficial" Islam and various religious currents and groups.
Keywords: church-state, inter-confessional relations, intra-conflict, informal Islam, the religious factor.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Vydrina G. A. O kontseptual'nykh osnovakh religioznoi situatsii. URL: http://www.rusoir.ru/print/01/35
2. Proekt Federal'nogo zakona «O sotsial'nom partnerstve gosudarstva i traditsionnykh religioznykh organizatsii v Rossiiskoi Federatsii» (obrashchenie A. V. Chueva ot 27.03.2002). URL: http://www.chuev.org/zakon/0008.html
3. Proekt Federal'nogo zakona «O traditsionnykh religioznykh organizatsiyakh Rossii» No. 99048645-2. URL: http://www.legislatur.ru/mo nitor/raznoe/99048645-2.html
4. Ekspertnoe zaklyuchenie Fonda razvitiya parlamentarizma v Rossii na proekty federal'nykh zakonov «O traditsionnykh religioznykh organizatsiyakh Rossii» i «O sotsial'nom partnerstve gosudarstva i traditsionnykh religioznykh organizatsii v Rossiiskoi Federatsii», iyun' 2003 g. Gosudarstvo i religiya v Rossii. 2003. 10 dekabrya. URL: http://www.state-religion.ru/cgi/run.cgi?action=show&obj=1834
5. Kontseptsiya gosudarstvennoi politiki v sfere otnoshenii s religioznymi ob''edineniyami v Rossiiskoi Federatsii (proekt ot 05.06.2001 g.). URL: http://atheism.ru/archive/text/77.phtml
6. Zaluzhnyi A. G. Politika gosudarstva i vera. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2001-09-12/6_politik.html
7. O sotsial'nom partnerstve gosudarstva i religioznykh organizatsii: proekt Federal'nogo zakona (vnosit-sya deputatami S. Yu. Glaz'evym i A. N. Belousovym, mart 2003 g.). Gosudarstvo i religiya v Rossii. 2003. 12 marta. URL: http://www.atheism.ru/archive/text/1062.phtml
8. Karamyshev R. D. Ot Drevnosti k Novomu vremeni (problemy istorii i arkheologii): Sbornik nauchnykh rabot. Vyp. IKh. Ufa: RIO BashGU, 2006.
9. Karamyshev R. D. Problemy zashchity prav cheloveka na sovremennom etape razvitiya gosudarstva i obshchestva: mat-ly mezhvu-zovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: Ufa, 21 dekabrya 2006 g. Ufa: UYul MVD Rossii, 2007.
10. Karamyshev R. D. Islam kak dukhovnaya traditsiya i faktor sovremennykh obshchestvennykh organizatsii: materialy mezhvuzovskogo «kruglogo stola», g. Orenburg, 09 fevralya 2007 g. / nauch. red. M. N. Efimenko; otv. red. O. A. Smirnova; Ministerstvo vnutrennikh del RF, Ufimskii yuridicheskii institut, Orenburgskii filial (zaoch. obucheniya). Orenburg: izd-vo OGPU, 2008.
11. Materialy Soveta po gosudarstvenno-mezhkonfessio-nal'nym otnosheniyam pri Prezidente RB: «O religioznoi situatsii i gosudarstvenno-konfessional'nym otnosheniyam na territorii Respubliki Bashkortostan za 2014 g».
12. Religioznye ob''edineniya Respubliki Bashkortostan. Spravochnik [Religious associations of the Republic of Bashkortostan. Handbook]. Ufa: GUP RB Ufimskii poligrafkombinat, 2014.
13. Karamyshev R. D. Gosudarstvenno-konfessional'noe sotrudnichestvo v obrazovatel'noi sfere na sovremennom etape / Traditsii i tolerant-nost': Problema ponimaniya: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 70-letiyu akademika AN RB, dok. filos. n., prof., zasl. deyat. nauki RB F. S. Faizullina (25 maya 2012 g.) Ufa: AN RB, Gilem, 2012.
14. Karamyshev R. D., Yusupov Yu. M. X Kongress etnografov i antropologov Rossii: Tezisy dokladov. Moscow: 2-5 iyulya 2013 g. / red. kol.: M. Yu. Martynova i dr. Moscow: IEA RAN, 2013.
15. Karamyshev R. D. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2009. No. 4. Pp. 1547.
16. Berdin A. T., Karamyshev R. D., Yusupov Yu. M. Musul'manskaya umma Bashkortostana. Kratkii obzor. Politicheskoe obrazovanie. Federal'nyi informatsionno-anali-ticheskii Internet-zhurnal. 03.04.2013. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/259421
17. Yusupov Yu. M. Traditsionnye islamskie techeniya v obshchestvennoi zhizni sovremennogo Bashkortostana. URL: http://test.lawinrussia.ru/node/229397
18. Karamyshev R. D. Vestnik instituta gumanitarnykh issledovanii Respubliki Bashkortostan, No. 15 /IGI RB. Ufa, 2013. Pp. 131-145.
19. Karamyshev R. D. Konfliktnost' v islamskoi srede respubliki Bashkortostan / Idealy i tsennosti islama v obrazovatel'nom prostranstve XXI veka: mat-ly VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii v Ufe. 12-13 dekabrya 2013 g. Ufa: GUP RB izd-vo «Belaya reka», 2013. Pp. 92-97.
20. Karamyshev R. D. Etnosy i formirovanie grazhdanskoi natsii: dialektika rossiiskoi natsional'noi politiki: [Elektronnyi resurs]: Sbornik mat-lov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ufa, 9 dekabrya 2014 g. / pod obshch. red. I. V. Frolovoi. Tekstovoe elektron-noe izdanie (3,47 Mb). Ufa: BAGSU, 2014. Pp. 176.
Received 25.05.2015.