Научная статья на тему 'К вопросу о структуре мусульманской уммы: религиозные группы в Республике Башкортостан'

К вопросу о структуре мусульманской уммы: религиозные группы в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
457
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФИЗМ / САЛАФИЗМ / ХАККАНИТЫ / НАЦИОНАЛИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ / УММА / ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН / SUFISM / SALAFISM / HAQQANITS / NATIONALISM / RELIGIOUS GROUPS / UMMAH / ECCLESIASTICAL MUSLIM BOARD OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юсупов Юлдаш Мухамматович, Бердин Азат Тагирович

В статье рассмотрена структура мусульманской уммы Башкортостана через анализ религиозных групп (джамаатов), генезиса и специфики их социальной организации, ориентации религиозной догматики, отношения к государству и друг к другу; представлено деление на просуфийские (хакканиты, сулейманджилар, тарикат Шизали, тарикат Осман Топбаша, хабашиты, Бата, а также признанные экстремистскими Таблиг-джамаат, Орда и Нурджулар) и просалафитские религиозные группы («Шура мусульман Башкортостана», мадхалиты, а также запрещенные российским законодательством Хизбу-т-Тахрир и отдельные экстремистские группы джихадистов). Выявлена дифференциация мусульманской уммы Башкортостана. Ее причинами являются кризис этнонациональной парадигмы в начале XXI в. и переход национально-ориентированной молодежи, общественников и интеллектуалов в мусульманский сегмент. В Башкортостане единственным традиционным мусульманским институтом является система муфтиятов: Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России и Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ), которые в равной степени утвердились в общественном историческом сознании. Возможно, именно в рамках этих двух организаций нужно решать вопросы, связанные с преодолением внутриконфессиональной конфликтности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Structure of Muslim Ummah: Religious Groups of the Republic of Bashkortostan

The article investigates the structure of the Muslim Ummah of Bashkortostan by means of analysis of religious groups (Jammaats), the genesis and specificity of their social organisation, orientation of their religious dogmatics, attitude towards the state and to each other. The division of religious groups into pro-Sufi (Haqqanites, Suleimanjillar, Shadhili Tariqa, Osman Nuri Topba? Tariqa, Al-Ahbash, Bata as well as Tablighi Jamaat, “Horde” and Nurcular which are declared to be extremist) and pro-Salafi (“The Shura of Bashkortostan Muslims” and Hizb ut-Tahrir and separate jihadist groups banned by the Russian legislation) is represented. The differentiation of Bashkortostan's Muslim Ummah is revealed. This is caused by the ethic-national paradigm crisis in the early 21st century and transition of the nationally-oriented youth, social activists and intellectuals to the Muslim segment. The only traditional Muslim institution is a muftiate system: the Central Muslim Ecclesiastical Board of Russia (CMEB), the Ecclesiastical Muslim Board of the Republic of Bashkortostan (EMB RB) which are equally rooted in the popular historical consciousness. It is necessary to solve issues related to the intra-religious conflict management within these two institutions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре мусульманской уммы: религиозные группы в Республике Башкортостан»

Ю.М. Юсупов, А.Т. Бердин УДК 1:3+297.17

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ: РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН*

Аннотация

В статье рассмотрена структура мусульманской уммы Башкортостана через анализ религиозных групп (джамаа-тов), генезиса и специфики их социальной организации, ориентации религиозной догматики, отношения к государству и друг к другу; представлено деление на просуфийские (хакканиты, сулейманджилар, тарикат Шизали, тарикат Осман Топбаша, хабашиты, Бата, а также признанные экстремистскими Таблиг-джамаат, Орда и Нурджулар) и просалафит-ские религиозные группы («Шура мусульман Башкортостана», мадхалиты, а также запрещенные российским законодательством Хизбу-т-Тахрир и отдельные экстремистские группы джихадистов). Выявлена дифференциация мусульманской уммы Башкортостана. Ее причинами являются кризис этнонациональной парадигмы в начале XXI в. и переход национально-ориентированной молодежи, общественников и интеллектуалов в мусульманский сегмент. В Башкортостане единственным традиционным мусульманским институтом является система муфтиятов: Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России и Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ), которые в равной степени утвердились в общественном историческом сознании. Возможно, именно в рамках этих двух организаций нужно решать вопросы, связанные с преодолением внутриконфессиональной конфликтности.

Ключевые слова: суфизм, салафизм, хакканиты, национализм, религиозные группы, умма, Духовное управление мусульман Республики Башкортостан

Yuldash M. Yusupov, Azat T. Berdin

ON THE STRUCTURE OF MUSLIM UMMAH: RELIGIOS GROUPS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Abstract

The article investigates the structure of the Muslim Ummah of Bashkortostan by means of analysis of religious groups (Jammaats), the genesis and specificity of their social organisation, orientation of their religious dogmatics, attitude towards the state and to each other. The division of religious groups into pro-Sufi (Haqqanites, Suleimanjillar, Shadhili Tariqa, Osman Nuri Topba§ Tariqa, Al-Ahbash, Bata as well as Tablighi Jamaat, "Horde" and Nurcular which are declared to be

1 Публикация подготовлена в рамках ПННИ АН РБ за 2017 г по теме: «Комплексное исследование социально-экономических механизмов научно-практического обеспечения стратегического развития Республики Башкортостан» (Лот №2).

Юсупов Юлдаш Мухамматович, кандидат исторических наук, руководитель Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан Академии наук Республики Башкортостан (Уфа), e-mail: ufa1984@yandex.ru

Бердин Азат Тагирович, кандидат философских наук, заведующий сектором культурологии и обществоведения Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан Академии наук Республики Башкортостан (Уфа), e-mail: azat_berdin@mail.ru

Yuldash M. Yusupov, Cand.Sc. (History), Head of the Centre for Sociocultural Analysis, Institute for Strategic Research of the Republic of Bashkortostan, the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa), e-mail: ufa1984@yandex.ru

Azat T. Berdin, Cand.Sc. (Philosophy), Head of the Sector for Culturology and Social Studies, Centre for Sociocultural Analysis, Institute for Strategic Research of the Republic of Bashkortostan, the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa), e-mail: azat_berdin@mail.ru

© Юсупов Ю.М., Бердин А.Т., 2017

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/1 (75)

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ MУСУЛЬMAНСКОЙ УММЫ: РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ В РЕСПУБЛИКЕ

31

extremist) and pro-Salafi ("The Shura of Bashkortostan Muslims" and Hizb ut-Tahrir and separate jihadist groups banned by the Russian legislation) is represented. The differentiation of Bashkortostan's Muslim Ummah is revealed. This is caused by the ethic-national paradigm crisis in the early 21st century and transition of the nationally-oriented youth, social activists and intellectuals to the Muslim segment. The only traditional Muslim institution is a muftiate system: the Central Muslim Ecclesiastical Board of Russia (CMEB), the Ecclesiastical Muslim Board of the Republic of Bashkortostan (EMB RB) which are equally rooted in the popular historical consciousness. It is necessary to solve issues related to the intra-religious conflict management within these two institutions.

Key words: Sufism, Salafism, Haqqanits, nationalism. Republic of Bashkortostan

На современной территории России и Ближнего Зарубежья мусульманская умма поделена между несколькими основными мировоззренческими системами, что выражается в формировании множества независимых друг от друга религиозных групп. Для Урало-Поволжского региона с определенной степенью условности их можно поделить на суфийские и салафитские. Однако, учитывая их разноплановость, синкретичность и во многих случаях нечеткость их определения в экспертной среде, уместнее употребить эти термины в более широком контексте: просуфий-ские и просалафитские.

История развития ислама в Башкортостане в целом регулярно исследуется. Исторические аспекты функционирования мусульманской уммы, ее роль в политической жизни региона и страны рассматриваются Л.А. Ямаевой [1; 2]. Необходимо отметить А.Б. Юнусову и руководимую ею научно-исследовательскую группу [3; 4]. Важным направлением работы данного коллектива в последние годы явилось создание Интернет-ресурса «Геоинформационная система «Ислам на Южном Урале», где в картографированной форме представлены зоны влияния религиозных объединений (ДУМ РБ, ЦДУМ) в регионе [5]. Можно выделить работы З.Р. Хабибулли-ной [6], А.И. Тузбекова [7], А.А. Ярлыкапова [8]. В плане изучения именно джамаатов Башкортостана выделяются работы В.В. Цибенко [9, с. 97], Р.Д. Карамышева [10]. Вопрос о внутриконфес-сиональных отношениях в мусульманской среде Республики Башкортостан неоднократно затронут авторами данной статьи [11; 12].

Авторской группой проводились исследования следующими методами: включенное наблюдение в период общественной активности определенных религиозных групп, а также постоянное включенное наблюдение в организации «Шура мусульман Башкортостана» и в та-рикате Осман Топбаша; опросы и интервьюирование активистов и лидеров джамаатов, анализ СМИ и информационно-обменной среды (Интернет-форумы, VKontakte, Faсebook). В

religious groups, Ummah, Ecclesiastical Muslim Board of the

структуре мусульманской уммы Республики Башкортостан выделяются следующие наиболее активные в общественной сфере религиозные группы:

- просуфийские: хакканиты, сулейманджи-лар, тарикат Шизали, тарикат Осман Топба-ша, хабашиты, Бата, а также признанные экстремистскими Таблиг-джамаат, Орда и Нур-джулар;

- просалафитские: Шура мусульман Башкортостана, оппозиционные им мадхалиты, а также запрещенные российским законодательством Хизбу-т-Тахрир и отдельные экстремистские группы джихадистов.

В историческом контексте как традиционный ислам уммы Башкортостана и всего Урало-Поволжья считается суфизм. Для Урало-Поволжья был наиболее характерен тарикат Яса-вийя, распространившийся среди тюркских народов Центральной Азии и Урало-Поволжья со времен экспансии эмирата Тимура. Начиная с учреждения в 1789 г. Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) стала преобладать идеология накшбандийского тариката.

В советский период - период деисламиза-ции - исламские образовательные центры в Поволжье были низведены до атрибутивной роли, само население к 1990-м гг. смогло сохранить ислам лишь как атрибутивную часть национальной идентичности.

В период «исламского ренессанса» в 1990-е гг. Башкортостан разделил все виды архаизации, общей для всей России. Всплеск политизированной этничности требовал новых идеологических конструктов, которые отнюдь не всегда коррелировали с исламом.

Рассмотрим указанные нами мусульманские религиозные группы.

Просуфийские группы состоят из множества общин, характерным признаком которых является специфика духовной и/или социальной иерархии в группе. Важным аспектом является признание связи с духовными лидерами та-риката, которые могут находиться на Ближнем

Востоке, Средней и Южной Азии и Северном Кавказе. Однако к самому термину суфизм отношение у адептов просуфийских религиозных групп может быть диаметрально противоположное - от его принятия до полного отрицания, а со стороны обывателей, «этнических мусульман», - он имеет безусловный приоритет.

Просалафитские группы как социокультурное явление появились в этом регионе в постсоветский период, во-первых, благодаря активной деятельности салафитских проповедников в 1990-е гг., во-вторых, с учебой части религиозной молодежи в образовательных центрах Ближнего Востока.

Отношение к термину салафизм в их джама-атах положительное, в отличие от термина ваххабизм, который воспринимается как негативное обозначение со стороны и тем более не используется в качестве самоидентификации. Другим самоназванием является термин ахлю сунна валь джамаа (люди Сунны и согласия общины). Более того, именно этот термин используется адептами как более важный для собственной идентификации, нежели салафиты. Он используется и просуфийскими джамаатами, однако не в такой степени, как просалафитскими (ситуация у суфиев в этом вопросе может резко поменяться с публикацией так называемой Грозненской фетвы) [13]. Помимо перечисленных выше терминов в общественной сфере Башкортостана в качестве маркеров традиционного ислама предлагаются термины: суннизм и хана-фитский мазхаб, которые часто звучат в сообщениях официальных лиц (причем не только духовенства) в контексте противопоставления чужой, часто предполагаемой враждебной идеологии (в т.ч. ваххабизму/салафизму).

Если в 90-е гг. просалафитская ориентация и созданный ею образ мусульманина смогли привлечь на свою сторону протестные настроения в мусульманской среде, то в 2000-е гг. - побудить и вызвать интерес к себе в первую очередь у национально-ориентированной молодежи.

В Башкортостане одним из мотивов роста религиозных групп оказался конфликт между ЦДУМ РФ и ДУМ РБ (входит в Совет муфтиев России), который во многом носил характер борьбы за сферы влияния в одной и той же среде. Именно в результате взаимной дискредитации

муфтиятов значительная часть мусульманской молодежи стали адептами неофициальных джа-маатов, которые не ориентируются ни на ЦДУМ РФ, ни на ДУМ РБ, оставаясь в их составе лишь формально.

Надо отметить, что активное развитие религиозных групп различных течений совпало с кризисом башкирского национального движения, в основном в среде молодежи [14, с. 87]. В 2006-2009 гг. в мусульманские джамааты начали уходить активисты из башкирских национальных организаций (Союз башкирской молодежи, Кук буре). Риторика просалафитских джамаатов оказалась хорошо адаптирована к молодежным субкультурам. Следует отметить, что часть актива одновременно входила как в просалафитские, так и в просуфийские джамааты1 (с некоторым преобладанием первых). Наиболее ярким событием, характеризующим эту специфику, стало участие активистов на Молодежном съезде III Всемирного курултая башкир в 2010 г. В результате были созданы неформальная общественная группа «Шура мусульман Башкортостана» и Молодежный отдел при ДУМ РБ.

В итоге к процессу «национального возрождения» подключились религиозные группы, в теории отрицающие национализм. В целом в неформальных религиозных группах Башкортостана (как в просалафитских, так и в просуфийских) национальный фактор парадоксальным образом оказался более выраженным, нежели в муфтият-ской системе. Именно этим объясняется непримиримый конфликт с появившимся в Башкирии в 2010-х гг. и претендующим именно на совмещение башкирского национализма и ислама (но с более выраженным политическим акцентом) джамаатом хакканитов: это конфликт за протест-ную башкирскую аудиторию.

Особую проблему с точки зрения внутри-конфессиональной конфликтности и политизации ислама представляют собой группы неосуфийского толка. Для нашей республики, прежде всего, это хакканиты - джамаат Мехмета аль-Хаккани (Северный Кипр). Эту религиозную группу в Башкирии возглавил влиятельный экс-чиновник, бывший генеральный директор ГТРК «Башкортостан» С.А. Кильдин. Джамаат хакка-нитов от других мусульманских джамаатов отличает высокая конфликтность и политическая ме-

1 Ю.М. Юсуповым рассматривались вопросы соотнесения суфизма и салафизма относительно данной религиозной группы (Ю.М. Юсупов. История одного тариката в Башкирии // Политическое образование. 19.02.2016 [URL: http://www.lawinrussia.ru/content/istoriya-odnogo-tarikata-v-bashkirii]).

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ: РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ В РЕСПУБЛИКЕ

33

дийная активность. Ими оказался узурпирован наиболее влиятельный среди оппозиции в РБ медийный ресурс «Бонус»/«Ргои&», через который реализуется пропаганда и полемика с их внутри-конфессиональными и политическими оппонентами. Наблюдаются настойчивые попытки давления этой группы на научную гуманитарную среду Республики Башкортостан.

В плане совмещения национального и религиозного не менее интересны другие просуфий-ские группы, такие как Бата и Орда, которые возникли под влиянием соответствующих религиозных групп Центральной Азии (прежде всего, Ак жолы в Казахстане). В социально-стратовом плане для них оказалась наиболее привлекательна, как и в случае с хакканитами, национальная журналистская и творческая среда Уфы, а также сельская и городская интеллигенция южных и восточных районов Республики Башкортостан.

Выводы

1. Практика показывает, что научный анализ религиозных групп, а также практическую работу с ними следует связывать скорее со спецификой и стратификацией местной социокультурной среды, нежели с абстрактной богословской догматикой, причем спецификой не только регионального, но и зонального, и районного уровня.

2. Резкая дифференциация мусульманской уммы Башкортостана оказалась во многом обусловлена кризисом этнонациональной парадигмы в начале XXI в. Это выражалось в ценностном поиске национально-ориентированной молодежи, общественников и интеллектуалов, которые начали переходить в активный мусульманский сегмент. Поэтому наиболее активные в общественной сфере религиозные группы имеют ярко выраженный национальный акцент.

3. В условиях количественного роста актива религиозных групп, в частности с активизацией группы хакканитов с конца 2000-х гг., наблюдается усиление их влияния на общественно-политическую сферу. В этих условиях крайне важно анализировать процесс политизации ислама в регионе, не допустить возникновения ценностных разрывов и переноса внутриконфессио-нального конфликта в национальную среду.

4. В Башкортостане как ЦДУМ РФ, так и ДУМ РБ в равной степени утвердились в общественном историческом сознании. Поэтому вопросы, связанные с конструктивным развити-

ем мусульманской уммы, в противовес деструктивным попыткам политизации ислама, а также политического влияния отдельных акторов через религиозные группы на национальную сферу нужно решать в рамках этих институтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминев З.Г., Ямаева Л.А. Региональные особенности ислама у башкир. Уфа: Гилем, 2009. 184 с.

2. Депутаты из башкир в Государственной думе России (1906-1917): сб. док. / сост., автор вступ. статьи и примеч. Л.А. Ямаева. Уфа: Китап, 2015. Электронное издание: www.kitap-ufa.ru

3. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. М.: Логос, 2007. 96 с.

4. Юнусова А.Б. Мобилизованный архаизм: новые тенденции в традиционной религиозной практике поклонения башкирских мусульман // Известия Уфимского научного центра Российской академии наук. 2015. № 3. С. 106-115.

5. Проект РГНФ № 15-01-12014 «Геоинформационная система «Ислам на Южном Урале». URL: https://www.arcgis.com/home/webmap/viewer.html?web map=ea1697fc4928452893a724ab4c7f40ab

6. Хабибуллина З.Р. Мусульманское духовенство Башкортостана на рубеже XX-XXI веков: автореф. ... дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ижевск, 2012. 24 с.

7. Тузбеков А.И., Бахшиев И.И. Археологические памятники как объект сакрализации (на примере могильника Ильчегулово IV) // Известия Уфимского научного центра Российской академии наук. 2015. № 4. С. 103-107.

8. Ярлыкапов А.А. Российский ислам в контексте ситуации на Ближнем Востоке // Валдайские записки. № 48. Июнь 2016. С. 1-11. URL: http://ru.valdaiclub. com/files/12494/

9. Цибенко В.В. Накшбандийский тарикат хак-канийа (раббанийа) и неоосманский проект шейха Назима Киприотского // Исламоведение. 2014. № 2. С. 95-104.

10. Карамышев Р.Д. Этнорелигиозная ситуация в Республике Башкортостан (на примере исламской уммы): проблемы, тенденции, перспективы. Уфа: Мир печати, 2014. 194 с.

11. БердинА.Т. О проблемах взаимодействия государства и мусульманского сообщества на примере Республики Башкортостан // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. № 1. С. 79-96.

12. Религиозные объединения Республики Башкортостан. Справочник. Уфа: ГУП РБ Уфимский по-лиграфкомбинат, 2014. 168 с.

13. Фетва Грозненской конференции «Кто они -последователи Сунны?». ТРК им. Ахмада-Хаджи Кадырова. URL: http://putyislama.ru/kerla/4226

14. Буранчин А.М., Бадранов А.Ш. Республика Башкортостан в системе российского федерализма (конституционно-правовой и политологический анализ). Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2009. 128 с.

REFERENCES

1. Aminev, Z.G., Yamayeva, L.A. Regional'nyje osobennosti islama u bashkir [Regional Peculiarities of Islam among the Bashkirs]. Ufa, Gilem publ., 2009, 184 p. (In Russ.).

2. Deputaty iz bashkir v Gosudarstvennoj dume Rossii (1906-1917): sb. dok. [Bashkir Deputies in the Russian State Duma (1906-1917): Collection of Documents]. Compiled and Commented with the Introduction Article by L.A. Yamayeva. Ufa, Kitap publ., 2015. Available at: www.kitap-ufa.ru (In Russ.).

3. Yunusova, A.B. Islam v Bashkortostane [Islam in Bashkortostan]. Moscow, Logos publ., 2007, 96 p. (In Russ.).

4. Yunusova, A.B. Mobilizovannyj arkhaizm: novyje tendentsii v traditsionnoj religioznoj praktike pokloneniya bashkirskikh musul'man [Mobilised Archaism: New Trends in Traditional Religious Practices of Bashkir Muslims' Worship]. Izvestija Ufimskogo nauchnogo tsentra Rossijskoj akademii nauk [Bulletin of the Ufa Science Centre of the Russian Academy of Sciences]. 2015, No 3, pp. 106-115 (In Russ.).

5. ProjektRGNF№15-01-12014 "Geoinformatsion-naja sistema "Islam na Juzhnom Urale" [Russian Foundation for the Humanities Project №15-01-12014 "Geoinformational System "Islam in the South Urals"]. Available at: https://www.arcgis.com/home/webmap/ viewer.html?webmap=ea1697fc4928452893a724ab4c7f 40ab (In Russ.).

6. Khabiboullina, Z.R. Musul'manskoje dukhovenst-vo Bashkortostana na rubezhe XX-XXI vekov [Muslim Clergy of Bashkortostan at the Turn of the 20th-21st Centuries]. Abstract of Ph.D. Thesis. Izhevsk, 2012, 24 p. (In Russ.).

7. Touzbekov, A.I., Bakhshijev, I.I. Arkheolo-gicheskije pamjatniki kak objekt sakralizatsii (na primere

mogil'nika Il'chegulovo IV) [Archeological Sites as a Sacralisation Object (on the Example of Ilchegoulovo IV Burial Ground)]. Izvestija Ufimskogo nauchnogo tsentra Rossijskoj akademii nauk [Bulletin of the Ufa Science Centre of the Russian Academy of Sciences]. 2015, No 4, pp. 103-107 (In Russ.).

8. Yarlykapov, A.A. Rossijskij islam v kontekste situatsii na Blizhnem Vostoke [Russian Islam in the Context of the Middle East Situation]. Valdajskije zapiski [Valdai Notes]. No 48, June, 2016, pp. 1-11. Available at: http://ru.valdaiclub.com/files/12494/ (In Russ.).

9. Tsibenko, V.V. Nakshbandijskij tarikat khakkanija (rabbanija) i neoosmanskij projekt sheikha Nazima Kipriotskogo [Naqshbandi Tariqa Haqqaniya (Rabbaniya) and Neo-Ottoman Project of Sheikh Nazim of Cyprus]. Islamovedenije [Islam Studies]. 2014. No 2, pp. 95-104 (In Russ.).

10. Karamyshev, R.D. Etnoreligioznaja situatsija v Respublike Bashkortostan (na primere islamskoj ummy): problemy, tendentsii, perspektivy [Ethnic and Religious Situation in the Republic of Bashkortostan (on the Example of the Bashkortostan Ummah): Issues, Trends, Prospects]. Ufa, Mir pechati publ., 2014, 194 p. (In Russ.).

11. Berdin, A.T. O problemakh vzaimodejstvija gosudarstva i musul'manskogo obshchestva na primere Respubliki Bashkortostan [On the Problems of State Interaction with the Islamic Community Exemplified by the Republic of Bashkortostan]. In: Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoje projektirovanije [Problem Analysis and State-Government Project Development]. 2015, No 1, pp. 79-96 (In Russ.).

12. Religioznyje objedinenija Respubliki Bashkortostan. Spravochnik [A Guide to Religious Associations of the Republic of Bashkortostan]. Ufa, GUP RB Ufimskij poligrafkombinat, 2014, 168 p. (In Russ.).

13. Fetwa Groznenskoj konferentsii "Kto oni -posledovateliSunny?" [Fetwah of the Grozny Conference "Who are They - the Followers of Sunnah?"]. Television and Radio Broadcasting Company Named after Akmad-hadji Kadyrov. Available at: http://putyislama.ru/ kerla/4226 (In Russ.).

14. Bouranchin, A.M., Badranov, A.Sh. Respublika Bashkortostan v sisteme rossijskogo federalizma (konstitutsionno-pravovoj i politologicheskij analiz) [Republic of Bashkortostan within the System of the Russian Federalism (Constitutional Law and Political Studies Analysis)]. Ufa, DizajnPoligrafServis, 2009, 128 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.