Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ПУБЛИЧНОГО ПРАВОПРЕЕМСТВА'

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ПУБЛИЧНОГО ПРАВОПРЕЕМСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / публичное правопреемство / государственный континуитет / правопродолжательство / нормы права. / legal regulation / public succession / state continuity / legal succession / norms of law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пичужкин К.В.

В данной статье автор характеризует современное правовое регулирование публичного правопреемства. В настоящее время российский законодатель уделяет большое внимание закреплению континуитета российской государственности. Целью исследования является выявление основных черт, присущих правовому регулированию в сфере публичного правопреемства. Основным методом, используемым автором, является комплексный анализ правовых норм, действующих в данной сфере. В конце автор приходит к выводу о том, что в российской правовой системе нет единства и определенности понятий в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE MODERN LEGAL REGULATION OF ISSUES OF PUBLIC SUCCESSION

In this article, the author characterizes the modern legal regulation of public succession. Currently, the Russian legislator pays great attention to consolidating the continuity of Russian statehood. The purpose of the study is to identify the main features inherent in legal regulation in the field of public succession. The main method used by the author is a comprehensive analysis of the legal norms in force in this area. In the end, the author comes to the conclusion that in the Russian legal system there is no unity and certainty of concepts in this area.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ПУБЛИЧНОГО ПРАВОПРЕЕМСТВА»

УДК 342

Пичужкин К.В. студент 1 курса магистратуры Юридического института имени М.М. Сперанского Владимирского государственного университета

имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Российская Федерация, г.Владимир

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ПУБЛИЧНОГО ПРАВОПРЕЕМСТВА

Аннотация. В данной статье автор характеризует современное правовое регулирование публичного правопреемства. В настоящее время российский законодатель уделяет большое внимание закреплению континуитета российской государственности. Целью исследования является выявление основных черт, присущих правовому регулированию в сфере публичного правопреемства. Основным методом, используемым автором, является комплексный анализ правовых норм, действующих в данной сфере. В конце автор приходит к выводу о том, что в российской правовой системе нет единства и определенности понятий в указанной сфере.

Ключевые слова: правовое регулирование, публичное правопреемство, государственный континуитет, правопродолжательство, нормы права.

Pichuzhkin K. V.

1st year master student Law Institute named after M.M. Speransky Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs

Russian Federation, Vladimir

CHARACTERISTICS OF THE MODERN LEGAL REGULATION OF ISSUES OF PUBLIC SUCCESSION

Abstract. In this article, the author characterizes the modern legal regulation of public succession. Currently, the Russian legislator pays great attention to consolidating the continuity of Russian statehood. The purpose of the study is to identify the main features inherent in legal regulation in the field of public succession. The main method used by the author is a comprehensive analysis of the legal norms in force in this area. In the end, the author comes to the conclusion that in the Russian legal system there is no unity and certainty of concepts in this area.

Keywords: legal regulation, public succession, state continuity, legal succession, norms of law.

В настоящее время руководство Российской Федерации активно занимается вопросами сохранения самосознания политической нации и сохранения духовного наследия и исторической памяти, которые выступают значимым аспектом государственно-правовой идентичности. Статус Российской Федерации как правопродолжателя Российской Империи и Советского Союза, а также иных форм организации Российского государства, составляет неотъемлемую характеристику ее суверенитета во внутригосударственных и международных делах. Однако до сих пор не установлена и не находит реализацию универсальная концепция правопродолжательства, которая соотнесена с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности.

Изучая современную систему правовых норм, регулирующий отношения, связанные с публичным правопреемством, можно заметить, что до сих пор не выработано общего подхода к практической реализации положений о государственном континуитете России. Первые попытки правового закрепления указанного статуса были предприняты во второй половине 1990-х годов [1], однако дальнейшего развития почти не получили.

В 2020 году к Конституции Российской Федерации были внесены нововведения, касающиеся публичного правопреемства. Нововведенная часть 1 статьи 67.1 Конституции России закрепила статус правопродолжателя СССР за Российской Федерацией на конституционном уровне. Вкупе с частью 2 той же статьи законодатель оформил и наделил высшей юридической силой признание непрерывности Российского государства [2]. Заключение Конституционного Суда РФ о соответствии конституционных поправок 2020 года положениям глав 1, 2 и 9 Основного закона вовсе указывает, что таким образом норма о правопродолжательстве «закрепляет ее [России] конституционную идентичность во внутригосударственном и международном пространстве» [3].

Этот статус нашел множество проявлений в других правовых актах. Например, 18 января 2024 года Президент России издал распоряжение о поиске недвижимого имущества бывшей Российской Империи, бывшего Союза Советских Социалистических Республик, о надлежащем оформлении прав Российской Федерации на это имущество и его юридической защитой. Таким образом, в настоящее время осуществляются реальные активные действия по возвращению имущества предшествующих форм организации Российского государства их законному владельцу -России [4]. Текущие результаты невелики, но имеют большой потенциал.

Исходя из той важности и актуальности закрепления государственного континуитета, о которой говорят вышеуказанные

нововведения, мы считаем необходимым дать комплексный анализ действующему правовому регулированию в данной сфере.

В качестве первой характеристики правового регулирования в сфере континуитета Российского государства мы рассмотрим общую направленность правовых норм, о которой мы можем сделать вывод на основании их классификации. Следует отметить, что среди норм в данной сфере особо выделяются исходные нормы. Например, в Федеральном законе от 24.05.1999 № 99-ФЗ содержится норма-принцип, закрепляющая принцип непрерывности (континуитета) российской государственности [5]. В тексте Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ содержатся нормы-дефиниции, в том числе определяющие понятия, непосредственно связанные с исследуемыми правоотношениями [6]. В том же законе содержится определительно-установочная норма о том, что указанный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР.

Вопросы государственного континуитета также регулируются и нормами-правилами поведения. Многие из них непосредственно основываются на принципах правопреемства, правопродолжательства и континуитета. Например, категория «соотечественник», представляющая субъектов правоотношений, основывается именно на вышеуказанных принципах. В связи с этим государство берет на себя обязательство содействовать и поддерживать соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка, религии и образования, в области информации. Для реализации этих норм закон закрепляет общие и отдельные полномочия органов публичной власти Российской Федерации.

В рамках регулирования общественных отношений правовые нормы всегда взаимодействуют с правовыми нормами из других сфер, иными социальными нормами, а также с несоциальными регуляторами. Для того, чтобы в полной мере охарактеризовать правовое регулирование публичного правопреемства, мы считаем необходимым выявить и охарактеризовать это взаимодействие применительно к рассматриваемым нами нормам права.

Взаимодействие с другими правовыми нормами, регулирующими сходные общественные отношения, проявляется во влиянии доктрины правопродолжательства на действие и содержание норм различных отраслей права. Многие нормативные правовые акты Советского Союза продолжают действие. Правовая связь с прошлым политическим режимом обязывает Россию возможность переноса обязательства возмещать вред за действия государства, признанные неправомерными. Например, Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» объективизирует возникшие в связи с фактом причинения соответствующего вреда конституционно-правовые отношения по поводу его возмещения между гражданами, являющимися жертвами политических

репрессий, и Российской Федерацией как правопреемником СССР -государства, с деятельностью которого связано причинение вреда, по своему характеру представляющего собой вред [7]. Это обязывает современную Россию стремиться к возможно более полному возмещению такого вреда на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала.

Несмотря на урегулированность важных общественных отношений нормами права, в них присутствуют основополагающие начала норм морали и нравственности, которые выражаются, среди прочего, в действиях по защите исторической правды, сохранению символов воинской славы, противодействие оскорблению памяти защитников Отечества. Здесь же находят свое действие и традиции, например, организация караула у Вечного огня на Могиле Неизвестного Солдата и караул в Зале Славы Музея Победы.

Взаимодействие с несоциальными регуляторами минимально, так как исследуемые общественные отношения рождаются исключительно из правовой сферы. Однако это взаимодействие не исключено. Примером взаимодействия исследуемых отношений с техническими нормами, представляющими собой несоциальные регуляторы, может послужить ГОСТ Р 51130-2023 «Флаг Государственный Российской Федерации. Общие технические условия». Во введении к этому стандарту закреплена связь Российской Федерации с ее многовековой историей, находящая, согласно тексту стандарта, символическое оформление в Государственном флаге [8].

Стоит отметить, что правовые нормы не всегда реализуются на практике. А если и реализуются, то не всегда именно так, как задумывал их правотворец. Точной реализации правовых норм противодействуют определенные обстоятельства и факторы.

Противодействовать правовой норме о публичном правопреемстве способны различные политические факторы. Так некоторые иностранные государства, например, Украина, открыто оспаривают статус Российской Федерации как правопродолжателя СССР. Помимо этого Латвия и Эстония выдвигают территориальные претензии к России в связи с непризнанием действительными соглашений о границе, заключенных до присоединения прибалтийских республик к СССР. Подобные препятствия реализации правовых норм о публичном правопреемстве могут создавать и международные публичные организации. Например, Организация Объединенных Наций не признала публично-правовую тождественность Союзной республики Югославии (Сербия и Черногория) с Социалистической Федеративной Республикой Югославии и вынудила Малую Югославию вступить в ООН заново в качестве нового государства-члена [9].

В целом на сегодняшний день законодатель стремится урегулировать основные наиболее важные вопросы публичного правопреемства и континуитета Российской Федерации. Высокое значение этого явления продиктовало необходимость отражения нормы о правовом продолжении и историческом единстве Российского государства в акте высшей юридической силы - Конституции Российской Федерации. Но следует отметить, что в российской правовой системе нет единства понятий и содержаний понятий, из-за чего конституционное закрепление государственного континуитета может быть затруднено.

Использованные источники:

1. Об осуществлении прав и выполнении обязательств, вытекающих из международных договоров, заключенных СССР: Письмо МИД РФ от 13.01.1992 К№ 11/Угп // Дипломатический вестник. - 1992. - № 2-3. - С. 34.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31. - Ст. 4398.

3. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 г. № 1 -З // Российская газета. - 2020. - № 56.

4. Распоряжение Президента Российской Федерации от 18.01.2024 № 21 -рп [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации Российской Федерации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401180021, свободный. -Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.05.2024).

5. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 22. - Ст. 2670.

6. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -1995. - № 29. - Ст. 2757.

7. Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» // Ведомостях СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 44. - Ст. 1428.

8. ГОСТ Р 51130-2023 Флаг Государственный Российской Федерации. Общие технические условия: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2023 г. № 694-ст: введен взамен ГОСТ Р 51130— 98: дата введения 2024-02-01. - Москва: Российский институт стандартизации, 2023.

- 12 с.

9. Пресс-релиз Департамента общественной информации ООН ORG/1469 от 3 июня 2006 года // Организация Объединенных Наций. - Нью-Йорк, 2006.

- 8 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.