DOI: 10.25198/1814-6457-227- 11 УДК 37.061
Верник И.С.
Омский государственный педагогический Университет, г Омск, Россия
E-mail: [email protected]
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Ценность личного успеха при снижении значимости общественного благосостояния, прагматический взгляд на жизнь, «феномен недоверия» к получаемой информации, снижение авторитета старших характерны для сегодняшнего подрастающего поколения. Существует противоречие между необходимостью обеспечения успешной социализации детей в современном обществе и снижающейся значимостью традиционных институтов: семьи, школы, группы сверстников в этом процессе. В качестве одного из ведущих институтов социализации подрастающего поколения рассматриваются средства массовой информации. Они определены как средство создания образовательной и развивающей среды, модернизирующей нормы воспитания детей и подростков. В ходе теоретического исследования мною выявлено, что сегодня не до конца определены культурные ожидания, социальные предписания и ограничения, а также требования, предъявляемые к деятельности и поведению ребенка. Наблюдается вариативность и плюрализм общественных образов, ориентирующих направление процесса воспитания современных детей. Тревожным является процесс раннего приобщения детей к «взрослой» культуре, широко демонстрируемой средствами массовой информации. Получают распространение два противоречивых феномена: «социального сиротства» детей и «тотального контроля» за ними со стороны родителей, что свидетельствует о кризисе детско-родительских отношений. По моему мнению, современной школе необходимо учитывать стремление детей и подростков к опосредованному общению и социализации. Следует готовить их к постоянно меняющимся условиям жизни, альтернативности жизненного и профессионального пути. Необходимо научить их ориентироваться в условиях широкого спектра образцов и моделей поведения, в том числе в виртуальном пространстве.
Ключевые слова: социальная ситуация развития детей, условия неопределенности, информационное общество, воспитание и развитие детей и подростков, детско-родительские отношения, средства массовой информации.
Для цитирования: Верник И.С. Характеристика социальной ситуации развития детей в условиях неопределенности / И.С. Верник // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - №4 (227). - С. 11-17.
Vernik I.S.
Omsk pedagogical state University, Omsk, Russia E-mail: [email protected]
CHARACTERISTIC OF SOCIAL SITUATION OF CHILDREN DEVELOPMENT IN THE ENVIRONMENT OF UNCERTAINTY
The value of personal success while reducing the importance of public welfare, a pragmatic outlook on life, the «phenomenon of mistrust» in the information received, and a decline in the authority of elders are characteristic of today's rising generation. There is a contradiction between the need to ensure the successful socialization of children in modern society and the declining importance of traditional institutions: family, school, peer group in this process. The mass media are considered as one of the leading institutions of socialization of the younger generation. They are defined as a means of creating an educational and developmental environment that modernizes the norms of raising children and adolescents. In the course of theoretical research, I found that today cultural expectations, social prescriptions and restrictions, as well as requirements for the activities and behavior of a child are not fully defined. There is a variability and pluralism of public images that guide the direction of the process of raising modern children. The process of early introduction of children to the «adult» culture, widely demonstrated by the media, is alarming. Two contradictory phenomena are spreading: «social orphanhood» of children and «total control» over them by their parents, which indicates a crisis in parent-child relations. In my opinion, the modern school needs to take into account the desire of children and adolescents for indirect communication and socialization. They should be prepared for the constantly changing living conditions, alternative life and professional paths. It is necessary to teach them to navigate in a wide range of behavior patterns, including in the virtual space.
Key words: social situation of development, Information Society, child's and teenager's guidance and education, family guidance, difficulties of child development.
Социологи характеризуют современную социальную ситуацию как неоднозначную и сложную с экономической точки зрения. В условиях экономической нестабильности достаточно сложно сохранить баланс в остальных сферах жизни, соответствовать постоянно меняющимся стандартам жизни.
Понятие социальной ситуации развития в психологии было впервые введено Л.С. Выготским, который рассматривал данное явление как структурный компонент психологического возраста, где социальная среда является источником психического развития ребенка, обучение играет ведущую роль, а нормативное направление развития задается «идеальной формой» социальных ожиданий и требований [2].
Социальная ситуация развития согласно Л. С. Выготскому - отношение, возникающее между ребенком и окружающей социальной действительностью, заданное его возрастными особенностями.
Исследование социальной ситуации подразумевает анализ роли среды в развитии ребенка, его отношения к ее отдельным компонентам, оценку его позиции в социальном окружении. В данном случае, вслед за Л.С. Выготским под социальной средой следует понимать не внешний, объективный фактор существования ребенка, а одной из первопричин, обуславливающих его развитие. Иными словами, развитие происходит в единстве связей ребенка с социальным окружением на каждом возрастном этапе.
Таким образом, социальная ситуация развития ребенка характеризуется его объективным положением в системе отношений с окружающими и субъективным отражением сложившихся отношений в переживаниях ребенка, а также реализацией этих переживаний в совместной деятельности с окружающими.
Исследование субъективного и объективного аспектов социальной ситуации, предложенное Л.С. Выготским, основанное на изучении условий и механизмов перехода объективных отношений в субъективные, обладающие личностным смыслом для ребенка, получило дальнейшее развитие в работах Л.И. Божович. Объективное содержание социальной ситуации развития ребенка, по мнению исследователя, составляют требования, предъявляемые окружением к его деятельности и поведению, куль-
турные ожидания, социальные предписания и ограничения. Иными словами, объективный аспект социальной ситуации развития - это некий «идеальный» системный образ ребенка, возникающий в общественном сознании. При этом система общественных отношений преломляется в сознании каждого ребенка с учетом его индивидуальных потребностей, ценностей и ожиданий, формируя субъективный аспект социальной ситуации развития, получившей в работах Л.И. Божович название внутренней позиции ребенка - системы потребностей и стремлений, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития новых психических качеств [1].
Стоит полагать, что направление развития личности ребенка определяется социальной ситуацией его развития. Вместе с тем, имеют место случаи непринятия субъектом своей социальной роли, когда в объективных условиях развития субъективное сознание ребенка встает в оппозицию с возникающими условиями. Таким образом, в благополучной среде «созревает» девиантная личность, в противовес этому объективно неблагополучные условия развития могут быть компенсированы особенностями внутренней позиции ребенка.
О.А. Карабанова конкретизировала содержание понятия социальной ситуации развития, выделив социальные контексты, в условиях которых она протекает: семья, образовательно-воспитательные учреждения, группы сверстников, что позволило сформулировать новую модель, представляющую собой систему взаимосвязанных элементов социального контекста, ориентирующего образа, внутренней позиции и социальных ожиданий. При этом «роль каждого из контекстов, где социальное окружение выступает как источник и носитель вида компетентности, овладение которой составляет задачу развития для ребенка на данной возрастной стадии, меняется на протяжении всего онтогенеза психики» [3, с. 34]. Социальная ситуация развития непосредственно связана с понятием ориентирующего образа, опосредующего деятельность ребенка и представленного его внутренней позицией, личностно-ориентирующим образом «Я», образом партнера и межличностными отношениями с ним. Содержание ориентирующих образов каждого из участников отношений -
самого ребенка и партнера непосредственным образом влияет на эффективность процесса переживания социальной ситуации на каждом возрастном этапе [3]. На наш взгляд социальная ситуация развития может быть представлена схематично (рисунок 1).
Особенностью современной социальной ситуации развития является неопределенность содержания ее объективного аспекта, не определены требования, предъявляемые окружением к деятельности и поведению ребенка, культурные ожидания, социальные предписания и ограничения, нет возможности с уверенностью ответить на вопрос: «Каков идеальный образ современного ребенка?» Приходим к выводу о вариативности образов, ориентирующих направление процесса воспитания современных детей. Современное информационное общество, в котором информация является важнейшим социальным и экономическим ресурсом, определяющим социальную стратификацию, процессы материального и духовного производства, характеризуется наличием рисков утраты эффективности и значимости традиционных институтов социализации - семьи, школы, группы сверстников. Особого внимания заслуживает процесс снижения влияния института семьи при формировании личности в детском возрасте,
выражающийся в росте показателей социального сиротства и кризис института семьи, в частности выражающийся в нарушении типа эмоциональной привязанности в детско-родительских отношениях: эмоциональная «спутанность» и симбиоз, тревожно-амбивалентный и тревожно-избегающий типы привязанности [15]. Иная крайность в детско-родительских отношениях выражается в том, что родители, стараясь оградить ребенка от нежелательных ситуаций, усиливают родительский контроль, ограничивая свободу передвижения и выбора среды общения. Данный тип родительского поведения обусловлен двумя причинами, первая из которых - страх за жизнь и здоровье ребенка в условиях повышенного уровня преступности, вторая причина - тревога за будущее ребенка, желание предоставить все возможные условия для самореализации, что в итоге приводит к высокому уровню детской тревожности, неспособности принять решение, излишней зависимости от взрослого. В подростковом возрасте дети стремятся приобрести эмоциональную сепарацию от родителей, оставаясь эмоционально зависимыми от близкого взрослого и испытывая депривацию включенности родителей [3]. Данное явление находит свое отражение на стремлении детей к автономии деятельности, в
Рисунок 1 - Состав социальной ситуации развития ребенка
частности, их нежелание, чтобы родительского вторжения в школьную жизнь, что усложняет процесс взаимодействия семьи и школы. Постоянный родительский контроль всех сфер жизни ребенка приводит к ограничению общения со сверстниками, раннему «погружению» во взрослую культуру. Как отмечают современные психологи, среди подрастающего поколения отсутствует «детская» культура: фильмы, песни, игры, увлечения, возникает сложность для педагогов дошкольных и школьных учреждений в выборе методов воспитания, по причине того, что современных детей сложно удивить или увлечь какой-либо деятельностью. Излишнее увлечение «взрослой» культурой также приводит к асоциальному поведению и проявлению агрессии уже в дошкольный период детства. Рост числа детей с ограничением физических возможностей и особенностями здоровья в силу родовых травм и осложненного процесса протекания раннего детства сказывается на уровне развития эмоционально-волевой сферы, что особенно проявляется в период подготовки к школе в форме эмоциональной неподготовленности к смене деятельности. Факты отставания в развитии, сказывающиеся на успешности протекания процесса обучения, становятся одной из причин взаимодействия родителей со школьными учителями.
В сложившихся условиях необходим поиск новых ориентиров развития, определение «идеального» образа гражданина. Стратегия развития информационного общества, призванная определить основные направления развития, в качестве одной из важнейших определяет задачу сохранения культуры народа, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения [9]. Несмотря на определенное направление, современную ситуацию развития характеризует явление социальной аномии - нравственно-психологическое состояние общественного сознания, характеризующееся утратой существующей прежде системы ценностей, обусловленной кризисом общества и противоречием между провозглашенными целями и отсутствием возможности их реализации [8]. С точки зрения развития личности социальная аномия представляется одной из причин угрозы
утраты преемственности и возникновения «разрыва между поколениями», определяя смену традиционных институтов социализации. Современные психологи подчеркивают важность процесса усвоения «поколенческих ценностей», формирование которых приходится на возраст до 10-12 лет. Таким образом, смена ценностной парадигмы, влияющая на успешность процесса самоопределения в современном мире, происходит после усвоения основных базовых ценностей. Современная ситуация развития характеризуется повышением значимости ценностей личного успеха при снижении значимости общественного благосостояния. Следующей причиной угрозы прерывания культурной, духовной и нравственной преемственности поколений может стать явление культурной депри-вации, наблюдаемое в современном обществе, характеризующееся ограничением доступа к духовным ресурсам, находящимся в области культурного опыта человека, участвующим в формировании личности [10]. Причиной отказа подрастающего поколения ориентироваться на несоответствующий, по их словам, реальности опыт взрослых видится нам изменение процесса социализации в условиях быстрой смены общественных явлений и процессов. Таким образом, каждое новое поколение вынуждено стоить новые социальные структуры и выступать инициатором смены ценностной культурной парадигмы на основе усвоенной в детстве системы базовых культурных ценностей.
В последние годы наблюдается увеличение периода отрочества и самоопределения, свойственного данному периоду, обусловленного ростом социальной неопределенности [12]. Основным результатом, ожидаемом к концу данного периода, является личностное самоопределение. В силу вышеназванных особенностей данный период не всегда завершается обретением самоидентичности, что влечет за собой риск возникновения неразрешенного кризиса идентичности, нежелании взрослеть, личностном инфантилизме, сепарации, консервации эмоционально-личностного эгоцентризма. Данное явление находит свое отражение в увеличении длительности периода отрочества и зависимости от родителей.
Высокая социальная неопределенность современного общества способствует возник-
новению ряда трудностей в процессе развития детей:
- трудности социально-психологической адаптации к постоянно меняющимся условиям и, как следствие, повышенная тревожность и эмоциональная напряженность детей;
- трудности социализации в условиях большого выбора групп социализации, возникновение рисков альтернативной социализации и десоциализации;
- трудности в принятии общественных ценностей в условиях быстрой смены и неопределенности системы ценностей, приводящие к конфликту поколений;
- трудности формирования социальной идентичности в условиях широкого спектра образцов и моделей, в том числе негативной идентичности;
- трудности, связанные с процессами гло-бализациии возрастанием межэтнической напряженности;
- трудности общения, приводящие к проблемам личностного развития, связанные с распространением сети интернет и опасностью ухода от реального общения в виртуальное пространство.
В детско-подростковой среде получает распространение явление эскапизма - ухода от реальной ситуации в область интересов и увлечений, не контролируемых обществом и, как следствие, рост компьютерной, игровой, эмоциональной и другого рода зависимостей, ограничение общения со сверстниками, низкий уровень коммуникативной компетентности, явления одиночества [5]. Современные информационно-коммуникационные технологии и появляющиеся на их основе новые виды коммуникации способствуют возникновению новой психологической реальности, исчезновению границ между виртуальным миром и реальностью: повседневную жизнь, протекающую в параллельной реальности, есть возможность как начать заново, так и обрести новую, что, в конечном итоге, может привести к потери самоценности и утрате чувства необратимости реальной жизни. Таким образом, современной школе приходится учитывать стремление современных подростков к опосредованному общению.
Одной из характеристик современной ситуации развития также является социальная
стратификация детства, доминировавшая в обществе в средние века, в последствие замещенная возрастной стратификацией в середине и конце прошлого века и вновь возникшая в современном обществе, особенностью которой является выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни различных групп населения, приводящая к нарастанию групповых различий в траекториях развития детей из разных слоев общества.
При этом одним из важнейших институтов социализации, неформального образования и просвещения нового поколения становятся средства массовой информации, способные оказать содействие в решении непростых задач ориентирования в современном мире в условиях роста социальной неопределенности, при помощи отбора, классификации, категоризации и интерпретации явлений социальной жизни, поскольку те же процессы происходят при работе с информацией. Предлагая широкое разнообразие как про-социальных, так и асоциальных ценностей, сами средства массовой информации не выполняют критический отбор предоставляемой информации и не несут за нее ответственности, определяя тем самым задачу семьи и школы формировать у современных детей навыки критического мышления. Вместе с тем, отвечая на запросы общества, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов предоставляет возможность создания образовательной развивающей информационной среды, позволяющей полноценно удовлетворить индивидуальные запросы, мотивы и интересы обучающихся в ходе построения индивидуальной образовательной траектории в рамках модернизации системы образования. Вместе с тем существует риск формирования у детей клипового сознания вследствие доступности развлекательной информации, приводящий к снижению доли развивающих видов активной деятельности. В этой связи ключевой задачей медиаобразования становится развитие навыков разумного и адекватного использования информационных ресурсов. Средства массовой информации играют положительную роль в процессе социализации детей, заключающуюся в введении ребенка в мир культуры, трансляции норм и правил поведения, социальных ценностей, ориентации субъекта в системе социальных отношений, формировании коммуникативной
культуры. Во мнении современных подростков присутствует больше окружающей среды по сравнению с их сверстниками из прошлого в силу навязчивого характера легкодоступной информации социальной, политической, культурной, поэтому диалог детей со взрослыми часто напоминает взаимодействие равных собеседников.
Подводя итоги, можем сказать, что под социальной ситуацией развития мы понимаем систему взаимодействия ребенка с окружающей действительностью, отражающуюся в субъективных переживаниях и формировании отношений с окружающими.
Современная социальная ситуация развития детей характеризуется рядом особенностей, так или иначе влияющих на формирование личности ребенка:
1. Цифровизация общества сказывается практически на всех сферах жизни современных детей от процесса усвоения новой информации до форм трансляции полученных знаний и характере общения.
2. Излишний контроль всех сфер жизни ребенка со стороны взрослых приводит к стрем-
лению к автономности, ранней эмоциональной сепарации от родителей на фоне длительной экономической зависимости от них, возрастанию ценности собственного выбора.
3. Вариативность способов самореализации, предлагаемая современным миром, обуславливает стремительную смену социальных и культурных ценностей, необходимость непрерывного процесса формирования собственной системы ценностей, отвечающих запросам общества.
4. Экономические условия диктуют увеличение периода формирования финансовой и, как следствие, социально зависимости представителе нового поколения от родителей.
Таким образом современная социальная ситуация развития и существующие на ее фоне проблемы институтов социализации и кризисных явлений детства обуславливают необходимость модернизации процесса обучения и воспитания в целом путём создания инновационных форм социализации детей и подростков с привлечением средств массовой информации и коммуникации.
18.04.2020
Список литературы:
1. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема [Текст] // Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Издание 2-е, стереотипное. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. - С. 55-91.
2. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст] / Л.С. Выготский // Собр.соч. в 6 т. - Т.4. - М.: Педагогика, 1983. - 433 с.
3. Карабанова, О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции : дис.... д-ра психол. Наук [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: 2002. - 379 с.
4. Карабанова, О.А. «Социальная ситуация развития» как альтернатива «среде» в понимании движущих сил психического развития ребенка. [Текст] / О.А. Карабанова // Журнал практического психолога. - М. - 2003 - №1. - С. 9-16.
5. Лебедева, О.В. Актуальность исследования феномена эскапизма в подростковом возрасте [Текст] // От истоков к современности. Сборник по материалам конференции 29.09.2015. - М.: Когито-Центр, 2015. - С. 41-44.
6. Мелия, М. Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей [Текст] / М. Мелия. - М.: Эксмо, 2019. - 208 с.
7. Никонов, Е. Почему подростки миллениум - хоумлендер (2000 - 2006 г.р.) такие «колючие»? [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://гщепега1:юп8.8и/2018/06/06/почему- подростки-миллениум-хоумленд/
8. Санжаревский, И.И. Политическая наука: Словарь-справочник [Электронный ресурс]. - Изд. 6-е испр. и доп., 2014. Режим доступа: http://glos.virmk.ru/. Дата обращения: 21.12.2019.
9. Стратегия развития информационного общества РФ на 2017 - 2030 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 203 09.05.2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/e91 cc5f89aaced60e19c6c6554fc03432f4ee971 Дата обращения: 11.01.2020.
10. Уманская, Е.Г. Развитие личности в условиях депривации: Монография [Тест] / Е.Г. Уманская - М.: Прометей, 2013. - 160 с.
11. Шамис, Е. В семье не без Миллениума. Что делать поколению (1985-2002 г.р.), которое меняет мир [Текст] // Е. Шамис, Е. Никонов - М.: Synergy book, 2019. - 184 с.
12. Эриксон, Э.Х. Детство и общество (сборник) [Текст] / Э.Х. Эриксон. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
13. Education, Society and the K-12 Learner. Part II: Educational Psychology [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://courses. lumenlearning.com/teachereducationx92x1/ Дата обращения: 24.02.2020.
14. Tomczyk tukasz Digital competences of parents in the matter of electronic threats [Электронный ресурс] / Tomczyk tukasz // SHS Web of Conferences 48, 01004. - 2018. Режим доступа: https://doi.org/10.1051/shsconf/20184801004 Дата обращения: 12.11.2020.
15. Marsh, J. Young Children's Initiation into Family Literacy Practices in the Digital Age [Текст] / J. Marsh, P. Hannon, M. Lewis, L. Ritchie // Journal Of Early Childhood Research. - 2017. - №15(1). - Pp. 47-60.
16. Self-evaluation of Parental Competence - Differences Between Parents with Pedagogical and Non-Pedagogical Professions [Текст] // World Journal of Education. - 2018. - Vol. 8. - №2. - С. 1-9
17. Socioemotional Development in Childhood [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// courses.lumenlearning.com/atd-hostos-childdevelopment/chapter/socioemotional-development-in-childgood/
References
1. Bozhovich, L. I. Schoolchidren's relation to studying as psychological problem. Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannye psihologicheskie trudy. [Problems of a person's formation: selected psychological studies], Moscow, Institute Practicheskoy Psichologii, 1995, pp. 55 - 91.
2. Vygotskiy L.S. Problema vozrasta [The problem of age] vol. 4, Moscow, Pedagogika, 1983, 433p.
3. Karabanova O.A. Social'naya situaciya razvitiya rebenka: struktura, dinamika, principy korrekcii [Social situation of child's development: structure, dynamics, principles of correction]. Doctor's thesis, Moskow, 2002, 379 p.
4. Karabanova O.A. «Social situation of development» as alternative to «environment» to understand the force of child mental development. Zhurnal practicheskogo psichologa [Journal of practical psychologist], no. 1, Moscow, 2003, pp. 9 - 16.
5. Lebedeva O.V. Actuality of investigation of phenomenon of escapism of teenagers. Ot istokov k sovremennosti. Sbornik po materialam conferenczii [From sources to modernity. Digest of studies of conference] 2015/09/29, Moscow: Kognito-Czentr, 2015, pp. 41-45.
6. Melia M. Otstan'te ot rebenka! Prostie pravila mudrih roditeley [Let child alone! Simple rules of wise parents], Moscow, Eksmo, 2019, 208 p.
7. Nikonov E. Pochemu podrostki millennium - houmlenderi (2000 - 2006 y.b.) takie kolyuchie [Why millennium - home lender teenagers (2000 - 2006 y.b.) so thorny]. Available at: http://rugenerations.su/2018/06/06/почему-подростки-миллениум-хоумленд/
8. Sanjarevskiy I.I. Politicheskaya nauka [Political Science]: Dictionary - directory. Edition 6, corr. and edd., 2014. Available at: http://glos. virmk.ru/
9. The strategy of informative society of Russian Federation's development in 2017 - 2030 years is affirmed by the President of Russian Federation's decree no. 203 2017/05/09. Available at: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/e91cc5f89aaced60e19c6c65 54fc03432f4ee971
10. Umanskaya E.G. Razvitie lichnosti v usloviyah deprivaczii [Personal development in conditions of deprivation]: Monograph, Moskow, Prometey, 2013, 160 p.
11. Shamis E. V sem'e ne bez Milleniuma. Chto delat' pokoleniyu (1985-2002 g.r.), kotoroe menyaet mir [There are no families without Millennium. What to do generation (1985 - 2002 y.b.), that change the world]. Moscow, Synergy book, 2019, 184 p.
12. Ericson E.H. Detstvo i obhhshestvo [Childhood and society] (digest) . Edition 2, corr. and edd., Translation from English, Saint Petersburg, Lenato, AST, Fond «Universitetskaya kniga», 1996, 592 p.
13. Education, Society and the K-12 Learner. Part II: Educational Psychology. Available at: http://courses.lumenlearning.com/teachereducationx92x1/ Дата обращения: 24.02.2020
14. Tomczyk Lukasz Digital competences of parents in the matter of electronic threats: SHS Web of Conferences 48, 01004 (2018) Available at: https://doi.org/10.1051/shsconf/20184801004 Дата обращения: 12.11.2020.
15. Marsh, J., Hannon, P., Lewis, M., & Ritchie, L. Young Children's Initiation into Family Literacy Practices in the Digital Age Journal Of Early Childhood Research, 15(1), 47-60, (2017).
16. Self-evaluation of Parental Competence - Differences Between Parents with Pedagogical and Non-Pedagogical Professions. World Journal of Education, Vol. 8, № 2 2018, С. 1-9
17. Socioemotional Development in Childhood. Available at: https:// courses.lumenlearning.com/atd-hostos-childdevelopment/chapter/ socioemotional-development-in-childgood/
Сведения об авторе:
Верник Ирина Сергеевна, аспирант кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета E-mail: [email protected]