Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕХНИКА / «ПОСТАВ» (GESTELL) / ЛОГОЦЕНТРИЗМ / РАЦИОНАЛИЗМ / «ЗНАЮЩИЙ КЛАСС» / СОЦИАЛЬНАЯ АТОМИЗАЦИЯ / НАДЗОРНЫЙ КАПИТАЛИЗМ / ПРОГРЕСС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вологин А.Е.

В статье разбирается феномен цифровизации как цивилизационное явление, присущее культуре, основанной на логоцентризме и рационализме. Суть цифровизации можно соотнести с понятием философии техники М. Хайдеггера «постав» (Gestell). Цифровизация не сводится лишь к новым формам организации экономики, это явление отражает и глобальные изменения в социально-политической и культурной действительности. Неконтролируемость и потенциальная опасность этих изменений вызывают беспокойство в ряде правительств, что находит отражение в стремлении взять под государственный контроль процесс цифровизации. Вовлечённость в процессы цифровизации способствует формированию «знающего класса» людей, с мировоззрением, которое сформировано в контексте нарративов европоцентристского либерального дискурса. Это мировоззрение имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать не только для вовлечения представителей «знающего класса» цифровизации в совместные проекты, но и при оценке возможных социально-политических и культурных вызовов, которые содержит в себе процесс цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE DIGITAL TRANSFORMATION PROCESS: NEW OPPORTUNITIES AND CHALLENGES GENERATED BY DIGITAL TRANSFORMATION

The article examines the phenomenon of digitalization as a civilizational phenomenon inherent in a culture based on logocentrism and rationalism. The essence of digitalization can be correlated with the concept of M. Heidegger's philosophy of technology "postav" (Gestell). Digitalization is not limited only to new forms of economic organization; this phenomenon also reflects global changes in socio-political and cultural reality. The uncontrollability and potential danger of these changes cause concern in a number of governments, which is reflected in the desire to take the digitalization process under state control. Involvement in the processes of digitalization contributes to the formation of a "knowledgeable class" of people with a worldview that is formed in the context of the narratives of the Eurocentric liberal discourse. This worldview has a number of features that must be considered not only to involve representatives of the "knowledgeable class" of digitalization in joint projects, but also when assessing possible socio-political and cultural challenges that the digitalization process contains.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ»

Ar СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Вологин А.Е.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ЦИФРОВОЙ

ТРАНСФОРМАЦИЕЙ

Аннотация. В статье разбирается феномен цифровизации как цивилизационное явление, присущее культуре, основанной на логоцентризме и рационализме. Суть цифровизации можно соотнести с понятием философии техники М. Хайдеггера «постав» (Gestell). Цифровизация не сводится лишь к новым формам организации экономики, это явление отражает и глобальные изменения в социально-политической и культурной действительности. Неконтролируемость и потенциальная опасность этих изменений вызывают беспокойство в ряде правительств, что находит отражение в стремлении взять под государственный контроль процесс цифровизации. Вовлечённость в процессы цифровизации способствует формированию «знающего класса» людей, с мировоззрением, которое сформировано в контексте нарративов европоцентристского либерального дискурса. Это мировоззрение имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать не только для вовлечения представителей «знающего класса» цифровизации в совместные проекты, но и при оценке возможных социально-политических и культурных вызовов, которые содержит в себе процесс цифровизации.

Ключевые слова. Цифровизация, техника, «постав» (Gestell), логоцентризм, рационализм, «знающий класс», социальная атомизация, надзорный капитализм, прогресс.

Vologin A.E.

CHARACTERISTICS OF THE DIGITAL TRANSFORMATION PROCESS: NEW OPPORTUNITIES AND CHALLENGES GENERATED BY DIGITAL TRANSFORMATION

Abstract. The article examines the phenomenon of digitalization as a civilizational phenomenon inherent in a culture based on logocentrism and rationalism. The essence of digitalization can be correlated with the concept ofM. Heidegger's philosophy of technology "postav" (Gestell). Digitalization is not limited only to new forms of economic organization; this phenomenon also reflects global changes in sociopolitical and cultural reality. The uncontrollability and potential danger of these changes cause concern in a number of governments, which is reflected in the desire to take the digitalization process under state control. Involvement in the processes of digitalization contributes to the formation of a "knowledgeable class" ofpeople with a worldview that is formed in the context of the narratives of the Eurocentric liberal discourse. This worldview has a number of features that must be considered not only to involve representatives of the "knowledgeable class" of digitalization in joint projects, but also when assessing possible socio-political and cultural challenges that the digitalization process contains.

ГРНТИ 06.39.41 © Вологин А.Е., 2023

Андрей Евгеньевич Вологин - аспирант кафедры экономики и управления социально-экономическими системами Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.

Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 44A (Russia, St. Petersburg, Lermontovskiy av., 44A). Тел.: 8 (981) 156-82-27. E-mail: vologinandrey@mail.ru.

Keywords. Digitalization, technology, Gestell, logocentrism, rationalism, "knowing class", social at-omization, supervisory capitalism, progress.

Цифровизация - чрезвычайно многоаспектное явление и, возможно, ещё до конца не понятое. Отношение к цифровизации неоднозначное и оно, скорее, напоминает опасения интеллектуалов рубежа XIX-XX вв. относительно наступления эпохи индустриализма с тотальной технизацией всех сфер жизнедеятельности. Опасения, вызываемые новыми явлениями, вполне понятны, особенно если новизна глобальна и тотально меняет жизнь человека. Но как бы к ней не относится, она есть отражение объективной реальности, закономерный этап технологического развития.

Одно из самых известных проникновений в метафизическую сущность феномена техники осуществлено М. Хайдеггером. Бытие техники он определяет как «постав» (Gestell), что для человека есть вызов и риск того, «что будет исследовать и разрабатывать только вещи, раскрытые по образу постава, всё измеряя его мерой. Тем самым закроется другая возможность - что человек всё раньше, глубже и изначальнее будет вникать в существо непотаённого и его непотаённости, принимая эту требующуюся для её раскрытия принадлежность к ней как своё собственное существо» [8, с. 232].

Что это будет означать для человека, культуры и истории? «То раскрытие, в ходе которого природа предстаёт как рассчитываемая система сил и воздействий, позволит делать правильные утверждения, но как раз из-за этих успехов упрочится опасность того, что посреди правильного ускользнёт истинное» [8, с. 232].

«Постав» (Gestell), как и реальность им порождаемая, - цивилизационное явление, этот феномен представляется естественным и неизбежным проявлением рационализма, который, в свою очередь, есть закономерное следствие логоцентризма как способа постижения и конструирования бытия. Логоцентризм заложен в основание цивилизации Запада: «Судья истины - Разум, причём не какой угодно, а общий и божественный. То, что нас объемлет, есть нечто разумное и мыслящее. Мы становимся мыслящими, вобрав в себя этот божественный Разум» [1].

Из изначально логоцентричного понимания бытия, из «мыслящего мышления» как «существенного мышления», «мышления по существу» [9, с. 19], произрастают особенности западной цивилизации, двусмысленные, потенциально нигилистские, спорные и неоднозначные с точки зрения представителей других культур, для которых Запад - часто символ абсолютной духовной опасности. Но многое из того, что порождается рационально мыслящим творческим субъектом, является необходимым и естественным достоянием всего человечества, что в полной мере относится и к технике в самом широком смысле этого слова.

«Стремительный подъём цифровых технологий представляет собой самое быстрое технологическое изменение в истории» [6, с. 277]. Одна из социально-экономических особенностей, порождаемая цифровизацией, состоит в том, что решающими факторами деятельности человека становятся не овеществлённые, а интеллектуальные и культурные феномены, и именно пользование и исключительное распоряжение ими становится целью деятельности самых разнообразных акторов [10, c. 622].

Цифровизация не есть только лишь определённый набор неких технических процедур, который призван облегчить некоторые процессы жизнедеятельности. В эпоху господства информационных технологий решающее значение приобретают ресурсы информации и особенно знания, то есть структурированный и приведённый в соответствии с определёнными системами смыслов набор информации. Цифровизация, возможно более чем какая-либо иная технологическая инновация, имеет политическое и геополитическое значение, она вполне может стать инструментом информационно-психологического террора.

Цифровизация порождает социально атомизированный мир: между людьми возрастает социальная дистанция, слабеют социальные контакты, понижается значение института семьи [5], жизнь человека ставится под контроль, появляется феномен «надзорного капитализма» [3], и всё это соответствует духу «новой нормальности» [11]. Эти разнообразные факторы, порождаемые цифрови-зацией, вызывают обоснованную тревогу у многих национальных правительств, особенно в странах, не относящихся к «коллективному Западу», правительства которых опасаются, что неконтро-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 1 (55).

19

лируемая цифровизация может повысить не только экономическую и политическую уязвимость, но и способствовать разрастанию ценностных кризисов вплоть до кризиса культурной идентичности.

В цифровизации заложен мощный антиэтатистский потенциал. Технологии цифровизации сужают поле деятельности бюрократии и способны бросить вызов государственным институтам. Понимая, что потенциально цифровизация способна обнулить государство, в некоторых странах, например, в Китае, процесс цифровизации берётся под жёсткий государственный контроль. Более того, можно утверждать, что в КНР создаётся система тотального государственного контроля над всеми процессами, затронутыми цифровизацией, в том числе и над разработками в сфере искусственного интеллекта [7].

Подобное охранительство со стороны государства, имеющего многотысячелетнюю историю, вполне объяснимо, поскольку при всём всемирном распространении цифровизации, духовные истоки этого явления всё-таки имеют цивилизационное происхождение. Но непосредственная вовлечённость в процессы цифровизации влечёт за собой появление и некоторых ментальных особенностей. Это практически неизбежно и обусловлено погружением в сферу определённых ценностных нарративов, а именно - логоцентризма и рационализма.

Если коротко охарактеризовать сущность данных ментальных изменений, то это - эмансипация личности, что, как правило, выражается в индивидуализме, рационализме и, часто, в антиэтатизме, под которым понимается отнюдь не анархизм, а полагание обременительности и ненужности государственной бюрократии, неэффективности и косности чиновничества, имманентная враждебность государства любым формам нонконформизма, то есть тому, что не укладывается в привычные рамки, не соответствует сложившимся традициям и стоящим на их страже инструкциям [4].

«Цифровики» по роду своей деятельности стремятся в идеале к всеобъемлющей независимости и самостоятельности. Пространством своей деятельности они мыслят потенциально весь мир, не признавая межгосударственных границ. Понимание ими личного достоинства опирается на ощущение свободы, которая неотделима от рационального мышления и динамичного интеллекта, стремящегося соответствовать убыстряющейся жизни [2]. Таковы, вкратце, ментальные особенности формируемого цифровизацией нового «знающего класса».

Но данной социальной группе присуща ещё одни мировоззренческая черта: её представители сформировались в сфере дискурса, который в основных чертах тождественен ценностной эпистеме либерализма и даже либертарианства. Это не означает безусловную верность либеральным постулатам, но это означает именно внутреннюю эмансипированность, эмансипированность сознания, одна из важнейших функций которого - способность и даже познавательная потребность в декон-струировании потенциально любого понятия, особенно претендующего на провиденциализм и детерминизм. Любая общественно-политическая конъюнктура видится не отражением объективизма, а результатом стечения обстоятельств и субъективных факторов, а может быть и ситуативных технологий.

Это значит, что всегда можно найти альтернативные способы структурирования социально-политической и ценностно-смысловой реальности. Такое мировосприятие предполагает определённую оппозиционность, особенно по отношению к системам организации социального пространства, тяготеющим к административно-политическому паноптикуму.

Кроме того, к убеждениям описываемого «знающего класса» относится признание ценности и безусловности прогресса, понимаемого не только как техническое совершенствование, но и как движение к демократизации общественно-политических институтов и открытости общества. При этом эмансипированное, но европоцентричное сознание «знающего класса» может формировать как означаемое, так и означающее в гегемонистские смысловые цепи так, что критерии «прогресса» и всё с ним связанное «светлое» будут, во-первых, определяться самими представителями «знающего класса», а, во-вторых, всё, что не соответствует их пониманию «прогресса», то есть «тёмное», будет соотноситься к «отсталостью» и отвергаться.

Один из незыблемых философских постулатов гласит: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». Это в полной мере относится к феномену цифровизации, который вобрал в себя двусмысленную неоднозначность «постава». Но это - часть мировой реальности, игнорирование которой невозможно. Поэтому остаётся: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Гераклит Эфесский: всё наследие. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. 416 с.

2. Джуди В. Времени в обрез: ускорение жизни при цифровом капитализме. М.: Дело, 2019. 305 с.

3. Зубофф Ш. Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти. М.: Издательство Института Гайдара, 2022. 784 с.

4. Миграции программистов в постсоветскую эпоху / под ред. М. Биаджоли, В. Лепинэ. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021. 608 с.

5. Миланович Б. Капитализм и ничего больше: будущее системы, которая правит миром. М.: Издательство Института Гайдара, 2022. 400 с.

6. Сакс Дж. Эпохи глобализации: география, технологии и институты. М.: Издательство Института Гайдара, 2022. 368с.

7. Форд М. Власть роботов. Как подготовиться к неизбежному. М.: Альпина нон-фикшн, 2022. 326 с.

8. Хайдеггер М. Вопрос о технике / В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.

9. ХайдеггерМ. Гераклит. СПб.: Изд. «Владимир Даль», 2011. 504 с.

10. Харламова А.А. Обеспечение экономической безопасности домашних хозяйств в условиях цифровизации // Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды. Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т, 2019. С. 619-626.

11. Шваб К. Капитализм всеобщего блага: новая модель мировой экономики. М.: Эксмо, 2022. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.